Статья 3. Правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания

Правовая охрана животного мира — это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.

Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана.

Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.

  • Государственный учет объектов животного мира представляет собой комплекс регулярно проводимых мероприятий, необходимых для получения информации о видовом разнообразии объектов животного мира, численности и распространении объектов животного мира с целью наблюдения за изменениями состояния объектов животного мира и среды их обитания.
  • Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.
  • Государственный мониторинг объектов животного мира представляет собой систему регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг объектов животного мира являются основой для осуществления государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания. Данные государственного учета и государственного мониторинга объектов животного мира отражаются в государственном кадастре объектов животного мира.

Ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира осуществляется в отношении охотничьих ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации.

Статья 25 ФЗ «О животном мире» регламентирует переселение и гибридизацию объектов животного мира.

Акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности.

Акклиматизация представляет собой биолого-биотехнический процесс, включающий в себя вселение объектов, доставленных из одних регионов, стран, в другие, где их ранее не было или они исчезли, с целью их полной или частичной натурализации.

Переселение объектов животного мира — это перемещение уже обитающих объектов животного мира в новые места обитания.

Гибридизация – это скрещивание особей разных видов в целях получения жизнеспособных гибридов. В частности, существуют гибриды зубра с бизоном и домашним скотом.

Специальные меры охраны животного мира выражаются в деятельности должностных лиц.

Должностные лица наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций: проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия; задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы.

Организационно-управленческие меры охраны животного мира: государственный учет объектов животного мира; государственный кадастр объектов животного мира; государственный мониторинг объектов животного мира; создание специально уполномоченных государственных органов по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; координация деятельности международных и национальных органов и организаций, внутриорганизационной деятельности различных ветвей власти разного уровня по планированию и реализации мероприятий, направленных на сохранение животного мира, среды их обитания и др.

Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира включает в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира; целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира.

В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Государственные программы являются одним из важных средств государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира, среды его обитания.

В соответствии со статьей 18 ФЗ «О животном мире» Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством Российской Федерации.

Региональные и местные программы разрабатываются и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Мероприятия по охране отдельных объектов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей среде.

Статья 20 ФЗ «О животном мире» отражает некоторую специфику проведения государственной экологической экспертизы. Так, обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза.

Экспертиза проводится в соответствии с законодательством РФ и предшествует принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти ее субъектов хозяйственного решения, которое способно повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

https://www.youtube.com/watch?v=7FlyQjV4mj8\u0026t=1419s

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Читайте также:  Статья 43.2. Суд по интеллектуальным правам

Красная книга РФ (ККРФ) — основной государственный документ, учреждённый в целях выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и грибов, а также некоторых подвидов и локальных популяций.

Правовую основу формирования и ведения ККРФ и Красных книг субъектов Российской Федерации составляют Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и Федеральный закон «О животном мире».

Ведение и издание Красной книги Российской Федерации выполняет обязательства России по принятой в 1992 году в Рио-де-Жанейро Конвенции о биологическом разнообразии.

В отличие от большинства красных книг как мирового, так и национального уровней, занесение вида в Красную книгу России автоматически влечёт за собой возникновение законодательной защиты, своего рода «презумпцию запрета добывания», независимо от категории статуса вида. Органом, отвечающим за ведение и издание Красной книги России является Министерство природных ресурсов РФ. В соответствии с действующим законодательством Красная книга должна издаваться не реже одного раза в 10 лет.

Статья 3. Правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.

Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  • Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • Отношения в области охраны и использования объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это допускается федеральными законами и нормами международного права.

Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья, по сути, определяет систему законодательства о животном мире.

Фаунистическое законодательство основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Таким образом, первым источником названа Конституция РФ, которая содержит как общие, так и экологизированные нормы. К общей норме можно отнести ст. 2, где установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Большое значение имеет ст.

9 Конституции, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Это имеет важное значение для установления соответствующего правового режима объектов животного мира.

Большое значение имеют и нормы Конституции РФ, посвященные разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ (ст. 71 — 73).

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

Обратим внимание на то, что, обоснованно относя к предметам совместного ведения природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды, пункт «к» ст. 72 Конституции РФ не называет законодательство о животном мире.

Это позиция законодателя или пробел? Вопросы, не отнесенные к исключительному ведению России и совместному ведению РФ и ее субъектов, относятся в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции к предмету собственного правового регулирования субъектов РФ.

Полагаем, что отсутствие в ст. 72 упоминания законодательства о животном мире — пробел в конституционном регулировании[8].

Законод-во об охране и использовании животного мира. Общая хар-ка

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из Федерального закона «О животном мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.

Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  • Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • Отношения в области охраны и использования объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это допускается федеральными законами и нормами международного права.
  • Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Фз О животном мире регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целяхобеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
Читайте также:  Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания.

