Статья 29. применение физической силы

Статья 29. Применение физической силы Статья 29. Применение физической силы

Статья 29. Применение физической силы

Особенности применения специальных средств и физической силы сотрудниками ЧОП

Вся деятельность частных детективных и охранных структур в юридическом плане опирается на Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.1992 года и другие законодательные и правовые документы РФ.

Статья 1 упомянутого выше закона гласит, что функционирование охранных и детективных фирм, являющихся собственностью частных лиц, рассматривается в качестве платной услуги, предоставляемой в соответствии с заключенным договором юридическим и физическим лицам, целью которой является защита предусмотренных законом прав и интересов клиента.

Частные охранные и детективные фирмы могут предлагать свои услуги исключительно при  условии, что они имеют необходимую лицензию, выдача которой находится в ведении МВД России.

Безусловно, никто не сомневается, что особенности работы подобных структур предполагают периодическое использование силовых мер. Говоря другими словами – применение физического воздействия на преступника или правонарушителя.

В большинстве случаев, подобная необходимость возникает в процессе обеспечения безопасности охраняемого объекта. Когда имеет место попытка проникновения на него или причинения урона, охранники предпринимают соответствующие меры противодействия.

В этом случае сотрудникам ЧОП необходимо четко ориентироваться в своих должностных полномочиях, дабы не преступить их границ, допуская при этом правовое нарушение.

Работникам частных охранных (детективных) фирм следует помнить, что невыполнение соответствующих требований законодательства РФ, влечет за собой административную или уголовную ответственность.

По этой причине, сотрудники ЧОП обязаны хорошо знать правовую базу вопроса, касающегося особенностей применения физической силы и специальных средств.

Ситуации, допускающие применение физической силы и спецсредств

Ст. 16.1 и ст. 17 закона о «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» недвусмысленно перечисляет ситуации, когда допускается использование охранником спецсредств или применение силового противодействия:

  • Самозащита. В том случае, когда существует реальная опасность для жизни или здоровья сотрудника.
  • Защита объекта (охраняемых ценностей или имущества) в ситуации, когда преступник прибегает к физической агрессии.

Наряду с этим, есть категории людей, по отношению к которым применять физическую силу или спецсредства категорически запрещено:

  • Беременные женщины.
  • Граждане-инвалиды (если инвалидность можно выявить по внешним признакам).
  • Лица, не достигшие совершеннолетия (когда это известно охраннику или можно определить визуально).

В данном правиле предусмотрено разумное исключение. Сотрудники охранных структур могут использовать физическую силу или спецсредства, если: нападающие имеют оружие, действуют группой или реально угрожают жизни (здоровью) охранника либо наносят урон объекту (имуществу).

Также законом разрешается физическое противодействие, если произошло нападение на охранника на контролируемой территории или когда требуется предотвратить нарушение правопорядка.

Сотрудник ЧОП имеет право не только на применение специальных средств, но и на использование оружия, когда это необходимо для эффективного противостояния преступнику в его стремлении совершить преступление.

Все нюансы, имеющие отношение к применению физической силы, спецсредств и оружия, четко определены в ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

В этом документе приводится трактовка того, какие меры и в каких случаях могут предпринимать работники негосударственных охранных структур. Первая версия этого документа применения физического воздействия со стороны охраны не предусматривала.

Впоследствии был внесен ряд изменений и в новом чтении данный юридический документ позволяет корректное приложение физической силы сотрудникам частных охранных предприятий.

Понятие «корректное» подразумевает силовое воздействие с целью сдерживания или предотвращения проникновения на контролируемый объект. Как правило, в подобных ситуациях конфликт улаживается без причинения вреда нарушителю спокойствия. Чаще всего без ущерба для здоровья удается остановить лиц, которые совершают проступок административного характера на охраняемом объекте.

Допустим, что в культурно-развлекательном заведении посетитель начинает проявлять агрессию или вести себя неадекватно.

В таком случае охранник может вывести его с применением силы за пределы охраняемого объекта, предотвратив тем самым совершение более тяжкого проступка.

Допускается также принудительное удержание человека, подозреваемого в краже, до прибытия полиции, если хищение произошло на подконтрольном объекте.

Если в процессе применения физического воздействия вреда жизни и здоровью преступника не причинялось, то необходимости в регламентации порядка и условий его использования нет.

Когда развитие ситуации предполагает ее обострение и возможное в связи с этим причинение вреда человеку, регламентация ограничений при применении физической силы становится необходимой.

