Статья 53. Информация, подлежащая раскрытию

Бывает так, что жители многоквартирных домов не понимают, откуда берутся цифры в квитанциях за содержание и ремонт общего имущества и сколько управляющая организация тратит денег на выполнение работ и услуг. Чтобы прояснить ситуацию, они просят управляющую организацию предоставить документы, подтверждающие стоимость выполнения работ.

Расскажем, какие данные УК должна предоставлять собственникам помещений по запросу.

Статья 53. Информация, подлежащая раскрытиюУК против снега: ответственность за содержание ОИ в МКД

Сведения, предусмотренные договором управления

Порядок осуществления контроля за выполнением обязательств управляющей организации – одно из существенных условий договора управления. В соответствии с его условиями собственники помещений вправе получать:

  • информацию о перечне, объёме, качестве и периодичности оказанных работ и услуг;
  • копии документов, связанных с выполнением обязательств.

Сроки, в которые управляющая организация должна предоставить собственнику информацию, указываются в договоре управления при его заключении. Как правило, такой срок составляет от трёх до пяти рабочих дней, но по согласованию между сторонами может быть уменьшен.

За 15 дней до окончания срока действия договора управления собственники могут ознакомиться с письменным отчётом по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В нём должна быть вся информация о выполненных управляющей организацией работах и оказанных услугах.

Статья 53. Информация, подлежащая раскрытиюЧто такое «баланс дома» и как предоставить его собственникам

Информация, предусмотренная Стандартом раскрытия

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 управляющая организация должна предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах:

  • общую информацию и сведения об основных показаниях финансово-хозяйственной деятельности;
  • перечень МКД в управлении управляющей организации с указанием адреса и основания управления;
  • общие характеристики многоквартирных домов в управлении;
  • информацию о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества;
  • информацию об оказываемых коммунальных услугах;
  • сведения о капитальном ремонте в случае, если у управляющей организации открыт специальный счёт;
  • информацию о проведённых ОСС;
  • отчёт о выполнении договора управления за предыдущий год;
  • информацию о случаях привлечения управляющей организации или её должностных лиц к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами;
  • сведения о тарифах.

Согласно п. 5 ПП РФ от 23.09.2010 № 731, управляющие организации раскрывают информацию о своей деятельности на официальном сайте, определённом уполномоченным органом исполнительной власти. До 1 января 2018 года таким сайтом был портал Реформа ЖКХ. Теперь управляющие организации раскрывают информацию в ГИС ЖКХ.

Исключение – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Они должны заполнять Реформу ЖКХ до 1 июля 2019 года. Также информацию нужно размещать на одном из сайтов по выбору УО:

  1. Сайт управляющей организации.
  2. Сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  3. Сайт органа местного самоуправления, на территории которого УО осуществляет свою деятельность.
  • Кроме интернет-ресурсов, УО размещает информацию на информационных стендах, расположенных в помещении управляющей организации.
  • Поэтому, если запрашиваемая собственником информация размещена на сайте организации, портале «Реформа ЖКХ» или в ГИС ЖКХ, управляющая организация в ответ на запрос может дать ссылку на нужные данные.

Статья 53. Информация, подлежащая раскрытиюКак работать с жалобами на управляющую компанию

Данные о техническом состоянии МКД

Нередко собственники не понимают, почему управляющая организация решила, что для поддержания общего имущества МКД в надлежащем состоянии нужно оказывать определённый перечень работ и услуг.

В подтверждение того, что МКД нуждается в тех или иных работах, управляющая организация должна предоставить собственникам:

Реестр собственников помещений в МКД

Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, управляющая организация обязана предоставить реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению в УО или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней. Согласие остальных собственников помещений МКД на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации ОСС, получать не нужно.

Реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в МКД:

  • Фамилия, имя, отчество – для физических лиц, полное наименование и ОГРН – для юридических лиц;
  • номер помещения в МКД;
  • размер доли в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.

Для удобства управляющей организации в реестр собственников помещений в МКД можно включить реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещение. Тогда на общем собрании собственников не нужно будет собирать такие реквизиты у каждого собственника.

