Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

  • Должность судьи в РФ для многих студентов и выпускников юридических факультетов представляется вершиной карьеры юриста.
  • Соответственно, ещё в начале учёбы перед многими из них встаёт вопрос, какие действия следует совершать, чтобы достичь этой вершины.
  • Конечно, есть расхожая шутка, что нужно просто родиться в семье судьи!
  • И в реалиях нашей страны есть некая доля правды в этом утверждении.
  • Но отталкиваться от него всё же не стоит.
  • Важно определиться, в каком суде в итоге мы хотим видеть себя и какие шаги следует предпринять в самом начале пути, чтобы добиться своей цели.
  • Поэтому попробуем расписать алгоритм действий, итогом которых может стать мантия судьи.
  • Институт судебной власти страны выглядит таким образом:
  1. Конституционный суд – высшая ступень судебной власти. Подразделяется на уставные (конституционные) суды субъектов РФ.

  2. Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской ФедерацииСуды общей юрисдикции (под общую юрисдикцию в РФ попадает также система военных судов):
    • Верховный Суд РФ,
    • суды субъектов РФ (областные, краевые, республиканские),
    • городские или районные суды,
    • мировые суды.
  3. Арбитражные суды:
    • Высший Арбитражный Суд РФ,
    • федеральные арбитражные суды округов,
    • арбитражные суды округов,
    • арбитражные суды субъектов РФ.

Первым нормативным документом, который следует досконально изучить на пути к судейству, будет Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Именно он регулирует все требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи в нашей стране.

Общие требования

  1. Высшее юридическое образование. Требование неукоснительное. Как показывает опыт, выпускники государственных вузов имеют приоритет относительно кандидатов, окончивших коммерческие учебные заведения. Так что, если мечта стать судьёй настигла на пороге поступления на юрфак, подходить к выбору вуза следует тщательно.

    Также преимущество будет у тех, кто окончил юридический факультет очно.

  2. Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской ФедерацииКандидат на должность судьи не должен в прошлом привлекаться к уголовной ответственности. Либо должна быть т.н. реабилитация по сроку давности. На деле даже с погашенной судимостью у кандидата вряд ли будет шанс пройти отбор. Будут учитываться даже незначительные правонарушения в прошлом (например, приводы в милицию). Требование кристального прошлого распространяется и на родственников человека, решившего надеть судейскую мантию, проверке подвергнется даже не самая близкая родня.
  3. Потенциальный судья должен быть гражданином РФ. Кроме того, он обязан предоставить сведения, что не имеет гражданства другой страны и даже вида на жительства в любом иностранном государстве.
  4. Дееспособность. Здесь следует смотреть статью 60 Конституции РФ, где даётся четкое определение гражданской дееспособности. Недееспособность гражданина, помимо возрастной (недостижение совершеннолетия), доказывается через суд.
  5. Будущий судья должен предоставить справки о том, что не состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Цель – исключить наркоманию, алкоголизм, токсикоманию и расстройства ЦНС. Этот пункт напрямую связан с предыдущим: именно эти справки являются доказательством дееспособности.
  6. Должны быть исключены иные заболевания. Их перечень был утверждён Советом судей РФ 26 декабря 2000 г. и обновлён в 2010 году. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, включает в себя 32 наименования болезней. Естественно, медицинская комиссия предшествует назначению на пост судьи любого ранга.
  7. Судья не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Также не может совмещать судейство с другой государственной или муниципальной службой.
  8. Судья не должен иметь политических пристрастий: состоять в партии или открыто поддерживать политические течения.
  1. Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
  2. Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту о том, как заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ
  3. Или ТУТ вы узнаете все про федеральный закон о статусе судей
  4. Что такое оперативно розыскные мероприятия:
  5. https://legalmap.ru/articles/kp/Executive/fz-ob-ord/

Возрастные ограничения

Ограничения по возрасту варьируются для судей в зависимости от вида суда. Регулируются ограничения статьёй 119 Конституции РФ.

Дополняет требования к судьям ст. 4 упомянутого ранее закона о статусе судей.

Если рассматривать по восходящей:

  • Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерациисамые простые требования предъявляются к кандидатам в судьи нижних ступеней судов общей юрисдикции: возраст от 25 лет, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет;
  • для судей арбитражного суда (а также для судей Верховного суда субъектов РФ и городских судов Москвы и Санкт-Петербурга) ценз повышается: возрастная ступень – 30 лет, стаж от 7 лет;
  • требования к судьям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ: возраст 35 лет, профессиональный юридический стаж не менее 10 лет;
  • судья Конституционного суда не может быть моложе 40 лет. А стаж работы от 15 лет.

