Статья 30. Свидетельство о заключении брака

Бывает так, что свидетельство о заключении брака испорчено, порвано или утеряно. Супруги вправе получить его дубликат. Как восстановить свидетельство о заключении брака через «Госуслуги», МФЦ и ЗАГС, рассмотрим ниже.

Как восстановить брачное свидетельство

В случае порчи, утраты или ветхости свидетельства о госрегистрации брака супругам нужно получить его дубликат. Для получения нового документа мужу с женой необходимо обратиться в одну из следующих инстанций:

  1. Сайт «Госуслуг» (www.gosuslugi.ru).
  2. ЗАГС.
  3. МФЦ.

Результатом оказания госуслуги является выдача госорганом дубликата свидетельства о регистрации брака. Новый документ выдается следующим лицам (ст. 9 ФЗ № 143 от 15 ноября 1997 г.):

  • супругам;
  • близкому усопшего мужа (жены);
  • родителям, опекунам, попечителям одного из супругов или сотруднику органа опеки — если ко дню выдачи дубликата мужу (жене) еще не исполнилось 18 лет;
  • опекуну мужа (жены), признанных недееспособными.

В случае, если брачное свидетельство было утеряно в другом регионе РФ, а не в том городе (области), где была свадьба, и у супругов нет возможности самостоятельно обратиться в местный МФЦ (ЗАГС), можно воспользоваться электронными сервисами (ст. 9 ФЗ № 143).

Так, муж с женой вправе отправить заявление о выдаче дубликата на электронный или почтовый адрес ЗАГС. Срок рассмотрения обращений физлиц — 30 дней (ст. 12 ФЗ № 59 от 2 мая 2006 г.).

Через «Госуслуги»

Чтобы восстановить свидетельство о заключении брака через «Госуслуги», супругам необходимо действовать следующим образом:

  1. Открыть сайт госуслуг (gosuslugi.ru) и зайти в личный кабинет.
  2. Нажать на «Категории услуг».
  3. Выбрать подраздел «Получение повторного свидетельства».
  4. Поставить мышкой точку на «Электронная услуга».
  5. Справа нажать на «Получить услугу».
  6. Заполнить электронное заявление. Данные, указанные супругом (-ой)-заявителем в личном кабинете на сайте госуслуг, автоматически заполняют соответствующие реквизиты онлайн-заявки (серия, номер паспорта, Ф. И. О, прописка).
  7. В первом окне надо выбрать пункт, кому выдается дубликат (Заявителю или на несовершеннолетнего ребенка-мужа (жену));
  8. Выбрать вид акта гражданского состояния («Заключение брака»).
  9. Выбрать, для чего оформляется дубликат-новый документ («Взамен утраченного» или «Взамен испорченного»).
  10. Ввести Ф. И. О. на момент заключения брака (для супруги, сменившей фамилию после свадьбы).
  11. Ввести сведения утраченного брачного свидетельства (номер актовой записи, место и дата госрегистрации брака).
  12. Выбрать место поиска местного органа ЗАГС («По адресу места жительства», «По адресу места пребывания» или по «По выбору заявителя»).
  13. Выбрать орган ЗАГС.
  14. На карте ЗАГС нажать на синюю кнопку «Время записи на прием», выбрать подходящее время посещения ЗАГС и нажать на «Подтверждаю».
  15. Нажать на кнопку «Оплатить госпошлину».
  16. Подождать, пока в Личном кабинете «Госуслуг» будет выставлен счет на оплату госпошлины.
  17. Оплатить пошлину — появится кнопка «Оплатить».
  18. В установленные в электронном заявлении дату и время посетить выбранный орган ЗАГС.

Восстановить свидетельство о заключении брака через «Госуслуги» можно не по всей территории России. Если электронная услуга не доступна в регионе проживания супругов, то мужу с женой стоит обратиться в местный ЗАГС или МФЦ.

Через ЗАГС

Подать заявление на оформление дубликата свидетельства о госрегистрации брака можно и через ЗАГС. Заявление подается в госорган по месту проведения свадьбы (п.1 ст. 9 ФЗ № 143).

Дубликат брачного свидетельства оформляется в день поступления запроса от супругов на новый документ, если заявление подано в ЗАГС, где была свадьба. В случае посещения мужем и женой другого органа ЗАГС обращение граждан рассматривается на протяжении 30 дней (п. 19 Приказа Минюста РФ № 307, ст. 12 ФЗ № 59).

До конца 2021 года супружеское заявление на выдачу дубликата брачного свидетельства, составленного после 1 октября 2018 года или включенного в реестр ЕГР ЗАГС, подается в ЗАГС по месту хранения записи о браке (оригинала-первого экземпляра). Госорганом оформляется новый документ, подписываются и выдается заявителям-мужу с женой (п. 14 ст. 3 ФЗ № 219 от 23 июня 2016 г.).

Через МФЦ

Помимо ЗАГСа и сайта госуслуг, восстанавливать свидетельство о госрегистрации брака можно и в МФЦ. Заявление супругов на получение дубликата документа рассматривается сотрудником Многофункционального центра в день обращения граждан.

Письменный запрос подается в МФЦ по месту прописки заявителя-жены (мужа) или супружеской пары (п. 19 Приказа Минюста Российской Федерации № 307).

Какие документы необходимы для восстановления брачного свидетельства

Для оформления ветхого (утерянного) дубликата свидетельства о госрегистрации брака супругам необходимо предъявить сотруднику ЗАГСа следующие документы (п. 35 Приказа Минюста России № 307):

  • заявление (и от мужа, и от жены);
  • паспорт РФ супругов с отметками о браке;
  • квитанцию об оплате госпошлины на восстановление свидетельства о регистрации брака.

