Статья 9. гарантии независимости судьи

Статья 9. Гарантии независимости судьи

Среди гарантий независимости судей, обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.

В Законе «О статусе судей» гарантии независимости судей закреплены в ст. ст. 9-10.

в соответствии с этими статьями независимость судьи обеспечивается: «предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление»[14].

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии».

Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и другие органы юстиции осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке, предусмотренном федеральным законом о военных судах.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Гарантии независимости судьи

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Закон, гарантируя независимость судей, уделяет также, большое внимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности,

заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.

«Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден»[15].

  • Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производства там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
  • Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.
  • Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

https://studopedia.ru/11_156015_garantii-nezavisimosti-sudey.html

Вопрос 28. Гарантии независимости судей

  1. /. Виды гарантий независимости судей
  2. 2. Приостановление полномочий судьи
  3. 3. Прекращение полномочий судьи
  4. 4. Отставка судьи
  5. 5. Гарантии неприкосновенности судьи
  6. 7.

    Материальное и социальное обеспечение судей

  7. 1.

    Виды гарантий независимости судей:

*/ установленный законом порядок судопроизводства во всех судах (тайна совещательной комнаты, принципы оценки доказательств и принятия решений судьями, жесткая процедура судебного контроля и т. п.);

  • • установленные законом условия и порядок приостановления и прекра­щения полномочий судьи;
  • • право судьи на отставку;
  • • гарантии неприкосновенности судей (его личности, жилища, служеб­ного помещения, транспорта, средств связи, имущества, корреспон­денции, документов);
  • • материальное и социальное обеспечение судей;

• идеологические гарантии — создание в обществе атмосферы всеобщего порицания любых действий, направленных на ограничение независи­мости судей. Это достигается путем повышения квалификации, нрав­ственных качеств и авторитета судей, развития правового воспитания и образования, а также пропагандой законопослушного поведения и т. п.

2, Приостановление полномочий судьи — это временное отстранение судьи от исполнения судейских обязанностей, которое не влечет лишения его гарантий неприкосновенности, снижения уровня материального обес­печения и обычно не препятствует получению заработной платы (кро­ме случаев его ареста). После отпадения оснований приостановления его полномочий судья возвращается к исполнению своих обязанностей по решению органа, ранее приостановившего его полномочия. Основания приостановления полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов:

  1. • признание судьи безвестно отсутствующим;
  2. • возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  3. • участие судьи в качестве кандидата в предвыборной кампании по выборам в законодательные органы субъектов РФ или Российской Федерации;
  4. • избрание судьи в состав органа законодательной власти РФ. Пленарное заседание Конституционного Суда РФ вправе приостано­вить полномочия судьи этого суда в случаях, если:
  5. • в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

Читайте так же:  Установить федеральную социальную доплату к пенсии

• по состоянию здоровья судья временно не способен выполнять свои обязанности.

3. Прекращение полномочий судьи — это полное отстранение судьи от ис­полнения судейских обязанностей.

  • Основания прекращения полномочий судей:
  • • письменное заявление судьи об отставке;
  • • неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважитель­ным причинам осуществлять полномочия судьи;
  • • письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  • • истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены сроком;
  • • увольнение судьи военного суда с военной службы в связи с достиже­нием им предельного возраста пребывания на военной службе;
  • прекращение гражданства РФ;
  • занятие деятельности, не совместимой с должностью судьи; вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер меди­цинского характера;
  • смерть судьи или объявление его умершим;
  • отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реор­ганизацией суда;
  • достижение предельного возраста пребывания в должности судьи;
  • нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ,
  • неучастие судьи Конституционного Суда РФ в заседаниях без уважи­тельных причин более двух раз подряд;

Независимость судей арбитражных судов

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Полезные статьи и выписки по арбитражу » Общие положения » Независимость судей арбитражных судов

Независимость судей арбитражных судов является ключевым принципом при совершении арбитражного правосудия.

Содержание

Независимость судей арбитражных судов является ключевым принципом при совершении арбитражного правосудия. Данное понятие является гарантией для проведения справедливого и законного рассмотрения всех судебных дел.

