Статья 10. Участие граждан и юридических лиц в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания

Статья 10. Участие граждан и юридических лиц в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания

Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы об охране редких и исчезающих видов флоры и фауны, в контексте правового аспекта. Внимание уделено видам, занесенных в Красную книгу, а также некоторым вопросам международно-правовой охраны растительного и животного мира.

Ключевые слова: редкие виды, исчезающие виды, животные, растения, Красная книга, угроза исчезновения, правовая охрана животного мира.

   Роль, которую играет право в разрешении проблемных вопросов сохранения редких видов флоры и фауны, неоценима. Это обусловлено тем, что праву присущи такие свойства, как обязательная нормативность, формальная определенность, а также обеспечение через государственное принуждение. Благодаря данным свойствам, право наделяет юридической силой экологические требования по охране окружающей среды в целом, и в частности, касающиеся охраны редких и исчезающих видов.   Как животные, так и растения – значимая часть уникальной биосферы Земли. Без них невозможно себе представить жизнь ни на суше, ни в воде. Живые организмы постоянно поддерживают чистоту морей и пресноводных водоемов, а также газового состава атмосферы. Если же происходит вымирание какого-либо из видов, то следствием этого может стать нарушение стойкости и целостности, продуктивности экосистем [1].   Как же осуществляется защита редких видов флоры и фауны? Те объекты животного и растительного мира, которые находятся под угрозой исчезновения, а также являются редкими, должны заноситься в Красную книгу РФ и (или) Красные книги субъектов РФ. Что же такое «редкие виды»? исследуя само понятие «редкий вид», ученые пришли к выводу, что оно является собирательным. Международная номенклатура закрепляет понятие «endangered», означающее «находящийся под угрозой»[2]. Существует множество причин, по которым уменьшаются популяции тех или иных видов, причем как связанных с деятельностью человека, так и нет.   Почему же в качестве меры по защите редких и исчезающих видов в России применяется занесение данных видов в Красную книгу? Согласно законодательству, Красная книга РФ – это официальный документ,  котором содержатся сведения о состоянии, распространении и применяемых в качестве охраны мерах в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, местом обитания которых является территория России: сюда же относится континентальный шельф и исключительная экономическая зона[3]. Ведение Красной книги – обязанность, возложенная на Министерство природных ресурсов и экологии РФ.   Если хозяйственная деятельность граждан или юридических лиц осуществляется на тех территориях или акваториях, которые являются местом обитания животных или произрастания растений, занесенных в Красные книги (федеральную или на уровне субъекта РФ), то ответственность за сохранение и воспроизводство таких редких видов будут нести граждане или организации, которые ее осуществляют. И на физических, и на юридических лиц возлагается обязанность по созданию и развитию условий для того, чтобы редкие и исчезающие виды флоры и фауны были сохранены и продолжали свое воспроизводство.   Что же следует понимать под исчезающими видами? Это такие виды растительного и животного мира, для которых существует угроза полного исчезновения, а их спасение возможно лишь при проведении специальных охранительных мер[3]. В качестве таких мер могут выступать создание различных особо охраняемых территорий – заповедников или заказников, в целях сохранения критических местообитаний редких видов.   Процедура ведения Красной книги РФ довольно сложная. Она не ограничивается лишь внесением записей о редких или исчезающих видов растительного и животного мира и включает несколько этапов:   На первом этапе собираются и анализируются данные об объектах флоры и фауны: их численности, видовом разнообразии и т.п. Следующим этапом является мониторинг состояния объектов, сведения о которых были получены ранее.   На протяжении всего процесса ведения Красной книги осуществляется процесс формирования и пополнения банка, содержащего данные об объектах животного и растительного мира. Далее, после того, как будет произведен сбор и мониторинг данных, происходит их непосредственное занесение в Красную книгу.   Следующая стадия – подготовка к изданию, сам процесс издания и последующего распространения Красной книги. Важным моментом также является подготовка и реализация предложений по мерам охраны.   Для того, чтобы тот или иной объект был включен в Красную книгу РФ, он должен соответствовать следующим требованиям:     — нуждаться в специальных охранных мерах. Таковыми, например, являются объекты флоры и фауны, которые:   а) находятся под угрозой исчезновения;   б) являются редкими и наиболее уязвимыми объектами, нуждающимися в специальной охране с целью сохранения естественной флоры и фауны разных природных и климатических зон;   в) те объекты растительного и животного мира, которые находятся на грани исчезновения при сохраняющихся темпах их эксплуатации, и их ценность установлена;   г) объекты, в отношении которых не требуется применение срочных охранительных мер, но тем не менее, нуждающиеся в строгом государственном контроле в силу их уязвимости (места обитания на краю ареала, естественная редкость того или иного вида);   — те объекты, на которые распространяется правовая охрана международных соглашений и конвенций;   — объекты, находящиеся в Международной Красной книге и Красной книге государств — участников СНГ[4].   В случае, если имеются достоверные данные о том, что у того ил иного объекта наблюдается опасное сокращение численности, либо изменились и стали неблагоприятными условия его существования, а также при наличии иных данных, указывающих на необходимость применения специальных охранных мер, то такой объект также подлежит занесению в Красную книгу РФ.   Экологическое законодательство РФ в исключительных случаях допускает оборотоспособность диких животных, занесенных в Красную книгу РФ. Использование таких видов возможно только на основании специального разрешения, которое выдается уполномоченным государственным органом, ответственным за охрану окружающей природной среды. Исключительным случаем также является содержание данных видов животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду.   Если речь идет об особо редких и ценных видах, то они подлежат занесению в Международную Красную Книгу. Большинство видов животных, которые занесены в данную книгу, имеют строго ограниченный ареал обитания: например, только в южных или северных широтах, на островах, например, к таковым относятся снежный барс, мадагаскарская клювогрудая черепаха, суматранский носорог[5] и т.д.   Для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие растения, виды животных, иных живых организмах, применяется сохранения их генофонда. Процесс хранения производится в специальных генетических банках, где постоянно поддерживаются низкие температуры, а также в специально созданной среде обитания. Под запретом находится любая деятельность, которая может привести к уменьшению численности данных видов, а также ухудшить среду их обитания.

