Статья 42. Особые экономические зоны

Статья 42. Особые экономические зоны

Для привлечения средств в важные для страны отрасли и ускоренного развития конкретных регионов государство придает некоторым территориям особый налоговый, юридический и таможенный статус. За такими частями региона законодательством закреплено название особых экономических зон (ОЭЗ). Они объявляются сферой действия наиболее благоприятного режима для предпринимателей, а иногда пользуются преимуществами и свободных таможенных зон.

Чтобы избежать терминологической путаницы, следует иметь в виду, что в части статей, особенно переводных, лекций и учебников могут фигурировать синонимы к слову «особая»:

  • Специальная,
  • свободная,
  • комплексная.

Инициатором организации зоны особого экономического развития выступают исполнительные органы субъектов РФ. По их заявке Правительство дает разрешение на создание и функционирование ОЭЗ. С ее помощью форсируется развитие экономики и социальной сферы:

  • отдельных регионов,
  • конкретных отраслей,
  • государства в целом.

Деятельность всех субъектов ОЭЗ оговаривается Федеральным законом

Статья 42. Особые экономические зоны

Последняя редакция действует с 30 декабря 2020 г.

ОЭЗ действует 49 лет после создания. Входящие в нее предприятия, действующие на ее условиях, называются ее резидентами. Кроме них на территории особой экономической зоны допускается работа обычных, не входящих в нее предприятий.

Развитие ОЭЗ осуществляется под наблюдением и при содействии АО с одноименным названием. Все его акции принадлежат государству.

На территории РФ в 31 регионе действуют 38 особых зон. На середину марта 2021 года в них зарегистрировано 856 резидентов, из них 149 компаний из 41 страны вкладывают в деятельность ОЭЗ иностранный капитал. Всего инвестировано в их развитие около 479 миллиардов рублей. Резиденты создали на местах более чем 42 тысячи рабочих мест.

Цели ОЭЗ

Статья 42. Особые экономические зоны

Государство заинтересовано в развитии особых территорий, так как это позволяет:

  • привлекать передовые технологии, иностранный капитал;
  • развивать импортозамещение;
  • создавать дополнительные места для квалифицированного труда;
  • расширять экспортные рынки;
  • опробовать новые методы в сфере управления.

Инвесторы преследуют свои цели. Для них деятельность в составе ОЭЗ способствует:

  • минимизации затрат за счет таможенных пошлин;
  • доступу к объектам инфраструктуры;
  • приближению производства к рынку сбыта;
  • привлечению рабочих высокой квалификации;
  • развитию территории;
  • получению налоговых льгот;
  • снижению административных препон;
  • применению упрощенных стандартов при оборудовании рабочих мест;
  • беспошлинному использованию импортного сырья и запчастей в производстве;
  • льготному выкупу земли;
  • более выгодной аренде недвижимости;
  • ускоренной амортизации оборудования (списанию его амортизации в первые годы эксплуатации);
  • экономии на коммунальных платежах за счет субсидий;
  • законодательной защите прав инвесторов.

Одним словом, целью инвесторов является существенное снижение затрат в процессе производства услуг или продукции, востребованной на территории ОЭЗ или РФ.

Их создают для приоритетного развития ведущих отраслей, среди которых:

  • обрабатывающие,
  • высокотехнологичные,
  • инновационные,
  • туристическая,
  • портовая,
  • санаторно-курортная,
  • транспортной инфраструктуры.

Отрасль во многом определяет тип ОЭЗ.

Классификации особых зон

Статья 42. Особые экономические зоны

Закон оговаривает существование 4 типов ОЭЗ:

  • промышленно-производственных (ППЗ),
  • туристско-рекреационных,
  • технико-внедренческих (ТВЗ),
  • портовых.

Допустимо по решению Правительства РФ объединение разнотипных зон в единый кластер.

ППЗ могут занимать до 40 кв. км.; ТВЗ – до четырех. Туристские рекреационные зоны могут занимать несколько участков земли. Портовые занимают территории, которые прилегают:

  • к аэропортам,
  • речным и морским портам.

Под портовые особые зоны могут отводиться земельные участки с объектами инфраструктуры или на которых планируется проведение строительных, реконструкционных работ. Объекты ОЭЗ портов не должны включать здания или сооружения для пассажиров. Особая зона может занимать территории более чем одного:

  • муниципального образования;
  • субъекта РФ.

Отдельными законами РФ оговариваются условия создания особых зон:

  • в Севастополе и Крыму,
  • Магаданской области,
  • Калининградской области.

Для русской Прибалтики с 1991 г. условия многократно пересматривались в сторону ужесточения. На сегодняшний день полноценные условия ОЭЗ охватывают небольшую территорию, занятую игорной зоной, а на остальной части области осталась незначительная часть преференций.

