Статья 28. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности

Известно, что радиация в малых дозах присутствует во многих областях повседневной жизни человека и его работы — люди подвергаются облучению на производственных предприятиях, в самолетах и в других ситуациях.

Известно, что радиация в малых дозах присутствует во многих областях повседневной жизни человека и его работы — люди подвергаются облучению на производственных предприятиях, в самолетах и в других ситуациях.

В большинстве таких случаев дозы радиации, поглощаемые организмом, являются микроскопическими и потому безвредными для здоровья. Однако в случае, если человек постоянно работает на предприятии, где присутствует повышенный радиационный фон, это может оказать серьезное негативное влияние на его организм.

Именно поэтому к таким предприятиям действующее законодательство предъявляет особые требования в области обеспечения радиационной безопасности.

Нормативно-правовая база регулирования вопросов радиационной безопасности

Ключевым документом, устанавливающим условия эксплуатации радиоактивных объектов в России, является Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Указанный нормативно-правовой акт определяет, что организация, чья деятельность является источником повышенной радиационной опасности, должна принимать все необходимые меры для обеспечения радиационной безопасности непосредственно на территории своего объекта, а также в отношении задействованного в производственной деятельности персонала и населения, проживающего в непосредственной близости от такого объекта. При этом конкретные требования к эксплуатации различных видов объектов зафиксированы в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля 2010 г. N 40 «Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 „Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)“».

Обеспечение радиационной безопасности

Комплекс мер радиационной безопасности представляет собой многоуровневую систему, которая должна учитывать все аспекты возможного негативного воздействия радиации на окружающую среду и людей.

Поэтому обеспечением безопасности такого объекта должен заниматься персонал, прошедший специализированное обучение в области радиационной безопасности в уполномоченной образовательной организации.

При этом необходимо, чтобы обучающая программа учитывала специфические особенности производственного процесса на предприятии, которые обусловливают возможный характер облучения — например, это может быть использование рентгеновских аппаратов или производство атомной энергии.

Во всех этих и других случаях сотрудники должны быть компетентны в вопросах ограничения вредного воздействия излучения в условиях конкретного предприятия.

В частности, система мер, обеспечивающих радиационную безопасность на объекте, в общем случае складывается их следующих мероприятий:

  • строгое соблюдение условий эксплуатации радиационного объекта, включая зонирование пространства согласно проекту и принятие мер по физической защите действующих источников радиации;
  • наличие действующей системы контроля уровня радиации в помещениях, на территории объекта, на границах санитарных зон и на прилегающих территориях, а также регулярная проверка используемых материалов и технологий на соответствие установленным требованиям;
  • строгий отбор персонала для работы с источниками излучения по физическим характеристикам и наличие системы ограничений допуска к такой работе;
  • неукоснительное соблюдение техники безопасности при работе с опасными объектами;
  • регулярное информирование персонала о методах работы с источниками радиационной опасности и техниках защиты от вредного воздействия, а также проведение обучающих мероприятий по защите от радиации;
  • наличие эффективно действующей системы инструментов и методов радиационной защиты населения и окружающей среды от излучения.

Максимально допустимые пределы облучения

Одним из ключевых принципов реализации производственной деятельности, связанной с наличием действующих источников радиации, является так называемый принцип нормирования, предполагающий необходимость придерживаться установленных нормативов в отношении максимально допустимых доз облучения для людей. В свою очередь, указанные нормы устанавливаются отдельным нормативно-правовым актом — НРБ-99/2009. СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы».

Основные пределы доз

Определяемые критерии*
Максимальные уровни доз
персонал граждане
Величина эффективной дозы Усредненно 20 мЗв ежегодно в течение пяти лет, исчисляемых последовательно, однако не превышая 50 мЗв в конкретный год Усредненно 1 мЗв ежегодно в течение пяти лет, исчисляемых последовательно, однако не превышая 5 мЗв в конкретный год
Эквивалентная доза в течение года в отдельных видах тканей
хрусталик глаза** 150 мЗв 15 мЗв
кожа** 500 мЗв 50 мЗв
кисти рук и стопы 500 мЗв 50 мЗв
Дополнительная информация
* Разрешенным считается достижение обозначенных максимальных величин по всем указанным параметрам
** Доза рассчитывается на глубине 300 мг/см

Превышение пределов допустимого уровня излучения и другие нарушения требований радиационной безопасности, установленных действующим законодательством, являются наказуемыми и могут повлечь за собой наступление как административной, так и уголовной ответственности в зависимости от характера деяния и наступивших последствий.

