Статья 37. Общие требования к обращению

   Жалоба в Конституционный Суд РФ зачастую остается последним средством защиты нарушенных прав и законных интересов.

Только данный орган государственной власти способен разрешить ситуацию, исходя не из формулировок законов, и подзаконных НПА, а напрямую из набора прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.

Наш адвокат по составлению жалоб поможет в защите Ваших прав, проведет консультацию по вопросу и возьмется за составление процессуального документа.

Статья 37. Общие требования к обращению

Как следует обращаться в Конституционный Суд РФ?

   Поскольку процедура обращения в Конституционный Суд достаточно сложна, прибегать к ней следует, когда остальные способы защиты прав уже исчерпаны.

Жалоба в Конституционный Суд РФ должна отвечать требованиям закона:

   Набор требований к обращению в Конституционный Суд сформулирован в статье 37 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В числе основных требований упомянуты: указания на нормативный акта, подлежащего проверке и позиция заявителя по данному вопросу.  В тексте жалобы в обязательном порядке должно быть указание на  нарушенные конституционный права и свободы.

    Хотелось бы акцентировать внимание на необходимости правильно и грамотно сформулировать текст жалобы. Сотрудники нашего Адвокатского бюро опираясь на обширный практический опыт и знание норм действующего законодательства, Конституции РФ, международных соглашений и принципов права готовы помочь сформулировать жалобу в Конституционный Суд.

Нужно ли платить пошлину при обращении в Конституционный Суд?

   Да, при обращении в конституционный суд должна быть уплачена пошлина в размере, установленном ст. 333.23 НК РФ. Размер данной пошлины составляет 6 750 рублей для организации и 750 рублей для гражданина (физического лица).

Разрешит ли Конституционный Суд проблему?

   На сегодняшний день имеется достаточно массивный положительный опыт защиты нарушенных прав в Конституционном Суде. Несомненно, процедура обращения в данный орган достаточно сложна и требует юридического образования.

Однако данное обстоятельство не должно встать преградой для восстановления нарушенных конституционных прав. Наша организация возьмется за разрешение вопроса любого уровня сложности, в том числе и с помощью направления жалобы гражданина в Конституционный Суд РФ.

Более подробно узнать об этом и других вопросах вы можете записавшись к нам на консультацию.

Полезно: смотрите ВИДЕО по теме обжалование решения суда и подписывайтесь на канал YouTube, чтобы получать советы адвоката

Полномочия Конституционного суда РФ

   К полномочиям Конституционного суда РФ относится:

  • разрешение дел на предмет соответствия основному закону РФ – Конституции РФ иных нормативно-правовых актов, а именно, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами госвласти; международных договоров РФ, которые не вступили в силу;
  • разрешение споров о компетенции, которые возникают между органами госвласти;
  • проверка на соответствие конституции закона, который применяется в конкретном деле. Соответствующая проверка проводится по жалобам, предметом которых является нарушение конституционных прав и свобод граждан;
  • проверка конституционности закона, который подлежит применению судом при разрешении конкретного дела. В данном случае проверка проводится, в связи с запросом судов;
  • рассмотрение вопроса о том, может ли быть исполнено решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. В указанном случае основанием для разрешения соответствующего вопроса является запрос федерального органа исполнительной власти, наделенного соответствующей компетенцией, связанной с обеспечением деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе, который защищает права и свободы человека, жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ;
  • толкование основного закона РФ;
  • в случае выдвижения обвинения против Президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления дает заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения;
  • если какой-то вопрос выносится на референдум РФ, то Конституционный суд РФ проверяет, соответствует ли Конституции РФ соответствующий вопрос;
  • выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • осуществление иных полномочий.

Срок подачи жалобы в Конституционный суд РФ

Статья 37. Общие требования к обращению

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: граждане могут подать жалобу в Конституционный суд РФ только после того, как закон был применен судом при рассмотрении конкретного дела.

После какой инстанции можно обратиться в Конституционный суд РФ?

   О том, после какой инстанции можно обратиться в Конституционный суд РФ, соответствующий закон не содержит указаний. Однако, одним из оснований для обращения в Конституционный суд РФ является завершенность рассмотрения дела, т.е., что дело рассмотрено.

   Согласно складывающейся практике, Конституционный суд РФ отказывает в принятии жалобы, если рассмотрение дела не завершено.