Помимо классификации, определенной законом, существует еще несколько типологий в зависимости различных обстоятельств:

  • от вида деятельности (сервисные, торговые, производственные, финансовые и пр.);
  • степени организации (функциональные, территориальные, торгово-функциональные);
  • степени интеграции с экономикой страны (максимально интегрированные и минимально интегрированные, ориентированные преимущественно на экспорт);
  • от охвата стран (трансграничные и национальные);
  • от предоставляемых льгот.

В нашей стране действуют 38 ОЭЗ, из них:

  • ППЗ – 19;
  • ТВЗ – 7;
  • Портовых – 2;
  • туристических– 10.

Льготы, предоставляемые резидентам

Статья 42. Особые экономические зоны

Особые экономические зоны на территории РФ могут быть наделены всеми возможными льготами и преимуществами или только некоторыми:

  • таможенными (по импортным операциям);
  • налоговыми;
  • финансовыми (по субсидиям, кредитам, аренде помещений, оплате по коммунальным платежам);
  • таможенными (по экспортным операциям);
  • административными, связанными с открытием предприятий, упрощенным порядком вывоза законной прибыли за пределы страны, въезда или выезда иностранцев.

В таблице для сравнения приведены ставки налогов в особой зоне и остальной России.

Ставки налогов, % ОЭЗ РФ Период действия
На прибыль От 2 до 15,5 20 Весь срок действия ОЭЗ
На имущество 0 2,2 До 10 лет
На землю 0 1,5 До 10 лет
На добавленную Стоимость 0* 20 Весь срок действия ОЭЗ
Транспортного (в руб. за л.с.) 0 От 0,01 до 7,61 До 10 лет
  • * — НДС не платится со стоимости работ, выполненных резидентами портовых особых зон.
  • Приобретение земли в РФ возможно по рыночным ценам, а в ОЭЗ – за сумму в размере от 1 до 30% от кадастровой оценки.
  • Если на территории особой зоны действует свободный таможенный режим, то резидентов освобождают от необходимости уплачивать таможенные пошлины:
  • на импорт оборудования, компонентов, материалов;
  • на экспорт готовой продукции за пределы ЕАЭС (Беларуси, Армении, России, Кыргызстана, Казахстана).

Они не платят НДС на ввоз оборудования, компонентов и материалов.

В среднем резиденты ОЭЗ экономят до 30% инвестиций по сравнению с субъектами, функционирующими в обычных условиях.

Промышленно-производственные ОЭЗ

Статья 42. Особые экономические зоны

Приоритетным типом особых экономических зон являются промышленно-производственные. Они могут включать и объекты технико-внедренческие.

ППЗ принято организовывать в регионах с наличием:

  • значительного числа предприятий промышленности;
  • развитой транспортной инфраструктуры;
  • квалифицированной рабочей силы,
  • природных ресурсов.

Резидентами ППЗ могут выступать коммерческие (не унитарные) предприятия. Они должны внести не менее 120 миллиона рублей капвложений, из которых 40 или более должны быть инвестированы в течение первых 3 лет с момента подписания соглашения.

В рейтинге самых инвестиционно привлекательных ОЭЗ «Титановая долина» входит в десятку. Резидентами ППЗ являются более 250 предприятий, которые создали около 20 тысяч мест для работы местных жителей, осуществили около 300 миллиардов инвестиций, получили выручки примерно на 600 миллиардов рублей, отчислили государству более 60 миллиардов.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — это… (в России, в мировой экономике, в Китае, на Дальнем Востоке)

Елена Кокош

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Свободные экономические зоны – это обособленные территории, на которых действует льготные таможенный, налоговый и валютный режимы, созданные для целей вливания иностранного капитала в сектор промышленности и услуг, а также иных видом предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.
Иными словами, это конкретная область или город, в котором предприниматели могут открывать бизнес на условиях, выгодных им – низкие налоги, отсутствие каких-либо сборов и т.п. Это делается для того, чтобы «вдохнуть жизнь» в регионы или города, где сложилась печальная ситуация с производством. Статья 42. Особые экономические зоны

Существуют различные цели создания таких зон. Это может быть толчок к развитию прилегающих областей, благодаря использованию иностранных инвестиций. Либо наращивание экспортного потенциала государства.

Также целью создания свободных экономических зон может быть насыщение внутреннего рынка импортозаменяющими товарами высокого качества или копирование зарубежного опыта в производстве и управлении экономическими объектами.

При выполнении ряда условий, функционирование на территории государства свободных экономических зон ускоряет его интеграцию в международные рыночные отношения, а так же приводят к общему экономическому подъему страны.

