Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в данной сфере осуществляется исключительно на основании лицензий.

Лицензированием называется деятельность специализированных (лицензирующих) органов по оформлению специальных разрешений – лицензий на право заниматься конкретными видами предпринимательской или иной экономической деятельности, а также совершение указанными органами иных операций с лицензиями:

  • переоформление и в предусмотренных законом случаях продление срока лицензии;
  • приостановление, возобновление, прекращение действия и аннулирование действующих лицензий;
  • формирование единого реестра лицензий;
  • формирование единого информационного ресурса и предоставление информации о лицензировании

и осуществление ими лицензионного контроля.

Правовая основа деятельности по лицензированию

Общее правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности (общий, базовый федеральный закон; исчерпывающий перечень конкретных видов лицензируемой деятельности приведен в статье 12). Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Закрытый перечень видов деятельности (например, атомная энергетика; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций), перечисленных в пункте 2 статьи 1 базового федерального закона. Лицензирование указанных видов деятельности полностью регулируется отдельными федеральными законами (например, ФЗ «Об использовании атомной энергии») и не попадает под действие базового федерального закона.
Закрытый перечень видов деятельности (например, частная детективная деятельность; образовательная деятельность), перечисленных в пункте 4 статьи 1 базового федерального закона. Лицензирование указанных видов деятельности может обладать рядом особенностей относительно базового федерального закона (например, иной порядок принятия решения о выдаче лицензии). Данные особенности устанавливаются отдельными законодательными актами (например, Закон РФ «О средствах массовой информации»)

Содержание и принципы лицензирования отдельных видов деятельности

Субъектами лицензионной деятельности являются лицензирующие органы, соискатели (претенденты) лицензий и лицензиаты (лица имеющие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности).

Лицензирующими органами в зависимости от конкретного вида деятельности выступают различные профильные государственные органы и их территориальные подразделения, а также – в случае передачи необходимых полномочий (должен быть принят соответствующий нормативный акт) – исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Указанные органы руководствуются следующими принципами, закрепленными законодательно:

  • Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированиюэкономическое пространство на территории Российской Федерации едино;
  • конкретные виды деятельности, подлежащие лицензированию, устанавливаются только федеральным законодательством;
  • федеральное законодательство предусматривает единый порядок лицензирования для всех отдельных видов деятельности;
  • для каждого из отдельных видов деятельности устанавливается исчерпывающий перечень лицензионных требований (путем принятия специальных положений);
  • информация о лицензировании открыта и доступна всем, за исключением отнесенной к категориям, распространение которых запрещено или ограничено действующим законодательством;
  • взимание любой иной платы за лицензирование, кроме государственной пошлины, запрещено;
  • лицензирование должно осуществляться с соблюдением законности.
  • Соискателем лицензии могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица.
  • Для принятия положительного решения о выдаче лицензии соискатели лицензии должны представить установленный базовым федеральным законом пакет документов и отвечать ряду критериев (а также иметь возможность подтвердить соответствие документально), установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
  • Такими критериями могут выступать:
  • наличие у соискателя лицензии соответствующих площадей, технических средств, оборудования;
  • наличие постоянного (трудоустроенного в соответствии с Трудовым кодексом РФ) профессионального персонала;
  • соответствующая организационно-правовая форма, уставный капитал;
  • отсутствие задолженностей и др.

Лицензия предоставляет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям право осуществлять предусмотренную ею деятельность на всей территории Российской Федерации, а также на иных территориях, на которые распространяется юрисдикция Российской Федерации и соответствующие нормы международного права.

В случае если лицензия была выдана органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при осуществлении деятельности вне его пределов необходимо уведомлять территориальные лицензирующие органы на месте.

Порядок получения лицензии

С целью оформления лицензии соискатель представляет в уполномоченный орган заявление о предоставлении лицензии, данное заявление должно содержать ряд необходимых данных:

    Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

  • наименование/ФИО,
  • ИНН,
  • вид деятельности,
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины,
  • реквизиты документов, подтверждающих соответствие соискателя критериям, предъявляемым положением о лицензировании указанного вида деятельности.
  1. Вместе с заявлением подаются копии учредительных документов и документы, предусмотренные положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, а также опись прилагаемых документов.
  2. Существует возможность направления указанных выше документов заказным письмом с уведомлением или в электронном виде (при условии заверения электронной подписью).
  3. Уполномоченный орган имеет право отправить соискателю уведомление об устранении нарушений или вернуть заявление, если оно не соответствует предъявляемым требованиям.
  4. Лицензирующий орган обязан принять решение не позднее трех рабочих дней со дня получения надлежащим образом оформленного заявления и приложений к нему.