   Как можно заметить из постановлений Конституционного суда РФ, кто-то обращается в данный суд после того, как дело рассмотрено Верховным судом РФ, а кто-то – после апелляционного решения суда. Гражданин может обратиться в Конституционный суд РФ после вынесения решения судом первой инстанции, но в этом случае необходимо будет, чтобы решение суда вступило в законную силу.

   Целесообразнее обжаловать решения судов первой инстанции, а после вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции принимать решение о необходимости подачи жалобы в Конституционный суд РФ.

Конституционные споры с адвокатом

По делам, касающихся конституционных споров, наши адвокаты:

  1. Консультируют по вопросам, связанным с конституционными правами и свободами;
  2. Подготавливаем жалобы в защиту конституционных прав;
  3. Осуществляют представительство интересов в Конституционном суде РФ.
  4. Оказывают иную юридическую помощь по направлению конституционно правовой спор.
  • Составляем документы качественно и в короткие сроки.
  • Читайте еще по работе нашего адвоката по жалобам:
  • С нами жалоба в Европейский суд будет составлена профессионально 
  • Подробнее про обжалование приговора по ссылке

Статья 37. Общие требования к обращению

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации: Статья 37. Общие требования к обращению

  • Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
  1. федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  2. конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  3. договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  4. не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • Разрешает споры о компетенции:
  1. между федеральными органами государственной власти;
  2. между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  3.  между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  • Дает толкование Конституции Российской Федерации;
  • Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
  • Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная ст. 3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ «О Конституционном суде».

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основание и порядок обращения в Конституционный суд — Коллегия Адвокатов Центральный регион Московской области

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном суде Российской ации является обращение в Конституционный суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

  • Для гражданина:
  • Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
  • Жалоба, подаваемая гражданином на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:
  • — закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
  • — закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, меняющем закон.
Читайте также:  Статья 5. Пределы вмешательства суда

Конституционный суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон.

Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу.

Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон вправе приостановить производство до принятия решения Конституционна судом Российской Федерации.

  1. Жалоба направляется в Конституционный суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). В жалобе должны быть указаны:
  2. —  Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
  3. — наименование заявителя (фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  4. — необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  5. — наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  6. — нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федера ного конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный суд Российской Федерации; — точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и сданные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
  7. — конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным судом Российской Федерации;
  8. — позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
  9. — требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному суду Российской Федерации;
  10. — перечень прилагаемых к жалобе документов.
  11. Документы, прилагаемые к жалобе:
  12. — текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
  13. —  доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право выступать в Конституционном суде Российской Федерации в качестве представителя;
  14. — документ об уплате государственной пошлины;
  15. — перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;

— копия официального документа, подтверждающего применение либо ясность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

  • Размер госпошлины при обращении в суд
  • Обращения в Конституционный суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной:
  • запрос и ходатайство — в размере пятнадцати минимальных размеров труда;
  • — жалоба юридического лица — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • — жалоба гражданина — в размере одного минимального размера оплаты труда.

Конституционный суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Требования, предъявляемые к обращению в КС РФ

К обращениям в Конституционный Суд РФ предъявляются определенные требования. Одни из них относятся к форме, другие — к содержанию этого обращения как документа.

Общие требования к обращению, его структуре определены в ст. 37 и сопутствующих ей ст. 38 и 39 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. В главах Закона, посвященных конституционному судопроизводству по различным категориям дел, предусматриваются и специальные требования, обусловленные особенностями предмета обращения.

  • Общие требования к обращению
  • Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
  • В обращении должны быть указаны:
  • 1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
  • 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  • 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  1. 5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
  3. 7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
  4. 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
  5. 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
  6. 10) перечень прилагаемых к обращению документов.
  7. Документы, прилагаемые к обращению
  8. К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:
  9. 1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
  10. 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;
  11. 3) документ об уплате государственной пошлины;
  12. 4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной, размер которой установлен в ст. 39 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.

Государственной пошлиной не оплачиваются запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он не является стороной в этих спорах, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственнойизмене или совершении иного тяжкого преступления и о проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Федерации по поставленному вопросу (поставленным вопросам) референдума.

