Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил об изменениях, предусмотренных проектом федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который внесен Президентом в составе пакета законопроектов в развитие положений обновленной Конституции РФ.

Законопроектом приводятся в соответствие с новыми положениями Конституции (ст. 125) порядок формирования и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

1. Так, законопроектом предусматривается, что Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Отмечается, что КС РФ может осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей. При этом принимать решения Конституционный Суд правомочен при участии в заседании не менее 6 судей.

Судьи КС РФ, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу поправки к Конституции РФ (4 июля 2020 г.), продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям.

Норма о новой численности состава КС РФ начнет применяться с того момента, когда число судей составит 11 человек.

До этого КС РФ правомочен принимать решения при участии в заседании не менее 2/3 от числа действующих судей.

2.

Определяется, что Конституционный Суд по запросу Президента проверяет конституционность законопроектов (проектов законов РФ о поправке к Конституции,проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов — до их принятия Госдумой в третьем чтении), а также принятых в установленном порядке законов до их подписания Президентом.

Кроме того, по запросу Президента Конституционный Суд проверяет конституционность законов субъектов РФ до их обнародования главой региона (высшим должностным лицом субъекта РФ, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).Внесение в КС РФ такого запроса приостанавливает дальнейшую работу с этими актами (проектами).

Если Конституционный Суд не подтвердит конституционность закона (законопроекта), то документ не подлежит дальнейшему рассмотрению, принятию, подписанию и обнародованию, до исключения из него положений, признанных неконституционными (устранения нарушений). Законопроект может быть внесен повторно после исключения неконституционных положений, — сообщил Павел Крашенинников.

При этом признание конституционности федерального конституционного или федерального закона (проекта) или закона субъекта РФ не исключает его последующей проверки Конституционным Судом по общим правилам, с учетом складывающейся правоприменительной практики, — подчеркнул Павел Крашенинников.

3. Законопроектом предусматривается, что Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, предположительно противоречащем Конституции РФ.

Правом обращения в КС РФ с таким запросом предлагается наделить Президента, Правительство, Верховный Суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Конституционный Суд разрешает вопрос об исполнимости решения с точки зрения соответствия истолкования положений международного договора положениям Конституции РФ.  

Павел Крашенинников отметил, что указанные нормы не направлены на отказ от международных обязательств, а позволяют создать конституционно приемлемый механизм их исполнения.

Он подчеркнул, что в нашей правовой системе, основанной на верховенстве Конституции РФ, не могут применяться такие правила международных актов и основанные на них решения межгосударственных органов, которые противоречили бы конституционным положениям.

В законопроекте также закрепляется, что в случае возникновения спора, КС РФ по запросу Президента, Правительства или Верховного Суда разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

Павел Крашенинников подчеркнул, что правило о публичном порядке является одним из основополагающих принципов международного частного права и содержится в правопорядках многих стран. Такое правило присутствуют и в положениях Гражданского кодекса РФ (ст. 1193), Семейного кодекса РФ (ст.

167). Там говорится, что норма иностранного права в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Под публичным порядком подразумеваются основы правопорядка, которые включает в себя фундаментальные принципы российского права: прежде всего, конституционные и принципы гражданского права.

Это, к примеру, такие принципы, как недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, равенство участников отношений и форм собственности, свобода договора, обеспечение восстановления нарушенного права, добросовестность участников отношений.

А также общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются частью российской правовой системы, включая правовые стандарты прав человека, — подчеркнул Павел Крашенинников.

Стоит обратить внимание, что неприменение норм иностранного права на основании нарушенияпубличного правопорядка возможно только в исключительных случаях.

Этот вопрос находится в компетенции Конституционного Суда  и требует, согласно проекту, от него серьезного обоснования с точки зрения соответствия или несоответствия такого решения основам конституционного строя, — подчеркнул Павел Крашенинников.

При этом лицо, в пользу которого вынесено решение межгосударственного органа или суда, признается стороной по делу и наделяется соответствующими процессуальными правами.

