Статья 24.6. региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

К 2019 году должна завершиться масштабная «мусорная» реформа. Регионы сейчас вовсю выбирают региональных операторов по обращению с ТКО, утверждают региональные программы и территориальные схемы обращения с отходами. Читайте о том, кто такой регоператор, чем он занимается и как заполняет ГИС ЖКХ.

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходамиДолжна ли УО платить за негативное воздействие на окружающую среду

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО

Регоператор по обращению с ТКО – компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами. Только она может осуществлять деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).

Региональным оператором становится только юридическое лицо любой организационно-правовой формы, отвечающее следующим требованиям:

  • зарегистрировано в России;
  • осуществляет деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  • есть действующая лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

На территории субъекта действует один или несколько региональных операторов. Это зависит от региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы.

Выбрать региональных операторов нужно к 1 мая 2018 года. По данным на 9 апреля с этим справились только 45 регионов. С отстающими работает Минстрой РФ.

Чем занимается региональный оператор

Региональный оператор по обращению с ТКО занимается сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением ТКО. Делает он это не самостоятельно, а через помощников – операторов по обращению с ТКО.

Регоператор отвечает за весь цикл обращения с ТКО: приёмку – транспортировку – обработку – захоронение. Услуги регоператора оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов.

Ответственность за обращение с ТКО появляется у регионального оператора с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления. Контейнерную площадку содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п. 13 ПП РФ № 1156.

Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.

Бывает, что дом расположен на спорной земле, не поставленной на кадастровый учёт, собственник которой не установлен. В таком случае содержать её будет региональный оператор до тех пор, пока собственник не будет достоверно установлен.

Региональный оператор занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Ему сообщают о несанкционированной свалке, он выезжает на место, составляет акт, делает в доказательство фотографии. Затем определяет координаты свалки и отправляет уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.

Ещё одна важная задача регионального оператора по обращению с ТКО – обеспечивать переработку мусора. Сейчас в системе обращения с ТКО работают множество компаний, проконтролировать которые очень сложно. Они вывозят отходы на законные и незаконные объекты. Регоператор должен будет направлять потоки ТКО на законные объекты и обрабатывать их перед размещением.

Что касается перехода на раздельный сбор мусора, за который будет также отвечать региональный оператор, то он будет проходить постепенно.

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходамиПрава и обязанности исполнителя КУ по обращению с ТКО

Как выбрать регионального оператора по обращению с ТКО

Выбирается региональный оператор на 10 лет по итогам открытого конкурса (ч. 4 ст. 24.6 № 89-ФЗ). Конкурс проводит уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881.

ПП РФ № № 881 предусматривает два механизма проведения конкурсного отбора регионального оператора:

  1. В два этапа оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.
  2. В один этап оценки и сопоставления заявок. Этот механизм можно применить только при первом проведении конкурсного отбора регионального оператора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора.
  • Критериями оценки и сопоставления заявок являются стоимость и качество услуг регоператора.
  • В первом случае на первом этапе конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки, чтобы выявить лучшие условия исполнения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

Второй этап проводится в случае поступления уведомлений от участников конкурсного отбора после объявления результатов первого этапа. В данном этапе принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию ТКО или имеют обязательства по строительству и (или) модернизации таких объектов.

Побеждает в конкурсе победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап не состоялся.

По итогам конкурса определяется дата начала деятельности регоператора, до этой даты все потребители услуги по обращению с ТКО должны обратиться к региональному оператору для заключения договора.

Потребители услуги по обращению с ТКО – это собственники помещений в МКД, юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяева частных домовладений. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от оплаты за услуги по обращению с ТКО.

С региональным оператором по обращению с ТКО можно перейти на прямые договоры. Такое решение могут принять собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у УО долги за два месяца.

Цена за услуги регионального оператора по обращению с ТКО определяется в пределах утверждённого в регионе единого тарифа на услугу регионального оператора.

С момента начала действия в регионе регионального оператора услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО начинает относиться к коммунальным услугам и на неё распространяются все льготы, которые предоставляются по всем остальным коммунальным услугам.

