Мнение эксперта 14 минут 27/07/2020 читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме
Минприроды опубликовало проект нового перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Это один из самых опасных для экосистемы Байкала документов последнего времени.
Разберу по пунктам, чем так уж плох этот проект. Пожалуйста, заварите себе чаю, сделайте кофе или разведите в кружке варенье — это долгий разговор.
Перечень «запрещённого» во многих случаях не будет действовать
Согласно 2-му пункту нового документа, этот самый перечень не распространяется на инвестиционные проекты, реализуемые на основании актов федерального правительства, указов, распоряжений, поручений президента России.
Таким образом, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории можно реализовать любой инвестпроект, если он разрабатывается на основании постановлений или распоряжений правительства либо указов, распоряжений и даже поручений Владимира Путина.
Что такое распоряжение правительства? Разберём на примере того же Байкала.
Вот, например, распоряжение правительства о внесении изменений в распределение объёмов субсидий на модернизацию и строительство очистных сооружений для очистки загрязнённых сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, укрепление берегов озера Байкал, совершенствование и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Чисто хозяйственное решение, в данном случае правильное.
Однако, если новый перечень будет принят, таким распоряжением фактически можно будет разрешить строить на Байкале любой объект, хоть целлюлозно-бумажный комбинат, хоть атомную станцию.
Или разрабатывать то же Холодненское месторождение полиметаллических руд, отмены лицензии на разработку которого удалось добиться именно благодаря тому, что эта деятельность запрещена в центральной экологической зоне озера.
А статус поручения ещё ниже.
Например, глава какого-нибудь из байкальских регионов может написать президенту, что есть инвесторы для производства, например, бумаги на Байкале, и президент поручит правительству рассмотреть это предложение. И формально это будет являться поручением. Вот и всё: стройте завод, рубите лес.
- Помимо этого, 2-й пункт нового перечня прямо противоречит федеральному закону «Об охране озера Байкал». Статья №5 этого закона говорит:
- «В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:— приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;
- — сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития».
- Смотрим 6-ю статью того же федерального закона об охране озера:
- «На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал».
Перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне, утверждает федеральное правительство. То есть если какие-то виды деятельности запрещены перечнем, вести их на Байкале нельзя. И никаких исключений закон не делает. Новый же документ говорит, что если правительство или президент одобрят, то — пожалуйста.
Стоит помнить, что принятый Государственной думой 15 июля 2020 года федеральный закон разрешает до конца 2024 года не проводить экологическую экспертизу инвестиционных проектов, предусматривающих возведение объектов капитального строительства для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
А это значит, что расширение железной дороги и строительство инфраструктуры к ней на берегах озера не только не могут быть запрещены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (а новый перечень такое разрешает), но и не будут проходить предварительной оценки на предмет их экологической безопасности. Из-за этого могут повториться аварии и катастрофы, аналогичные по своему масштабу Норильской.
Принятие нового перечня в текущей редакции приведёт к существенному нарушению уникальной экосистемы озера Байкал, ухудшению ее природоохранного, рекреационного, водорегулирующего потенциала, что, безусловно, отрицательно скажется на качестве жизни людей, как проживающих на прилегающих к озеру территориях Иркутской области и Республики Бурятия, так и приезжающих на Байкал со всей территории страны.
21 июля 2020 года Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей России к 2030 году, является экологическое оздоровление озера Байкал.
Поэтому предложение Минприроды законодательно закрепить возможность строительства на Байкале практически любого объекта плохо стыкуется с необходимостью выполнения этих задач.
Нельзя забывать и про то, что озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Его включили в список при условии, что будет принят специальный закон об охране озера.
Именно так появился федеральный закон об охране Байкала, который устанавливает необходимость специальных ограничений (перечень запрещенных видов деятельности) в центральной экологической зоне, границы которой совпадают с границами объекта всемирного наследия.
Новый перечень не только не следует нормам федерального закона о Байкале, он ещё и противоречит сам себе. Его принятие станет грубым нарушением международных договорённостей России и повлечёт за собой перевод объекта ЮНЕСКО «Озеро Байкал» в позорный для любой цивилизованной страны список всемирного наследия, находящегося под угрозой.
Проект ссылается на нормы, которые подлежат отмене
Новый перечень содержит большое количество отсылочных норм — он опирается на нормы других нормативных правовых актов — в отличие от действующего перечня: там-то были прописаны конкретные виды деятельности.