По результатам рассмотрения КС РФ может прийти к выводу о возможности исполнения в целом или в части решения межгосударственного органа, иностранного или международного суда,  международного арбитража,  или о невозможности исполнения такого решения в соответствии с Конституцией РФ.

 4.

В законопроекте указывается, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность законов и иных актов (нормативных актов Президента, Совета Федерации, Госдумы, Правительства; конституций (уставов), законов и иных нормативных актов субъекта РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения), примененных в конкретном деле —  в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.

Согласно законопроекту правом на такое обращение в КС РФ обладают граждане, юридические лица, а также в их интересах — Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, другие уполномоченные, общероссийские организации, а также иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом.  Жалоба может быть подана в срок не позднее 1 года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты. А если в пересмотре было отказано в связи с пропуском срока обжалования – в срок не позднее 1 года после принятия последнего судебного решения.

  • Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты в законопроекте понимается  подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или надзорной жалобы (если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке), если подача такой жалобы не привела к устранению нарушения конституционных прав.
  • Конституционный Суд может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или толкование оспариваемого акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики, свидетельствуют о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имело место в конкретном деле, не предполагается.
  • В целях обеспечения прав граждан и юридических лиц законопроектом предусматривается право Конституционного Суда в определении о принятии жалобы к рассмотрению указать на необходимость приостановления исполнения судебного постановления до вынесения Конституционного постановления и пересмотра конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт.

Если по результатам рассмотрения КС РФ пришел к выводу о неконституционности оспариваемого положения, либо о признании его конституционным, но в истолковании, данным Конституционным Судом, то согласно законопроекту конкретное дело подлежит пересмотру в обычном порядке  (если в постановлении содержится указание на пересмотр). Если пересмотр невозможен без внесения соответствующих изменений в правовое регулирование – КС РФ указывает, что пересмотр осуществляется после внесения таких изменений.

Читайте также:  Начало правления александра i - история России

Если пересмотр дела не может привести к восстановлению нарушенных прав, то КС РФ вправе указать на необходимость применения компенсаторных механизмов. В этом случае форма и размер компенсации определяются судом первой инстанции, принявшим решение по делу.

Если до принятия к рассмотрению данной жалобы, была подана другая по тому же предмету, КС РФ вправе указать на необходимость пересмотра конкретного дела заявителя в определении о прекращении производства по ней. 

5. Указывается, что Верховный Суд не позднее 2-х месяцев после опубликования постановления КС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики — в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации в части оспоренных положений (дополнения в статью 80 ФКЗ).

6. В соответствии с Конституцией вносится дополнение в главу, посвященную рассмотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенте РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления. Глава дополняется нормами в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

7. Помимо этого, в законопроекте содержится ряд других положений, уточняющих порядок конституционного судопроизводства, а также направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного Суда.

3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия КС РФ за время его существования претерпели изменения. Отчасти это связано с более четким разграничением полномочий (подсудности) с другими судами, отчасти — с ограничением правовых возможностей КС в системе разделения властей.

Первое основание обусловило изъятие из юрисдикции КС права проверять конституционность ненормативных актов федеральных и региональных органов государственной власти, права давать заключения по собственной инициативе.

Первое полномочие в трансформированном виде как право проверять соответствие ненормативных актов органов исполнительной власти законам предоставлено другим судам.

Что касается второго полномочия, то оно носило процессуальный характер и по общему правилу несвойственно для судов как особых государственных органов, в которые необходимо обращаться «со стороны» для возбуждения судопроизводства.

Однако изменение компетенции КС произошло главным образом в направлении сокращения возможностей его правового влияния на решение вопросов, которые в настоящее время выпали из сферы судебной юрисдикции.