Охрана животного и растительного мира  — задача не только внутригосударственная, но и международная. Несколько международных организаций возложили на себя задачу по охране редких и исчезающих видов, самая известная из которых – Фонд Охраны Дикой Природы (WWF).

   Вполне очевидным является тот факт, что несоизмеримое влияние на окружающую среду (часто – негативное) оказывается человеческая деятельность. И что самое печальное, последствиями такой нерациональной и непродуманной деятельности стало полное исчезновение множества видов животного и растительного мира, которое продолжается и по сей день. В чем же кроется опасность такого исчезновения биологического разнообразия Земли? Здесь есть множество причин:   1. Происходит сбой в работе естественных механизмов природной саморегуляции, что ведет к нарушению экологического равновесия. Как следствие, это неизбежно приведет к экологической катастрофе уже в ближайшем будущем.   2. Отрицательное влияние на экономику государства, научную деятельность, разрушение эстетических, социально-педагогических, и морально-этических принципов.   Таким образом, одной из первоочередных задач экологии выступает защита и сохранение, а также принятие мер по восстановлению редких и исчезающих видов флоры и фауны. Являясь ценными объектами охоты, редкие животные в наибольшей степени подвержены риску полного уничтожения. Именно поэтому важным и действенным способом защиты таких видов является установление различных форм юридической ответственности: от административной до уголовной за ведение незаконной охоты. Однако не стоит забывать, что охота – лишь одна из причин исчезновения видов, составляющих биологическое разнообразие планеты, но не единственная. Иногда даже возникает необходимость в регулировании численности некоторых видов путем целенаправленной и обдуманной охоты[4]. Иными причинами, по которым ежегодно в стране исчезают те или иные редкие виды животных, а также растений, является человеческая деятельность по загрязнению вод, мелиорации почв, вырубке леса. И от таких действий во многом больше вреда, чем от охоты.   Правовое регулирование отношений в области охраны животного и растительного мира осуществляется на основании нормативно-правовых актов, в т.ч. и других отраслей права. Среди наиболее значимых нормативных актов федерального уровня следует отметить Конституцию Российской Федерации[6], а также федеральные законы, касающиеся охраны природы. Регулирование также осуществляется и на уровне субъектов РФ, и на уровне муниципальных образований, на основании подзаконных актов.   Наибольший юридический интерес представляет закон «Об охране окружающей среды»[7]. В ст. 60 указанного закона содержатся основные пункты, касающиеся непосредственно охраны редких и вымирающих видов животных, растений и иных организмов. Пункт 1 названной статьи устанавливает необходимость ведения строгого учета растений и животных, находящихся под угрозой вымирания, в целях эффективного осуществления деятельности по охране природы. Законом устанавливается обязательность изъятия из хозяйственного использования тех объектов флоры и фауны, которые занесены в Красные книги[5].   Российским действующим законодательством установлен принцип регулирования ввоза и вывоза из страны редких и исчезающих видов, а также их транзитной перевозки через территорию РФ и их оборот: если такие действия подпадают под действие международных договоров РФ, то они регулируются внутринациональным законодательством, но в обязательном порядке учитываются общепризнанные нормы и принципы международного права[8].   Важнейшим внутринациональным нормативным актом, регулирующим правоотношения в области охраны диких животных, является Федеральный закон N 52-ФЗ «О животном мире»[9]. Нормами данного ФЗ установлено, что животный мир – это достояние нашей страны, а также необходимый компонент естественной сферы и биологического многообразия Земли. Животный мир должен всячески охраняться и использоваться целесообразно для того, чтобы удовлетворять духовные и материальные нужды граждан страны. Закон также регламентирует порядок, согласно которому должны использоваться охотничьи животные. Кроме этого, установлены правила проведения мониторинга популяции диких животных, и охраны редких и исчезающих видов.   Нормативными актами также устанавливается ответственность за нарушение природоохранного и экологического законодательства. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 8.37[10] устанавливает административную ответственность за незаконную охоту: на нарушителя может быть наложен штраф, а также применена конфискация орудий охоты и средств добычи водных биологических ресурсов.

