Статья 5. собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

7 апреля США нанесли ракетный удар по сирийской ​авиабазе Шайрат в провинции Хомс. Операция стала ответом на химическую атаку в Идлибе 4 апреля, ответственность за которую Вашингтон и страны Запада возлагают на президента Сирии Башара Асада. Официальный Дамаск опровергает свою причастность к атаке.

В результате химической атаки погибли более 70 человек, более 500 пострадали. Это не первая подобная атака в Сирии и не первая в истории. Крупнейшие случаи применения химического оружия — в фотогалерее РБК.

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

Один из первых крупнейших случаев применения боевых отравляющих веществ произошел 22 апреля 1915 года, когда немецкие войска распылили около 168 т хлора на позициях вблизи бельгийского города Ипр.

Жертвами этой атаки стали 1100 человек. Всего же во время Первой мировой в результате применения химического оружия погибли около 100 тыс. человек, 1,3 млн пострадали.

На фото: ослепленная хлором группа британских солдат

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

Во время Второй итало-эфиопской войны (1935–1936), несмотря на запрет на применение химического оружия, установленный Женевским протоколом (1925), по приказу Бенито Муссолини газ иприт применялся в Эфиопии.

Итальянские военные заявляли, что примененное в ходе боевых действий вещество не является летальным, однако за все время конфликта от отравляющих веществ погибли около 100 тыс. человек (военных и мирных граждан), которые не имели даже простейших средств химической защиты.

На фото: служащие Красного Креста несут раненых через Абиссинскую пустыню

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

Во время Второй мировой войны химическое оружие практически не применялось на фронтах, но широко использовалось нацистами для уничтожения людей в концентрационных лагерях. Пестицид на основе синильной кислоты под названием «циклон-Б» впервые был применен против людей в сентябре 1941 года в Освенциме.

Впервые эти гранулы, выделяющие смертельный газ, использовали 3 сентября 1941 года, жертвами стали 600 советских военнопленных и 250 поляков, второй раз — жертвами стали 900 советских военнопленных. От использования «циклона-Б» в нацистских концлагерях погибли сотни тысяч человек.

На фото: гранулы «циклона-Б»

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

В ноябре 1943 года Императорская армия Японии во время сражения при Чандэ применила против китайских солдат химическое и бактериологическое оружие.

Согласно показаниям свидетелей, кроме отравляющих газов иприта и люизита в зону вокруг города были заброшены блохи, зараженные бубонной чумой. Точное число жертв применения отравляющих веществ неизвестно.

На фото: китайские военные идут по разрушенным улицам Чандэ

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

Во время войны во Вьетнаме с 1962 по 1971 год американские войска для уничтожения растительности, чтобы облегчить поиск подразделений противника в джунглях, применяли различные химические вещества, самым распространенным из которых был химикат, известный как Agent Orange.

Вещество производилось по упрощенной технологии и содержало большие концентрации диоксина, вызывающего генетические мутации и онкологические заболевания. По оценкам вьетнамского Красного Креста, от применения Agent Orange пострадали 3 млн человек, в том числе 150 тыс. детей, родившихся с мутациями.

На фото: 12-летний мальчик, страдающий от последствий применения Agent Orange

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

20 марта 1995 года члены секты «Аум Синрикё» распылили нервно-паралитический химикат зарин в токийском метро. В результате атаки 13 человек погибли, еще 6 тыс. пострадали.

Пять участников секты заходили в вагоны, опускали пакеты с летучей жидкостью на пол и протыкали их наконечником зонта, после чего выходили из поезда.

По мнению экспертов, жертв могло быть гораздо больше, если бы отравляющее вещество было распылено другими способами. На фото: врачи оказывают помощь пассажирам, пострадавшим от зарина

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

В ноябре 2004 года американские войска применили боеприпасы с белым фосфором во время штурма иракского города Эль-Фаллуджа. Изначально Пентагон отрицал применение таких боеприпасов, однако в итоге признал этот факт.

Точное количество погибших в результате применения белого фосфора в Эль-Фаллудже неизвестно. Белый фосфор используется как зажигательный агент (людям он причиняет тяжелые ожоги), но он сам и продукты его распада обладают высокой токсичностью.