Закон закрепляет государственную собственность на животный мир в пределах территории РФ. Установлен перечень объектов животного мира, относящихся к федеральной собственности.

ФЗ определены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, муниципальных образований в области охраны и использования животного мира.

В целях обеспечения охраны осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира.

Предусматривается установление лимитов использования объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира.

Обязательной мерой является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию решения, способного повлиять на объекты животного мира.

Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям. Законом регламентирован порядок лицензирования, определены виды, способы и условия пользования животным миром.

Отдельное внимание уделено социальной защите должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану животного мира.

Определена структура экономического регулирования охраны объектов животного мира. Закреплена система платежей за пользование животным миром.

  1. Регламентированы вопросы ответственности.
  2. Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:
  3. обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;
  4. поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
  • осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
  • недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;
  • привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
  • отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;
  • платность пользования животным миром;
  • приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

24. Право природопользования: понятие и принципы. Право общего природопользования.

Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах:

1) как правовой институт -Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.

2) как правоотношение- совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.

  1. 3) как конкретное правомочие природопользователя- принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.
  2. К основным принципам права природопользования относятся:
  3. рациональное природопользование;
  4. экосистемный подход к регулированию природопользования;
  5. целевой характер пользования природными ресурсами;
  6. устойчивость права пользования природными ресурсами;
  7. платность специального природопользования.

57. Понятие и принципы правовой охраны животного мира

ФЗ
«О животном мире» от 24 апреля 1995 №52-ФЗ.
животный
мир
— совокупность живых организмов всех
видов диких животных, постоянно или
временно населяющих территорию Российской
Федерации и находящихся в состоянии
естественной свободы, а также относящихся
к природным ресурсам континентального
шельфа и исключительной экономической
зоны Российской Федерации; 

объект
животного мира
— организм животного происхождения
(дикое животное);

Статья
3. Правовое регулирование охраны и
использования животного мира и среды
его обитания.

Законодательство
Российской Федерации в области охраны
и использования животного мира и среды
его обитания основывается на положениях
Конституции Российской Федерации,
федеральных законов об охране окружающей
среды и состоит из настоящего Федерального
закона, принимаемых в соответствии с
ним законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации
об охране и использовании животного
мира.

(см.
текст в предыдущей редакции)

Законодательство
Российской Федерации об охране и
использовании животного мира регулирует
отношения в области охраны и использования
объектов животного мира,
обитающих в условиях естественной
свободы.

Отношения
в области охраны и использования объектов
животного мира, содержащихся в полувольных
условиях или искусственно созданной
среде обитания в целях сохранения
ресурса и генетического фонда объектов
животного мира и в иных научных и
воспитательных целях, регулируются
настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
а также законами и нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.

  • Отношения
    в области охраны и использования
    сельскохозяйственных и других одомашненных
    животных, а также диких животных,
    содержащихся в неволе, регулируются
    другими федеральными законами и иными
    нормативными правовыми актами Российской
    Федерации.
  • Отношения
    в области охраны и использования среды
    обитания объектов животного мира
    регулируются настоящим Федеральным
    законом, иными законами и нормативными
    правовыми актами Российской Федерации,
    законами и иными нормативными правовыми
    актами субъектов Российской Федерации.
  • Отношения
    в области охраны и использования объектов
    животного мира континентального шельфа
    и исключительной экономической зоны
    Российской Федерации регулируются
    настоящим Федеральным законом в той
    мере, в какой это допускается федеральными
    законами и нормами международного
    права.
  • Имущественные
    отношения в области охраны и использования
    животного мира регулируются гражданским
    законодательством, если иное не
    предусмотрено настоящим Федеральным
    законом, другими федеральными законами
    и иными нормативными правовыми актами
    Российской Федерации.
  • статья
    12.
    Основные принципы государственного
    управления в области охраны и устойчивого
    использования объектов животного мира: 
  • обеспечение
    устойчивого существования и устойчивого
    использования животного мира;
  • поддержка
    деятельности, направленной на охрану
    животного мира и среды его обитания; 
  • осуществление
    пользования животным миром способами,
    не допускающими жестокого обращения с
    животными, в соответствии с общими
    принципами гуманности; 
  • недопустимость
    совмещения деятельности по осуществлению
    федерального государственного надзора
    в области охраны, воспроизводства и
    использования объектов животного мира
    и среды его обитания с деятельностью
    по использованию объектов животного
    мира;
  • (см.
    текст в предыдущей редакции)
  • привлечение
    граждан и общественных объединений к
    решению задач в области охраны,
    воспроизводства и устойчивого
    использования объектов животного мира; 
  • отделение
    права пользования животным миром от
    права пользования землей и другими
    природными ресурсами; 
  • платность
    пользования животным миром; 
  • приоритет
    международного права в области
    использования и охраны животного мира,
    охраны и восстановления среды его
    обитания.
Читайте также:  Статья 24.4. Требования к участникам размещения заказа

Актуальные проблемы правовой охраны животного мира

Булгакова, И. Г. Актуальные проблемы правовой охраны животного мира / И. Г. Булгакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 197-198. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4233/ (дата обращения: 09.06.2021).