Помимо этого свободные экономические зоны могут быть использованы для установления и налаживания внешнеэкономических отношений и государственной политики.

Четыре категории СЭЗ

Статья 42. Особые экономические зоны

С точки зрения функционала свободные экономические зоны делятся на следующие категории:

  • Внешнеторговые особые экономические зоны. На их территории осуществляется беспошлиная торговля, а также развитие услуг транспортного и складского характера и производство на экспорт.
  • Технопарки. На данных территориях осуществляется работа в области инноваций и высоких технологий.
  • Комплексные зоны производства. Здесь производятся экспортные товары для широкого потребления, не требующие больших материальных затрат.
  • Оффшоры. На территориях оффшорных зон действуют особые условия в области операций с валютой для нерезидентов.

Причины возникновения особых экономических зон

Статья 42. Особые экономические зоны

На территории развитых государств свободные экономические зоны зачастую были организованы, чтобы вдохнуть жизнь в мелкий и средний бизнес районов, где наблюдался экономический спад, а также для сглаживания различий между регионами. Можно сказать, что в данном случае СЭЗ служат инструментом региональной политики.

Выбирая место для создания будущей СЭЗ, как правило опираются на такие показатели, как размер безработицы и уровень дохода на душу населения.

Совсем другие цели преследуются при создании особых экономических зон в развивающихся странах. Здесь главным является фактор привлечения иностранных вложений, а так же улучшения качества производства за счет новых технологий, качественного оборудования и квалифицированных рабочих.

Читайте также:  Статья 30. временное замещение иной должности гражданской службы

Классификация СЭЗ

Выделяют следующие виды особых экономических зон:

  • Торговые – наиболее старый и простейший вид, существующий примерно с 17 века. Шире всего распространены и индустриальных государствах.
  • Промышленно-производственные – зоны второго поколения, эволюционировавшие из торговых зон, когда помимо товара в них стал ввозится капитал.
  • Технико-внедренческие – зоны третьего поколения, возникшие на рубеже 70-80 годов прошлого века. В данных СЭЗ находятся иностранные и национальные исследовательские предприятия, для которых применяется единая льготная система налогов.
  • Сервисные – зоны, где установлен льготный режим для организаций, работающих в сфере услуг.
  • Комплексные – зоны, образованные с установлением льготного режима ведения хозяйственной деятельности на особых административных территориях.

Сэз в мировой экономике

Статья 42. Особые экономические зоны

В современной мировой экономике свободные экономические зоны занимают достаточно большую и важную нишу, являясь одновременно важным инструментом государственной политики.

Как правило, главной целью создания особых экономических зон является улучшение уровня благосостояния не только зоны и прилегающих к ней областей, но и государства в целом. Мировая практика демонстрирует, что для достижения целей создания СЭЗ используются одинаковые инструменты, а именно, налоговые и таможенные льготные режимы.

Законодательная база, регулирующая деятельность СЭЗ различается от страны к стране. Также различны и органы управления зонами – к примеру, орган управления СЭЗ на Филиппинах насчитывает представителей семи министерств.

В зависимости от конкретного государства, а точнее, от уровня его экономического развития, меняется и структура вливаемого капитала. В развитых странах преобладает частный капитал, вкладываемый национальными инвесторами, а в развивающихся – вложение частных инвесторов из-за рубежа.

То, на что делается упор в конкретной СЭЗ зависит, как правило, от ресурсов самого государства – к примеру, наличие дешевой рабочей силы.

Однако, несмотря на то, что успешное функционирование СЭЗ приносит положительный эффект национальной экономике, общемировая практика показывает, что помимо плюсов существуют и негативные эффекты.

  • К примеру, в Арабских Эмиратах сложилась ситуация слабой и бюрократизированной системы управления СЭЗ, что привело к снижению эффективности.
  • В Китае можно было наблюдать падение уровня внедряемых иностранных технологий, рост затрат на аренду недвижимости и оплаты труда, бюрократические трудности при создании совместных предприятий, дефицит энергии и сырья.
  • В случае с российскими СЭЗ, можно назвать слабую законодательную базу и невысокий уровень контроля, превратившие СЭЗ в способ ухода от налогов.

СЭЗ в России

Статья 42. Особые экономические зоны
В современной России первые зоны стали появляться в девяностых годах и в последующие полтора десятилетия из-за отсутствия законодательной базы, в возникновении и функционировании их не было никакой системы. Ситуация начала меняться только в начале нулевых, с принятием федерального закона «об особых экономических зонах», который сформировал правовую основу для развития особых экономических зон в России.

Причины развития СЭЗ в России достаточно стандартны. Это и развитие отстающих регионов, и привлечение иностранного и частного национального капитала, и развитие новых технологий, и создание рабочих мест.

