Раздел ii. частная детективная (сыскная) деятельность

Институт защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации включает как систему государственной защиты, осуществляемую всеми органами публичной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями, так и частную детективную (сыскную) и охранную деятельность.

Возникновение и развитие частной детективной (сыскной) и охранной деятельности в Российской Федерации вызвано объективными обстоятельствами. В условиях либерализации правовых преобразований в стране и расширения сферы частного предпринимательства Россия столкнулась с ростом преступности, криминализацией бизнеса, с проблемами экономической безопасности.

На повестку дня встала проблема обеспечения безопасности граждан с помощью телохранителей, защита их от шантажа, вымогательства, поиска пропавших без вести, сбор сведений по гражданским и уголовным делам.

Возникла необходимость в защите фирм, предприятий и организаций от промышленного шпионажа, незаконной конкуренции, сборе информации от некредитоспособных и ненадежных деловых партнеров.

Частная детективная (сыскная) и охранная деятельность —деятельность негосударственных специально учреждаемых организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Исходя из приведенного определения, можно отметить следующие черты частной детективной (сыскной) и охранной деятельности:

1. Эта деятельность по своей сути является правоохранительной. Правовой основой частной детективной (сыскной) и охранной деятельности является Конституция РФ, Закон о частной детективной и охранной деятельности, другие федеральные законы (ГК, КоАП, УК, УПК РФ и др.

), постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г.

№ 498 «О некоторых вопросы осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», Наставление по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденное приказом МВД России от 31 декабря 1999г.

№ 1105, Административный регламент МВД России по предоставлению государственных услуг по приему квалификационных экзаменов у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников, утвержденный приказом МВД России от 28 мая 2012 г. № 543 и иные нормативные правовые акты РФ.

Услуги частных детективов и частных охранников направлены на защиту прав и интересов граждан и организаций, охрану имущества собственников, поиск без вести пропавших лиц, сбор сведений по гражданским и уголовным делам. В этом смысле частная детективная и охранная деятельность дополняет правоохранительную деятельность государственных органов.

2. Эта деятельность не является государственной.

Она осуществляется не государственными органами, а организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел.

На граждан, занимающихся частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

3. По своему характеру это предпринимательская деятельность, которая является проявлением частной инициативы. Она осуществляется на возмездной договорной основе и рассчитана на получение прибыли её исполнителями.

4. Частная детективная и охранная деятельность имеет договорный характер, что подчеркивает диспозитивность правоотношений, складывающихся между субъектами частной детективной и охранной деятельности — исполнителем и клиентом.

5. Клиентами частной детективной (сыскной) и охранной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица. Обязательным условием осуществления частной детективной (сыскной) и охранной деятельности является предварительное заключение с клиентом письменного договора о содержании оказываемых услуг.

Раздел II. Частная детективная (сыскная) деятельность

6. Частная детективная (сыскная) и охранная деятельность осуществляется только организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности (п.

1 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498) и гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей и имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел (п.

1 Положения о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности, утвержденного вышеназванным постановлением Правительства РФ).

Частная правоохранительная деятельность осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, сочетания частных и публичных интересов, получения прибыли, государственного регулирования частной правоохранительной деятельности[5].

Частную детективную (сыскную) и охранную деятельность необходимо отличать от оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и специальных служб, а также от уголовно-процессуальной деятельности. Согласно ч. 3 ст.

1 Закона о частной детективной и охранной деятельности граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность, в отличие от частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, осуществляется исключительно государственными органами и не преследуют цели извлечение прибыли от своей деятельности. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, обладают властными полномочиями.

  • Закон о частной детективной и охранной деятельности устанавливает два вида частной правоохранительной деятельности:
  • — частную детективную деятельность (сыск);
  • — частную охранную деятельность (охрану).
  • Частная детективная деятельность (сыск) — это деятельность частного детектива,направленная на сбор определенного рода информации и предоставление ее клиенту в обусловленной договором форме.

Рынок частного сыска в России обширен и востребован. В одном случае необходимо установить, есть ли в фирме лицо, которое работает на конкурентов. В другом – необходимость выяснить всю информацию о партнерах по бизнесу, обезопасить сделку с недвижимостью или автомобилем, в третьем случае необходимо найти без вести пропавшего и т.п.