Так, перечень санкций, которые могут быть применены к должностным и юридическим лицам, содержится в статьях 6.3 — 6.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В частности, в зависимости от того, какие именно категории населения пострадали от допущенных нарушений, и какой ущерб был им причинен, на предприятие может быть наложен штраф в размере до 150 тысяч рублей или применено приостановление его работы на срок до 90 дней.

В случае, если нарушение повлекло за собой более серьезные последствия, такие как массовое отравление или даже смерть людей, к виновному будут применены меры, зафиксированные в ст. 236 Уголовного кодекса РФ. В этом случае максимальное наказание составит до 5 лет лишения свободы.

Об обобщении практики правоприменения при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области обеспечения радиационной безопасности

27.01.2020

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан является реализация Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утв. Президентом РФ 13 октября 2018 г. № 585.

В рамках указанного направления основными задачами является обеспечение радиационной безопасности населения, последовательное снижение до социально приемлемого уровня риска техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании источников ионизирующего излучения, предупреждение чрезвычайных ситуаций и аварий на радиационно опасных объектах.

За соблюдением требований радиационной безопасности в 2019 г. проверено 98 медицинских организаций (2018 г. – 95), осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (ИИИ), из них 35 медицинских организаций стоматологического профиля (2018 г. – 27).

Проверено 30 промышленных предприятий (2018 г. – 45), использующих ИИИ. С применением лабораторно-инструментальных методов исследований обследовано 113 объектов (79%) медицинских организаций (2018 г. – 59 или 62%), использующих ИИИ, и 22 (73%) промышленных предприятий (2018 г. – 29 или 65%), использующих ИИИ.

Все объекты, осуществляющие на территории Республики Башкортостан деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случаев, если они используются в медицинской деятельности), лицензированы.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий юридических лиц, использующих ИИИ, выявлены нарушения требований санитарного законодательства в области обеспечения радиационной безопасности в медицинских организациях –361 (2018 г. – 153), на промышленных предприятиях – 121 (2018 г. – 100).

За несоблюдение требований радиационной безопасности возбуждено 157 дел об административных правонарушениях, наложено 116 мер административного наказания (2018 г. – 60), из них:

деятельность промышленных предприятий, использующих ИИИ, в виде административного штрафа – 25 и предупреждения — 2;

деятельность медицинских организаций, использующих ИИИ, в виде административного штрафа – 84 и предупреждения — 5.

38 дел об административных правонарушениях направлено на рассмотрение в судебные органы (2018 г. – 17), по которым судами принято решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа – 12 (2018 г. – 9), в виде административного приостановления деятельности – 20 (2018 г. – 7) и предупреждения – 2 (2018 г. – 1).

Доля предупреждений в общем количестве мер административного наказания составила 6% и по сравнению с 2018 г. (1,8%) увеличилась в связи с необходимостью снижения административной нагрузки на бизнес.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном ч.3.2. ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проведено 5 предварительных проверок по поступившей информации о нарушениях санитарно-эпидемиологических требований и 5 мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

По результатам государственного контроля (надзора) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 110 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, из них 99 — по результатам плановых проверок и 11 — по результатам внеплановых проверок.

В ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий, наиболее распространенными нарушениями санитарного законодательства в области обеспечения радиационной безопасности на промышленных предприятиях, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, являются:

Читайте также:  Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

Разъяснения: Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

  • Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях обеспечения безопасности граждан предусмотрена обязанность руководителей организаций принимать меры к антитеррористической защищенности объектов (территорий), препятствующие совершению террористического акта.
  • Требования антитеррористической защищенности конкретных объектов (территорий) утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения руководителями организаций и ведомств.
  • Федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Так, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) дополнена статьей 20.