Реальные пути к работе судьи

Если кандидат в судьи соответствует вышеупомянутым требованиям (чистая биография, нормальное психическое и физическое здоровье, возраст) возникает вопрос: что делать дальше, какие шаги предпринимать?

Рассмотрим статистические данные: у кого больше шансов стать судьёй.

Какой стаж по профессии охотнее рассматривается?

В мировых судах проще стать судьёй, проработав определённое время на должности помощника судьи.

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

  • Или даже в судебном секретариате.
  • Хотя вопрос, считать ли секретариат работниками суда, до сих пор не отрегулирован на законодательном уровне.
  • Однако должность мирового судьи не считается слишком престижной среди выпускников юридических вузов.
  • В других судах общей юрисдикции большой процент судей, ранее работавших в прокуратуре.
  • Негласная судебная этика: адвокатов неохотно берут в судьи, процент бывших работников адвокатуры в судах невелик.
  • А нотариусов, к примеру, берут охотнее.

Что касается высших ступеней судебной власти, есть хороший шанс попасть в судьи, занимаясь преподавательской деятельностью.

При этом желательно наличие учёных степеней.

Экзамены при поступлении на должность судьи

  1. Каждый кандидат на должность судьи сдаёт квалификационный экзамен.
  2. Для допуска к сдаче квалификационного экзамена кандидат предоставляет заявление.

  3. А также пакет документов:
  • подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копию;
  • анкету, содержащую биографические сведения о претенденте;
  • подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копию;
  • подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
  • документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзамен принимается квалификационной комиссией при суде. Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

  • При наличии всех вышеуказанных документов комиссия не имеет права отказать кандидату в сдаче экзамена.
  • Подробнее требования к сдаче экзамена и механизм обжалования в случае несогласия с результатами можно найти всё в том же законе о статусе судей в РФ.
  • Результаты экзамена действительны в течение 3 лет с момента сдачи.
  • При назначении кандидата на должность судьи – в течение всего срока работы на судейской должности.
  • Итак, механизм поступления в судьи не так уж и сложен.
  • Попробуем подвести краткий итог, составив портрет кандидата, у которого больше шансов попасть на должность судьи:
  • окончил юридический факультет хорошего вуза на дневном отделении (в идеале с отличием);
  • будучи студентом, проходил практику в суде. Курсовые и дипломная работа посвящены судебной системе РФ;
  • поступил на работу в суд помощником судьи. Возможно, в прокуратуру, нотариальную контору, прошел аспирантуру, занимался преподавательской деятельностью;
  • кристальная биография (притом у родственников тоже);
  • здоров психически и физически;
  • не занимается коммерческой деятельностью (во всяком случае прекратил её перед подачей документов в квалификационную комиссию);
  • заранее изучил возможные задания квалификационного экзамена на должность судьи.

Безусловно, существует много подводных камней, характерных для нашей страны.

Можно ссылаться на связи, повсеместную коррупцию и пр. А можно найти свой путь к судейской мантии и просто идти к своей цели!

Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их назначения :

Судьи принимают решения относительно разных дел, которые могут быть гражданскими, административными или уголовными.

Они должны принимать исключительно взвешенные и объективные решения, поэтому предъявляются действительно значительные требования к кандидатам на должность судьи.

Требования могут немного отличаться к федеральным, конституционным или верховным судьям. Для этого учитывается имеющееся у гражданина образование, стаж работы, профессиональная подготовка и другие параметры.

Как выглядит институт судебной власти в РФ?

В России имеется несколько видов судов, каждый из которых обладает своими особенностями. Институт судебной власти делится на несколько частей:

  1. Конституционный суд. Он представлен высшим органом судебной власти. Он делится на уставные суды, располагающиеся в разных субъектах страны.
  2. Общей юрисдикции. Сюда входит Верховный суд, областные и мировые суды.
  3. Арбитражные суды. Они могут быть Высшими, федеральными, окружными или арбитражными субъектными.

Для определения того, какие предъявляются требования к кандидатам на должность судьи, необходимо изучить положения ФЗ №3132-1 «О статусе судей в РФ». Именно этот нормативный акт регулирует все правила назначения конкретного гражданина на данную должность.

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Кто может стать судьей?

Основные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, представлены следующими условиями:

  • наличие высшего юридического образования;
  • отсутствие судимости или даже уголовного преследования, прекращенного в результате наличия реабилитирующих обстоятельств;
  • не допускается гражданство двух государств или вид на жительство в иной стране;
  • отсутствие частичной или полной недееспособности;
  • гражданин не должен состоять на учете в наркодиспансере или психдиспансере;
  • не допускается наличие заболеваний, которые могут стать препятствием для исполнения должностных обязанностей.