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходамиВыборы, выборы… регионального оператора по обращению с ТКО

Какую информацию региональный оператор раскрывает в ГИС ЖКХ

Региональные операторы по обращению с ТКО, как и другие поставщики информации, размещают сведения о своей работе в ГИС ЖКХ. Делают это они согласно разделу 11 приказа № 74/114/пр. Обратите внимание, с 1 октября 2018 года начинает действовать обновлённая версия приказа, состав информации для раскрытия немного изменится.

Мы перечислим данные, актуальные на сегодняшний день. Регоператор по обращению с ТКО размещает в системе сведения о (об):

  • самом себе: ОГРН, ФИО руководителя, адрес и телефон, часы приёма и режим работы, адреса сайта и электронной почты, платёжные реквизиты, сведения о банке и др.;
  • состоянии расчётов с лицами, управляющими МКД (по каждому договору) и соответствующие договоры на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • состоянии расчётов с потребителями и соответствующие договоры на оказание услуг;
  • лицевых счетах, присвоенных потребителям, по каждому жилому или нежилому помещению в МКД, жилому дому;
  • качестве услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  • договорах, заключенных с операторами по обращению с ТКО;
  • местах накопления твердых коммунальных отходов;
  • ответах на обращения по вопросам ЖКХ, поступивших с использованием системы.

Пока в регионах выбирают региональных операторов по обращению с ТКО, напомним про следующие два шага, которые нужно успеть сделать до начала 2019 года:

  • до 1 июля 2018 года – обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в орган регулирования;
  • не позднее 1 января 2019 года – обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Правобережный региональный оператор «РостТех» раскрывает тонкости мусорной реформы

В Красноярском крае уже больше года действует мусорная реформа. Несмотря на это, у жителей все еще есть множество вопросов в части обращения с отходами.

Региональный оператор по обращению с отходами РостТех выпустил специальную брошюру, в которой собраны ответы на самые частые вопросы.

ТКО, МКД, нормативы накопления, КГО, МСК, мульда — если вы не имеете понятия, что значат эти термины, узнать, где искать ответ, поможет наша статья.

РостТех, региональный оператор по обращению с ТКО, выпустил свой справочник, в котором собраны все важные аспекты новой системы обращения с ТКО (ТКО — твердые коммунальные отходы) в Красноярском крае. Брошюра будет полезна как жителям многоквартирных домов и частного сектора, так и управляющим компаниям и юридическим лицам.

Напомним, мусорная реформа вступила в действие в 2019 году, но до сих пор остается актуальной темой обсуждения: кто теперь должен вывозить коммунальные отходы, почему в платежке появилась новая услуга и какие изменения несет в себе новая система обращения с ТКО? Для того, чтобы жителям было проще разобраться во всех правовых и организационных тонкостях, РостТех постарался вместить ответы на все вопросы жителей в своей брошюре.

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

«Данная брошюра служит проводником между региональным оператором и жителями.

Мы собрали самую важную информацию о нашей работе, постарались максимально подробно осветить все важные аспекты для жителей, чтобы вы могли пользоваться данной брошюрой как справочником по коммунальной услуге „обращение с отходами“.

Хотелось бы пожелать нам всем эффективного и плодотворного сотрудничества. Вместе мы сможем содержать родной дом — наш Красноярский край, в чистоте и порядке», — отметил генеральный директор ООО «РостТех» Евгений Шепелёв.

Про тарифы и договоры

Отдельный блок вопросов посвящён расчёту тарифов на обращение с ТКО. Стоимость вывоза ТКО складывается из расходов на обработку(сортировку) отходов, их транспортировку и захоронение. Для каждого региона устанавливается свой тариф и норма накопления.

Также в брошюре рассказано, что будет, если житель многоквартирного дома не заключит договор на вывоз ТКО и не будет платить за оказываемые услуги.

Это актуально для управляющих организаций, поскольку в сети время от времени появляются сообщения о том, что с региональным оператором по обращению с ТКО можно не заключать договор. А это может привести к возникновению долгов у жителей МКД.

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

Брошюра может быть полезна управляющим организациям и ТСЖ, у которых возникают вопросы по проведению мусорной реформы. Кроме того, информационный материал стоит порекомендовать жителям домов, чтобы они смогли разобраться с изменениями, которые происходят с вывозом мусора.

