Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Одна из самых важных сфер государственного регулирования – туристическая деятельность. В разных международных актах подчеркивается, что туризм является главным способом установления и укрепления связей, экономических, политических и культурных контактов. Он также относится к факторам, влияющим на качество жизни современного общества.

Правовое регулирование в туризме. Что это?

Под правовым регулированием туристической деятельности понимают систему мероприятий, которые направлены на формирование, популяризацию и реализацию особого туристского продукта. Эта деятельность осуществляется на основании специальной лицензии, которая выдается юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Выражением правового регулирования туризма является государственный контроль над выполнением обязательных юридических норм и правил, закрепленных на законодательном уровне.

Контроль также проявляется в установлении легитимности туристической деятельности, защите прав потребителей услуг.

Предмет регулирования – это своего рода общественные отношения, которые развиваются в результате планирования, подготовки, организации и совершения путешествия и оказания определенного вида услуг.

Сущность правового регулирования в туристической отрасли

Главная цель правового регулирования туризма состоит в укреплении позиций законности и правопорядка на рынке. Деятельность специалистов, трудящихся в данной области, также охватывает:

  • создание условий для безопасного отдыха граждан и обеспечения сохранности их имущества;
  • выработку мер по охране окружающей среды;
  • сохранении духовных и материальных общественных ценностей;
  • защиту прав и интересов туристов и других участников туристической индустрии;
  • обеспечение контроля над соблюдением применения действующих законодательных и правовых норм;
  • разработку нормативных актов организационного и экономического характера, которые необходимы для нормального функционирования туристической деятельности.

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Появилось свободное время?

Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!

Специфика правового регулирования в сфере туризма

Политика государства в правовом регулировании туристической сферы направлена, главным образом, на защиту интересов граждан. Существует несколько способов осуществления данных работ.

Среди них выделяют обязывание, запрещение и дозволение.

Также используются разные юридические инструменты, например, правовые нормы, нормы судебного права, юридические обязанности и ответственность, правовые ограничения и поощрения.

Регламентирующие документы

Главный орган, регулирующий туристическую сферу, – Федеральное агентство по туризму РФ. Также в работе задействованы Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и другие организации.

Правовые основы туристической деятельности закреплены в государственных документах:

  • ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»;
  • «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»;
  • ФЗ «О защите прав потребителей»;
  • «Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта»;
  • Постановление РФ «О порядке пребывания на территории российской федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в российскую федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки»;
  • Постановление РФ «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».

Разобраться в специфике правового регулирования туристической деятельности помогут курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, созданные в Современной научно-технологической академии.

Занятия предполагают дистанционное изучение стандартизированной программы и выполнение итоговой аттестационной работы. По результатам онлайн-тестирования слушателю выдается удостоверение или диплом действующего образца (в зависимости от выбранного курса), которые принимаются во всех организациях в РФ.

Записаться на занятия и получить подробную консультацию можно по телефону 8 (800) 707-48-27.

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Появилось свободное время?

Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

  • Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
  • Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
  • Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
  • определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  • нормативного правового регулирования в сфере туризма;
  • разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
  • содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
  1. содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
  2. развития научных исследований в сфере туризма;
  3. стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
  4. формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также — реестр);
  5. информационного обеспечения туризма;
  6. создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  7. оказания государственных услуг в сфере туризма;
  8. взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Основным содержанием закона о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли существенные изменения.

В январе 2007 года Государственной Думой был принят и 5 февраля 2007 года Президент Российской Федерации подписал Фе­деральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который ввел новые условия осуществления туро­ператорской деятельности и единый федеральный реестр туропе­раторов.

С принятием данного Закона механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993 – 2006 годов, был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности — единый федеральный реестр туроператоров. Согласно новым требованиям, предпринимателям для внесения сведений о них в реестр необходимо заключать договоры страхования ответственности туроператора или иметь банковскую гарантию исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение).

С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размер финансового обеспечения не может быть менее 10 млн. рублей, а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом – 500 тыс. рублей. Однако до настоящего времени идут споры по поводу установленного размера финансового обеспечения.

В настоящее время в Совете Федерации принят законопроект, устанавливающий дифференцированную шкалу финансового обеспечения для работающих в сфере выездного туризма туроператоров, согласно которой компании с годовым оборотом до 100 млн. руб. и работающие по упрощенной системе налогообложения должны будут оформлять финансовые гарантии на сумму 30 млн. рублей, с оборотом от 100 до 300 млн.

– на 60 млн. и с оборотом свыше 300 млн. – на 100 млн. руб.

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.

Важное место в деятельности федеральных органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма.

В январе 2008 года вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, который направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.

В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Ростуризмом утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей.