На фото: американские морские пехотинцы ведут захваченного в плен иракца

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

Самая крупная за время противостояния в Сирии атака с использованием химического оружия произошла в апреле 2013 года в Восточной Гуте, пригороде Дамаска.

В результате обстрела снарядами с зарином погибли, по разным данным, от 280 до 1700 человек.

Инспекторам ООН удалось установить, что в этом месте использовались ракеты класса «земля — земля» с зарином, а применили их сирийские военные. На фото: эксперты по химическому оружию ООН собирают образцы

Проблемы хранения и уничтожения химического оружия

С 1940-х и до середины 1980-х годов в Советском Союзе было произведено более 40 тыс. т. отравляющих веществ, (эти запасы химического оружия способны 1000 раз уничтожить всю жизнь на планете) в том числе фосфорорганических — 32,3 тыс. т., люизита, иприта и их смесей — 7,2 тыс. т.

В США было произведено 29 тыс. т. отравляющих веществ, в т.ч. — фосфорорганических — 10,5 тыс. т., иприта 15,8 тыс. т.

В 1969 году США официально заявляют о прекращении производства химического оружия. Советский Союз сделал этот шаг в 1987 году. О не обладании химическим оружием официально заявили Великобритания, Франция, Италия, Япония и ряд других стран.

К началу 1990-х годов основная часть химических боеприпасов России, и особенно крупнотоннажные емкости с отравляющими веществами, выработали сроки исправного технического состояния и гарантийного хранения.

Если не приступить к немедленному уничтожению отравляющих веществ, то к 2010г. общее количество аварийных боеприпасов составит 50% от всех запасов.

К тому же на сегодняшний день 60% запасов химического оружия находится в аварийных хранилищах.

Чтобы не допустить «химического Чернобыля», необходима в срочном порядке реконструкция, или хотя бы капитальный ремонт объектов хранения отравляющих веществ.

Есть у нас немалые запасы ядовитых веществ и хозяйственного назначения, которые тоже необходимо утилизировать. Необходимость уничтожения ядовитых веществ особенно ярко проявилась, когда однажды около тысячи тонн пестицидов, хранившихся в г. Аткарске, едва не смыла местная речка Медведица. Если бы эти ядовитые вещества попали в нее, а затем в Дон — не миновать бы экологической катастрофы.

Наблюдались несильные выбросы химических веществ в других странах мира: в США в штате Юта на складе химического оружия в городке Туэль, а 3 августа 2008г. в районе г. Познань в Польше горел склад бытовой химии.

В связи со сложившимися обстоятельствами в 1992г. Россия официально сняла с себя оговорки в отношении Женевского протокола, в том числе и о возможном ответном использовании химического оружия, а 13 января 1993г.

подписала Парижскую конвенцию. Данная «Конвенция о полном запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и его уничтожении», ратифицированная Российской Федерацией 5 ноября 1997г.

, обязала государство:

  • 1) никогда, ни при каких обстоятельствах:
  • а) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным способом, не накапливать или не сохранять химического оружия;
  • б) не применять химического оружия;
  • в) не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
  • г) не помогать, не поощрять или не побуждать каким — либо образом кого бы то ни было к любой деятельности, запрещенной государству — участнику по этой конвенции.
Читайте также:  Федеральный закон от 03.04.1996 N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов"

2) до 2012 г. полностью уничтожить накопленное в стране в XX в. химическое оружие. Уничтожению также подлежат и объекты по производству химического оружия.

  1. Кроме того, каждое государство – участник конвенции обязуется не использовать химические средства для борьбы с внутренними беспорядками в качестве средств ведения войны.
  2. В итоге, к концу XX — началу XXI века в проблему государственного мас­штаба выросли вопросы хранения и уничтожения отравляющих веществ как мирного, так и военного предназначения.
  3. Проблема хранения химического оружия в Российской Федерации определяетсяпрежде всего наличиемего больших запасов различных годов изготовления, хранящихся в семи арсеналах.
  4. Для решения проблемы хранения отравляющих веществ необходима большая работа ряду направлений.