Будущее за сортировкой

Опыт европейских стран показывает эффективность ответственного отношения населения к обращению с отходами: все жители Европы давно уже сортируют отходы, у них нет непонимания, зачем это делается, там с рождения прививают знания о том, почему так важно не оставлять после себя на планете «мусорный след».

Читайте также:  Статья 6.1. другие права и льготы

В России этот вектор общественного развития только зарождается. Очень важно предоставить нашим жителям необходимые знания для понимания своей роли в процессе обращения с отходами.

Часто мы видим неприятную картину: свалки в лесах и даже во дворах жилых домов, которые создаются человеком, а не организацией и не административными ведомствами.

Но у многих сформирована позиция: «я плачу за мусор, значит вы должны убирать его везде, неважно, куда я его выкидываю». К сожалению, с таким подходом об экологичном благополучии можно забыть.

Брошюра регионального оператора рассказывает, как правильно поступать со всеми видами отходов, чтобы сохранить чистоту города и края: куда сдавать опасные отходы, почему мусор требует сортировки, чем грозит несанкционированное складирование отходов и т.д.

Не забыли и о подрастающем поколении: в брошюре есть детская страничка, на которой в игровой форме детям рассказывают о том, какой мусор полезный и что из него производят, почему нельзя все отходы складывать в один контейнер и что такое вторсырье.

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

Брошюра регионального оператора «РостТех» будет распространяться бесплатно, первыми получателями станут жители домов, которые перешли на раздельный сбор ТКО, на данный момент это 2 микрорайона правого берега: Южный берег и Образцово.

Интернет-газета Newslab, фотографии предоставлены компанией РостТех.

Поделиться 0

Не заключать договор с региональным оператором? Возможно ли это?

 М Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходаминогие в х спрашивают — можно ли не заключать договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), можно ли заключать договор на вывоз ТКО не с региональным оператором… Причем спрашивают как должностные лица предприятий, так и физические лица. Отвечаю сразу — не заключать договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) нужно.

Все собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Таким образом, вывоз ТКО от контейнерных площадок осуществляется региональным оператором при наличии заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации 

Как видите, обязанность по заключению договоров на обращение с ТКО есть и у собственников ТКО, и у собственников жилья.

Что будет если не заключать договор с региональным оператором -читайте ниже судебную практику.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:

обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;

подпункт б) пункта 13

Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

пункт 7 раздела II «Коммерческий учет объема и (или) массы твердыхкоммунальных отходов»

  • а) расчетным путем исходя из:
  • нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
  • количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
  • б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

пункт 5 Правил

Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.

Между предприятием и рег.

оператором заключается публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Рег. оператору достаточно договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовать в прессе.

В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.

Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.

С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.

2008 N 641″ (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил.

Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) — 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из вышеизложенного получается, что если в адрес потребителя (указанный в выписке ЕГРЮЛ) рег.

оператором был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами , и при этом подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания рег.

оператору в установленные законом сроки не поступали — договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.

производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором

пункт в) раздела IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

  1. — обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору;
  2. — не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;
  3. — назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
  4. — уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.

раздел IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Все что написано выше, в отношении ИП подтверждает Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.10.2019 по делу № А36-254/2019:

  • АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • от 28 октября 2019 г. по делу N А36-254/2019

Закон о вывозе мусора 2021: кто и за что отвечает?

В результате т. н. «мусорной реформы» вывоз твердых бытовых отходов стал коммунальной услугой. Однако количество вопросов по поводу оплаты этой услуги не только не снизилось, но, наоборот, выросло в разы. И пока нет официальных правительственных постановлений по выявленным пробелам, ответы на них приходится искать в суде.

На данный момент можно выделить два важных судебных решения, дополнившие круг лиц, которые могут не платить за вывоз мусора (в отличие от устоявшейся «отказной» практики региональных операторов).

Человек, который не пользовался жильем, не должен платить за вывоз мусора

В Московской области разгорелся спор в связи с ситуацией, которая знакома многим не понаслышке.