Речь идет о лишении КС РФ права: решать дела о конституционности политических партий и иных общественных объединений; проверять конституционность вступивших в силу международных договоров; проверять конституционность правоприменительной практики, включая действия государственных органов и должностных лиц; давать заключения о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий представительного органа власти, для отрешения от должности должностного лица; решать вопрос о наличии у должностного лица стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должностью полномочия. В итоге ослаблены не только полномочия КС РФ, но и судебной системы в целом, что не способствует укреплению судебной власти.

При всем том КС обладает значительными полномочиями. Они закреплены главным образом в Конституции РФ (ст. 125). Предусмотрена возможность расширения полномочий КС федеральными конституционными законами, а также договорами о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

  • Полномочия КС с точки зрения существа решаемых дел делятся на:
  • а) полномочия по проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных актов;
    б) полномочия по разрешению споров о компетенции между органами государственной власти;
    в) полномочия по толкованию Конституции РФ;
  • г) другие полномочия.
  • КС вправе проверять на предмет соответствия Конституции РФ строго определенный круг нормативных актов. К ним относятся:

• федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
• конституции и уставы субъектов РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ (т.е. с превышением компетенции субъектов РФ) и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ;
• договоры между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также договоры между органами государственной власти субъектов РФ;

• не вступившие в силу международные договоры РФ. Конституционный контроль носит в основном абстрактный характер и является последующим. Абстрактный контроль означает, что проверка конституционности акта не связана с его действием, применением этого акта в определенных правоотношениях.

Поскольку проверяется конституционность законов и других актов, которые вступили в силу, постольку такой контроль в теории называется последующим. Имеются два исключения из названных правил. Конституционное право России знает конкретный контроль конституционности закона примененного или подлежащего применению в определенном деле. Предварительный (превентивный) контроль, т. е.

проверка конституционности не вступившего в силу акта, известен в отношении только международных договоров.

Круг актов, конституционность которых может проверять КС, не включает в себя акты судебных органов, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, акты Генерального прокурора РФ, акты органов местного самоуправления и многие другие.

Исключение этих актов из сферы действия Конституционного Суда РФ произведено в силу разграничения компетенции между государственными органами. Так, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, нарушающие права и свободы граждан, могут быть оспорены в Верховном Суде РФ в порядке гражданского судопроизводства.

Конституционность актов органов исполнительной власти субъектов РФ (как нормативных, так и ненормативных) контролируется Президентом РФ (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Тем самым и другие суды, и Президент РФ выступают органами конституционного контроля по отношению к данным актам.

Однако таковой осуществляется либо вне рамок конституционного судопроизводства либо вообще за пределами судебной власти.

Практика КС идет по пути ограничительного толкования понятия «законы и нормативные акты субъектов РФ».

Под ними понимаются нормативные акты, принимаемые законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т.д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят.

КС ограничивает круг договоров, конституционность которых проверяется, сводя их только к государственно-правовым договорам1, что представляется достаточно вольным пониманием п. «в» ст. 125 Конституции РФ.

  1. Предметом рассмотрения КС могут быть споры о компетенции органов государственной власти троякого рода:
  2. — между федеральными органами;
    — между органами федеральными и региональными;
  3. — между органами государственной власти субъектов РФ.

КС рассматривает споры о компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей. Допускаются ходатайства, которые основаны на определении оспариваемой компетенции Конституцией РФ, причем спор не был или не может быть разрешен иным способом, в том числе другим судом.

КС следит за тем, чтобы под видом споров о компетенции не выяснялось его мнение о конституционности нормативных актов. Если КС признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.

КС- единственный орган, имеющий право давать официальное толкование норм Конституции РФ в порядке конституционного судопроизводства. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции при ее применении.

При решении вопроса о допустимости запроса на практике сначала выясняется, есть ли неясность понимания конституционной нормы в возникших правоотношениях либо в правоотношениях, которые с неизбежностью могут возникнуть, а затем КС дает толкование.

Толкование Конституции, как показывает практика зарубежных стран, может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста.

КС дает заключение в связи с выдвижением обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. КС выступает предпоследней инстанцией в процедуре отрешения Президента от должности.