Названные системы классификации, призванные существенно повысить уровень безопасности отдыхающих и структурировать российский рынок, включают в себя порядок проведения оценки соответствия гостиниц (пляжей, трасс) требованиям безопасности, информационному обеспечению, предоставлению дополнительных услуг для туристов и другие положения.

Общие требования к качеству туристских услуг, оказываемых туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями, устанавливает Госстандарт России 50690-2000 «Туристские услуги.

Общие требования». Имеется множество объектов для временного проживания туристов, характеристика которых приведена в Госстандарте России 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения.

Общие требования».

Особое значение в развитии внутреннего туризма в регионах имеет разработанный и принятый Ростуризмом приказ «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации» от 18 июля 2007 № 69 .

В 48 субъектах Российской Федерации приняты отдельные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (Например, законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма» и т.д.).

Также, большое значение для развития туризма в нашей стране имеет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Он сформировал правовую основу для создания и функционирования в Российской Федерации туристско-рекреационных особых экономических зон, а также развития государственно-частного партнерства.

В законе впервые дано определение туристско-рекреационной деятельности как деятельности, включающей в себя элементы туристской, санаторно-курортной и инвестиционной деятельности, что важно для комплексного правового регулирования сферы туризма.

Значительный социально-экономический вклад принесла реализация Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки» от 07 мая 2009 № 397. Данный документ существенно упростил туристские формальности для иностранных туристов, прибывающих в Российскую Федерацию на круизных судах сроком не более чем на 72 часа. Такие туристы могут посещать туристские центры нашей страны без оформления визы, что способствует получению значительных выгод для российских портовых городских и иных поселений.

(115) 2. Правовые основы оказания туристских услуг.

К основным туруслугам относят: перевозки, размещение, питание.

Услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта – эти услуги вкл.доставку туристов от места жительства к первому пункту обслуживания на турмаршруте и от последнего пункта к месту жительства, подвозку к началу трассы турпохода, перевозку во время экскурсии, а также перевозки туристов во время транспортных путешествий.

Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении Россииосуществляется Воздушным кодексом Российской Федерации,принятым Государственной Думой 19 февраля 1997 г.

Этот документ направлен не только на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, но и на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении,

Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Налибаева Г.Р.

Историческая практика показывает, что развитие услуг в любой стране всегда, так или иначе, регулировалось государственно-правовыми институтами.

В этом случае государство выступало особым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органы принуждения, регулировал отношения между производителями и потребителями услуг, задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сервисной активности, ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной вид услуг.

Благодаря этому государственно-правовая система была способна поддерживать в обществе стабильность, регулировать кризисные процессы в экономике и общественной практике, переводя их в нормальное русло.

Следует признать, что в современной литературе, нормативных источниках, посвященных рассматриваемой теме, роль государства определяется по-разному. Например, если в одном случае речь может идти о «государственной поддержке» то в другом — о государственном управлении туризмом.

Анализ понятий «регулирование» и «управление» показывает, что для отождествления их нет достаточных оснований, но и противопоставлять их не стоит, т.к. одно из них является одновременно стороной другого. Говоря об управлении, в целом представляется целесообразным взять за основу наиболее общее понятие.

Управление — это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Государственное регулирование развития туризма — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.

Одним из приоритетных путей осуществления функции регулирования является разработка и принятие государством необходимых нормативных правовых актов, стимулирующих или ограничивающих деятельность различных субъектов сферы туризма и сервиса.

Важной вехой на этом пути стало вступление в силу Закона Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан».

Данный нормативный акт раскрывает принципы и сущность государственного регулирования туристской деятельности в РК.

Прежде чем перейти к описанию основных принципов госрегулирования туристской деятельности, дадим определение самого понятия «принцип».

В Законе Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан» чётко указаны принципы (основы) государственного регулирования туристской деятельности.

  • 2. Государственное регулирование туристской деятельности
  • Статья 8. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
  • 1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
  • 2) определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
  • 3) формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
  • 4) обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.
  • Статья 9. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
  • 1. Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
  • 2) охрана окружающей среды;
  • 3) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • 4) развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
  • 5) создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Республики Казахстан за счет развития туристской индустрии;
  • 6) развитие международных туристских контактов.
  • 2. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются:
  • 1) становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;
  • 2) учет государственных интересов, защита природного и культурного наследия Республики Казахстан при использовании туристских ресурсов;
  • 3) введение льготных условий для организации туристской и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
  • 4) создание благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии;
  • 5) поддержка и развитие туристских организаций, занимающихся въездным и внутренним туризмом на территории Республики Казахстан;
  • 6) создание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и международного туризма.
  • 3. Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется посредством:
  • 1) определения политики по развитию индустрии туризма, инвестиций в туризм;
  • 2) принятия нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в области туристской деятельности;
  • 3) лицензирования туристской деятельности, стандартизации в области туристской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
  • 4) выделения бюджетных ассигнований на разработку и реализацию государственных программ развития туризма в соответствии с бюджетным законодательством;
  • 5) содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
  • 6) содействия участию отечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах;
  • 7) содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • 8) обеспечения рационального и эффективного использования, учета и защиты туристских ресурсов страны .
  • Литература:

Принципы гос.регулирования туристской деятельности

Государственная политика в сфере туризма содержит:

  • порядок разрабатываемых и выполняемых государством задач, преимуществ;
  • средство правительственного регламентирования туристской деятельности.

