Статья 24. ответственность должностных лиц

   Под халатностью законодатель Российской Федерации понимает невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих должностных обязанностей,  вследствие отсутствия со стороны виновного должного, добросовестного  подхода к выполнению своей трудовой деятельности, повлекший негативные последствия для общества.

   Защита опытного адвоката по уголовным делам  Вам необходима, поскольку в зависимости от конкретных обстоятельств дела, данной статьей предусмотрено наказание в лишении свободы.

Статья 24. Ответственность должностных лиц

Административная ответственность за халатность

   В КоАП РФ отсутствует самостоятельный состав за халатность.

Однако, это совсем не означает, что, если не будет достаточных оснований для привлечения по уголовной статье, то лицо избежит и административной ответственности, поскольку КоАП РФ у нас содержит достаточно большой перечень нарушений, и в случае допущения определенных нарушений, должностное лицо может быть привлечено к ответственности по КоАП РФ.

   Так в статье 2.4. КоАП РФ сказано, что к административке подлежат привлечению лица при этом должностные, которые совершили правонарушение, в связи с тем, что не исполняли или ненадлежащим образом исполняли свои обязанности.

   Административная ответственность граничит с уголовной: если привлекают к административной, значит недостаточно оснований для привлечения к уголовной, и, наоборот, если состав преступления на лицо, то ни о какой административной ответственности речи быть не может.

Уголовная ответственность за халатность

Статья 24. Ответственность должностных лиц

   Под крупным ущербом в статье понимается сумма, которая не превышает 1 млн. 500 тыс. р., если действия или бездействие должностного лица не привели к такому ущербу, а также к более тяжким последствиям, то можно считать, что ему повезло.

  • Если рассматривать составы статьи 293 УК РФ, то санкция части 1 предусматривает подсудимому наказание в виде штрафа до 120 тыс.р. или в размере его зарплаты за период до 1 года. Либо лицу могут быть назначены обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные — до 1 года, или же арест до 3-х месяцев.
  • Если халатность лица причинила особо крупный ущерб (превышает 7 млн. 500 тыс. р.), то ему грозит штраф в размере от 200 тыс.р. до 500 тыс.р. или в размере зарплаты от 1 года до 3-х лет, при этом он может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет. Могут быть назначены обязательные работы сроком до 480 часов, либо исправительные – на срок до 3-х лет, или может быть назначен арест на срок до 6 месяцев.
  • Если халатность причинила тяжкий вред здоровью или смерть человека, то лицу грозит наказание в виде исправительных работ на срок до 5-ти лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, или лишение свободы сроком до 5-ти лет и также может быть назначено лишение права на занятие должностей или определенной деятельностью сроком до 3-х лет.

   В ситуации, когда из-за халатности погибло 2 и более человек, лицу грозят те же виды наказания, какие указаны в предыдущем абзаце, за тем лишь исключением, что лишение свободы может быть назначено до 7 лет.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео о защите прав обвиняемого адвокатом и подписывайтесь на наш канал YouTube, вам станет доступна бесплатная юридическая помощь адвоката через комментарии к видеоролику.

Как привлечь к уголовной ответственности за халатность?

   Уголовное дело за халатность возбуждается по результатам проверок правоохранительных органов. Начать проводить проверку органы могут на основании заявления потерпевшей о привлечении к ответственности:

  1. Составляем заявление о возбуждении уголовного дела по составу халатность. Не нужно слишком много писать в процессуальном документе, важно, чтобы правоохранители поняли суть события. Пишите больше фактов того, что случилось, помогут разобраться более оперативно. Укажите данные лиц, которым что-то известно о событии, а также адреса или координаты, как их найти. Приложите доказательства, если таковые имеются
  2. Подача заявления в полицию. Обратиться с заявлением нужно в отдел полиции по адресу, где случилось преступление. Не переживайте что-то напутать, если получатель окажется не тот, то заявление все равно обязаны принять и направить его в другой отдел уже без Вашей помощи
  3. Отслеживайте результат рассмотрения заявления о халатности. Контролируйте принятые процессуальные решения по Вашему обращений, если будет отказ в возбуждении уголовного дела, то воспользуйтесь правом на обжалование с целью получения результата привлечения виновного к ответственности
  4. Участвуйте в следственных действиях и в суде в качестве потерпевшего по делу
  5. Обжалуйте приговора, если решением суда было назначено слишком мягкое наказание по уголовному делу

ПОЛЕЗНО: читайте болше про порядок привлечения к уголовной ответственности виновного, а также смотрите видео по теме

Как защищаться от обвинения в халатности?

   Что делать, если обвиняют в халатности? Какие действия необходимо предпринять, для всестороннего рассмотрения дела по обвинению в халатности? Давайте разбираться:

  1. В рамках защиты и юридической помощи, адвокат может провести в интересах своего доверителя уголовно правовой анализ Вашего дела. Данная процессуальная услуга имеет своей целью максимальное ознакомление адвоката по халатности с Вашим делом, выявление всех процессуальных положений, которые были допущены следствием, выявление норм, которые были проигнорированы при проведении следственных действий, поиск линии защиты и согласование позиции с Вами.
  2. Также защитник будет присутствовать и помогать Вам при допросе в полиции разъясняя Ваши права и предотвращая нарушения со стороны следствия.
  3. Но для наиболее эффективной и успешной защиты,  а как следствие уклонения от уголовной ответственности у адвоката есть право на проведение, независимого ни от  чего, адвокатского расследования, что делает его очень действенным инструментом защиты Ваших прав. В ходе независимого расследования будут предприняты следующие меры для защиты подозреваемого или обвиняемого, в зависимости от Вашего процессуального положения.
  4. Будут установлены свидетели, которые смогут подтвердить, что свои должностные инструкции и обязательства Вы исполняли в полном объеме;
  5. Будет определен и выявлен круг доказательств, которые будут свидетельствовать об отсутствии причинно-следственной связи между Вашими действиями (бездействием) и наступившими последствиями;
  6. Будет составлено ходатайство о проведении медицинской экспертизы, что бы оспорить размер причиненного вреда, доказывать, что фактически имеет место средний вред здоровью, назначение оценочной экспертизы, с целью установить размер материального ущерба;
  7. В случае, если по Вашему делу уже на данной стадии имеется судебное решение с назначенным наказанием – мы проведем процедуру обжалования приговора с целью получения максимально мягкого наказания.

Помощь адвоката по составу халатность в Екатеринбурге

   Как следует из вышеперечисленного для привлечения Вас к уголовной ответственности как обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ (халатность), необходимо как минимум, наличие у Вас определенной должности, не выполнение Вами должностных обязанностей или должностных инструкций, наступивший, в результате действий (бездействия) с вашей стороны, вред.

   Чем раньше на защиту Ваших прав и интересов встанет квалифицированный адвокат по халатности, который имеет опыт по защите людей, подозреваемых, либо обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, тем больше шансов на справедливое и всестороннее рассмотрение Вашего дела.

   Не нужно думать о том, как поступить завтра, что бы, не быть обвиненным в совершении преступления, необходимо защищаться уже сегодня.

Отзыв о защите с помощью нашего адвоката по уголовным делам

  • наши материалы по работе адвоката:
  • Узнайте о нашем направлении защита потерпевшего по ссылке
  • Все о процессе условно досрочное освобождение с нашей помощью

Статья 24. Ответственность должностных лиц

Статья 24. Ответственность должностных лиц

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Защита персональных данных. Административная и уголовная ответственность

Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Основные положения

Ранее ст. 85 ТК РФ гласила, что персональные данные работника — это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника — это получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.

Данная статья ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 7.05.13 г.

№ 99-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Федерального закона «О персональных данных»).

В настоящее время ст. 86 ТК РФ регламентирует, что в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:

обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества; при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами; все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение; работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами; работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами; при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения; защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами; работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области (постановление ФАС Московского округа от 27.11.06 г. по делу № КА-А40/11424–06); работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны; работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

  • Контроль и надзор за обработкой персональных данных
  • Защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.
  • Работодатель обязан обеспечить такой порядок хранения персональных данных, который бы ограничивал несанкционированный доступ к ним.
  • Право доступа к персональным данным работника имеют:
  • руководитель организации, работо­да­тель — индивидуальный пред­при­ни­ма­тель; непосредственный руководитель работ­ника; начальник отдела кадров; сотрудники отдела кадров.
  • При работе с документами, содержащими персональные данные, работниками, прежде всего отдела кадров, должен соблюдаться принцип конфиденциальности персональных данных.
Читайте также:  Статья 31. совет адвокатской палаты

Можно рекомендовать для отдела кадров все документы, содержащие персональные данные работников, прежде всего это личные дела, картотеки, учетные журналы хранить в рабочее и нерабочее время в специально оборудованных шкафах или сейфах, которые запираются и опечатываются. Трудовые книжки работников хранить в сейфе отдельно от личных дел. В конце рабочего дня все личные дела должны сдаваться в отдел кадров.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных осуществляется в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.07.06 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. Таким органом является сегодня Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (постановление Правительства РФ от 16.03.09 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).

  1. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.
  2. При этом в отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.
  3. При уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных создается на общественных началах консультативный совет, порядок формирования и порядок деятельности которого определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Ответственность должностных лиц за нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

11 июля 2011 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации №199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этот Федеральный закон вступил в силу с 24 июля 2011 г. и дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ новой нормой следующего содержания:

«Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.39 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

Приведенная новелла административного законодательства эффективно применяется для обеспечения реальной реализации прав граждан на оказание любых видов положенных им государственных услуг.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.

59 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с порядком рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.

Состав данного административного правонарушения не распространяется на общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления гражданам информации в любой сфере общественной жизни (ст.5.39).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет нарушение установленного действующим российским законодательством порядка рассмотрения обращений граждан публичными должностными лицами.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место вне зависимости от наличия либо отсутствия вредных для потерпевшего последствий.

Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено: в форме действия (например, должностное лицо требует от гражданина заявителя приложения к его заявлению документов, которые не предусмотрены перечнем, утвержденным в установленном законом порядке) и в форме бездействия (например, должностное лицо, обязанное запросить в другом государственном органе (учреждении) определенные документы, не оформляет и не отсылает соответствующего запроса, т. е. бездействует).

Потерпевшим будет гражданин, который подал должностному лицу (или в государственный орган, орган местного самоуправления) заявление, рассмотренное с нарушением установленного законом порядка (в том числе не рассмотренное вовсе).

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, окончено в момент нарушения должностным лицом хотя бы одного правила из порядка рассмотрения обращения гражданина, предусмотренного действующим законодательством, а именно Федеральным Законом Российской Федерации №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются только прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Следовательно, заявление о привлечении конкретного должностного лица к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ потерпевшему необходимо подавать на имя соответствующего прокурора.

Санкция ст. 5.59 КоАП РФ по своему содержанию относительно определенная и предусматривает единственный вид административного наказания, который может быть применен к правонарушителю: денежный штраф, нижняя граница размера которого определена законодателем в 5000 руб., а верхняя – в 10 000 руб.

Рассматриваются административные дела, возбужденные по ст. 5.59 КоАП РФ, судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 5.59 КоАП РФ предусматривает действенный антикоррупционный механизм.

Теперь каждый гражданин, заявление которого не рассмотрено либо рассмотрено (рассматривается) с нарушением действующего законодательства, вправе воздействовать на нерадивого чиновника через судебно-прокурорский тандем посредством привлечения его к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ и наложения административного наказания, размер которого довольно ощутим для среднего российского государственного или муниципального служащего.

Старший помощник прокурора округа    И.В.Попова

Верховный суд обобщил практику по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица

24.08.2020

Примерное время чтения: 6 мин.

Сергей Таут Александр Панов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует об утверждении Президиумом Верховного Суда РФ Обзора судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ (далее – Обзор).

1. Общая информация

Статья 19.28 КоАП РФ появилась в российском праве ввиду международных обязательств России, в силу которых требовалось установить ответственность юридических лиц за коррупционные деяния.

Схематическое изображение состава правонарушения ст. 19.28 КоАП РФ:

Действия, за которые установлена ответственность Лица, выступающие получателями незаконного вознаграждения Предмет незаконного вознаграждения Цель незаконного вознаграждения
  • Передача незаконного вознаграждения;
  • Предложение незаконного вознаграждения;
  • Обещание незаконного вознаграждения.
  • Должностное лицо;
  • Иностранное должностное лицо;
  • Должностное лицо публичной международной организации;
  • Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой/некоммерческой организации.
  • Ценные бумаги;
  • Услуги имущественного характера;
  • Имущественные права, а также иное имущество.
  • Совершение получателем действия (бездействия), связанного с занимаемым служебным положением.

Большинство правовых позиций, изложенных Верховным судом в Обзоре, не являются инновационными, так как уже долгое время поддерживались судами различных инстанций. Тем не менее, Обзор стал первым разъясняющим актом, посвященным проблемам правоприменения ст. 19.28 КоАП РФ.

Генеральной прокуратурой России ведется Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП, согласно которому за коррупцию к ответсвенности было привлечено более 1300 юридических лиц.

2. Ответственность организаций за коррупционные проявления

Соотношение административной и уголовной ответственности

В Обзоре Верховный суд поддерживает уже сложившуюся практику, в соответствии с которой отсутствие обвинительного приговора в отношении физического лица, действующего от имени/в интересах юридического лица, не препятствует привлечению к ответственности самого юридического лица за предоставление незаконного вознаграждения.

В Обзоре цитируется дело, исходя из обстоятельств которого уголовное дело в отношении должностного лица компании еще не было передано в суд, однако суд счел, что материалов дела об административном правонарушении достаточно для подтверждения факта передачи взятки в интересах компании, тем самым признав компанию виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.

Читайте также:  Статья 31. права застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений

Вместе с этим верно и обратное: привлечение физического лица к уголовной ответственности не освобождает компанию, в интересах/от имени которой действовало физическое лицо, от административной ответственности за предоставление незаконного вознаграждения.

В подтверждение данной позиции в Обзоре приведено дело, в котором суд субъекта РФ отменил решение нижестоящего суда о прекращении дела по ст. 19.28 КоАП РФ ввиду возбуждения уголовного дела о взяточничестве в отношении должностного лица компании.

Логика о независимости административной ответственности от уголовной нашла отражение и в части освобождения от ответственности: освобождение физического лица от уголовной ответственности за дачу взятки не является достаточным основанием для освобождения организации от административной ответственности за предоставление незаконного вознаграждения.

Размер штрафа

В Обзоре напоминается, что к санкции ст. 19.28 КоАП РФ применимы общие правила о назначении административного наказания (ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1.

КоАП РФ), в соответствии с которыми суд при исключительных обстоятельствах, связанных с характером совершенного правонарушения, его последствиями, а также имущественными и финансовым положением организации, вправе сократить размер штрафа, при этом взыскав не менее половины суммы, предусмотренной санкцией.

Напомним, что в случае выявления коррупционного правонарушения, выразившегося в незаконном вознаграждении от имени юридического лица, организациям грозит «кратный» штраф в размере от 1 млн до 100 млн рублей и даже выше (ст. 19.28 КоАП РФ).

Конфискация имущества

С недавних пор в целях повышения плохо собираемых штрафов по ст. 19.28 КоАП РФ органы прокуратуры активно применяют новеллу, вступившую в силу в 2018 году – ст. 27.20 КоАП РФ (арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Касательно конфискации имущества по статье 27.20 КоАП РФ Верховный суд указывает, что факт приобщения предмета административного правонарушения к материалам уголовного дела или его обращения в доход государства по приговору суда не является препятствием для ареста имущества. В таких случаях вопрос об исполнении конфискации подлежит рассмотрению в рамках исполнительного производства.

Освобождение от ответственности

Согласно примечанию 5 к ст. 19.

28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за коррупционные проявления, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

ВС РФ указывает, что действия, вследствие которых юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности, должны оцениваться судами только в совокупности. По этой причине для освобождения от ответственности юридическому лицу недостаточно совершить лишь одно из указанных в примечании действий.

3. Квалификация действий как совершенных от имени/в интересах юридического лица

Верховный суд называет признаки, которые с наибольшей вероятностью свидетельствуют о том, что лицо действовало от имени организации:

  • лицо представляет организацию в силу закона, устава организации или доверенности;
  • лицо является должностным лицом организации или выполняет в ней управленческие функции.

В свою очередь о действиях лица в интересах организации свидетельствуют указание, осведомленность или одобрение данных действий лицами, уполномоченными действовать от имени такой организации.

При этом в обязательном порядке подлежит доказыванию наличие экономической или иной заинтересованности организации в совершении действий, за которые физическое лицо передало/предложило/обещало незаконное вознаграждение.

4. Предложение и обещание незаконного вознаграждения

Согласно ст. 19.28 КоАП РФ административной ответственности подлежат действия, заключающиеся не только в передаче незаконного вознаграждения, но и в его предложении/обещании. ВС РФ раскрывает, что понимается под предложением/обещанием незаконного вознаграждения.

Под предложением незаконного вознаграждения следует понимать выраженное в любой форме и любыми средствами сообщение о возможном предоставлении незаконного вознаграждения. Под обещанием незаконного вознаграждения понимается добровольное обязательство лица предоставить незаконное вознаграждение незамедлительно или в будущем.

Для того, чтобы можно было рассматривать предложение/обещание незаконного вознаграждения как административное нарушение, они должны:

  • носить явно выраженный характер;
  • быть адресованными конкретному лицу;
  • иметь недвусмысленное содержание.
Напоминаем, что обещание/предложение незаконного вознаграждения является оконченным правонарушением с момента совершения действия вне зависимости от факта реализации обещания/предложения.

5. Передача вознаграждения в несколько этапов или систематически

В случае, если незаконное вознаграждение предоставлялось в несколько этапов или систематически, но в рамках одной договоренности, то для квалификации этих действий следует исходить из общей суммы переданных денежных средств или из общей стоимости оказанных услуг/предоставленных прав.

Подсудность в таких случаях определяется по последнему месту предоставления незаконного вознаграждения.

О чем подумать, что сделать

С целью минимизации вероятности привлечения компании к административной ответственности за коррупционные проявления представляется важным проанализировать и оценить возможные коррупционные риски в деятельности организации (составив карту коррупционных рисков), инициировать разработку/обновление внутренних антикоррупционных документов и организовать обучение сотрудников основам противодействия коррупционным правонарушениям.

Стоит отметить, что наличие в компании эффективной комплаенс-системы может позволить задействовать специальное основание освобождения от ответственности – способствование выявлению правонарушения, проведению расследования, выявлению, раскрытию правонарушения или связанного с ним преступления.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают разносторонним опытом работы по вопросам внедрения мер антикоррупционного комплаенса в крупнейших компаниях, проведения антикоррупционных расследований, участия в сложных трудовых спорах.

Мы готовы оказать необходимую правовую поддержку при разработке и практическом внедрении необходимых антикоррупционных политик, локальных нормативных актов, политик по применению мер поощрения и мер ответственности к работникам при выполнении либо нарушении ими своих обязанностей в связи с предупреждением и недопущением коррупции.

Правомерно ли привлекать к ответственности по факту одной проверки) по одной и той же статье КоАП одновременно юридическое лицо и его директора?

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Проблемы хоз. субъектов — деятельность, создание, ликвидация, долги » Правомерно ли привлекать к ответственности по факту одной проверки) по одной и той же статье КоАП одновременно юридическое лицо и его директора?

Распечатать

Вопрос:

В отношении юридического лица (ООО) была проведена внеплановая выездная проверка Управлением Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по факту не выполнения п.п.5-10 Предписания.

Постановлением мирового судьи ООО привлечено к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, назначено административное .наказание в виде взыскания штрафа за не выполнение п.п.5-10 Предписания.

Постановлением по делу об административном правонарушении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору к административной ответственности привлечен директор ООО по ч.8 ст.19.5 КоАП РФ за нарушение пп.7,8,9,10 Предписания и назначено административное наказание в виде взыскания штрафа.

Правомерно ли привлекать к ответственности по факту одной проверки по одной и той же статье КоАП (части статьи разные) одновременно юридическое лицо и его генерального директора?

Ответ:

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ

редств или огнестрельного оружия, первую помощь; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)

  • доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  • Статья 14. Применение физической силы
  • Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.
  • Статья 15. Применение специальных средств
  • Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:
  • 1) отражения нападения на охраняемые объекты;
  • 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;
  • 3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;
  • 4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • 5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;
  • 6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.
  • В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:
  • резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 части первой настоящей статьи;
  • слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой настоящей статьи;
  • наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 4 части первой настоящей статьи;
  • средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;
  • служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части первой настоящей статьи.
  • Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.
  • В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.
  • Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
  • Статья 16. Применение огнестрельного оружия
  • Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:
  • 1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
  • 2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;
  • 3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • 4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;
  • 5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
  • 6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.
  • Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:
  • оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;
  • совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
  • Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны
  • Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.
  • Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.
  • ГЛАВА V. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
  • Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны
  • Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
  • Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 28.1. общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на чернобыльской аэс

Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Обязательное страхование работников ведомственной охраны

Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных государственных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) за счет средств собственников охраняемых объектов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  1. В случае причинения вреда жизни или здоровью работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей причиненный вред подлежит возмещению в порядке и объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  2. Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны
  3. На работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты работникам ведомственной охраны. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  • Статья 21. Право работников ведомственной охраны на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
  • Работники ведомственной охраны в целях защиты своих прав и законных интересов, связанных с исполнением должностных обязанностей, вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).
  • ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
  • Статья 22. Контроль за деятельностью ведомственной охраны

Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, за исключением контроля за деятельностью ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  1. Статья 23. Прокурорский надзор за деятельностью ведомственной охраны
  2. Надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
  3. ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. Статья 24. Обжалование неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны
  5. Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников ведомственной охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) вышестоящим органам (должностным лицам) ведомственной охраны и (или) в суд.
  6. Статья 25. Ответственность работников ведомственной охраны

Неправомерные действия (бездействие) работников ведомственной охраны влекут установленную законом ответственность. Вред, причиненный собственнику охраняемого объекта, другим физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Распространение действия настоящего Федерального закона в отношении отдельных организаций

Действие настоящего Федерального закона, за исключением статей 5, 8 и 9 настоящего Федерального закона, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Работники указанных подразделений используют специальные средства и боевое ручное стрелковое оружие, принятые на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации. Специальные средства, виды, типы и модели боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также нормы обеспечения ими работников указанных подразделений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

  • Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.
  • Президент Российской Федерации                              Б.Ельцин
  • Москва, Кремль
  • 14 апреля 1999 года
  • № 77-ФЗ
Ссылка на основную публикацию