Глава V. ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации
  • Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.
  • Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  • Статья 37. Общие требования к обращению
  • Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
  • В обращении должны быть указаны:
  • 1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
  • 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  • 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  • 5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
  1. 7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
  2. 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
  3. 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
  4. 10) перечень прилагаемых к обращению документов.
  5. Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению
  6. К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:
  7. 1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
  8. 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;
  9. 3) документ об уплате государственной пошлины;
  10. 4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
  11. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.
Читайте также:  Статья 7. перечисление налоговых платежей в бюджет

Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Статья 39. Государственная пошлина

Основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, возврата или зачета государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.

(часть первая в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

Конституционный Суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются.

Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению, или в случаях прекращения производства по делу.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

  • Глава VI. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ
  • Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации
  • Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.
  • В случаях, если обращение:
  • 1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
  • 2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;
  • 3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

  1. Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.
  2. В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.
  3. Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

  • О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.
  • В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.
  • Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
  • Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
  • 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
  • 2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;

3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона.

(п. 3 в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Статья 44. Отзыв обращения

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Статья 37. Общие требования к обращению

  • Обращение
    направляется в Конституционный Суд
    Российской Федерации в письменной форме
    и подписывается управомоченным лицом
    (управомоченными лицами).
  • В
    обращении должны быть указаны:
  • 1)
    Конституционный Суд Российской Федерации
    в качестве органа, в который направляется
    обращение;
  • 2)
    наименование заявителя (в жалобе
    гражданина — фамилия, имя, отчество);
    адрес и иные данные о заявителе;
  • 3)
    необходимые данные о представителе
    заявителя и его полномочия, за исключением
    случаев, когда представительство
    осуществляется по должности;
  • 4)
    наименование и адрес государственного
    органа, издавшего акт, который подлежит
    проверке, либо участвующего в споре о
    компетенции;
  • 5)
    нормы Конституции Российской
    Федерации и настоящего Федерального
    конституционного закона, дающие право
    на обращение в Конституционный Суд
    Российской Федерации;
  • 6)
    точное название, номер, дата принятия,
    источник опубликования и иные данные
    о подлежащем проверке акте, о
    положении Конституции Российской
    Федерации, подлежащем толкованию;
  • 7)
    конкретные, указанные в настоящем
    Федеральном конституционном законе основания
    к рассмотрению обращения Конституционным
    Судом Российской Федерации;
  • 8)
    позиция заявителя по поставленному им
    вопросу и ее правовое обоснование со
    ссылкой на соответствующие
    нормы Конституции Российской
    Федерации;
  • 9)
    требование, обращенное в связи с запросом,
    ходатайством, жалобой к Конституционному
    Суду Российской Федерации;
  • 10)
    перечень прилагаемых к обращению
    документов.

Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению

  1. К
    направляемому в Конституционный Суд
    Российской Федерации обращению
    прилагаются:
  2. 1)
    текст акта, подлежащего проверке, или
    положения Конституции Российской
    Федерации, подлежащего толкованию;
  3. 2)
    доверенность или иной документ,
    подтверждающий полномочия представителя,
    за исключением случаев, когда
    представительство осуществляется по
    должности, а также копии документов,
    подтверждающих право лица выступать в
    Конституционном Суде Российской
    Федерации в качестве представителя;
  4. 3)
    документ об уплате государственной
    пошлины;
  5. 4)
    перевод на русский язык всех документов
    и иных материалов, изложенных на другом
    языке.
  6. К
    обращению могут быть приложены списки
    свидетелей и экспертов, которых
    предлагается вызвать в заседание
    Конституционного Суда Российской
    Федерации, а также другие документы и
    материалы.

Обращение
и прилагаемые к нему в соответствии
с частью
первой настоящей
статьи документы и иные материалы
представляются в Конституционный Суд
Российской Федерации с копиями в
количестве тридцати экземпляров.
Граждане представляют необходимые
документы с копиями в количестве трех
экземпляров.

10.Виды
решений, принимаемых конституционными
судами.

  • итоговые решения;
  • иные решения.

Итоговые

те, в которых Суд формулирует свои выводы
по результатам (по итогам) разбирательства
конкретного дела. В них Суд подводит
итог такого разбирательства и определяет
юридические последствия.

Иные
решения

— те, в которых обычно констатируются
какие-то обстоятельства и определяются
последствия, имеющие отношение не к
содержанию рассматриваемого дела, а,
как правило, к организации работы Суда
в целом или проведению его заседаний,
к обоснованию отказа в принятии конкретных
обращений в Суд или к истолкованию
принятых постановлений.