Статья 53. Информация, подлежащая раскрытиюУправляющие организации обязали вести реестр собственников

Что будет, если не предоставить информацию

Ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, работах или услугах, об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Если права потребителя нарушены, виновник получит предупреждение или административный штраф:

  • на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Управляющей организации стоит помнить, что штраф – не всегда самое страшное наказание за ненадлежащее выполнение её обязанностей. Недовольство собственников работой УО может привести к жалобам в ГЖИ, прокуратуру, администрацию и даже к смене способа управления.

Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с заявками и обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами. Получите демо-доступ уже сейчас.

Извините, произошла ошибка.

Разглашение конфиденциальной информации и персональных данных

Информация, содержащая определенного рода сведения, согласно закону, находится под особой охраной. Рядом законодательных актов предусмотрена ответственность за разглашение персональных данных, а также сведений, составляющих банковскую, коммерческую и другие тайны, охраняемые законом.

Статья 53. Информация, подлежащая раскрытию

Виды конфиденциальных сведений, за нарушение тайны которых может наступить ответственность, предусмотрены соответствующим указом Президента России. К таким сведениям можно отнести:

  • тайна следствия и судопроизводства;
  • персональные данные, а также частная жизнь гражданина, включая его переписку, телефонные переговоры и т.д.;
  • сведения о коммерческой деятельности организации или предпринимателя, доступ к которым ограничен в силу закона или внутренних актов предприятия;
  • служебная информация, не подлежащая разглашению, любые сведения, составляющие служебную тайну;
  • информация, полученная в ходе исполнения профессиональных обязанностей, в том числе врачебная, адвокатская тайна и т.д.

Таким образом, ответственность может наступить не только за разглашение личной информации, охране подлежат и другие сведения, передача которых посторонним лицам недопустима.

Виды ответственности

За разглашение неподлежащей обнародованию информации, в зависимости от характера распространенных сведений, может быть предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Параллельно может быть рассмотрен вопрос и о привлечении к гражданско-правовой ответственности путем взыскания ущерба, в том числе и морального вреда.

Дисциплинарная ответственность

Представляет собой наказание, назначенное работнику руководством предприятия или учреждения после проведенных служебных проверок и расследований, в результате которых признана вина сотрудника в утечке сведений.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации в данном случае может быть выражена в виде выговора, замечания, предупреждения о неполном служебном соответствии или увольнения.

Ответственность такого вида применяется в рамках трудовых отношений, решение о назначении меры наказания принимает, как правило, руководитель организации или учреждения, в соответствии с положениями специального и трудового законодательства.

  Развод при беременности

Административная ответственность

Наступает, как за разглашение персональных данных, так и за нарушение защиты информации, кроме государственной тайны. Предметом административной ответственности выступает и распространение сведений о частной жизни – в этом случае виновное лицо может получить наказание в виде штрафа в сумме до 10 тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Составы уголовных преступлений, связанных с распространением сведений, весьма разнообразны.

Так, предметом наказания может выступать и разглашение персональных данных, уголовная ответственность здесь, например, за нарушение неприкосновенности частной жизни, может повлечь и реальное лишение свободы.

Кроме того, уголовное наказание может повлечь и нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, необоснованный и незаконный отказ в предоставлении информации гражданину.

Гражданско-правовая ответственность

Может выступать, как сопутствующее наказание, так и самостоятельный вид ответственности. Как уже говорилось выше, пострадавшее лицо вправе взыскать не только материальный вред, нанесенный вследствие неправомерного разглашения сведений, но и моральный ущерб, причиненный действиями виновного лица.

Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за распространение конфиденциальной информации наступает только в случае принятия судом соответствующего решения и признания лица виновным в таком деянии.

Статья 53. Информация, подлежащая раскрытию

Разглашение информации – сложный состав правонарушения. При рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за такие действия, как правило, допускаются ошибки, неправильно применяются нормы права.

Сложно защитить свои интересы в случае нарушения и распространения конфиденциальной информации – здесь надо правильно определить состав правонарушения, составить иск или обратиться в правоохранительные органы с заявлением.

На сайте 33Юриста.ру  вы можете получить исчерпывающую информацию о правильности применения норм права, видах ответственности, порядке составления иска и других процессуальных документов.

В соответствующем разделе сайта можно получить бесплатную юридическую консультацию онлайн – наши юристы, имея большой опыт участия в делах такой категории, быстро и квалифицированно ответят на любой вопрос, касающийся защиты информации и ответственности за распространение сведений.