Для получения на руки дубликата брачного свидетельства супругам нужно предоставить сотруднику МФЦ следующую документацию (п. 35 Приказа российского Министерства юстиции № 307):

  • Личное заявление (и мужа, и жены).
  • Личные паспорта супругов с отметками о браке.
  • Квитанцию с суммой оплаченной госпошлины.

Чтобы получить повторное свидетельство о госрегистрации брака через «Госуслуги», супружеской паре нужно подготовить только личные паспорта мужа и жены со штампом о браке.

Размер госпошлины

В случае восстановления брачного свидетельства в ЗАГСе, МФЦ обязательно уплачивается госпошлина. Размер составляет 350 руб. (ч. 6. п. 1 ст. 333.26 НК РФ).

В случае получения дубликата через «Госуслуги» госпошлина за восстановление свидетельства о заключении брака уплачивается со скидкой в 30% (п. 4 ст. 333.35 НК РФ). Сумма пошлины равна 350 руб. — 350 р. * 30%/100% = 350 руб. – 105 руб. = 245 руб.

Однако, 30% скидка действует только для физлиц и при безналичной оплате госпошлины.

На сайте госуслуг госпошлина за восстановление свидетельства о заключении брака оплачивается следующим образом:

  • По банковской карте (MasterCard, Visa, «Мир»).
  • Через электронный кошелек (Webmoney).
  • Через баланс мобильного телефона («Билайн», «МТС», «Мегафон», «Теле-2» и др.).

Оплатить госпошлину со скидкой можно также через мобильное приложение Госуслуг (www.gosuslugi.ru/help/mobile).

Порядок восстановления свидетельства о рождении

В случае порчи, утраты, ветхости, не читаемости текста можно восстановить и свидетельство о рождении. Получить дубликат документа можно в МФЦ (ЗАГС) по адресу проживания или через сайт госуслуг (ст. 9 ФЗ № 143).

Для получения на руки повторного свидетельства о рождении гражданину необходимо следовать алгоритму:

  1. Собрать необходимую документацию.
  2. Оплатить госпошлину (в банке, налоговой).
  3. Лично обратиться в ЗАГС (МФЦ).
  4. Подать квитанцию об оплате госпошлины и собранный пакет документов в ЗАГС (МФЦ).
  5. Дождаться ответа от сотрудника ЗАГС (МФЦ) о готовности дубликата к выдаче.
  6. В назначенную сотрудником госинстанции дату явиться в ЗАГС (МФЦ).
  7. Получить готовый документ.

Повторное свидетельство о рождении оформляется в день обращения физлица-заявителя, если заявление было подано в тот орган ЗАГС, который выдал утерянный документ. В случае посещения другого органа ЗАГС письменный запрос гражданина рассматривается в течение 1 месяца (п. 19 Приказа российского Минюста № 307, ст. 12 ФЗ № 59).

Оформить дубликат свидетельства о рождении можно и через сайт госуслуг. Только при выборе вида акта гражданского состояния в электронном заявлении нужно указать пункт «Рождение». Остальные шаги по заполнению онлайн-документа аналогичны вышеуказанным.

Необходимые справки

Для получения на руки повторного свидетельства о рождении физлицу нужно подать в ЗАГС следующие справки (п. 35 Приказа Минюста № 307):

  • Личное заявление.
  • Квитанция об уплате госпошлины.

Личное заявление на оформление дубликата подается в орган ЗАГС по месту выдачи первого свидетельства о рождении (п.1 ст. 9 ФЗ № 143).

Для получения на руки повторного свидетельства о рождении через сайт госуслуг физлицу необходимо оплатить госпошлину и показать сотруднику ЗАГС свой личный паспорт.

При обращении в МФЦ надо предъявить личный паспорт, заявление и квитанцию об уплате госпошлины (п. 5-7 чт. 9 ФЗ № 143, п. 2 Приказа Минюста РФ № 194 от 19 августа 2016 г.).

Размер госпошлины

При оформлении повторного свидетельства о рождении также уплачивается госпошлина. Сумма составляет 350 руб. Размер госпошлины одинаков при обращении и в ЗАГС, и в МФЦ (ч. 6. п. 1 ст. 333.26 Налогового кодекса РФ).

На сайте госуслуг оплатить государственную пошлину можно со скидкой 30% (п. 4 ст. 333.35 НК РФ). Госпошлина в ЗАГС за восстановление свидетельства о рождении будет равна 245 руб. (расчет выше).

Скидка действует при безналичной оплате госпошлины по банковской карте (MasterCard, «Мир», Visa), электронному кошельку («Вебмани») или через мобильный телефон («Билайн», «Мегафон», «МТС», «Теле-2» и др.).

Порядок получения дубликата и восстановления свидетельств о браке на Госуслугах

Свидетельство о браке – документ, который влияет на дальнейшую судьбу мужа и жены. В будущем, эта бумага понадобится при взыскании алиментов, разделе имущества, определении опекуна ребенка и прочих вещах, связанных с разводом. В России брак не будет признан официальным, если фамилии супругов не указаны в свидетельстве о браке.

Если брак был заключен в рамках церемонии, которая прошла в соответствии с народными традициями – то получить официальное свидетельство о браке супруги не смогут.

Версия документа, которая используется и сегодня, была утверждена в 1998 году. Все данные вносятся в бланк на русском языке или дополняются языком субъекта России. Исходя из установленных правил, свидетельство о заключении брака должно быть заполнено без исправлений. В эту бумагу нельзя вносить никакие правки или указывать данные в сокращенном виде.