Регоператор по вывозу отходов, как обычно, начислил владельцу частного домовладения плату за оказанные услуги.

Однако мужчина не согласился с тем, что должен оплачивать квитанцию, поскольку в тот период, за который она была выставлена (с января по апрель), в доме не проживал ни он, ни кто-либо из членов его семьи.

Загородным домом они пользовались только в теплое время года (с мая по октябрь), а с наступлением холодов переезжали в городскую квартиру. Несложно догадаться, что бытовой мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет — а значит, и услугой по его вывозу никто не пользовался.

Мужчина представил регоператору документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал с семьей в квартире (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей организации).

Читайте также:  Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Но, как обычно в таких случаях происходит, регоператор отказался делать перерасчет и настаивал на оплате его услуг. Дело в том, что в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.

Но официальной методики, которая бы предусматривала порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей, на данный момент нет. Поэтому добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении в таких регионах невозможно.

Зато это оказалось возможным в суде. Там обратили внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов.

Значит, его разрешается делать, и отказывать только лишь из-за отсутствия методики, неправомерно. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, они оплачивали ее по другому месту своего жительства.

Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).

Изменения в законодательстве касательно мусора 2021 года

Неконтролируемая деятельность организаций, оказывающих услуги по вывозу мусора, привела к возникновению несанкционированных свалок, загрязнению природной среды. Для изменения сложившейся ситуации к Федеральному закону № 89-ФЗ принят ряд правок, который вступил в силу в 2021 году в соответствии с Законом №503-ФЗ. Суть нововведений:

  • вывоз мусора приравняли к жилищно-коммунальным услугам и платить за него граждане будут отдельно;
  • региональные власти обязаны назначить оператора по обращению с ТКО;
  • жители частного сектора, собственники дач и садовых участков, зарегистрированных официально, также обязаны вносить плату за вывоз мусора;
  • изменен порядок тарификации, затрагивающий многоквартирный жилой фонд.

Оплата вывоза мусора в частном секторе

Вывоз мусора в частном секторе оплачивается несколькими способами:

  • через кассы и терминалы при оплате коммунальных платежей;
  • через личный кабинет своего банка;
  • через систему «Город»;
  • на сайте управляющей компании.

Ежемесячно владелец дома получает квитанцию на оплату коммунальных услуг. В ней указана сумма начислений за услугу вывоза мусора. Тарифы закрепляются в нормативных актах субъекта РФ (п. 2 ст. 24.8 ФЗ №89). Стоимость услуги формируется из двух частей — цены за 1 м3 и норматива накопления.

Норматив накопления напрямую зависит от количества проживающих в доме человек. Он одинаков для всего региона. Стоимость вывоза 1 м3 мусора может отличаться в разных населенных пунктах. К примеру, в разных районах Москвы она может составлять от 700 до 950 рублей.

При вывозе ТКО может применяться льгота для следующих категорий граждан:

  • многодетные семьи;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и родители детей-инвалидов;
  • пенсионеры;
  • пережившие блокаду Ленинграда;
  • ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС.

Размер компенсации определяется в каждом отдельно округе. К примеру, для пенсионеров льгота может составить 30-100% в зависимости от возраста.

Размер оплаты услуг по вывозу мусора формируется органами власти и назначенным оператором, согласно 1 пункту статьи 24.9 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».

Юридические нюансы при вывозе мусора из частного сектора

Если договор между домовладельцем и оператором не заключен, собственник участка можем выбрать организацию самостоятельно (п 5 ст. 24.7 ФЗ №89). В этом случае ему будут приходить специальные квитанции от компании, занимающейся утилизацией.

  Порядок и условия внесения изменений в брачный договор

В 2021 году в Закон об отходах внесены изменения, согласно которым необходимо разделять мусор на пищевой и токсичный. Пока идея сортировки отходов по разным контейнерам не получила распространения, однако внедрение практики раздельного сбора мусора согласно новой «мусорной реформе» уже происходит.

Если собственник жилья не проживал в доме, он может приостановить начисление платы на 6 месяцев, согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Обращение с твердыми коммунальными отходами в частном секторе отличается от особенностей их утилизации жильцами многоквартирных домов. В остальном мусорная реформа нацелена на повышение качества услуг и защиту окружающей среды.