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.[1]

Животный мир, являясь неотъемлемым элементом природной среды, относящимся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, и объектом правовой охраны представляет собой совокупность живых организмов, всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы.

Особое место в экологическом праве занимает система норм, регулирующих охрану, использование и воспроизводство животного мира.

Основу правового регулирования правоотношений в области охраны и использования животного мира составляют международные правовые акты, Федеральные законы о животном мире [1], об охоте [3], о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов [4].

На региональном уровне правовое регулирование данной сферы осуществляется субъектами Российской Федерации.

Правоотношения в области охраны и использования животного мира регулируются также актами ведомственного характера, принятыми уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации (Минприроды России, Росрыболовство).

Животный мир в пределах территории Российской Федерации, согласно действующему законодательству, является её государственной собственностью.

Одновременно с этим, признавая животный мир природным ресурсом, в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения им находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Особо значимым для правовой охраны животного мира является вопрос его формы собственности. Нахождение в состоянии естественной свободы – основной признак объектов животного мира.

Изъятые из среды обитания в установленном порядке объекты животного мира могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности и по сути определения к животному миру не относятся, а отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, изменение формы собственности объекта животного мира, приводит к смене его статуса и относит вопросы правового регулирования его охраны к другой отрасли права.

Актуальны также в этой связи проблемы антимонопольной деятельности для объектов животного мира, попавших в имущественный оборот, где источником конкуренции является закрепление собственности на природные ресурсы за государством.

Хотелось бы отметить в рамках тематики данной статьи, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не в полной мере урегулированы вопросы охраны и использования объектов растительного мира.

Широкую огласку получило принятие в 2009 году Федерального закона об охоте [3], направленного на урегулирование вопросов использования охотничьих ресурсов — объектов животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты, перечень которых установлен. Вместе с тем, возникла необходимость в приведении в соответствие ряда нормативных правовых актов.

Остро встала проблема правового регулирования охраны и использования охотничьих ресурсов.

Законодателем по настоящее время проводится серьезная трудоемкая работа, принимая во внимание общественный резонанс вопроса, по разработке нормативных правовых актов в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира, а также мониторинга правоприменительной практики в данной отрасли с целью нормативного совершенствования.

Отдельной проблемой можно выделить соотношение государственных и общественных начал в установлении и реализации правоотношений в сфере охраны и использования объектов животного мира. Не секрет, что охота в России интересна и привлекательна не только для российских, но и для иностранных охотников.

Охоту можно рассматривать как одну из наиболее выгодных и перспективных направлений туризма в Российской Федерации. Неоднократно в средствах массовой информации отмечалась необходимость повышения значения животного мира для экономики страны.

Достичь этого возможно за счет увеличения числа охотпользователей, создавая им благоприятные и взаимовыгодные экономические условия, в том числе в сфере государственного управления в данной отрасли. Необходимо четкое разграничение полномочий федерального, регионального и муниципального характера.

Внедрение в практику института партнерства между государством, физическими и юридическими лицами, направленного на реализацию программ сохранения животного мира является одним из направлений пути решения вопросов его правовой охраны.

Использование объектов животного мира в целях охоты создает немало дискуссионных тем. Институт охотхозяйственных соглашений ставит под вопрос принцип неотделимости права пользования животным миром от права пользования другими природными ресурсами.

Проблемы правоприменения в области охраны и использования объектов животного мира зависят от упорядоченности системы правоотношений в данной сфере и дестабилизируют эффективность реализации требований нормативных правовых актов, являющихся источником правовой охраны животного мира.

Это довольно распространенная проблема различных отраслей права.

Неурегулированность тех или иных вопросов правовой охраны животного мира, возникшая в результате не четкой систематизации соответствующих правовых норм приводит к тому, что усиление административной, уголовной ответственности за совершение правонарушений в области природопользования не несет ожидаемой результативности.

Актуальна проблема инкорпорации нормативных актов СССР в области охраны животного мира.

Акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствие с Законом об охоте [3].

  • По-прежнему остаются актуальными проблемы понимания и практического применения закрепленной в законодательстве системы принципов.
  • Необходимо осознание того, что правоотношения в области охраны животного мира носят нравственный характер, и должна быть разработана система информационного обеспечения формирования в гражданах Российской Федерации определенных моральных качеств, которые в совокупности с мерами правового воздействия помогут сохранить и приумножить животный мир страны, как ее природные ресурсы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;

Ссылка на основную публикацию