Во-первых. После истечения гарантийных сроков хранения требуется обследование технического состояния боезапасов и определение возможности их дальнейшего безопасного хранения. А в случае отрицательных результатов обследования возникает необходимость либо разместить отравляющие вещества в новых боеприпасах, либо утилизировать их.

В России запасы отравляющих веществ располагаются либо в боеприпасах (авиационных бомбах, боевых частях ракет, снарядах), либо в крупнотоннажных емкостях (бочках по 100, 250 л и цистернах по 38 и 50 куб. м).

Как уже упоминалось, основная часть химических боеприпасов России, и особенно крупнотоннажные емкости с отравляющими веществами, выработали сроки технического состояния и гарантийного хранения.

Но именно в этих емкостях хранятся стойкие отравляющие вещества кожно-нарывного действия.

Статья 5. Собственность на химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

Во-вторых. Так как 60% запасов химического оружия находится в аварийных хранилищах, то необходима реконструкция, или хотя бы капитальный ремонт объектов хранения отравляющих веществ. При этом необходимо создавать или ремонтировать все системы жизнеобеспечения: теплом, электроэнергией, водой и другими коммунальными услугами.

Реконструкция или капитальный ремонт требуют системы обеспечения безопасности хранения химического оружия, позволяющие даже при складывающихся нештатных ситуациях сохранить жизнь и здоровье людей и предотвратить отрицательное воздействие отравляющих веществ на природу.

Таким образом, предотвращение выбросов отравляющих веществ и исключение их отрицательного воздействия на экологию является третьим направлением, по которому необходимо проводить большую работа.

В свое время проводились работы по созданию бинарных отравляющих веществ, которые образуются из двух малотоксичных компонентов.

Хранение этих компонентов отдельно друг от друга представляет меньшую экологическую опасность, но создает дополнительные технические и организационные трудности использования данных компонентов как оружия.

А хранение данных компонентов на одной базе снижает экологическую опасность незначительно.

В настоящее время в связи с возможными аварийными ситуациями на объектах хранения химического оружия — силы и средства, выделенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находятся в пятиминутной готовности.

В-четвертых, сложившаяся в мире обстановка требует усиления охраны и обороны объектов хранения химического оружия.

Чтобы исключить возможность террористических актов — усиливаются караулы, увеличивается численность личного состава, работающего на объектах. Проводятся занятия по поддержанию постоянной готовности формирований охраны к выполнению своих задач. Постоянно проверяются и приводятся в готовность инженерное оборудование постов и периметров ограждений воинских частей.

  • Уничтожение химического оружия в РФ также связана с большими трудностями.
  • Во-первых, большое количествоотравляющих веществ различных годов изготовления и угроза выбросов их в окружающую среду ставят проблему сокращения сроков утилизации химического оружия.
  • Во-вторых, сложность представляет сама технология утилизации отходов.
  • Согласно конвенции о полном запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и его уничтожении, каждое государство определяет, каким способом оно будет уничтожать свое химического оружия, однако для этого не может быть использовано затопление в водоемах, захоронение в земле или сжигание на открытом воздухе.

Процесс уничтожения химического оружия содержит несколько основных стадий. К ним относятся: транспортирование отравляющих веществ к месту уничтожения, расснаряжение боеприпасов (емкостей) и детоксикация отравляющих веществ, транспортировка и уничтожение полученных малотоксичных масс, захоронение твердых отходов.

Начиная с 1993 г.

, для разработки безопасной технологии уничтожения химического оружия, сначала в Минобороны, затем в Российском агентстве по боеприпасам проводились научно-исследовательские и опытно-конструк­торские работы.

Закупка научно-технической продукции для нужд федеральной программы уничтожения химического оружия осуществляется через проведение открытых (в исключительных случаях закрытых) всероссийских конкурсов.

Наряду с обычными химическими боеприпасами в арсеналах Министерства обороны Российской Федерации хранятся боеприпасы сложной конструкции, которые перед уничтожением требуют разборки в специализированных заводских условиях.

Для уничтожения или утилизации составных частей таких боеприпасов необходима разработка промышленных технологий, проектирование и изготовление специальной оснастки и создание соответствующих производственных мощностей в составе объектов по уничтожению химического оружия.