Рекомендуем

Обращение с коммунальными отходами в 2021 году: новые правила и региональная практика. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Участие в семинаре позволит рассмотреть актуальные вопросы реформирования законодательства в сфере обращения с коммунальными отходами.

Особое внимание будет уделено правилам обращения с ТКО, вопросам региональных операторов по обращению с ТКО, ответственности за нарушение правил обращения с ТКО и за негативное воздействие на окружающую среду, тарифному регулированию в отрасли, последним изменениям в отрасли.

Правила вывоза отходов в частных домах

Теоретически доставлять отбросы может любое физическое лицо на специально организованные свалки. Несмотря на то что человек увозит ТБО сам, ему требуется оформить разрешение.

Целесообразно заключить соглашение на доставку с компанией, имеющей лицензию на обращение с ТБО.

Жители в частном секторе часто отказываются заключать договора из-за небольших объёмов отходов. Они утилизируют их самостоятельно, но количество отбросов почему-то увеличивается.

Закон о вывозе ТБО в частном секторе не существует. Но согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления», владельцы всех отдельных домов обязаны заключать соглашение на транспортировку ТКО. Услуга собственникам и пользователям помещений предоставляется согласно деятельности региональных операторов.

Для сотрудничества заключается индивидуальный или коллективный договор с компанией. Соглашение содержит цену, объём работ, данные заказчика, адрес площадки, частоту вывоза, наличие требований сортировки, иные условия при которых компания отбросы забирать не будет. Пищевые увозят каждый день, а другие — по мере наполнения или в обозначенный промежуток времени.

Правильный расчёт платы за вывоз мусора

Тарифы в области обращения ТБО включают:

  1. Удалённость объекта.
  2. Объёмы.
  3. Характер отходов.
  4. Наличие сортировки.
  5. Палат за сбор.
  6. Количества проживающих в доме людей.
  7. Дополнительные условия компании.

Оплата за вывоз ТБО из частного сектора выполняется по утверждённым администрацией ценам. Компании, оказывающие услуги по обращению ТКО, не имеют права завышать тарифы, установленные региональными операторами.

Оплата за вывоз мусора в частном доме

Оплата выполняется в соответствии с условиями соглашения или квитанции. Счёт приходит всем собственникам.

Результат региональных программ в области обращения ТБО — формирование фиксированных местных тарифов, которых обязаны придерживаться все представители услуг по транспортировке отбросов.

Какие полномочия и обязанности есть у региональных операторов

Каждый субъект РФ вправе выбрать одного или нескольких региональных операторов по вывозу мусора.

Оператора выбирают в рамках конкурса, в соответствии с действующим законодательством. Обязательное требование — наличие лицензии.

В 2021 году работу по вывозу мусора выполняют операторы, которых выбрали в 2021 году. Но если они перестанут соответствовать заявленным требованиям, прекратят деятельность или обанкротятся, контракт можно досрочно расторгнуть и провести новый конкурс.

Что должны делать операторы по вывозу мусора в 2020 году:

  • вывозить отходы с площадок первичного сбора (мест, оборудованных контейнерами и ёмкостями для сбора мусора);
  • убирать с площадок отходы, образовавшиеся при отгрузке и транспортировке мусора;
  • транспортировать отгруженные вывезенные с площадок отходы до мест переработки;
  • сортировать отходы по категориям;
  • перерабатывать отходы, утилизировать и обезвреживать опасные отходы;
  • размещать элементы отходов, относящиеся к I, II, III и IV классам опасности;
  • формировать и развивать инфраструктуру, необходимую для надлежащего обращения с бытовыми отходами;
  • ликвидировать стихийные и незаконные свалки;
  • возводить комплексы, необходимые для сбора, хранения, сортировки, утилизации, переработки и обезвреживания отходов;
  • взимать с населения и компаний оплату за услуги.

Что входит в обязанности и полномочия управляющих компаний и собственников недвижимости:

  • оборудовать контейнерами площадки для первичного приёма мусора;
  • следить за состоянием территорий и ёмкостей;
  • устранять грязь, возникшую по причинам, не связанным с несвоевременным вывозом отходов.