Свидетельство о браке содержит следующие данные:

  • Паспортные данные супругов;
  • Дата заключения союза;
  • Серийный номер акта и дата его подготовки;
  • Информация о ЗАГСе, где состоялась церемония;
  • Число получения свидетельства.

В 2014 году появилась возможность указать в свидетельстве о браке свою национальность.

Если в результате свадьбы происходит смена фамилии мужа или жены, то данная правка будет внесена в запись актов гражданского положения. Статус официального документа свидетельство о браке получает после подписи заведующего ЗАГС и простановки печати.

  Обязательно ли проставлять штамп после развода в паспорт

Где и когда выдается?

Свидетельство о заключении брака выдается во время его регистрации в органе ЗАГС. В случае проведения выездной брачной церемонии — в месте ее проведения. Запись в акте регистрации в любом случае проводит работник ЗАГС.

Молодожены иногда склонны путать свидетельство о браке с тем «свидетельством», которое выдают некоторые организаторы свадеб на берегу океана в различных странах, например, на Кубе или в Доминикане. Нужно понимать, что красивый бланк, который выдается в ходе такой церемонии, никакой юридической силы не имеет.

Читайте также:  Статья 54. Основания гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием

Вместе с тем, у граждан РФ также существует возможность зарегистрировать свой брак за рубежом. Однако для того, чтобы такой брак был признан действительным в России, после получения свидетельства о его регистрации, на бланк необходимо нанести апостиль. Это штамп, подтверждающий правомочность подписей, печатей на официальных документах.

Молодожены же по прибытии в Россию должны перевести у нотариуса свое свидетельство, предварительно узаконенное, на русский язык.

О том, какие документы понадобятся, чтобы в РФ признали брак, заключенный за границей, мы рассказывали тут.

Выгодно ли делать дубликат через МФЦ и государственные услуги

Люди не всегда имеют возможность посетить учреждение ЗАГС, где совершилась первоначальная регистрация брака. Для облегчения задачи стоит обратиться в МФЦ по месту жительства, или же записаться на прием через Гос class=»aligncenter» width=»796″ height=»442″[/img]

Обратите внимание! Дубликат имеет юридическую силу и свой номер, в то время как копия используется лишь для подтверждения наличия оригинала.

МФЦ занимается принятием заявок, а также выдачей готового свидетельства, государственный же сайт делает только первое, но на большом расстоянии.

Что указывается в документе?

Свидетельство о регистрации брака в России имеет единую форму. Форма утверждена приказом Минюста РФ от 25 июня 2014 года №142. Свидетельство считается документом строгой отчетности, бланк печатается фабрикой Госзнака на гербовой бумаге и имеет индивидуальные номер и серию.

В документе в обязательном порядке должны иметься:

  • Номер свидетельства. Его впечатывают работники ЗАГСа.
  • Дата и место заключения брака. Соответственно, здесь будут стоять дата вашего бракосочетания, а также место, где состоялась регистрация.
  • Номер и дата актовой записи. Эти сведения также указывают работники ЗАГСа. Отметим, что номер и дата актовой записи на фирменном бланке всегда печатаются машинописным способом. В качестве даты пропечатывается то число, когда производится регистрация брака, номер свидетельства – очередной в книге регистрации.
  • Подпись руководителя управления ЗАГС, а также расшифровка.
  • Печать. Печать на бланке носит строго обязательный характер. Наличие печати предусмотрено приказом Минюста РФ от 13.08.2018 N 167. Соответственно, свидетельство, на котором печать отсутствует, может быть признано недействительным.
  • ФИО каждого из супругов до регистрации, дата и место их рождения.
  • ФИО супругов после регистрации. Как правило, супруга берет фамилию мужа (хотя это необязательно). Иногда супруги берут сдвоенную фамилию.
  • Гражданство. Указывается в соответствующей графе.
  • Национальность. Указывается по желанию.
  • Дата выдачи свидетельства. Обычно совпадает с датой заключения брака, однако вписывается отдельно внизу документа.

Образец того, как выглядит свидетельство о заключении брака можно увидеть на фото:

Как получить свидетельство о рождении ребенка через Госуслуги

В первом блоке необходимо будет указать данные заявителя. Это не только ФИО и серия и номер паспорта, но и номер СНИЛС в обязательном порядке. Подавать заявление может как отец, так и мать, если они состоят в браке. Заявитель должен будет сам подойти в отдел ЗАГС для получения свидетельства на руки.

https://www.youtube.com/watch?v=PkO0SIY4ifM

Категория предлагает 2 вида электронных услуг: регистрация от двух родителей и регистрация матерью. Обе формы для заполнения перекликаются, поэтому ниже будет рассмотрена инструкция, как получить свидетельство о рождении от двух родителей.

Как можно проверить подлинность?

Подлинность свидетельства о браке зачастую проверяется лишь в случаях, связанных с судебными делами или юридическими обстоятельствами. Для проверки силовые органы, суд или адвокаты вправе направить запрос в тот орган ЗАГС, данные которого указаны на свидетельстве. Работники ведомства в установленный законом срок должны будут подготовить все запрашиваемые сведения.

В редких случаях проверку подлинности заказывают в специализированных организациях, которые делают платные экспертизы.

Можно ли ламинировать?

Многие граждане РФ стараются заботиться о сохранности всех важных документов, поэтому нередко прибегают к самым разным способам, которые, по их мнению, могут помочь справиться с этой задачей. И здесь зачастую можно встретить такую практику, как ламинирование.