Принцип независимости судей арбитражных судов и подчинение их только закону

Федеральная Конституция гарантирует независимость судей и подчинение их только закону. Поэтому при рассмотрении судебных дел о несоответствии нормативно-правовых актов любой юридической силы судьи должны принимать окончательное решение исключительно в соответствии с действующим законодательством.

Соответственно, судебные служащие должны распоряжаться своей властью самостоятельно и независимо от воли посторонних лиц, при условии строгого подчинения государственному законодательству.

Принцип независимости судей арбитражных судов обязателен к применению, так как нарушение данного положения подразумевает нарушение норм процессуального права и влечет за собой отмену всех принятых решений.

Судья арбитражного суда не обязан давать любые объяснения в отношении рассмотренных ранее судебных дел или производств, которые находятся в процессе рассмотрения, а также не обязан представлять любым лицам материалы судебного дела для ознакомления, если такие случаи не предусматриваются процессуальным законодательством. Независимость судей и необходимость их беспрекословного подчинения закону является важным положением для обеспечения основных принципов арбитражного судебного производства. Положения, которые выступают основополагающими для обеспечения неприкосновенности судей, предусматривают соблюдение следующих норм:

  • соответствие судей и кандидатов в судьи всем требованием;
  • соблюдение порядка назначения судей;
  • проведения присяги судей;
  • запрет на вмешательство в деятельность судей в процессе совершения правосудия со стороны посторонних лиц под угрозой юридической ответственности;
  • право на отставку;
  • действие системы органов судейского сообщества;
  • соблюдение определенной законодательством процедуры по осуществлению правосудия;
  • использование норм порядка приостановления и полного прекращения судейских полномочий;
  • полная неприкосновенность судей;
  • предоставление материального и социального обеспечения сотруднику арбитражного суда со стороны государства.

Гарантии независимости судей арбитражных судов. Классификация данных гарантий

Гарантии независимости судей заключаются в принципе разделения власти, который предусматривает самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной. Независимость и неприкосновенность судей гарантируется известными юридическими положениями, которые можно отразить в следующем списке:

  • Судья в момент исполнения своих полномочий или прекращения своих обязанностей не может привлекаться к любому виду ответственности за любое мнение, которое было выражено при проведении судебных разбирательств;
  • Решение, которое касается привлечения судьи арбитражного суда к административной ответственности, должно приниматься судебной коллегией, состоящей из трех судей;
  • Личный досмотр судьи не позволяется. Исключением выступают случаи, которые важны для обеспечения государственной и общественной безопасности;
  • Решение судебной коллегии в составе трех судей является единственным основанием, которое позволяет проведение оперативных и розыскных мероприятий в отношении судей. Сюда также включаются следственные действия, которые связаны с ограничением гражданских прав судей, определенным нарушением его неприкосновенности. Следственные действия позволяются при условии отсутствия возбужденного уголовного дела в отношении судьи;
  • В отношении любого судьи может приниматься решение, которое ухудшит его юридическое положение. Данные решения могут касаться возбуждения уголовного дела в отношении судьи, привлечения судьи в качестве обвиняемого лица, изменения процесса расследования или изменения квалификации состава уголовного преступления;
  • Судья, который был задержан при наличии подозрений в совершении уголовного преступления или принудительно доставлен в государственное учреждение, должен быть освобожден, если его личность установлена;
  • Решение, которое предусматривает заключение судьи арбитражного суда под стражу, может приниматься исключительно судебной коллегией, состоящей из трех судей.

Данные гарантии независимости судей должны применяться в отношении каждого судьи, который является сотрудником арбитражного судебного органа.

Внепроцессуальные обращения к суду

Все обращения, составленные участниками арбитражного судебного процесса, считаются процессуальными, даже при условии наличия нарушений относительно процессуальной формы документа. Обращение, которое не соответствует установленной юридической форме, зачастую адресуется судье, председателю, заместителю председателя арбитражного суда, председателю судебного состава или коллегии.

Составители внепроцессуальных обращений в отношении арбитражного судебного процесса зачастую не обладают правами для подачи таких документов.