35, частью 1 которой предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Частью 2 статьи 20.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение аналогичных действий в отношении объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В случае нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также воспрепятствования деятельности лиц, уполномоченных на их выполнение или обеспечение (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), предусматривается штраф: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

За аналогичные правонарушения в отношении объектов (территорий) религиозных организаций размер штрафа составит: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Законом предусмотрено, что положения части 2 статьи 20.35 КоАП РФ вступают в силу с 1 мая 2020 года.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьёй, относятся к подведомственности судей (часть 1 статьи 23.1 Кодекса).

Правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются в пределах своих полномочий должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов, а также должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации (пункты 1, 56, 103 части 2 статьи 28.3 Кодекса).

Версия для печати

Санкции за нарушение требовании норм и правил по радиационной безопасности

  • За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии со статьей 55 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
  • Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:
  • — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилищным помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
  • — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями, новым технологиям производства;
  • — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений;
  • — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитанию и обучению, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическим и микробиологическим организмам и их токсинам;
  • — невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
  • Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
  • Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.
  • Приложение 1
  • Практическая реализация основных принципов
  • Радиационной безопасности
  • Принцип обоснования
  1. В наиболее простых ситуациях проверка принципа обоснования осуществляется путем сравнения пользы и вреда:
  2. Х — (У1+У2)³0, (1)
  3. где Х — польза от применения источника излучения или условий облучения, за вычетом всех затрат на создание и эксплуатацию источника излучения или условии облучения, кроме затрат на радиационную защиту;
  4. У1 — затраты на все меры защиты;
  5. У2 — вред, наносимый здоровью людей и окружающей среде от облучения, не устраненного защитными мерами.

Разница между пользой (X) и суммой вреда (У1+У2) должна быть больше нуля, а при наличии альтернативных способов достижения пользы (X) эта разница должна быть еще и максимальной. В случае, когда невозможно достичь превышения пользы над вредом, принимается решение о неприемлемости использования данного вида источника излучения.

Должны учитываться аспекты технической и экологической безопасности.

Проверка соблюдения принципа обоснования, связанная со взвешиванием пользы и вреда от источника излучения, когда чаще всего польза и вред измеряются через различные показатели, не ограничивается только радиологическими критериями, а включает социальные, экономические, психологические и другие факторы.

Для различных источников излучения и условий облучения конкретные величины пользы имеют свои особенности (произведенная энергия от АЭС, диагностическая и другая информация, добытые природные ресурсы, обеспеченность жилищем и т.д.).

Их следует, по возможности, свести к обобщенному выражению пользы для сопоставления с возможным ущербом от облучения за одинаковые отрезки времени в виде сокращения числа чел.-лет жизни. При этом принимается, что облучение в коллективной эффективной дозе в 1 чел.

-Зв приводит к потере 1 чел.-года жизни.

  • Приоритет отдается показателям здоровья по сравнению с экономическими выгодами.
  • Медико-социальное обоснование соотношения польза-вред может быть сделано на основе количественных и качественных показателей пользы и вреда для здоровья от деятельности, связанной с облучением.
  • Для количественной оценки следует использовать неравенство:
  • У0>У2, (2)
  • где У2 имеет то же значение, что и в формуле ( 1 ),
  • У2 — вред для здоровья в результате отказа от данного вида деятельности, связанной с облучением.
  • Качественная оценка может быть выполнена с помощью формулы:
  • å((Z/Dz)-(Z0/DZ0))

Административные правонарушения, связанные с радиационной безопасностью

За последние десятилетия во всем мире произошла кардиналь­ная переоценка влияния радиационного излучения на человека II окружающую среду, связанная с крупнейшей ядерной аварией в мировой истории на Чернобыльской АЭС. В той или иной мере по­следствия аварии затронули многие страны, однако в наибольшей степени пострадали Украина, Беларусь и Россия. При этом относи­-

тельная тяжесть последствий аварии для Республики Беларусь ока­залась значительно выше, чем для соседей. Поэтому обеспечение радиационной безопасности населения в нашей стране возведено в ранг государственной политики.