Читайте также:  Статья 12. органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания

Более жестким видом ответственности за нарушение в области незаконной охоты является уголовная ответственность.

Статья 258 Уголовного кодекса РФ[11] регламентирует ответственность за незаконную охоту, но условием ее наступления является причинение крупного ущерба, или охота на территории, где установлен режим особой правовой охраны.

Также уголовная ответственность по вышеуказанной статье наступает при совершении незаконной охоты в зонах экологического бедствия или чрезвычайно ситуации.

   Какие же наиболее известные организации осуществляют правовую охрану природы? В России известны как отечественные, так и международные компании, чьей задачей является охрана растительного и животного мира, их значение в области охраны и спасения редких и исчезающих видов трудно переоценить. Это Всероссийское общество охраны природы (ВООП), ранее упоминавшийся Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund), Гринпис (Greenpeace), а также Международный Зеленый Крест.   Безусловно, положительной тенденцией в настоящий момент является тот факт, что некоторые виды, ранее занесенные в Красную книгу России, теперь находятся в статусе восстанавливающихся, так как перестали быть вымирающими.   Подводя итоги, хотелось бы отметить, что главной задачей каждого гражданина, живущего на Земле, является сохранение флоры и фауны для будущих поколений. И обязанностью каждого должно стать активное участие в деятельности по сохранению и поддержанию окружающей природной среды.

   Список литературы

Понятие, цели, задачи и принципы охраны животного мира. Права и обязанности граждан и юридических лиц в области охраны животного мира

Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе «О животном мире».

Это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной свободы.

Под охрану Закона «О животном мире» берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы.

Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Речь идет об объектах животного мира, выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках, которые на каком-то этапе интродуцируются в природную среду.

Домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.

Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообразия формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира.

Под устойчивым существованием животного мира в Законе «О животном мире» понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени.

Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.

  • Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Законом «О животном мире» являются государственный учет, государственный кадастр, государственный мониторинг объектов животного мира, нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания, экологическая экспертиза, государственный контроль в данной области.
  • Основные требования по охране и использованию животного мира направлены на:
  • — сохранение видового многообразия животного мира,
  • — охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
  • — сохранение целостности естественных сообществ животных;
  • — научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;
  • — регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.
  • По представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания исполнительные органы РФ и субъектов РФ в пределах их компетенции вправе принять решение об ограничении, приостановлении или полном запрете на определенных территориях и в акваториях или на определенные сроки осуществления отдельных видов пользования животным миром, а также пользования определенными объектами животного мира.