Это позволяет избежать превышения служебных полномочий со стороны сотрудников охраны (и тем самым необоснованного членовредительства) в ходе отражения угрозы для контролируемого объекта.

Вполне обоснованным видится использование этого принципа при необходимости определения категории граждан, применение к которым силового воздействия может привести к нанесению урона их здоровью.

Когда охранник имеет право применять физическую силу

В упомянутом ранее законе, имеет место весомая недоработка. В нем указаны ситуации, когда допустимо использование специальных средств, но основания для применения физической силы не оговорены. Учитывая то, что физическое воздействие может быть не менее эффективным, это должно иметь весомое юридическое обоснование

Применение физической силы можно квалифицировать по аналогии со случаями использования спецсредств и оружия, которые указаны в статье 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Это обусловлено тем, что необходимость применения физического воздействия сотрудниками охраны будет возникать в тех же условиях.

При этом в обоих случаях может наноситься вред преступнику или посторонним лицам в ситуации, когда альтернативных способов устранения угрозы не существует.

В случаях применения сотрудниками частных охранных структур приемов рукопашного боя результат может быть аналогичным варианту с применением оружия или спецсредств. Другими словами, использование средств летального и не летального поражения вполне соизмеряемо с физическим воздействием, поэтому они могут приравниваться друг к другу.

Детальное изучение ст.16.

1 «Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ» и соответствующих нормативных документов международного права позволяет прийти к выводу, что используя физическую силу, охранник должен стараться свести к минимуму возможный вред причиняемый здоровью и собственности преступника. При этом ему следует исходить из реальности угрозы со стороны совершаемого противоправного действия.

Сотрудник службы безопасности обязан действовать по следующей схеме:

  • Предупредить правонарушителя о намерении применить физическую силу или спецсредства (оружие).
  • Дать преступнику время, необходимое для выполнения предъявленных охранником требований (за исключением случаев, когда ситуация требует действовать мгновенно).
  • Обеспечить пострадавшему оказание первой медицинской помощи и при необходимости отправить его в больницу.

Если произошло нанесение тяжких травм или смертельный исход, сотрудники ЧОП обязаны немедленно поставить в известность полицию и собственное руководство.

Превышение служебных полномочий, когда имело место применение оружия, специальных средств или физической силы, приводит к уголовной ответственности по ст.203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».

Предпринимая меры, направленные на защиту охраняемого объекта, сотрудник ЧОП должен соразмерять свои действия со степенью реальной угрозы и не превышать пределы необходимой обороны.

Если действия охранника будут охарактеризованы, как причинение умышленного тяжкого (а не чрезмерного) вреда здоровью или смерти, то наказание будет определяться по совокупности 111 и ст.105 УК РФ, в которых говорится о нанесении тяжкого вреда здоровью и умышленном убийстве.

Правила применения спецсредств

Теперь рассмотрим ситуации, связанные с применением спецсредств. В данном вопросе также существуют конкретно оговоренные основания, которые предусматривают их использование.

Безусловно, речь идет об угрозе жизни самого сотрудника охранной фирмы, а также групповом нападении на объект. В этих случаях законом допускается применение газового баллончика, электрошокера, резиновой дубинки или наручников. В особо опасных ситуациях разрешено использование оружия.

Иное применение специальных средств к физическому лицу является юридически обоснованным поводом для его обращения в полицию и прокуратуру.

Право на применение физической силы закреплено законодательно

Правительством Российской Федерации был представлен в Государственную Думу новый законопроект, который, помимо прочего, вносил полную ясность в вопрос о применении физической силы сотрудниками ЧОП.

Речь идет о ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 31.12.2014 No 534-ФЗ.

Теперь охраннику предоставлена законная возможность ограничиться применением физического воздействия вместо использования специальных средств или оружия.

Юридически обоснованное право сотрудников частных охранных структур на применение физической силы является естественным правом на безопасность, как для самих охранников, так и для персонала охраняемого объекта.

Уровень профессиональных навыков сотрудников ЧОП (в том числе и в плане физического противодействия) является предостерегающим  фактором для желающих поучаствовать в противоправных действиях или совершить преступление.

Охранник, который не сомневается в законности своих действий, выполняет свои обязанности четче и эффективнее.

Ввиду этого, руководителям частных охранных структур целесообразно оговаривать в служебных инструкциях все тонкости применения охранником физической силы.

Статья 29. Применение физической силы

Законопроект, наделяющий сотрудников ЧОП правом на применение физической силы

Многие слышали, а может и анализировали законопроект, наделяющий сотрудников ЧОП правом на применение физической силы. Данный законопроект получил не мало обсуждений как среди юристов, так и среди обычных граждан. Я решил проанализировать и вот к чему пришел.