Кодекс об административных правонарушениях предусмотрел четыре состава правонарушений, связанных с проблемой обеспече­ния радиационной безопасности. Это статьи 16.3—16.6.

3.1. Нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению (ст. 16.3 КоАП)

35) Самовольные вынос или вывоз с территории, за­грязненной радионуклидами, строительных материалов, топлива, сельскохозяйственной продукции, техники, ин­вентаря, продуктов питания, других предметов и иму­щества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней (ч. 1 ст. 16.3)

36) Нарушение требований режима радиационной безо­пасности в специально отграниченной зоне радиоактив­ного загрязнения местности, выразившееся в проникно­вении в эту зону, либо самовольном поселении в ней, либо занятии деятельностью, не разрешенной уполномочен­ным органом, либо уничтожении, повреждении или пере­носе знаков радиационной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграничен­ную зону радиоактивного загрязнения местности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строитель­ных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества (ч. 2 ст. 16.3)

37) Деяние, предусмотренное частью второй настоя­щей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ч. 3 ст. 16.3)

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие обес­печивать здоровье населения.

Читайте также:  Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения вы­ражается в деянии в форме действия — самовольное совершение действий, нарушающих установленный порядок обращения с радиоак­тивными материалами. Действия эти могут быть различными.

Так, ч. 1 рассматриваемой статьи запрещает самовольный вынос или вывоз с территории, загрязненной радионуклидами, строитель­ных материалов, топлива,сельскохозяйственной продукции,техни­ки, инвентаря, продуктов питания, других предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.

Часть 2 этой же статьи предусматривает нарушение требований режима радиационной безопасности в специально отграниченной »оне радиоактивного загрязнения местности, выразившееся в про­никновении в эту зону, либо самовольном поселении в ней, либо занятии деятельностью, не разрешенной уполномоченным органом, либо уничтожении, повреждении или переносе знаков радиацион­ной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграниченную зону радиоактивного загрязнения мест­ности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строи­тельных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества.

Часть 3 предусматривает совершение этих же действий, установ­ленных ч. 2, повторно в течение одного года после наложения адми­нистративного взыскания.

Режим радиационной безопасности — это комплекс мероприятий, направленных на ограничение облучения персонала и населения до наиболее низких значений дозы излучения, достигаемых средства­ми, приемлемыми для общества, и на предупреждение возникновения ранних последствий облучения и ограничение до приемлемого уровня проявлений отдаленных последствий облучения.

Для всех видов деятельности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, существуют общие и специальные требова­нии в области радиационной, экологической и санитарной безопас­ности, предусмотренные законодательством.

Так, ст. 5, 6, 9 и 14 Закона Республики Беларусь «О радиацион­ной безопасности населения»26 определяют, что государство регла­ментирует условия жизнедеятельности и особый режим проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в ре­зультате радиационной аварии.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения ра­диационной безопасности проводится уполномоченными на то орга­нами исполнительной власти.

Любая практическая деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения осу­ществляется только с разрешения соответствующего государствен­ного органа.

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питье­вая вода, а также контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы и изделия дол­жны отвечать требованиям по обеспечению радиационной безопас­ности, подлежат производственному контролю.

Статья 47 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»27 определяет, что юридические лица и индивидуальные пред­приниматели обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не обеспе­чивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными веще­ствами, а также с радиоактивными отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, под­вергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»28 определяет, что в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на население территории подразделяются на следующие зоны: зона эвакуации; зона первоочередного отселения; зона последующего от­селения; зона с правом на отселение; зона проживания с периодиче­ским радиационным контролем. Управление данными территориями осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, местны­-

26Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. 1998. № 5. Ст. 25.

27Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875.

28Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1991. № 35. Ст. 622.