Так как возможности сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл. III Федерального закона «О животном мире».

Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

  1. Важным для обеспечения охраны животного мира является требование Закона о том, что при размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
  2. Статья 24. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
  3. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.

Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.

Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Часть третья утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.

Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

  • Статья 25. Переселение и гибридизация объектов животного мира
  • Акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности.
  • Статья 28. Предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации транспортных средств и линий связи и электропередачи
  • Юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

Государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации. В случае возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственные органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны оповещать об этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации.

  1. Статья 12. Основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира
  2. Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:
  3. обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;
  4. поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
  5. осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
  6. недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;
Читайте также:  Глава III. Особенности использования месторождений газа

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

  • привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
  • отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;
  • платность пользования животным миром;
  • приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

Правовая охрана животного мира | Студент-Сервис

1.Правовая охрана животного мира
2.Меры охраны животного мира
3.Требования к охране животного мира

Правовая охрана животного мира – это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира.

Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира.

Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира».

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания.

Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации гибридизации этих объектов.

Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции, особое место среди которых занимают специализированные подразделения – охотничьи инспекции, рыбоохрана др.

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

  • проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  • задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
  • производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;
  • изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;
  • хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;
  • применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания.

Меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

  • организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;
  • сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);
  • охрана среды обитания животных.

Требования к охране животного мира, закрепленным в законодательстве:

  1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.
  2. Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о животном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.
  3. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.

Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках других особо охраняемых территориях.

В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных

Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении

Правительства РФ, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи».

Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира – акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

  • За нарушения положений законодательства, устанавливающего требования по охране и рациональному использованию животного мира, может наступать юридическая ответственность – административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.
  • Задача охраны и грамотного использования животного мира реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.
  • Предметом этого регулирования являются общественные отношения области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Глава IV. Права и социальная защита должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану животного мира и среды его обитания

  • Статья 30. Права должностных лиц,
    осуществляющих охрану животного мира
    и среды его обитания
  • Права должностных лиц, осуществляющих
    охрану животного мира, определяются
    соответствующими федеральными законами.
  • Комментарий к статье 30
Читайте также:  Статья 86. Пределы проверки

1.

Комментируемая статья прямо не
определяет права должностных лиц,
осуществляющих охрану животного мира,
а содержит норму, отсылающую к
законодательству. Однако какого-либо
специального закона, посвященного этому
вопросу, до сих пор нет.

При решении
данного вопроса, прежде всего, следует
исходить из других норм главы 4 ФЗ «О
животном мире».

Под должностным лицом следует понимать
лицо, постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляющее
функции представителя власти, то есть
наделенное в установленном законом
порядке распорядительными полномочиями
в отношении лиц, не находящихся в
служебной зависимости от него, а равно
лицо, выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные
функции в государственных органах,
органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других
войсках и воинских формированиях
Российской Федерации.

Права рассматриваемых должностных лиц
являются общими, субъекты РФ не могут
принимать свои нормативные акты в данной
сфере. Вместе с тем определенные
правомочия за субъектами РФ законодательство
все же предусматривает. Так, в соответствии
со ст.

32 ФЗ «Об охоте» органы государственной
власти Российской Федерации в области
охоты и сохранения охотничьих ресурсов
могут осуществлять определение правил
ношения, хранения и применения специальных
средств должностными лицами, осуществляющими
государственный охотничий контроль и
надзор.

Характерно, что ст.ст.30-31 комментируемого
Закона подразделяют данных должностных
лиц на две категории:

  1. — должностные лица, осуществляющие
    охрану животного мира и среды его
    обитания (статья 30);
  2. — должностные лица специально уполномоченных
    государственных органов по охране,
    контролю и регулированию использования
    объектов животного мира и среды их
    обитания (статья 31).
  3. Первая категория является более общей.

В литературе обращается внимание на
следующее. Должностные лица специально
уполномоченных государственных органов
по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира
и среды их обитания — это штатные работники
тех государственных органов, которые
установлены (определены, поименованы)
Правительством РФ в соответствии со
ст.

