Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация является особым способом передачи имущества из публичной собственности в частную, которая связана с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики.

Вопросы приватизации государственного и муниципального имущества являются актуальными уже на протяжении нескольких десятилетий. Это объясняется наличием как публичного, так и частного интереса в данном явлении.

С одной стороны, государство заинтересовано в пополнении бюджета, развитии экономики и повышении конкурентоспособности, привлечении инвестиций и освобождении от бремени содержания имущества, требующего больших затрат.

С другой стороны, собственники приватизированного имущества заинтересованы в получении права распоряжаться приватизированным имуществом самостоятельно, а также получать максимальную выгоду при его использовании, в случае, если данные объекты были приватизированы в целях предпринимательской деятельности.

Многие авторы рассматривают приватизацию в двух смыслах — в юридическом и экономическом.

Терминологические истоки понятия «приватизация» восходят к работе «The age of Discontinuity» Питера Ф. Дукера, в которой он один из первых вводит в оборот понятие «реприватизация» чтобы обозначить процесс возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам.

Необходимость данного процесса он объясняет тем, что такие важные элементы в государстве как «правление» и «исполнение» не должны быть сконцентрированы в одних руках.

Таким образом, он предлагает их разделить, чтобы правительство могло «править», а другие неправительственные сферы могли «исполнять», для чего и нужно вернуть частную собственность. [15, с. 219]

Сам же термин «приватизация» берет свое начало от французского privatization, который, в свою очередь, произошел от латинского prīvātus, что означает «частный».

Самое раннее экономическое определение термина «приватизация» было дано в Новом энциклопедическом словаре Уэбстера 1983 года. В нем предлагалось следующее определение: преобразование в частную собственность, то есть преобразование государственной формы правления или собственности в частную. Е. С.

Савас считает данное определение неполноценным, объясняя это тем, что определение давалось исходя из самой распространенной формы приватизации, происходящей в США в те годы (заключение контрактов на обслуживание, где государство сохраняло контроль над собственностью). Е. С.

Савас дает свое определение приватизации, подразумевая под ней мероприятия по сокращению роли государства и усилению роли частного сектора в деятельности или во владении имуществом. [14, с. 821]

Как мы видим, это определение уже более конкретизировано, оно содержит несколько принципиально важных моментов: во-первых, приватизация представлена здесь как некий протяженный во времени процесс, а не разовый акт; во-вторых, приватизация рассматривается не просто как распродажа (или передача) государственной собственности в частные руки, а как структурное разграничение двух, хотя и тесно взаимосвязанных между собой, процессов — уменьшения масштабов деятельности государства и усиления роли частного сектора.

Похожее определение дает В. М. Игнатов. Он раскрывает сущность приватизации в широком и узком смысле.

«Приватизация в широком смысле понимается как один из институтов регулирования экономики через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

Приватизация в узком смысле слова означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенным физическим и юридическим лицам». [6, с. 11]

В целом, экономисты рассматривают приватизацию как деятельность, противоположную национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную.

Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях.

При этом основным фактором для приватизации является эффективность управления имуществом. [10, с. 6]

В свою очередь в юридической науке также нет обобщенного понимания термина приватизация. В теории гражданского и земельного права не существует единой позиции по вопросу об определении «приватизация» и его содержании. Как отмечает О. В.

Шатрова, «со времени первого упоминания термина «приватизация» в научной литературе его смысловые границы подвергались многочисленным коррекциям, в результате которых образовался целый ряд формулировок, содержащих расширительное или, наоборот, ограничительное его толкование в зависимости от целей и задач, которые ставили перед собой авторы». [13, с. 45]

Существует мнение о том, что приватизация представляет собой определенную деятельность. Как отмечает В. П.

Камышанский, «приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах». [7, с. 120]

Однако, по мнению С. В. Новиковой, необходимо детально определить понятие «приватизация». Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей наряду с другими являются сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления. С. В.