Прямого запрета на ламинирование свидетельства о браке в российском законодательстве нет. То есть с юридической точки зрения, после покрытия документа пластиком он не утрачивает своей значимости. Однако есть некоторые нюансы, позволяющие судить о неоднозначности использования данной практики.

К ним относятся:

  • Госорганам может потребоваться сделать на свидетельстве какие-либо указанные в законе пометки.
  • При установлении подлинности документа в случае различных юридических обстоятельств, например, в судебном процессе. На заламинированном документе невозможно провести экспертизу, подлинность печати также выяснить не представится возможным.

Таким образом, прежде чем бежать в ближайшую контору, предоставляющую услуги по ламинированию, нужно десять раз подумать. А еще лучше – обойтись без ламината, используя в качестве альтернативы пластиковые футляры, коробочки или папки. Это избавит вас от лишних хлопот и бумажной волокиты при оформлении дубликата свидетельства.

Что делать при потере?

В случае, если свидетельство о регистрации брака потеряно или испортилось, для граждан предусмотрена возможность заказать дубликат этого документа. Данная процедура достаточно распространена, и ниже мы остановимся на основных ее моментах.

Какие документы необходимы?

Для получения дубликата потребуется паспорт, заявление и квитанция об оплате госпошлины. Нужно иметь в виду, что в паспорте обязательно должна иметься отметка о регистрации брака, иначе в получении копии будет отказано. Брак должен быть зарегистрирован в соответствии с российским законодательством и иметь статус действующего (не должен быть признан недействительным).

Обычно паспорта бывает достаточно для получения дубликата, однако в редких случаях работники ЗАГСа могут истребовать дополнительные документы. В качестве примера можно привести ситуацию, когда один из супругов умер. Тогда от заявителя потребуют предоставить справку о смерти.

Заявление заполняется собственноручно. В нем не должно содержаться разного рода помарок, зачеркиваний и исправлений. В заявлении наряду с паспортными данными заявителя, контактной информацией, датой и местом заключения брака, указывается причина обращения.

Куда обращаться за дубликатом, чтобы восстановить документ, если оригинал утерян?

Обращаться за получением дубликата свидетельства о браке следует в ЗАГС по месту его регистрации либо по месту проживания или пребывания заявителя. Там же можно взять специальный бланк для составления соответствующего заявления на получение повторного документа.

Если заявитель находится в другом городе, то подавать заявление о выдаче дубликата свидетельства можно в любое отделение ЗАГС. Его сотрудники сами оформят обращение в архивы по месту росписи заявителя и получат нужные сведения. Свидетельство в этом случае придет в течение месяца-двух. Также в некоторых ЗАГСах предусмотрена возможность направить обращение через интернет.

Сколько стоит оформление дубликата?

После того как заявление написано, нужно оплатить госпошлину. Квитанцию можно взять у сотрудника ЗАГСа. Стоимость пошлины составит 350 рублей. Далее, взяв квитанцию об оплате, паспорт и заявление, нужно проследовать в нужный кабинет и получить дубликат свидетельства. Эта процедура в зависимости от загруженности ведомства занимает от 30 минут до 1 часа.

Важно! После получения дубликата, первый экземпляр становится недействительным. Если вдруг он обнаружится по прошествии времени, пользоваться им будет запрещено. Нарушение этого требования может повлечь, в том числе, уголовную ответственность.

Еще до обращения в ЗАГС за копией настоятельно рекомендуются полностью удостовериться, что оригинал действительно утрачен. А если после получения дубликата он случайно найдется, его следует уничтожить.

На нашем сайте есть и другие публикации о документах, которые потребуются во время заключения брака. Прочтя их, вы сможете узнать, каковы формы и порядок подачи заявления в ЗАГС, а также как происходит замена паспорта после бракосочетания.

  Какие последствия влечет отказ от иска в арбитражном суде

Может ли получить копию третье лицо?

Список тех, кто вправе получить дубликат свидетельства о регистрации брака, утвержден пунктом 2 статьи 9 закона № 143 ФЗ. Третьи лица могут потребоваться, если супругов, к примеру, уже нет в живых. Итак, сюда относятся:

  • родственники (наследники) умерших лиц, которым оно выдавалось;
  • опекуны лиц, признанных недееспособными;
  • любое другое лицо на основании нотариально удостоверенной доверенности.

В случае, если лицо относится к перечисленным выше, для получения дубликата ему потребуется написать заявление формы №19, паспорт, а также подтверждающий полномочия документ:

  • доверенность;
  • свидетельство о рождении (если речь о родственниках);
  • документы, подтверждающие вступление в наследство или право на него;
  • решение суда или госоргана об установлении опеки.

Подводя итог вышесказанному, остановимся на нескольких аспектах. Во-первых, свидетельство о регистрации брака – неотъемлемая его часть, юридически подтверждающая статус ваших отношений.

Во-вторых, получение свидетельства не потребует от супругов никаких дополнительных действий, кроме оставления в нем своих подписей.

В-третьих, даже в случае потери оригинального экземпляра свидетельства о браке, вы без труда можете получить его дубликат.

Свидетельство о браке: как выглядит запись акта в новом формате в [current_year] году

Свидетельство о браке — документ, который подтверждает создание официальной семьи между мужчиной и женщиной на законных основаниях. Обе стороны наделяются определенными правами и обязанностями, поэтому эта бумага необходима для оформления различного рода услуга и является одним из востребованных реквизитов.