Например, согласно 11 пункту запрещается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определённых в соответствии с Критериями отнесения объектов к I, II, III и IV категории опасности, утвержденными постановлением правительства № 1029 в 2015 году. Столь запутанная схема норм крайне затрудняет их применение людьми, не имеющими специального юридического образования.
Но самое «замечательное» в том, что постановление Правительства № 1029, на которое ссылается новый перечень, подлежит отмене с 1 января 2021 года в рамках того же механизма «регуляторной гильотины», отменяющего и действующий байкальский перечень.
То есть новый перечень запрещённой на Байкале деятельности, который вступит в силу с 1 января 2021 года, ссылается на постановление, которое с 1 января будет отменено.
А до тех пор, пока новое постановление о критериях не принято, невозможно точно сказать, какие объекты будут отнесены к I, II, III и IV категории опасности, а значит тут явно имеет место неопределенность правовой нормы.
Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, к коррупциогенным факторам относится наличие бланкетных и отсылочных норм. Проект нового байкальского перечня именно их и содержит.
Запрет на строительство очистных сооружений
Согласно упомянутому постановлению 1029, ко II категории опасности относится деятельность по сбору и обработке сточных вод, а именно — строительство канализации. Все остальные очистные сооружения должны относиться к III категории. Таким образом по новому перечню их установка в центральной экологической зоне будет запрещена.
Речь идёт обо всех очистных сооружениях, которые должны быть построены в населённых пунктах и на туристических базах по берегам Байкала. И раз строительство очистных сооружений будет запрещено, в Байкал и дальше будут поступать неочищенные стоки, что приведёт к ещё большему загрязнению озера и разрастанию зловредной водоросли спирогиры. Воздействие на экосистему Байкала возрастёт.
«Санитарно-оздоровительные рубки»
Во-первых, что это вообще такое, «санитарно-оздоровительное»? Но пойдём по порядку с самого начала по 3-му пункту проекта. В нём запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах — всех видов рубок, за исключением предусмотренных пунктом 4 настоящего перечня.
Из текста пункта не ясно, относятся ли слова «за исключением предусмотренных пунктом 4 настоящего Перечня» ко всему пункту или только к кедровым лесам.
4-й пункт перечня запрещает санитарно-оздоровительные рубки погибших и повреждённых лесных насаждений, за исключением указанных рубок при введённом режиме чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера, связанной с распространением вредителей леса, и (или) за пределами границ зоны чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера.
При этом в действующем законодательстве отсутствует понятие «санитарно-оздоровительные рубки».
Есть понятие «санитарные рубки», которые бывают как выборочные, так и сплошные, и «санитарно-оздоровительные мероприятия», в число которых входят и сплошные, и выборочные санитарные рубки, а также рубка аварийных деревьев и уборка захламлённости согласно Лесному кодексу и Правилам осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.
То есть, исходя из текста этих двух пунктов нового байкальского перечня, в случае введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с вредителями леса (такого ещё никто никогда не вводил), в том числе регионального характера, в кедровых лесах — а возможно и не только в них — может быть разрешено проведение как выборочных рубок, так и сплошных санитарных рубок, причем не только погибших, но и повреждённых (то есть живых) деревьев.
Режим ЧС регионального уровня вводят органы власти субъектов федерации. Вот только в действующем законодательстве отсутствует специальный порядок введения режима ЧС, связанного со вспышкой вредителей.
Если губернатор региона объявит о введении режима ЧС из-за вредителей, тогда в центральной экологической зоне можно будет провести сплошные санитарных рубки.
Вот только федеральным законом «Об охране озера Байкал» (а именно — в 11 статье) сплошные рубки в центральной экологической зоне запрещены. То есть, 3-й и 4-й пункты нового перечня противоречат федеральному законодательству.
Если предлагаемый Минприроды перечень примут и сплошные санитарные рубки вблизи Байкала разрешат проводить без учёта специфики этой уникальной территории, это неизбежно приведёт к значительному росту масштабов лесных пожаров и загрязнения озера. Почему так? Основных причин две.
Во-первых, в рамках существующей системы управления лесами сплошные санитарные рубки могжно проводить в сколько-нибудь значительных масштабах только как коммерческие мероприятия — за счет доходов от продажи заготавливаемой древесины.