  Взыскание задолженности по расписке

Цб изменил правила раскрытия эмитентами информации

  • Вниманию руководителей, главных бухгалтеров, сотрудников финансовых, налоговых и юридических департаментов компаний
  • Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Центральным Банком РФ нового Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, совершенствующего и упрощающего процедуру раскрытия.
  • 13 мая 2020 года опубликовано новое Положение Центрального Банка «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[1] («Новое Положение»), которое заменит собой действующее на данный момент Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года[2] («Действующее Положение»).
Читайте также:  Статья 30 БК РФ. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)

В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии.

При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.

Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.

Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации

В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:

  • годового отчета;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • списков аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • консолидированной финансовой отчетности.
На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:

  • «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации»;
  • «Анализ, Консультации и Маркетинг»;
  • «Система комплексного раскрытия информации и новостей»;
  • «Агентство экономической информации «ПРАЙМ»;
  • «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов».

Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ[4], Федресурс[5] и официальный сайт Центрального Банка.

Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:

  • о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом[6];
  • о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи[7];
  • о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения[8].

Одновременно с этим перечень раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах информации был дополнен в рамках Нового Положения. Например, в будущем эмитенты должны будут раскрывать сведения о совершении подконтрольными им и имеющими для них существенное значение организациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность[9].

Полный перечень сведений, раскрываемых в форме сообщений о существенных фактах, предусмотрен пунктами 13.9.1 – 13.9.37 Нового Положения.

Новые методики расчета показателей финансовой деятельности

Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11].

После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).

Новые сроки подачи отчета эмитента

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента.

С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].

Раскрытие консолидированной отчетности

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

  • специализированными обществами и ипотечными агентами;
  • субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
  • в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа[21]. Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22].

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.

[1] Положение Центрального Банка от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2020 № 58203), вступит в силу 01 октября 2021 года

[2] Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12 декабря 2015 года № 35989)

[3] Пункт 1.3 Нового Положения

[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц

[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности

[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения

[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об осуществлении оперативно-розыскной деятельности"

Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1455; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 238; 2000, N 10, ст. 1067; 2001, N 26, ст.

2580; N 49, ст. 4566; 2002, N 50, ст. 4928; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2009, N 29, ст. 3601; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 50, ст. 7366; 2013, N 51, ст. 6697; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 7, ст. 1026; N 27, ст. 3945; 2019, N 40, ст.

5488) следующие изменения:

  • 1) часть первую статьи 1 дополнить словами «, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом»;
  • 2) в части второй статьи 2 слова «принято решение о применении мер» заменить словами «применяются меры»;
  • 3) в части первой статьи 5:
  • а) в абзаце первом слова «могут применяться» заменить словом «применяются»;
  • б) пункт 4 дополнить словами «и об их имуществе»;
  • 4) статью 9 изложить в следующей редакции:
  • «Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе

При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц органом, обеспечивающим безопасность, налагается временный запрет на выдачу находящихся у оператора сведений о личности защищаемых лиц и об их имуществе (о персональных данных), за исключением случаев, если такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе осуществляется оператором на основании решения органа, обеспечивающего безопасность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 11. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния

Обеспечение конфиденциальности сведений может осуществляться в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 — 12 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, также при отсутствии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

Конфиденциальность сведений может быть обеспечена в том числе одновременно с их вступлением в должность или назначением на должность. В этих случаях данная мера безопасности может быть применена также в отношении близких указанных лиц.

Перечень лиц, в отношении которых может применяться такая мера безопасности, определяется руководителем соответствующего государственного органа, в котором работает (проходит службу) указанное лицо.

При этом запрещается выдача находящихся у оператора сведений о личности таких лиц и об их имуществе (о персональных данных), за исключением случаев согласия указанного лица на их выдачу, выяснения указанных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности либо в связи с производством по уголовному делу, а также в порядке гражданского и (или) административного судопроизводства. Обеспечение конфиденциальности сведений осуществляется оператором в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 — 10 и 12 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, и их близких на основании решения органа федеральной службы безопасности, а в отношении лиц, перечисленных в пункте 11 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, и их близких на основании решения органа, обеспечивающего их безопасность.

  1. Формирование и ведение сведений о лицах, подлежащих государственной защите в соответствии с настоящей статьей, осуществляются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
  2. Термины «персональные данные» и «оператор», используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».»;
  3. 5) часть вторую статьи 13 дополнить предложением следующего содержания: «В случаях, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Федерального закона, мера безопасности может применяться также при отсутствии реальной угрозы безопасности лица.»;
  4. 6) в части четвертой статьи 14 слова «и сроков их осуществления» заменить словами «, а также сроков их осуществления (за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Федерального закона)».