Общий порядок регистрации брака

Процедура заключения брака проводится при обязательном присутствии жениха, невесты в указанную дату по истечении 1 месяца с момента подачи заявления (1 п. ст. 11 СК РФ). Срок ожидания обусловлен тем, что за этот период будущая семейная пара должна окончательно проверить свои отношения и понять, хотят ли они строить настоящую семью на законных основаниях.

Для получения свидетельства о бракосочетании непосредственно в день обращения заявители должны представить подтверждение по одной из уважительных причин на получение такого разрешения:

  • беременность (наличие справки от акушера-гинеколога);
  • рождение ребенка (справка из роддома, свидетельство о рождении);
  • угроза жизни человека (тяжелое течение болезни, травмы несовместимые с жизнью, онкологические заболевания).

В указанный день лица, подавшие заявление, должны прибыть ко времени бракосочетания со всеми необходимыми документами (паспорт, заявление). Продолжительность процедуры с торжественной частью в среднем составляет 20-30 минут.

При государственной регистрации запись в акте осуществляется на общую фамилию супругов или же по отдельности (обоюдное желание обеих сторон) в соответствии с законодательством РФ (ст. 28 СК РФ).

Что представляет собой свидетельство о браке

Свидетельство о регистрации брака является одним из важных документов, свидетельствующих о создании законных семейных отношений, который необходим для оформления большого перечня бумаг.

Читайте также:  Статья 6. Льготы при пользовании транспортными средствами и оплате проезда

Когда необходимо предъявить документ:

  • регистрация при рождении ребенка;
  • замена документов при смене фамилии;
  • оформление ипотеки, кредита или же погашение долгов по материнскому капиталу;
  • решение семейных проблем, которые взаимосвязаны с оформлением необходимых документов;
  • получение права на социальные выплаты, пособия, компенсации;
  • оформление наследства, других прав связанных с распоряжением семейного имущества;
  • защита интересов обеих сторон (выплата алиментов, раздел имущества).

Как выглядит документ, его размер

Свидетельство о заключении брака — документ, который изготавливается по строго установленному образцу в соответствии с правовыми нормами действующего законодательства РФ.

Размер документа в формате листа бумаги А4 с наличием специальных водяных знаков и других степеней защиты. Любое свидетельство имеет свой уникальный номер, подтверждающий подлинность этой бумаги.

Номер свидетельства и его серия расположены в нижней части документа (сочетание букв латиницы, кириллицы разделенных дефисом, 6 цифр в определенном порядке).

Какие сведения он содержит, что значит номер актовой записи

В начальном виде свидетельство представлено бланком, который заполняется в ЗАГСе после заключения брачного союза.

Готовый документ содержит следующую информацию:

  • личные данные обоих супругов в несокращенной форме (фамилия, имя, отчество);
  • указание гражданства;
  • дата, место рождения;
  • указание национальности вписывается по желанию супругов;
  • дата заключения брака;
  • номер актовой записи, который вносится в книгу регистрации браков;
  • место (в каком ЗАГСе, городе был зарегистрирован брак).

В свидетельстве также указываются будущие фамилии супругов после брака, полное название учреждения, где был выдан документ, информация о начальнике ЗАГСа, его подпись и мокрая печать.

Информация о внесении актовой записи при заключении брака  содержится в специальных журналах в подписанных папках с указанием таких данных:

  • личные данные об обоих супругах до их законного вступления в брак;
  • дата рождения, возраст;
  • гражданство и национальность;
  • фамилия, которая присвоена после заключения брачного союза;
  • фактическое место жительство, прописка;
  • паспортные данные обоих супругов;
  • номер записи и дата ее внесения;
  • полное наименование учреждения, которое совершило бракосочетание;
  • все необходимые данные из свидетельства о рождении (серия, номер).

Если же брак распался или же по другой причине был признан недействительным, то актовая запись должна быть изменена с внесением соответствующей информации (расторжение союза по решению суда, другая запись, подтвержденная ЗАГСом).

Сведения об актовой записи можно получить в отделении ЗАГСа, где она была осуществлена. На получение этой информации также имеют право близкие родственники (для подтверждения необходимо представить соответствующие документы).

Если же не имеется родственных связей, то потребуется доверенность от одного из супругов. По истечении определенного срока времени записи передаются в архив, поэтому информацию о браках 40-летней давности можно получить только после осуществления запроса.

Кто выдает бумагу

Заполненное свидетельство о рождении выдается в ЗАГСе супругам  сразу же после заключения брака и является подтверждением того, что  молодые люди стали законным мужем и женой.

Исключение составляют отдельные случаи, когда брак становится запретом для обеих сторон:

  • недееспособность одного из заявителей;
  • наличие уже зарегистрированного брака у одной из сторон;
  • несовершеннолетний возраст при условии отсутствия разрешения от родителей или же официальных опекунов, усыновителей.
  • если же обе стороны находятся в близких, родственных взаимоотношениях.

Основания для получения

Основанием для получения готового образца свидетельства о браке является предварительная подача заявление и непосредственное осуществление процедуры бракосочетания в указанный день и время.

При подаче заявления обе стороны должны представить сопутствующие документы:

  • квитанция об оплате назначенной пошлины;
  • паспорта обеих сторон;
  • дополнительные подтверждения (разрешение по возрастному ограничению, свидетельство о разводе предыдущего брака).

Как заполнить свидетельство о браке

Заполнять свидетельство о заключении брака имеют право только работники ЗАГСа, так как этот документ должен содержать подробную информацию о свершении процедуры с внесением всех данных должностным лицом учреждения в соответствии с правовыми нормами СК РФ.