При существующем и предполагаемом на ближайшие годы уровне финансирования лесного хозяйства, в том числе переданных Бурятии и Иркутской области лесных полномочий, новым бюджетным деньгам на проведение сколько-нибудь значительных площадей санитарных рубок на Байкале взяться будет неоткуда.
Перераспределение же существующих денег в пользу расходов на санитарные рубки неизбежно приведёт к снижению защиты лесов от пожаров.
Пожарные добровольцы помогают защищать леса вокруг Байкала от огня, но и их силы не безграничны. Фото © Юлия Петренко / Greenpeace
Рубки будут назначать в первую очередь на участках с наибольшими запасами коммерчески ценной древесины, на которых по формальным основаниям можно назначить сплошную санитарную рубку.
А действующая система правил в сфере санитарной безопасности устроена так, что при желании обосновать назначение сплошной санитарной рубки можно практически в любом диком лесу, тем более в лесу, хотя бы немного затронутым пожаром — таких на Байкале большинство.
И сложившаяся практика проведения санитарных рубок в российских лесах такова, что их используют как способ обхождения запретов и ограничений на коммерческую заготовку древесины, нежели в качестве санитарно-оздоровительного мероприятия.
Наглядным примером этого служит ситуация в государственном природном заказнике «Туколонь» в Иркутской области, где под видом санитарной рубки провели заготовку древесины на миллионы рублей.
«Строить социальные объекты на Байкале станет проще, но споры не прекратятся»
Эта норма не касается Центральной экологической зоны и особо охраняемых природных территорий (в том числе нацпарков): для них сохраняются прежние требования.
Новые нормы вводятся Федеральным законом №440-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального Закона „Об экологической экспертизе“ и статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации», принятым 16 декабря 2019 года.
О том, что можно ожидать в связи с изменением законодательства, рассказала управляющий партнер, руководитель практики судебных процессов и экспертиз Межрегиональной экспертной службы Legal-FS Юлия Саенко.
Государственная экологическая экспертиза в последние пять лет стала настоящим проклятием для огромной территории вокруг Байкала, в том числе для населенных пунктов, находящихся на удалении 100 и более км от озера. Почему это произошло?
— Законом о Байкале было установлено экологическое зонирование Байкалькой природной территории, которая включает: центральную, буферную зоны и зону атмосферного влияния.
И в этом же документе был установлен принцип обязательности государственной экологической экспертизы. Но он начал действовать не сразу, потому что не было соответствующего правового механизма. Он появился только в 2014 году, когда вступил в силу закон от 28.06.
2014 № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
И с этого момента любое строительство – даже детского садика, расположенного в каком-нибудь селе за сотню километров от Байкала, в Иркутске, Шелехове, Усолье, Улан-Удэ, могло проводиться только после положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Еще можно понять, когда вопрос касается центральной экологической зоны.
Но под одну гребенку с ней пошли и вся буферная экологическая зона – это огромная территория за пределами ЦЭЗ, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал, вплоть до Кяхты, Петровск-Забайкальского и далее.
И зона атмосферного влияния — территория вне водосборной площади озера Байкал шириной до 200 километров на запад и северо-запад от озера, а это и Казачинско-Ленский, и Качугский, и Шелеховский, Усольский, часть Черемховского района, весь Усть-Ордынский Бурятский округ и другие.
Проведение государственной экологической экспертизы вело к удорожанию стоимости проектной документации объектов и к оттягиванию сроков строительства. Теперь мы ждем, что Правительство РФ в ближайшее время предоставит конкретный список объектов, для строительства и реконструкции которых не требуется государственная экологическая экспертиза.
В Иркутской области проблему ставили, в основном, муниципалитеты и строительные компании. В Республике Бурятия о ней активно говорили и на уровне регионального правительства.
— Да, действительно, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов самым активным образом защищал интересы населения.
Он на федеральном уровне рассказал о проблемах, которые возникают в связи с государственной экологической экспертизой: у муниципалитетов каждая копейка на счету, поэтому им важны и стоимость проектов, и сроки – тема касается строительства школ, спортивных объектов, учреждений здравоохранения, то есть тех вопросов, которые являются для населения жизненно важными.
Новый закон устанавливает какие-то ограничения на перечень объектов, которые можно будет строить «без экологического спроса», или же всё – на усмотрение Правительства РФ?