Читайте также:  Статья 1. Занятость граждан

Законопроект предусматривает применение физической силы сотрудниками ЧОП только в тех случаях, когда такое возможно по закону.

Все эти случаи перечисляются в закрытом перечне оснований для применения специальных технических средств и огнестрельного оружия, а именно: для  отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью; для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление; для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество; для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

«Следовательно, физическая сила может быть применена только в вышеуказанных случаях.

Однако возникает вопрос: зачем давать право сотрудникам частных охранных предприятий на применение физической силы в отношении правонарушителей, и тем более не всех правонарушителей, а только тех, кто совершает преступление? Ведь статья 38 УК РФ уже и так предусматривает право любого гражданина на задержание лица, совершившего преступление, и на причинение ему вреда в случае необходимости. Так, согласно действующему законодательству, не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер».

Ранее право на задержание лица подтверждал и Верховный суд РФ в своем постановлении Пленума от 27 сентября 2012 года.

«Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении.

При разрешении вопроса о правомерности причинения вреда в ходе задержания лица, совершившего преступление, судам необходимо выяснять обстоятельства, свидетельствующие о невозможности иными средствами задержать такое лицо», — говорилось в нем.

«Подводя итог, можно сказать, что данное нововведение не является обоснованным и по той причине, что для начала необходимо исполнять требования статьи 16 данного федерального закона, где говорится о том, что «частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Применение охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом. Проверку надо проводить не поверхностно, как делается у нас в государстве, а основной акцент сделать  именно на психологическую подготовку сотрудников охранных предприятий».

данная новость есть на сайте http://www.znak.com/urfo/news/2013-05-28/1006370.html

Основания применения сотрудниками полиции физической силы. Основания применения сотрудниками полиции физической силы 20 фз о полиции

Термин «физическая сила»,
впервые примененный в Законе РФ «О милиции», пришел на смену неточному понятию «приемы САМБО», использовавшемуся в Уставе ППС советской милиции (1974) и других ранее действовавших нормативных актах.

Содержание этого термина закон не раскрывает, лишь выделяет в качестве одной из разновидностей физической силы «боевые приемы борьбы». Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст.

44) специально о боевых приемах борьбы не упоминает, подразумевая, по-видимому, их охват содержанием понятия «физическая сила».

Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты.

Боевые приемы борьбы
как разновидность физической силы, применяемые сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя — боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т.п. либо не входить ни в одну из них.

Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов, была соразмерной характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, т.е. не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник полиции, как это установлено ч. 8, 9 ст. 18 Федерального закона «О полиции», не будет нести за это никакой ответственности. Статья 20 Федерального закона «О полиции» разрешает сотрудникам полиции применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы:

  • (1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • (2) доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • (3) преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Обязательным ограничением на применение физической силы во всех этих случаях является невозможность выполнения возложенных на полицию обязанностей ненасильственными способами. В этих случаях фактически речь идет не только о задержании, но и о доставлении весьма широкого круга лиц:

  • (1) застигнутых сотрудником полиции при совершении преступления или административного правонарушения либо в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что они совершили преступление или административное правонарушение (так называемое «тактическое» задержание или «захват»);
  • (2) доставляемых в полицию по подозрению в совершении административного правонарушения в целях составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным (ст. 27.3 КоАП РФ);
  • (3) доставляемых в полицию по подозрению в совершении преступлений при наличии одного из следующих оснований:
  • (а) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • (б) очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
  • (в) на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;
  • (г) при наличии иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность (ст. 91 УПК РФ).

В ряде случаев, когда есть основания опасаться, что задержанный во время доставления в полицию может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно (в отсутствие средств ограничения подвижности) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.

По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудников полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней появляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудников полиции.

В таком случае появляется еще и третье предусмотренное законом основание применения сотрудником полиции физической силы — преодоление противодействия законным требованиям.

При наличии противодействия физическая сила может быть применена в ходе задержания субъектов, не подпадающих под категорию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения.

Сюда входят, например, страдающие наркоманией, венерическими заболеваниями, задерживаемые с санкции прокурора в порядке осуществления их привода в учреждения здравоохранения, доставляемые и подвергаемые принудительным освидетельствованию, госпитализации, досмотру (в том числе укладыванию на землю, капоты автомобилей) и т.д.