Эти требования являются наиболее значимыми, причем они предъявляются к любому судье независимо от выбранного суда. Дополнительно к судам разного уровня могут использоваться другие уникальные условия.

Требования к возрасту и стажу

Наиболее значимыми требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, являются условия, имеющие отношение к возрасту и стажу. Работать гражданин должен юристом или прокурором. К основным таким условиям относится:

  • если выбирается для работы арбитражный или мировой суд, то гражданин должен проработать юристом не меньше 5 лет, а также его возраст не может быть меньше 25 лет;
  • требования к кандидату на должность федерального судьи заключаются в достижении возраста 30 лет, а также наличии стажа работы в юридической сфере от 7 лет;
  • если выбирается для работы Высший арбитражный суд, то человек должен достичь возраста 35 лет, а также у него должен иметься опыт от 10 лет.

Не допускается до этой должности человек, который обвиняется или подозревается в каком-либо преступлении. Не разрешается наличие родственных связей с председателем или заместителем главы выбранного учреждения.

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Как проходит отбор?

Все лица, которые планируют занимать эту позицию, должны учитывать требования к кандидатам на должность судьи. Назначение происходит в правильном порядке, для чего выполняются следующие действия:

  • председатель конкретного суда, в котором имеется вакантная должность, передает сведения в квалификационную коллегию;
  • информация должна передаваться в течение 10 дней с момента освобождения должности предыдущим работником;
  • далее в течение 10 дней коллегия оповещает о наличии этой вакансии СМИ, причем указывается время и место принятия разных заявлений от кандидатов;
  • после этого проводится конкурсный отбор.

На одно место может претендовать большое количество специалистов. Конкурсный отбор считается достаточно жестким. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их назначения указываются в ФЗ №3132-1.

Если граждане соответствуют требованиям, а также желают занять вакантную должность, то им придется сдавать специальный квалификационный экзамен.

Для этого им надо обращаться в экзаменационную комиссию, работающую при коллегии судей.

Какие требуются документы?

Чтобы сдать квалификационный экзамен, гражданин должен доказать, что он подходит под все требования к кандидатам на должность судьи. Поэтому им в коллегию передается следующая документация:

  • паспорт;
  • анкета, в которую вносятся личные сведения о гражданине;
  • документация о полученном высшем образовании в юридической области;
  • трудовая книжка, с помощью которой можно понять, соответствует ли стаж работы человека предъявляемым требованиям;
  • медицинская справка, содержащая информацию о том, не имеются ли у гражданина какие-либо заболевания, являющиеся препятствием для занятия интересующей его должности.

На основании этой документации допускается юрист к сдаче экзамена. После успешного прохождения этого тестирования надо обращаться в коллегию судей с заявлением.

В этом документе указывается желание занять гражданином имеющуюся вакантную должность. К заявлению прикладывается справка, полученная после прохождения экзамена.

Дополнительно собираются характеристики со всех мест работы за последние 5 лет. Прикладываются бумаги о наличии дохода и имеющемся имуществе.

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Как принимается решение?

Первоначально члены комиссии изучают, соответствуют ли все заявители основным требованиям к кандидатам на должность судьи. Образование и стаж считаются наиболее значимыми критериями.

Далее оцениваются результаты пройденного экзамена. На основании полученных данных принимается решение о рекомендации тех или иных граждан на имеющуюся вакантную должность.

К правилам принятия решения относится:

  • преимущество имеют граждане, обладающие значительным стажем работы в правоохранительных органах;
  • учитывается наличие разных ученых степеней;
  • наиболее часто предпочтение отдается докторам юридических наук или людям, обладающим государственными или ведомственными наградами;
  • оценивается, насколько быстро и внимательно изучаются разные дела кандидатами.

Если вовсе отсутствуют подходящие граждане среди заявителей, то формируются мотивированные отказы. Такое решение может обжаловаться в коллегии судей, если соответствуют люди всем требованиям к кандидатам на должность судьи.

Какими полномочиями наделяется арбитражный судья?

Требования к кандидатам на должность судьи в РБ значительно отличаются от требований, которые используются в России. Это обусловлено разницей в законодательстве и нюансах работы судебной системы.

В РФ Председатель Высшего арбитражного суда может назначаться исключительно при наличии Представления президента Совета Федерации. Выбирается он на срок в 6 лет. Назначение заместителей происходит таким же образом, а также на срок в шесть лет, но при этом требуется представление председателя ВАС.

Председатели федеральных или апелляционных арбитражных судов выбираются только Президентом РФ на 6 лет. Президент может отклонять те или иные кандидатуры, для чего выносится соответствующее постановление.

Если выявляется, что выбранный гражданин не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи арбитражного суда, то это приводит к прекращению его полномочий на основании решения, принятого коллегией.