Высокие
требования предъявляются и к итоговому
решению
,
называемому заключением.
Оно может быть постановлено в случае,
когда в Конституционный Суд поступит
запрос о даче заключения о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной
измене или ином тяжком преступлении.

Такой запрос может исходить только от
Государственной Думы, и к нему должны
прилагаться протокол (стенограмма)
обсуждения данного вопроса на заседаниях,
тексты всех связанных с этим документов
и заключение Верховного Суда РФ.

Если
Конституционный Суд РФ придет к выводу
о несоблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в
государственной измене или ином тяжком
преступлении, то дается отрицательное
заключение.

Все
иные решения Конституционного

Суда
Российской Федерации, принимаемые в
ходе осуществления конституционного
судопроизводства, именуются определениями.

В
заседаниях Конституционного Суда
Российской Федерации принимаются также
решения по вопросам организации его
деятельности.

Иные
решения выносятся в большинстве случаев
по вопросам, связанным с организацией
работы в Конституционном Суде РФ или
обеспечением успешного проведения его
заседаний (пленарных или в составе
палат).

К числу таких вопросов можно
отнести, например, вопросы об избрании
Председателя Суда, его заместителя и
судьи-секретаря, об утверждении в
должности руководителей подразделений
Секретариата Суда, об одобрении
Регламента, о формировании палат Суда,
о принятии к своему производству
конкретных дел, о назначении
судей-докладчиков, о приостановлении
или прекращении полномочий судьи, о
наложении штрафа на лиц, нарушающих
установленный порядок.

Решения
по этим вопросам называются определениями
Конституционного Суда РФ. Они, как
правило, не оформляются в виде отдельных
документов. Их излагают в протоколах
пленарных заседаний или заседаний
палат.

Лишь по некоторым вопросам,
разрешаемым определениями, требуется,
чтобы такое определение было оформлено
в виде отдельного письменного документа.

Это требуется, к примеру, при вынесении
судом решения, которым дается толкование
ране принятого им решения.

В
тетрадке

11.Несмотря
на сложившуюся сегодня практику
Конституционного Суда, мнения учёных,
вопрос о юридической природе решений
конституционного Суда тем не менее
продолжает оставаться дискуссионным.
Серьёзные научные дискуссии, которые
имели и до сих пор имеют место по вопросу
значения решений Конституционного
Суда, позволяют разделить сложившиеся
точки зрения учёных на три группы.

Первая
группа
 учёных
считает решения Конституционного Суда
обязательными, но не считает возможным
говорить о них как об источниках права.

Читайте также:  Статья 4. сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Так,
О.Ю. Котов не согласен с мнением, что
решения Конституционного Суда являются
источниками права, аргументируя это
тем, что по ряду признаков применять
термин прецедент в отношении решений
Конституционного Суда не вполне точно[1].

В.С.
Нерсесянц основываясь на принципе
разделения властей отрицает нормативность
судебных решений и утверждает что акты
всех звеньев судебной системы – судов
общей, арбитражной и конституционной
юрисдикции, несмотря на их внешние
различия, — являются именно
правоприменительными актами и только
в этом качестве обязательны[2].

Вторая
группа
 считает
очевидным признание решений Конституционного
Суда источником права.

Так,
В.А. Кряжков замечает: «было бы ошибочным
игнорировать его роль (как прецедента,
дающего другим субъектом правильное
направление в трактовке Конституции и
порождающего предположение что в будущем
по подобным вопросам Суд займёт такую
же позицию.

Указанное восприятие решений
создаёт предпосылки для гармонизации
конституционного пространства России.

Оно предполагает, что субъекты права
корректируют принятые ими акты, реализуют
их сообразно той интерпретации, которая
нашла отражение в выводах Конституционного
Суда применительно к аналогичной
ситуации.

И
далее отмечает: решение прецедентно –
обязательно и для самого Суда.

Это
придаёт стабильность и определённую
стройность правоотношениям, несёт в
себе момент уважения к сторонам
конституционного процесса, которые
вправе рассчитывать на то, что Суд в
данном деле будет следовать той же
юридической логике, какой он придерживался
ранее, при рассмотрении близких по
значению вопросов[3]. На этот счёт следует
пояснить, что «исследователи, указывающие
на постановления Конституционного
Суда, как на источник права, склонны
обозначать их в качестве прецедента[4]».