Закон о частной детективной и охранной деятельности предусматривает, что в целях сыска могут предоставляться следующие виды услуг (ч. 2 ст. 3):

1. Сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса. В основе рассматриваемой услуги лежит принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия по гражданским делам. Стороны в гражданском процессе обязаны доказывать те обстоятельства, на который они ссылаются как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Услугами частного детектива для сбора сведений, которые впоследствии могут быть процессуально оформлены как доказательства, могут воспользоваться гражданский истец, ответчик и третьи лица, участвующие в гражданском процессе. Сбор сведений частные детективы осуществляют на договорной основе. Договорные отношения частного детектива с конкретным лицом, участвующим в гражданском деле, могут возникнуть с момента возбуждения дела в суде.

2. Изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров.

Изучение рынка может заключаться в анализ ситуации внутри и вне предприятия, прогнозе возможных изменений, поиске критериев для принятия управленческий решений.

Практически любой анализ рынка должен дать ответ на вопрос: сможет ли предприятие успешно, то есть с прибылью, обменять свою продукцию на адекватную сумму денег или другую продукцию.

Объектом договора между клиентом и частным детективом может быть сбор информации, необходимой для ведения переговоров с деловыми партнерами в предпринимательской сфере.

Услуга частных детективов может быть востребована и при вступлении в деловые взаимоотношения с потенциальными партнерами для выявления кредитоспособности, добросовестности делового партнера и вообще истинности намерений друг друга.

3. Установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну.

В соответствии с ГК РФ товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 1481).

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Путем частной детективной (сыскной) деятельности могут устанавливаться обстоятельства неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований.

В процессе сыскной деятельности могут устанавливаться обстоятельства недобросовестной конкуренции. К числу таких обстоятельств Федеральный закон от 26 июля 2006 г.

№ 153-ФЗ «О защите конкуренции» относит: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну и др. (ст. 14).

4. Выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных граждан (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов.

Эта услуга оказывается частным детективом работодателю при заключении им трудового соглашения с потенциальным работником с целью рассеять сомнения в предоставленных характеристиках и других документах с прежнего места работы.

5. Поиск без вести пропавших граждан; Данная услуга оказывается частным детективом по инициативе обратившихся граждан и организаций.

С такой просьбой лица обращаются к частному детективу с целью найти человека, удостовериться, жив или мертв данный гражданин, и намерении представить полученные сведения в суд для установления юридических фактов: признания гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

6. Поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7. Сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса — истцом, ответчиком, потерпевшим, обвиняемым, подсудимым или их представителями. Эта услуга частного детектива во многом схожа с аналогичной услугой по гражданским делам.

Однако, при оказании этой услуги по уголовному делу, частный детектив обязан в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

8. Поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требования об отобрании ребенка, на договорной основе (ч. 2 ст. 3).

Частная охранная деятельность— это деятельность частных охранных предприятий и частных охранников, направленная на охрану личных и имущественных прав физических и юридических лиц на основе заключенного договора.

Следует заметить, что охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране. Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г.

№ 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

В целях охраны частные охранные предприятия могут предоставлять следующие виды услуг (ч. 3 ст. 3):

защиту жизни и здоровья граждан от различного рода противоправных посягательств. Для оказания этой услуги между клиентом и частной охранной организацией заключается договор, содержащий условия защиты жизни и здоровья клиента.

По желанию клиента охранная организация выделяет ему определенного охранника для оказания данной услуги.

В случае если клиенту безразлично, кто именно из сотрудников будет защищать его жизнь и здоровье, частная охранная организация самостоятельно распределяет рабочие нагрузки между своими сотрудниками;

  1. охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся (находящегося) в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством РФ;
  2. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  3. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
Читайте также:  Статья 80. Свидетельствование подлинности подписи на документе

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий: съездов, конференций, собраний, спортивно-массовых мероприятий и др.).

Обязанность по обеспечению порядка при проведении массовых мероприятий возложена законом на полицию. Поэтому при оказании этой услуги частными охранниками необходимо взаимодействие их с государственными правоохранительными органами.

Формы такого взаимодействия закрепляются в соответствующем договоре;

обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов имеющих особо важное значение.

Под внутриобъектовым режимом понимается порядок, установленный клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству РФ, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности (п. 6 ст. 1.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности)..

Пропускной режим — порядок, установленный клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству РФ, доведенный до сведения персонала и посетителей объекта охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) (п. 7 ст. 1.1 вышеуказанного Закона);

охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения. Перечень объектов, подлежащих государственной охране, устанавливается Правительством РФ.