Региональный оператор может заключить договор со сторонней организацией, занимающейся вывозом мусора и доставкой его до места переработки. При этом работа такой организации нужно постоянно контролировать посредством системы ГЛОНАСС.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С 2021 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области.

В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки.

Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.

2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области. Им предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Читайте также:  Статья 13. Рассмотрение споров

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Если насчитали больше проживающих, чем есть?

Очень важный вопрос, с которым пришлось столкнуться многим жильцам. Если раньше расчет велся по площади помещения, то с 1 января 2021 года – по количестве жильцов. Поэтому ранее прописанные или проживающие стали учитываться.

Данные региональному оператору подаются управляющей организацией, которая составляет акт о проживающих или зарегистрированных. При отсутствии тех или других, подается количество собственников помещения.

Чтобы снизить стоимость услуг, проживающим нужно доказать, что данные в акте не соответствуют действительности. Для этого подается заявление с подтверждающими документами. Это могут быть копии временной регистрации лица в другом регионе, договор на обучение в ином городе, справка с миграционного ведомства или с места службы. Когда можно не платить за вывоз мусора.

Единый региональный оператор по работе с отходами: тарифы

С 1 января 2019 года вывозом и переработкой мусора на подконтрольной территории занимается один оператор (в зависимости от населения их может быть несколько — характерно для городов-миллионников).

Все физические и юридические лица, проживающие на ней, обязаны заключать договор на вывоз отходов с выбранной на региональном уровне компанией.

Оператор устанавливает для всех клиентов единый тариф на свои услуги.

ТКО – это отходы, которые появляются в результате процессов потребления товаров физическими лицами в жилых помещениях.

Сюда же относятся товары, которые растратили свои потребительские качества в результате эксплуатации их в жилых помещениях физическими лицами, для удовлетворения бытовых и личных целей. Отходы, появляющиеся в процессе деятельности юридических лиц и ИП, и похожие по составу на мусор, образующийся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, также относятся к ТКО.

Полный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Региональный оператор по обращению с ТКО

Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора.

Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.

Регоператором может стать только юридическое лицо любой организационно-правовой формы. Оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • Зарегистрировано в РФ;
  • Заниматься деятельностью по обращению с ТКО;
  • Иметь лицензию на работу по сбору, транспортированию, сортировке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Услуги регионального оператора оплачиваются собственниками ТКО. На оператора возлагается ответственность за размещение контейнеров на площадках, сбор и дальнейшую обработку и утилизацию ТКО. Он обеспечивает переработку мусора, вывозя его на законные объекты по обращению с отходами. Также в обязанности единого операторов входит контроль за ликвидацией незаконных свалок.

В зависимости от региональной программы и территориальной схемы субъекта федерации, может быть выбран один или несколько регоператоров.

Законодательная база

Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».

В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации.

Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).

Указаны основания для осуществления деятельности компании:

  • В соответствии с региональной программой;
  • С территориальной схемой;
  • В соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными законодательством.

Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.

Выборы оператора

РСО выбирается на конкурсной основе сроком на 10 лет. Критериями отбора являются стоимость и качество услуг. Компания осуществляет свою деятельность на подконтрольной территории, на основании соглашения с органом исполнительной власти субъекта РФ.

После получения статуса оператора, компания в течении одного месяца оповещает население о необходимости заключения договоров на вывоз мусора.

На территории субъекта может быть несколько операторов, работа которых контролируется местными органами власти. При невыполнении взятых обязательств, нарушении правил обращения с ТКО, регоператор может быть оштрафован или лишен статуса РО.

Если у потребителя услуг был заключен договор на вывоз мусора с компанией не являющейся оператором, он считается недействительным с 1 января 2019 года.

Функции и услуги оператора

  1. Заключение договоров с жильцами многоквартирных и частных домов, управляющими организациями, ТСЖ;
  2. Заключение договоров с организациями, занимающимися сбором и транспортировкой мусора;
  3. Заключение договоров с предприятиями, осуществляющими сортировку, обезвреживание и утилизацию отходов;
  4. Контроль качества предоставляемых услуг, работа с жалобами потребителей;
  5. Проведение политики раздельного сбора мусора;
  6. Участие в разработке и создании компаний, работающих с ТКО;
  7. Сборка, транспортировка и сдача опасных видов отходов;
  8. Ликвидация и предотвращение появления незаконных свалок.