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Зачем нужно ограничение по возрасту?

Судья должен являться ответственным и мудрым человеком, поэтому перед занятием данной важной должности у него должен накопиться значительный житейский опыт. К основным особенностями его назначения относится:

  • судьям и членам их семьи гарантируется неприкосновенность;
  • если гражданин отработал больше 20 лет, то он может рассчитывать на пожизненное содержание от государства;
  • в процессе принятия решений требуется руководствоваться принципами справедливости и честности;
  • перед вынесением вердикта обязательно проверяется, соответствует ли оно требованиям и условиям разных законодательных актов;
  • судья должен опираться на имеющиеся знания в области юриспруденции, а также учитывается его жизненный опыт;
  • при вступлении в должность обязательно гражданином дается клятва, что он будет исполнять свои обязанности на основании требований законодательства, а также будет ориентироваться на справедливость, совесть и долг.

Перед тем как вступить в эту должность, гражданину придется потратить достаточно много времени для работы на позициях прокурора, нотариуса или юриста. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок назначения могут немного отличаться для разных судей, причем нередко в законодательные акты вносятся небольшие изменения, которые должны учитываться всеми кандидатами.

Какие проводятся дополнительные проверки?

В отношении судей проводятся разные проверки, так как они должны не только обладать оптимальным образованием и стажем, но и соответствовать другим требованиям. К ним относится:

  • обязательно заранее проверяется состояние здоровья, так как не допускается наличие разных хронических болезней, поскольку они могут препятствовать оптимальной работе гражданина;
  • требуется получить заранее справки, подтверждающие, что ранее не состоял человек на учете в психиатрических учреждениях или наркологическом диспансере.

Не допускается подделывать документы, так как если выявится обман, то гражданин не только будет снят с должности, но и может привлекаться к ответственности за предоставление недостоверных сведений.

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Срок передачи полномочий

Срок работы мирового судья является строго фиксированным. Назначается конкретный гражданин на эту должность исключительно на 5 лет. После этого возраста допускается снова выставлять свою кандидатуру на эту должность.

Максимально работать в должности судьи гражданин может до 70 лет.

Полномочия мирового судьи

Мировые судьи выносят решения по следующим делам:

  • уголовные дела за разные преступления, по которым назначается лишение свободы на срок до трех лет;
  • ведение бракоразводных процессов, но между супругами не должно иметься никаких разногласий, имеющих отношение к общим детям;
  • раздел имущества, нажитого супругами за время совместного проживания;
  • прочие дела, имеющие отношение к семейным или трудовым отношениям;
  • нарушения административного законодательства.

Все дела рассматриваются только единолично, поэтому не требуется вмешательство коллегии.

Правила назначения районных судей

Требования к кандидату на должность районного судьи являются достаточно существенными, так как назначаются граждане исключительно Президентом страны. Судья получает неприкосновенность и служебный транспорт. Им рассматривается множество дел, имеющих отношение к административному или уголовному законодательству.

Стать районным судьей может только гражданин России, не обладающий судимостью, а также его родственники не могут работать в этом учреждении. У него должны быть глубокие познания в юридической области. Поэтому приходится сдавать достаточно жесткий и специфический экзамен, чтобы определить уровень знаний претендента.

Особые мнения судей Конституционного суда станут секретны | РВС

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Депутат П.В.Крашенинников в третьем чтении закона (с видео на сайте ГД)

Когда говорят: «законопроект плох – ну ничего, инициаторы ко второму чтению всё плохое исправят», – поступают легкомысленно. Во втором чтении правят не инициаторы. Как работает второе чтение, разберу на свежем примере. В этом историческом эпизоде главными героями являются депутат ГД РФ П. В. Крашенинников (далее Крашенинников) и сенатор РФ А. А. Клишас (далее Клишас).

Знакомый правовед обратил моё внимание на ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»»: «посмотри, что там сделали с особым мнением судей». 

Этот ФКЗ (федеральный конституционный закон) был принят Думой 27 октября (докладывал Крашенинников). 3 ноября его будет одобрять СФ (докладчик Клишас). Оба возглавляют комитеты палат Федерального Собрания, ведающие конституционным законодательством.

Я посмотрел. И тоже удивился. Оказывается, теперь судья Конституционного Суда при вынесении решения хотя и сможет сформулировать своё особое мнение, но оно нигде не будет публиковаться, и он даже будет не вправе его обнародовать. Хотя он подписывает Постановление Конституционного Суда, с которым не согласился.

То есть устанавливается обязательная демонстрация единогласия! Слово «заединщина» когда-то было одной из характеристик «периода застоя», но оно относилось к тому, что получалось на практике, – а теперь это делается нормой, причём в законе о высшем судебном органе конституционного контроля, который ограничивает право видного учёного-правоведа выражать своё теоретическое суждение.

