При определении полномочий в сфере образования органов местного самоуправления следует исходить из положений Конституции РФ, которыми установлены основы муниципального права России, а также из предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1].
В Конституции РФ (ст. 12) предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, и закрепляется самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Кроме того, на конституционном уровне подтверждается, что:
— местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ);
— органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132);
— местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение установленных прав местного самоуправления (ст. 133).
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены полномочия муниципальных районов и городских округов, которые они реализуют, решая вопросы местного значения, которые связаны со сферой образования.
Так, муниципальный район (ст. 15) и городской округ (ст.
16) наделены полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
К правам органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов (ст. 15.
1) относится осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года, а к аналогичным правам органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района (статья 16.1) отнесено создание муниципальных образовательных организаций высшего образования.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования детализированы в комментируемой статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (например, Решение Совета муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 9 октября 2012 г.
№ 58/705 «Об утверждении положений об организации предоставления общедоступного и бесплатного образования на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан»[2], Постановление администрации городского округа Троицк в г.
Москве от 17 июня 2013 № 612 «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере образования городского округа Троицк в городе Москве в новой редакции»[3]).
Из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов изымаются полномочия по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые в соответствии со ст. 8 (ч. 1 п. 3) комментируемого закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (например, Постановление администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области от 26 марта 2014 г.
№ 109 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных бюджетных образовательных организациях Ивнянского района»[4], Постановление администрации города Кимры от 27 февраля 2015 г.
№ 126-па «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям на территории города Кимры»[5]).
Из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов изымаются полномочия, связанные с дополнительным образованием детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 8 (ч. 1 п. 8) комментируемого Закона.
3.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (например, Постановление Администрации города Белокурихи от 4 марта 2015 № 237 «Об утверждении Положения о создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а также их содержание в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Белокуриха»[6]). В приведенном в качестве примера муниципальном акте определено, что услуга по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста оказывается муниципальными бюджетными дошкольными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Организация обеспечивает присмотр, уход и содержание воспитанников в возрасте от 2 месяцев (при наличии соответствующих условий) до 7 лет. Она создает условия, необходимые для осуществления присмотра и ухода за детьми, включая организацию их питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (родительская плата), и ее размер.
4. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района от 28 марта 2014 г.
№ 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений»[7]).
Полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования наделены только органы местного самоуправления городских округов. В соответствии с ч.
4 комментируемой статьи органы местного самоуправления городских округов имеют право обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.
Что касается органов местного самоуправления муниципальных районов, то они в соответствии с Законом об образовании не обладают полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования. В ч.
3 комментируемой статьи установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов могут осуществлять функции учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, только в отношении тех организаций, которые находились в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.
5. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (например, Постановление администрации Светлогорского района (Калининградской области) от 5 марта 2015 г.
№ 158 «Об утверждении Положения об обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий муниципального образования «Светлогорский район»»[8]).
В принимаемых по этим вопросам муниципальных правовых актах, как правило, устанавливаются требования к содержанию таких зданий и сооружений, к обустройству прилегающей к образовательному учреждению территории, определяется порядок контроля за техническим состоянием зданий и сооружений и регулируются вопросы финансового обеспечения содержания зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий.
Заметим также, что устанавливая в ст.
8 комментируемого Закона полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение образования в муниципальных образовательных организациях, законодатель выводил из состава этих полномочий вопросы содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, имея в виду, что соответствующие полномочия в ст. 9 закрепляются за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
6.
Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа (например, Постановление Администрации Тюменского муниципального района от 28 февраля 2014 г. № 408 «Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования»[9], Постановление Администрации Великого Новгорода от 24 апреля 2014 г. № 2127 «Об утверждении Порядка организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, на территории муниципального образования — городского округа Великий Новгород»[10]).
Законодательство предусматривает осуществление ежегодного учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Обязательный учет детей в возрасте до 18 лет, проживающих (постоянно или временно) на территории муниципального образования, осуществляется в целях обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Выявление и учет детей осуществляются в рамках взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно со следующими организациями и учреждениями:
— муниципальными и государственными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
— учреждениями здравоохранения (в пределах своей компетенции);
— муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания населения;
— управлением Федеральной миграционной службы по субъекту Российской Федерации.