Забрать готовое свидетельство о заключении брачного союза можно в день свадьбы, но при условии оплаты госпошлины и наличия всех необходимых документов для законного осуществления процедуры.

Госпошлина за выдачу

Государственная пошлина при заключении брака составляет 350 рублей в соответствии с установленными нормами действующего СК РФ.

Стоимость процедуры обусловлена предоставление определенного вида услуг:

  • подготовка необходимого пакета документов;
  • заполнение свидетельства;
  • непосредственное осуществление процедуры бракосочетания.

Уплата пошлины производится непосредственно в отделении ЗАГСа, где подается заявление заблаговременно за 30 дней до назначенного дня свадьбы. На основании внесенных средств выдается квитанция, которая подтверждает факт осуществления денежного взноса.

Если же у одной из сторон имеются определенные льготы (герой СССР, РФ, участник ВОВ, боевых действий), то размер платежа составляет всего 50 % (175 рублей).

В крупных городах пошлину можно оплатить на специальном терминале, который работает в онлайн-режиме и автоматически выдает квитанцию сразу же после внесения денежных средств.

Перевод денег можно осуществить через портал Госуслуги, онлайн-банкинг Сбербанка (необходимо скачать бланк, внести нужные данные и провести операцию). При введении стоит обратить внимание на расчетный счет и правильно ввести все цифры, так как в случае ошибки квитанция автоматически становится недействительной.

Можно ли ламинировать свидетельство о заключении брака

Многие интересуются вопросом о том, а можно ли заламинировать свидетельство о браке, чтобы обеспечить более бережное хранение документа. Специалисты же советуют повременить с этой процедурой, так как в этой бумаге может понадобиться проставление дополнительных печатей.

Документы, которые выдаются в ЗАГСе, представлены единичными экземплярами, поэтому их нельзя ламинировать (возможное повреждение водяного знака, степени защиты, серии или же номера, что сделает бумагу недействительной).

Забирают ли свидетельство о браке в случае развода

Подача заявления на расторжение семейных отношений предусматривает предъявление свидетельства о браке в оригинале (ст. 33 закона «О регистрации актов гражданского состояния»).

После развода на документе проставляется специальная отметка о разводе с внесением необходимых данных (дата расторжения брака, запись о дате и месте регистрации). Если же документ отсутствует, то согласно закону для осуществления процедуры разрыва необходимо получить дубликат.

При рассмотрении дела о разводе в суде свидетельство является обязательным документом  для подачи иска. Если присутствуют сложности оформления дубликата, то в качестве замены можно представить справку о заключении брака из ЗАГСа.

После получения развода свидетельство остается на руках у одного из супругов и может пригодиться для оформления других документов (защита наследственных прав, подтверждение смены фамилии, обращение в органы соцзащиты для получения льгот, пособий).

Если же заявление на развод подано в ЗАГСе, который проводил бракосочетание, то свидетельство о браке не нужно предъявлять.

Можно ли получить дубликат

Новый документ о заключении брака можно получить повторно, если же оригинал был утерян или же бесповоротно испорчен (Федеральный закон от 15.11.1997 №143-ФЗ).

Общий порядок и стоимость получения дубликата

Порядок оформления нового дубликата:

  • заполнение и подача заявления (форма №19) в ЗАГС с предоставлением паспорта;
  • уплата государственной пошлины в размере 350 рублей;
  • передача документов начальнику учреждения;
  • выдача готового дубликата в день подачи заявки или же по истечении некоторого промежутка времени.

Основные причины для оформления дубликата:

  • старое свидетельство было утеряно;
  • документ был непреднамеренно испорчен (к примеру, маленький ребенок изрисовал его до неузнаваемости);
  • потеря исходно написанного текста, что сделало документ недействительным;
  • печать на документе сильно размазалась и не видно основных реквизитов;
  • порча документа при ламинировании.

Кто имеет право на восстановление:

  • любой из супругов;
  • близкие родственники одного из супругов в случае его смерти;
  • официальные опекуны если человек признан полностью недееспособным;
  • доверенное лицо при условии правильно оформленной доверенности.

Когда может понадобиться дубликат:

  • подача иска в суд для решения спорных вопросов, когда один из супругов отказывается предоставлять оригинал документа;
  • наличие спора о разделе имущества при бракоразводном процессе;
  • подача заявления на развод через суд или же ЗАГС;
  • подтверждение фамилии, которая была у заявителя до заключения брака;
  • подтверждение прав в наследственных вопросах;
  • выдача ипотеки, кредита, как подтверждающий документ;
  • оформление льгот одного из супругов, который умер;
  • получение свидания с мужем, женой, которые находятся в местах лишения свободы.

При утере свидетельства о браке не назначается каких-либо штрафов как при восстановлении паспорта. Для подачи заявки достаточно правильно составить заявление и представить все необходимые документы.

Образец заявления можно без проблем скачать в интернете и заполнить готовый бланк от руки, с которым впоследствии необходимо посетить отделение ЗАГСа. Если же делать электронную заявку, то все заполняется в режиме онлайн и сразу же отправляется запрос.

Для того чтобы оформить дубликат достаточно подать заявление по указанному шаблону с подробным описанием соответствующего случая, представить дополнительные документы в ЗАГС. Дубликат свидетельства изготавливают в тот же день в течение 30-40 минут (если заявка была подана по месту регистрации брака).

Получение дубликата в другом отделении ЗАГСа в среднем составит 10 дней, так как потребуется дополнительный поиск документов через архив. Восстановление бумаги может осуществить один из супругов, но при этом понадобятся паспортные данный второй стороны.

