Статья 12. порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

Нотариат институт превентивного правосудия. Нотариус обладает особым статусом: нотариат выступает от имени государства публично-правовой статус.

Властные полномочия нотариата: наложение нотариусом запрета на отчуждение имущества, совершение исполнительной надписи, обеспечение доказательств, полномочия по охране наследственного имущества (составление описи имущества и передача его на хранение, назначение хранителя имущества).

Нотариус вправе и обязан совершать нотариальные действия, имеющие юридическое значение, связанные с установлением, изменением или прекращением прав и обязанностей обращающихся к нему физических и юридических лиц.

Решения, принимаемые нотариусом при производстве нотариальных действий от имени РФ, оформляются как нотариальные акты, которые, по сути, особые индивидуально-правовые акты: удостоверительные надписи, исполнительные надписи, свидетельства и др. Все они действительны на всей территории РФ.

Другая особенность заключается в возможности отмены нотариального акта, в том числе и отказа в совершении нотариального действия, только в судебном порядке при вынесении решения.

Как представитель государства, частный нотариус занимает должность, которая является публичной, что выражается в отношениях нотариуса с государством как публичным институтом официальной власти: 1) государство передает нотариусу часть своей функции по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержанию правопорядка в сфере граждан-

х 11 . Контроль за деятельностью нотариусов Х 

Согласно гл. 7 Основ контроль является необходимым элементом функционирования системы нотариата.

12. Профессиональный кодекс нотариусов

РоссийскойФедерации

18.04.2001 г. Правлением ФНП утвержден Профессиональ-

Статья 12. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

В зависимости от предмета контроль за деятельностью нотариусов подразделяется на два вида:

  • контроль по существу нотариальной функции (за совершением нотариальных действий);
  • контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.
  • В зависимости от субъекта контроль может быть:
  • судебным (осуществляемый судебными органами);
  • государственным (осуществляемый органами юстиции);

внутренним (осуществляемый нотариальной палатой) ит. д. За нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, контроль осуществляют органы юстиции, а за внебюджетными нотариусами нотариальные

  1. палаты.
  2. Основами предусматривается создание в каждом субъекте РФ нотариальных палат некоммерческих организаций, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта РФ (части первая, третья и четвертая статьи 24 Основ).
  3. Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется прежде всего в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются вход с ходатайствами или пред-
  4. ный кодекс нотариусов РФ. Его положения соответствуют
  5. нормам Европейского этического кодекса нотариусов.
  6. Кодекс возлагает дополнительные проф. и этические обязательства на нотариусов, провозглашает принципы, которыми они должны руководствоваться при осуществлении своих полномочий:Уважай свое министерство и коллег; Совершай нотариальное действие, только если уверен, что действуешь в рамках закона; Разрешай сомнения заранее, а если все же сомневаешься воздержись от совершения нотариального действия; Воздавай должное правде; Действуй осмотрительно; Изучай материалы с пристрастием и повышенной тщательностью;
  7. Советуйся с Честью; Руководствуйся Справедливостью; Ограничивайся Законом; Работай с Достоинством; миссия в недопущении гражданско-правовых споров. Морально-этические нормы: защищать интересы человека, общества и государства, соблюдая требования закона; способствовать утверждению в обществе веры в закон и справедливость; не совершать в личных интересах или в интересах других лиц действий, которые могли бы поставить под сомнение беспристрастность и независимость нотариальной деятельности, скомпрометировать нотариуса в общественном мнении, причинить ущерб чести и достоинству профессии нотариуса; относиться к коллегам по юридической профессии в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества; поддерживать благоприятный нравственно-психологический климат в нотариальной конторе и нотариальном сообществе в целом; избегать проявления вредных привычек и особенностей поведения, которые могут оскорблять человеческое
  8. X .