Действующее законодательство различает пять форм наказуемого противодействия законной деятельности сотрудников полиции:

  • (1) неповиновение сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ);
  • (2) невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25 КоАП РФ);
  • (3) публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ);
  • (4) применение насилия в отношении сотрудника полиции (ст. 318 УК РФ);
  • (5) посягательство на жизнь сотрудника полиции (ст. 317 УК РФ). Если рассматривать третье основание применения полицией

физической силы, то следует отметить, что не может быть оправдано использование физической силы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как, например, дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п. По-видимому, применение сотрудником полиции физической силы следует ограничивать лишь такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования:

  • (1) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;
  • (2) обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
  • (3) обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.
  • Статья 20. Применение физической силы
  • 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
  • 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • 2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • 3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Читайте также:  Статья 18.1. компенсационный фонд федеральной нотариальной палаты

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

  1. 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
  2. 1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  3. 2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
  4. 3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  5. 4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  6. 5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  7. 6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  8. 7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  9. 8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  10. 9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  11. 10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  12. 11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
  13. 2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
  14. 1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
  15. 2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
  16. 3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
  17. 4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
  18. 5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
  19. 6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
  20. 7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
  21. 8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
  22. 9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
  23. 10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;
  24. 11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
  25. 12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
  26. 13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
  27. 14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

  • 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
  • 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • 2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • 3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Судебная практика по статье 20 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ

    Калужский областной суд (Калужская область) — Административные правонарушенияПроигнорировал, отказался освободить дорогу, на замечания сотрудников полиции не реагировал, пытался заблокироваться в автомобиле, в связи с чем к нему на основании п.1 ст. 20 Закона «О Полиции» была применена физическая сила, при этом Болоболов И.Ю. оказал сопротивление сотрудникам полиции, размахивал руками, хватался руками за форменное обмундирование, толкал сотрудников полиции, пытался…

Порядок и случаи применения физической силы

Для решения серьезных и ответственных задач по исполнению уголовного наказания, обеспечения правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персо­нала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений сотрудники уголовно-исполнительной системы используют различные предоставленные им Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» меры принуждения. Среди них важное место занимает право применения физической силы. Статья 29 указанного закона устанавливает, что «сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право приме­нять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для за­держания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их закон­ных требований».

Данная мера принуждения применяется только в тех случаях, когда меры убеждения и сделанные предупреждения не привели к прекращению правонарушения.

Без предупреждения физическая сила применяется только в том случае, если промедление в ее примене­нии создает непосредственную опасность жизни или здоровью персо­нала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда предупреждение в создавшейся обстановке является неу­местным либо невозможным.

Важной особенностью применения физической силы является то, что ее можно применить в любой обстановке, внезапно и, сообразу­ясь с действиями правонарушителя, правильно дозировать. Особую роль ее применение приобретает в условиях, когда применять ору­жие нельзя или оно отсутствует (при несении службы инспекторами отдела безопасности).

Правильное и результативное применение боевых приемов борь­бы требует от сотрудников уголовно-исполнительной системы умело­го владения ими, твердого знания правовых основ и тактики приме­нения приемов.

В зависимости от предназначения и характера воздействия на правонарушителя все боевые приемы борьбы можно разделить на две основные группы — приемы защиты и приемы нападения. К первой группе относятся: приемы защиты от ударов, приемы обезоружива­ния, освобождения от захватов и обхватов и др.

Ко второй — уда­ры, броски, приемы боя без оружия, удушение, связывание, задер­жание и конвоирование. Кроме того, имеется большое количество болевых приемов (рычаг руки внутрь, наружу, загиб руки за спину и др.), которые используются как во время защиты, так и для на­падения.

В рукопашной схватке, как правило, приемы защиты и на­падения применяются в комплексе.

Многие боевые приемы борьбы дают возможность преодолеть фи­зическое сопротивление нарушителя и заставить подчиниться предъ­явленным требованиям, не причиняя ему серьезных телесных повреж­дений.

Вместе с тем отдельные приемы (удары рукой в область го­ловы и шеи, ногой в жизненно важные центры, броски) могут при­вести к тяжким последствиям, нанести травмы и увечья.

Поэтому каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы должен твердо знать когда, в каких ситуациях и какие приемы следует проводить, строго соблюдать правовые основы их применения.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы, применяющий бое­вые приемы борьбы, не должен при этом превышать пределы необхо­димой обороны. Часть 2 ст.

37 УК РФ гласит, что «защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняю­щегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого наси­лия, является правомерной, если при этом не было допущено превы­шение пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства».