По запросу Совета Федерации КС обязан дать одно из следующих заключений: или о соблюдении, или о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Читайте также:  Землепроходцы и первооткрыватели - история России

Второй вариант заключения КС влечет прекращение процедуры отрешения Президента.

Право законодательной инициативы КС ограничено вопросами ведения Суда (ч. 1. ст. 104 Конституции РФ).

Поскольку КС осуществляет конституционный контроль и другие полномочия, постольку только в данных пределах он обладает правом законодательной инициативы.

Практически КС почти не использует названное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в решениях Суда формулируются рекомендации для Федерального Собрания об урегулировании в законах тех либо иных вопросов.

КС в силу ч. 3 ст. 100 Конституции РФ вправе направлять Федеральному Собранию РФ послания. Законодательство не устанавливает каких-либо требований к содержанию и форме послания, их периодичности. Однако Регламент КС посвящает этому вопросу ряд норм.

Предусмотрено обращение КС к Федеральному Собранию не реже одного раза в год с посланием о состоянии конституционной законности в стране, основываясь на результатах деятельности КС.

Кроме того, возможно обращение к федеральному парламенту с посланием и по другим проблемам (защита основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны).

Первое и пока единственное послание КС парламенту было направлено 5 марта 1993 г. Оно было озаглавлено: «О состоянии конституционной законности в РФ».

Отсутствие посланий свидетельствует о том, что КС фактически еще не занял прочного места в системе разделения властей, не преодолев синдром пол угоралетнего молчания.

КС вправе проверять до назначения общероссийского референдума конституционность требований при решении вопроса о назначении такого референдума. КС направляет свое решение по этому вопросу Президенту РФ. При положительном решении КС Президент РФ обязан назначить референдум, отрицательное решение КС влечет прекращение процедур.

КС, в отличие от других судов, решает при осуществлении конституционного контроля вопросы права, не занимаясь исследованием фактических отношении (политических, экономических, социальных, национальных и других). На практике, однако, названные отношения имеют правовую форму либо существуют вне ее.

Ряд полномочий КС (например, разрешение споров о компетенции) предполагает исследование фактических обстоятельств. В целом полномочия КС так или иначе имеют не только правовое, но и политическое, экономическое и т.п. значение.

Задача Суда в том, чтобы реальные общественные отношения (политические, экономические, идеологические и прочие) как минимум не противоречили бы Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению

Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком.

  • Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:
  • 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных .актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • 2) разрешает споры о компетенции:
  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
  • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  • 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  • 4) дает толкование КонституцииРоссийской Федерации;
  • 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  1. 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  2. 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами,
  3. • предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий
  4. • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

В своей деятельности Конституционный Суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд независимв организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов.

Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме1.

В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.

85. Судья Конституционного Суда РФ: основы статуса, порядок назначения.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. На них распространяется общее законодательство о статусе судей, но есть и особенности.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Круг полномочий Конституционного Суда России

Определение 1

Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации», данный орган имеет определение, как судебная структура конституционного контроля. Конституционное судебное производство выполняет свои функции независимо от других структур. Данные положения указаны в статье 1 вышеупомянутого закона.

Главные параметры Конституционного Суда РФ, фиксируемые в объединяющей форме, это:

  • его моральное предопределение(выполнение законного контролирования);
  • положение и роль в структуре классификации власти (судебный орган);
  • основные и решающие правила функционирования (законодательная сила принимаемых им актов определена самостоятельной и независимой реализацией судебной власти);
  • регламентирующая модель функционирования (конституционное судебное производство).