Подачу заявки на получение дубликата можно осуществить на портале Госуслуг (активное заявление в онлайн-режиме, предоставление скан-копий необходимых документов) или же через суд при возникновении каких-либо спорных вопросов.

Оформление дубликата также делают специальные юридические фирмы или же доверенные лица при наличии доверенности. Эта процедура экономит личное время, но имеет немаленькую стоимость (около 3000-5000 рублей).

Свидетельство о браке считается одним из важных документов, который подтверждает законность семейных отношений и необходим для оформления различных правовых вопросов. Это объясняет, почему он должен оставаться у своих владельцев даже в случае развода.

Забирают ли свидетельство о браке при разводе через суд

Часто, когда мы обращаемся в разные государственные инстанции для предоставления услуги, у нас требуют собрать пакет необходимых документов. Список документов может включать в обязательном порядке не только ксерокопии, но и оригиналы.

Это не обошло стороной и бракоразводный процесс.

Супруги, которые обращаются с заявлением о разрыве отношений в ЗАГС или в суд, интересуются, а забирают ли оригинал документа, который свидетельствует о том, что брак был заключен? И что делать, если на момент бракоразводного процесса или после, вам понадобится данный документ?

Читайте также:  Процедура банкротства ИП с долгами перед налоговой - советы юриста

Почему забирают свидетельство о браке

Согласно ФЗ статьи 33, для расторжения брака, необходимо кроме заявления и оплаты госпошлины, предоставить полный список документов, где оригинал свидетельства о заключении брака находится на втором месте и является обязательным. В противном случае вам откажут в заявлении. Документ о заключении брака нужен, чтобы провести ряд регистрационных действий.

Иногда, если заявление на развод подается в тот же орган, где и происходило заключение брака, сотрудники могут не просить оригинал документа, а на основе его серии и номера, найти в архиве соответствующую актовую запись, что и будет подтверждением законности данного действия. Но такое происходит крайне редко.

Чаще всего оригинал свидетельства подкрепляют к заявлению на развод.

Согласно Федеральному Закону № 125 «Об архивном деле в РФ», оригинал свидетельства о браке должен изыматься у супругов при разводе и передаваться в архив, с последующим его хранением до 75 лет.

Такие меры вполне оправданы, так как семьи после развода уже не существует, а на смену приходит другой документ – свидетельство о расторжении брака. По месту требования теперь необходимо предъявлять новый документ, подтверждающий развод, который заверит, что супруги теперь не имеют общих семейных и имущественных прав.

Так как они теперь не относятся к единой ячейке общества, то одно на двоих свидетельство о браке забирают и дают два оригинала свидетельства о разводе.

Что выдают взамен

С момента подачи заявления в ЗАГС проходит 30 дней, на протяжении которых зарегистрируют, что действие брака прекращено. Если дело решается через суд, то на решение данного вопроса может уйти больше времени. Несмотря на то, что оригинал могут забрать, взамен вам ничего не дают. Но ситуация может решиться следующим образом, если вы нуждаетесь в этом документе:

  • По требованию можно запросить справку, которая будет приравниваться к свидетельству о браке, и иметь аналогичные сведения.
  • Можете заверить копию оригинала у нотариуса, и тогда она заменяет подлинный документ.
  • Копию может заверить уполномоченный сотрудник ЗАГСа или суда и подкрепить ее к заявлению, а при вас остается оригинал документа.
  • Если заявление подается в тот же ЗАГС, где и происходило заключение брака, то сотрудник ставит штамп с отметкой о недействительности законного действия данного документа и возвращает супругам. С него снимает копию, заверяет ее и приобщает к архивным делам. Однако получить с такой отметкой оригинал можно только после того как брак будет признан расторгнутым, так как при подаче заявления на развод вам еще могут отказать.

Таким образом, вы имеете право после развода оставить оригинал у себя по вашему требованию, но при подаче заявления вы все равно должны его предъявить.

Если по каким-то причинам уполномоченный сотрудник отказывается отдавать подлинный документ о браке, то вы можете обратиться в судебную инстанцию для защиты своих прав.

А вот если вы подаете заявление на развод в другой ЗАГС, у которого нет вашего личного дела о заключении брака, то они могут потребовать оригинал свидетельства о браке, либо можно будет сделать специальный запрос на предоставление дубликата в исполнительный орган.

Где остается оригинал

Так как бракоразводные процессы могут проходить только через ЗАГС или суд, то соответственно оригинал свидетельства может остаться там. Все зависит от того, через какой орган будет происходить расторжение брака.

При разводе в ЗАГСе

Развестись через ЗАГС проще и быстрее, однако не все супружеские пары имеют такую возможность.

Через ЗАГС разводят тех супругов, кто пришел к обоюдному согласию о расторжении брака, а также у кого нет несовершеннолетних детей и имущественных споров.

Бракоразводный процесс через ЗАГС занимает 30 дней, после чего можете прийти и забрать по экземпляру свидетельства о разводе (при условии, что ваше решение не поменялось за один месяц).

Если расторгается брак по обоюдному желанию супругов, то от вас потребуют копии паспортов.

Если расторжение брака в ЗАГСе проходит в одностороннем порядке – второй супруг признан недееспособным, находится в тюрьме или считается без вести пропавшим, то дополнительно необходимо приложить копию подтверждающего документа, что он на законном основании не принимает участие в бракоразводном процессе. Что касаемо свидетельства о заключении брака, то оригинал могут потребовать, только если развод происходил в другом ЗАГСе, который не имеет сведений о процедуре бракосочетания. В остальных случаях вы имеете полное право попросить, чтобы оригинал вам вернули (с пометкой о его недействительности). Если вы отдаете вместе с заявлением копию свидетельства, то оригинал в любом случае должны иметь при себе.