ского оборота; 2) государство учреждает публичную должность нотариуса законодательно, путем установления нотариальной деятельности как таковой, определения ее форм и пределов, а, стало быть, и пределов вмешательства государства в сферу частноправовых интересов гражданского оборота; 3) государство в лице органов юстиции, являющихся органами исполнительной власти, учреждает конкретные должности нотариусов в нотариальных округах. Публичность должности нотариуса характеризует также равнодоступность и равнообязанность обращения к нотариусу, установленные государством для всех физических и юридических лиц.

Правовой статус нотариуса составляют его права и обязанности: согласно ст.15. Основ нотариус имеет право совершать нотариальные действия, предусмотренные Основами.

Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц.

Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству РФ.

К правам нотариуса относится истребование от физических и юридических лиц сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий. В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения учредительных документов.

Обязанности. Согласно ст. 16 Основ нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий.

способных обеспечить правовую защиту охраняемых законодательством интересов граждан и юридических лиц. Порядок его проведения регулируется специальным Положением.

Увольнение от должности нотариуса. Основы указывают основания для увольнения нотариуса, работающего в гос. нотариальной конторе, возможность его увольнения только в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях: осуждения его за совершение умышленного преступления, после вступления приговора в законную силу; ограничения дееспособности или признания недееспособности в установленном законом порядке; по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим).

Статья 12. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

достоинство и негативно восприниматься окружающими; постоянно повышать свой профессиональный уровень; избегать личного участия в деятельности политических партий и объединений; сохранять профессиональную тайну; соблюдать требование об обязательном страховании нотариальной деятельности, соизмерять уровень и объем страхования своей профессиональной ответственности с объемами и рисками своей деятельности; нести полную личную и имущественную ответственность за соблюдение требований законодательства; обеспечивать в своей деятельности высокие критерии и требования культуры общения, в любой ситуации стремиться сохранять выдержку и личное достоинство. Соблюдать нормы этики и морали; воздерживаться от какой-либо деятельности, способной негативно повлиять на осуществление проф. обязанностей нотариуса или вызвать сомнение в его независимости и объективности, а также препятствовать вовлечению членов семьи в эту деятельность; воздерживаться от совершения действий, которые могут нанести ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подорвать доверие и престиж профессии в обществе, в том числе от получения дорогих подарков и необоснованных льгот от лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от посещения заведений с сомнительной общественной репутацией; противостоять оказываемому на нотариуса давлению в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей и безотлагательно информировать об этом нотариальную палату и (или) компетентные правоохранительные органы. Кодекс предусматривает как привлечение нотариуса к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, строгий выговор), так и поощрение нотариусов: вынесение благодарности, награждение грамотой, подарком и др.

ставлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (пункт 3 части пятой статьи 12, часть вторая статьи 17 и часть первая статьи 34

Основ). С момента наделения в определенном законом порядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона автоматически становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий.

При Федеральной нотариальной палате на общественных началах постоянно действуют профильные комиссии: по этике и профессиональной чести; по законодательной и методической работе; по контролю за деятельностью нотариальных палат субъектов РФ; по использованию электронных документов; по международным связям; по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат; по имиджу; по исследованию исторического наследия российского нотариата.

Судебный контроль за совершением нотариальных действий является основной формой контроля. Судебный порядок обжалования детально описан в ст. 49 Основ. Действуют также разъяснения Пленума ВС РСФСР № 1 от 17 марта

1981 г. «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении» в редакции постановления Пленума 11 от 21 декабря 1993 г. Атакже гл. 37 ГПК РФ.

Налоговый контроль за деятельностью нотариусов, нотариус является плательщиком налогов с физических лиц, плательщиком налога на добавленную стоимость и единого социального налога.

НК отождествляет нотариуса с индивидуальным предпринимателем.

X

Нотариат

В части 1 ст. 12 Основ устанавливается, что должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

С этим положением тесно связано требование ч. 2 ст.

12 Основ о том, что количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Число должностей нотариусов должно строго регулироваться. Если нотариусов окажется больше, чем необходимо, то некоторым из них придется искать дополнительный заработок, причем зачастую в ущерб нотариальной деятельности. При этом нотариус может попасть в зависимость от коммерческих или иных структур, что, конечно же, недопустимо.