Правительственная политика в данной области обращена на помощь и создание на территории РФ надежного, уверенного и приемлемого туризма.

Страна рассматривает туристическое движение как один из основных разделов экономики на основании Закона о туристской деятельности. Статья 3 данного Закона прописывает принципы правительственного регламентирования туристской сферы:

  • реализация помощи и охраны российских отдыхающих, туристических операторов и агентов и их групп;
  • формирование мнения о Российской Федерации как территории, располагающей к туристическому отдыху;
  • обозначение и сохранения ее важных сторон;
  • организация положительных пунктов для развития туристической деятельности.

Цели и способы

Нельзя не согласиться с тем, что прописанные принципы больше похожи на задачи правительственного управления туризмом.

Приоритетными целями правительственного контроля данной деятельности считаются:

  • совершенствование туристской индустрии, удовлетворяющей нужду отдыхающих при отправлении в путешествия;
  • обеспечение новыми рабочими местами, поднятие финансового уровня государства и граждан РФ, совершенствование мировых контактов, разумное потребление природного и культурного наследия;
  • разработка условий для комфорта туристов в плане образования и оздоровления;
  • создание свободы передвижения отдыхающих и других прав при совершении путешествий;
  • защита экологии.

Законом также обозначены методы правительственного регламентирования туристической деятельности. К ним относятся:

  • законодательный контроль в области туристического бизнеса;
  • создание и применение федеральных, отраслевых, целевых и региональных программ развития туризма;
  • выявление основных путей совершенствования туристической деятельности на территории РФ;
  • оказание помощи в продвижении туристического» продукта на рынках мирового уровня.

Нормативно-правовая база

Во множествах других документах, подписанных в последние годы, также обозначены важнейшие стороны государственной политики в области туристического бизнеса.

Пример 1

Например, отмечается потребность последующего формирования инфраструктуры отдыха и туризма, улучшения законодательной базы для его продвижения в таких документах как:

  • постановление Правительства РФ от 2.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)»;
  • в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 17.11. 2008 г. № 1662-р;

Государственное регулирование туристской деятельности

Государственная политика в сфере туризма является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и включает в себя систему вырабатываемых и реализуемых государством целей, приоритетов и способов государственного регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма[1].

В соответствии с Законом о туристской деятельности государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей российской экономики.

Статья 3 рассматриваемого Закона устанавливает принципы государственного регулирования туристской деятельности, к которым относятся: создание благоприятных условий для развития туристской деятельности, определение и поддержания ее приоритетных направлений, формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Следует согласиться с тем, что закрепленные положения больше соответствуют задачам, а не принципам государственного управления[2].

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Законом также установлены способы государственного регулирования туристской деятельности.

К ним относятся: определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; нормативное правовое регулирования в сфере туризма; разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма; содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках и т.д.

Основные направления государственной политики в области туризма были также определены в ряде других документов, принятых в последние годы. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.

№ 1662-р, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, постановлении Правительства РФ от 2 августа 2011 г.

№ 644 «О федеральной целевой программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)”» отмечается необходимость дальнейшего развития инфраструктуры отдыха и туризма, совершенствовании нормативной правовой базы для его развития. В 2008 г.

была разработана и утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г., утв. приказом Ростуризма от 6 мая 2008 г. №51.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма[3].

Одним из примеров такой поддержки стало принятие постановления Правительства РФ от 7 мая 2009 г. № 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристских целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки».

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма, является Ростуризм[4].

Агентство реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров; информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристических рынках и др.

Руководство деятельностью Ростуризма осуществляет Минкультуры России. Минкультуры России координирует деятельность по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации[5].

Реализацию государственной политики в сфере туризма в субъектах РФ осуществляют региональные органы управления туризмом.

Более чем в половине субъектов РФ существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма, а также концепции развития туризма (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, утверждено множество региональных целевых программ развития туризма[6].

Продолжением государственной политики на местном уровне является наделение органов местного самоуправления возможностями более эффективно осуществлять мероприятия по поддержке и развитию туризма и создавать соответствующие органы муниципального управления сферой туризма[7].

