Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Несмотря на то, что каждый житель России согласно Конституции имеет право свободно получать и распространять информацию любым законным способом, есть категория данных, свободное распространение которых запрещается. К таким данным относится государственная тайна.

Законодательство РФ четко регламентирует сведения, относящиеся к государственной тайне, порядок доступа к ней, инструменты и способы защиты, а также ответственность, которую несет гражданин, допустивший разглашение тайны государственной важности.

Объекты государственной тайны

Согласно определению, принятому в российском законодательстве, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.

Перечень сведений, сосведенияставляющих государственную тайну, определяется федеральным законом №5485-1 «О государственной тайне». В соответствии со статьей 5 ФЗ к гостайне относятся сведения в:

  • военной области;
  • области экономики, науки и техники;
  • области внешней политики и экономики;
  • области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Сведения, которые 5485-1-ФЗ не относит к государственной тайне перечислены в статье 7. К ним относится информация о:

  • чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью людей, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ;
  • состоянии здоровья высших должностных лиц страны;
  • фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Ограничения на разглашение гостайны устанавливаются государством с момента ее создания или заранее. Органы власти, которые обладают полномочиями по отнесению информации к гостайне, разрабатывают перечни сведений, которые необходимо засекретить.

Исполнители, руководствуясь перечнями, определяют степени секретности информации, устанавливают грифы секретности документов и выполняют ограничительные мероприятия.

Степень секретности сведений соответствует тяжести ущерба, который может быть нанесен государственной безопасности, если они будут разглашены. Устанавливаются три степени секретности сведений и соответствующие им грифы секретности:

  • особой важности;
  • совершенно секретно;
  • секретно.

Срок, на который данные засекречиваются, не должен превышать 30 лет, за исключением случаев, когда межведомственная комиссия принимает решение об увеличении временного промежутка.

Определение понятия «государственная тайна»

Определение понятия «государственная тайна»

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» дает следующее определение понятия государственной тайне:

  • государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
  • Из текста данного понятия следует, что организация системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, контроль ее состояния и надзор за соблюдением законодательства в области защиты государственной тайны возложены на государство.
  • Cистема защиты государственной тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
  • К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Понятием «государственная тайна» определены области, в которых она может быть применена. Таких областей шесть: военная, внешнеполитическая, экономическая, разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, указанным выше законом представлен в каждой из этих областей.

Но есть и сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Это сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Вам будут интересны разработанные нашими экспертами методические материалы по обеспечению режима секретности.

  Побои. Виды ответственности, налагаемые по ст.116 УПК России

Инструменты защиты

Система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты гостайны, используемых средств и методов защиты информации и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Согласно статье 20 закона «О государственной тайне» к органам по защите государственной тайны относятся:

  • межведомственная комиссия;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны

Также в действующем законодательстве закреплены меры защиты государственной тайны. Основными являются:

  • формирование органов, обеспечивающих защиту гостайны, а также распределение обязанностей по ее защите между государственными органами, должностными лицами и организациями;
  • создание порядка по допуску граждан и должностных лиц к информации, составляющей государственную тайну;
  • разработка и внедрение комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
  • обеспечение финансирования мероприятий, направленных на защиту гостайны;
  • надзор за обеспечением защиты государственной тайны.
  1. Для защиты гостайны применяются комбинированные способы защиты, включающие технические средства, программные средства, организационные мероприятия и криптографию.
  2. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
  3. В Конституции Российской Федерации определено: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Одновременно с этим возникает ряд вопросов: А если информация является государственной тайной? Какие сведения ее составляют? Где узнать, что является государственной тайной?

Итак, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь иметь под рукой Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (далее — Закон «О государственной тайне»). Именно в нем определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 5).

Это полный и всесторонний перечень сведений, в котором представлены сферы государственных интересов в соответствии с главными направлениями его деятельности: военной (оборона); экономической (в т.ч.

в сфере науки и техники, связанных с обороной государства); внешнеполитической и внешнеэкономической, а также специальной (разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность государства).

  • Перечень сведений, составляющих государственную тайну — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
  • Государственную тайну составляют:
  • — сведения в военной области:
  • — сведения в области экономики, науки и техники:
  • — сведения в области внешней политики и экономики:
  • — сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:
  • Категории сведений характеризуют сведения различной степени важности, и их несанкционированное распространение может нанести ущерб как государству в целом, так и его отдельным гражданам.

