Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Чтобы понять, что это такое – статья 262 УК РФ, нужно сначала разобрать преступления, за совершение которых по ней назначают наказания. Здесь мы не только рассмотрим характеристики состава правонарушения, но и приведем случаи, когда по этой статье гражданин несет ответственность, а когда может ее избежать.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (804) 333-20-57
 

Это быстро и бесплатно!

Суть ст. 262 УК РФ с ми

Статья 262 УК РФ содержит перечень наказаний, назначаемых за такое деяние, как нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, результатом чего стало причинение серьезного вреда.

Справка. Под такими природными объектами понимаются изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию с какими-либо прочими целями охраняемые по законодательству РФ территории, которые имеют научное и экологическое значение как эталоны естественной окружающей среды. Они создаются для сохранения редких видов животных или растений.

Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

  • Для их охраны от хозяйственной деятельности на прилегающей к ним местности создают специальные охранные зоны с контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности.
  • Режим охраны таких объектов определен в следующих правовых актах:
  • Общественная опасность подобного деяния заключается в том, что подрывается экологическая безопасность страны и причиняется серьезный ущерб перечисленным объектам окружающей среды.

Как определяется размер вреда? Это зависит от обстоятельств произошедшего, учитываются такие факторы, как экономическая и иная значимость объектов, тяжесть нанесенного ущерба, способность природного объекта к восстановлению и т.д.

  1. Интересное по теме:
  2. Ответственность за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
  3. Кто попадает под ответственность за загрязнение морской среды
  4. Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы по ст 251 УК РФ

Состав преступления

  • По статье 262 УК РФ нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов считаются общественно опасными деяниями, которые относятся к категории преступлений небольшой тяжести.
  • Предмет посягательства – это структура природных объектов.
  • Объективная сторона представляет собой нарушение режима заповедников, национальных парков и памятников природы и проявляется как в форме действия (при умышленной эксплуатации природного объекта), так и бездействия (при сознательном игнорировании правил режима природных парков).
  • Пассивное преступное поведение в большинстве случаев характерно для работников национальных парков и прочих природных объектов в силу их халатного отношения к своим рабочим обязанностям.

Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Субъективная сторона правонарушения выражается в двух формах вины: умысла и неосторожности. При прямом умысле гражданин осознает противоправность совершаемого им деяния и негативность его последствий, но допускает и даже хочет их наступления, то есть здесь присутствует волевой признак.

Косвенный умысел – когда лицо понимает, что его действия противоречат букве закона, но не хочет наступления их негативного результата, однако же допускает его.

Неосторожность обычно представляет собой преступную халатность или небрежность. Например, когда работник национального парка плохо относится к своим служебным обязанностям, тем самым допуская подобное правонарушение.

По своей конструкции состав преступления материальный. Оно считается оконченным в момент обнаружения, когда подобным природным объектам нанесен значительный ущерб в результате нарушения режима природных объектов, охраняемых по закону.

Объекты и субъекты: кого и за что будут наказывать

К основным объектам правонарушения относятся:

  • экологическая безопасность общества, которую обеспечивает охрана национального парка;
  • режим заповедников, заказников и прочих охраняемых государством территорий.

Дополнительным объектом определяется экоравновесие природных объектов.

Субъектом правонарушения становится психически здоровый гражданин, достигший на момент его совершения 16 лет. Зачастую это должностное лицо, которое пренебрегло своими полномочиями.

Основания для наступления ответственности

Обязательным признаком деяния признается наступление последствия в виде причинения значительного ущерба. Это очень условный и оценочный критерий, который определяется исходя из объема вреда, нанесенного природному объекту, его экологической и экономической значимости, а также возможности его дальнейшего использования.

Также требуется определить, в чем конкретно был нарушен режим охраняемых природных объектов, и установить причинно-следственную связь между этим событием и причинением ущерба. Ведь они могут быть не связаны между собой, а значит, и состава преступления не будет.

Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Когда ответственность не наступает

Если проанализировать судебную практику по статье 262 УК РФ, то избежать ответственности полностью вряд ли удастся. Это возможно при наличии хорошего и опытного адвоката, который докажет, что нанесенный ущерб не подпадает под категорию “значительный”.

Внимание! В некоторых случаях можно обойтись наказанием по ст. 8.39 КоАП РФ. Тогда гражданина приговорят к выплате штрафа (размер различается для обычных лиц, предприятий и должностных лиц) с изъятием орудий совершения преступления и незаконно добытых растений или животных.

Рассчитывать на смягчение наказания можно в случаях, если гражданин представит положительные характеристики со своего места работы либо при наличии у него детей, а для женщин – при беременности.

Квалификация преступлений по ст. 262 УК РФ

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов наступает в том случае, если преступление было верно квалифицировано по указанной статье.

Для этого в первую очередь выясняется, какой природный объект был поврежден: оздоровительный курорт, национальный парк и т.д. Это нужно, чтобы узнать, какие статьи законодательных актов были нарушены и в чем это проявилось.

Для квалификации по ст. 262 УК РФ требуется установить, находился ли природный объект под особой охраной государства, так как в принципе все компоненты окружающей среды охраняются согласно законодательству РФ.

Исходя из смысла статьи 262 УК РФ в новой редакции с ми, если нарушение режима указанных природных объектов повлекло за собой загрязнение вод заповедника, то такое правонарушение квалифицируется по ст. 260 УК РФ, а в случае браконьерства или противоправной добычи растений – по ст. 256 УК РФ.

Допустим, на территории заказника велась незаконная охота. Тогда правонарушение определяется по ст. 258 УК РФ.

Если же названные деяния причинят значительный ущерб всей экосистеме природного объекта, то преступления будут квалифицированы в совокупности по статьям 256, 258, 260 и 262 УК РФ.

Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Аналогичная ситуация происходит в случае с различными экологическими преступлениями, результатом которых стало нанесение серьезного ущерба природному объекту. Однако эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака состава правонарушений:

Преступление, определяемое по ст. 262 УК РФ, следует отграничивать от подобного ему по ст. 8.39 КоАП РФ. Разница между ними состоит в том, что в первом случае обязательным признаком деяния определяется причинение значительного ущерба, тогда как во втором наказание назначается только за само нарушение установленного режима заповедников и заказников.

Меры применяемой ответственности

Суд избирает следующие наказания за подобные преступления:

  • штраф от 200 000 рублей или в размере заработной платы за полгода;
  • запрет на занятие определенных видов должностей на три года;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на два года.

Конкретную меру избирает судья после того, как дело было всесторонне изучено и были учтены все обстоятельства произошедшего.

Заключение

В статье 262 УК РФ перечислены меры пресечения, назначаемые в случае нарушения режима территорий, которые находятся под особой охраной государства, если они повлекли за собой причинение им серьезного вреда.

Последний оценивается исходя из экологической и экономической значимости объекта и возможности его дальнейшего использования. Это напрямую влияет на выбор конкретного наказания.

Им может быть выплата штрафа, обязательные или исправительные работы.

Читайте также:  Статья 112. Официальное издание Конституционного Суда Российской Федерации

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями.

Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

1.    Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ.

Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2.    Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные.

К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3.    Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки.

Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4.    Историко-культурные зоны.

К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5.    Особо ценные земельные участки.

На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6.    Земли лесного и водного фонда.

Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах.

Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию.

При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений.

Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями.

Местные власти свои действия должны согласовывать с:

•    соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
•    соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

  • Строительство жилых помещений разрешается в случаях:
  • •    наличия полного комплекса очистных сооружений;
    •    соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
  • •    прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Статья 262 УК РФ: ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Особо охраняемые природные территории

  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
  • Они предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, достопримечательных природных образований и относятся к объектам общенационального достояния.
  • Основные категории ООПТ:
  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации утверждают границы, определяют режим особой охраны, ведут кадастр ООПТ.

Режим особой охраны

  1. в зависимости от правового статуса ООПТ законом установлены следующие запреты:
  2. — в государственных природных заповедниках запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о государственном природном заповеднике,
  3. — в национальных парках запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка,
  4. — в природных парках запрещается деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима их содержания,
  5. — в государственном природном заказнике постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям его создания или причиняет вред природным комплексам,
  6. — на территориях, на которых находятся    памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы,
  7. — в дендрологических парках и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Читайте также:  Причины экономического кризиса 1970-1980-х годов - история России

Государственный кадастр ООПТ

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети уникальных природныхкомплексов и объектов ведется Государственный кадастр особо охраняемых природныхтерриторий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об ихгеографическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Организация охраны ООПТ

Ответственность за нарушения правового режима особо охраняемых природных территорий

Меры юридической ответственности за нарушение установленного режима природно-заповедной территории предусматриваются как общим, так и отраслевым законодательством.

К общим законодательным нормам следует отнести такие как: Федеральный закон «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

К отраслевому законодательству относятся: КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ и Трудовой кодекс РФ, а также дополняющее их законодательство. За нарушение природно-заповедного режима применяются следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

Наиболее распространенным видом юридической ответственности за нарушение природно-заповедного режима является административная ответственность. В КоАП РФ содержится 40 статей, предусматривающих ответственность за экологические правонарушения.

Из них одна статья посвящена ответственности за нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39).

Другие статьи, закрепленные в КоАП РФ, имеют также непосредственное отношение к защите особо охраняемых природных территорий. Статья 8.

35 (Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений) и ст. 8.36 (Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов).

Названные статьи направлены на охрану и защиту флоры и фауны природно-заповедного фонда.

Особенности правового режима объектов природы, расположенных на особо охраняемых природных территориях

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в административном законодательстве. Как показывает практика рассматриваемых дел по экологическим правонарушениям, наиболее распространенной мерой административного наказания является взыскание административного штрафа с правонарушителей.

В КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях.

Протоколы об экологических правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, установленными нормативными правовыми актами Правительством Российской Федерации.

Так, анализируя ст. 8.39 КоАП РФ, следует исходить из анализа его состава. Объектом данного правонарушения являются установленные правила охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Объективную сторону характеризует деяние (действие или бездействия), выражающееся в нарушении режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в охранных зонах (округах). Это может выражаться в строительстве зданий, сооружений, дорог, трубопроводов и т.д.

; введении хозяйственной деятельности на территории заповедника или национального парка; разведке и разработке полезных ископаемых, строительстве на территории особо охраняемых территориях объектов природы дачных и садоводческих участков, движении и эксплуатации (ремонта) транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка; выпасе скота, сенокошении, сборе цветов, сжигании травостоя в ботанических садах и др.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Субъекты — граждане, должностные лица, юридические лица. Разграничение с уголовным преступлением (ст. 262 УК РФ) производится по признакам субъективной стороны и по последствиям деяния (причинению значительного ущерба). Как правило, такие дела рассматриваются:

  • а) органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков;
  • б) органами, осуществляющие государственный экологический контроль;
  • в) органами государственного горного и промышленного надзора.

Орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном экологическом правонарушении вправе передать его на рассмотрение суда.

Характеризуя уголовную ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, следует отметить, что глава 26 УК РФ помещена законодателем в разделе 9 «Преступления против общественной безопасности».

Такое решение объясняется тем, что родовым объектом экологических преступлений является общественная безопасность в широком его понимании.

Общественная безопасность предполагает, прежде всего, сохранение благоприятной для человека, животных и растений природной среды, а также рациональное использование природных ресурсов.

Большинство статей УК РФ направлены на защиту природно-заповедного фонда. Это такие статьи как 248; 249; 256; 257; 258; 259; 260; 262.

Характеризуя указанные составы преступлений, необходимо отметить, что они выражаются в необоснованном изменении естественного состояния заповедного объекта и комплекса, уничтожении, порче, повреждении объектов природы, загрязнение земельного, водного, воздушного пространства, природного комплекса и его охранной зоны отходами и выбросами промышленных объектов, а также населением.

Цель статьи — обеспечение соблюдения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, предотвращение причинения вреда лесным и нелесным территориям и животному миру

Важной статьей для охраны природно-заповедной территории по уголовному законодательству является ст. 262 УК РФ (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов). Цель статьи — обеспечение соблюдения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, предотвращение причинения вреда лесным и нелесным территориям и животному миру.

Такие составы преступлений следует квалифицировать соответственно по ст. 250—258 и др. УК РФ. Кроме того, необходимо отграничивать данное преступление с административным, экологическим правонарушением (ст. 8.39 КоАП РФ).

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение норм, регламентирующих охрану природно-заповедного комплекса и несут ее работники этих комплексов. Указанная ответственность наступает в соответствии с положениями о заповедниках, природных заказников, национальных парков и т.д., Правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

В соответствии со ст.

192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть, неисполнение или ненадлежащее исполнение, работником по его вине, возложенные на его трудовые обязанности, работодатель имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Могут быть и другие дисциплинарные взыскания к отдельным категориям работников, предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется ст. 193 Трудовым кодексом РФ. В случае совершения проступка от работника потребуется объяснение.

Если работник отказывается дать такое объяснение, то составляется соответствующий акт о его проступке. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Письменный приказ (распоряжение) работодателя о применении диспип-линарного взыскания предъявляется работнику под расписку в течение трех дней со дня его издания.

Если работник отказывается подписать данный приказ (распоряжение), то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание работником может быть обжаловано в государственных инспекциях труда или органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

За экологические правонарушения предусмотрена материальная ответственность работников, по вине которых, предприятие, учреждение, организация понесли убытки вследствие причинения экологического вреда. Материальная ответственность сторон трудового договора конкретизируется содержанием договора.

Размеры материальной ответственности работников за ущерб определяется по нормам гражданского законодательства.

Следующим видом юридической ответственности за нарушение законодательства природно-заповедной территории является гражданско-правовая ответственность.

Она наступает в случаях, когда в результате несоблюдения экологических норм и правил причиняется вред особо охраняемым объектам природы.

В соответствии с законодательством РФ «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых территориях» несут ответственность как юридические, так и физические лица.

Читайте также:  Статья 35. паевые взносы и паевой фонд кооператива

Ее особенность состоит в том, что, исходя из общих принципов гражданско-правовой ответственности, вред, причиненный природно-заповедной зоне, возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда (арбитражного суда). Ущерб подлежит возмещению стороне, понесший этот ущерб (включая моральный). Возможно восстановление окружающей среды в прежнее состояние, но должно быть согласие сторон или по решению суда за счет средств и сил ответчика.

К примеру, проведение рекультивации земель, очищение поверхности почвы от ядохимикатов, вывоз производственных отходов и т.д.

Вред, причиненный природно-заповедной зоне, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками, а в случаи их отсутствия — по фактическим затратам на восстановление.

Иски о компенсации вреда природно-заповедному комплексу, причиненного нарушением норм экологического законодательства, могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет (ч. 3 ст.

78 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»).

Особенностью возмещения вреда, причиненного заповедным территориям и отдельным ее объектам, является то, что законодательством не охватываются потери природной среды, связанные с уничтожением невоспроизводимых ресурсов природы.

В этой связи сумма не всегда способна компенсировать все вредные последствия состояния экологических систем.

Необходимо отметить, что гражданско-правовая ответственность наступает параллельно с уголовной и административной.

Иначе говоря, независимо от привлечения лица к уголовной либо к административной ответственности, обязательно возмещение полного вреда, причиненного природно-заповедному комплексу.

  • https://www.zakonrf.info/uk/262/
  • https://RuLaws.ru/uk/Razdel-IX/Glava-26/Statya-262/
  • https://bstudy.net/607726/pravo/otvetstvennost_narusheniya_pravovogo_rezhima_osobo_ohranyaemyh_prirodnyh_territoriy
  • https://borbagazeta.ru/2017/04/28/otvetstvennost-za-narushenie-rezhima-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territorij/
  • https://studref.com/401522/pravo/narushenie_rezhima_osobo_ohranyaemyh_prirodnyh_territoriy_prirodnyh_obektov

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Борьба · 28.04.2017 09:54

  • ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ВОЛЖСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
  • Памятка «Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий»
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
  • Они предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, достопримечательных природных образований и относятся к объектам общенационального достояния.
  • Основные категории ООПТ:
  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады
  1. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации утверждают границы, определяют режим особой охраны, ведут кадастр ООПТ.
  2. Режим особой охраны
  3. в зависимости от правового статуса ООПТ
    законом установлены следующие запреты:
  4. — в государственных природных заповедниках запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о государственном природном заповеднике,
  5. — в национальных парках запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка,
  6. — в природных парках запрещается деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима их содержания,
  7. — в государственном природном заказнике постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям его создания или причиняет вред природным комплексам,
  8. — на территориях, на которых находятся    памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы,
  9. — в дендрологических парках и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
  10. Государственный кадастр ООПТ
  11. В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети уникальных природных
    комплексов и объектов ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных
    территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их
  12. географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
  • Организация охраны ООПТ
  • На территории ООПТ в зависимости от их значения федеральными или региональными органами государственной власти, либо соответствующими государственными учреждениями, осуществляется государственный экологический надзор.
  • К задачам государственного экологического надзора относятся предупреждение, выявление и пресечение нарушений, касающихся:
  • а) режима особо охраняемой природной территории;
  • б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
  • в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий (при их наличии).
  • На ООПТ местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
  • Законодательством Российской Федерации устанавливается ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, либо в их охранных зонах влечет административную ответственность по статье 8.

39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки режиму особой охраны, установленному в соответствующих положениях об особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

Под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеуказанных документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, и др.).

Нарушение режима ООПТ, повлекшее причинение значительного ущерба, образует состав преступления, предусмотренного статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации, и наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Преступления, совершенные на территории ООПТ могут быть квалифицированы также по ч. 2 ст. 250 УК РФ – загрязнение вод, совершенное на территории заповедника или заказника, ст. 256 УК РФ — незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов, ст. 258 УК РФ — незаконная охота.

  1. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.
  2. О нарушениях в сфере ООПТ можно сообщить:
  3. — с мобильного телефона – 112
  4. — с городского телефона – 101
  • в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области т. 8 (8442)35-31-01, 23-67-46, факс 35-31-23,
  • в Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру:

— по адресу: ул. Ким, д. 8, г. Волгоград, 400001 или на эл.почту [email protected]

— дежурному прокурору т. 93-06-58,

Ссылка на основную публикацию