Точная численность нотариусов должна быть установлена по каждому конкретному нотариальному округу. При этом должна быть определена как общая численность нотариусов, так и конкретное число занимающихся частной практикой и работающих в государственных нотариальных конторах.

При установлении численности нотариусов основным критерием должна быть реальная потребность данного региона в определенном количестве нотариусов, способных обеспечить надлежащее нотариальное обслуживание.

Читайте также:  Статья 28.1. ежемесячная денежная выплата инвалидам

Количество должностей нотариусов и их соотношение (занимающихся частной практикой и государственных) может устанавливаться как на определенный период, так и на неопределенный. По мере необходимости, в связи с изменением ситуации, такие соглашения могут пересматриваться и устанавливаться новые квоты.

Штатная численность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, должна соответствовать количеству государственных нотариальных контор (т.с.

количество государственных нотариусов как минимум не должно быть меньше количества нотариальных контор), в противном случае вопрос должен решаться только в совокупности с решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата об упразднении соответствующих нотариальных контор в установленном порядке.

Нотариальные действия совершаются любым нотариусом, за исключением случаев, предусмотренных в Основах: ст. 36 (выдача свидетельств о праве на наследство и принятие мер к охране наследственного имущества); ст.

47 (нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников: родителей, детей, внуков); ст. 56 (удостоверение договоров о возведении жилого дома, отчуждении жилого дома и другого недвижимого имущества); ст.

62-64 (получение заявлений о принятии наследства или об отказе от него, принятие претензий от кредиторов наследодателя и охрана наследственного имущества); ст. 69 (оплата расходов за счет наследственного имущества); ст. 70 (место и сроки выдачи свидетельства о праве на наследство); ст.

74 (выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов); ст. 75 (выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга); ст. 87 (принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг); ст.

96 (предъявление чека к платежу и удостоверение неоплаты чека); ст. 109 (международными договорами Российской Федерации могут быть установлены иные правила совершения нотариальных действий). Могут быть и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Важнейшим делом является назначение на должность нотариуса с наделением соответствующими полномочиями, которое производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата (Федеральной регистрационной службы), или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Цель конкурса — отбор на должности нотариусов наиболее достойных лиц, имеющих глубокие профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту охраняемых законодательством интересов граждан и юридических лиц. Порядок его проведения регламентируется специальным положением.

Территориальный орган Федеральной регистрационной службы совместно с нотариальной палатой объявляет конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов в случае учреждения дополнительных должностей нотариусов или освобождения имеющихся.

К участию в нем допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной нотариальной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.

К заявлению прилагаются: выписка из трудовой книжки, заключение по итогам прохождения стажировки или отзыв нотариуса о деятельности претендента, копии решения квалификационной (апелляционной) комиссии и лицензии на право занятия нотариальной деятельностью. По желанию претендента к заявлению могут быть приложены диплом о присвоении ученой степени, список научных трудов, а также публикаций и др.

На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе.

Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты не позднее семи дней до начала проведения конкурса.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.

Порядок учреждения и ликвидация должности нота­риуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекраще­ние его полномочий

Часть 1 ст. 12 Основ устанавливает,
что должность нотари­уса учреждается
и ликвидируется органом юстиции совместно
с нотариальной палатой. С этим положением
тесно связано требование ч. 2 ст. 12 Основ
о том, что количество
должностей нотариусов в каждом
нотариальном округе определяется
органом юстиции совместно с нотариальной
палатой.

Регулирование числа
должностей нотариусов позволяет
обеспечить строгое соблюдение законности
при совершении ими нотариальных действий,
поскольку, дорожа своим местом, нотариус
не станет совершать незаконные действия,
хотя бы в силу угрозы увольнения от
должности.

Точная
численность нотариусов должна быть
установлена по каждому конкретному
нотариальному округу.