Статья 2

Главу II Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2005, N 49, ст.

5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227, 6235; 2011, N 1, ст. 16; N 48, ст. 6730; 2012, N 29, ст. 3994; 2013, N 14, ст. 1661; N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6689; 2016, N 27, ст. 4238; N 28, ст. 4558; 2019, N 31, ст.

4470) дополнить статьей 121 следующего содержания:

  • «Статья 121. Недопустимость разглашения сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности
  • Сведения, содержащиеся в запросах, направляемых гражданам и организациям в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, не подлежат разглашению (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей), о чем указывается в соответствующем запросе.
  • Указанные сведения могут быть преданы гласности лишь с разрешения должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если того требуют служебные интересы.
  • Запрет на предание гласности сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности не распространяется на сведения, которые:
  • оглашены в открытом судебном заседании либо преданы гласности в ходе досудебного производства с разрешения следователя, дознавателя;
  • изложены в заявлениях, жалобах и иных документах при оспаривании решений или действий органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

распространены органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следователем, дознавателем, прокурором или судом в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным публичным способом.».

Статья 3

Пункт 6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 52, ст. 6439; 2011, N 31, ст.

4701) дополнить словами «, в том числе мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них».

Президент Российской Федерации В. Путин

Об ответственности за распространение недостоверной информации

  • В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
  • Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
  • Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
  • На сегодняшний день законодательством созданы все необходимые механизмы для защиты прав лиц, по отношению к которым ведется распространение ложной информации и позволяет сделать это несколькими способами.

Во-первых, это внесудебный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации, во-вторых, уголовно-правовой порядок защиты и в третьих гражданско-правовой порядок, то есть обращение в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации. Внесудебный порядок регламентируется статьей 43-46 Закона РФ «О средствах массовой информации». Особенностью этого способа защиты является возможность лица, в отношении которого были размещены сведения не соответствующие действительности, требовать от редакций СМИ опровержения данных сведений.

Статья 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ряд статей, которые влекут административную ответственность за распространение недостоверной информации. Так например, статья 13.

11 КоАП РФ за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Ответственность за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния предусмотрена ст. 5.53 КоАП РФ, санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Так же необходимо отметить, что за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающего его репутацию, статьей 128_1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.

За совершение данного преступления гражданину может быть назначено наказание в виде штрафа максимальный размер до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательным работам на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Таким образом, действующим законодательством определены меры, направленные на возможность граждан отстоять свои права, а также честь, достоинство и деловую репутацию.

Правовое отделение УМВД России по городу Ульяновску.

Запрос полиции

Законность запроса о предоставлении информации

Сотрудники полиции в ходе расследования уголовных дел и рассмотрения сообщений о преступлениях направляют в организации запросы о предоставлении информации с целью получения доказательств совершения преступления. Среди субъектов предпринимательской деятельности систематически поднимается вопрос о законности и обоснованности запросов полиции о предоставлении информации. Ответ на данный вопрос дает Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» полиция по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе необходимые сведения, справки и документы, а также их копии. При этом запрос полиции может быть направлен только в рамках следующих мероприятий: 1) расследование уголовного дела или дела об административном правонарушении; 2) проведение проверки зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; 3) проведение оперативно-розыскных мероприятий. Полиция также вправе требовать от организации предоставления образцов и каталогов своей продукции, технической и технологической документации и других информационных материалов, необходимых для производства экспертиз (п.17 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»). При этом запрос полиции должен быть оформлен надлежащим образом (в письменной форме, на официальном бланке, с указанием наименования подразделения полиции, исходящего номера и даты документа, фамилии и должности лица, направившего запрос, а также с указанием цели и правового основания затребования информации).

Срок ответа на запрос и ответственность за непредставление информации

Согласно ч.4 ст.13 ФЗ «О полиции» запросы уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения в сроки, указанные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса.

Читайте также:  Статья 4. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями

За непредставление или несвоевременное представление информации по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции предусмотрена административная ответственность (ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Охраняемая законом тайна

При получении запроса полиции сотрудники организации могут столкнуться с тем, что данный запрос содержит требование предоставить информацию, которая является охраняемой законом тайной. В связи с этим возникает вопрос о правомерности запроса вышеуказанных сведений и порядке их предоставления.

В данной статье мы рассмотрим порядок предоставления сведений, составляющих банковскую, коммерческую, врачебную тайны, а также тайну переписки и телефонных переговоров, так как на практике именно данные сведения чаще всего запрашиваются сотрудниками правоохранительных органов.

  • Банковская тайна
  • Коммерческая тайна
  • Врачебная тайна
  • Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

Сотрудникам кредитных организаций необходимо обратить пристальное внимание на запросы полиции о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну. К таким сведениям относятся: 1) информация о банковском счете и банковском вкладе; 2) информация об операциях по счету; 3) информация о клиенте. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, регулируют нормы ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее ФЗ «О банках и банковской деятельности»). В соответствии с ч.2 ст.857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Согласно ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» органы предварительного следствия имеют право запрашивать и получать у кредитных организаций следующие документы: 1) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) справки по счетам и вкладам физических лиц. При этом запрашивать вышеуказанную информацию органы предварительного следствия могут только при соблюдении двух условий: 1) запрос должен быть направлен в рамках возбужденного уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного следствия; 2) наличие согласия руководителя следственного органа. Таким образом, должностные лица органов предварительного следствия в рамках возбужденного уголовного дела и при наличии согласия руководителя следственного органа на основании мотивированного запроса вправе запросить и получить у кредитной организации вышеуказанные справки. Однако выемка документов, содержащих банковскую тайну, возможна только на основании решения суда, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. При этом согласно Определению Конституционного суда РФ от 19.01.2005 № 10-О выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима при следующих условиях: 1) изымаемые документы, должны содержать информацию, которая имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; 2) выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка; 3) изъятие данных документов должно быть вызвано необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования конкретного уголовного дела. Что касается предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, то в соответствии со ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются вышеуказанным должностным лицам только на основании судебного решения. При этом данное решение принимается судом по ходатайству соответствующих должностных лиц, направленному в суд в порядке, предусмотренном ст.9 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. На основании вышеизложенного следует, что сотрудники кредитных организаций должны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены ФЗ «О банках и банковской деятельности». В противном случае кредитная организация, а также ее должностные лица и работники за разглашение банковской тайны могут понести установленную законом ответственность. Так, согласно ч.3 ст.857 Гражданского кодека Российской Федерации в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Кроме того, за незаконное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена также и уголовная ответственность (ст.183 Уголовного кодекса Российской Федерации). Коммерческой тайной являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Необходимо обратить внимание на то, что определенные сведения приобретают статус коммерческой тайны только после того, как обладателем данных сведений установлен в отношении них режим коммерческой тайны. Порядок введения данного режима регулируется ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне». Однако в отношении некоторых сведений, перечень которых содержится в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне», введение режима коммерческой тайны не допускается. Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сотрудникам правоохранительных органов регулируется ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне». Так, согласно части 3 данной статьи обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве. Таким образом, при получении мотивированного запроса должностных лиц органов предварительного следствия и дознания по делам, находящимся в их производстве, организация обязана предоставить запрашиваемые сведения даже в том случае, если они составляют коммерческую тайну. Однако выемка документов, содержащих коммерческую тайну, возможна только на основании судебного решения, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Врачебной тайной являются сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Порядок предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, регулируется ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно пункту 3 части 4 данной статьи предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 2) по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; 3) по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно. Вместе с тем следует иметь в виду, что в силу требований п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса РФ выемка документов, содержащих врачебную тайну, возможна только на основании судебного решения.

В соответствии с ч.2 ст.23 Конституция РФ каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение данного права допускается только на основании судебного решения.

Одним из самых распространенных запросов, которые направляют сотрудники полиции в организации, предоставляющие услуги связи, является запрос о детализации телефонных переговоров между абонентами. Данная информация является тайной телефонных переговоров, а порядок её получения должностными лицам органов, уполномоченных осуществлять предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия, регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с положениями ст.ст.13, 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть получена только на основании судебного решения. При этом порядок предоставления данных сведений в ходе предварительного следствия регламентируется ст.186.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в ходе оперативно-розыскных мероприятий ст.9 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности». В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

Ссылка на основную публикацию