11 Федерального закона «О животном
мире» как специально уполномоченные с
возложением на них соответствующих
обязанностей. Конкретные перечни
должностных лиц специально уполномоченных
государственных органов по охране,
контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их
обитания утверждаются федеральными
органами управления.

Должностные лица,
осуществляющие охрану животного мира
и среды его обитания, — это, помимо
должностных лиц, указанных в ст.

31
комментируемого Закона, лица, занимающие
должности в других государственных,
общественных и иных предприятиях,
учреждениях и организациях, на которых
возложена обязанность обеспечения
охраны и воспроизводства объектов
животного мира, борьбы с браконьерством77.

Однако последнее утверждение стоит
уточнить. Невозможно возложение функций
по охране животного мира на общественные
организации с предоставлением их членам
тех же прав, что и должностным лицам
государственных органов. На это
ориентирует и судебная практика.

Так, Верховный Суд РФ подчеркнул, что
ФЗ «О животном мире» произведено
разделение прав между должностными
лицами специально уполномоченных
государственных органов по охране,
контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их
обитания, т.е.

органов, осуществляющих
охрану животного мира и пользователями
животным миром, которые обязаны
обеспечивать охрану объектов животного
мира (ст. ст. 30, 31, 40).

Законодатель ставит
общественные организации охотников в
один ряд с другими пользователями
объектами животного мира и не выделяет
их права и обязанности каким-либо особым
образом из ряда других пользователей.

Статья 40 ФЗ «О животном мире» возлагает
обязанностью обеспечения охраны и
воспроизводства объектов животного
мира на всех пользователей животным
миром. Общественные организации не
наделены какими-либо особыми полномочиями
по охране животного мира.(см.подробнее
Определение Верховного Суда РФ от
16.11.2005 г. по делу №51-Г05-29).

Для того, чтобы уяснить, кто понимается
по должностным лицом, следует обратиться
к уголовному и административному
законодательству.

Должностные лица –
это лица, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо
выполняющие организационно —
распорядительные, административно —
хозяйственные функции в государственных
органах, органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных
учреждениях, а также в Вооруженных Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях
РФ.

  • Права должностных лиц, осуществляющие
    охрану животного мира и среды его
    обитания, по действующему законодательству
    включают четыре правомочия:
  • — проверка документов и составление
    протоколов в случае выявления
    правонарушений;
  • — доставление лиц, совершивших
    правонарушения, в милицию, если личность
    нарушителя не может быть установлена
    на месте нарушения;
  • — изъятие оружия и орудий лова в случае,
    если личность нарушителя не может быть
    установлена на месте нарушения;
  • — ношение личного охотничьего оружия,
    а при исполнении служебных обязанностей
    и табельного (служебного) оружия.

Ряд прав у должностных лиц устанавливает
и законодательство о рыболовстве. Так,
в 2008 г.

в целях сохранения водных
биоресурсов и среды их обитания был
установлен запрет на ввоз на территорию
Российской Федерации рыболовных сетей
из синтетических материалов,
электроловильных систем.

По сути, данные
электроловильные системы вполне можно
рассматривать как средства массового
уничтожения водных биоресурсов, поэтому
такое ограничение вполне обосновано.

При обнаружении указанных таких орудий
добычи (вылова) водных биоресурсов
таможенные органы Российской Федерации
осуществляют их изъятие в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

В данном случае следует руководствоваться
ст.377 Таможенного кодекса РФ от 28 мая
2003 г. №61-ФЗ «Наложение ареста на товары
или изъятие товаров при проведении
специальной таможенной ревизии». В
соответствии с ч.

3 данной статьи, если
товары запрещены к ввозу в Российскую
Федерацию или обороту в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
а также при наличии достаточных оснований
полагать, что арест товаров не является
достаточной мерой для обеспечения их
сохранности, таможенные органы производят
изъятие товаров.

Изъятые товары помещаются
на склад временного хранения либо в
другое место, являющееся зоной таможенного
контроля.