ми исполнительными и распорядительными органами и республиканским органом государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Имущество и иные ценности, находящиеся на территории зон эвакуации, первоочередного и после­дующего отселения, с которых отселено население, являются собствен­ностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов.

Вывоз земли, полезных ископаемых, других материальных цен­ностей с указанных территорий допускается лишь с разрешения районных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с областными исполнительными и распорядительными орга­нами и республиканским органом государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выда­ча разрешений на вывоз домашнего имущества за пределы данных территорий осуществляется комиссиями районных и областных ис­полнительных и распорядительных органов.

Охрана общественного порядка, государственной собственно- ( in, тушение пожаров на территориях, с которых отселено населе­ние, контрольно-пропускной режим при въезде и выезде из этих зон обеспечиваются уполномоченными на то органами.

На этих террито­риине допускается иная деятельность, не санкционированная упол­номоченными на то органами. Пребывание на территории зон, где эвакуировано население, допускается только при наличии специаль­ного разрешения.

Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц в эти зоны определяются в зависимости от величины загрязне­нии радионуклидами и регулируются Советом Министров Республи­ки Беларусь, республиканским органом государственного управле­нии по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Совместное постановление Министерства здравоохранения Рес­публики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Рес­публики Беларусь № 94/57 от 30 октября 2006 г. «Об утверждении инструкции о порядке уничтожения имущества, содержащего радио-активные элементы, изъятого, арестованного или обращенного в до­ход государства»29 определяет порядок обращения с конфискован­-

29 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 201. 8/15380.

ным или обращенным в доход государства иным способом имуще­ством, загрязненным радионуклидами.

В частности определено, что, если по результатам проведения сертификации, государственной са­нитарно-гигиенической экспертизы или иных видов экспертиз иму­щества было установлено, что содержание радиоактивных элемен­тов в нем превышает допустимые уровни, установленные в Респуб­лике Беларусь, но не превышает значений, установленных для радиоактивных отходов, комиссия решает вопрос о применении иму­щества по назначению в Республике Беларусь, кроме случаев, когда для такого применения требуется получение разрешения Департа­мента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Если же по результатам проведения экспер­тизы было установлено, что содержание радиоактивных элементов в нем превышает значения, установленные для радиоактивных отхо­дов, комиссия организует рассмотрение вопроса с органами и учреж­дениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, и Проматомнадзором, которые в пределах своей компетенции при­нимают совместное решение о порядке обращения (хранения, транс­портировки, обезвреживания, захоронения) с имуществом, реализу­емое комиссией.

  • Уполномоченный орган в сроки, установленные органами и учреж­дениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, передает имущество в специализированную организацию в соот­ветствии с решением комиссии для его хранения, утилизации (ожи­дания дезактивации и (или) обезвреживания) и (или) захоронения с информацией о показателях его объема, активности, радионуклидного состава.
  • Субъектами рассматриваемых составов могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели.
  • Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Ответственность по ч. 1 состоит в наложении штрафа в разме­ре от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального пред­принимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юри­дическое лицо — до двухсот базовых величин. При этом для всех

предусмотрена конфискация предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.

По ч. 2 ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального пред­принимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юри­дическое лицо — до двухсот базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества.

По ч. 3 за повторное нарушение на физическое лицо налагается штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до четырехсот базовых величин С конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактив­ные вещества сверх допустимых уровней.

➤ Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

Существуют три вида ответственности за нарушение требований охраны труда — дисциплинарная, административная и уголовная. В статье мы расскажем о том, какие наказания предусмотрены для сотрудников, должностных и юридических лиц, и как их применяют.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности сотрудника может привлечь только работодатель. Это — его право и способ повышения трудовой дисциплины.

Любого работника, который нарушает указания инструкции по охране труда, не выполняет указания вышестоящего руководителя по обеспечению безопасности производства, отказывается носить СИЗ, или проходить медосмотр, работодатель должен привлечь к дисциплинарной ответственности.

Обязанности работников по ОТ указаны в 214 статье ТК РФ:

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
  • проходить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • проходить обязательные медосмотры и т.д.