Учет детей осуществляется путем формирования единой информационной базы данных о детях, подлежащих обучению.
Как и в случае с полномочиями федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, при закреплении полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов законодатель устанавливает открытый перечень таких полномочий, допуская его дополнение через внесение соответствующих корректировок в Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации».
Как уже отмечалось, на уровне местного самоуправления полномочия в сфере образования законодательно установлены только в отношении органов местного самоуправления муниципальных районов[11] и городских округов[12].
В отношении сельских поселений полномочия в сфере образования не установлены, что не содействует эффективному решению острейшей проблемы с сельскими школами.
Законодателем отдельно установлены особенности распределения полномочий в сфере образования в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации ― городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
[1] СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
[2] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
[3] Городской ритм, № 29, 23.06.2013.
[4] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
[5] Официальные Кимры, № 7 (30 апреля), 2015.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы
(наименование статьи в ред. Федерального закона от 22 августа
2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 35, ст. 3607)
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы
на соответствующей территории относятся (в ред. Федерального закона
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607):
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в
заседаниях экспертных комиссий государственной экологической
экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации
этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного
воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности,
намечаемой другой административно-территориальной единицей (в ред.
Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 17);
- принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по
вопросам экологической экспертизы на основании результатов
общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений
общественных экологических организаций (объединений) и движений,
информации об объектах экологической экспертизы; - организация общественных обсуждений, проведение опросов,
референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной
деятельности, которая подлежит экологической экспертизе; - организация по требованию населения общественных экологических
экспертиз;
информирование федеральных органов исполнительной власти в
области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной
деятельности на территории соответствующего муниципального
образования (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N
35, ст. 3607);
информирование органов прокуратуры, федеральных органов
исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации о начале
реализации объекта экологической экспертизы без положительного
заключения государственной экологической экспертизы (в ред.
Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607;
Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 17);
осуществление в соответствии с законодательством Российской
Федерации иных полномочий в данной области.
2. Органы местного самоуправления городских округов и
муниципальных районов имеют право (в ред. Федерального закона от 22
августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607):
получать от соответствующих государственных органов
необходимую информацию об объектах экологической экспертизы,
реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду
в пределах территории соответствующего муниципального образования,
и о результатах проведения государственной экологической экспертизы
и общественной экологической экспертизы (в ред. Федерального закона
от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства
Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 17);
направлять в письменной форме федеральным органам
исполнительной власти в области экологической экспертизы
аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации
намечаемой хозяйственной и иной деятельности (в ред. Федерального
закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
открыть раздел в документе найти материалы
Глава 23. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Охрана окружающей среды на территории муниципального образования – это комплекс мер, осуществляемых органами местного самоуправления и предназначенных для ограничения или смягчения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу. В соответствии со ст.
1 Федерального закона от 10 января 2002 г.
№7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.[332]
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды закреплены в экологическом и муниципальном праве и законодательстве. Экологическое право включает природоресурсное право, которое призвано обеспечивать охрану и рациональное использование земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха.
Таким образом, экологические полномочия органов местного самоуправления могут быть разделены на две группы.
Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности[333]. Природресурсные полномочия – это установленные федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными актами права и обязанности органов местного самоуправления по рациональному использованию и охране природных ресурсов, находящихся на территории муниципального образования. И природоохранные и природоресурсные полномочия должны осуществляться органами местного самоуправления с учетом экологических интересов населения, а точнее в целях защиты таких интересов при ведении на территории муниципального образования любой деятельности, которая влияет на состояние окружающей среды. Именно поэтому обязательной основой деятельности органов местного самоуправления являются принципы охраны окружающей среды, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[334].
Осуществление экологических полномочий органов местного самоуправления – это их право и обязанность решать вопросы местного значения в природоохранной и природоресурсной сфере, а также осуществлять передаваемые им в установленном законом порядке отдельные государственные полномочия.
Реализация таких полномочий направлена на сохранение и восстановление окружающей природной среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда.[335]
Экологические полномочия органов местного самоуправления устанавливаются экологическим законодательством – путем прямого закрепления, а также муниципальным законодательством – посредством их включения в перечень вопросов местного значения.[336]
В статье 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» определен перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
В частности, к вопросам местного значения городских, сельских поселений указанный закон относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; муниципальных районов – организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к вопросам местного значения городских округов – организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.[337]
ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет также обязанности органов местного самоуправления по охране окружающей среды.