К настоящему времени утверждены технологии уничтожения как кожно-нарывных отравляющих веществ, так и фосфорорганических. Однако остается открытым вопрос утилизации отходов, образующихся при уничтожении отравляющих веществ.

При уничтожении фосфорорганических отравляющих веществ отработана двух стадийная технология. На первой стадии осуществляется химическая реакция (щелочной гидролиз, окислительные реакции, хлорирование и др.), в результате которой образуются малотоксичные массы. На второй — проводится термическая дегазация корпусов боеприпасов и уничтожение малотоксичных масс.

Уничтожение малотоксичных масс также имеет два варианта. Первый — сжигание с последующим, захоронением твердых отходов на специальных полигонах.

Второй — превращение в битумно-солевые массы (БСМ) и захоронение (или хранение) на специальных полигонах (хранилищах). Согласно последней технологии из одной тонны уничтоженного отравляющего вещества получается 3-4 тонны БСМ. Таким образом, из 40 тыс. тонн уничтожаемого отравляющих веществ Россия получит 120-160 тыс. тонн БСМ, что значительно осложняет задачу захоронения твердых отходов.

Корпуса химических боеприпасов после их термической дегазации подлежат переплавке в металл.

Отработана также одностадийная технология, основанная на термическом разложении отравляющих веществ боеприпасов малого калибра без их предварительного вскрытия, что исключает наличие продуктов химических реакций.

Большое внимание уделяется технологии утилизации люизита.

Целесообразность такого подхода обусловлена присутствием в нем мышьяка (до 30-36% по массе), что позволяет рассматривать данное вещество как источник металлического мышьяка и его соединений высокой чистоты для нужд различных отраслей промышленности, прежде всего радиоэлектронной.

Исследуется технология, включающая щелочной гидролиз люизита с послед, электролизом полученной массы. Этот способ имеет замкнутый цикл по водным средам и осуществляется без образования твердых и жидких отходов.

Рассматривается также метод утилизации люизита путем его восстановления водородом с получением металлического мышьяка (в одну стадию). Разработана и апробирована технология уничтожения люизита путем его взаимодействия с серой с образованием нерастворимых масс, подлежащих захоронению на специальных полигонах.

В третьих, — обеспечение безопасности окружающей среды и человека при уничтожения химического оружия. Уничтожение должно осуществляться на специальных объектах, которые в связи с возможным вредным воздействием на природу и человека относятся к особо опасным.

Читайте также:  Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Первоначально предполагалось вблизи каждого арсенала хранения химического оружия построить объект по его уничтожению, т.е. 7 объектов.

Однако под давлением стран, оказывающих финансовую помощь РФ, и прежде всего США, пришлось согласиться всего на 3 объекта уничтожения: в п. Горный (Саратовская область), п. Кизнер (Удмуртия), и п. Щучье (Челябинская область).

Между тем даже железнодорожные перевозки химического оружия (не говоря об автомобильных) с остальных четырех арсеналов на эти объекты дороже по сравнению с их строительством.

В России практически отсутствуют нормативные требования к выбору места размещения таких объектов, учитывающие не только технические, но и социально-психологические аспекты этой проблемы.

Удаление особо опасных химических предприятий по уничтожению химического оружия от населенных пунктов и др. объектов может быть оценено радиусами экологической и аварийной безопасности.

Первый характеризует такое удаление от объекта, за пределами которого на население и окружающую среду не оказывается никакого отрицательного, влияния при штатном функционировании объекта (это удаление должно коррелировать с размерами санитарно-защитной зоны).

Радиус аварийной безопасности — удаление от объекта, за пределами которого в случае аварии (например, целенаправленной диверсии) на окружающее население и природную среду не оказывается никакого отрицательного воздействия и не требуется никаких мероприятий, связанных с ликвидацией последствий этой аварии.

Анализ опыта создания объектов, близких по опасности к объектам уничтожения химического оружия, показал, что наряду с радиусами экологической и аварийной безопасности необходимо также учитывать радиус так называемой психологической безопасности.