Внепроцессуальным обращением к судебным служащим является обращение, которое составлено в определенной письменной или устной форме от лиц, не являющихся участниками конкретного судебного разбирательства. Такими лицами могут быть следующие субъекты:

  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • прочие органы и учреждения;
  • организации;
  • должностные лица;
  • граждане и др.

Обращения, которые не касаются судебного процесса, могут адресоваться ответственному судье, председателю судебного органа, заместителю председателя суда, председателю судебной коллегии. Все обращения, которые не касаются судебного процесса, делятся на несколько типов, основные среди которых:

  • обращения от участников конкретного судебного разбирательства;
  • документы от участников арбитражного суда, которые обладают правами составления обращений;
  • обращения, которые исключают необходимость осуществления процессуальных действий в отношении направления документа, не соответствующего установленной форме;
  • обращения от лиц, которые не являются участниками судебного процесса;
  • документы от субъектов арбитражного судебного процесса, которые имеют соответствующие права, однако законодательство исключает обязанность судей в рассмотрении подобных обращений.

Участниками судебного разбирательства считаются все лица, которые имеют возможность реализовать свои арбитражные процессуальные права в процессе рассмотрения судебных дел.

Пресечение постороннего воздействия на судей арбитражных судов, вмешательства в их деятельность. Ответственность за подобные действия

Принцип неприкосновенности и независимости судей арбитражного суда обязывает судебные органы своевременно пресекать какие-либо попытки вмешательства в процесс рассмотрения судебных дел со стороны посторонних лиц.

Судебные учреждения обязаны ставить перед виновными лицами вопрос о возможной ответственности должностных лиц.

Основаниями для принятия мер по защите должностных лиц и государственных служащих являются следующие случаи:

  • факты нарушения и несоблюдения принципов независимости и неприкосновенности судей арбитражных судов;
  • наличие угрозы по поводу физического воздействия в отношении судей и их близких со стороны посторонних лиц;
  • случаи посягательства на имущество судей арбитражных судов.

Неприкосновенность судьи

Каждый арбитражный судья является полностью неприкосновенной личностью. Данная неприкосновенность гарантируется во всех сферах профессиональной и личной деятельности судей. Сюда относится неприкосновенность:

  • личности судьи;
  • жилых и служебных помещений;
  • транспортных средств;
  • документации;
  • личного имущества;
  • тайна корреспонденции и переписки и др.

Неприкосновенность судей регламентируется процессуальными законодательными нормами и гарантируется всем судьям, которые находятся при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Также вам будут полезны следующие статьи:

Гарантии независимости судьи

Гарантии независимости судьи – предусмотренные Конституцией РФ и законами РФ средства обеспечения независимости судьи при осуществлении правосудия. Они подразделяются на “внутренние” и “внешние”.

Под “внутренними” гарантиями понимают предусмотренные процессуальным законодательством правовые средства, обеспечивающие независимость судьи при оценке доказательств и принятии соответствующего решения по делу.

К ним, в частности, относится законодательное установление о равной силе всех доказательств – “никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы”.

Это дает возможность суду оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению (ст.ст. 67 ГПК, 71 АПК и 17 УПК).

“Внешние” гарантии позволяют суду избежать какого-либо постороннего воздействия на принимаемые им решения. Так, ст.ст. 194 ГПК, 298 УПК предусматривают тайну совещания судей.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ч. 2 ст. 10 Закона “О статусе судей”).

Нарушение этих принципиальных положений процессуального законодательства влечет негативные последствия в виде отмены судебных решений (п. 8 ч. 2 ст.

364 ГПК обязывает суд кассационной инстанции отменить решение суда первой инстанции при нарушении правила о тайне совещания судей) или уголовного преследования (ст.

294 УК РФ предусматривает уголовное наказание за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия).

В наиболее обобщенном виде гарантии независимости судей выражены в Законе “О статусе судей”. Так, согласно ст.

9 этого Закона независимость судьи обеспечивается: предусмотренной процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Подробный перечень этих мер определен в Законе “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”17 .

В соответствии с ним судьям и членам их семей обеспечивается: применение органами внутренних дел мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также обеспечение сохранности принадлежащего им имущества; применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Независимость судьи в том числе обеспечивается и его неприкосновенностью. В ст. 16 Закона «О судебной системе» и ст. 16 Закона «О статусе судей» прямо указано, что личность судьи неприкосновенна.

  • Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
  • Судья не может быть привлечен к какой либо ответственности, в том числе и за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
  • Решение вопроса в возбуждении уголовного дела принимается только Генеральным прокурором РФ:
  • а) в отношении судьи Конституционного Суда РФ — на основании заключения судебной коллегии в составе 3-х судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ;
  • б) в отношении судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, областных и равных ему судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов — на основании заключения судебной коллегии в составе 3-х судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  • в) в отношении судей иных судов — на основании заключения судебной коллегии в составе 3-х судей областного и равного ему суда о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии соответствующего субъекта РФ.
  • Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении судей допускается только с согласия Конституционного Суда РФ или соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья не может быть задержан, а равно принудительно доставлен в государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

  1. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска ила выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
  2. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.
  3. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий

Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, развивается в законе о статусе судей и законе о судебной системе.

Закон «О судебной системе РФ» запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздействия на судей и ином вмешательстве в деятельность суда подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом.

  • Закон «О статусе судей в РФ» определяет гарантии независимости судей , которыми являются:
  • предусмотренная законом процедура правосудия;
  • запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • право судьи на отставку;
  • неприкосновенность судей;
  • система органов судейского сообщества;
  • предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому положению.

Судьи, их семьи и имущество находятся под особой защитой государства.

Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если поступит соответствующее заявление от судьи или обращение председателя суда, а также если органы, обеспечивающие безопасность, получили оперативную информацию о наличии угрозы безопасности этих лиц. Судья имеет право на хранение и ношение огнестрельного оружия.

Срок полномочий судьи законом не ограничен, за исключением впервые назначаемых судей низшего звена судов общей юрисдикции. Они назначаются сроком на 3 года, после чего уже могут быть назначены без ограничения срока полномочий. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на срок 12 лет, причем не могут быть назначены еще на один срок.

  1. Полномочия судей
  2. Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей. Основаниями для приостановления полномочий являются:
  3. признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  4. согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
  5. участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти, а также его избрание в состав этого органа.
  6. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает та же квалификационная коллегия судей, которая приостановила его полномочия.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ приостанавливаются по решению Конституционного Суда РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к приостановлению. Основанием для этого являются согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности, а также невозможность по состоянию здоровья судьи выполнять им свои обязанности.

Прекращение полномочий судьи осуществляется решением соответствующей квалификационной коллегии судей. Основаниями для лишения судьи права осуществлять свои полномочия кроме письменного заявления судьи об отставке или о переходе на другую работу являются:

  • неспособность по состоянию здоровья или другим уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;
  • увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • прекращение гражданства РФ;
  • занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
  • совершение поступка, позорящего честь судьи, умаляющего авторитет судебной власти;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи, решения о признании его недееспособным или об ограничении его дееспособности;
  • смерть судьи иди вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  • отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Гарантии независимости судей

Реализация принципа независимости судей обеспечивается различными гарантиями.

Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Среди них важное значение имеет Закон РФ N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (в ред. от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ). В ст.

1 этого Закона говорится, что в своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.

  • В соответствии со ст. 9 Закона независимость судьи обеспечивается:
  • предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
  • запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • правом судьи на отставку;
  • неприкосновенностью судей;
  • системой органов судейского сообщества;
  • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (в ред. от 28.11.2009 N 296-ФЗ), распространяются на всех судей и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 10 Закона всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

По ст. 3 Закона судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, другие законы. Судья при исполнении полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости, беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Согласно ст. 12.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 09.11.

2009 №246-ФЗ) за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения, досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом.

Согласно ФКЗ от 09.11.

2009 №4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков

Гарантии независимости судей, включая суды общей юрисдикции, традиционно подразделяются в доктрине на политические, экономические и правовые.

К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной.

Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

К юридическим гарантиям независимости судей относится целый ряд нормативных предписаний. Так, законом установлен особый порядок наделения судей полномочиями (назначаемость судей), определенный в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Независимость судьи обеспечивается также предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; несменяемостью судей (поскольку полномочия судей по общему правилу не ограничиваются каким-либо сроком) и другими юридическими гарантиями. Целый ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в статьях ГПК, в частности в правилах об отводах судей (гл. 2), об оценке доказательств (ст. 67), о тайне совещания судей (ст. 194) и др.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии».

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.03.

1996 №6-П высказал правовую позицию, согласно которой судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (статья 22 Конституции Российской Федерации). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия.

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти (статьи 10 и 120 Конституции Российской Федерации).

Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.

Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.

Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний.

В этих целях Конституция Российской Федерации закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти.

Наличие такой регламентации на конституционном уровне отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно Конституции Российской Федерации (статьи 91, 98) обладают неприкосновенностью[112].

3.3.2. Подчинение судей только Конституции и федеральному закону составляет вторую и неотъемлемую часть рассматриваемого принципа. В этом также проявляется независимость судей.

Суд, рассматривая дело, при установлении несоответствия акта государственного или иного органа закону принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

Действующий ГПК РФ детализировал это положение: «Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу».

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 11 ГПК).

Действие указанного принципа проявляется в непосредственном применении судом Конституции РФ при рассмотрении конкретного дела.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Высшая юридическая сила Конституцииозначает соответствие законов и иных нормативных актов ее содержанию.

Прямое действие Конституциипозволяет гражданину требовать у государства обеспечения ему возможности воспользоваться нормой, включенной в текст Конституции, а государство обязано выполнить данное требование. Поэтому суд вправе реализовать положения Конституции, не ожидая какого-либо конкретизирующего акта. При этом суд мотивирует свое решение непосредственно соответствующей статьей Конституции.

В соответствии с рассматриваемым конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.06.

1998 №19-П высказал правовую позицию, согласно которой предусмотренное статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации обращение иных судов в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, если суд приходит к выводу о несоответствии закона Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться только как его право, — суд обязан обратиться с таким запросом, чтобы не соответствующий Конституции Российской Федерации акт был лишен юридической силы (часть 6 статьи 125) в конституционно установленном порядке, что исключило бы его дальнейшее применение. Данная обязанность судов вытекает из возложенного на них, как на независимые органы правосудия, конституционного полномочия обеспечивать судебную защиту прав и свобод человека, включая равенство перед законом и судом (статьи 18, 19 и 46), подчиняясь при этом Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120).

Отказ от применения в конкретном деле закона, неконституционного с точки зрения суда, без обращения в связи с этим в Конституционный Суд Российской Федерации противоречил бы и конституционным положениям, согласно которым законы действуют единообразно на всей территории Российской Федерации (статьи 4, 15 и 76), и в то же время ставил бы под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации, так как оно не может быть реализовано, если допускается разноречивое толкование различными судами конституционных норм. Именно поэтому обращение в Конституционный Суд Российской Федерации обязательно и в тех случаях, когда суд при рассмотрении конкретного дела приходит к выводу о неконституционности закона, который принят до вступления в силу Конституции Российской Федерации и применение которого должно быть исключено в соответствии с пунктом 2 ее Заключительных и переходных положений.

Обязанность судов в случаях, если они приходят к выводу о неконституционности закона, для официального подтверждения его неконституционности обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации не ограничивает непосредственное применение ими Конституции Российской Федерации, которое призвано обеспечивать реализацию конституционных норм прежде всего при отсутствии их законодательной конкретизации. Если же закон, который должен был бы быть применен в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конституции Российской Федерации и тем самым препятствует реализации ее положений, то для обеспечения непосредственного действия Конституции Российской Федерации во всех случаях, в том числе и когда дело разрешено судом на основании конкретной конституционной нормы, требуется лишение такого закона юридической силы в предусмотренном статьей 125 Конституции Российской Федерации порядке конституционного судопроизводства[113].

Поэтому в силу п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 N 9) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» .

в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст.

101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.

О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.

В запросе о проверке конституционности подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст.

37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст.

38 названного Федерального конституционного закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

В связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст.

103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом Российской Федерации, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда[114].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Ссылка на основную публикацию