Так, в соответствии со статьей 13 «Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду» органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
Органы местного самоуправления обязаны соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы (п. 3 ст.
54), а также принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты (ч. 1 ст. 55).[338]
На основании ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» органы местного самоуправления в городских и иных поселениях организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (статья 19), организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях муниципальных образований (статья 23).[339] Также органы местного самоуправления наделены некоторыми полномочиями в области экологической экспертизы в соответствии со статьей 9 ФЗ «Об экологической экспертизе».[340]
Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления вправе создавать особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
В случае если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.[341] На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
В природоресурсном законодательстве содержатся правовые нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления в сфере рационального природопользования и охраны природных ресурсов.
Так, Водный кодекс РФ устанавливает, что в собственности муниципального образования могут находиться пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию (статья 8 ВК РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и осуществление мер по охране таких водных объектов, установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы (ч. 1 ст. 27 ВК РФ).[342]
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, кроме полномочий собственника, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований (ч.2 и 3 ст.
27 ВК РФ)[343].
- Лесной кодекс РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе:
- 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
- 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
- 3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
- 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
- 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
- 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;
- 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;
- 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.[344]
- Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (статья 84 ЛК РФ)[345].
- В соответствии с природоресурсным и экологическим законодательством органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (статья 84 ЛК РФ), в области охраны и использования объектов животного мира (статья 8 ФЗ «О животном мире»), в области охраны атмосферного воздуха (статья 7 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения в области экологических отношений дифференцирует в зависимости от типа муниципального образования.
- В частности, к вопросам местного значения муниципального района закон относит:
- — организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
- — организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- — защита населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- — создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
- — осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
- — осуществление муниципального лесного контроля.
- Конкретные полномочия в области экологических отношений указанный закон закрепляет также за городскими поселениями и городскими округами.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать экологические полномочия органов местного самоуправления в собственных нормативных правовых актах. Например, согласно Закону от 9 ноября 2004 г.
№ 69-ЗАО «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в частности, относятся:
- 1) осуществление управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
- 2) по согласованию с Администрацией автономного округа образование особо охраняемых природных территорий местного значения, установление и изменение их границ, охранных зон, режима охраны, положений об особо охраняемых природных территориях местного значения;
- 3) по согласованию с Администрацией автономного округа образование иных категорий особо охраняемых природных территорий местного значения (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие);
- 4) организация сбора кадастровой информации по особо охраняемым природным территориям местного значения в соответствии с федеральным законодательством;
- 5) реализация в границах особо охраняемых природных территорий местного значения природоохранных мероприятий.[346]
Основными экологическими проблемами в ряде субъектов РФ являются загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение водных объектов, загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления.
По результатам анализа обеспеченности запасами питьевой воды в муниципальных районах Тюменской области Сладковский муниципальный район, например, отнесен к объектам, необеспеченным запасами пресной воды из защищенных от загрязнения и засорения подземных водных источников.[347]
Для эффективного решения экологических проблем муниципальные образования закрепляют в собственных нормативных правовых актах экологические полномочия органов местного самоуправления и выделяют средства муниципальных бюджетов на их реализацию. Так, согласно Уставу муниципального образования г.
Губкинский Администрация города осуществляет планирование и реализацию мероприятий по охране окружающей среды в границах города, организует проведение общественных обсуждений, опросов, референдумов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
[348]
Администрация г. Салехарда в области использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды в соответствии с Уставом муниципального образования г.
Салехард, осуществляет планирование и реализацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; информирует население об экологической обстановке на территории муниципального образования, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению экологической безопасности населения; информирует соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и региональным законодательством.[349]
Особое внимание в своей деятельности муниципальные образования уделяют организации сбора, вывоза, утилизации и переработки мусора, бытовых и промышленных отходов. Например, Администрацией Тобольского муниципального района было издано Постановление от 30 июля 2013 г.
№ 31 «Об утверждении порядка сбора и размещения отходов производства, потребления на территории поселений Тобольского района», в котором в соответствии с федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливаются права и обязанности организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами потребления, определяется порядок организации деятельности по сбору и вывозу отходов производства и потребления на территории сельских поселений в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и окружающую природную среду.[350]