Она характеризует удаление от потенциально опасного объекта, за пределами которого население не связывает состояние своего здоровья, свою безопасность и экологическую чистоту района с функционированием данного объекта. Этот радиус обычно больше радиуса аварийной безопасности.

Полагают, что объекты по уничтожению химического оружия должны быть удалены от населенных пунктов на 25-175 км.

Таким образом, химическое оружие представляет опасность не только при его применении, но и при длительном хранении, транспортировке и других случаях, особенно, если по каким-либо причинам нарушаются требования безопасности по работе с боевыми отравляющими веществами.

А в настоящее время важной проблемой, как хранения, так и уничтожения запасов отравляющих веществ, является также финансовое обеспечение этих мероприятий.

Причем, из всех полученных средств около половины необходимо выделять на безопасное хранение химического оружия.

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Протесты в России всколыхнула реанимация объектов по уничтожению химического оружия| Новости общества

  • Экологический аспект добавится к экономическим причинам. Если народ не начнет богатеть, то протест будет нарастать, считают эксперты
  • Толпы людей-мутантов на улицах городов как следствие катастрофического состояния экологии — привычный антураж развлекательного кино. Однако в некоторых уголках нашей страны о подобных проблемах сейчас все чаще говорят совсем не в развлекательном формате…
  • Последние пару лет протестное движение в столице и регионах отличается кардинально: если в центре активность политизирована, то в провинции обычно вызвана более приземленными, материальными обстоятельствами: социальными или экологическими.
  • Хотя протесты из-за пенсионной реформы оказались слабее ожидаемого, самые масштабные акции случались там, где к социальной тематике добавлялись экологические риски, отмечают политологи.

До середины текущего года народ бунтовал в основном из-за пенсионной и мусорной реформ, поскольку обе привели к усилению финансовой нагрузки на рядовых граждан. Когда Москва была озабочена выборами в Мосгордуму, рассуждала о политической жизни некоторых известных персон, в нескольких регионах вопрос жизни и смерти встал почти, что в прямом смысле слова. Новая проблема возникла после решения властей на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия разместить комплексы по утилизации отходов I и II класса опасности, так как на данный момент соответствующей инфраструктуры не существует. Реализацией проекта займется «Росатом» и непосредственно подконтрольная ему структура – «РосРАО». Предполагается создать несколько таких комплексов: «Марадыковский» (п. Мирный, Кировская область), «Камбарка» (г.Камбарка, Удмуртия), «Щучье» (г.Щучье, Курганская область), ФКП «Горный» (п.Горный, Саратовская область).

«Проблема пока не получила резонанса в масштабах страны, но вызвала значительную протестную волну на конкретных территориях с попытками межрегиональной консолидации и почти мгновенной политизации», — говорится в докладе  Агентства политических и экономических коммуникаций «Неполитический протест в регионах».

На всех этих территориях проходят регулярные митинги протеста, которые собирают от 100-200 до нескольких тысяч человек. Так, например, в конце июня в Кирове на митинг протеста вышло от 1,5 до 2 тыс. человек.

«Показательно, что в риторике протестующих против строительства комплексов по обращению с радиоактивными отходами уже заметен кумулятивный эффект от пенсионной и «мусорной» реформ.

Кроме того, протестующих поддерживают местные отделения партий парламентской оппозиции, прежде всего КПРФ и в меньшей степени ЛДПР.

На митингах протеста звучат лозунги солидарности с другими регионами, которые попали под действие нового решения», — отмечают эксперты агентства.

Этот новый, так сказать, радикально экологический мотив может усилить протестную активность. Тем более, что территориальная локализованность экологических митингов уже преодолевается – например, акции против мусорного полигона на севере России, в Шиесе, были поддержаны не только в близлежащих регионах, но и в Москве и Санкт-Петербурге.

Недалеко от Шиеса до сих пор остается загадкой происшедший 8 августа инцидент на испытательной базе ВМФ у Нёноксы в Архангельской области. Пассивность местного населения не позволила там потребовать у власти ответов, хотя экологи высказывают сомнения в том, что радиационный фон в поселке сохраняется в норме. О протестах и говорить нечего, хотя потенциально эта тема остается актуальной.