Если сотрудник будет игнорировать требования инструкций по ОТ, и других локальных актов, а также требований НПА, работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора, или увольнения.

Читайте также:  Глава 16 АПК РФ. Приостановление производства по делу (действующая редакция)

Увольнение в этом случае возможно в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин своих обязанностей по охране труда, только в том случае, если он уже имеет дисциплинарное взыскание. Увольнение возможно также, если работник совершит однократное грубое нарушение требований ОТ.

Обратите внимание! Однократное грубое нарушение требований ОТ – это нарушение правил, которое могло привести к тяжким последствиям, авариям или катастрофам, выявленное уполномоченным по охране труда или комиссией по охране труда. Например, если прораб на стройплощадке допустил работников без спецодежды.

Также к дисциплинарной ответственности работодатель может привлечь и специалиста по ОТ, если он не будет выполнять, или будет некачественно выполнять свои должностные обязанности, и этот факт установит сам работодатель.

Если специалист по ОТ не сдаст вовремя отчетность по охране труда, работодатель может объявить ему замечание или выговор, поскольку тяжесть правонарушения не влечет за собой угрозу для жизни и здоровья работников. Поэтому уволить специалиста по ОТ за такое нарушение можно только в том случае, если в этом же календарном году он уже привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение требований ОТ.

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности за нарушение требований ОТ, работодателю необходимо получить от виновного письменное объяснение. Получив объяснительную записку, работодатель рассматривает все обстоятельства произошедшего и принимает решение: объявить замечание, выговор, или уволить.

Административная ответственность

В отличие от дисциплинарной, к административной ответственности могут привлечь организацию, и должностное лицо, которое было обязано требовать соблюдения требований ОТ сотрудников, но не сделало это, или сделало не полностью.

Привлекает к ответственности инспектор ГИТ в пределах своих полномочий. Это означает, что инспектор вправе назначить штраф, приостановить деятельность компании, а также вынести предупреждение должностному лицу. Инспектор не вправе применить дисквалификацию. Это может сделать суд.

Справка. Многие работодатели и специалисты по охране труда путают два понятия —предписание и постановление.

Предписание — это решение инспектора ГИТ, которое он выдает сразу же после проверки. В предписании сумму штрафа инспектор не указывает, а прописывает, какие действия и в какой срок должен выполнить работодатель.

Например, провести СОУТ до 1 декабря 2019 года, провести медосмотр до 1 октября 2019 года, или приостановить деятельность на 90 суток — немедленно. Оспорить предписание может районный суд по адресу места нахождения проверяющего ГИТ.

Постановление — это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Уже в постановлении должно быть указано, какой конкретно штраф установить на должностных лиц, а также на организацию.

Пример формулировки постановления

«Привлечь к ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ ООО «Торпедо» за нарушение порядка проведения СОУТ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей, а также установить штраф для должностных лиц в размере 10000 рублей на генерального директора Ильина И.В., и в размере 5000 на специалиста по охране труда Музыку В.А».

Жалобу на постановление инспектора подают в вышестоящий орган ГИТ, вышестоящему должностному лицу ГИТ или в районный суд по месту рассмотрения дела, то есть районный суд по месту совершения правонарушения. Таким местом является адрес работодателя (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Решения государственных инспекторов труда можно обжаловать как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. При этом ст. 361 ТК РФ допускает обжалование решения госинспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ — руководителю Роструда.

Чтобы быстро разобраться, как устанавливают административные штрафы, мы составили таблицу с примерами