Для того чтобы этого не произошло Законом «О государственной тайне» предусмотрено засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, т.е. эти сведения изымаются из свободного обращения.

Засекречивание в соответствии с Законом «О государственной тайне» рассматривается как процесс установления ограничений по распространению конкретных сведений, относящихся к категории сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с принципами и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Иначе говоря, засекречивание — это отнесение к государственной тайне конкретных сведений, уполномоченными на то руководителями.

Чтобы сформировать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, необходимо обратиться к сведениям, составляющим государственную тайну.

Читайте также:  Причины экономического кризиса 1970-1980-х годов - история России

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — это следующий документ, который нам потребуется.

Одновременно по представлению Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации утверждает Перечень органов государственной власти, наделяемых полномочиями по распоряжению данными сведениями. Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.

1995 № 1203) и содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение, которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

Каждый из указанных в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, государственных органов наделен полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

Итак, Законом определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну, Президентом Российской Федерации утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

На основании Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности, и срок засекречивания. Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура – учитывать ведомственную или отраслевую специфику. На основании развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, осуществляется засекречивание сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности организаций. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности: особой важности, совершенно секретно или секретно. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, это третий обязательный документ, который также используется в деятельности организаций.

Таким образом, можно сказать, что на смену системе общегосударственного засекречивания пришла система отраслевых, ведомственных и программно-целевых перечней, которые быстро могут адаптироваться к происходящим изменениям в экономической и политической жизни страны.

В нашем интернет магазине вы можете приобрести сборник образцов организационно-распорядительной документации по обеспечению режима секретности

Порядок доступа

Доступ к государственной тайне определяется постановлением правительства РФ №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

В общем положении постановления сказано, что в форма допуска граждан к государственной тайне зависит от ее степени секретности. Существует три формы:

  • первая — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
  1. Допуск к сведениям высокой степени секретности означает, что его владелец имеет право доступа к информации более низкой степени секретности.
  2. Лица, имеющие доступ к гостайне в связи с исполнением должностных обязанностей, предупреждаются о ее неразглашении и об ответственности, которая грозит в случае разглашения.
  3. Сохранность государственной тайны гарантируется установления ответственности, которую несут должностные лица перед федеральным законодательством.

История защиты государственной тайны в России

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 мая 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ, уточняющий и дополняющий «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне». Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории защиты гостайны в России.

Как охраняли госсекреты в Российской империи

История законодательного регулирования защиты государственной тайны в России ведет свое начало с XVIII в. Одним из первых регламентов в этой области стал указ Петра I «О делах тайности подлежащих» от 13 января 1724 г. Разглашение гостайны было отнесено к государственным преступлениям в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.

При этом в Российской империи не существовало централизованной системы защиты государственной тайны. Министерство иностранных дел, Военное ведомство и Департамент полиции самостоятельно обеспечивали ее сохранность. В 1914 г.

был издан первый «перечень сведений и изображений, касающихся внешней безопасности России», разглашение которых подлежало уголовному наказанию.

Охрана гостайны в СССР

После революции 1917 г. подобный список был утвержден 13 октября 1921 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР. Информация делилась на две группы: военного и экономического характера. Более полный список секретных сведений был законодательно принят 27 апреля 1926 г.

Он содержал 12 пунктов и был разбит на три раздела — сведения военного, экономического характера и «иного рода».

К гостайне были отнесены сведения о дислокации, организации, оборудовании, снабжении воинских частей, мобилизационных и оперативных планах, состоянии военной промышленности, «изобретение новых технических и иных средств военной обороны», состояние казначейских валютных фондов, переговорах с иностранными государствами, методах борьбы со шпионажем и контрреволюцией, шифрах и пр. Многие из этих понятий сохраняются в списке госсекретов до настоящего времени.

В послевоенный период действовало постановление Совета министров СССР от 8 июня 1947 г. «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону».

Оно содержало 4 раздела (14 пунктов), в целом повторяющих перечень 1926 г. К списку гостайн были добавлены данные об экспорте и импорте ряда товаров, о геологических запасах и добыче цветных и редких металлов.

Кроме того, согласно постановлению, правительство могло своими решениями признавать секретными и другие сведения.

Защита гостайны в современной России

В современной России защита государственных секретов регулируется Конституцией РФ (ст. 29 ч.4), федеральными законами «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. и «О безопасности» от 28 декабря 2010 г.

Ст. 5 закона о гостайне содержит «Перечень сведений, составляющих государственную тайну» — 26 (первоначально 23) позиций, определяющих, какие именно сведения являются секретными.

Отдельно перечислены виды информации, которые не могут составлять гостайну (например, о чрезвычайных происшествиях, фактах нарушения прав человека, состоянии здоровья высших должностных лиц).

Установлены три степени секретности — «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

В статье 9 закона говорится, что «для осуществления единой государственной политики в области засекречивания» президент утверждает «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне». В этом документе приведен более детальный список государственных тайн.

Единую государственную политику в области засекречивания сведений в РФ осуществляет Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, которая подчиняется главе государства (глава Комиссии — советник президента РФ — Сергей Григоров). Она формирует единый перечень сведений, отнесенных к гостайне (для последующего утверждения указом президента), а также принимает решение о рассекречивании сведений или продлении срока их секретности.

Первый «Перечень» был утвержден указом президента РФ номер 1203 от 30 ноября 1995 г.

Правовое регулирование отношений в сфере охраны государственной тайны

Отнесение сведений к государственной тайне. По общему правилу, сформулированному в ст.

9 Закона РФ «О государственной тайне», отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с законом, исходя из их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежности.

Отнесение сведений к государственной тайне представляет собой строго регламентированный процесс, в основу которого положено применение Перечня сведений, составляющих государственную тайну, и Перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Утверждению Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне Президентом РФ и подлежащего открытому опубликованию, предшествуют две стадии.

На первой стадии руководители органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, руководствуясь Перечнем сведений, составляющих государственную тайну (ст.

5 Закона РФ «О государственной тайне»), принимают решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне и направляют свои предложения в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

При этом указанные руководители несут персональную ответственность за принятые ими решения.

На второй стадии Межведомственная комиссия, руководствуясь Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, на основании предложений органов государственной власти формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, который представляется в установленном порядке на утверждение Президента РФ.

Читайте также:  Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"

Засекречивание сведений, отнесенных к государственной тайне. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

В эти перечни включаются, согласно ведомственной или отраслевой специфики, конкретные сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены соответствующие органы государственной власти, и устанавливается степень их секретности.

В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков этих образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Целесообразность их засекречивания определяется содержанием перечней. Данные перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.

Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящийся в «собственности» организаций и граждан, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению «собственников» информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, нанесенный «собственнику» информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее «собственником».

В договоре должны быть предусмотрены обязательства «собственника» информации по ее нераспространению.

При отказе «собственника» информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Предлагаемая законодателем в ст. 10 Закона РФ «О государственной тайне» схема ограничения так называемых прав «собственности» организаций и граждан на информацию в связи с ее засекречиванием не может быть признана юридически корректной, хотя и получила поддержку, и даже обоснование в отдельных публикациях. Так, А.А.

Сумин, опираясь на изначально неверный тезис, отождествляющий сведения, составляющие государственную тайну, с интеллектуальной собственностью и, следовательно, являющихся объектом исключительных прав, полагает, что в данном случае имеет место изъятие из общего правила об использовании объектов исключительных прав только с согласия правообладателя.

Как известно, авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются оригинальными, т.е. уникальными и не повторяющимися при параллельном творчестве.

Что касается другой группы объектов исключительных прав — объектов промышленной собственности, то для их признания в качестве охраняемых необходима процедура проверки их соответствия установленным критериям. Поэтому далеко не все сведения, подлежащие засекречиванию, могут даже в потенции выступать в качестве объектов исключительного права. Но это не главное.

Главное заключается в том, что засекречивание — это альтернативный установлению юридической монополии (установлению режима исключительных прав) способ защиты информации. Наличие одного из них исключает применение другого.

Представляется, что законодатель, формулируя нормы ст. 10 Закона РФ «О государственной тайне», должен был говорить не о праве «собственности» на информацию (информация — это не имущество, а в собственности граждан и юридических лиц согласно ст. 213 ГК РФ может находиться имущество), а о праве собственности на носители сведений, составляющих государственную тайну.

Вернемся, однако, к процедурным вопросам засекречивания. Общие правила засекречивания сведений и их носителей определены в ст. 11 Закона РФ «О государственной тайне», а конкретные механизмы засекречивания установлены Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, организаций, является их соответствие действующим в данных органах, в данных организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности и наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

  • о степени секретности («особой важности», «совершенно секретно», «секретно») содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
  • об органе государственной власти, организации, осуществивших засекречивание;
  • о регистрационном номере;
  • о дате или условиях рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

При невозможности нанесения таких реквизитов (что чаще всего и бывает на практике) на носитель эти данные указываются в сопроводительной документации на носитель.

Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

https://www.youtube.com/watch?v=Ij_81386dU0\u0026t=21s

Помимо названных реквизитов, на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки информативно-предупредительного характера, вид и порядок проставления которых определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Для случая невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующих перечнях сведений, подлежащих засекречиванию, действующим законодательством предусмотрен институт предварительного засекречивания.

Он используется в процессе появления новой информации содержание которой предположительно подлежит засекречиванию, но не оформлено локальным перечнем.

В данном случае должностные лица органов государственной власти, организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего тот либо иной (по подведомственности) локальный перечень сведений, подлежащих засекречиванию, предложения по его дополнению либо изменению. При этом должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного грифа секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну и их носителей. Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну, представляет собой регламентированную процедуру снятия ранее введенных в предусмотренном законодательством о государственной тайне порядке ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

Статья 13 Закона РФ «О государственной тайне» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым сведения, составляющие государственную тайну, могут быть рассекречены. Такими основаниями являются:

  • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
  • изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Действующим законодательством сформулировано требование о регулярном пересмотре перечней сведений, подлежащих засекречиванию. Это требование обращено к органам государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Данные органы обязаны периодически, но не реже чем каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Правом изменения действующих в органах государственной власти и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделены утвердившие их руководители. Последние несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны наделена правом приостанавливать и опротестовывать решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. В любом случае решения по изменению действующих перечней необходимо согласовать с Межведомственной комиссией.

Поэтому их вступление в силу зависит от наличия либо отсутствия подобного согласования.

Примером акта рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, является Указ Президента РФ от 22 января 2001 г. № 61, которым был рассекречен Указ Президента РФ от 23 сентября 1999 г.

№ 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (за исключением п.

11), предписывающий создать Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ и образовать Объединенную группировку войск (сил) по проведению названных операций.

Специальный порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 14 Закона РФ «О государственной тайне».

Согласно названной статье носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании.

Читайте также:  Статья 10. Российские лица и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности

Из этого правила сделаны два изъятия, касающиеся досрочного рассекречивания носителей и продления первоначально установленных сроков их засекречивания.

Основанием досрочного рассекречивания является изменение положений действующих перечней носителей сведений, составляющих государственную тайну, в результате которого дальнейшая защита носителей является нецелесообразной.

Продление первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений допускается лишь в исключительных случаях.

Продление сроков, на которые засекречены сведения, осуществляется по решению руководителя органа государственной власти или организации на основании заключения экспертной комиссии, назначаемой соответствующим уполномоченным руководителем.

Общий предельный срок действия режима секретности в отношении носителей сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать срока засекречивания сведений, т.е. 30 лет. В противном случае необходимо заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Руководители органов государственной власти и организаций имеют право рассекречивания носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. В то же время, по смыслу закона, полномочия названных руководителей не распространяются на случаи досрочного рассекречивания правомерно засекреченных носителей и продления сроков их засекречивания.

Руководители государственных архивов РФ наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов.

Правом наделения руководителей государственных архивов подобными полномочиями обладают организации, передавшие в архив носители сведений, составляющих государственную тайну (организации-фондообразователи) или их правопреемники.

В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений рассматривается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Граждане, организации и органы государственной власти РФ имеют право на обращение в соответствующие органы государственной власти, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Эти органы и организации обязаны в течение трех месяцев с момента получения запроса рассмотреть его и дать мотивированный ответ.

Если орган или организация, получившие запрос, неправомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются лица, подавшие запрос.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суде. При признании последним необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в порядке, установленном Законом РФ «О государственной тайне».

86. Законодательство РФ о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

86. Законодательство РФ о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О государственной тайне», Законе РФ «О безопасности», положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

ГК РФ предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены ГК РФ и другими законами. Один из этих способов: возмещение причиненных убытков.

  • Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
  • Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.
  • Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.
  • Существует конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
  • Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
  • Государственную тайну составляют согласно ст. 5 Закона о государственной тайне:
  • 1) сведения в военной области:
  • 2) сведения в области экономики, науки и техники:
  • 3) сведения в области внешней политики и экономики;
  • 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности.
  • Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ.
  • Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вопрос 350. Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну.
Статьей 283 УК (разглашение государственной тайны) предусмотрена ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была

Законодательство об адвокатской тайне

Законодательство об адвокатской тайне
Вопрос об адвокатской тайне регламентируется в законе, устанавливающем обязанность адвоката хранить тайну, или устраняющем адвокатскую тайну из процесса или, наконец, в установлении санкции за разглашение тайны.В дореволюционном

Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну (Статья 5)

Необходимость
данного раздела определяется требованием
Конституции РФ – “Каждый имеет право
свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию
любым законным способом. Перечень
сведений, составляющих государственную
тайну, определяется федеральным законом

(ч.

4, ст. 29). Очевидно, что невозможно
заранее на все случаи жизни установить
такой перечень, который содержал бы
конкретные сведения. В соответствии с
жизненным циклом любой государственной
тайны такие сведения возникают,
используются, а затем теряют свою
актуальность.

Каждый раз по каждому
конкретному сведению принимать
федеральный закон невозможно и
нецелесообразно. Законом могут быть
установлены только категории (классы)
сведений, содержащих обобщенные признаки
конкретных сведений, подлежащих
засекречиванию.

Также может быть
установлен порядок отнесения конкретных
сведений к государственной тайне.

  • Поэтому,
    под
    Перечнем сведений, составляющих
    государственную тайну, понимается
    совокупность категорий сведений
    ,
    в соответствии с которыми сведения
    относятся к государственной тайне и
    засекречиваются на основаниях и в
    порядке, установленном федеральным
    законодательством.
  • Перечень
    сведений


    составлен в соответствии с областями
    деятельности государства:
  • 1) сведения в военной
    области:
  • 2) сведения в области
    экономики, науки и техники:
  • 3) сведения в области
    внешней политики и экономики:
  • 4) сведения в области
    разведывательной, контрразведывательной
    и оперативно-розыскной деятельности.
  • Приведенный
    в статье 5 Закона перечень категорий
    сведений, которые могут быть отнесены
    к госу­дарственной тайне, является
    исчерпывающим и может быть дополнен
    только Федеральным законом.

Крайне
важной является сама структура статьи,
которая не закрепощает набор конкретных
сведений путем прямого отнесения их к
государственной тайне, а лишь создает
законодательную базу для отнесения
конкретных сведений к государственной
тайне, если для этого имеется соответствующее
обоснование.

Засекречивание в концепции
Закона рассматривается как процесс
установления ограничений по распространению
сведений, относящихся к категориям
сведений, указанным в статье 5 Закона.

Иными словами как процесс отнесения к
государственной тайне конкретных
сведений уполномоченными на то
руководителями органов государственной
власти.

Таким
образом, появилась возможность перейти
от существовавшей до принятия настоящего
Закона жесткой и неповоротливой системы
общегосударственного засекречивания
к системе отраслевых, ведомственных и
программно-целевых развернутых перечней,
которые достаточно оперативно могут
изменяться в соответствии с происходящими
изменениями в экономической и политической
жизни страны. Такой подход должен
позволить системе засекречивания
адаптироваться к изменяющимся
обстоятельствам, ввести экономические
и качественные показатели обоснованности
засекречивания, не поддерживать
искусственно секретность, наносящую
ущерб экономическим интересам Российской
Федерации.

Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание

Отнесение
сведений к государственной тайне и их
засекречивание – это введение в
предусмотренном настоящим Законом
порядке для сведений, составляющих
государственную тайну, ограничений на
их распространение и на доступ к их
носителям.

Определив
в статье 5 Закона категории сведений,
которые могут быть отнесены к
государственной тайне, то есть, выделив
область интересов государства по
обеспечению своей безопасности, вполне
логично было бы предположить, что
остальные категории сведений не подлежат
засекречиванию.

Однако, учитывая
ограничительный характер Закона и
возможность наращивания его рядом
нормативных актов, было признано
целесообразным включить в Закон статью
прямого действия (статья 7), которая
определяла бы по аналогии со статьей 5
область интересов общества и граждан,
засекречивание сведений в которой не
допускается.

Ссылка на основную публикацию