Пока федеральные власти смогли экологическую повестку вокруг полигона обратить даже себе на пользу, учитывая антиамериканский настрой в обществе — спецслужбы вычислили трех американских дипломатов, которые отправились к полигону, чтобы собрать информацию.

В столице пока власти массовое народное недовольство не признают объективным явлением, считая его порождением неких врагов общества. В первопричинах разбираться не принято. Бороться с этим можно только усиливая репрессивную функцию, считают чиновники.

Как сообщала «Московская газета», вчера мэр столицы Сергей Собянин, говоря о летних несанкционированных акциях протеста в Москве, добрым словом помянул роль, которую тогда сыграли правоохранительные органы.

Благодаря силовикам эти митинги не привели к таким тяжелым последствиям, как это произошло в других мегаполисах мира, отметил градоначальник.  

Читайте также:  Раздел ВТОРОЙ. Общие правила производства в конституционном суде российской федерации

«Произошел целый ряд несанкционированных митингов, которые привели к серьезным проблемам на улицах Москвы, и то, что они не переросли в тяжелые последствия, какие мы видим в других городах, это не заслуга их организаторов — наоборот, они хотели эти события довести до критической черты — это заслуга правоохранительных органов, которые обеспечили порядок на московских улицах», — сказал Собянин.

Собянин в качестве плохого примера привел «тишайший город Барселона, европейский образцовый город, и там очень серьезные столкновения, беспорядки, кровь».

Социальный протест в регионах может политизироваться из-за консолидации различных групп и объединения требований в условиях их длительного неудовлетворения, пояснил СМИ гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов: «Возможность политизации протестов высока и в условиях конкурентной избирательной кампании, проходящей в условиях конфликта элит. Различные элитные группы могут сделать ставку на протестных игроков».

Бедность и плохая экология могут стать основным фактором на ближайших выборах.

Конвенция ООН о запрещении химического оружия и о его уничтожении

Участниками КЗХО в настоящее время являются 192 государства. В 2015 году к Конвенции присоединились Мьянма и Ангола. Вне ее правового поля остаются Израиль (подписал, но не ратифицировал), КНДР, Египет и Южный Судан. Россия, имевшая самые крупные запасы химоружия в мире, — 40 тысяч тон, стала полноправным участником Конвенции 5 декабря 1997 года.

Участники Конвенции обязуются не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять, не передавать, не применять химическое оружие и не проводить военных приготовлений к его применению; не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к нарушению Конвенции; не использовать химических средств борьбы с беспорядками в качестве средств ведения войны. Государство — участник Конвенции имеет право разрабатывать, производить, приобретать иным образом, сохранять, передавать и использовать токсичные химикаты и их прекурсоры в целях, не запрещаемых данной

Конвенцией: промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях; в целях, непосредственно связанных с защитой от токсичных химикатов и от химического оружия; в военных целях, не имеющих отношения к применению химического оружия и к использованию токсичных химикатов как средств ведения войны; в правоохранительных целях, включая борьбу с беспорядками. Статьи Конвенции не подлежат оговоркам.

Для контроля за осуществлением Конвенции государства-участники учредили Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), ее штаб-квартира находится в городе Гааге, Нидерланды. ОЗХО также является международной площадкой для обсуждения всех вопросов, касающихся выполнения Конвенции.

В качестве руководящих органов ОЗХО учреждены: Конференция государств-участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств участников (КГУ) состоит из всех 192 членов. КГУ собирается на очередные сессии ежегодно. Кроме того, раз в пять лет проводятся так называемые обзорные конференции.

Исполнительный совет (ИС, подотчетен КГУ) состоит из 41 члена, которые избираются сроком на два года по принципу ротации. Его возглавляет председатель, избираемый сроком на один год.

При формировании состава ИС особое внимание уделяется справедливому географическому распределению, значимости химической промышленности стран, а также политическим интересам и интересам безопасности.

Места в ИС распределены по региональным группам: Африка и Азия — 9, Восточная Европа — 5, Латинская Америка и Карибский бассейн — 7, западноевропейские и другие государства — 10. Также имеется одно ротируемое место, которое каждые два года поочередно занимают страны латиноамериканской и азиатской групп. ИС проводит очередные (регулярные) сессии 3 раза в год.