Л.В.
Лазарев выделяя такие основные свойства
решений Конституционного Суда как
общеобязательность (ст.6), окончательность,
неоспариваемость, немедленное вступление
в силу после правозглашения, незамедлительное
официальное опубликование, непосредственное
действие  (ст.

78, 79 Закона о Конституционном
Суде), а также такие правовые последствия
их принятия, как утрата силы актов или
их отдельных положений, признанных
неконституционными и др.

[5] делает вывод
о том, что решениям Конституционного
Суда придаются свойства, присущие
нормативным актам, ибо такие акты
направлены не только на установление,
но и на изменение и отмену норм права
или на изменение сферы их действия.
Кроме того, итоговые решения Конституционного
Суда, как и нормативные акты, имеют общий
характер, т.е.

распространяются на
неопределённый круг органов и лиц,
рассчитаны на многократность применения,
являются обязательными для всех субъектов
права.

Следовательно, по своей итоговой
силе, утверждает учёный, итоговые решения
Конституционного Суда в иерархии
правовых актов занимают место
непосредственно после Конституции,
имеют подконституционный характер, в
определённом смысле по юридической
силе приближаются к юридической силе
Конституции, поскольку её нормы подлежат
применению в единстве с их истолкованием
Конституционным Судом. В тоже время, по
мнению автора, неправомерно полностью
уравнивать по юридической силе решения
Конституционного Суда и Конституцию,
так как Конституционный Суд должен
действовать на основе Конституции, а
его решения непосредственно зависят
от её изменений и дополнений[6]. Третья
группа 
учёных
утверждает, что источником права следует
считать правовые позиции, выраженные
Конституционным Судом в своих решениях,
а не сами решения.

Г.А.
Гаджиев утверждает, что именно правовые
позиции Конституционного Суда следует
считать источником права, а не содержащие
их окончательные постановления[9].

Как
видится, точно отметил М.Н.

Марченко, по
мнению которого  признание «правовой
позиции Конституционного Суда», а точнее
его итоговых решений (постановлений),
правовым основанием которых служит
правовая позиция, в качестве самостоятельного
источника российского права в переходный
период, означало бы, с одной стороны,
давно назревшее признание судейского
правотворчества, наряду с парламентским
правотворчеством в России, а с другой
– ознаменовало бы собой нахождение
некоего «компромисса» в явно затянувшемся
и не всегда продуктивном споре между
сторонниками полного признания судебной
практики в качестве источника права в
России и сторонниками её полного
отрицания[10].

Таким
образом, с учётом доктринальных взглядов
относительно правовой природы решений
Конституционного Суда следует подвести
итог и отметить, что решения Конституционного
Суда одними учёными расцениваются с
одной стороны и приравниваются к
нормативно-правовым актам, другие учёные
отмечают явное сходство с судебным
прецедентом.

Так,
Л.В.

Лазарев указывает, что прецедентный
характер акта конституционной юрисдикции
можно усмотреть в том, что выраженная
в нём правовая позиция является образцом
(правилом), которым должны руководствоваться
законодательные, судебные и иные органы,
должностные лица при решении вопросов
в рамках своей компетенции применительно
к аналогичным по содержанию актам,
нормам. Такой характер решений
Конституционного Суда можно подтвердить
в частности положениями ст. 87 Закона о
Конституционном Суде, согласно которым
признание нормативного акта или договора
либо отдельных их положений не
соответствующими Конституции Российской
Федерации является основанием отмены
в установленном порядке положений
других нормативных актов, основанных
на нормативном акте или договоре,
признанном неконституционным либо
воспроизводящих его или содержащих
такие же положения, какие были предметом
обращения. Положения этих нормативных
актов и договоров  не могут применяться
судами, другими органами и должностными
лицами[11].

Кроме
того, сближает с судебным прецедентом
и сам характер изложения решения
Конституционного Суда. В нём общеобязательно
не всё сказанное в мотивировочной части,
а только правовые позиции как
нормативно-интерпретационная составляющая
в единстве с резолютивной частью[12].

12.Возможности
самого Конституционного Суда по
пресечению каждого нарушения его
постановлений органами государственной
власти крайне ограничены. Он в состоянии
отреагировать лишь на действия и решения
высших органов государственной власти.
Нарушение его решений со стороны других
органов не может быть пресечено самим
Судом в силу ограниченности своих
возможностей.

