Статья 8. порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта российской федерации

Федеральный закон

О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания

Принят Государственной Думой                               25 мая 1994 года

Одобрен Советом Федерации                                    1 июня 1994 года

(В редакции федеральных законов от 22.10.1999 № 185-ФЗ, от 21.10.2011 № 289-ФЗ, от 25.12.2012 № 254-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ)

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.10.2011 № 289-ФЗ)

Статья 5. «Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете».

Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании. (Часть введена — Федеральный закон от 22.10.

1999 № 185-ФЗ)

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7.

 «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

  • Статья 8. «Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов:
  • в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  • во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
  • в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
  • в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части — иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9. Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 91. «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны. (В редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 148-ФЗ)

На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.

ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).  (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 254-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ)

На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.

ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

(Статья введена — Федеральный закон от 21.10.2011 № 289-ФЗ)

Статья 10. Признать утратившими силу: Закон РСФСР от 13 июля 1990 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 6, ст. 93);

Читайте также:  Статья 35. Признание и приведение в исполнение арбитражного решения

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 1, ст. 8).

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации                              Б.Ельцин

Москва, Кремль14 июня 1994 года№ 5-ФЗ

Кс уточнил порядок вступления в силу муниципальных нпа

27 мая Конституционный Суд вынес Постановление № 23-П по делу о проверке конституционности п. 6 ч. 1 ст. 44, ч. 1 и 3 ст. 47 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, регламентирующих порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов муниципалитетов.

Повод для обращения в КС и позиция заявителя

Бывший муниципальный служащий Юрий Ефремов обратился в Орловский областной суд с административным иском об оспаривании двух положений муниципального нормативного правового акта.

Согласно НПА решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 г.

№ 18/136 о перерасчете пенсий за выслугу лет вступало в законную силу с момента его официального обнародования и распространяло свое действие на всех получателей такой пенсии.

В результате перерасчета размер получаемой Ефремовым пенсии уменьшился в 10 раз и составил 3,4 тыс. руб. Поводом для обжалования решения Совета послужило то, что оно не было опубликовано официально в газете Свердловского района «Сельская новь», вопреки положениям Закона об общих принципах организации местного самоуправления и Конституции.

Суды трех инстанций удовлетворили требования частично, признав недействующим п. 3 обжалуемого НПА в части слов «со дня вступления настоящего решения в силу», поскольку региональным законодательством предусмотрен перерасчет пенсии за выслугу лет в случае изменения порядка ее исчисления с первого числа месяца, следующего за месяцем такого изменения.

В остальной части иска было отказано в связи с тем, что спорный НПА был обнародован на стенде в читальном зале местной библиотеки, а также размещен на официальном сайте администрации Свердловского района и заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с его содержанием. Отсутствие публикации акта в периодическом печатном издании «Сельская новь», подчеркнули суды, было обусловлено ограниченными бюджетными возможностями муниципального образования.

Считая официальное опубликование такого рода актов обязательным, Юрий Ефремов вновь обратился в суд с административным иском о признании частично недействующими ряда положений Устава Свердловского района Орловской области.

Согласно оспариваемым нормам муниципальные НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в течение 7 дней с момента их подписания подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после этого.

Под официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете Свердловского района «Сельская новь», для его официального опубликования (обнародования) органы местного самоуправления также вправе использовать сетевое издание.

В свою очередь, обнародование муниципального правового акта происходит путем его размещения на информационных стендах в здании администрации Свердловского района и размещения в Свердловской центральной районной библиотеке в течение 7 дней со дня его принятия, причем продолжительность размещения не может быть менее 10 дней.

Суды отказали в удовлетворении иска со ссылкой на то, что положения Устава не противоречат нормам Закона об общих принципах организации местного самоуправления, поэтому прав и законных интересов заявителя не нарушают.

В жалобе в Конституционный Суд Юрий Ефремов указал, что оспариваемые им законоположения позволяют органам местного самоуправления не публиковать официально для всеобщего сведения муниципальные НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а потому не соответствуют Основному Закону государства.

КС не нашел несоответствия оспариваемых норм Конституции

Конституционный Суд напомнил, что конкретный порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан; исключение составляют акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Верховный Суд разъяснит порядок оспаривания НПАПленум ВС отправил на доработку соответствующий проект постановления, но эксперты прокомментировали для «АГ» его основные положения

Вместе с тем, подчеркнул КС, использование в этом законе понятия «обнародование», которое не тождественно термину «официальное опубликование», позволяет органам местного самоуправления и судам расценивать обнародование муниципального НПА, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, способом, отличным от официального опубликования в периодическом печатном издании, в качестве достаточного условия для вступления этого акта в силу. Аналогичного подхода, заметил Суд, придерживается и Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Конституционный Суд пояснил, что оспариваемые нормы, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных НПА, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования таких документов дополнительные способы их обнародования. «Для муниципальных образований, с учетом в том числе их многообразия, в силу объективных, в частности финансовых, причин, могут быть затруднительны учреждение печатного средства массовой информации, обеспечение достаточного тиража печатного издания, где публикуются муниципальные нормативные правовые акты, а также его распространение на территории муниципального образования», – отмечено в постановлении.

В связи с этим Конституционный Суд признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции, однако рекомендовал федеральному законодателю в кратчайшие сроки урегулировать вопросы использования для официального опубликования муниципальных НПА возможностей современного информационного пространства. В частности, отметил КС, для таких целей федеральный законодатель может решить вопрос об упрощенном механизме признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания.

Суд добавил, что федеральные и региональные органы госвласти должны оказывать содействие муниципальным образованиям, ресурсы которых ограничены, в обеспечении официального опубликования муниципальных НПА.

Читайте также:  Последствия банкротства юридического лица - советы юриста

В свою очередь органы местного самоуправления обязаны не позднее чем через два года с момента вступления в силу этого судебного акта скорректировать уставы муниципальных образований.

Муниципальные НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу на момент вступления в силу Постановления № 23-П и в течение двух лет после его вступления в силу (но не позднее внесения изменений в устав муниципального образования) и обнародованные без их официального опубликования в порядке, установленном уставом муниципального образования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования.

«Данные акты могут быть признаны судами недействующими по мотиву нарушения порядка их опубликования, только если будет установлено, что населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают данные акты, не была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием, а муниципальные нормативные правовые акты, которые вступят в силу в течение двух лет после вступления настоящего постановления в силу, – также в случае, если на момент вступления настоящего постановления в силу в муниципальном образовании определен источник официального опубликования муниципальных правовых актов, но они в нем не опубликованы», – подчеркнул Конституционный Суд и распорядился пересмотреть второе судебное разбирательство по делу заявителя.

Эксперты «АГ» высоко оценили выводы КС

Адвокат АП Архангельской области, к.ю.н. Владимир Цвиль отметил, что в условиях презумпции знания закона важно обеспечить максимальную доступность нормативного материала.

«В решении этой проблемы постановление КС РФ имеет важное значение, поскольку в нем перед законодателем и судебной властью ставится на вид различие обнародования и официального опубликования нормативных актов.

Соотношение этих категорий заключается в том, что обнародование закона (цель) достигается его официальным опубликованием (средство, способ), притом что качественные характеристики опубликования (реальная доступность для широкого круга лиц, информативность и удобство пользования информацией) являются ключевым вопросом, обусловливающим действие закона», – пояснил он.

По словам эксперта, стоит согласиться с выводами Суда о том, что в условиях современного развития информационной системы опубликование в официальном сетевом издании может являться достаточным и эффективным средством обнародования нормативных актов.

«При нормативной конкретизации этого вывода в контексте официального опубликования муниципальных правовых актов законодатель имеет достаточный выбор вариантов, но, скорее всего, законодатель пойдет по рекомендованному КС пути, упростив механизм признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания», – убежден адвокат.

Владимир Цвиль добавил, что проблема обнародования нормативных актов шире, чем сама по себе возможность официального опубликования текстов нормативных актов в интернете. «Проблема также состоит в качественном уровне информативности и удобства пользования соответствующими электронными ресурсами.

В современных информационных условиях и при быстро меняющемся законодательстве опубликование нормативных актов посредством электронных ресурсов должно выражаться не только в первичном опубликовании их текстов, но и в доступном (простом, понятном и свободном) пользовании актуальной редакцией нормативного акта, а также в удобном системном поиске нормативного регулирования в нужный для каждого субъекта момент», – подчеркнул он.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков считает, что Конституционный Суд дал федеральному законодателю мягкую рекомендацию урегулировать вопросы официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в условиях цифровизации.

«Ясно, что проблема все же существует, несмотря на признание всех норм законов соответствующими Конституции. Основная идея правовой позиции Суда связана с упрощением признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания для целей официального опубликования муниципальных правовых актов.

Не только “бумага”, но и “цифра” становится официальным источником», – заметил он.

По словам эксперта, такое решение давно напрашивалось, так как фактически все юристы давно пользуются либо правовыми информационными системами, либо официальными сайтами для получения правовой информации, а не Собранием законодательства РФ и уж тем более не газетами типа «Сельская новь».

«И это фактическое положение вещей должно обрести юридическое оформление. Другое дело, что конкретный заявитель, особенно если он почтенного возраста, мог так и “не войти” в цифровую эпоху. Для таких граждан важно обнародование “в читальном зале библиотеки” и подобными способами. Важно, чтобы суды об этом не забывали.

Бумажные издания нормативных актов неизбежно уйдут в прошлое, но пока есть “не цифровые” граждане, государству необходимо искать компромисс между цифровизацией и бюджетной экономией на бумажных изданиях, с одной стороны, и необходимостью донести правовые нормы до заинтересованных лиц – с другой стороны.

Рассматриваемое решение Конституционного Суда как раз нацелено на поиск такого компромисса», – резюмировал Александр Чертков.

Прокуратура Сунженского района разъясняет, что официальное опубликование является обязательным условием вступления в силу нормативных правовых актов

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты (далее-НПА), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

  • Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием, и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.
  • Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке.
  • Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.
  • В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.
  • Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

С 05.06.

1996 по настоящее время акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу.

Читайте также:  Статья 10. Сведения, представляемые физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы

Официальные источники опубликования: «Российская газета» и «Собрание законодательства РФ», дополнительно с 07.03.2013 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Порядок опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, расположенных на территории Свердловской области, и последствиях его несоблюдения

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 8 Федерального закона № 184-ФЗ Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Детальный порядок опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области определён в Уставе Свердловской области и Областном законе от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (далее – Областной закон № 4-ОЗ).

  • Так, согласно статье 61 Устава Свердловской области законы Свердловской области и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство Свердловской области, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
  • Официальным опубликованием закона Свердловской области, иного нормативного правового акта Свердловской области считается первая публикация его полного текста в «Областной газете» или первое размещение (опубликование) его полного текста на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемых федеральным законом и законом Свердловской области.
  • Закон Свердловской области должен быть официально опубликован не позднее чем через четыре дня со дня его подписания Губернатором Свердловской области.

Областной закон № 4-ОЗ конкретизирует указанные положения Устава Свердловской области, определяя, что официальным опубликованием закона Свердловской области считается первая публикация его полного текста в «Областной газете» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru) либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Аналогичные источники официального опубликования установлены для Постановлений Законодательного Собрания Свердловской области нормативного характера, Указов Губернатора Свердловской области нормативного характера, Постановлений Правительства Свердловской области нормативного характера и правовых актов областных или территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области нормативного характера с той лишь разницей, что Постановления Правительства Свердловской области подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их принятия, а все остальные акты – в течение 7 дней со дня их принятия.

Правовые акты указанных органов государственной власти Свердловской области, не обладающие признаками нормативности, могут быть опубликованы в официальных источниках по решению органа их принявшего. Требование об обязательном опубликовании на них не распространяется.

Основным правовым последствием опубликования нормативного правового акта является определение момента вступления его в силу.

Так, Законы Свердловской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу одновременно на всей территории Свердловской области не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Иные законы Свердловской области вступают в силу одновременно на всей территории Свердловской области в срок, установленный в соответствующем законе Свердловской области или в законе Свердловской области, которым он вводится в действие.

Постановления Законодательного Собрания Свердловской области, Указы Губернатора Свердловской области, Постановления Правительства Свердловской области и правовые актов областных или территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области нормативного характера по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные нормативные правовые акты указанных органов вступают в силу одновременно на всей территории Свердловской области по истечении семи дней после их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу.

  1. Правовые акты органов государственной власти Свердловской области, не обладающие признаками нормативности, вступают в силу с момента подписания, если в них не установлены иные сроки вступления в силу (вне зависимости от того, были ли они опубликованы для всеобщего сведения или нет).
  2. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения – это основное правовое последствие несоблюдения процедуры официального опубликования.
  3. Неопубликование нормативного правового акта является основанием для признания такого акта недействующим в судебном порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
  4. Аналогичные процедуры опубликования правовых актов предусмотрены для органов местного самоуправления.

Так, согласно части 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В силу статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Последствия несоблюдения порядка опубликования муниципальных нормативных правовых актов аналогичны тем, что установлены для нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вернуться назад

Ссылка на основную публикацию