Замечание 1

В компетенции Конституционного Суда РФ в соотношении с законом содержится обладание широкими полномочиями для охраны основных принципов конституционной системы, прав и свобод личности и гражданина, обеспечения господствующего положения и полной и единой деятельности конституционных законов на всей территории Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации

Виды актов Конституционного Суда

Руководствуясь Конституцией РФ, Конституционный Суд России рассматривает и утверждает определенные виды актов:

  • акты общефедерального уровня(федеральные нормы законодательства, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ);
  • акты регионов Российской Федерации (основные законы республик, уставы, законы и другие законодательные акты, опубликованные по вопросам, касающихся ведения органов федеральной власти РФ и органов государственной власти регионов РФ);
  • соглашения и договоренности внутри государства (между органами федеральной правительственной власти РФ и органами федеральной власти регионов России);
  • внутрифедеральные (между органами федеральной власти непосредственно регионов РФ);
  • международные договоренности России, не вступившие в законную силу.

Деятельность Конституционного Суда РФ

Право толкования Конституции РФ

КС РФ имеет своей отличительной особенностью обладание полномочиями в области создания правовой базы, ему присвоено право законодательной способности к самостоятельным и активным действиям в вопросах своего ведения.

По заданию Совета Федерации КС России утверждает распоряжение о соблюдении определенной законности при выдвижении обвинительного приговора Президенту РФ в случае государственной измены или в реализации иного опасного преступного действия.

В первый раз в отечественной практической деятельности за органом конституционного управления утверждено правовое основание толкования Конституции РФ.

ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» строго предусматривает область организаций и должностных лиц, которые имеют право на обращение с требованием об объяснении Конституции РФ.

Ими являются Президент и Правительство России, Совет Федерации, Государственная Дума, органы правовой власти регионов России.

Замечание 2

Особо стоит отметить, что обусловленное Конституционным Судом РФ истолкование несет в себе официальный и общеобязательный характер.

Такое истолкование содержит в себе преодоление неоднозначности представления Конституции РФ, а также установление фактической и достоверной их сущности с целью гарантирования конституционной законности и обеспечение установленного конституционного правового порядка в области утвержденных законом мероприятий и на основании общепризнанных наукой методов и действий,

Замечание 3

Принимая во внимание то, что Конституция РФ обсуждалась и утверждалась не парламентом, а всем гражданским населением на общегосударственном референдуме, зона ответственности для объяснения Конституции РФ были предоставлены не законодательно-юридической организации, а Конституционному Суду России.

Такого рода концепция мотивирована двумя обстоятельствами:

  • невозможностью принятия аутентичного, а именно собственного истолкования при принятии закона Конституции РФ определенным региональным органом;
  • установлением структуры сдерживания и противодействия, так как в соответствии с теорией классификации властей ни законодательная, ни исполнительная власть не имеют права в виде толкования Конституции утвердить выгодные им параметры.

Миссия доверия оказана только Конституционному Суду РФ, компетенция которого не вызывает сомнений, однако, и он не может толковать Конституцию РФ по собственной инициативе.

Пример 1

За все время определения Конституционному Суду РФ права толкования Конституции РФ им было утверждено двенадцать Постановлений о толковании двадцати двух статей Конституции РФ.

Конституционный контроль

Определение 2

Еще одной особенно важной категорией функционирования настоящего судебного органа определено конституционное контролирование за органами законодательной и исполнительной власти.

Эта контрольная функция Конституционного Суда РФ содержит в себе конкретные и поставленные особенности:

  • контроль не может быть предварительным, а является последующим – иными словами проверяются только уже функционирующие законодательные акты, но не проекты;
  • Конституционный Суд РФ не имеет права по собственному желанию стимулировать производство и анализировать дела.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Основы и принципы функционирования КС РФ

Основанием для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ служит заявление форме требования, ходатайства или претензии.

Оно должно содержать свидетельства на неточность в вопросе соответствия Конституции РФ:

  • законам;
  • нормативным актам;
  • договорам между органами государственной власти;
  • международным договоренностям, не вступившим в силу;
  • спорам об осведомленности между регионами РФ и самой Российской Федерацией;
  • необходимостью объяснения позиций и принципов Конституции РФ.

В своем функционировании Конституционный Суд РФ регламентируется такими принципами:

  • свобода и объективность;
  • коллегиальность;
  • открытость и публичность;
  • устное ведение расследования и его перманентность;
  • соревновательность и обладание одинаковыми правами сторон.

При выполнении устного анализирования Конституционный Суд РФ выслушивает интерпретации сторон, свидетельства экспертов и сообщения свидетелей, доводит до всеобщего сведения имеющиеся документы.

Защита прав граждан КС РФ

В реализации охраны прав граждан значительное роль отводится Конституционному Суду РФ, который конкретизируется как самая высокая ступень судебной системы в России для гражданина, обратившегося за защитой своих попранных прав. Конституционный Суд РФ представляет собой специальный и неповторимый судебный орган.

Тематикой для его рассмотрения являются законодательные положения, постановления, указы и иные нормативные документы, а не конкретизированные дела.

Данный орган обязан удерживаться от определения и анализирования реальных обстоятельств дела всегда, если это определяется компетенцией иных судов или других органов, иначе говоря не имеет права заменять суды общей подсудности или арбитражные суды.

Необходимо обратить внимание на определенный перечень отличительных принципов предъявления претензий гражданами в Конституционный Суд РФ.

Определены следующие принципы:

  • гражданин имеет право на обращение в Конституционный Суд РФ за защитой только предусмотренных Конституцией РФ прав (в этот список не входят трудовые, жилищные, земельные и т.д.);
  • гражданин имеет право на подачу такой жалобы только в том случае, если является одним из участников в гражданском деле или одной из сторон в уголовном или административном процессе;
  • предметом исследования Конституционного Суда РФ определяется не настоящее дело, но нормы законодательства как объект соответствия их Конституции РФ;
  • гражданин имеет право подать претензию в Конституционный Суд РФ абсолютно на любой ступени рассмотрения дела в органе, который применяет обжалуемый закон.

Замечание 4

Ситуации, исследуемые Конституционным Судом РФ, практически всегда достаточно сложны, для решения их требуются тщательная подготовка.

Так как суд обязан соблюдать последовательность слушания дел, длительность процесса рассмотрения дела в Конституционном Суде иногда занимает по достаточно длительное время, это соответственно ухудшает оперативность принятия мер при обнаружении инцидентов по нарушению прав граждан.

В ситуации, когда Конституционный Суд РФ сформулировал закон, применяемый в определенном деле, как не соответствующий Конституции РФ, данное дело передается для пересмотра компетентному органу в соответствующем порядке.

Пример 2

Главное и очень важное значение правоохранительной деятельности Конституционного Суда РФ предопределено тем, что его заключения, определения, постановления и распоряжения простираются на многочисленное количество граждан, права которых были нарушены. Например, снятие запрещения на приватизацию жилья для сельских учителей, коснулась четырехсот шестидесяти тысяч граждан.

Постановления и решения КС РФ

Все вопросы, входящие в компетенцию Конституционного Суда РФ подкреплены определенными актами.

Основополагающий вид таких актов составляют постановления, выносимые как при ревизии соответствия Конституции РФ иных законодательных актов, так и при объяснении Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ, получивший запрос о соблюдении определенной последовательности для вынесения обвинения.

утверждает заключение о признании факта государственной измены или осуществления другого тяжкого преступного деяния Президентом РФ.

Оставшиеся другие резолюции Конституционного Суда РФ именуются определениями.

Определения делят на два вида:

  • «отказные» (дело не подвластно именно этому суду или не соответствует предъявляемым требованиям);
  • «повторные» (на обращения этому вопросу уже было утверждено решение Конституционного Суда РФ).

Законом предусмотрена возможность обращения Конституционного Суда РФ с циркулярами и обращениями к многочисленным федеральным органам власти.

Решения Конституционного Суда РФ должны быть неукоснительно исполнены на всей территории РФ всеми представительными, исполнительным и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также всеми организациями независимо от форм собственности, должностными и физическими лицами и их объединениями. Невыполнение, несоответствующее выполнение либо препятствование реализации решения Конституционного Суда РФ определяют ответственность, предусмотренную Федеральным законодательством(ст. 81 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Ссылка на основную публикацию