Законодательно предусмотрено создание СЭЗ всего двух видов, промышленно-производственных и технико-внедренческих, на территории которых разрешается вести лишь ту деятельность, которая разрешена законом.

В настоящий момент на российской территории действуют 15 зон:

  • Шесть промышленно-производственных: в республике Татарстан («Алабуга»), городах Тольятти, Липецк, Псков («Моглино»), Калуге и Свердловской области («Титановая долина»).
  • Пять технико-внедренческих: в Москве и Московской области («Зеленоград», «Дубна»), Санкт-Петербурге, Томске и республике Татарстан («Иннополис»).
  • Три зоны туристического типа: в республике Бурятия («Байкальская гавань»), Алтайском крае («Бирюзовая Катунь») и Иркутской области («Ворота Байкала»).
  • И одна логистическая зона в городе Ульяновск.

СЭЗ в Китае

Статья 42. Особые экономические зоны
Первые особые зоны стали появляться в Китае в восьмидесятых годах прошлого века на восточном побережье страны для привлечения иностранного капитала.

В настоящее время продолжается активное наращивание оборотов, а суммарный внешнеторговый объем измеряется в сотнях миллиардов долларов.

Администрация экономических зон, по сути является региональным правительством, со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Однако, по данным обязательствам они отвечают собственным капиталом.

Ниже приведен список свободных экономических зон, действующих на сегодняшний день на китайской территории.

  • Шеньчжэн, на территории которого находится более двадцати тысяч предприятий, три четверти которых приходится на Гонконг.
  • Чжухай, где действует порядка пяти тысяч предприятий тяжелой промышленности, производства электроники и строительства.
  • Сямэнь, где расположились около четырех тысяч предприятий в области текстильной и пищевой промышленности, а также производства электроники.
  • Шаньтоу, на территории которого реализуются порядка трех тысяч проектов в областях нефтехимии, текстильной промышленности и портовой инфраструктуры.
  • Остров Хайнань, где действует более семи тысяч организаций, суммарных объем инвестиций в которые превышает двадцать миллиардов долларов.

Помимо этого на территории Китайской республики действует около сотки технопарков, 90 зон технико-экономического развития, 13 таможенных зон и 14 пограничных зон экономического сотрудничества. Отдельно выделяется зона свободной торговли в Шанхае.

Подводя итоги, можно сказать, что создание особых экономических зон является эффективным экономическим и политическим инструментом, способным значительно оживить экономику конкретного региона, а также государства в целом.

Однако, помимо множества плюсов, данный процесс имеет немало подводных камней.

  1. Во-первых, требуются немалые бюджетные вливания на начальном этапе.
  2. Во-вторых, необходимо создание четко действующего управленческого аппарата, где к минимуму сведены бюрократические издержки, а цель работы администрации заключается в создании благоприятного инвестиционного климата, что, в свою очередь, привлечет иностранных и национальных инвесторов.

Ваш репост и оценка статьи:

Особые экономические зоны | Министерство экономического развития Российской Федерации

В России функционирует 38 ОЭЗ в 31 регионе (19 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые).

По состоянию на 15 марта 2021 года в ОЭЗ зарегистрированы 856 резидентов, из которых 149 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. Общий объем осуществленных инвестиций резидентов составляет порядка 497 млрд рублей. Резидентами ОЭЗ создано более 42 тысяч новых рабочих мест.

Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.

ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:

  • Минимальные административные барьеры.
  • Налоговые льготы и таможенные преференции.
  • Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
  • Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.

  • Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.
  • ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.
  • ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
  • На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов

Каталог продукции резидентов ОЭЗ

Каталог представляет собой единую структурированную базу, в которой представлены продукция и услуги, производимые и выпускаемые компаниями-резидентами ОЭЗ. Каталог служит для удобства инвесторов при ознакомлении со спецификой производства на территории конкретных ОЭЗ, видах производимой продукции и предоставляемых услуг.

Каталог продукции резидентов ОЭЗ

► Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2020 год

Обособленные подразделения резидента особой экономической зоны

Статус резидента особой экономической зоны предоставляет возможность пользоваться налоговыми и таможенными льготами. Так резиденту предоставляются налоговые льготы при уплате налога на прибыль организации, транспортного налога, налога на имущество организации и земельного налога.

Статьей 9 Федерального закона от 22.07.2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон об ОЭЗ) установлено общее требование для резидентов особых экономических зон любого типа, согласно которому

«резидент должен быть зарегистрирован на территории муниципального образования, на территории которого находится особая экономическая зона».

Согласно ч.4 ст.10 Закона об ОЭЗ

«резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительств за пределами территории особой экономической зоны».

Данное положение получило закрепление в п.7.1. соответствующей Типовой формы соглашения об осуществлении каждого из видов деятельности на территории особых экономических зон (Приказ Минэкономразвития РФ от 13.04.2012г. № 209).

Понятия филиала и представительства содержатся в статье 55 ГК РФ. В то же время в ст.

11 Налогового кодекса установлено понятие обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Читайте также:  Глава 4. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике

Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которым наделяется указанное подразделение.

Возникает вопрос: можно ли в соответствии с Законом об ОЭЗ резиденту ОЭЗ иметь обособленное подразделение, не являющееся его филиалом или представительством?

Неясной представляется цель законодателя по установлению нормы о запрете на наличие филиалов и представительств у резидента ОЭЗ.

Применительно к уплате налога на прибыль организации при наличии у нее обособленных подразделений ч.2 ст.

288 НК РФ предусмотрено, что уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Таким образом, применительно к налогу на прибыль организации НК РФ не выделяет особенности уплаты налога в отношении представительств или филиалов, по сравнению с иными обособленными подразделениями.

Применительно к налогу на имущество ч.1 ст.

376 НК РФ установлено, что налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.

  • Следовательно, и для налога на имущество не предусмотрено особенностей по уплате налога филиалами или представительствами по сравнению с иными обособленными подразделениями.
  • Более того, в Законе об ОЭЗ отсутствуют иные запреты, кроме запрета иметь филиалы и представительства, в отношении возможности заниматься предпринимательской деятельностью за пределами территории особой экономической зоны.
  • Обращает на себя внимание и то, что Законом об ОЭЗ предусмотрено требование о месте нахождения резидента не в пределах территории особой экономической зоны, а в пределах муниципального образования, в котором находится особая экономическая зона, а следовательно возможна ситуация, когда по месту нахождения резидента также осуществляется хозяйственная деятельность, а в пределах территории особой экономической зоны осуществляется хозяйственная деятельность обособленным подразделением, в том числе филиалом или представительством, резидента особой экономической зоны.
  • На уровне регионального законодательства проблема наличия у резидента ОЭЗ обособленных подразделений нашла разрешение следующим образом:

Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности

Цель ОЭЗ: решение экономических, социальных, технических и др задач.

Процессы глобализации, непременно приводящие к консолидации рынков, возрастающая конкуренция между крупными игроками и меняющаяся политико-экономическая реальность заставляют правительства разных стран использовать сложные механизмы организации производственных и социальных процессов для поддержания экономики.

Один из таких инструментов — особые экономические зоны (ОЭЗ). Существуют торговые, технико-внедренческие, портовые, туристско-рекреационные и промышленно-производственные ОЭЗ.

В данном кратком обзоре нас будет интересовать исключительно последний тип: какие особые экономические зоны существуют на территории России, как и за счет чего они развиваются, какие преференции предоставляют и какие цели преследуют, также мы коснемся мирового опыта в создании ОЭЗ и представим перспективы развития, входящих в них предприятий.

Особая экономическая зона определяется, как ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для предпринимателей. Согласно замыслу, главная цель ОЭЗ заключается в решении экономических, социальных, научно-технических и другого рода задач государственного либо регионального значения.

  • Преимущества
  • Начиная с 2005 г (ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005) предприятия, инвестирующие в российскую экономику, получили возможность пользоваться созданной за счет средств государственного бюджета инфраструктурой, что позволяет значительно снизить издержки на создание нового производства.
  • Промышленные ОЭЗ — это, как правило, обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны (что, к слову, принципиально отличает их от аналогичных промышленных образований в США).
  • Такие территории формируются по четкому географическому принципу, основными критериями которого становятся близость к ресурсной базе, необходимой для организации того или иного производства и доступ к основным транспортным артериям.

Вся необходимая инфраструктура строится за счет средств из государственной и региональной казны.

А это — система электро- и теплообеспечения, газопроводы, телекоммуникации, таможенный пост, склад временного хранения, станция очистки воды, железная дорога, контейнерные терминалы, не говоря уже об административных и промышленных зданиях и сооружениях. Все это значительно снижает издержки, а значит позволяет повышать конкурентоспособность.

Помимо готовой инфраструктуры компании-резиденты получают ряд льгот:

1. Благодаря режиму свободной таможенной зоны предоставляются таможенные льготы;

2. Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

3. Компании могут пользоваться рядом налоговых преференций (по данным Минэкономразвития действующая сегодня в ОЭЗ система налогообложения обеспечивает выгоду в 20-30%);

4. По справедливому наблюдению проф. Л. Лиухто законодательную основу ОЭЗ составляют федеральные законы, обеспечивающие защиту резидентов от региональных законодательств.

  1. В зависимости от региона, льготы и преференции могут разниться, поэтому мы рассмотрим их в каждой зоне отдельно.
  2. ОЭЗ в России
  3. Сегодня на территории России существует 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ).
  4. ОЭЗ ППТ Алабуга

ОЭЗ «Алабуга», площадью 20 км2, образована 18 января 2006 г около г Елабуги Республики Татарстан. В РТ формируется автомобильный кластер, поэтому проекты действующих и потенциальных резидентов в основном связаны с компонентным производством для этой отрасли.

Размещение компонентного производства обусловлено и тем, что оно основывается на продуктах глубокой переработки нефти, нефтехимии, которые в достаточном количестве производятся в РТ. На территории ОЭЗ размещаются также и непрофильные производства, чья продукция задействована в легкой промышленности и стройиндустрии.

Алабуга расположена рядом с автомобильной трассой М-7 Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа — Екатеринбург, наличие доступа к железнодорожному, воздушному и водному транспорту создает хорошие условия для эффективной логистики.

Резиденты ОЭЗ «Алабуга» ОАО «Северстальавто Елабуга» совместно с FIAT (производство коммерческих автомобилей) планирует инвестировать 4,4 млрд руб При этом будет создано 1 700 рабочих мест.

В рамках отдельного проекта ОАО «Северстальавто» планирует строительство завода по выпуску дизельных двигателей (100 тыс шт. в год).

Татарстан ведет переговоры с 30 зарубежными и отечественными компаниями по созданию производств в особой экономической зоне «Алабуга».

Зарегистрированные на территории ОЭЗ предприятия получат ряд преференций.

В частности, это режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах ОЭЗ:без уплаты таможенных пошлин и НДС; отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции; освобождение от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок. Кроме льгот, предусмотренных для всех ОЭЗ, в республике предусмотрено полное освобождение от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет республики.

Налогоплательщики, имеющие статус резидента «Алабуга», вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. В отношении резидентов сняты ограничения по переносу сумм убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде.

В регионе есть квалифицированная рабочая сила и специалисты, имеющие опыт работы на предприятиях с иностранными инвестициями, а также учебная база для их профессионального обучения.

На промплощадке имеется команда менеджеров и специалистов, владеющих необходимыми знаниями в области юриспруденции, экономики, ведения переговоров с иностранными инвесторами, которая оказывает содействие инвесторам в сопровождении и реализации инвестиционных проектов.

Территория Елабужского района и г Елабуги по производству промышленной продукции на душу населения превосходит средний показатель по РТ на 42,7%, а среднероссийский — в 3,1 раза.

ОЭЗ ППТ «Липецк»

ОЭЗ ППТ «Липецк», общей площадью 2298,3 га. создана в 2005 г. За время работы ОЭЗ привлечено 47 компаний-резидентов из 14 стран мира. Объем заявленных инвестиций компаний-резидентов — 146 млрд руб, из них освоено 32,23 млрд руб, объем произведенной продукции — 40,44 млрд руб, налоговые отчисления составили 4,98 млрд руб.

В развитие ОЭЗ через взносы в уставной капитал управляющей компании вложено 6,109 млрд руб средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области (на создание объектов инфраструктуры). Соотношение государственных инвестиций к частным — 1:3,5.

Введены в эксплуатацию и осуществляют промышленно-производственную деятельность 15 предприятий резидентов, основное направление деятельности которых: производство облегченной стеклянной тары для пищевой и медицинской промышленности; производство теплообменного оборудования, металлокорда, алюминиевых профилей, герметизирующих материалов, автомобильных шин, компонентов и технологических деталей для них, производство светопрозрачных конструкций из листового стекла, производство котельных и когенерационных систем , сельскохозяйственного оборудования, электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, систем креплений и монтажа; производство вентиляционного оборудования, электротехнической продукции, систем автоматизации и пожарообнаружения, газовых детекторов, средств индивидуальной защиты; производство автомобилей, радиаторов и котлов центрального отопления; переработка и консервирование овощей. Мировой лидер в области энергетики — компания АББ заявила о строительстве 2го завода на территории ОЭЗ.

11 июля 2015 г Д. Медведевым подписано Постановление об увеличении площади ОЭЗ. На новой территории предполагается размещение предприятий машиностроения, станкостроения, автомобилестроения, автокомпонентов и комплектующих, предприятий сельхозмашиностроения, робототехники, предприятий по производству медицинского оборудования, электро- и энергооборудования.

К настоящему времени разработан и утвержден проект планировки Елецкого участка ОЭЗ ППТ «Липецк». Приняты все необходимые организационные и административные решения по обеспечению необходимой инфраструктурой первого участка освоения площадью около 300 га.

  • В области действуют 22 вуза, 27 профессионально-технических училищ разного профиля, в которых рабочую профессию получают 20,5 тыс студентов.
  • Липецкая область последние годы является донором федерального бюджета, ей присвоен высокий кредитный рейтинг, объем иностранных инвестиций превысил цифры ее консолидированного бюджета.
  • ОЭЗ ППТ Моглино
Читайте также:  Статья 12. временное помещение защищаемого лица в безопасное место

Образована 19 июля 2012 г в Псковской области. Общая площадь территории — 215 га, из них непосредственно под промышленную застройку отводится 152 га. Срок действия ОЭЗ 49 лет. Запланированные государственные инвестиции — 2 881,5 млн руб

Приоритетные направления развития: железнодорожное, коммунальное, сельскохозяйственное оборудование, автокомплектующие, электро- и бытовая техника, строительные материалы, логистика и упаковка.

В непосредственной близости от Пскова находятся морские порты Рига и Таллинн, а также крупные зарубежные города (Хельсинки, Стокгольм и Киев). Северная граница ОЭЗ образована железнодорожными путями, а вдоль южной проходит федеральная трасса А212.

Обе трассы обеспечивают доступ к местному аэропорту, что гарантирует высокую транспортную доступность на региональном и международном уровнях. Ближайшие морские порты: Усть Луга — 270 км, Санкт-Петербург — 280 км, Рига — 290 км. Таллинн — 350 км

  1. ОЭЗ ППТ Калуга
  2. Образована 28 декабря 2012 г на территории Людиновского района Калужской области. Площадь ОЭЗ 1042 га, срок действия 49 лет, запланированные Государственные инвестиции — 2 600 млн руб
  3. Приоритетные направления развития: производство автокомпонентов, машин и оборудования, деревообработка, сельское хозяйство.
  4. Имеет 2 площадки:
  5. 1. Людиновская площадка

Участок расположен в 23 км от федеральной трассы М-3 «Украина» и в 60 км от А-101 «Москва-Малоярославец — Рославль». В перспективе планируется реконструировать станцию Людиново-1 и проложить внутриплощадочные железнодорожные пути общей протяженностью около 5 км.

  • В настоящее время территория ОЭЗ обеспечена инженерными коммуникациями:
  • — электроснабжение — 63 МВт II категории надежности;
  • — водоснабжение — 10 000 м3/сутки; водоотведение — 10 000 м3/сутки;

— газоснабжение — 565 млн. м3/год.

За технологическое присоединение к объектам инженерной инфраструктуры резиденты не платят. Точки подключения располагаются в непосредственной близости от границы участка. Сегодня площадка занята уже на 90%.

2. Боровская площадка

Участок расположен в 5,6 км от трассы М-3 и в 15 км от А-101. Соседствует с Freight Village Vorsino — крупномасштабным мультимодальным логистическим центром федерального значения, предоставляющим комплексное транспортно-экспедиционное и сервисное обслуживание. Инфраструктура находится в стадии проектирования.

Действует обширная линейка налоговых льгот. 0% налог на имущество, на транспорт в течение 10 лет. 0% налог на землю в течении 5 лет. 0% таможенная пошлина и НДС.

Российские «налоговые гавани»: Особые экономические зоны и Территории опережающего социально-экономического развития

26.06.2017 # Налоги Розничная торговля — отрасли компании «КАМЕРТОН-АК» Нефтегазовая отрасль | «КАМЕРТОН-АК» Информационные технологии — отрасли «КАМЕРТОН-АК» Строительство — отрасли компании «КАМЕРТОН-АК» Фармацевтика — отрасли компании «КАМЕРТОН-АК»

В данной статье мы рассмотрим использование налогоплательщиками таких образований, как особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) и территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР).

По сути, ОЭЗ и ТОСЭР представляют собой территориальные образования, создаваемые на основании постановлений Правительства РФ в рамках определенного региона РФ, для которых действуют особые нормы администрирования, налогообложения, взимания таможенных платежей, найма персонала и т.д., существенно отличающиеся от аналогичных правил, действующих на остальной территории РФ.

  • Особые нормы деятельности в ОЭЗ и ТОСЭР направлены на существенное облегчение работы резидентов таких зон и снижение их налоговой нагрузки.
  • Для того, чтобы стать резидентом ОЭЗ или ТОСЭР, чаще всего, необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
  • — резидентом ОЭЗ (ТОСЭР) может стать только коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (резидентом технико-внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ может быть ИП);
  • — необходима регистрация компании или ИП на территории соответствующей ОЭЗ (ТОСЭР);

— необходимо заключить соглашение с уполномоченным органом (примерные формы соглашений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 290) и быть внесенным в реестр резидентов соответствующей ОЭЗ (ТОСЭР), который ведет уполномоченный орган;

— необходимо вести один или несколько видов деятельности из перечня, предусмотренного законодательством о конкретной ОЭЗ (ТОСЭР) и соглашением с уполномоченным органом;

— организация должна отвечать критериям или соблюдать условия, предусмотренные в законодательстве о конкретной ОЭЗ (ТОСЭР).