Статья 5.27.1 Основание Пример применения
Часть 1 К ответственности привлекают за нарушения требований НПА в области ОТ, прошедших регистрацию в Минюсте России. Если сотруднику не выдали СИЗ, подлежащих декларированию, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 50000 до 80000 рублей
Часть 2 Нарушение порядка проведения СОУТ Если создать комиссию по проведению спецоценки с нарушением, штраф для должностных лиц может составить от 5000 до 10000 рублей. Юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60000 до 80000 рублей
Часть 3 Допуск сотрудников без обучения по ОТ или без медосмотров и (или) психиатрического освидетельствования Если в компании не провели предварительный, предсменный или периодический медосмотр, штраф для должностных лиц может составить от 15000 до 25000рублей, а для юридических лиц — от 110000 до 130000 рублей
Часть 4 Необеспечение работников СИЗ Если работнику не выдали СИЗ 2 класса, а это — средства индивидуальной защиты, подлежащие сертификации, то штраф может составить 130000 — 150000 рублей, а для ответственных лиц от 20000 до 30000 рублей
Часть 5 Повторное нарушение требований ОТ Если в течение календарного года организацию, а также должностное лицо уже привлекали к ответственности по аналогичным нарушениям, штраф для уполномоченных лиц может составить от 30000 до 40000 рублей, или могут применить дисквалификацию. Организацию в этом случае оштрафуют на сумму до 200000 рублей, или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток

Рассмотрим подробнее, что такое дисквалификация. Это вид административного наказания. Его устанавливает суд.

Физическое лицо могут по решению суда лишить права занимать должности руководителя, а также должностного лица, который выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Срок дисквалификации суд устанавливает в зависимости от тяжести обвинения и наличия в прошлом у дисквалифицируемого лица аналогичных правонарушений. Он может составить от 6 месяцев до 3 лет.

Уголовная ответственность

Только суд может привлечь должностное лицо к уголовной ответственности. Ходатайствует о наказании прокурор. Для этого следователь следственного органа, который проводил расследование несчастного случая, аварии, катастрофы, готовит обвинительное заключение и передает его прокурору. Прокурор рассматривает дело, и в суде представляет сторону обвинения.

Уголовное наказание на организацию не устанавливают. Поэтому провинившийся работодатель или его должностные лица могут быть привлечены как физические лица к уголовной ответственности, а само предприятие — к административной.

Какая ответственность за нарушение ОТ наступит в конкретном случае, зависит от тяжести случившегося, а также от количества пострадавших.

Виды нарушения ОТ, подлежащие уголовному преследованию:

  • принудительные, исправительные, обязательные работы
  • лишение свободы

Специалиста по ОТ могут привлечь к уголовной ответственности в том случае, если он не принял меры к устранению нарушений правил ОТ. Например, если отсутствовал контроль за ОТ в подразделении, и это привело к несчастному случаю с тяжелым исходом — групповым, смертельным.

Руководителя предприятия и главного инженера могут привлечены к уголовной ответственности, если они выдадут указания, противоречащие правилам по ОТ.

Пример:

Из-за ошибочных указаний главного энергетика ООО «Феникс» смертельно пострадал электромонтер. Он находился на опоре ЛЭП, когда было подано рабочее напряжение, включенное по указанию должностного лица.

Главного энергетика привлекли к ответственности по части 2 в статье 143 УК РФ с лишением свободы, так как его действия прямо привели к трагедии. При этом ООО «Феникс» получило административный штраф по части 1 статьи 5.27.

1 КоАП за нарушение требований правил по охране труда в электроустановках.

Также привлечь к уголовной ответственности могут прораба и ответственного руководителя работ по наряду-допуску, если они должны были обеспечить соблюдение требования ОТ, но не сделали этого.

Например, в плане производства работ было указано проверить наличие газов в колодце, но прораб дал указание спускаться в колодец без проверки газоанализатора. Это привело к отравлению работника. В этом случае суд может привлечь прораба к ответственности по ч.1 ст. 143 УК РФ. Ему будут грозить исправительные работы или к лишению свободы до 1 года.

Смерть человека, согласно ч.2 данной статьи может привести или к принудительным работам, или к лишению свободы до 4 лет. А вот если преступные действие или бездействие ответственных лиц повлекут за собой смерть 2 и более человек, суд применит 3 часть статьи 143 УК РФ — лишение свободы на 5 лет, или на этот же срок принудительные работы.

Кроме того, в уголовном законодательстве есть такая норма как запрет заниматься определенными видами деятельности.

Ссылка на основную публикацию