Новикова определяет приватизацию государственного и муниципального имущества как совокупность мероприятий по возмездному отчуждению имущества, находящегося в публичной собственности в собственность физических и (или) юридических лиц, то есть, как специфическое основание возникновения и прекращения права собственности.

С учетом данного определения можно выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества: объектом является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; отчуждение имущества; возмездность отчуждения; покупателями являются физические и юридические лица; имущество из публичной собственности переходит в частную собственность. [10, с. 8]

Аналогичного мнения придерживается А. В. Пащенко. Согласно его точке зрения, доктринальные определения приватизации в ряде случаев могут несколько отличаться от законодательно закрепленных дефиниций.

Некоторые российские и зарубежные ученые, определяя приватизацию, понимают под ней не только сам процесс передачи публичного имущества, но и осуществление комплекса мероприятий по сокращению влияния госсектора и соответственно — по укреплению позиций частного сектора в экономике и активизации предпринимательской деятельности в стране. [11, с. 15,16]

И. С. Комарицкий же определяет приватизацию как «правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права государственной собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности на это же имущество». [9, с. 7]

Некоторые рассматривают приватизацию государственного и муниципального имущества как особый вид управленческой деятельности, совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность. [4, с. 69]

Представляется, что понятие приватизации включает в себя лишь общественные отношения, носящие возмездный характер, при которых в качестве основания приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами необходимо рассматривать так называемую сделку приватизации.

Понимание приватизации существует в широком и узком смысле. А. В. Кашанин понимает приватизацию в широком смысле как сокращение сферы влиянии государства, передачу неких областей общественных отношений в частные руки. [8, с. 120] В. А. Виноградов и С. Я.

Веселовский под приватизацией в широком смысле понимают «происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта». В узком смысле приватизация — это «инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными актами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления». [5, с. 15] Приватизация же в узком смысле для А. В. Кашанина — это конкретные действия, направленные на передачу определенного имущества из государственной собственности в частные руки. [8, с. 120] Или же, как предлагает А. Д. Радыгин, приватизация в узком смысле — это процесс продажи (передачи) имущества (активов) государственных и муниципальных предприятий в частную собственность. [12, с. 63] Таким образом, возникает необходимость отделять понятия «приватизация» и «приватизационные сделки».

Приватизация можно рассматривать по-разному: как санкционированный государством переход права собственности на имущество от государства к частным лицам, как форму отчуждения государственной собственности, как способ приобретения права частной собственности. По словам А. В.

Кашанина, термин «отношение приватизации» является научной абстракцией, поскольку не существует единого однородного такого отношения. В процессе приватизации возникает пучок правовых связей между различными субъектами, которые имеют различную правовую природу. [8, с.

65]

Гражданские права, в том числе право собственности, могут возникать из договоров и иных сделок, из актов полномочных органов, из судебных решений, установивших эти права. Под приватизацией можно, как говорилось выше, понимать двустороннюю сделку, что подтверждается тем, что для нее необходима воля двух сторон.

Однако рассматривать приватизацию исключительно как вид гражданско-правовой сделки недопустимо. Приватизация не предполагает полноту свободы договора.

Объекты этих правоотношений заранее предопределены, а субъекты подчиняются не столько гражданскому законодательству, сколько требованиям специальных нормативно-правовых актов.

Читайте также:  Статья 5.1. передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов i - iv классов опасности

В. А. Белов же дает следующее понятие приватизации: приватизацией называется обязательное (в силу закона и утвержденных в соответствии с ним программ и планов приватизации) для публично-правового образования отчуждение принадлежащих ему вещей из государственной или муниципальной (публичной) собственности в частную. [3, с. 137]

Таким образом, мы видим, что подход к определению приватизации, как и развитие приватизационного законодательства в наибольшей степени зависят от ситуации в государстве; от экономических целей, которые оно преследует, отчуждая свое имущество. И способы осуществления такого отчуждения, то есть способы приватизации, неразрывно связаны с целью приватизации. В процессе развития данного института в России, законодатель подходил к определению приватизации по-разному.