При этом заметную роль
может сыграть взаимодействие федерального
Конституционного Суда с иными
государственными органами, которые
наделены полномочиями по контролю и
надзору за соблюдением законности, или
основной целью деятельности которых
является контроль за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина.

Органы
прокуратуры при исполнении ими функций
надзора за соблюдением закона или за
соблюдением прав и свобод человека и
гражданина может обнаружить факт
неисполнения государственными органами
решений Конституционного Суда. В этом
случае они должны принять меры
прокурорского реагирования, установленные
в: ст. ст. 23-25 Федерального закона «О
прокуратуре в Российской Федерации».

Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации в своей деятельности
часто сталкивается с нарушением
государственными органами и должностными
лицами положений постановлений
Конституционного Суда по жалобам граждан
или запросам судов. При этом он наделен
полномочиями по реагированию на такие
нарушения.

Он может направить заключение,
содержащее рекомендации относительно
возможных мер восстановления прав и
свобод граждан, направлять замечания
и предложения общего характера, изложить
свои доводы должностному лицу, который
вправе вносить протесты.

Тесное
взаимодействие Конституционного Суда
с судами общей юрисдикции, арбитражными
судами, органами прокуратуры Российской
Федерации и Уполномоченным по правам
человека в Российской Федерации может
оказать значительное влияние на уровень
исполнимости решений федерального
органа конституционного контроля.

Кроме
того, целесообразно законодательно
установить круг государственных и
общественных органов и должностных
лиц, обязанных обеспечивать претворение
в жизнь постановлений Конституционного
Суда, с указанием конкретных мер
юридической ответственности за
неисполнение либо ненадлежащее исполнение
ими постановлений Суда. Постников, А.
Е. Конституционное право России : / А. Е.
Постников, роспект, 2008. — 498 с.

13.Статья
79. Юридическая сила решения

Решение
Конституционного Суда Российской
Федерации окончательно и не подлежит
обжалованию. Решение Конституционного
Суда Российской Федерации, вынесенное
по итогам рассмотрения дела, назначенного
к слушанию в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации, вступает в
силу немедленно после его провозглашения.

Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации, принятое в порядке,
предусмотренном статьей 47.1 настоящего
Федерального конституционного закона
(Разрешение дел без проведения слушания),
вступает в силу со дня его опубликования
в соответствии со статьей 78 настоящего
Федерального конституционного закона.

Иные решения Конституционного Суда
Российской Федерации вступают в силу
со дня их принятия.

Решение
Конституционного Суда Российской
Федерации действует непосредственно
и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
Юридическая сила постановления
Конституционного Суда Российской
Федерации о признании акта неконституционным
не может быть преодолена повторным
принятием этого же акта.

Акты
или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу;
признанные не соответствующими
Конституции Российской Федерации не
вступившие в силу международные договоры
Российской Федерации не подлежат
введению в действие и применению.

Решения
судов и иных органов, основанные на
актах или их отдельных положениях,
признанных постановлением Конституционного
Суда Российской Федерации неконституционными,
не подлежат исполнению и должны быть
пересмотрены в установленных федеральным
законом случаях.

В
случае, если решением Конституционного
Суда Российской Федерации нормативный
акт признан не соответствующим Конституции
Российской Федерации полностью или
частично либо из решения Конституционного
Суда Российской Федерации вытекает
необходимость устранения пробела в
правовом регулировании, государственный
орган или должностное лицо, принявшие
этот нормативный акт, рассматривают
вопрос о принятии нового нормативного
акта, который должен, в частности,
содержать положения об отмене нормативного
акта, признанного не соответствующим
Конституции Российской Федерации
полностью, либо о внесении необходимых
изменений и (или) дополнений в нормативный
акт, признанный неконституционным в
отдельной его части. До принятия нового
нормативного акта непосредственно
применяется Конституция Российской
Федерации.

Позиция
Конституционного Суда Российской
Федерации относительно того, соответствует
ли Конституции Российской Федерации
смысл нормативного правового акта или
его отдельного положения, придаваемый
им правоприменительной практикой,
выраженная в постановлении Конституционного
Суда Российской Федерации, в том числе
в постановлении по делу о проверке по
жалобе на нарушение конституционных
прав и свобод граждан конституционности
закона, примененного в конкретном деле,
или о проверке по запросу суда
конституционности закона, подлежащего
применению в конкретном деле, подлежит
учету правоприменительными органами
с момента вступления в силу соответствующего
постановления Конституционного Суда
Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию