Статья 4. основные принципы создания и деятельности потребительского общества

Статья 4. Основные принципы создания и деятельности потребительского общества

Потребительское общество создается, как правило, для достижения «потребительской выгоды» для его членов-пайщиков (т.е. тех, кто объединился в общество) или для улучшения конкурентно способности бизнеса для его владельце (об этом, кстати, мало кто знает!).

Кроме того, для достижения защиты собственности от посягательств различных рейдеров и кредиторов.

Ну, а то, что в потребительском обществе (которое не занимается коммерческой деятельностью) отсутствует налогооблагаемая база с доходов, стоит того, чтобы на эту форму хозяйствования обратили внимание не только мелкие и средние предприниматели, но и владельцы крупного бизнеса.

Опыт показывает, что предпринимателям трудно вначале «въехать» в некоммерческую форму хозяйствования. Но, когда понимание приходит, у них «загораются глаза».

Сначала они понимают, что при правильно составленном схемном решении проекта с участием такого ПО, при любых оборотах налог на доходы = 0!

Далее проявляется мощь паевого фонда…

Заодно они узнают, что передача основных средств и нематериальных активов некоммерческим организациям (потребительское общество — некоммерческая организация по ГК РФ) на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, не облагается НДС (п.3 ст.39 Налогового Кодекса РФ).

Есть и ещё много преимуществ и нюансов, но об этом позже! В том числе — на конкретных примерах.

  • Кстати, пайщиками могут быть как физические лица, так ИП и юридические лица.
  • Теперь немного «пройдемся» по законодательству РФ:
  • Одной из форм некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы (статья 50, пункт 3, подпункт 1 ГК РФ).

Потребительский кооператив является более расширенным понятием, чем «потребительское общество» (Статья 5 Закона 3085-1). Таким образом, потребительское общество — это разновидность потребительского кооператива, относящегося к некоммерческим организациям.

Главным отличительным признаком некоммерческой организации признается то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими участниками.

И ещё важный момент: потребительское общество создаётся для удовлетворения материальных интересов членов-пайщиков!

Таким образом, уже в Гражданском кодексе РФ заложен особый статус потребительского кооператива как некоммерческой организации, имеющей отдельные черты организации коммерческой.
Особенности статуса потребительских кооперативов позволяют им выживать при различных системах государственного устройства. Напомним, что в 2011г была «круглая дата» — потребкооперации в России исполнилось 180 лет!

Деятельность потребительских обществ регулируется Федеральным законом от 19 июня 1992 года № 3085-1 ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Согласно этого Закона, а также ГК РФ потребительское общество — это добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов … в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В общем, это очень коротко.
В других статьях на сайте можно найти развитие данных положений.

10 декабря 2011г.

Потребительское общество. Организация, бухгалтерский и налоговый учет

Отечественное законодательство предусматривает различные формы организации хозяйственной деятельности. Они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие. Одной из форм объединений, первичной целью которых не является извлечение прибыли, является потребительский кооператив и его разновидность – потребительское общество (ПО).

Какие бывают потребительские общества? В чем нюансы функционирования таких организаций? Какими законодательными актами регулируется их деятельность? Рассмотрим особенности их бухучета и налогообложения.

Вопрос: Потребительское общество применяет УСН с объектом «доходы». Обязана ли организация при реализации объекта недвижимости члену потребительского общества устанавливать цену договора, равную кадастровой стоимости? Возникают ли налоговые риски по УСН при продаже имущества по цене значительно ниже кадастровой стоимости?
Посмотреть ответ

Что представляет собой потребительское общество

Каждый человек по одной из своих социальных функций является потребителем. Для достижения определенных целей, защиты интересов пайщиков потребители могут объединяться в некоммерческие организации. Потребительская кооперация позволяет эффективно решать множество актуальных задач.

Вопрос: Пять физических лиц учредили потребительское общество. В процессе деятельности общества остался один участник. Может ли потребительское общество продолжать свою деятельность, если остался один пайщик?
Посмотреть ответ

Закон говорит о возможности объединения пайщиков в потребительский кооператив – юрлицо, в котором пайщики (физлица или другие организации) по собственной воле объединили свои взносы для достижения общих целей (материальных и иных) – ст. 116 ГК РФ.

Разновидностью такой формы хозяйственной деятельности предстает потребительское общество. Определение его будет отличаться от кооператива только территориальностью: граждане или юрлица, объединяющие свои паи, действуют на близлежащих территориях.

ВАЖНО! ПО строго отделяется от других видов потребительских кооперативов, это наименование запрещено использовать для иных специализированных форм хозяйственной деятельности.

Законодательное регулирование потребительского общества

Потребительская кооперация не так давно подверглась значительному законодательному реформированию.

Вопрос: Возможно ли в уставе потребительского общества установить, что порядок вступления в общество происходит через механизм публичной оферты, размещенной на сайте кооператива, и акцепта в виде направления заявления и уплаты вступительного и паевого взносов?
Посмотреть ответ

Ранее эта отрасль регулировалась Федеральным Законом № 3085-1-ФЗ «О потребительской кооперации» от 19 июля 1992 года, в который неоднократно вносились изменения. Последняя редакция практически полностью пересмотрела этот закон, изменив даже его название.

Сегодня потребительские объединения должны функционировать сообразно с Федеральным Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 31-ФЗ в редакции от 21 марта 2002 года.

Этими изменениями фактически была начата новая эпоха потребкооперации.

Остальные важные моменты относительно особенностей функционирования ПО содержатся в различных статьях Гражданского кодекса Российской Федерации – ст. 48, 50, 61, 65, 116.

Цели и задачи потребительского общества

У любого объединения имеется цель – индивидуальная и общая польза для своих пайщиков. Что касается ПО, то потребители соединяют свои капиталы для более эффективного взаимодействия и удовлетворения своих потребностей в различных сферах:

  • экономической;
  • социальной;
  • культурной и др.

Достижение этой цели возможно в рамках любой деятельности, не запрещенной законами РФ:

  • производство;
  • заготовка;
  • закупка;
  • реализация;
  • посредничество;
  • проектно-изыскательские работы;
  • оказание услуг (бытовых, производственных и др.);
  • защита интересов пайщиков в правовом поле.

ВНИМАНИЕ! Разделение потребительских обществ обусловлено различными видами деятельности, которыми они занимаются.

Особенности потребительского общества

Ключевая особенность потребительского общества, которая отделяет его от других форм кооперации, – это право распределения между своими членами-пайщиками полученной прибыли. Это придает некоммерческой структуре некоторые права торговой организации. Таким образом, ПО может использовать плюсы обоих видов объединений и в значительной мере нивелировать их минусы.

Черты, характерные для ПО как вида хозяйственного объединения:

  1. Собственная инфраструктура – особые принципы взаимоотношения пайщиков, зафиксированные в Уставе, нюансы движения товаров и денежных потоков.
  2. Кооперативные, совместные способы управления ресурсами.
  3. Снижение потребительской стоимости товаров, работ, услуг для членов ПО за счет интегрированного подхода.
  4. В отличие от коммерческих структур, цель заключается не в прибыли как таковой, а в выгоде для всех членов объединения.

Требования к потребительскому обществу

Закон разрешает вступать в потребительское общество гражданам, достигшим 16 лет, и юрлицам. Когда общество начинает свое существование, проходя госрегистрацию, для этого необходим пакет документов:

  • заявление;
  • протокол собрания учредителей, в котором есть обязательный пункт о принятии устава;
  • текст Устава потребительского общества;
  • квитанция регистрационного сбора.

Главным управляющим органом потребительского общества является учредительное собрание, которому подконтрольны решения нижестоящих органов. К ним относятся:

  1. Совет, во главе которого стоит председатель, – представительский орган.
  2. Исполнительные функции возложены на Правление ПО.
  3. Контрольно-ревизионная комиссия – проверяющий орган.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Основные принципы создания и деятельности потребительского общества

Новый закон о потребительской кооперации направлен на возвращение российской потребительской кооперации в мировое кооперативное сообщество в качестве равноправного партнера, признающего и выполняющего принятые в нем кооперативные принципы и предписывает исполнения их.

Читайте также:  Законодательство о юридических лицах - советы юриста

По своему содержанию кооперативные принципы делятся на экономические и социальные. Основой устойчивости кооперативов служат экономические принципы такие, как членство, экономическое участие членов, автономия и независимость, забота об обществе.

Социальные принципы: добровольность, профессиональная подготовка, информация, управление и контроль со стороны пайщиков; они направлены на создание благоприятных условий для реализации экономических принципов на практике.

При невыполнении социальных принципов кооперативы перерождаются в предпринимательские хозяйства. При невыполнении экономических принципов кооперативы разоряются. Поэтому экономические и социальные принципы тесно взаимосвязаны, ориентированы на решение единых задач.

Только при этих условиях они могут влиять на устойчивую деятельность кооперативов и систему потребительской кооперации в целом. Кооперативные принципы являются основой любого кооператива.

Первый принцип: добровольное и открытое членство.

Этот принцип закрепляет положение о том, что кооперативы — это добровольные, открытые для всех людей организации, способные взять на себя ответственность за оказание услуг без дискриминации в области пола, социальной, расовой, политической и религиозной принадлежности. Начало формулировки этого принципа подчеркивает, что главным для человека является свобода выбора.

Его нельзя заставить стать кооператором. Ему должна быть предоставлена возможность для изучения, анализа и осознания тех ценностей, на которых основаны кооперативы, и возможность выбора.

Открытость для всех людей, способных оказать услуги означает, что кооперативы организуются для достижения специфических целей: во многих случаях эти услуги могут быть оказаны ограниченному количеству людей. Например, рыболовные кооперативы, по существу, обслуживают рыбаков; жилищные кооперативы могут предоставить жилье только определенному количеству своих членов.

Другими словами, существуют вполне понятные и приемлемые причины, по которым кооперативы ограничивают свои возможности, особенно для тех, кто не может принимать участие, оказывать услуги.

Что касается принципа добровольности, то для вхождения в союз и выхода из него потребительское общество предоставляет совету союза соответствующее заявление, свой устав, свидетельство регистрации, протокол или выписку из протокола общего собрания (уполномоченных) потребительского общества, принявшего решение о вхождении в данный союз или выходе из него.

Второй принцип: демократический контроль со стороны членов кооператива.

Кооперативы являются демократическими организациями контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в разработке политики и принятии решений.

Члены кооператива пользуются одинаковым правом голоса (один член — один голос). Все избранные представители подотчетны членам кооператива.

Кооперативы принадлежат своим членам, а избранные руководители ответственны за свои действия перед пайщиками во время выборов и в течение всего периода действия их мандата.

Контроль над деятельностью кооператива со стороны пайщиков является основным гарантом уверенности того, что кооператив работает на их благо. Закон потребительской кооперации и кооперативные уставы должны гарантировать права собственности только пайщикам.

Третий принцип: участие членов кооператива в экономической деятельности.

Он предусматривает финансирование кооператива его членами в виде вступительных и паевых взносов. Кооператоры могут получать дивиденды на взносы.

Большую часть прибыли члены кооператива направляют на следующие цели: развитие своего кооператива, вознаграждение членов кооператива соответственно их экономическому участию в работе кооператива; развитие других видов деятельности.

Учитывая, что вступительных и паевых взносов бывает недостаточно для финансирования развития материально-технической базы, различных сфер деятельности кооперативов, то они прибегают к помощи инвесторов и дополнительных вложений пайщиков.

Но эти вклады не имеют никаких преимуществ (дополнительного права голоса, права управления или контроля, права на долю любых прибылей). Такие инвестиции носят форму сберегательных вкладов, а их вкладчики могут рассчитывать на получение рыночной процентной ставки за вложенный капитал.

Четвертый принцип: автономия и независимость.

Кооперативы — это автономные организации взаимопомощи, контролируемые своими членами. Впервые этот принцип был сформулирован в 1966 г. Сам по себе он не определяет механизма автономного и независимого от политической ситуации государства функционирования кооператива.

Правительство определяет те законодательные рамки, в которых могут функционировать кооперативы. Политика правительства в вопросах налогообложения, в экономической и социальных сферах может быть полезной или вредной для кооперативов.

Поэтому все кооперативы должны быть очень бдительны в развитии открытых отношений с правительствами своих стран. Их экономические отношения должны строиться на договорных началах.

Например, правительство заключает договоры с кооперативами, по которым последние осуществляют поставку товаров или техники в отдаленные районы или предоставляет рабочие места инвалидам и т.п. За это правительство предоставляет кооперативам льготы по налогообложению.

Пятый принцип: образование, подготовка кадров, повышение квалификации, информация.

Этот принцип сформулирован так: кооперативы дают образование и обучают своих членов избранных представителей, управляющих и работников с тем, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.

В последние годы благодаря инициативе Центросоюза РФ значительно улучшилась информированность пайщиков о состоянии финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации, реализации ее социальной миссии.

Большую роль в информированности играет газета для пайщиков «Российская кооперация». Много внимания уделяется пропаганде передового опыта, механизму безубыточной деятельности, формам и методам работы с пайщиками.

Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами.

Этот принцип рекомендует кооперативам более эффективно обслуживать своих членов и укреплять кооперативное движение, работая на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Сама жизнь подтверждает тот факт, что согласованная деятельность кооперативных организаций разных видов и уровней существенно содействует успеху их деятельности, обеспечивает более быстрое развитие.

Седьмой принцип: забота об обществе.

Этот принцип был впервые принят Конгрессом МКА в 1995 г. Он сформулирован так: уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных организаций, пайщики обязаны также заботиться и о постоянном развитии кооператива в целом.

Кооперативы называют еще «бизнес-предприятиями». Это значит, что они работают в условиях рынка и действуют за счет собственных издержек обращения, без правительственных субсидий. Поэтому руководство кооперативов ведет хозяйство рентабельно, с максимальной прибылью, а основная часть прибыли идет на расширении материально-технической базы кооперативов.

  • Сравнивая кооперативные цели и принципы с закрепленными законодательством РФ целями и принципами деятельности современной российской потребительской кооперации, можно отметить их совпадение по большинству пунктов.
  • Но факторный анализ указывает на частичное несовпадение содержания декларируемых принципов с их фактической реализацией в деятельности потребительских кооперативов.
  • Декларируемая цель потребительской кооперации: удовлетворение потребностей своих членов (Преамбула Закона).
  • Фактически достигаемая цель — удовлетворение потребностей всего населения в зоне обслуживания.
  • Причины и следствия сложившегося положения:
  • · отсутствие реальных преимуществ пайщиков перед остальным населением лишает их мотиваций к участию в потребительских кооперативах, что объясняет отсутствие полноценной социальной базы потребительской кооперации;
  • · обслуживание всего населения за счет привлечения средств пайщиков дискриминирует пайщиков экономически, вызывает естественное негативное отношение к участию в кооперативе, что исключает возможность создания социальной базы потребительской кооперации.
  1. В кооперативах приняты демократическое управление и демократический членский контроль, основанные на равенстве прав членов; в российской кооперации — административно-общественный контроль, основанный на иерархии прав пайщиков и руководства.
  2. Наиболее наглядно негативные стороны такой системы управления и контроля проявились в период реформирования отношений собственности: руководство кооперативов имело возможность акционировать или продавать принадлежащую кооперативу собственность, не считать с мнениями пайщиков.
  3. Отсутствие демократического членского контроля приводит к финансовым злоупотреблениям руководства и, в общем случае, позволяет ему наживаться за счет пайщиков.
  4. Экономической базой потребительских кооперативов, действующих на принципах МКА, служат паевые взносы их членов и прибыль, полученная от работы с этим капиталом.
Читайте также:  ИП нерезидент РФ – налоги - советы юриста

Экономической основой современных российских кооперативов служит собственность, перешедшая к ним от потребительской кооперации СССР.

Эта собственность появилась в результате передачи потребительской кооперации государственной собственности, собственности национализированной у дореволюционных кооперативов и дополненной экономической поддержкой государства.

Доля паевых взносов пайщиков в этой собственности на сегодня составляет менее 1%.[2]

  • Из этого можно сделать вывод о том, что в России экономическое участие членов носит формальный характер и не приносит ни пайщикам, ни кооперативам реально заметных экономических выгод.
  • В российской потребительской кооперации не используются возможности привлечения пайщиков к экономическому участию в деятельности кооператива бонусом на товарооборот, который характерен для кооперативов и является одним из средств создания полноценной и устойчивой социальной базы кооперации.
  • Для приведения российских кооперативных принципов установим оптимальные для российских условий совокупности образующих их факторов. Из пяти необходимых и достаточных факторов, обеспечивающих эффективность этого принципа, в российской потребительской кооперации отсутствуют четыре фактора:
  • · личная мотивация членов;
  • · преимущества от участия в кооперативе больше потерь;
  • · регламентация;
  • · объем и качество участия обеспечивают достижение целей кооператива.

Из этого перечня видно, что принцип не работает из-за невыполнения совокупности факторов, которую можно сформулировать следующим образом: законодательно закрепленное преимущество членов потребительского кооператива перед остальным населением, обслуживаемым этим кооперативом.

Для того, чтобы включить в работу принцип экономического участия необходимо, в документах, регламентирующих деятельность потребительского кооператива, зафиксировать общепринятые в мировой кооперативной практике позиции:

  • · привлечение пайщиков к экономическому участию в виде бонуса по товарообороту в размере не менее 3 — 5%;
  • · отчисления в паевой фонд должны соответствовать мировой практике, а доход пайщика должен быть ниже величины учетной ставки банков для физических лиц. [3]

Использование этих общепринятых в мировой кооперативной практике положений позволят российской потребительской кооперации в достаточно короткие сроки влиться в мировое кооперативное сообщество и занять в нем место, соответствующее ее потенциалу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что российская действительность еще далека от достижений мирового экономического сообщества, однако Россия стремится сделать все возможное, чтобы этот пробел исчез и Россия вышла на один уровень с развитыми странами в развитии потребительской кооперации. Одним из таких шагов и стал закон «О потребительской кооперации в РФ».

Вопрос 3. Законодательство Российской Федерации о принципах создания и деятельности потребительского общества

Возрождение потребительской кооперации — это ее восстановление, подъем после частичного разрушения и некоторого упадка. Однако в советское время вопрос о возрождении кооперации был лишь поставлен, но не решен. Проблемы возрождения кооперации не исчезла, а перекочевала после 1991 года в новую эпоху.

Важное значение для возрождения потребительской кооперации имело обновление правовых основ ее деятельности. Закон о кооперации СССР 1988 года при своей относительной прогрессивности был не совершенен, а после 1991 года он частично устарел, и возникла потребность в специальном законе о потребительской кооперации.

Такой закон был принят в июне 1992 года. Закон состоял из 4 глав и 9 статей.

Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использование ее хозяйственного потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

В соответствии с указанным законом были приняты уставы потребительских обществ и потребсоюзов. И их имущество закреплено за пайщиками и работниками, потребительскими обществами и союзами. В целом закон «О потребительской кооперации в РФ» спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственников — от раскооперирования.

Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 19993 года, предоставляет каждому право на объединение (ст.30), это означает право граждан создавать и свои кооперативные общества, включая потребительские.

Кооператоры связывают свою надежду на возрождение потребительской кооперации со смыслом провозглашения РФ социальным государством, с гарантией свободы экономической деятельности, с признанием и равной защитой всех форм собственности, с иными положениями конституции.

Правительством России 24 января 1994 года принято постановление «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации». Постановление положило начало цивилизованным отношениям сотрудничества между правительством РФ и Центросоюзом РФ, Правительство признало необходимым строить эти взаимоотношения на основе ежегодно заключаемых между ними соглашений.

Постановление рекомендовано местным органам исполнительной власти также строить свои взаимоотношения с организациями потребкооперации в соответствии с ежегодно заключаемыми с ними соглашениями, предусмотрено оказание организациями потребительской кооперации финансовой помощи и поддержки путем предоставления кредитов, налоговых льгот, льгот по тарифам и др.

Эта политика государственной поддержки потребительской кооперации нашла подтверждение в указе Президента РФ от 31 мая 1996 года «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами «. В указе поднимается проблема выравнивания условий жизни сельского и городского населения, которая возводится в ранг государственной политики.

С января 1995 года начала действовать первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло противоречие между статьями закона «О потребительской кооперации в РФ» 1992 года и положением нового ГК РФ.

Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве издан закон РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О потребительской кооперации в РФ». В новой редакции это закон РФ «О потребительской кооперации, потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации». Закон состоит из преамбулы, 9 глав, 40 статьей.

  • В преамбуле определены основные задачи потребительской кооперации, записано, что Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку.
  • В 1 главе «Общие положения» — раскрыты использованные в законе основные понятие, определены взаимоотношения государства и системы потребкооперации, сформулированы важнейшие принципы создания деятельности потребительского общества, его правомочия как юридического лица, особенно трудовых отношений в обществе и их союзах.
  • 2 глава » Образование потребительского общества» — определяет порядок учреждения потребительского общества, его государственной регистрации и круг сведений, которые должны содержаться в уставе общества.
  • 3 глава «Членство в потребительском обществе» — содержит статьи о приеме в потребительское общество, о правах и обязанностях пайщиков, прекращение членства в обществе, возврате паевого взноса пайщику, выходящему или исключенному из общества.
  • 4 глава «Органы управления потребительского общества» — определены полномочия общего собрания общества, собрания пайщиков кооперативного участка, общего собрания уполномоченных общества, совета общества и ревизионной комиссии общества, дана структура этих органов, устанавливается также порядок принятия решений на указанных собраниях.
  • 5 глава «Имущество потребительского общества» — устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых потребительским обществом фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов.
  • В 6 главе «Основы деятельности потребительского общества» — речь идет о бухгалтерском учете и финансовой отчетности общества, порядок ведения документов и самих документах, которые должны хранится по месту нахождения Совета потребительского общества.
  • 7 глава «Реорганизация и ликвидация потребительского общества» — определяет порядок слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок использования имущества ликвидируемого общества.

В 8 главе «Союз потребительских обществ» — рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления и контроля союза, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец. Порядок реорганизации и ликвидации союза.

9 глава «Переходные положения» — содержат требования к потребительским обществам, союзам потребительских обществ, их организациям и учреждениям, созданным до вступления в силу настоящего закона, привести свои уставы в соответствии с ними в течение 12 месяцев.

Читайте также:  Законы РФ - общими чертами - советы юриста

Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» является хорошей правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране демократическими преобразованиями. Закон открывает новый этап в развитии кооперативного движения потребителей в России, широкие возможности для свободного развития потребительской кооперации.

  1. Решающее значение для обеспечения «работы» Закона имеет активное и последовательное сотворчество пайщиков и работников кооперации одновременно во всех звеньях системы, особенно в потребительских обществах.
  2. Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
  3. создание и развитие торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
  4. закупка у граждан и юридических лиц с/ хозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей переработкой и реализацией;
  5. производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей реализацией через организации розничной торговли;
  6. оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
  7. пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика, в том числе через средства массовой информации;
  8. Настоящий закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзам, государственную поддержку.
  9. Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Используемая литература

1. Бернальд А.В. Потребкооперация в условиях перехода к рыночной экономики., М., 1993 г.

2. Темирбулатов А.О. Основы кооперативного строительства, учебное пособие, 1991 г.

3. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации., Томск., 1988г.

4. Указ Президента РФ от 16.02.92 № 144 «О коммерциализации деятельности потребкооперации», «Российская газета», 1992 г.

5. Гражданский кодекс РФ, I курс, закон РФ от 21.10 94 № 32 ст.3301

1.3. Основные принципы деятельности потребительских обществ

Закон
о потребительской кооперации предписывает
со­блюдение следующих принципов
деятельности ПО (ст.4):

  • «добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;
  • обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;
  • демократичности управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, обязательная подотчетность об­щему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);
  • взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим хо­зяйственной или иной деятельности потребительского обще­ства, экономической выгоды;
  • ограничения размеров кооперативных выплат;
  • доступности информации о деятельности потребительского общества и для всех пайщиков;
  • наиболее широкого привлечения женщин для участия в ор­ганах управления и органах контроля;
  • заботы о повышении культурного уровня пайщиков».

Однако,
на наш взгляд, эта формальная запись в
законе не отражает действительного
значения и сущности ценно­стей
кооперативного движения, сложившихся
исторически и привлекающих людей многих
стран на протяжении веков.

По нашему
мнению, наиболее близким аналогом, от
которо­го можно отталкиваться при
анализе принципов деятельно­сти ПО
как явления, порожденного в ходе
социального раз­вития человечества,
являются профсоюзы. Недаром один из
видов ПО — кассы взаимопомощи — появились
в недрах проф­союзов.

Это результат
стремления профессиональных обще­ственных
организаций создать внутри себя
независимые, прежде всего от государства,
финансово-экономические структуры,
независимый экономический оборот, как
реакция на осуществление государством
основной его функции — эксплуатации
своих граждан.

Если у государства есть
коло­нии, то оно эксплуатирует их,
обеспечивая заодно и гражда­нам
метрополии более высокий уровень жизни.
Если коло­ний у государства нет, ему
остается только эксплуатировать своих
граждан.

Гражданам же остается только
требовать от государства, чтобы их
эксплуатировали более разумно и чтобы
условия эксплуатации в меньшей степени
зависели от политической конъюнктуры,
эффективности госаппарата управления
и различных лоббистских группировок.

Наиболее
устойчивой в этом смысле формой
экономи­ческой организации является
семья, выступающая внешне в экономическом
обороте как одно физическое лицо. Другим
примером такой структуры является
фермерское хозяйство. Действующее в
нашей стране законодательство о
потреби­тельской кооперации позволяет
включать в подобные струк­туры как
физических, так и юридических лиц.

Эта
беспреце­дентная возможность особенно
важна в нынешних условиях неуправляемости
экономической и политической жизни в
России для создания устойчивых структур,
внешне высту­пающих в экономическом
обороте практически как одно фи­зическое
лицо.

Заметим, что государство в
большинстве случаев во взаимоотношениях
с участниками внутреннего правового и
экономического оборота также выступает
ско­рее как физическое лицо, а не
юридическое, стремясь при­дать себе
абсолютную юридическую и экономическую
пра­воспособность, стать «абсолютным
гражданином».

Таким образом, в ходе
социальной эволюции объективно
форми­руются, в соответствии с законами
диалектики, два полюса, которые в
идеальном случае выглядят как государство
— фи­зическое лицо и объединенный
потребитель — физическое лицо.

Конечно,
это только тенденция и количество
полюсов в ней гораздо больше. Но основные
принципы и ценности кооперации лежат
в русле этой тенденции. Частные принци­пы
деятельности ПО только обеспечивают
основную на­правленность кооперативного
движения.

Взаимоотношения
ПО с государством регулируются ст.З
Закона РФ «О потребительской кооперации»:
.

Статья
3. Государство и система потребительской
кооперации

  1. Государственные органы и органы местного самоуправ­ления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации.

    Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской коопера­ции.

    Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социаль­ного развития.

  2. Акты государственных органов или акты органов местно­го самоуправления, нарушающие права потребительских об­ществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в ус­тановленном законодательством Российской Федерации порядке.

Убытки,
причиненные потребительским обществам,
их союзам в результате незаконных
действий государственных органов,
органов местного самоуправления и их
должностных лиц, возмещаются в
установленном законодательством
Рос­сийской Федерацией порядке».

Кроме
того, в преамбуле закона указано:
«Настоящий за­кон гарантирует
потребительским обществам и их союзам
с учетом их социальной значимости, а
также гражданам и юри­дическим лицам,
создающим эти потребительские общества
и их союзы, государственную поддержку».
Естественно, права, обязанности и
ответственность по обеспечению
экономиче­ской устойчивости общества,
которые берут на себя объеди­няющиеся
в ПО и их союзы лица, не могут не
подкрепляться стимулами, гарантиями и
льготами.

  • Из
    вышесказанного можно сделать следующие
    выводы:

  • потребительские общества являются
    формой распро­странения на экономическую
    сферу принципов деятельности профсоюзов:
    свободы, независимости, демократичности,
    пред­ставительства, строительства
    отношений с государством на ос­нове
    соглашений;

  • в отличие от профсоюзов, защищающих
    условия произ­водства, ПО защищают
    условия потребления, обеспечивая тем
    самым основную функцию всякой сферы
    деятельности — функ­цию воспроизводства,
    основное условие выживания;

  • в отличие от других устойчивых структур
    экономическо­го оборота (типа семьи
    и фермерского хозяйства), ПО построе­ны
    на боле демократических принципах
    внутренней деятель­ности;

  • возможность включения в состав участников
    ПО пред­приятий — юридических лиц —
    способствует формированию внутри ПО
    работоспособного имущественного
    комплекса, что очень важно для выживания
    в современных условиях индуст­риального
    производства;

  • замкнутая по определению система
    производственных отношений в ПО
    способствует формированию корпоративной
    культуры, что способствует современным
    тенденциям в разви­тии методов
    управления производством.

Как
это ни парадоксально звучит, но развитие
ПО в со­временных условиях превращает
сферу потребления в еще одну важную
производственную систему. Что, впрочем,
ле­жит в русле современных стратегий
развития менеджмента и маркетинга.

Ссылка на основную публикацию