Мне стало интересно, чем же такое радикальное изменение обосновывалось. Полез в пояснительную записку – там о нём ни слова. Прослушал на сайте ГД запись первого чтения – тоже. Оказалось, что во внесённом в Думу проекте такой странности и не было. Она появилась во втором чтении.

Поясню процедуру принятия закона Думой. Проект рассматривается в три этапа – «чтения». Первое чтение как бы утверждает «концепцию проекта». «Как бы» – потому что о концепции речь идёт условно. А если в проекте много не связанных единым замыслом предложений, то трудно и сказать, в чём именно концепция.

(Поэтому уважение к участникам законодательного процесса требует каждую идею вносить отдельным проектом. Так чаще всего и делается – например, 7 октября СФ одобрил 8 законов с поправками в Налоговый кодекс, 3 закона с поправками в КоАП.

То есть каждая идея не прячется в стог других идей, а заостряется, отдельно обосновывается и обсуждается.

Бывает, правда, и наоборот – пакет первоапрельских коронавирусных законов, принятых за один день в четырёх чтениях (если четвёртым назвать одобрение СФ), за отведённое время нельзя было не только осмыслить, но и прочитать. Но Дума на уважении к себе настаивать не стала.)

Например, к концепции данного ФКЗ можно отнести замечательные положения о том, что разные там ЕСПЧ нам не указ, если их постановления противоречат нашей Конституции. Или что судья не может иметь счета за границей. В целом идея («концепция») – привести ФКЗ в соответствие с обновлением Конституции. А заодно…

Вот, допустим, предложение о том, что судьи заседают в мантиях не всегда, а только «при слушании дела», – будет ли «соответствовать концепции» законопроекта? Ну, не знаю… про мантии в Конституции ничего нет. Но, во всяком случае, противоречить концепции точно не будет.

(Это просто для рассуждения – на самом деле предложение о мантиях внесено сразу, а не поправкой).

То есть прохождение первого чтения не гарантирует целостность идеи проекта, а просто запускает процесс поправок перед вторым чтением, про которые бессмысленно говорить, соответствуют ли они концепции. А поправки перед вторым чтением подытоживает ответственный комитет Госдумы.

Требования кандидатуре судьи конституционного суда. Какие требования предъявляются к судье КС РФ

11.09.2019

  • Гражданство РФ;
  • Возраст не менее 40 лет;
  • Безупречная репутация;
  • Высшее юридическое образование;
  • Не менее 15 лет юридического стажа работы;
  • Признанная высокая квалификация в области права.

Гражданство РФ подтверждается паспортом гражданина РФ. Гражданство означает, что данное физическое лицо состоит в определенном свойстве с государством, в нашем случае — с РФ.

Если посмотреть на порядок исчисления стажа, то можно сказать, что кандидат на должность судьи не обязательно должен быть урожденным гражданином РФ.

Возможно, что ранее он был гражданином одной из бывших республик Советского Союза.

В то же время Генеральный приказ министра юстиции и по федеральным и европейским делам прежних соглашений об услугах истекает. Министр труда, социальных дел, здравоохранения и семьи. Приложение к Совместному общему приказу министра юстиции и министра труда, социальных дел, здравоохранения и семьи. Непосредственные начальники.

Высший официальный орган. Подсудность. Другие знания. Навыки ведения переговоров. Решительность. Качество письменных разработок. Производительность и ответственность. Организационный потенциал. Навыки общения. Сотрудничество и конфликтность. Лидерские качества.

Возраст не менее 40 лет также можно подтвердить данными паспорта, метриками, свидетельством о рождении и т.д.

Указанный возрастной ценз установлен специально, судьей не сможет стать лицо, которое, хотя и является гражданином РФ, имеет стаж юридической работы не мене 15 лет, безупречную репутацию, но не достигло данного возраста.

Установление законодателем определенного возрастного ценза объясняется тем, что именно в таком возрасте человек, отвечающий другим требованиям, будет наиболее профессионально выполнять свои должностные обязанности.

Следует отметить, что установление определенного возрастного барьера очень характерно для формирования требований к определенным должностям государственной службы. Так, Президентом РФ не может стать лицо, не достигшее 35-летнего возраста, и т.д.

Предложить кандидатуру судьи Конституционного Суда РФ можно человека, которому 40 и более лет, однако это не означает, что судьей Конституционного Суда РФ можно стать в 85 и 90 лет. Статьей 12 Закона установлен предельный возраст судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет. Соответственно, кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ не может быть старше 70 лет. Законом не запрещено (но это будет нецелесообразно), если Президент РФ предложит кандидатуру на должность судьи Конституционного Суда РФ в возрасте 69 лет.

Оценка прогнозируемой пригодности для предполагаемого офиса. Судьи и судьи председательствуют на судебных слушаниях и принимают решение по уголовным делам и спорам: они выносят решения, которые они затем определяют в письменной форме и обосновывают. Они также проводят сравнительные переговоры. Их масштабы, соответственно, различны.

В большинстве кантонов судьи и судьи избираются по предложению политических партий народом или парламентом. Это миряне без юридической подготовки. За назначение судьи: Завершенные юридические исследования, Магистр права, в университете, швейцарское гражданство, несколько лет профессионального опыта в суде или в юридической фирме.

Безупречная репутация может подтверждаться тем, что кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ никогда не привлекался к административной или уголовной ответственности, на своей работе не подвергался дисциплинарным взысканиям, возможно даже, что он не был замечен в непристойных местах (частных клубах для досуга) и т.д. Судья должен быть образцом справедливости и беспристрастности для общественности. Он не должен быть замешан в политических скандалах, не должен иметь связей с преступным обществом и т.д.

В зависимости от кантона правила различаются. Знание обоих языков необходимо в двуязычных кантонах. Интерес к юриспруденции, логико-абстрактные способности мышления, решительность, устойчивость, навыки ведения переговоров, хороший язык, чувство ответственности, объективность.

На пути к Европейскому союзу Албания настаивает на строгой реформе судебной системы. Все институциональную структуру судебной системы следует возобновить, начиная с конституции и важнейших учреждений отправления правосудия. Должны появиться убедительные гарантии независимой, беспристрастной и без коррупции системы.

Высшее юридическое образование судьи подтверждается дипломом об образовании. При этом Закон не установил требований относительно того, по какой форме обучения обучался кандидат (дневной, заочной, вечерней), поэтому следует делать вывод о том, что все указанные формы обучения подходят для будущего кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ.

Фактически, с начала года в албанском парламенте преобладает конфликтный климат, характеризующийся частыми бойкотами и беспорядками на пленарных заседаниях. Это приводит к значительным задержкам в законодательном процессе.

При поддержке международных и местных экспертов по правовым вопросам было поручено разработать законодательные решения для предполагаемой конституционной реформы.

Социалистическая партия и Демократическая партия объявили, что они будут следовать рекомендациям Венецианской комиссии на будущих переговорах по реформированию.

Стаж по юридической специальности не менее 15 лет может подтверждаться различными документами. Должен соблюдаться специальный порядок подсчета стажа.

Здесь для определения стажа можно использовать Инструкцию о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, которая утверждена Минюстом РФ, Верховным судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27.12.1996 г. № 10. См.

: Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) — 5) // Российские вести. — 1997. — 27 февраля — № 38.

Согласно данной Инструкции в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.

Планируется создание нескольких органов власти для обеспечения независимости судебных органов; Они требуют сложного механизма институционального контроля и мониторинга и, таким образом, создают Предлагаемые поправки требуют обширного набора профессиональных сотрудников.

Вновь представлен Совет апелляций в судебных органах, который уважает юридические, профессиональные и этические критерии миряне в случае двух судей, Высшей судебной инспекции и членов Конституционного суда.

Совет по назначениям в судебные органы состоит из девяти членов с мандатом на один год, которые избираются Президентом. Они поступают из рядов Конституционного суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Апелляционных и административных судов.

Высшая судебная инспекция отвечает за рассмотрение судей и прокуроров, а также против членов судьи и прокурора и занимается «рассмотрением» деятельности судов и прокуроров.

Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Данное положение означает, что даже если лицо и не имело высшего юридического образовании на период работы в государственной службе и других перечисленных организациях, то стаж юридической работы все равно будет засчитан.

Дисциплинарный комитет должен также принимать решения по дисциплинарным вопросам членов надзорных органов. Пересмотренный проект поправки в настоящее время не включает больше министра юстиции в качестве члена Дисциплинарного комитета.

Реформа Высшего совета судей в основном касается состава и назначения его членов. Он отвечает за назначение, оценку, продвижение и передачу судей.

Кроме того, Совет принимает решение о дисциплинарных мерах в отношении судей и принимает или изменяет нормы профессиональной этики.

Он координирует суды и разрабатывает и управляет судебным бюджетом, а также стратегическое планирование системы правосудия. В целом требуется более высокий уровень прозрачности в профессии судей и прокуроров: требуются четкие критерии и критерии эффективности.

Согласно п.

2 Инструкции в стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста соответственно 1,5 и 3 лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей государственной службы и других работах, указанных в Инструкции.