В настоящее время законодатель дает определение приватизации в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. [2]

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
  2. Белов В. А. Гражданское право. Том III. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 1189 c.
  3. Белых В. С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. 1996. № 10. С. 67–74.
  4. Виноградов В. А., Веселовский С. Я. Приватизация в глобальном контексте. М.: ИНИОН РАН. 1998. 120 с.
  5. Игнатов В. М. Приватизация государственной собственности в РФ: проблемы правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 19 с.
  6. Камышанский В. П. Приватизация предприятий. Право собственности. М.: А-Приор, 2009. 336 с.
  7. Кашанин А. В. Понятие и правовая природа приватизации // Правоведение. 1997. № 2. С. 113–121.
  8. Комарицкий С. И. Приватизация: правовые проблемы: курс лекций. М.: Статут, 2000. 94 с.
  9. Новикова С. В. Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества // Научный журнал КубГАУ. 2014 № 100 (06) С. 5–10.
  10. Пащенко А. В. Цели правового регулирования приватизации // Реформы и право 2012. № 2. С. 14–19.
  11. Радыгин А. Д. К теории приватизации в переходной экономике // Вопросы экономики. 1995. № 12. С. 60–66.
  12. Шатрова О. В. Правовое регулирование приватизации земельных участков в поселениях: дис. … канд. юрид. наук. М. 2006. 117 с.
  13. Encyclopedia of government and politics. Volume II. Edited by Mary Hawkesworth and Maurice Kogan. London: Routledge. 2001. 1405 p.
  14. Peter F. Druker The Age of Discontinuty. Heinemann: London, 1969. 369 p.

Основные термины (генерируются автоматически): приватизация, частная собственность, муниципальное имущество, Российская Федерация, узкий смысл, государственная собственность, публичная собственность, собственность, частный сектор, широкий смысл.

Объекты приватизации. Понятие и виды. Имущество, не подлежащее приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Виды имущества

Предметом приватизации может выступать любое имущество. Однако чаще всего в собственность передаются жилые и нежилые помещения, земельные участки и предприятия.

Жилые помещения

К такой категории относятся помещения, специально предназначенные для постоянного проживания людей. К ним можно отнести комнаты, квартиры и домовладения. Характерными признаками таких помещений является достаточная квадратура, наличие коммунальных удобств, а также источников тепла, электричества и газа.

Также обязательным условием является изолированность. Например, квартира должна быть оборудована отдельным входом, и соседи не должны иметь в неё доступа.

Земельные участки

Земельные участки также могут выступать в качестве объектов приватизации. Это могут быть территории, расположенные под частным или многоквартирным домом либо входящие в состав садоводческого товарищества. В то же время закон определил участки, которые приватизировать нельзя.

К ним отнесены:

  1. Государственные заповедники и национальные парки.
  2. Участки, находящиеся под сооружениями и зданиями военных формирований и судов.
  3. Земля, на которой располагаются объекты ФСБ, ФСО, ФСИН.
  4. Участки под предприятиями атомной энергии, местами хранения радиоактивных веществ и ядовитых материалов.
  5. Территории закрытых административных образований.
  6. Места воинских и гражданских захоронений.
  7. Линейные объекты, возведенные для охраны государственной границы РФ.
  8. Земли лесного фонда.
  9. Участки, в пределах которых находятся государственные водные объекты, а также историческое и культурное наследие.
  10. Территории, предоставленные для обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
  11. Участки, предназначенные строительства, ремонта и реконструкции водного, воздушного и железнодорожного транспорта.
  12. Территории, занятые объектами космической инфраструктуры.
  13. Участки под гидротехническими сооружениями.
  14. Земли, предоставленные под производство наркотических и ядовитых средств.
  15. Территории, загрязненные опасными отходами или подвергшиеся деградации.
  16. Участки вблизи границ земель, зарезервированных для бюджетных нужд.
  17. Территории в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Также отказ будет получен в случае, если претендент обращается за приватизацией повторно либо не имеет правоустанавливающих документов.