По истечении указанного срока лицензия вручается лицензиату либо направляется ему почтой. По желанию заявителя лицензия может быть выдана в форме электронного документа.

  • Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию
  • Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Кредитный договор с банком», в которой перечислены наиболее распространенные банковские нарушения
  • Или узнайте ЗДЕСЬ, что делать, если вы пропустили срок обжалования дела в гражданском суде
  • А в ЭТОЙ СТАТЬЕ можно ознакомиться с процедурой получения разрешения на травматическое оружие

Приостановление и аннулирование лицензии

Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

  1. Аннулирование лицензии возможно решением суда по заявлению лицензирующего органа в связи с тем, что лицензиат не устранил в установленные ему сроки (сроки действия административных санкций и приостановления лицензии) допущенные им грубые нарушения лицензионных требований.
  2. При аннулировании действие лицензии считается прекращенным в связи с прекращением вида деятельности лицензиата.
  3. Помимо аннулировании лицензии, лицензиат несет всю полноту ответственности за свою деятельность в соответствии с гражданским, уголовным и административным законодательством Российской Федерации (в случае если в ходе его действия был нарушен уголовный закон, или нанесен ущерб правам и законным интересам третьих лиц, или допущен не связанный с лицензионной деятельностью административный проступок).

Блиц-информация:

  1. Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированиюВыдачей лицензий занимаются уполномоченные государственные органы и органы субъектов Российской Федерации (если такие полномочия переданы им отдельным актом).
  2. Лицензия может быть получена только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
  3. Требования к соискателю лицензии перечислены в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.
  4. Для выдачи лицензии соискатель должен представить в уполномоченный орган надлежащим образом оформленное заявление и пакет документов, предусмотренных базовым федеральным законом и соответствующим положением.
  5. Неисполнение лицензионных требований после получения лицензии приведет к приостановке лицензии, привлечению лицензиата к административной ответственности и, вероятнее всего, к аннулированию лицензии.

Какие виды деятельности нужно лицензировать в 2020-2021 году

Некоторые сферы деятельности подлежат лицензированию. Лицензии выдаются государственными органами в соответствии с требованиями законодательства.

Кому и зачем нужна лицензия для работы, а также о процедурах ее регистрации рассказываем в статье.

Виды лицензируемых направлений деятельности

Список лицензируемых видов деятельности прописан в п.12 99-ФЗ.

  1. Деятельность в сфере перевозок:

    • внутренние водные, морские, железнодорожные перевозки пассажиров и опасных грузов;
    • автобусные перевозки пассажиров;
    • буксировки морским транспортом;
    • сбор, транспортирование и утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов.
  2. Проведение азартных игр в букмекерских конторах.

  3. Охранная и сыскная деятельность.

  4. Услуги связи, теле- и радиовещания.

  5. еятельность в сфере образовательных услуг.

  6. Деятельность фармацевтических компаний и оказание медицинских услуг.

  7. Переработка лома и драгоценных металлов.

  8. Защита информации. Разработка, производство и распространение:

    • шифровальных средств;
    • средств конфиденциальной защиты;
    • специального оборудования, предназначенного для негласного получения информации.
  9. Разработка, производство, испытания и ремонт военной и авиационной техники.

  10. Деятельность, связанная с оборотом оружия: гражданского, служебного, огнестрельного, химического. Разработка, хранение, утилизация и производство боеприпасов и пиротехники.

  11. Тушение пожаров в населенных пунктах и на производственных объектах.

  12. Фармакология, производство лекарств и медицинской техники. А также оборот наркотических и психотропных веществ и деятельность в замкнутых системах, связанная с использованием возбудителей инфекции и генно-инженерно-модифицированных организмов.

  13. Содержание животных в зоопарках, дельфинариях, океанариумах.

  14. Космическое направление.

Есть еще другой список, который регулируется нормативно-правовыми актами и постановлениями Правительства РФ в сфере атомной энергетики, ценных бумаг., кредитования, защиты гостайны и др.

Рекомендуем действовать по следующему алгоритму.

  1. Посмотрите попадает ваша деятельность под лицензирование или нет.

  2. Определитесь с кодами ОКВЭД. Код ОКВЭД— это цифровое значение направления деятельности ООО или ИП. Список кодов указан в общем классификаторе ОКВЭД.

  3. Уточните у налогового консультанта подлежит ли деятельность обязательному лицензированию.

Как получить лицензию

Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.

Список документов для получения лицензии:

  • заявление по установленной форме. Заявление передается в орган, который выдает лицензию. Например, если вы открываете бизнес, связанный оказанием образовательных услуг, заявление подается в Рособрнадзор;
  • для ООО — копии учредительных документов, заверенные у нотариуса, для ИП — копия ОГРНИП и ИНН;
  • дополнительный перечень документов. Его определяет государственный орган, который выдает лицензию;
  • опись документов.

Пакет документов передается в надзорный орган разными способами:

  • лично,
  • через доверителя,
  • направить ценным письмом
  • отправить дистанционно через портал Госуслуг или сайт уполномоченного ведомства. Все электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

В течение 3 рабочих дней со дня предоставления документов уполномоченные органы принимают решение о рассмотрении заявлении или возврате. Если были замечены нарушения требований или документы переданы в неполном объеме, документы возвращаются. На устранение замечаний предоставляется 30 дней.

Если документы в порядке, в течение 45 дней уполномоченный орган производит проверку сведений и принимает решение о выдаче лицензии. В течение 3 рабочих дней после подписания приказа о выдаче лицензии, ее выдают фирме.

Читайте также:  Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Лицензия выдается бессрочно. Действует на территории всех субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов в соответствии с законом.

Изменения в получении лицензии с 1 января 2021 года

С 1 января 2021 года будет введена реестровая модель лицензирования, а дистанционный порядок получения лицензии может стать основным.

Что это значит?

  • Больше не будут выдаваться бумажные и электронные лицензии.
  • Оформление и переоформление лицензий будет фиксироваться в электронном реестре.
  • Для подтверждения наличия лицензии предоставляется выписка из реестра в бумажном или электронном виде.

Все лицензии, которые были оформлены до 1 января 2021 года, действительны и внесены в реестр. Реестр лицензий станет общедоступным.

Пока сохраняется бумажный порядок предоставления документов для получения лицензий, но не исключено, что он станет альтернативой дистанционному.

Стоимость лицензии

Государственная пошлина за получение лицензии оплачивается один раз и составляет 7500 рублей.

Исключение составляют следующие сферы деятельности:

  • банковская — 0,1 % от уставного капитала, не более 500 тыс. рублей;
  • розничная продажа алкоголя с содержанием спирта от 15 % — 65 тыс. рублей в год. Лицензия на продажу алкоголя оформляется каждый год или на срок до 5 лет. Минпромторг предложил снизить размер пошлины с 65 тыс. до 12 тыс. рублей в год. Такой законопроект находится на рассмотрении правительства. Если закон одобрят, он вступит в силу уже с 1 января 2021 года.
  • ежегодная лицензия на производство вина — 800 тыс. рублей, коньяка и водки — 9,5 млн рублей.

Лицензия на продажу алкоголя

Для получения лицензии на продажу алкоголя необходимо обратиться в Росалкогольрегулирование.

Стоимость лицензии зависит от процента содержания этилового спирта и вида торговли алкоголем: оптом или в розницу.

Важный момент: продавать алкоголь могут только юридические лица. Индивидуальным предпринимателям разрешена торговля пивом, сидром, пуаре и медовухой, при этом лицензия на продажу не требуется.

Помещение для продажи алкоголя должно отвечать лицензионным требованиям:

  • есть системы водоснабжения, канализации, отопления;
  • находится на расстоянии не менее 100 м от оперативных, медицинских и образовательных учреждений.

Также для оформления лицензии в уполномоченный орган необходимо предоставить документы о регистрации ККТ, договор на охранные услуги и соответствие нормам пожарной безопасности.

Уставной капитал для розничной продажи алкоголем для кафе и баров не менее 10 000 рублей.

Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию Узнать подробнее

Прекращение действия лицензии

Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:

  • в работе компании есть нарушения законодательства;
  • суд аннулирует действие лицензии;
  • ИП или юр. лицо закрывается.
  • За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.
  • Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.
  • Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.
  • Закрытие компании
  • Независимо от сферы бизнеса собственник обязан уведомить уполномоченный орган о закрытии компании за 15 дней до фактического прекращения деятельности.
  • По заявлению соискателя органом принимается решение о прекращении действия лицензии.

Виды наказания за отсутствие лицензии

За работу без специальных разрешений на ведение деятельности предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Степень наказания регулируется федеральными законами, зависит от причиненного ущерба и дохода компании.

При доходе менее 2,25 млн рублей штраф компаниям за работу без лицензии — до 50 000 руб (ст. 14.1 Административного кодекса РФ)

Уголовное наказание предусматривает лишение свободы сроком до 5 лет и штрафы до 500 тыс. рублей (ст. 171 УК РФ).

Как сэкономить при открытии лицензионной торговли

Для начинающего предпринимателя затраты на открытие бизнеса могут больно ударить по карману. Помимо получения лицензии придется заплатить пошлину за государственную регистрацию юридического лица, аренду помещения для торговли, открытие расчетного счета и др.

Оптимизировать затраты можно и нужно

Как сэкономить на кассе

Во-первых, чтобы сэкономить, выбирайте кассы, с которыми у вас не возникнет дополнительных расходов на обновления, расширение функционала, интеграции, оплату кассового ПО.

Например, в онлайн-кассах МТС уже встроен весь необходимый функционал и интеграции, кассовое ПО и обновления бесплатные.

МТС Касса 5А″ LS

  1. Экран 5,5″
  2. Матричный 2D имидж-сканер с лазерным указателем
  3. Встроенный эквайринг
  4. Заказать

МТС Касса 5″

  • Экран 5,5”
  • Печать чека за 6 сек
  • Встроенный 1D/2D фотосканер
  • Заказать

MТС Касса 7″

  1. Экран 7″
  2. Печать чека за 7 сек
  3. Подключение сканера, весов
  4. Заказать

МТС Касса 9″ ЕГАИС

  • Экран 8,9”
  • Печать чека за 3 сек
  • Внешний 2D фотосканер
  • Заказать

МТС Касса 12″

  1. Экран 12”
  2. Скорость печати до 160 мм/сек
  3. ОС Android, Wi-Fi, Bluetooth, 3G
  4. Заказать

МТС Касса 5А″

  • Экран 5,5″
  • Встроенный 1D/2D фотосканер
  • Встроенный эквайринг
  • Заказать

Во-вторых, кассу не обязательно покупать, ее легко взять в аренду и платить только за тот набор услуг, который нужен вашему бизнесу.

Если берете кассу в аренду, внимательно изучите условия договора. Старайтесь исключать варианты аренды, где будут обязательства по открытию РКО и эквайрингу с не очень выгодными тарифами.

Выбирайте аренду, где весь необходимый набор услуг уже включен и вам не придется доплачивать. Такие условия аренды кассы и плюсом возможность ее выкупа по остаточной цене дает МТС Касса. К тому же, если брать аренду в МТС, касса впоследствии перейдет к вам в собственность.

В-третьих, если вы планируете открывать интернет-магазин или организовывать доставку, выгоднее сразу устанавливать кассу, которая одна справится с обслуживанием всех трех направлений.

С МТС Кассой вам не придется покупать кассы каждому курьеру. Они смогут установить на свои личные смартфоны кассовое ПО от МТС и использовать их. Любую кассу МТС можно подключить к интернет-торговле.

Узнать подробнее

Как сэкономить на эквайринге

Ставки по эквайрингу плюс/минус везде одинаковые. Единственное, если у вас небольшие безналичные обороты, то все же лучше искать варианты, где ставка фиксированная и не зависит от суммы.

Существенно сэкономить на эквайринге еще можно за счет приема безналичных оплат через систему быстрых платежей (СБП). Терминал эквайринга не понадобится – перевод проходит через кассу, а комиссия по безналичной выручке дешевле эквайринга – всего 0,4 — 0,7%.

Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию Получить консультацию

Как сэкономить на РКО и бухгалтерии

  1. Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.

  2. Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию.

    Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом.

    Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.

Подобрать услуги

Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

  1. Сергей Музыкантов
  2. Директор по продуктам МТС Кассы
  3. Автор статьи

Перечень лицензируемых видов деятельности в 2021 году

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ подлежат лицензированию виды деятельности, представленные в таблице ниже.

Пункт статьи
Наименование
п. п. 1 разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. п. 2 разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
п. 3 деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. 4 разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
п. 5 деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
п. 6 производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
п. 7 разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
п. 8 разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
п. 9 разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
п. 10 разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
п. 11 деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
п. 12 эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
п. 13 утратил силу
п. 14 деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
п. 15 деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
п. 16 производство лекарственных средств;
п. 17 производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
п. 18 оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
п. 19 деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
п. 20 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
п. 21 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
п. 22 утратил силу
п. 23 утратил силу
п. 24 деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;
п. 25 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
п. 26 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
п. 27 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
п. 28 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
п. 29 деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. 30 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
п. 31 деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
п. 32 частная охранная деятельность;
п. 33 частная детективная (сыскная) деятельность;
п. 34 заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
п. 35 оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
п. 36 оказание услуг связи;
п. 37 телевизионное вещание и радиовещание;
п. 38 утратил силу
п. 39 деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
п. 40 образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»);
п. 41 утратил силу
п. 42 геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;
п. 43 производство маркшейдерских работ;
п. 44 работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
п. 45 деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
п. 46 медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
п. 47 фармацевтическая деятельность;
п. 48 деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
п. 49 деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
п. 50 деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
п. 51 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
п. 52 выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
п. 53 деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
п. 54 деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
п. 55 космическая деятельность;
п. 56 деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
п. 57 деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.
Читайте также:  Статья 33. Размеры пособия по безработице

Список лицензируемых видов деятельности, порядок предоставления и отзыва лицензий, а также процедура рассмотрения заявлений субъектов предпринимательской деятельности относительно получения лицензий регламентируются  Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Назначение лицензий

  • Можно говорить о двух основаниях лицензирования с точки зрения закона.
  • С чисто юридической точки зрения лицензирование есть право на осуществление неких определенных видов деятельности, ведение которых без условия наличия лицензии невозможно и прямо запрещено законом.
  • С точки зрения общественных интересов лицензирование есть способ государственной защиты:
  • прав, интересов, жизни и здоровья населения;
  • экологии;
  • природных памятников и культурного наследия.

Помимо этого лицензирование также носит характер ограничения действий субъектов предпринимательской деятельности, способных причинить неумышленный ущерб обороноспособности и безопасности государства.

То есть, в известной степени, лицензирование является ограничением свободы предпринимательской деятельности. А потому Закон содержит запрет требований на лицензирование по основаниям, отличным от тех, которые были перечислены выше.

Это означает, что не может быть введено лицензирование видов деятельности исходя из соображений монополизации или дискриминации.

Пределы ограничений

  1. Следует понимать, что лицензирование стоит на двух, образно говоря, столпах.
  2. Первый столп – это наличие у субъекта предпринимательской деятельности технических и иных возможностей для осуществления лицензируемого вида деятельности.

  3. Второй столп – это собственно охранительные государственные меры, то есть меры, позволяющие государству пресекать виды деятельности, способные навредить общественным интересам.

  4. В части охранительных функций можно сказать, что структуру лицензионных правоотношений предпринимателя и государства упрощенно можно свести к следующей формуле:
  1. государство запрещает для всех предприятий некий вид деятельности, например, производство водки, поскольку производство алкогольной продукции требует соблюдения очень строгих норм во избежание причинения потребителям вреда;
  2. государство разрабатывает нормативы производства водки;
  3. государство предлагает потенциальным водкопроизводителям доказать, что они могут соблюдать нормативы производства водки;
  4. субъект предпринимательской деятельности, создавший условия для производства водки по государственным стандартам, обращается к государству с просьбой сделать исключение из правил и разрешить ему производить водку;
  5. государство проверяет технические и санитарные условия для производства водки у данного предпринимателя;
  6. если условия действительно соответствуют требованиям государства, то для предпринимателя делается исключение, и он получает разрешение на производство водки.

То есть лицензирование, подытоживая сказанное, есть исключение из запрета на конкретный вид деятельности, своего рода предупреждение возможных в будущем нарушений.

Лицензия как документ

Выше мы говорили о лицензировании, то есть о деятельности государственных органов по выдаче лицензий.

Лицензия же, в свою очередь – это документ, содержащий в себе государственное разрешение на осуществление определенного запрещенного для всех остальных вида деятельности.

Полномочные органы

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство.

Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими.

К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.
  • Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.
  • Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.
  • По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.
Читайте также:  Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О национально-культурной автономии"

О лицензировании отдельных видов деятельности

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

  • 4 мая 2011 года N 99-ФЗ
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О лицензировании отдельных видов деятельности

Перечень лицензируемых видов деятельности состоит из 51 позиции и указан в ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ.

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  1. 1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  2. 2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  3. 3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  4. 4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  5. 5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  6. 6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
  7. 7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
  8. 8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  9. 9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  10. 10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
  11. 11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
  12. 12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  13. 13) утратил силу с 1 июля 2013 года;
  14. 14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  15. 15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  16. 16) производство лекарственных средств;
  17. 17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
  18. 18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
  19. 19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерномодифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  20. 20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
  21. 21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
  22. 22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  23. 23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  24. 24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения
  25. 25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
  26. 26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
  27. 27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
  28. 28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
  29. 29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для Евгений Бобышев «Госзакупки для чайников»
  30. обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  31. 30) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  32. 31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  33. 32) частная охранная деятельность;
  34. 33) частная детективная (сыскная) деятельность;
  35. 34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
  36. 35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  37. 36) оказание услуг связи;
  38. 37) телевизионное вещание и радиовещание;
  39. 38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
  40. 39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
  41. 40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);
  42. 41) космическая деятельность;
  43. 42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной Евгений Бобышев «Госзакупки для чайников»
  44. документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
  45. 43) производство маркшейдерских работ;
  46. 44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  47. 45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  48. 46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
  49. 47) фармацевтическая деятельность;
  50. 48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  51. 49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  52. 50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  53. 51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
  54. –  –  –
  55. 1) использование атомной энергии;
  56. 2) производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  57. 3) деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  58. 4) деятельность кредитных организаций;
  59. –  –  –
  60. 5) деятельность по проведению организованных торгов;
  61. 6) виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  62. 7) деятельность акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
  63. 8) деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  64. 9) деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  65. 10) клиринговая деятельность;
  66. 11) страховая деятельность.

Лицензирование данных видов деятельности регулируется отдельными федеральными законами (ч. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

  • Некоторые особенности лицензирования могут устанавливаться иными федеральными законами в отношении:
  • 1) оказания услуг связи, телевизионного вещания и (или) радиовещания;
  • 2) частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности;
  • 3) образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными 4) домами, (ч. 4 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Лицензирование видов деятельности, не указанных в Законе № 99-ФЗ, прекращается с момента его вступления в силу (ч. 1 ст. 22 Закона № 99ФЗ).

–  –  –

Строительные и проектные компании, а также фирмы, осуществляющие инженерно-изыскательскую деятельность, должны в обязательном порядке пройти процедуру вступления в саморегулируемую организацию и получить Свидетельство о допуске к работам.

Виды работ, требующие вступления в СРО, регламентируются различными нормативно-правовыми документами, в том числе, приказом Министерства регионального развития № 624 от 30 декабря 2009 года.

В этом документе наиболее полно указан перечень работ, для осуществления которых на законных основаниях требуется Свидетельство о допуске.

Последние изменения в приказ № 624 вступили в силу 14 ноября 2011 года на основании приказа Минрегионразвития № 536.

Правила сертификации продукции регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 г. № 15 «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации».

Единый перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Правила сертификации услуг (работ) регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации».

Согласно части 1.1 главы I «Правил сертификации» объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

–  –  –

Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.

Ссылка на основную публикацию