Как отмечается в литературе, анализ Закона о туристской деятельности позволяет сделать вывод, что органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории РФ по установленным государством ценам в целях решения социальных задач, а также принимать в соответствии с федеральными законами решения, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, необходимые туристу (экскурсанту) и (или) туроператору (турагенту) при расторжении договора о реализации туристского продукта или его изменения в судебном порядке[8].

Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности

  • Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
  • Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
  • Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,
  • ? содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • ? определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • ? формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

? осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

  1. Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
  2. Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
  3. ? обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  4. ? охрана окружающей природной среды;
  5. ? создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

? развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

  • Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
  • Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
  • ? определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  • ? нормативного правового регулирования в сфере туризма;
  • ? разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
  • ? содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • ? защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
  • ? содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
  • ? развития научных исследований в сфере туризма;
  • ? стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
  • ? формирования и ведения Единого федерального реестра туроператоров (далее также – реестр);
  • ? информационного обеспечения туризма;
  • ? создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  • ? оказания государственных услуг в сфере туризма;

? взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма).

Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров

  1. В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также – финансовое обеспечение).
  2. Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.
  3. Финансовое обеспечение не требуется для:
  4. ? организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд;

? государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

  • На территории Российской Федерации реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства (далее – иностранный туроператор), вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
  • Требования, предъявляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом к осуществлению туроператорской деятельности, также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором.
  • Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр.
  • В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:
  • ? полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке – также наименование туроператора на этом языке;
  • ? адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
  • ? сведения об учредителях туроператора;
  • ? серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;
  • ? серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;
  • ? фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее – руководитель туроператора);
  • ? размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее – договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее – банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
  • ? сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

? адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.

Сведения о туроператоре вносятся в реестр на основании заявления туроператора, представляемого в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и содержащего сведения, подлежащие внесению в реестр.

Указанное заявление составляется в письменной форме и удостоверяется подписью руководителя туроператора или иного лица, уполномоченного представлять туроператора.

При этом руководитель туроператора или иное лицо, уполномоченное представлять туроператора, указывает данные своего паспорта, а при его отсутствии – иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с заявлением туроператора о внесении сведений о нем в реестр представляются документы, подтверждающие сведения о туроператоре, подлежащие внесению в реестр, либо засвидетельствованные в нотариальном порядке копии этих документов.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее пяти дней со дня поступления заявления туроператора с приложением всех необходимых документов принимает решение о внесении сведений о туроператоре в реестр либо об отказе во внесении в реестр таких сведений. Указанные решения оформляются соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. За рассмотрение заявления туроператора о внесении сведений о нем в реестр и за внесение этих сведений в реестр плата не взимается.

При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, туроператор обязан не позднее 10 дней со дня изменения сведений уведомить об этом в письменной форме федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и представить документы, подтверждающие достоверность этих изменений, либо засвидетельствованные в нотариальном порядке копии этих документов.

В случае принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в реестр это решение должно быть мотивировано.

Заверенная должностным лицом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма копия указанного решения, содержащего основания для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора.

Основаниями для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр являются:

? представление недостоверных сведений о туроператоре;

? несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

  1. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма публикует не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а также размещает и актуализирует на своем сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре:
  2. ? полное и сокращенное наименования;
  3. ? адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
  4. ? идентификационный номер налогоплательщика;
  5. ? размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

? адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

При изменении указанных в части четырнадцатой настоящей статьи сведений о туроператоре, внесенных в реестр, такие сведения размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма на своем сайте в сети Интернет не позднее трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

Иные сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре, представляются по письменным запросам государственных органов и органов местного самоуправления.

По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма может быть выдано свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр. Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.

  • Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма исключает сведения о туроператоре из реестра в случаях:
  • ? ликвидации туроператора – со дня, следующего за днем, когда федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма стало известно о внесении в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и ивдивидуальньгх предпринимателей» в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что туроператор находится в процессе ликвидации, либо со дня, следующего за днем публикации в соответствии с указанным Федеральным законом решения о предстоящем исключении туроператора из единого государственного реестра юридических лиц;
  • ? прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования, – со дня, следующего за днем, когда федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма стало известно о завершении в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизации туроператора;

? непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок – со дня, следующего за днем истечения установленного ст. 17.3 настоящего Федерального закона срока представления сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок.

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра оформляется соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Указанное решение должно быть мотивировано.

Заверенная должностным лицом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма копия решения, содержащего основания для исключения сведений о туроператоре из реестра, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора. Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра вступает в силу со дня его принятия. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее трех дней со дня принятия указанного решения размещает его на своем сайте в сети Интернет.

  1. Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра может быть обжаловано в суд.
  2. Статья 5. Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии
  3. Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ссылка на основную публикацию