К таким объектам относятся: здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти; объекты, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ; объекты органов прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Центрального банка РФ и др.

В соответствии с Законом о частной детективной и охранной деятельности частные детективы в своей деятельности взаимодействуют с государственными правоохранительными органами (ч. 3 ст. 3).

Они вправе, а в некоторых случаях обязаны, содействовать государственным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, а организации, осуществляющие частную охранную деятельность, могут содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд государственного социального страхования РФ.

Законодательная база Российской Федерации

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2487-I «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Раздел II. Частная детективная (сыскная) деятельность

Статья 4. Частный детектив

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Статья 5.

Действия частных детективов

  • В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.
  • При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.
  • В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Выдача лицензий частным детективам

  1. Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.
  2. Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел:
  3. анкету; фотографии; медицинскую справку о состоянии здоровья;
  4. документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
  5. сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.
  6. Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.
  7. Лицензия не выдается:
  8. 1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;
  9. 2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
  10. 3) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
  11. 4) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
  12. 5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
  13. 6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
  14. 7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение, сроком на три года и является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия (*) в Совете народных депутатов по месту учреждения данного предприятия или для заключения трудового договора (контракта) с объединением частных детективов. Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Министерством финансов Российской Федерации.

(*) Далее — частные детективные предприятия.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Статья 7.

Ограничения в сфере деятельности частного детектива

  • Частным детективам запрещается:
  • 1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;
  • 2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
  • 3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
  • 4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
  • 5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
  • 6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  • 7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
  • 8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
  • 9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
  • Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 8. Выдача лицензий на создание объединений частных детективных предприятий

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность.

Учредители объединения для получения лицензии обязаны представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, сведения о характере и направлениях деятельности объединения, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них и учредительные документы.

Лицензия выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на три года и является основанием для государственной регистрации объединения в Совете народных депутатов по месту учреждения данного объединения. Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Министерством финансов Российской Федерации.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом учредителей, направивших заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации. При этом каждый филиал должен получить лицензию в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.

Непредставление учредителями перечисленных в части второй настоящей статьи сведений либо представление искаженных сведений служит основанием для отказа в выдаче лицензии.

Статья 9.

Договор между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом

  1. Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.
  2. Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.
  3. В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 10.

Продление срока действия и аннулирование лицензий на частную сыскную деятельность

Частные детективы и объединения частных детективных предприятий должны своевременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением ими установленных правовыми актами положений о частной детективной деятельности. Лицензия продлевается по ходатайству заявителя на пять лет за один месяц до истечения срока ее действия.

  • Орган внутренних дел, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:
  • нарушений либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований, предусмотренных настоящим Законом, положений других законов и иных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности частных детективов, их предприятий и объединений;
  • неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств.

Принятию решения об аннулировании лицензии должно предшествовать предварительное письменное предупреждение органом внутренних дел ее обладателя, за исключением случаев, если частному детективу предъявлено обвинение в совершении преступления. В предупреждении точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок для устранения допущенных нарушений.

  1. Аннулирование лицензии является основанием для прекращения частной сыскной деятельности и может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
  2. Лицензия на частную сыскную деятельность аннулируется также в случае добровольного отказа частного детектива от нее или ликвидации объединения.
  3. При установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение за ее получением возможно по истечении трех лет со дня судебного решения.
  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2487-I «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Читайте также:  Раздел iv. пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы

О частной детективной и охранной деятельности в российской федерации (с изменениями на 2 августа 2019 года)

РАЗДЕЛ IIЧастная детективная (сыскная) деятельность

Статья 4. Частный детектив

(статья утратила силу с 30 ноября 2010 года — Федеральный закон от 15 ноября 2010 года N 301-ФЗ

Статья 5. Действия частных детективов

  • В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.
  • При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.
  • В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.

Статья 6. Предоставление лицензий частным детективам

Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации.

Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной детективной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, обязан лично представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган заявление, в котором указываются его фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности, и следующие документы:

  1. 1) анкета;
  2. 2) фотографии;
  3. 3) медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности;
  4. 4) документы, подтверждающие его гражданство, наличие среднего профессионального юридического образования или высшего юридического образования или прохождение профессионального обучения для работы в качестве частного детектива либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
  5. 5) сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.
  6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы.
  7. Лицензия не предоставляется:
  8. 1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;
  9. 2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
  10. 3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
  11. 4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
  12. 5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
  13. 6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и частной охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
  14. 7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи;
  15. 8) гражданам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа;

9) гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае отказа в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа.

Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган управления (должностному лицу) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или суд.

Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган осуществляет следующие полномочия в области лицензирования частной детективной деятельности:

  • 1) предоставление лицензии и выдача удостоверения частного детектива;
  • 2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;
  • 3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;
  • 4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;
  • 5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;
  • 6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;

7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

На частных детективов распространяется установленный настоящим Законом для лицензирования частной охранной деятельности порядок приостановления действия лицензий и аннулирования лицензий, оформления и переоформления документов, подтверждающих наличие лицензии.

К отношениям, связанным с лицензированием и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Перечень заболеваний, препятствующих осуществлению частной детективной деятельности, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.Частные детективы обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной детективной деятельности, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ.

Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

  1. Частным детективам запрещается:
  2. 1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений (пункт дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ;
  3. 2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
  4. 3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
  5. 4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
  6. 5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
  7. 6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  8. 7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
  9. 8) разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ;
  10. 9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами;
  11. 10) использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ);

11) получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ).Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Сыскная деятельность должна быть основным видом деятельности частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо муниципальной службой или с замещением выборной оплачиваемой должности в общественном объединении не разрешается (часть дополнительно включена с 30 ноября 2010 года Федеральным законом от 15 ноября 2010 года N 301-ФЗ).

Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий

(статья утратила силу с 1 января 2010 года — Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ

Статья 9. Особенности требований к договору на оказание сыскных услуг

  • (наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ
  • Частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание сыскных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.
  • Договор на оказание сыскных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.

Часть утратила силу с 1 января 2010 года — Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ..

Часть утратила силу с 1 января 2010 года — Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ..

Часть утратила силу с 1 января 2010 года — Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ..

Статья 10. Продление срока действия и аннулирование лицензий на частную сыскную деятельность

(статья исключена с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ.

Читайте также:  Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - советы юриста

Читать онлайн "Основы сыскного ремесла" автора Землянов Валерий Михайлович — RuLit — Страница 1

В. М. ЗЕМЛЯНОВ

Основы сыскного ремесла

Всякая книга, претендующая на то, чтобы называться учебником, учебным пособием, руководством или самоучителем — это книга для обучения чему-нибудь.

Взяв на себя смелость учить какому-либо делу, автор такой книги обязан, во-первых, сообщить читателю основы теоретических знаний о конкретном ремесле, во-вторых, дать ему четкое представление о тех практических навыках, которыми должен овладеть человек, пожелавший заняться этим ремеслом.

Предлагаемая книга предназначена для обучения частному сыску, занятие которым стало возможным на пространстве бывшего СССР с приходом рыночных отношений.

Та часть читателей, которая знакома с сыскной деятельностью только по детективной литературе и кинофильмам, может считать ее самоучителем, способствующим избавлению от дилетантизма в понимании сути столь непростого дела, каковым является частный сыск.

Автор, используя свой личный опыт и опыт коллег, а также литературные источники, попытался дать достаточно подробное описание сыскных действий — того, что делает сыщик (опрос, наведение справок, изучение предметов и документов, осмотр объектов, наблюдение) и того, как он осуществляет сыскные действия.

В частной сыскной деятельности не обойтись без элементов разведывательной и контрразведывательной деятельности, без использования приемов технологии добывания и переработки информации, без соблюдения принципов конспирации. Обо всем этом тоже рассказано.

Сыскная деятельность невозможна без информационного обеспечения, поэтому эффективное использование информационных ресурсов является важнейшей составляющей работы сыщика.

В соответствующих главах рассмотрены основные источники информации, такие как люди, документы, компьютерные базы данных и т. п.

Описав содержание частной сыскной деятельности (ее «технологию»), автор далее рассмотрел те услуги, которые сыщик оказывает своим клиентам. Среди них оказание помощи в расследовании и предупреждении преступлений; розыск пропавших лиц и материальных объектов, а также возврат долгов; консультирование и т. д.

Наконец, автор уделил довольно много места рассмотрению вопросов частного сыска как вида бизнеса, а детектива как предпринимателя. Читатели смогут воспользоваться рекомендациями о порядке открытия и закрытия частного детективного предприятия, о том, как искать клиентуру и работать с ней, как грамотно проводить договорную политику.

Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изложение всех аспектов частной сыскной деятельности и профессии частного сыщика. За рамками книги осталось ещё много проблем и вопросов, ждущих своего решения.

Глава 1. О профессии частного сыщика в детективной литературе

В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова (первое издание опубликовано в 1949 году) сказано, что слово «профессия» происходит от латинского «professio» и означает род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

«Широкая публика» знает о профессии частного сыщика, в основном, из детективной литературы, из кино- и телевизионных фильмов. Давайте и мы для начала обратимся к некоторым из тех литературных произведений, которые поведали читателям о профессии частного детектива и сформировали в массовом сознании представление о содержании их профессиональной деятельности.

Отцом детектива, как литературного жанра, считается американский писатель-романтик Эдгар Аллан По (1809–1849). Его новеллы «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Марии Роже» (1842) и «Похищенное письмо» (1845) объединяет в единый цикл фигура «расследователя» Огюста Дюпена.

Дюпен не профессиональный сыщик и за решение криминальных загадок берется не из обостренного чувства справедливости. Его привлекает интеллектуальная сторона проблемы. Ему нравится распутывать лишь те преступления, которые выглядят как загадочные головоломки.

И все же Эдгар По со своими «логическими новеллами» был лишь «предтечей» детективного жанра. Свое истинное рождение этот жанр датирует 1887 годом. В том году молодой лондонский врач Артур Конан-Дойл(1859–1930), желавший поправить финансовые дела литературным заработком, опубликовал повесть «Этюд в багровых тонах». В ней он впервые познакомил читателей с сыщиком по имени Шерлок Холмс[1].

Эдгар По и Артур Конан-Дойл представили читателю частный сыск как такое занятие, в котором преобладает интеллектуальная составляющая.

В их новеллах сыщика отличает от окружающих людей, включая чинов полиции, умение замечать множество мелких фактов и разрозненных деталей, складывая из них с помощью логического мышления (пресловутый дедуктивный метод Холмса) цельную картину совершенного преступления.

Сыщик — это такой человек, который умеет отделять главное от второстепенного, истинное от мнимого, находит скрытый смысл там, где люди недалекие не видят ровным счетом ничего.

вернуться

Как сообщает одно из изданий «Книги рекордов Гиннеса», о приключениях Шерлока Холмса и его ассистента, доктора Ватсона, снято более 200 фильмов, 75 актеров воплощали в кино образ гениального сыщика.

Сыскная забота: подготовлен закон о детективной деятельности

В Госдуме разработали законопроект о детективной деятельности (имеется в распоряжении «Известий»). Как сказано в документе, частных сыщиков планируют наделить правом вести розыск не только пропавших без вести людей, но и должников, а также получать необходимую информацию у различных ведомств, включая МВД и ФСБ.

Сами представители детективного сообщества не верят, что законопроект изменит отношение правоохранительных органов к их работе.

А мнения опрошенных «Известиями» экспертов разделились: одни полагают, что законодательная новация направлена скорее на получение выгоды, чем на защиту прав граждан, другие уверены, что частная сыскная деятельность может дополнить и улучшить качество предварительного следствия.

Не охранники, а сыщики

Проект документа о частном сыске разработан депутатом от «Единой России» Анатолием Выборным и готов для внесения в Госдуму.

— В настоящее время детективная деятельность регламентируется в одном законе с частной охранной деятельностью от 1992 года. Хотя две эти сферы практически не имеют ничего общего.

Охранная деятельность направлена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защиту жизни и здоровья охраняемых граждан.

В то время как детективная представляет собой разновидность разыскной, юридической работы, а ее содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых услуг, — сказал «Известиям» Анатолий Выборный.

  • По словам парламентария, отдельный закон необходим и для существенного изменения правового регулирования в этой сфере.
  • — Законопроект определяет не только правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением детективной деятельности, но также цели и принципы участников, их права и обязанности, правовую защиту, порядок взаимодействия детективных организаций с правоохранительными органами, закрепляет систему гарантий законности их работы, — пояснил депутат.
  • Кроме того, документ предусматривает появление новых понятий: «детективная организация», «работник детективной организации», «заказчик детективной услуги», «детективные мероприятия», «результаты детективной деятельности», а также «детективная тайна».

Кто будет осуществлять контроль за деятельностью детективов, в законопроекте не прописано. Сейчас функция регулятора возложена на Росгвардию. В ведомстве не исключили, что с принятием документа система контроля может быть скорректирована.

— Сегодня в России зарегистрировано чуть больше 900 частных детективов. И статистика последних лет показывает ежегодное снижение их числа, — заявили «Известиям» в Росгвардии. — В действующем законодательстве понятие «детективная организация» отсутствует, и, соответственно, осуществление такой деятельности компанией является незаконным.

В ведомстве также отметили, что вопросы с переаккредитацией или продлением имеющихся лицензий будут решаться уже после принятия законопроекта.

Вне закона

По действующему законодательству частные детективы имеют право заниматься только розыском без вести пропавших людей, а нововведение позволит им брать и другие случаи, в том числе поиск должников.

Сегодня проводить самостоятельно расследование по уголовному делу частный детектив может только после того, как поставит об этом в известность суд и следствие. Таким специалистам запрещается пользоваться и базами данных правоохранительных органов. При этом все официальные инстанции на запросы детективов не реагируют. Законопроект направлен на изменение ситуации и в этом направлении.

Но в самом детективном сообществе вероятность принятия законопроекта воспринимают пока скептически. Российское общество еще не готово к активной деятельности частных детективов, а ни МВД, ни ФСБ быстро на контакт с частниками не пойдут, считает президент Международной ассоциации детективов IAPD Андрей Матушкин.

— Максимум, что мы сейчас можем узнать, например, учился ли в таком-то вузе конкретный человек. Даже если закон и обяжет ведомства отвечать на запросы частных детективов, это еще не значит, что мы получим всю интересующую нас информацию, — сказал «Известиям» Андрей Матушкин.

По его словам, самое прогрессивное законодательство действует в США, где детективы обладают теми же полномочиями, что и государственные сыщики. Они не только имеют доступ к базам правоохранительных органов, но и обладают правом задержания преступников.

Андрей Матушкин также заметил, что контроль за детективной деятельностью лучше всего передать Минюсту, потому что Росгвардия сегодня лишь ведет учет количества частных сыщиков. Кроме того, необходимо изменить и систему выдачи лицензий. Главным требованием должны быть опыт работы в правоохранительных органах и прохождение обучения у опытных коллег, считает он.

В Минюсте на запрос «Известий» ответили, что законопроект на рассмотрение в ведомство пока не поступал.

Выгода или защита?

Основная цель законопроекта — получение прибыли, так как расширение полномочий частных детективов приведет к удорожанию их услуг, считает член научно-консультативного совета СК России Иван Соловьев.

— Защита прав и законных интересов заказчика в законопроекте поставлена на второе место. А перечень детективных мероприятий по факту представляет собой урезанные полномочия госорганов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, — пояснил «Известиям» юрист.

— Например, в главе, регулирующей взаимодействие частников с правоохранительными органами, прописано, что это возможно только на основании соглашений.

Получается, что детектив будет вправе отказать правоохранителям в информировании о выявленных угрозах безопасности личности, обществу, государству, о готовящихся преступлениях и в оказании содействия в розыске, ссылаясь на отсутствие такого соглашения.

По его словам, законопроект скорее направлен на оживление рынка сыскных услуг. При этом требование обязательного прохождения профессионального обучения может оказаться профанацией, и тогда каждый желающий стать детективом просто сможет купить себе «корочки» сыщика.

У советника Федеральной палаты адвокатов (ФПА) России Нвера Гаспаряна другое мнение. Он считает, что законопроект необходим — услуги частных детективов могут быть востребованы, особенно в больших городах.

Так, они могут потребоваться при сборе сведений, предметов и документов для участников арбитражного, уголовного, административного и гражданского производств, при сборе сведений, предметов и документов для заявителя о преступлении.

— Мало кто способен одновременно пользоваться услугами и адвоката, и детектива. В уголовном процессе частные детективы могут устанавливать важных свидетелей и получать иную информацию, имеющую значение для дела. В идеале такая деятельность должна дополнять и улучшать качество предварительного следствия.

В некоторых аспектах функции адвокатов и частных детективов могут совпадать. Например, и те и другие вправе опрашивать лиц с их согласия, осуществлять сбор документов.

Однако только частные детективы вправе проводить детективные расследования и осуществлять поиск лиц и имущества, сбор сведений, — сказал «Известиям» адвокат.

  1. При этом представитель ФПА не исключил, что активное вовлечение частных детективов в гражданские отношения может создать проблему злоупотребления их своими правами, нарушения тайны частной жизни граждан, присвоения полномочий правоохранительных органов.
  2. Впрочем, законопроект в таких случаях предусматривает, в частности, аннулирование лицензии, прекращение правового статуса детектива, а также контроль за их деятельностью со стороны уполномоченного государственного органа и надзор со стороны прокуратуры.
Ссылка на основную публикацию