При установлении
численности нотариусов основным
критерием должна быть реальная потребность
данного региона в определенном количестве
нотариусов, способных обеспечить
надлежащее нотариальное обслуживание.

Решение об установлении
численности нотариусов должно быть
оформлено протоколом
совместного заседания органа
юстиции и правления нотариальной палаты,
на основании кото­рого органом юстиции
издается соответствующий приказ.

Особо следует обратить
внимание на вопрос о наделение лица,
имеющего лицензию на право нотариальной
деятельности лица полномочиями,
которое про­изводится
на конкурсной основе в соответствии с
Положением о порядке проведения конкурса
на замещение вакантной долж­ности
нотариуса, утвержденным приказом
Министра юстиции Российской Федерации
от 17 февраля 1997 г.

№ 19-01-19-97. Орган юстиции
своим распоряжением объявляет конкурс
на замещение вакантных должностей
нотариусов в случае учреж­дения
дополнительных должностей нотариусов
или освобожде­ния имеющихся не позднее
десяти дней со дня открытия вакан­сии.

Дата проведения конкурса устанавливается
не ранее чем через месяц и не по­зднее
чем через два месяца после объявления
конкурса.

Для проведения конкурса
приказом органа юстиции созда­ется
конкурсная комиссия в составе восьми
человек из равного количества работников
органа юстиции и членов региональной
нотариальной палаты, являющихся
нотариусами.

Решения кон­курсной
комиссии считаются правомочными, если
на ее засе­дании присутствовало не
менее пяти членов комиссии.

Объявление
о проведении конкурса на замещение
вакант­ной должности нотариуса,
сроках, месте приема и перечне до­кументов,
необходимых для участия в конкурсе,
требованиях, предъявляемых для замещения
вакантной должности нотариу­са, месте
и времени заседания конкурсной комиссии
публику­ется органом юстиции совместно
с региональной нотариальной палатой в
средствах массовой информации или
вывешивается в общедоступных местах в
зданиях органа юстиции и нотари­альной
палаты.

Лица, желающие принять участие в конкурсе
на замещение вакантной должности
нотариуса, подают заявление секретарю
конкурсной комиссии, которое регистрируется
в специальном журнале с присвоением
порядкового регистрационного номера.

Одновременно с подачей заявления лицо,
желающее принять участие в конкурсе,
обязано представить нотариально
удосто­веренные копии диплома о высшем
юридическом образовании (полученном в
высшем учебном заведении, прошедшем
лицен­зирование и аккредитацию),
трудовой книжки, лицензии на право
нотариальной деятельности, а также
листок по учету кадров ус­тановленной
формы со своей фотографической карточкой.
При подаче заявления обязательно
предъявляется документ, удос­товеряющий
личность. Кроме того, конкурсант имеет
право пред­ставлять другие документы
или их нотариально удостоверен­ные
копии, характеризующие его профессиональную
юридичес­кую подготовку.

Секретарь конкурсной комиссии проверяет
представленные документы, возвращая
подлинники документов заявителю в день
их представления, а их копии формируя
в дело. Прием доку­ментов производится
только в срок, установленный распоряже­нием
органа юстиции, а по истечении этого
срока документы на конкурс не принимаются.

На основании представленных и
сформированных в деле до­кументов
конкурсная комиссия принимает решение
о допуске кандидатов к участию в конкурсе.
При несвоевременном или неполном
представлении документов кандидат к
участию в конкурсе не допускается.

Не
позднее семи дней до начала про­ведения
конкурса в зданиях органа юстиции и
региональной но­тариальной палаты
вывешиваются списки лиц, допущенных к
участию в конкурсе.

К участию в конкурсе
допускаются гражда­не Российской
Федерации, имеющие высшее юридическое
образование, прошедшие стажировку в
государственной нота­риальной конторе
или у нотариуса, занимающегося частной
но­тариальной практикой, сдавшие
квалификационный экзамен и имеющие
лицензию на право нотариальной
деятельности.

Лица, получившие лицензию,
но не приступившие к работе в должно­сти
нотариуса в течение трех лет, могут быть
допущены к кон­курсу только после
повторной сдачи квалификационного
экза­мена. Помощник нотариуса повторного
экзамена не сдает.

В ходе проведения конкурса конкурсанты
оцениваются на ос­новании представленных
ими документов, включая документы о
прохождении стажировки и результатах
сдачи квалификационно­го экзамена.
Конкурсная комиссия имеет право проводить
инди­видуальные собеседования с
конкурсантами по вопросам, касаю­щимся
нотариальной деятельности, в случае
возникновения такой необходимости.

Основания прекращения полномочий нотариуса в России

Буганов, Д. С. Основания прекращения полномочий нотариуса в России / Д. С. Буганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76024/ (дата обращения: 06.06.2021).

В статье подробно исследуются основания и порядок прекращения полномочий российских нотариусов. Анализируются особенности освобождения от полномочий государственных и частнопрактикующих нотариусов.

Ключевые слова: нотариус, нотариальные действия, нотариальные, палаты, увольнение нотариуса, прекращение полномочий нотариуса.

Читайте также:  Статья 14. Право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы

Нотариат в России представляет собой общественно-государственный институт, в котором развито самоуправление в форме нотариальных палат. Уникальность института нотариата обусловлена его двойственной природой, включающей в себя частно-правовой и публично-правовой аспекты.

С одной стороны, небюджетный (частнопрактикующий) нотариус является абсолютно самостоятельным, не зависящим от государства субъектом права, который самостоятельно организует и содержит нотариальную контору, отвечает всем своим имуществом за причиненный ущерб.

С другой стороны, частнопрактикующий нотариус совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации и контроль за его деятельностью осуществляют не только профессиональное сообщество в лице нотариальных палат, но и государственные органы исполнительной власти, в том числе и органы юстиции.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата (или по его поручению его территориальными органами) на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен и получивших лицензию на право нотариальной деятельности. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса установлен Приказом Минюста РФ от 23 декабря 2009 года № 430 [5]. Решение о ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Минюста РФ по согласованию с нотариальной палатой в субъекте Российской Федерации. Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

Основания прекращения полномочий нотариуса исчерпывающим образом перечислены в ст. 12 Основ законодательства о нотариате [4].

Прекращение полномочий нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, осуществляется путем его увольнения с занимаемой должности по основаниям и в порядке, предусмотренными Трудовым кодексом РФ.

Поэтому увольнение государственного нотариуса возможно по его собственному желанию либо по инициативе его работодателя (то есть территориального органа Минюста РФ). На нотариуса, занимающегося частной практикой, Трудовой кодекс РФ не распространяется.

Поэтому прекращение полномочий частнопрактикующего нотариуса осуществляется по его собственному желанию (путем подачи заявления в территориальный орган Минюста РФ), либо в судебном порядке. Решение суда о лишении нотариуса права нотариальной деятельности может быть принято в следующих случаях:

  • 1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
  • 2) ограничения дееспособности или признания недееспособным по основаниям, предусмотренным статьями 29, 30 ГК РФ [1], в порядке, установленном главой 31 ГПК РФ [2];
  • 3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения);
  • 4) признания его банкротом в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
  • 5) сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста.

Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, утверждены Приказом Минюста РФ от 29 июня 2015 года № 157, который предусматривает проведение конкурса на освободившуюся в этом случае должность. При достижении указанного возраста полномочия нотариуса прекращаются на следующий день. Соответственно, право нотариуса на совершение нотариальных действий прекращается [6].

Для минимизации нарушений в области законодательства о нотариате проводятся проверки профессиональной деятельности нотариусов.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а контроль за нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Ходатайство нотариальной палаты о лишении нотариуса права нотариальной деятельности может подано как в связи с уважительными причинами, например, невозможность осуществления нотариальной деятельности по состоянию здоровья или достижение нотариусом семидесятипятилетнего возраста, так и в связи с неуважительными причинами, например, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков или за грубое нарушение норм законодательства РФ. Перечень дисциплинарных проступков определен в главе 9 Кодекса профессиональной этики нотариусов в РФ [3]. На практике нотариальные палаты инициируют лишение нотариуса права нотариальной деятельности чаще всего в связи с нарушениями, выявленными при проверках профессиональной деятельности, или в связи с совершением отдельного грубого нарушения законодательства РФ.

Особенность освобождения от полномочий нотариуса на основании осуждения за совершение умышленного преступления состоит в том, что состав совершенного преступления не имеет большого значения, определяющее значение имеет наличие умысла.

Поэтому практически любой приговор суда, вынесенный за совершение умышленного преступления, будет являться основанием для освобождения от полномочий нотариуса.

Соответственно, осуждение нотариуса за преступление, совершенное по неосторожности, не является основанием для лишения его права нотариальной деятельности.

Существенное значение при разрешении таких дел имеет аргументированность представленных доказательств преступления, а также соблюдение формальной процедуры возбуждения дела, поскольку суды могут по-разному оценивать итоги проведенных профессиональных проверок нотариусов и доводы компетентных органов как истцов.

Анализ практики лишения частнопрактикующих нотариусов полномочий позволяет сделать вывод, что наиболее распространенным основанием прекращения полномочий нотариуса является обращение нотариальной палаты в суд с иском о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью как за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, так и по результатам проверки профессиональной деятельности нотариуса. Увольнение государственного нотариуса производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Увольнение иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять нотариальные действия, производится в соответствии с их правовым статусом.

Как видно из проведенного исследования, прекращение полномочий нотариуса возможно по ряду оснований, предусмотренных законодательством РФ, с наступлением которых нотариус не может продолжать осуществлять свои полномочия.

Поэтому задача уполномоченных контролирующих органов состоит в том, чтобы вовремя установить наличие нарушений законодательства РФ нотариусами и предотвратить нарушение прав и законных интересов граждан путем подачи иска о лишении нотариуса права осуществлять нотариальные действия.

Соответственно, для более быстрого и своевременного разрешения данных вопросов, на мой взгляд, необходимо урегулировать вопрос круга субъектов, компетентных в области подачи искового заявления о лишении нотариуса полномочий.

Литература:

Читать

Марина Викторовна Ховрина

Шпаргалка по нотариату

1. СИСТЕМА ОРГАНОВ НОТАРИАТА В РФ

В соответствии с Конституцией РФ и Основами законодательства РФ о нотариате нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени государства нотариальных действий, предусмотренных законодательством России.

Нотариат в РФ представляет собой систему органов юстиции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате представлено право совершать нотариальные действия.

В эту систему входят: Министерство юстиции РФ; министерства юстиции республик, входящих в состав РФ; управления юстиции субъектов РФ; государственные нотариальные конторы; нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата.

Во главе системы органов нотариата в РФ стоят министерства юстиции республик, входящих в состав РФ и Министерство юстиции РФ. В них есть управления, в состав которых входят отделы нотариата. Они разрабатывают методические указания и инструкции по различным вопросам нотариата, вырабатывают стратегию развития нотариата и осуществляют контроль за нотариальной деятельностью.

Нотариальная палата – это некоммерческая организация, членами которой могут быть нотариусы, а также лица, желающие получить лицензию и заниматься нотариальной деятельностью.

Нотариальная палата представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Каждый нотариус обязан являться членом одной из нотариальных палат.

Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления.

Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате можно выделить следующие функции нотариальных палат: представительство в государственных органах; разработка методических рекомендаций; контроль за профессиональной деятельностью нотариусов. Для осуществления этих функций общее собрание членов палаты избирает президента и правление. Каждый член нотариальной палаты ежемесячно обязан платить членские взносы, размер которых определяет общее собрание.