При разводе через суд

Через суд развод происходит при следующих условиях:

  • у супругов имеются несовершеннолетние дети;
  • они не могут обоюдно решить вопрос раздела имущества;
  • один из супругов против развода.

Если второй супруг не против развода, то не имеет значения, кто будет подавать заявление. Чтобы дело взяли в рассмотрение, к исковому заявлению обязательно должны подкреплять свидетельство о браке (копию или оригинал).

То есть свидетельство о браке является обязательным документом для подачи иска о разводе. Однако Федеральный Закон № 35 не требует вместе с иском подкреплять к делу именно оригинал.

Судебный инспектор может заверить копию на основе оригинала или оригинал предоставлять только на заседаниях, чтобы в дальнейшем его не направили в архив вместе с общим делом.

Если по какой-то причине оригинал все-таки был направлен в архив вместе с делом после развода, а у вас возникла острая необходимость получить этот документ, то вы можете написать ходатайство на возвращение оригинала свидетельства из материалов дела, а взамен отдаете заверенную копию судом.

Если вы не можете вместе с иском предоставить оригинал свидетельства о браке, например, второй супруг умышленно его спрятал или вы его потеряли, то необходимо получить его дубликат или взять справку о действующем браке. Однако результат замены документа обязательно нужно указать в исковом заявлении. После вынесения судебного решения, вы получаете на руки выписку, с которой обращаетесь в ЗАГС для получения свидетельства о разводе.

Иногда суд рассматривает иск без наличия свидетельства о браке, однако для этого должна быть уважительная причина. Если заявление примут в работу, то суд самостоятельно делает запрос в орган регистрации актов, для подтверждения факта проведения бракосочетания.

Как подтвердить что брак был

Прямым подтверждение брака является свидетельство о заключении брака. Но после развода, у супругов часто его забирают, ведь оно не имеет никакой законной силы. Взамен вам выдают свидетельство о разводе.

Однако в некоторых ситуациях его могут потребовать для подтверждения личной информации, например, при оформлении ипотеки, визы, право на наследство, прочее.

Что делать тогда в такой ситуации и как доказать, что брак был.

  • Обратиться в орган ЗАГСа, где происходила регистрация брака, и запросить предоставление справки. Справка берется из архивных данных, в ней указываются все сведения, которые были зафиксированы в свидетельстве. Срок предоставления справки до 2-х месяцев. Справка имеет такую же законную силу, как и оригинал документа, поэтому отказать вам по причине отсутствия именно свидетельства о браке, не имеют никакого права.
  • Если у вас на руках имеется судебное решение о бракоразводном процессе, то оно также может доказывать факт регистрации брака.
  • Ну и само свидетельство о браке, которое вам могут вернуть в ЗАГСе или в суде, однако с пометкой «Недействительно» (статья 33 часть 4 Федерального Закона). Обычно отметка такая ставится на обратной стороне в виде штампа и подписью сотрудника с указанием даты и места расторжения.

То есть путей доказать факт бракосочетания предостаточно. Конечно, некоторые из них потребуют от вас много времени и усилий, однако, по итогу вы достигните желаемой цели.

В случае если вы находитесь в другом городе, вы можете запросить предоставить справку по почте через интернет-функцию «Госуслуги» на специальном портале или выписать доверенность на третье лицо, которое займется данным вопросом.

Как подтвердить что брак расторгнут

Брак считается расторгнутым, когда принято решение суда или в ЗАГСе внесли запись в книгу реестров актов гражданского состояния (статья 25 СК РФ). Наличие свидетельства о разводе считается формальностью, но без него нельзя осуществить ряд действий.

Если вам он не нужен для проведения каких-либо юридических сделок или подтверждения определенных фактов, например, доказать родство с ребенком, переделать паспорт, переоформить имущество и прочее, тогда вы можете его получить после окончания бракоразводного процесса в любой удобный для вас день, даже через несколько лет.

Если по каким-то причинам у вас нет возможности получить свидетельство о разводе, например, вы находитесь в другом городе и не успели еще получить свидетельство, то подтверждающим документом разрыва отношений будет выступать выписка из судебного решения. А в случае потери, кражи или порчи документа, вы можете его быстро восстановить, стоимость такой услуги составляет 350 рублей (статья 333.26 НК РФ).

Свидетельство о расторжении брака является прямым доказательством, что брак уже недействителен.

Можно ли пользоваться копией свидетельства после развода

Можно ли пользоваться копией свидетельства или нет, все зависит, для каких целей вы собираетесь использовать данный документ, и какие требования выдвигает исполнительный орган или фирма.

Если для них в обязательном порядке необходимо представить оригинал, а у вас его нет, тогда его может заменить справка из ЗАГСа или копия свидетельства о браке, заверенная нотариусом. Но, без наличия оригинала, заверить копию документа, нотариус не имеет никакого права.

Поэтому, если у вас в ЗАГСе или суде в обязательном порядке забирают оригинал свидетельства о браке, то вам лучше подстраховаться и пойти к нотариусу, который за один день сделает вам несколько экземпляром нотариальных копий.

Таким образом, вы имеете полное право оставить себе оригинал свидетельства о браке после развода, с пометкой о его недействительности. Но, при подаче заявления, как в суд, так и в ЗАГС, вы должны обязательно иметь при себе оригинал. В случае если исполнительный орган будет настаивать на принудительном изъятии документа, вы имеете полное право обжаловать это действие.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]