Предприятия

Ещё одним из видов имущества, которое может быть объектом приватизации, являются предприятия.

В данном случае речь идет о сооружениях и зданиях, которые специально приспособлены для производства продукции. То есть они должны быть оборудованы необходимыми устройствами или по своей внутренней планировке позволять их установить. При этом размер предприятия не имеет значения. Это может быть отдельное здание или несколько сооружений.

Нежилые помещения

В качестве объекта приватизации могут выступать и нежилые помещения. Довольно часто они располагаются в многоквартирном доме. Это может быть помещение, предназначенное для оказания бытовых услуг либо организации общественного питания. Отличительной чертой такого объекта является то, что он не приспособлен для постоянного проживания людей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Основные понятия

Для понимания процесса приватизации следует ознакомиться с несколькими терминами.

Жилое помещение – квартира, дом, комната, иной изолированный объект, специально предназначенный для жизни людей по своим характеристикам.

Конкурс – способ приватизации, когда от покупателей требуется выполнение нескольких условий. Например, сохранение численности работников, инвестирование определённого объёма средств и т.д.

Читайте также:  Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов

Аукцион – публичные торги. Приватизирует имущество тот гражданин (или организация), который предложил наибольшую цену.

Государственное имущество условно разделяется на:

  • приватизируемое по решению государства;
  • подлежащее передаче гражданам по заявительному принципу;
  • не подлежащее приватизации.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Государственный контроль

В соответствии с действующим законодательством приватизация муниципальных объектов предусматривает получение новым владельцем постоянного права собственности на них. Данная возможность предусматривается только в случае полной продажи недвижимости в пользу юридических или физических лиц, включая как частичную оплату, так и безвозмездное их предоставление.

Основываясь на действующем федеральном законодательстве, данная процедура представляет собой отчуждение права собственности в пользу заинтересованного лица, что говорит о том, что сама по себе она должна быть безвозмездной.

Данная практика является выгодной для государства за счет того, что далеко не всегда используется вся имеющаяся недвижимость, вследствие чего некоторые из них могут не только не использоваться по прямому назначению, но и являться убыточными для своего владельца.

За счет проведения приватизации государство не только обеспечивает дополнительный приток средств в свой бюджет, но в дальнейшем еще и начинает получать налоги, которые платит новый владелец имущества за его использование.

Главная суть данной процедуры заключается в том, что за счет ее проведения обеспечивается замедление или сокращение имеющихся темпов расширения экономики государства, и при этом растет доля частных секторов.

В процессе проведения приватизации частные лица получают полный или частичный контроль над какой-либо государственной собственностью, что дополнительно позволяет увеличить конкурентоспособность экономики России, а также более эффективно использовать имеющуюся недвижимость.

Таким образом, приватизация представляет собой трансформацию уже имеющегося у государства недвижимости и ее эксплуатацию в соответствии с первоначально заложенным назначением. Также приватизация позволяет улучшить жилищные условия для населения, а также предоставить возможность государству задействовать различные социальные программы, призванные помочь людям льготных категорий.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Автор статьи

Кто имеет исключительное право

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предоставлено исключительное право на приватизацию территорий собственникам жилых или нежилых построек, находящихся в их пределах. Оно означает возможность приватизации земли только одним лицом.

Данное правило действует и в отношении недостроенных объектов. Поэтому граждане, получившие наделы под строительство жилья, приобретают исключительное право с момента инициирования строительных работ – оформления документации.

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение

Исключительным правом на приватизацию обладают и другие лица: пользующиеся участками на правах пожизненно наследуемой собственности и бессрочного пользования. Наличие такого права не предполагает обязательную бесплатность процедуры.

Земли, не подлежащие бесплатной передаче в собственность, могут выкупаться хозяевами имеющихся на их территориях строений на основе кадастровой стоимости.

