Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

  • Смотрите цели и задания на урок в занятии 22.
  • Ниже представлен дополнительный материал для учителя по урокам 21-24.
  • В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ обеспечивает:
  • ü проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • ü предоставляет государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • ü разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  • ü принимает согласованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • ü осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом России;
  • ü осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  • ü руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Основной орган власти в этой сфере министерство финансов. Источниками казны являются эмиссия, займы, торговля, налоги и сборы, средства от управления федеральной собственностью.

Право эмиссии имеет Центральный Банк Российской Федерации. Решения об эмиссии решаются через министерство финансов. Сбор налогов основной источник пополнения государственной казны. Налоги бывают прямые (с дохода), косвенные (дополнительные). За счет торговли государство пополняет казну на 10-13% . Потенциальным источником доходов России является внешние долги (это около 2 трл. рублей).

  1. ЗАНЯТИЕ 23.
  2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
  3. Смотрите цели и задания на урок в занятии 22.
  4. Ниже представлен дополнительный материал для учителя по урокам 21-24.
  5. Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:
  6. ü обеспечивает единую государственную социальную политику, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
  7. ü принимает меры по реализации трудовых споров граждан;
  8. ü разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  9. ü обеспечивает единую миграционную политику;
  10. ü принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  11. ü содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
  12. ü взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
  13. ü разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющей общегосударственное значение, по приоритетным направлениям прикладной науки;

Правительство обеспечивает единую государственную политику в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов России.

Сегодня правительство РФ активно в социальной сфере и сфере образования использует национальные проекты. 5 сентября 2005 года президент РФ В.В.

Путин сформулировал концепцию национальных проектов: «Сегодняшние возможности Росси вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народов России… Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектах в таких областях, как здравоохранения, образования, жилья». Основной смысл каждого из предложенных проектов — концентрация одновременно государственных средств и организованных усилий власти на повышение качества жизни граждан.

Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

  • Органы исполнительной власти, работающие в этом направлении:
  • ü Министерство труда и социально развития.
  • ü Федеральная миграционная служба.
  • ü Министерство по делам федерального и национального здравоохранения.
  • ü Государственный комитет по охране окружающей среды.
  • ü Министерство по культуре и образованию.
  • ЗАНЯТИЕ 24.

Правовой статус и функции

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

Читайте также:  Статья 3. Стороны соглашения

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  •  утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  •  устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Компетенция Правительства РФ в сфере финансовой деятельности

  • Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики.
  • 1)Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики(ФКД);
  • 2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • 3)представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • 4) разрабатывает и реализует налоговую политику;
  • 5)принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг(РЦБ);
  • 6) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации(В/ВД);
  • 7)осуществляет в соответствии с федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль(ВрВк);
  • 8) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен(ЕПЦ). 9)руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
  • (по ст 15 ФКЗ о правительстве)
  • По ФКЗ «О Прав-ве РФ»
  • Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации
  • Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:
  • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
  • Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.
  • Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.
Читайте также:  Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

(часть четвертая введена Федеральным конституционным законом от 30.12.2008 N 8-ФКЗ)

Федеральная налоговая служба: задачи, структура, компетенция.

В настоящее время ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ.

ФНС РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

  1. Кроме того ФНС РФ:
  2. — представляет в соответствии с законом РФ о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам;
  3. — рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;
  4. — осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
  5. — осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;
  6. — обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  7. — организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение заявлений.

Структура. Центральный аппарат ФНС России (руководитель ФНС, заместители руководителя и структурные подразделения центрального аппарата). Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам.

Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных. Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (таких инспекций 9). Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (82 управления).

Территориальные инспекции ФНС.

  • Министерство финансов РФ: задачи, функции, полномочия
  • Задачи:
  • 1)совершенствование бюджетной системы Российской федерации, развитие бюджетного федерализма;
  1. 2)разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  2. 3)концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
  3. 4)разработка проекта федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  4. 5)управление государственным внутренним и внешним долгом;
  5. 6)разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
  6. 7)разработка методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  7. 8)осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.
  8. Функции:
  9. — разработку проектов законов в области налогообложения, бюджетной системы;
  10. — разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  11. — координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
  12. — управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  13. — ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  14. — разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
  15. Полномочия:
  16. Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля — при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Федеральное казначейство РФ: правовое положение, функции.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре Министерства финансов РФ. Федеральное казначейство руководствуется Положением о Федеральном казначействе.

  • Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
  • Его функции.
  • Исполнение бюджета может быть либо банковским, либо казначейским.
  • Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой — встраивается особая контролирующая структура — казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов — и доходный, и расходный — на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:

· обеспечивает учет всех доходов бюджета;

· подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств(ставит свою подись);

  1. · осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.
  2. · ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  3. · составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  4. · осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  5. · осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  6. · обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  7. Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.
  8. Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

Полномочия Президента и Правительства в сфере финансов

  •    ОГЛАВЛЕНИЕ
  •    ВВЕДЕНИЕ  3
  •    ФИНАНСОВЫЕ 
    ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ  4
  •     
    ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В 
    ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ  5
  •    ПОЛНОМОЧИЯ 
    ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ 7
  •    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
  •    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 10    
          
          
          
       
  •    ВВЕДЕНИЕ
Читайте также:  Статья 59. понятие исторического поселения

   Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

   Финансовые органы занимают важнейшее место в функционировании государства. Они занимаются разработкой экономических программ для его развития.

     Система финансовых органов Российской Федерации 
состоит из органов общей и 
специальной компетенции.

К органам общей компетенции относят Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство Российской Федерации.

К органам специальной компетенции относят Министерство Финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу РФ, Счётную палату РФ и др.

  1.    Особенностью 
    финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной 
    власти в зависимости от установленной 
    компетенции.
  2.    Целью данного реферата является рассмотрение полномочий в сфере финансов таких органов специальной компетенции, как Президент и Правительство.   
      
  3.    ФИНАНСОВЫЕ 
    ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
  4.    К органам общей компетенции относятся:
    1. Президент РФ;
    2. Правительство РФ;
    3. Федеральное собрание РФ;
  •    Высшие 
    представительные и исполнительные органы государственной власти руководят 
    финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной 
    системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.
  •    Законодательные (представительные) органы рассматривают 
    и утверждают соответствующие бюджеты 
    и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением 
    соответствующих бюджетов, формируют 
    и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.  
          
         
  • ПОЛНОМОЧИЯ 
    ПРЕЗИДЕНТА РФ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ
  •    Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное 
    функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

   С ежегодными посланиями о положении 
в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ [1]).

   Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам:

  • формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов;
  • финансирования государственных расходов федерального уровня;
  • денежно-кредитной политики;
  • организации расчетов;
  • регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы.

   Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.

   Бюджетное послание Президента включает:

  • основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;
  • сводный финансовый баланс по территории РФ;
  • основные направления бюджетной политики РФ;
  • сведения о государственных доходах на территории РФ;
  • проект бюджета РФ;
  • проект консолидированного бюджета РФ;
  • оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых периодов.

   Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

   Контрольное управление имеет территориальные 
подразделения. Все эти органы действуют 
как система обеспечения конституционных 
контрольных полномочий Президента Российской Федерации.

Они осуществляют от имени и по поручению Президента РФ контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента.

Управление подчиняется непосредственно Президенту РФ в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

  • анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

   Управление 
не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.  

   ПОЛНОМОЧИЯ 
ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере финансовой деятельности

ФКЗ “О правительстве РФ”. Статья 15.Правительство Российской Федерации: 1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; 2.

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 3.

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; 4. разрабатывает и реализует налоговую политику; 5.

обеспечивает совершенствование бюджетной системы; 6. принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; 7.

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; 8.

осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль; 9. руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; 10. разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Правительство РФ в соответствии со ст.

114 Конституции РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

В пределах своих -полномочийПравительство Российской Федерации осуществляет систематический контроль за ис­полнением законов Российской Федерации и иных актов, регу­лирующих финансовые отношения, другими органами исполни­тельной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения. Одновременно в полномочия Правительства Российской Фе­дерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комите­тов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменять акты указанных органов.

Разновидностью целевых государственных фондов денежных средств являются целевые фонды Правительства РФ.

Эти фонды создаются по инициативе Правительства и по его же решению ликвидируются. Как правило, источником их формирования выступают бюджетные ассигнования.

Эти фонды могут быть отнесены к экономической группе, ибо они создаются для решения экономи­ческих задач.

К числу таких фондов относятся, в частности, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и фонд национально-культурного возрожде­ния народов России.

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 506 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени | Финансовые правоотношения: понятие, характерные признаки, классификация | По функциям права | Субъекты финансовых правоотношений. | Правовые основы распределения компетенции между ветвями власти в области финансовой деятельности. | Муниципальное образование как субъект финансового права. | По времени проведения | По источнику финансирования | Казначейство как субъект финансовых правоотношений. | Функции |

mybiblioteka.su — 2015-2021 РіРѕРґ. (0.006 сек.)

Ссылка на основную публикацию