Например, если осужденный в ответ на законное требование инспектора по надзору оттолкнул последнего, а инспектор нанес нарушителю удар ребром ладони по шее, причинив ему без необходи­мости тяжкое телесное повреждение, такие действия инспектора бу­дут неправомерными. В данном случае защита явно не соответствует характеру нападения и превышен предел необходимой обороны.

При вооруженном нападении преступника не признаются законом правомерными действия сотрудника уголовно-исполнительной систе­мы, повлекшие тяжкие последствия для нападающего в случае, если они были совершены уже после того, как нападение было предотвра­щено или окончено и миновала необходимость в ответных действиях.

Например, при попытке преступника нанести удар железным штырем младшему инспектору последний обезоружил и задержал напа­дающего.

Уже после задержания второй младший инспектор (службу они несли в паре) нанес нарушителю отобранным штырем удар по голове, что привело к увечью.

В данном случае действия младшего инспектора, нанесшего удар, явно неправомерны, выступают как акт самочинной расправы, а поэтому он несет за них ответственность как за умышленное преступление.

Неправомерно также нанесение осужденному (нарушителю) удара в случае, если он отказывается выполнить требования наряда по надзору, однако никаких нападающих действий против них не произ­водит.

В данной ситуации наряд должен заставить осужденного сле­довать в указанном направлении, применив один из приемов конвои­рования силой.

Если же осужденный пытается, ухватившись за что-либо (ограду, ручку двери), воспрепятствовать конвоированию, следует с помощью болевого приема разорвать захват и заставить осужденного выполнить предъявленные требования.

Читайте также:  Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении государственного резерва

В то же время необходимо помнить, что «не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия» (ч. 1 ст. 37 УК РФ). Сущностью части 1 этой статьи является то, что при возникновении указанных обстоятельств (наличие нападения, сопряженного с наси­лием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия) допускается причинение любого вреда посягающему, то есть здесь нет пределов необходимой обороны.

Для достижения эффективных результатов по применению физи­ческой силы весьма важно знать тактику ее применения. Сотрудник. применяющий физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, или находящийся в готовности к их применению, обязан:

— внимательно следить за поведением преступника (нарушителя), быть готовым к немедленным действиям;

— знать ухищрения, применяемые преступниками; помнить, что наиболее часто они совершают нападения в нетрезвом состоянии, в момент обнаружения их на месте преступления или совершением ка­ких-либо незаконных действий, на одиночных сотрудников (персо­нал), в уединенных и темных местах, узких проходах. Нападение нередко готовят заранее и всячески маскируют, стараются напасть внезапно и по возможности сзади. Из всех видов оружия чаще при­меняют колюще-режущее;

  • — при отражении нападения преступника или его задержании действовать смело и решительно, приемы проводить энергично, при срыве одного приема немедленно переходить на другой. Не отпус­кать и не ослаблять захвата до тех пор, пока преступник не будет задержан или связан;
  • — не допускать захватов преступником своей одежды и тулови­ща, попав в захват сразу же освобождаться от него;
  • — максимально использовать свое даже минимальное преиму­щество, а также ошибки и слабые стороны противника, неудобные положения, занимаемые им.

При несении службы в ИУ младшие инспекторы в целях соблю­дения мер безопасности, свои обязанности, как правило, выполняют попарно. Это обеспечивает их постоянную взаимную страховку от возможного внезапного нападения осужденных. Основными ситуация­ми, в которых один из младших инспекторов обязан прикрывать действия своего товарища, можно считать:

  1. — осмотр помещений с осужденными;
  2. — открывание дверей камер в ШИЗО И ПКТ;
  3. — обыск осужденных, особенно когда имеются предположения о наличии у обыскиваемого оружия;
  4. — задержание и сопровождение нарушителя к оперативному де­журному ИУ или в ШИЗО.

Нападение осужденных инспекторы отражают совместно, исполь­зуя приемы взаимной помощи и выручки. Такое взаимодействие осо­бенно важно при попытке преступников применить оружие.

Если силы нападающих преступников значительно превосходят силы наряда, последние должны придерживаться следующей тактики: по возможнос­ти занять позицию, при которой их тыл был бы надежно прикрыт от преступника стеной или забором.

Маневрируя и помогая друг другу, не давать преступникам приблизиться и произвести захват, для че­го использовать прежде всего удары ногами в колени, промежность, живот.