— Разрешать абсолютно все, конечно, нельзя – в законе есть ограничения.
В перечень не попадут объекты, относящиеся к первой и второй категории опасности (оказывающие значительное или умеренное негативное воздействие на окружающую среду).
Кроме того, мы должны понимать, что закон не касается населенных пунктов, находящихся в центральной экологической зоне БПТ, а это все поселения на берегах Байкала, включая город Байкальск.
Насколько хорош новый закон: он решает проблемы, не рождая новые?
— Действительно, без коллизий не обошлось, к сожалению. Дело в том, что изменения коснутся закона «Об экологической экспертизе» и Градостроительного кодекса РФ, но главная норма, содержащаяся в законе «Об охране озера Байкал», согласно которой запрещено строительство любых объектов на территории БПТ без проведения государственной экологической экспертизы, осталась в неизменном виде.
Оба закона – федеральные, конфликт между ними не может быть урегулирован на уровне Правительства и его перечней. Теперь правоприменителям придется выбирать, какой закон «федеральнее» другого. Так что с 1 июня нас ожидает новая правовая задача. А мы знаем, что это такое, на других примерах.
На каких примерах? Можно ли строить жителям прибрежных деревень строить на своих участках дома и бани?
— Я проводила анализ судебной практики за последние четыре года, касающейся строительства на Байкальской природной территории, и мне попадались абсолютно противоположные решения судов по аналогичным спорам.
Закон «Об охране озера Байкал» запрещает строить без экспертизы любые хозяйственные объекты. Он не поясняет их перечень – любые! Поэтому в судебной практике мы встречаем случаи, когда у человека требуют положительное заключение государственной экологической экспертизы на такой объект, например, как баня.
При этом как можно получить заключение на проектную документацию, если сама проектная документация на этот объект в принципе не требуется? Это вопрос, на который найти однозначный ответ в нашем законодательстве так и не удалось.
В каких-то случаях суды становились на сторону гражданина – если вопрос касается объектов, не относящихся к капитальному строительства.
Теперь рассмотрим ситуацию с жилыми домами. В каких-то случаях судьи применяют исключения, прописанные в статье 49 Градостроительного кодекса. Она содержит перечень объектов, в отношении которых не нужна государственная экологическая экспертиза.
К ним, в том числе, относятся объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома и иные объекты – в зависимости от этажности, технических характеристик. Но в большинстве случаев считается, что на Байкальскую природную территорию ст.
49 Градостроительного кодекса не распространяется.
Правовые коллизии возникают там, где в законах, регулирующих одни и те же вопросы, используются различные формулировки. Эта проблема нетождественности формулировок особенно ярко высвечивается во всех вопросах, касающихся БПТ.
Если смотреть судебную практику, то видно, что мы находимся в авангарде проблем по земельно-имущественным спорам.
У нас и пересечения земель лесного фонда с землями иных категорий, и огромный массив ограничений и запретов, связанных с режимом особо охраняемых природных территорий, которые накладываются, в том числе, на населенные пункт.
И все это мы сумели завернуть в границы Байкальской природной территории, наложив на это еще огромную массу ограничений. При этом есть четкая задача государства по развитию населенных пунктов, которую невозможно решить в ситуации этого «идеального правового шторма».Так что новый закон в какой-то мере облегчит ситуацию, но до ее исправления пока еще далеко.
IRK.ru
Экологическое зонирование Байкальской природной территории (Атлас)
- Байкальская природная территория (БПТ) — это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории (ООПТ), прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.
- Экологическое зонирование осуществляется в целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на ее состояние.
- Под экологическим зонированием понимается разделение территории на участки, рекомендуемые для сохранения современного состояния использования территории, участки социально-экономического развития с ограничениями, касающимися вредных воздействий на экосистему Байкала и участки с наиболее острыми экологическими проблемами, изымаемыми из использования в целях их санации и восстановления.
Современные представления экологического зонирования базируются на территориально дифференцированном подходе выделения районов хозяйственной деятельности с учетом нагрузок и степени влияния при условии сохранения природной среды. Такое толкование предполагает необходимость всестороннего учета экологических факторов, определяющих характер хозяйственной деятельности человека, связанной с использованием природно-ресурсного потенциала территории и оказывающей определенное воздействие на природную среду. В соответствии с Законом РФ «Об охране озера Байкал» экологическое зонирование представляет собой основной инструмент его реализации.