«Необходимым злом» является введение независимой экзаменационной комиссии для судей и прокуроров. По мнению Венецианской комиссии, такая мера «не только оправдана, но и необходима для защиты Албании от бедствий коррупции».

Это предназначено для выявления случаев конфликтов интересов, коррупции и незаконного обогащения судей и прокуроров. Юридически Комиссия должна выступать в качестве суда и иметь полномочия увольнять судей и прокуроров.

Наблюдение за самой экзаменационной комиссией осуществляется международными наблюдателями.

Остается выяснить, насколько этот проект поддерживается политическим классом.

Албанская судебная система также требует других инвестиций: в кадровой структуре, в частности, ожидаются значительные изменения в среднесрочной перспективе, главным образом в результате процедуры экспертизы.

Если судебная реформа осуществляется последовательно, уголовные судьи и прокуроры должны быть исключены из системы, а должности, реклассифицированные компетентным и независимым персоналом. Недостаточное финансирование системы также является проблемой, которую необходимо решить.

Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как РФ, так и других республик бывшего Союза ССР.

Для борьбы с коррупцией — особенно на высоком уровне — Албания планирует создать специальную прокуратуру и Национальное бюро расследований. Последний будет подчиняться Специальной прокуратуре и только взять на себя уголовное расследование.

В целях повышения эффективности этих двух органов они связаны с судами, специализирующимися на коррупции и организованной преступности.

Планируемое подчинение властей активно обсуждалось на политическом уровне и предназначено для разрешения любых сомнений в их автономии.

Помимо всего прочего, это предназначено для того, чтобы государственные служащие и государственные должностные лица были исключены из выборов или назначения на государственную должность в течение определенного периода времени.

До сих пор в борьбе с коррупцией не было достигнуто большого прогресса.

В последние месяцы были выдвинуты обвинения в подозрениях в коррупции в отношении экс-министра труда и социальных дел, Спиро Ксеры и нескольких судей и прокуроров.

Признанная высокая квалификация в области права может выражаться в общем признании высокого профессионализма кандидата на должность судьи.

Это в свою очередь может подтверждаться наличием публикаций, написанных данным кандидатом по юридической тематике.

Кроме того, высокая квалификация в области права может выражаться в присуждении данному гражданину государственных наград за профессиональные заслуги, наличием у кандидата ученой степени в области права.

Важным шагом на пути к надежной и профессиональной судебной системе является назначение компетентных специалистов на руководящие должности.

Следует, в целом, отметить, что требования и критерии оценки кандидатов в должности судей Конституционного и Верховного суда, генерального прокурора и вновь запланированных учреждений не определены или недостаточно определены.

Процесс выдвижения кандидатур должен быть основан на результатах и ​​не поднимать вопросы независимости.

Проблемы албанской судебной системы

Деполитизация судебных органов остается основным требованием европейских и международных участников, но также и албанского населения. Это должно быть гарантировано не только формально, но и фактически. Это требует большей прозрачности и эффективной системы сдержек и противовесов.

Создание независимых институтов для выполнения различных функций в судебной системе — назначение судей или прокуроров, дисциплинарное взыскание и т.д.

— Создавая впечатление независимости, с другой стороны, он создает плохо структурированную институциональную структуру и требует большого количества квалифицированных рабочих.

В итоге осталось добавить, что приведенный перечень требований к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ является исчерпывающим и предъявлять к кандидату другие требования невозможно.

Судьёй Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен только гражданин Российской Федерации. Кроме того, кандидат должен иметь безупречную репутацию, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладать общепризнанной высокой квалификацией в области права.

Следует ожидать, что политическое большинство судебной реформы в конечном итоге согласится. Не вызывает сомнений, приведет ли переговоры в парламенте к общему знаменателю, или только одна правительственная фракция примет решение о реформе судебной системы. Последнее поставило бы под угрозу не только легитимность, но и осуществление реформы.

Этот отчет был написан в сотрудничестве с экспертом Института демократии и посредничества в Албании Арьяном Дюрмиши.

Прокурор, о котором идет речь, не рассматривает это как проблему, потому что обвиняемый может защитить себя ходатайством, с которым затем происходит процесс перед судьей.

Однако факт, что прокурор не оспаривает проблему довольно объективно, показан, в частности, другим заявлением.

Дополнительный материал:

Статья 119 Конституции России

Текст Ст. 119 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 119 Конституции Российской Федерации

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в ст. 119 обновленной Конституции РФ были внесены изменения о кандидатурах судей.

Теперь статья устанавливает пять основных требования, предъявляемых к кандидатам на должность судьи: гражданство Российской Федерации, 25-летний минимальный возраст, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет и отсутствие гражданства иностранного государства.

Кроме того, судьям судов Российской Федерации запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории Российской Федерации.

При этом ни одно из этих требований не может быть проигнорировано, и все они являются обязательными первоначальными условиями, без которых дальнейшее рассмотрение кандидатур невозможно. В то же время Конституция предоставляет возможность федеральному законодательству ввести дополнительные требования к судьям Российской Федерации.

Указанные требования к лицам, назначаемым на судейские должности, получили впервые конституционное закрепление, хотя существовавшее до принятия Конституции законодательство и ранее содержало подобные требования.

Конечно, конституционное требование достижения 25-летнего возраста относится к кандидатам, впервые выдвигающимся на должность судьи районного (городского) суда. Для судей же всех вышестоящих судов требования к возрасту повышаются.

  • Судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.
  • Особые требования, в том числе и возрастные, предъявляются к кандидатам в судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Судьей этого суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко времени назначения судьей возраста не менее 40 лет, имеющий безупречную репутацию, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

25-летний возраст для лиц, претендующих на должность судьи, является минимальным и позволяет некоторым выпускникам высших учебных заведений успеть получить опыт работы по юридической специальности в течение пяти лет. На практике большинство кандидатов в судьи оказываются старше 25 лет.

Таким образом эти лица приобретают не только опыт работы по профессии, но и определенный жизненный опыт. Следует отметить, что указанное в ст. 119 требование к минимальному возрасту судьи соответствует международной практике.

Даже в тех странах, где отсутствуют специальные возрастные требования, для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как обучение в школах при адвокатских корпорациях или на специальных государственных курсах, стажировка в течение 2-4 лет, длительная (не менее 5 лет) адвокатская практика и иные условия, после соблюдения которых судебных должностей достигают лица старше 25-летнего возраста.

Высшее юридическое образование должны иметь судьи всех звеньев. Для реализации принципа несменяемости судей (ст. 121 Конституции) это требование является одной из гарантий достаточной теоретической подготовки будущего судьи, подкрепленной его практическим опытом.

Пятилетний стаж работы по юридической профессии — это минимум, который должны иметь судьи всех судов Российской Федерации, за исключением кандидатов на должность судей Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда, для которых установлен срок профессиональной работы не менее 10 лет.

Надо полагать, что новым федеральным законодательством будут уточнены эти требования применительно к отдельным звеньям судебной системы.

Требует уточнения также понятие «работа по юридической профессии». Ни в прежнем законодательстве, ни в ст. 119 это понятие не конкретизировано.

Вероятно, предпочтение в данном случае должно отдаваться, как это делается в большинстве зарубежных стран, лицам, которые так или иначе были связаны с судебной деятельностью: адвокатам, прокурорам, юрисконсультам, судебным секретарям и, конечно, бывшим судьям.

Под дополнительными требованиями к судьям судов Российской Федерации, которые, согласно ст. 119 Конституции, могут быть установлены федеральным законодательством, следует понимать прежде всего требования, которые уже применяются действующим законодательством. К ним относятся в первую очередь требования к кандидатам, предусмотренные ст. 4 — 5 Закона «О статусе судей».

Согласно этому Закону лица, отвечающие указанным выше условиям и не являющиеся судьями, должны быть допущены к квалификационным экзаменам, которые проводятся экзаменационной комиссией при органе юстиции.

Состав комиссии утверждается квалификационной коллегией судей. Следует отметить, что даже сдавшему экзамен кандидату может быть не разрешено занять судейскую должность, если он допустил «порочащий его поступок» (ст. 4 Закона).

Соблюдение моральных правил должно стать основой дополнительных требований по ст. 119 Конституции. Согласно «Основным принципам независимости судебных органов», принятым VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности.

В Конституции не говорится о моральных критериях при отборе судей, а в Законе «О статусе судей» основным критерием является проверка факта, допустил ли кандидат порочащий его поступок.

Между тем человек, не совершивший никакого порочащего поступка, может по своему характеру или нравственным устоям не подходить к исполнению обязанностей судьи. Излишняя раздражительность, нетерпимость, неумение спокойно выслушивать стороны и свидетелей могут помешать объективной оценке фактов дела.

Постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 г.

утвержден «Кодекс чести судьи Российской Федерации», нарушение которого рассматривается квалификационными коллегиями судей, а ответственность судьи за совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти, может привести к отставке судьи или к иным мерам, предусмотренным действующим законодательством.

Согласно «Кодексу чести» судья должен избегать действий, которые подрывали бы авторитет судебной власти, в том числе сохранять личное достоинство, быть беспристрастным, проявлять терпение, вежливость и тактичность к участникам судебного процесса и требовать того же от работников аппарата суда.

Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера, избегать личных связей, которые могут причинить ущерб его репутации, и т.д.

Ссылка на основную публикацию