  1. Изъятие товаров и наложение ареста на
    них производятся на основании
    мотивированного постановления
    должностного лица таможенного органа,
    проводящего специальную таможенную
    ревизию, в присутствии лица, у которого
    обнаружены товары, либо его представителя,
    а также в присутствии не менее двух
    понятых.
  2. В необходимых случаях для проведения
    изъятия или наложения ареста приглашается
    специалист.
  3. Перед началом изъятия товаров либо
    наложения ареста на них должностное
    лицо таможенного органа обязано
    предъявить постановление об изъятии
    или о наложении ареста лицу, у которого
    производится изъятие или арест.

Об изъятии товаров или о наложении
ареста на них составляется протокол. В
протоколе либо прилагаемых к нему описях
изъятые товары или товары, на которые
наложен арест, подробно описываются с
указанием их наименования, количества
и индивидуальных признаков.

Указанный
протокол подписывается должностным
лицом таможенного органа, проводившим
изъятие или арест, лицом, у которого
обнаружены изымаемые товары или товары,
на которые наложен арест, либо его
представителем, а также понятыми.

Копия
протокола вручается лицу, у которого
обнаружены товары, либо его представителю.

Решение о возвращении в среду обитания
безвозмездно изъятых водных биоресурсов
либо об уничтожении водных биоресурсов,
а также продуктов их переработки, включая
икру, принимается должностными лицами
Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности
Российской Федерации и Федерального
агентства по рыболовству, обнаружившими
факт незаконной добычи (вылова) водных
биоресурсов при осуществлении своих
полномочий.

Ряд прав у должностных лиц закрепляет
и ст.40 ФЗ «Об охоте». В соответствие с
ней

  • Должностные лица, осуществляющие
    государственный охотничий контроль и
    надзор (государственные охотничьи
    инспектора), имеют право:
  • 1) проверять соблюдение правил охоты,
    лимита добычи охотничьих ресурсов и
    квоты их добычи, нормативов и норм в
    области охоты и сохранения охотничьих
    ресурсов, а также проведения биотехнических
    и иных мероприятий по сохранению
    охотничьих ресурсов и среды их обитания;
  • 2) посещать охотничьи угодья и объекты
    охотничьей инфраструктуры, проводить
    в охотничьих угодьях и на указанных
    объектах необходимые проверки;
  • 3) предъявлять виновным лицам требования
    и выдавать предписания об устранении
    выявленных нарушений;
  • 4) предотвращать и пресекать преступления,
    административные правонарушения в
    области охоты и сохранения охотничьих
    ресурсов;
  • 5) предъявлять в пределах их компетенции
    иски в суд, арбитражный суд;
  • 6) привлекать к административной
    ответственности лиц, совершивших
    административные правонарушения в
    области охоты и сохранения охотничьих
    ресурсов;
  • 7) осуществлять иные предусмотренные
    федеральными законами полномочия.
  • Государственным охотничьим инспекторам
    выдаются служебные удостоверения и
    форма установленного образца.
  • Государственные охотничьи инспектора
    имеют право на ношение, хранение и
    применение специальных средств,
    служебного оружия, а также разрешенного
    в качестве служебного оружия гражданского
    оружия самообороны и охотничьего
    огнестрельного оружия в порядке,
    установленном Федеральным законом от
    14 апреля 1999 года N 77-ФЗ «О ведомственной
    охране».
  • Статья 31. Права должностных лиц
    специально уполномоченных государственных
    органов по охране, контролю и регулированию
    использования объектов животного мира
    и среды их обитания

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N
258-ФЗ)

  1. Должностные лица специально уполномоченных
    государственных органов по охране,
    контролю и регулированию использования
    объектов животного мира и среды их
    обитания имеют право:
  2. проверять у юридических лиц и граждан
    документы, разрешающие осуществлять
    пользование животным миром, находиться
    на особо охраняемой природной территории
    (акватории), а также разрешения органов
    внутренних дел на хранение и ношение
    огнестрельного оружия;
  3. привлекать к административной
    ответственности в соответствии с
    Кодексом Российской Федерации об
    административных правонарушениях;
  4. производить досмотр вещей и личный
    досмотр задержанных лиц, остановку и
    досмотр транспортных средств, проверку
    оружия и других орудий добычи объектов
    животного мира, добытых объектов
    животного мира и полученной из них
    продукции, в том числе во время ее
    транспортировки, в местах складирования
    и переработки;
Ссылка на основную публикацию