Технический секретариат (ТС, подотчетен ИС) возглавляет генеральный директор, назначаемый КГУ по представлению ИС сроком на четыре года, он может быть продлен на этом посту еще на один период.

С июля 2009 года гендиректором ТС является Ахмет Узюмджю (Турция), второй срок его полномочий истекает в июле 2018 года (выборы нового главы ТС пройдут в декабре 2017 года).

В состав ТС также входят инспекторы, научные, технические и административные сотрудники различной квалификации, необходимой для содействия выполнению предмета и целей Конвенции.

ТС осуществляет проверочно-инспекционную деятельность в государствах-участниках для подтверждения положений КЗХО, оказывает помощь КГУ и ИС в выполнении ими своих функций и занимается выполнением других задач, порученных ему руководящими органами ОЗХО.

Официально признали наличие химического оружия Албания, Ливия, Ирак, Индия, Россия, США, Республика Корея и Сирия.

В соответствии с положениями Конвенции все запасы химоружия в мире должны были быть уничтожены через 10 лет после ее вступления в силу — 29 апреля 2007 года. По решению государств-участников этот срок мог быть продлен до 15 лет — до 29 апреля 2012 года.

  • Три страны уже завершили свои программы химического разоружения — Албания в 2007 году, Корея в 2008 году, Индия в 2009 году.
  • Ввиду того, что три государства-обладателя (Россия, США, Ливия) не смогли завершить уничтожение к 29 апреля 2012 года, на 16-й сессии конференции государств-участников КЗХО принято решение, дающее этим странам право самим обозначить возможно кратчайшие сроки полного уничтожения своих запасов химического оружия.
  • Россия объявила конечной датой своей программы химразоружения 31 декабря 2015 года, США — 30 сентября 2023 года, Ливия — 31 декабря 2016 года.
  • Россия, по состоянию на конец 2016 года, уничтожила порядка 96% всех имевшихся запасов.

В соответствии с решением 19-й Конференции государств-участников КЗХО (декабрь 2014 года) продлен срок уничтожения российских запасов химоружия для завершения работ на объекте «Кизнер» (Удмуртская Республика) — не позднее 2020 года, что обусловлено объективными причинами (вопросы финансирования, ужесточение российского законодательства в сфере защиты окружающей среды и др.). По данным на февраль 2017 года, на объекте «Кизнер» обезврежено более 76% от общего объема запасов отравляющих веществ, находящихся на хранении.

США, имевшие запасы в 31,500 тысяч тонн отравляющих веществ (являлись вторым крупнейшим обладателем запасов химоружия), присоединились к Конвенции 29 апреля 1997 года и к концу 2016 года ликвидировали порядка 90% запасов отравляющих веществ. 

Ливия, ставшая членом КЗХО в 2004 году, в феврале 2014 года уничтожила 31,1 тонн иприта и начала подготовку к ликвидации менее опасных химикатов. В 2016 году Триполи заявил о невозможности уничтожения в срок запасов химоружия (декабрь 2016 года).

Ввиду того, что ситуация в сфере безопасности в Ливии остается непростой, в связи с чем сохранялась угроза попадания оставшихся ливийских запасов химического оружия в руки террористических группировок, было принято решение об их вывозе за пределы страны для последующего уничтожения за рубежом.

При этом Россия настояла на том, чтобы данное решение не нарушало КЗХО и осуществлялось по «сирийскому сценарию», то есть с обязательным принятием соответствующей резолюции СБ ООН.

Ирак, присоединившийся к КЗХО в 2009 году, представил в ОЗХО предварительную информацию о составе и структуре объявленных запасов только в октябре 2011 года.

Кроме того, пока у страны нет четкого плана по их уничтожению, а также технологических и финансовых возможностей для решения этой задачи.

Сирия подписала Конвенцию 14 сентября 2013 года и официально присоединилась к ней через 30 дней после подписания — 14 октября 2013 года. 23 июня 2014 года из Сирии были вывезены все имевшиеся на ее территории компоненты химоружия. Все они были уничтожены в конце 2015 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ссылка на основную публикацию