Первый принцип экологического зонирования основывается на признании бассейна озера Байкал регионом особого природопользования, стратегической линией развития которого является подчинение всей деятельности на этой территории сохранению уникального ресурса — озера Байкал.
Охранительный принцип дополняет первый и в его основу положен тот факт, что озеру Байкал с ближайшим окружением придан статус (1996 г.) Участка Мирового Природного Наследия, как примера выдающейся пресноводной экосистемы Земли. Экологическое зонирование направлено в первую очередь на сохранение богатейшей и уникальной экосистемы озера Байкал для будущих поколений.
Принцип устойчивого (сбалансированного) развития территории реализуется в процессе проведения экологического зонирования, конечным результатом которого явится сценарий перспективного развития выделенных типов экологических территорий (подзон) с учетом взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических, социальных и экологических факторов.
В Федеральном законе «Об охране озера Байкал» выделены три экологические зоны — центральная, буферная и зона атмосферного влияния. В результате специальных работ их границы определены, обоснованы и предложены для согласования субъектам, хозяйствующим на этих территориях.
В центральную экологическую зону включаются:
- Озеро Байкал с островами Ольхон, Ушканьи острова и ряд мелких островов (Карга- Бабья, Огой, Ольтрек, Замогой, Ярки и др.). Площадь оценивается в 31 500 км2.
- Заповедники: Байкало-Ленский, площадью 6599,19 км2, Байкальский (1657, 24 км2) и Баргузинский (3243,22 км2).
- Национальные парки: Прибайкальский, площадью 4479 км2 и Забайкальский (2690 км2).
- Заказники: Степнодворецкий (150 км2), Кабанский (121 км2), Энхэлукский (123 км2), Прибайкальский (700 км2), Фролихинский (1092 км2) и Верхне-Ангарский (245 км2).
- Водоохранная зона озера Байкал, оцениваемая вне пределов ООПТ площадью 2340 км2.
Основная цель экологического зонирования буферной зоны Байкальской природной территории заключается в выделении типов экологических территорий, в той или иной мере регламентирующих хозяйственную деятельность.
Ее достижение возможно при одновременном решении двух задач — сохранения Байкальской природной территории как Участка всемирного природного наследия и устойчивого социально-экономического развития территории, без ущемления прав и свобод проживающих на этой территории людей.
Экологическое зонирование, таким образом, базируется на территориально дифференцированном подходе выделения типов экологических территорий (зон), представляющих собой разную степень хозяйственной деятельности, по-разному изменяющую природные географические системы или отдельные компоненты ландшафта.
В буферной экологической зоне выделено 9 типов экологических территорий (зон) — от полностью запретной хозяйственной деятельности (заповедники) до регламентированного интенсивного развития с максимальным воздействием на природную среду региона. Между ними расположены типы экологических территорий, несущие в себе категории того или иного запретительно-разрешительного свойства.
Первый тип экологических территорий — заповедного режима, включает территории заповедников в буферной экологической зоне. Они оформлены законодательными актами, имеют четко очерченные границы.
В буферной зоне их всего два — Джергинский заповедник в Республике Бурятия и часть Сохондинского заповедника в Читинской области. Ландшафты преимущественно горные — гольцовые и горно-таежные.
Им отказано в хозяйственном использовании территории.
Второй тип — заказного режима. Это территории заказников, национальных парков и буферной зоны заповедников. Они также оформлены законодательными актами, имеют описания границ.
20 заказников и восточная часть Тункинского национального парка расположены в разных природных условиях, в разных типах ландшафтов — гольцовых, таежных, степных, озерно-болотных. В использовании территории применен режим временного отказа от хозяйственного использования.
В ряде этих территорий рекомендуется рекреационное использование с незначительным воздействием на природу.
Третий тип экологических территорий носит условное название не освоенных, горных территорий, удаленных от крупных населенных пунктов и мест хозяйственной деятельности. Они занимают гольцовые и крутосклоновые горно-таежные ландшафты с интенсивным развитием экзогенных процессов.
Современное хозяйственное использование — охотничье-промысловое, туризм. В основе выделения этого типа лежат биоты, сохраняющие равновесие природных процессов, биоразнообразие растений и животных, включая редкие, исчезающие и эндемичные виды.