Для того, чтобы заключить соглашение о деятельность в ОЭЗ (ТОСЭР), организация (ИП) подает в уполномоченный орган соответствующую заявку с прилагаемыми документами (бизнес-планом и т.п.).

Соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ (ТОСЭР) может быть прекращено досрочно по воле сторон либо расторгнуто в судебном порядке, например, при нарушениях со стороны резидента, как то: осуществление предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности,  неосуществление предусмотренной соглашением деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента начала такой деятельности, установленного соглашением и т.п.

При расторжении соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ (ТОСЭР) компания (ИП) теряет статус резидента соответствующей ОЭЗ (ТОСЭР).

Исходя из целей создания ОЭЗ (развитие промышленности, туризма и т.п.), выделяют их следующие виды: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые, прочие.

В настоящий момент на территории РФ функционируют следующие ОЭЗ:

Нормативное обоснование функционирования ОЭЗ Промышленно-производственные Технико-внедренческие Туристско-рекреационные Портовые Прочие
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» Грязинский район Липетской области На территории г. Москвы «Прибайкальский район» республики Бурятия На территории Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области
Елабужский район Республики Татарстан На территории г. Санкт-Петербурга На территории Алтайского района Алтайского края
Муниципальный район Ставропольский Самарской области На территории г. Дубны (Московская область) На территории Слюдянского района Иркутской области
Верхнесалдинский городской округ Свердловской области На территории г. Томска на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики
«Моглино» Псковская область «Иннополис» Республика Татарстан На территории Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики
«Людиново» Калужская область «Исток» г. Фрязино (Московская область) На территории Хунзахского района Республики Дагестан
г. Владивосток На территории Джейрахского и Сунженского районов республики Ингушетия
«Наримановский район» Астраханской области «Ведучи» Чеченская республика
«Ступино Квадрат» Ступинский муниципальный район Московской области «Конаковский район» Тверской области
«Узловая» Узловой район Тульской области
ФЗ от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области»

Самые эффективные особые экономические зоны России

В 2020 году в рейтинг вошло 16 ОЭЗ из 12-ти регионов России. Эксперты определили лучшие зоны страны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.

Лидерами рейтинга на сегодня являются крупные и давние промышленные особые экономические зоны в Татарстане (Алабуга) и Липецкой области, технико-внедренческие площадки в Московской области (Дубна), Москве и Санкт-Петербурге, все созданы в 2005м году.

При составлении рейтинга учитывалось количество резидентов, объем осуществленных инвестиций, наличие льгот и преференций для инвесторов, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционная привлекательность региона, открытость информации об ОЭЗ в интернете и другие параметры.

По словам заместителя министра экономического развития Сергея Галкина, в отношении этих площадок Минэкономразвития России в ближайшие 2-3 года ожидает полную возвратность бюджетных инвестиций.

Замминистра также отметил, что полную эффективность и отдачу от конкретной площадки важно оценивать после 10-ти лет ее работы, зрелые зоны показывают более емкие результаты.

При этом, Минэкономразвития также оценивает площадки на ранней стадии, сопоставляя реальную динамику инвестиций и ход реализации инвестиционных проектов с заявленными показателями.

«Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности – это независимая оценка, в которой сам бизнес и эксперты оценивают привлекательность площадок с точки зрения удобства ведения бизнеса.

Для нас важно получить объективный взгляд со стороны бизнеса и экспертного сообщества не только на конкретные площадки, но и в целом на институт ОЭЗ, и исходя из этого улучшать условия для инвестиционной деятельности», — отметил Сергей Галкин.

«Особые экономические зоны остаются одним из самых эффективных и комплексных инструментов реализации государственной инвестиционной политики.

ОЭЗ способствуют привлечению прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики России, созданию новых рабочих мест, и, как следствие, ускоренному социально-экономическому развитию регионов России» — отметил директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко.

За 15 лет существования механизма ОЭЗ в России они привлекли более 830 резидентов. Всего с момента создания ОЭЗ резидентами проинвестировано 497 миллиардов рублей и создано более 42 тысяч новых рабочих мест. В том числе почти 250 млрд рублей инвестированы иностранными резидентами. Ежегодный приток инвестиций в ОЭЗ составляет порядка 70-80 млрд руб.

Ссылка на основную публикацию