От исключительного права следует отличать преимущественное право, регулируемое на уровне регионов и муниципалитетов. Им наделяются отдельные льготные категории местного населения: инвалиды, многодетные семьи и т.п. В таком случае приватизация надела третьими лицами допускается при отказе или нарушении условий обладателем преимущественного права.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Зачем приватизировать землю

Часть граждан, неискушенных в юридических тонкостях земельного законодательства, задается вопросом, зачем необходимо оформление права собственности. Тем более, что сама приватизация связана со значительными денежными расходами, да и длиться может несколько месяцев.

Основным недостатком приватизированной земли считают необходимость уплаты ежегодного налога на землю. Гражданин, получивший в собственность землю, обязан поддерживать в хорошем состоянии прилегающую к участку территорию. При несоблюдении этого требования к владельцу могут быть применены административные взыскания.

После оформления приватизации земельного участка значительно возрастает размер коммунальных платежей.

Но, несмотря на это, переоформление в собственность земли имеет большое количество достоинств, существенно перекрывающих недостатки. Так, собственник наделяется правом распоряжения приватизированной землей. Он может сдать ее в аренду и получать существенную прибыль, а также завещать, подарить родственнику, продать.

Перечень документов

При оформлении приватизации земельного участка потребуются необходимые документы. Гражданин должен подать заявление с просьбой предоставления права на земельный участок с указанием его размеров, целей использования и место расположения.

Кроме этого нужен документ, удостоверяющий личность. Если земельный участок находится под домом, то потребуется его описание с кадастровым планом, и акт, предоставляющий право пользования участком.

В случае если правоустанавливающие документы отсутствуют, для регистрации необходима выписка из похозяйственных книг (для дачных участков).

При платной приватизации земельного участка к названным документам необходимо приложить:

  • справку из районного земельного комитета о нормативной стоимости 1 га приватизируемого земельного участка;
  • справку о размере земельного участка;
  • документ из налоговой инспекции о размере установленного земельного налога;
  • справку из БТИ об оценочной стоимости участка;
  • техпаспорт на жилой дом и надворные строения, находящиеся на земельном участке.

Понятие и признаки приватизации государственного и муниципального имущества

2

Во времена СССР все объекты недвижимости находились в ведении государства и муниципальных образований. Людям выдавались квартиры бесплатно на ордера на вселение.

С распадом Советского союза возникла острая необходимость в пересмотре жилищных и земельных вопросов.

После принятия в 1991 году Федерального Закона «О приватизации…» граждане нашей страны получили уникальную возможность — перевести в собственность муниципальное жилье, гараж или садовый участок совершенно бесплатно, как это сделать, давайте разбираться.

Кто и что может приватизировать

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

https://www.youtube.com/watch?v=MjM55ZE6-Ec\u0026t=34s

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть право Что могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости
Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость
Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

Читайте также:  Статья 35 АПК РФ. Предъявление иска по адресу или месту жительства ответчика (действующая редакция)

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении.

А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?

Предположим территория находится в ведении муниципального образования.

В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке.

Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.

Принципиальные основы осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности

Осуществление приватизации государственной и муниципальной собственности выполняется в соответствии с рядом принципов, к числу которых можно отнести:

  • во-первых, признание равенства покупателей имущества, принадлежащего государству, его регионам и муниципальным образованиям;
  • во-вторых, открытость действий органов государственного и муниципального управления при продаже государственного и муниципального имущества;
  • в-третьих, отчуждение государственной и муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц только на возмездной основе, то есть за плату или в обмен на акции акционерных обществ, доли хозяйственных обществ;
  • в-четвертых, самостоятельное осуществление приватизации муниципальной собственности органами муниципального управления в соответствии с федеральным законодательством.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Приватизация государственной и муниципальной собственности 410 руб.
  • Реферат Приватизация государственной и муниципальной собственности 270 руб.
  • Контрольная работа Приватизация государственной и муниципальной собственности 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Решения относительно условий приватизации государственной собственности принимаются согласно прогнозным планам приватизации. Условия приватизации содержат в себе следующие данные:

  • наименование имущества, подлежащего приватизации, с указанием его характеристик;
  • способ приватизации имущества, его начальная цена, срок рассрочки при ее предоставлении;
  • иные сведения, которые требуются для приватизации имущества.

Замечание 1

Порядок принятия условий приватизации определяется органами государственного управления регионального уровня и местного самоуправления.

Условия приватизации

Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:

  • оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
  • если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
  • основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
  • временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
  • процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.

Способы приватизации

Существует несколько способов переоформления права собственности:

  • переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
  • приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
  • приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
  • покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
  • получение имущества в форме вклада в уставной капитал.

Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.

Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.

Основные начала приватизации государственной собственности

Определение 1 Приватизация государственной собственности – это урегулированная положениями федерального законодательства процедура возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации или собственность регионов, в собственность частным лицам – гражданам или организациям.

Специальным отечественным законодательством предусматриваются основные начала организации процедуры возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации и регионов, в собственность частных субъектов. К числу таких основных начал относятся следующие:

  Как правильно составить прошение о помиловании

  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность, реализуется на условиях равенства субъектов, приобретающих такое имущество;
  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность реализуется на условиях открытости функционирования органов и должностных лиц публичного управления;
  • имущество, составляющее федеральную или региональную собственность, передается в собственность частных субъектов – граждан, организаций – исключительно на условиях возмездности. Возмездность предполагает, что встречным предоставлением за передаваемое федеральное или региональное имущество является денежная выплата или передача в государственную или региональную собственность, соответственно, акций или долей хозяйственных обществ, в уставный капитал которого вносится имущество, либо в уставный капитал обществ, которые учреждаются путем преобразования государственных предприятий.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Приватизация государственной собственности 470 руб.
  • Реферат Приватизация государственной собственности 270 руб.
  • Контрольная работа Приватизация государственной собственности 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации имущества:

  • составляется план процедуры;
  • издается акт;
  • осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
  • формируется отчет о проделанной работе.

После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.

Процедура

Этапы приватизации:

  1. Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
  2. Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
  • об объекте приватизации;
  • о владельце;
  • о выбранном способе;
  • о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
  • о рассрочке.
  1. Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
  2. Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.

Необходимые документы

Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.

Какие документы необходимы:

  • заявление лица, желающего приобрести имущество;
  • паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
  • правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
  • выписка из ЕГРН;
  • расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
  • справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Дополнительно может понадобятся:

  • письменное согласие на сделку второго супруга;
  • свидетельство о браке или о разводе;
  • разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
  • нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
  • финансовые документы (для юридических лиц).

Сроки

Максимальный срок приватизации объектов государственной и муниципальной собственности — 3 месяца, минимальный — 14 дней. Оформление может затянуться еще на несколько месяцев, если потребуется получение разрешения на приватизацию в суде.

Процедура приватизации государственной собственности

Начальная стоимость государственной собственности, подлежащей передаче в частную собственность, устанавливается на основе положений специального законодательства, регламентирующего оценочную деятельность. При этом оценка должна производиться не позднее чем за шесть месяцев до того момента, как имущество будет предложено к продаже.

Законодательством предусматриваются следующие способы приватизации государственной собственности:

  • приватизация унитарного предприятия как имущественного комплекса реализуется посредством его преобразования в хозяйственное общество;
  • объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме аукциона;
  • продажа акций, составляющих государственную собственность, на торгах в форме специализированного аукциона;
  • объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме конкурса;
  • реализация акций, составляющих государственную собственность, за рубежом;
  • объекты государственной собственности реализуются путем публичного предложения;
  • объекты государственной собственности продаются без объявления стоимости;
  • объекты государственной собственности вносятся как вклад в уставный капитал хозяйственного общества;
  • реализация акций по итогам доверительного управления.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Ссылка на основную публикацию