На карте биоты они занимают контур номер 2 и обладают высокой значимостью и высокой чувствительность к пожарам. Для них определена цель — преимущественного сохранения.
При наложении других карт, используемых в экологическом зонировании, при совпадении целей контур не изменялся, а при несовпадении либо дробился, либо переходил в другую категорию.
Четвертый тип объединяет территории существующего экстенсивного хозяйствования. Это преимущественно подгорные и горно-таежные ландшафты, представленные пологими склонами средне- и низкогорий, средне- и низкозначимые биотопы, почвы и ландшафты, высокочувствительные к антропогенной нагрузке.
Они содержат широко распространенные биотопы с нарушенной видовой структурой растительных и животных сообществ, находящихся в состоянии восстановления. Основное использование — лесохозяйственное. Контурная часть снята в основном с карт биоты и современного использования земель.
Для уточнения использовали карту «Природопользование Республики Бурятия» (1999).
Пятый тип экологических территорий включает зону экстенсивного развития (сельскохозяйственного, транспортного). В ландшафтном отношении это остепненные днища котловин, лесостепные, подтаежные, лугово-болотные геосистемы.
Они высоко и среднезначимые и низкочувствительные к антропогенным нагрузкам. Главное направление хозяйственного использования — сельскохозяйственное животноводческое и транспортное трубо- и электропроводное.
Формирование контуров шло от карт использования земель (основная), биоты, почв, эрозии почв, гидро-климатической и социально-экономического развития.
В основе выделения шестого типа экологических районов — регламентированного интенсивного развития лежат данные по основным видам промышленного, строительного, горнодобывающего производства, транспорта, земледелия, а также потенциального лечебно-оздоровительного использования.
Этот тип характеризуется высокозначимыми ландшафтами и их компонентами при средней и низкой чувствительности к нагрузкам. Занимают в основном долинные, подгорные степные и подтаежные ландшафты.
Несколько нарушают логику выделения разведанные и подготовленные к освоению месторождения полезных ископаемых.
Их высокое значение для экономики Республики Бурятии и Читинской области и не приносящие значительного вреда экосистеме озера Байкал позволяет отнести также в эту категорию.
Седьмой тип предусматривает комплекс мероприятий по улучшению экологической обстановки вокруг крупных населенных пунктов, в ареалах загрязнения промышленных центров и интенсивных транспортных магистралей. Это территории с нарушенными природными функциями, имеющие высокую хозяйственную и эстетическую ценность и средозащитный потенциал. Ландшафты преимущественно долинные трансформированные.
Восьмой тип экологических территорий, включаемый в группу целей улучшения, предназначен для восстановления лесов, пастбищ, других сельскохозяйственных угодий, средним и высоким средозащитным потенциалом, включая возможность восстановления естественным путем, что делает их резервом расширения зоны экстенсивного развития. Основным картографическим материалом в выделении этого типа служили карты современного использования земель, эрозионной опасности почв и биотопов.
Девятый тип — восстановления сильно нарушенных высокочувствительных ландшафтов с низким средозащитным потенциалом. К ним относятся ландшафты развеваемых песков и территории, предлагаемые для заповедания. На этапе восстановления не допускается хозяйственное использование. После улучшения территория переводится в категорию сохранения и регламентированного рекреационного использования.
Легенда к карте в окне после самой карты
Байкальская природная территория
Байкальская природная территория
Байкальская природная территория – условное понятие, широко используемое в научных, публицистических работах, а также в директивных и законодательных документах. Не имеет четко выделенных границ. Имеет чисто естественный смысл без учета экономического и социального содержания#1.
Байкальская природная территория (БПТ) — это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории (ООПТ), прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.
Источник: Атлас. Иркутская область: экологические условия развития. — М.; Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2004.
Статус «Объект всемирного природного наследия (ОВПН)» был присвоен оз. Байкал в 1996 г. в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия». Площадь этого ОВПН составляет 8,800 млн га, и он занимает первое место в России и четвертое – в мире. ОВПН «Озеро Байкал» соответствует всем требуемым критериям, предусмотренным Конвенцией для природных объектов.
Конвенция требует разработки в отношении ОВПН единой системы управления (менеджмент-плана) и единого юридического поля (необходимая степень защиты, обеспечиваемая законодательными, регламентирующими, учредительными или традиционными инструментами).
Эти требования, а также размещение ОВПН на территории двух субъектов РФ (Республики Бурятия и Иркутской области) и 12 административных районов (Качугский, Ольхонский, Иркутский, Слюдянский, Тункинский, Закаменский, Селенгинский, Джидинский, Кабанский, Прибайкальский, Баргузинский, Северобайкальский) привело к необходимости принятия специального федерального закона «Об охране озера Байкал» (1999) с целью обеспечения на территории ОВПН единых надсубъектных юридических и управленческих подходов в природоохранной деятельности. Закон легитимизировал понятия Байкальской природной территории (БПТ) (выделение –Воспользуйтесь поиском по энциклопедии) и ее экологических зон – центральной, которая внешними границами совпадает с границами ОВПН «Озеро Байкал», буферной и атмосферного влияния. Границы БПТ и ее экологических зон утверждены в 2006 г. Таким образом, границы ОВПН получили необходимый юридический статус. Существенная часть ООПТ основных категорий тяготеет к центральной экологической зоне БПТ, что в целом соответствует ее экологическому зонированию и дифференциации природоохранного режима.
Сложность единого управления ОВПН «Озеро Байкал» связана не только с многоуровневым административным делением и большой площадью территории, но и с нахождением в составе объекта земель различного назначения.
Это земли населенных пунктов, сельскохозяйственного и рекреационного назначения, государственного земельного запаса, а также находящихся в ведении нескольких ведомств ООПТ ряда категорий.
Кроме того, перечисленные земли различаются по своему статусу – федеральному, региональному и муниципальному.
Источник: Природные ресурсы, хозяйство и население Байкальского региона. Серия из 100 карт / Отв. ред. А.Н. Антипов, А.Р. Батуев, Л.М. Корытный. – CD – диск. – Иркутск: Издательство Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2009.
Основные сведения о Байкальской природной территории
Площадь Байкальской природной территории (БПТ) (386 тыс. км2) превышает суммарную площадь всех заповедников и национальных парков России (317 тыс. км2).
Площадь участка всемирного природного наследия (УВПН) составляет 89 тыс. км2, включает озеро Байкал (31,5 тыс. км2), ООПТ (25,2 тыс. км2), другие территории (32,3 тыс. км2).
Непосредственно к побережью Байкала примыкают 12 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – в том числе 3 заповедника, 2 национальных парка, 6 заказников. Кроме них на Байкальской природной территории расположено еще 23 ООПТ, находится более 400 памятников природы.
Байкальская рифтовая зона является уникальным геологическим регионом и характеризуется высокой сейсмоактивностью. Возраст Байкала определяется в 23 млн. лет.
Источник: Сайт “Охрана озера Байкал“
Байкальская природная территория (БПТ) расположена на территории республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края. На охраняемой Байкальской природной территории проживает 2,376 млн. человек – 93 % населения Республики Бурятия, 55 % – Иркутской области, 9 % – Забайкальского края.
Общая площадь Байкальской природной территории (без акватории озера Байкал –31,5 тыс. кв. км) составляет 353,9 тыс. кв. км. Из общей площади Байкальской природной территории (без акватории озера Байкал) к центральной экологической зоне относится 23,7 тыс. кв. км (6,7%), к буферной экологической зоне – 252,2 тыс.кв.км (71,3%), к экологической зоне атмосферного влияния – 78,6 тыс. га (22,0%)
Источник: стенограмма заседания “круглого стола” Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 8 апреля 2013 года.
Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на байкальской природной территории
-виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: а) химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления; физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал); б) биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал; в) строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов; перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством РФ (см. также Байкальская природная территория, Экологическое зонирование Байкальской природной территории).
Источник: Экологическое право России: словарь юридических терминов. — М.: Городец. А. К. Голиченков. 2008.
Читайте в Воспользуйтесь поиском по энциклопедии
- Карта экологического зонирования байкальской природной территории
- Особо охраняемые природные территории Байкальского региона
- Государственные меры по защите экологии Байкала
- Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории
Ссылки
- Красная книга республики Буряти. – О байкальской природной территории.
- Б.Д. Ангаев (Первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бурятия). Правовые проблемы сохранения и использования Байкальской природной территории
- Калихман Т.П. Байкальская природная территория в институциональной модели охраны природы
Примечание
1.Энциклопедический справочник “Байкал: природа и люди”. / Под ред. А.К. Тулохонова. – Улан-Удэ, 2008