Повышение тарифов

Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.

Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.

Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.

При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.

Тема 62: «Система обращения с твердыми коммунальными отходами: права и обязанности потребителей услуги, региональных операторов и органов власти» | Министерство ЖКХ Ставропольского края

скачать:

Тема 62:  «Система обращения с твердыми коммунальными отходами:   права и обязанности потребителей услуги, региональных операторов и органов власти»

(Слайд 2) В 2019 году Ставрополье, как и большинство регионов страны завершило переход на новую систему обращения с отходами. На прошлых занятиях, посвященных данной теме мы уже подробно разбирали, в чем суть реформы и что принципиально меняется в этой сфере для жителей края. Поэтому коротко напомним основные положения реформы.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — это отходы, которые образуются в жилом помещении в процессе жизнедеятельности, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими и юридическими лицами.

Задача реформы комплексная: ликвидация несанкционированных свалок, сокращение объема захораниваемых отходов, развитие культуры раздельного накопления мусора, развитие инфраструктуры по сортировке отходов, увеличение объемом переработки.

Для справки: В результате активной деятельности человека образуются горы мусора. Только в Ставропольском крае – около 1,4 млн. тонн в год. Многие регионы уже столкнулись с тем, что девать это «добро» больше некуда.

Около 70 % от общего количества образующихся отходов приходится на твердые коммунальные отходы, образуемые населением, которые в большинстве случаев захоранивались на несанкционированных свалках и по сути являются «миной замедленного действия».

В платежной квитанции услуга из жилищных перешла в коммунальные. Тариф теперь регулируемый и утверждается региональной тарифной комиссией Ставропольского края.

  • Полномочия по организации деятельности для сбора, накопления ТКО, транспортировки, обработки и захоронения их с уровня органов местного самоуправления (ОМС) повсеместно переданы на уровень субъектов РФ, а организацией полного цикла обращения с ТКО занимаются специализированные организации – региональные операторы.
  • Региональный оператор – юридическое лицо, которое обязано заключить договор с каждым собственником жилого помещения, а также с юридическими лицами, которые образуют ТКО на оказание услуг по обращению с отходами.
  • (Слайд 3) В Ставропольском крае их 4 и каждый действует на вверенной ему территории:
  • ООО «Эко-Сити» осуществляет свою деятельность на территории Апанасенковского, Грачевского, Красногвардейского, Шпаковского, Труновского, Туркменского районов, Изобильненского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского городского округа и города Ставрополя;

Адрес: 355035, г.Ставрополь, проспект Кулакова, д.13

  1. Телефон: 8-800-770-09-23
  2. E-mail: ecocity26@ecocity26.ru
  3. Сайт: ecocity26.ru
  • ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» обслуживает Андроповский, Кочубеевский, Курский, Предгорный, Степновский районы Ставропольского края, а также Георгиевский ГО, Кировский и Советский городские округи, города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Пятигорск и Невинномысск;

Адрес: 357210, Ставропольский край,

г. Минеральные Воды, ул. Горная, 17

Телефон: +7(87922)5-52-90

Cайт: www.tkow.ru

E-mail: gkhmv@yandex.ru

  • ООО «Экострой» взял на себя Александровский, Новоселицкий районы и Благодарненский городской округ;

Адрес: 357401, Ставропольский край,

г. Железноводск, ул. Энгельса, 17

Телефон: +7 (87932) 3–24–24

E-mail: ekostroy-z@mail.ru

Сайт: www.ekostroy26.ru

  • ООО «Комбинат благоустройства» обслуживает Арзгирский, Буденновский, Левокумский районы и Нефтекумский городской округ.

Адрес: 356800, Ставропольский край,

г. Буденновск, ул. Микрорайон 3, д. 17, кв. 114

Телефон: +7 (86559) 2-62-94, 8(800)200-76-44

Ссылка на основную публикацию