Собрание представителей региональных палат избирает президента Федеральной палаты, который представляет интересы частнопрактикующих нотариусов всей России в Министерстве юстиции, а также в других учреждениях и организациях.

2. ИСТОРИЯ НОТАРИАТА

С развитием гражданских правоотношений возникла необходимость содействия субъектам таких правоотношений в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснении их прав и обязанностей, предупреждении о последствиях совершаемых ими действий. Нотариат возник как институт гражданского права, защищающий частную собственность и имущественные правоотношения, а также охраняющий права и законные интересы участников таких правоотношений.

Первоначально нотариат возник в Италии в середине VIII в. Его прообразом был древнеримский институт табеллионов – лиц, занимавшихся под контролем государства сочинением юридических актов.

Первоначально нотариус представлял собой нечто вроде секретаря суда, который составлял договоры и передавал их на подпись судье. Затем достаточно быстро нотариус наравне с судьей стал держателем государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры.

Нотариусы во Франции, да и в других странах Европы, обладали очень широкими полномочиями. Они свидетельствовали все юридические акты и гражданские договоры, составляли описи имущества, выдавали разного рода свидетельства, совершали публичные продажи.

Читайте также:  Статья 13. Международное сотрудничество Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности

Должности нотариуса были несменяемыми, а взыскание на них мог наложить только совет нотариусов, который избирался профессиональным собранием. Статус нотариуса был настолько высок, что нотариальные акты имели безусловную доказательную силу и исполнялись без дополнительного судебного решения.

Формы нотариального производства и ответственность нотариуса подробно регламентировалась законом.

До революции в России нотариус был также одним из самых уважаемых и квалифицированных специалистов. Первые российские нотариальные акты относятся к началу XIV в.

В соответствии с Соборным уложением 1649 г. «писать на дому» разрешалось только определенные акты: о займе хлеба или денег, сговор-ные свадебные записи и духовные завещания.

Остальные юридические акты должны были составляться «площадными» подьячими.

Радикальная реформа нотариального дела в России произошла в 1 866 г. Государство издало Положение о нотариате, которое получило силу закона. В соответствии с положением все нотариусы числились на государственной службе и не могли занимать какую-либо иную должность. Юрисдикция нотариуса распространялась только на территорию действия окружного суда, в ведомстве которого он состоял.

Нотариальная система России до революции 1917 г. практически ничем не отличалась от нотариата большинства европейских государств.

После Октябрьской революции нотариат России существенно изменился и приобрел иной правовой статус. Его роль стала ничтожно незаметной.

С началом перестройки и переходом к рыночным отношениям, когда стало очевидно, что существующий нотариат не готов к работе в новых условиях, неоднократно ставился вопрос о реанимации российского нотариата.

Ужесточение требований рыночной экономики по защите прав владения имуществом сдвинуло решение этого вопроса с «мертвой точки», и с принятием в 1993 г.

Основ законодательства РФ о нотариате ситуация изменилась коренным образом.

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИУСОВ

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате нотариусам, работающим в государственных нотариальных конторах, имеющим высшее юридическое образование и назначенным на должность до вступления в силу указанных Основ, лицензии на право нотариальной деятельности выдаются без сдачи квалификационного экзамена и бесплатно. Органы юстиции республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга вправе продлевать сроки действия трудовых договоров с государственными нотариусами, не имеющими высшего юридического образования и назначенными на должность до вступления в силу указанных Основ. Действие трудовых договоров в указанных случаях может быть продлено на срок не более одного года с момента вступления в силу указанных Основ.

Нотариус имеет право совершать предусмотренные законодательством нотариальные действия; составлять проекты сделок, заявлений и иных документов, делать копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; требовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. Нотариус обязан оказывать юридическим и физическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях нотариальных действий. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам.

Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

Ховрина М.В. Нотариат
Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрено, что наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензию.
Целью конкурса является отбор на должность нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса. Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Если в указанный срок в орган юстиции не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель органа юстиции вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от органа юстиции и нотариальной палаты. Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель.
Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты. К участию в конкурсе допускаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.
Наделение нотариуса полномочиями осуществляется путем назначения его на вакантную должность и оформляется приказом органа юстиции. При этом назначение нотариуса государственным или частным зависит от наличия вакансий, так как в каждом нотариальном округе имеется определенное количество должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.
Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».Законодательством республик в составе РФ может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса. Система органов нотариата в РФ | История нотариата | Деятельность нотариусов | Основы законодательства РФ о нотариате | Лицензирование нотариальной деятельности | Квалификационный экзамен | Стажировка лица, желающего заняться нотариальной деятельностью | Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса | Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий | Права и обязанности нотариуса | Гарантии нотариальной деятельности | Правила совершения нотариальных действий | Лица, имеющие право совершать нотариальные действия | Должность стажера нотариальной конторы, помощника нотариуса. Лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса | Нотариальная палата. ее полномочия и органы | Контроль за деятельностью нотариусов | Ответственность нотариуса | Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах | Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов исполнительной власти и должностными лицами консульских учреждений | Порядок совершения нотариальных действий | Место совершения нотариальных действий | Требования, предъявляемые к лицам, участвующим в совершении нотариального действия | Основания и сроки отложения и приостановления совершения нотариального действия. Ограничение права совершения нотариальных действий | Нотариальное делопроизводство | Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении | Сделки, удостоверяемые в нотариальном порядке | Договоры отчуждения и залога имущества, подлежащего регистрации | Выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов | Свидетельствование верности копий документов и выписок из них | Удостоверение факта нахождения гражданина в живых. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте | Передача заявлений физических и юридических лиц | Взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника | Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке | Условия совершения исполнительной надписи | Порядок оформления протестов векселя. Протест векселя в неплатеже | Порядок предъявления чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков | Принятие на хранение документов | Совершение морских протестов | Обеспечение доказательств | Порядок применения норм иностранного права | Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции иностранных государств | Наследственное имущество | Охрана наследственного имущества | Опись наследственного имущества | Управление наследственным имуществом | Возмещение расходов на охрану наследства и управление им | Время и место открытия наследства | Наследование по завещанию | Форма и порядок совершения завещания | Нотариально удостоверенное завещание | Завещание в чрезвычайных обстоятельствах | Недействительность, отмена и изменение завещания | Исполнение завещания | Завещательный отказ | Завещательное возложение, недостойные наследники | Наследование по закону | Наследование усыновленными, усыновителями и нетрудоспособными иждивенцами наследодателя | Принятие наследства | Срок принятия наследства | Отказ от наследства | Свидетельство о праве на наследство | Раздел наследства | Ответственность наследников по долгам наследодателя | Функции в отношении наследства на территории СНГ | Льготы при обращении за совершением нотариальных действий | Наследование прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах, производственных и потребительских кооперативах. Наследование предприятия | Наследование вещей, ограниченно оборотоспособных. Наследование земельных участков | Наследование государственных наград, почетных и памятных знаков | Выплата денежных средств со счетов умерших завещателей | Налог на имущество, переходящее в порядке наследования | Льготы по налогу на имущество, переходящему в порядке наследования | Наследование выморочного имущества | Право на обязательную долю в наследстве | Недостойные наследники | Возврат имущества | Порядок возврата незаконно конфискованного имущества | Особенности налогового учета нотариусов | Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами | Доли наследников в завещанном имуществе | Наследование авторского права | Оформление полномочий представителя | Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу и по договору пожизненного содержания с иждивением | Наследование пая жилищного кооператива | Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения | Наследование постоянной ренты | Мировой опыт организации нотариального дела | Организационные принципы деятельности нотариальных контор и нотариальных палат | Нотариальный тариф | Основной закон, регулирующий деятельность нотариусов | Проблемы современного нотариата Невская М.А. Адвокатура и нотариат | Кушнир И.В. Нотариат | Ховрина М.В. Нотариат
Ссылка на основную публикацию