В случае совершения осужденным нападения следует как можно дальше отскочить от него и подать сигнал тревоги. Главное в этот момент — не допустить нападающего к себе, не дать ему захватить одежду или оружие. Для отражения нападения наиболее целесообраз­но использовать удару ногами.

При захвате осужденным кобуры необходимо резко поднять ее двумя руками дульной частью вверх, препятствуя вытаскиванию пис­толета. Одновременно нанести удар локтем в голову, а носком ноги — по голени (коленом в промежность) и, захватив руку преступника за запястье и локоть, сорвать захват и провести загиб руки за спину.

Задержание убегающего осужденного (нарушителя) производится сбиванием его на землю одним из следующих способов: когда сот­рудник догоняет бегущего — зацепом стопы за голень, толчком в спину, наступанием на пятку; когда преступник бежит навстречу – подножкой.

Таким образом, правовыми основаниями применения физической силы являются ст. 29 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 37 УК РФ, а тактика ее применения разнообразна и зависит от конкретно возникшей ситуа­ции.

  • Порядок и случаи применения специальных средств: палки резиновой, наручников, газового оружия, служебных собак, средств разрушения преград, светозвуковых средств отвлекающего воздействия, водометов и бронемашин.
  • При пресечении преступных проявлений сотрудникам уголовно-исполнительной системы нередко приходится действовать в обс­тановке реальной опасности, в целях защиты жизни и здоровья лич­ного состава учреждений, а также лише­ния возможности преступников вести активные действия в Министерстве Юстиции Рос­сийской Федерации разработаны и успешно применяются специальные средства принудительного воздействия на преступников.
  • В качестве специальных средств применяются: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, принудительной оста­новки транспорта, водометы и бронемашины.
  • Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право при­менять специальные средства и газовое оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об учреж­дениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
  • Сотрудники уголовно-исполнительной системы в соответствии со ст.30 вышеназванного закона имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1. Для отражения нападения на работников уголовно-исполни­тельной системы, осужденных, заключенных и других граждан.

  1. 2. Для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также заде­ржания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу
  2. 3. Для освобождения заложников, захваченных зданий, соору­жений, помещений и транспортных средств;
  3. 4. При конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

5. Для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказание.

Следует подчеркнуть, что специальные средства применяются только в тех случаях, когда использованы и не дали желаемых ре­зультатов ненасильственные способы предупреждения воздействия на правонарушителей. Более того, что важно для обеспечения закон­ности данного принуждения, для каждого специального средства в отдельности определяются основания и порядок его применения.

Резиновые палки применяются в случаях, предусмотренных выше пунктами 1. 2; наручники — п.п. 2, 4, причем при отсутствии на­ручников сотруднику уголовно-исполнительной системы разрешено использовать подручные средства связывания; светозвуковые средства отвлекающего воздействия — п.п. 1, 3.

5; средства разрушения преград — п. п. 3, 5; водометы и бронемашины — п. п. 2.

3, 5 и только по указанию начальника или заместителя начальника учреж­дения, исполняющего наказания, следственного изолятора с после­дующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения; служебные собаки и газовое оружие — п.п. 1-3, 5.

Виды специальных средств и газового оружия, а также интен­сивность их применения определяются с учетом складывающейся обс­тановки, характера правонарушений и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводить­ся к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.

Учитывая возникновение самых различных ситуаций, в которых могут потребоваться решительные действия сотрудников уголовно-исполнительной системы. Закон установил, что в состоянии не­обходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств и оружия вправе использовать любые подручные средства.

Закон запретил применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случа­ях, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

Вышеназванными Правилами применения специальных средств введен порядок, при котором сотрудники уголовно-исполнительной системы вооружаются специальными средствами не по собственному усмотрению, а по разрешению либо оперативного дежурного ИУ (в отношении средств индивидуальной защиты, резиновых палок, наруч­ников, аэрозольных упаковок слезоточивого газа «Черемуха»), либо начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора (в отношении всех остальных специальных средств).

Круг должностных лиц УИС, которым предоставлено право ре­шать вопрос о применении специальных средств, строго ограничен. Как правило, такое решение принимается руководителем специальной операции. Сотрудники уголовно-исполнительной системы, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последу­ющим рапортом непосредственному начальнику..

Таким образом, знание правовых основ, тактико-технических характеристик и возможностей средств индивидуальной защиты и специальных средств принудительного воздействия на преступников, способов их применения в специальных операциях, является частью профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая позволит им в экстремальных условиях успешно использовать эти средства, быстро и без потерь производить пре­сечение уголовных проявлений, задержание правонарушителей.

Ссылка на основную публикацию