Статья 1. нотариат в российской федерации

Основы законодательства Российской Федерации о нотариатеот 11 февраля 1993 г. N 4462-I

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г., 26 июня, 2, 18 октября 2007 г., 25, 30 декабря 2008 г., 19 июля 2009 г., 5 июля 2010 г., 3, 6 декабря 2011 г.

, 29 июня, 2 октября 2012 г., 5 апреля, 21 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 29 декабря 2014 г., 30 марта, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 23 мая, 29 июня, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 12 ноября, 27 декабря 2019 г.

ГАРАНТ:

  • См. комментарии к настоящим Основам
  • Президент Российской Федерации
  • Москва, Дом Советов России
  • 11 февраля 1993 года

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливают, что нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В РФ ведется Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Также нотариальные действия от имени РФ на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

  1. Основами законодательства о нотариате определяются: порядок назначения на должность нотариуса, правовой статус нотариуса, гарантии нотариальной деятельности.
  2. Урегулированы вопросы деятельности нотариальных палат – некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
  3. Устанавливается порядок оплаты нотариальных действий и других услуг нотариусов путем уплаты государственной пошлины.
  4. Регламентирован порядок совершения нотариальных действий.
  5. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате вводятся в действие с момента опубликования.
  6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I
  7. Настоящие Основы вводятся в действие с момента опубликования

Текст Основ опубликован в “Российской газете” от 13 марта 1993 г., в Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1993 г., N 10, ст. 357, в ежемесячном журнале “Закон” – приложении к газете “Известия”, N 3, март 1999 г.

О проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате см. постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г. и 29 декабря 2020 г.

  • См. будущую редакцию настоящего документа
  • Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
  • Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 370-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 11 мая 2020 г.
  • См. будущую редакцию настоящего документа
  • Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
  • Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 253-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.
  • Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 226-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.
  • Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.
  • Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
  • Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
  • Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г., 1 февраля 2019 г., 1 января 2020 г.

  1. Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ
  2. Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.
  3. Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 119-ФЗ
  4. Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.
  5. Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ
  6. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.
  7. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ
  8. Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.
  9. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ
  10. Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.
  11. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ
  12. Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
  13. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ
  14. Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
  15. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, с 1 июля 2017 г. и с 1 января 2018 г.

  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 332-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 16 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 июля 2016 г., и пункта 5, подпункт “в” пункта 6, пункты 8 и 33 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

  1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 259-ФЗ
  2. Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  3. Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г., с 1 января 2016 г. и с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г. и с 1 января 2017 г.

  • Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2014 г. и с 1 июля 2014 г.

  1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ
  2. Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  3. Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 166-ФЗ
  4. Изменения признаны утратившими силу с 1 января 2014 г.
  5. Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ
  6. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  7. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ
  8. Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  9. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 386-ФЗ
  10. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  11. Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ
  12. Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  13. Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ
  14. Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  15. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ
  16. Изменения вступают в силу с 1 июля 2009 г.
  17. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ
  18. Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  19. Положения настоящих Основ применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона
  20. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ
  21. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  22. Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ
  23. Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.
  24. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ
  25. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  26. Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ
  27. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  28. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ
  29. Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.
  30. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ
  31. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.
  32. Федеральный закон от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ
  33. Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
  34. Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ
  35. Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
  36. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
  37. Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
  38. Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
  39. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  40. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ
  41. Действие части пятой статьи 23 настоящих Основ приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.
  42. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ
  43. Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.
  44. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ
  45. Действие части пятой статьи 23 настоящих Основ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.
  46. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ
  47. Действие части пятой статьи 23 настоящих Основ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.
Читайте также:  Статья 8. общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новое в законодательстве о нотариате

Статья 1. Нотариат в Российской Федерации

С 1 февраля 2019 года вступили в силу положения Федерального закона № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого ещё 3 августа 2018 года, относительно подачи нотариусами заявлений о государственной регистрации перехода права на основании сделок по отчуждению долей в праве общей долевой собственности, в том числе, при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.

Согласно новой редакции ст. 55 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (ред. от 27.12.

2018) после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (например, право на долю в праве общей долевой собственности), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.

Таким образом, с 2019 года нотариусы частично переняли функцию государственных регистраторов и теперь обязаны подавать заявления на регистрацию, в частности, по сделкам, направленным на отчуждение доли в праве общей долевой собственности, которая в силу закона должна быть совершена в нотариальной форме.

Также ранее были созданы технические условия для быстрой проверки нотариусами недвижимого имущества — предмета сделки. Согласно Положению о единой информационной системе нотариата (утв. Правлением ФНП, протокол от 23.07.

2018 N 09/18) у нотариусов есть доступ к базам данным Росреестра, поэтому получить запрашиваемую выписку из Единого государственного реестра недвижимости можно оперативно, при условии нормальной работы необходимых информационных систем.

Таким образом, нотариус может полностью проверить совершаемую сделку и совершить действия по регистрации прав.

Следовательно, нововведение стало закономерным продолжением установленного правового регулирования в отношении регистрации сделок, что также соответствует целям создания цифровой экономики, повышению межведомственного взаимодействия и электронного документооборота.

Согласно абз. 2 и 3 новой редакции ст. 55 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» для нотариусов устанавливается специальный срок подачи заявлений, если иное не указано в договоре, относительно совершения действий по регистрации.

Подать заявление о регистрации нужно не позднее этого же рабочего дня — при подаче заявления в электронной форме; не позднее двух рабочих дней с момента удостоверения сделки или не позднее двух рабочих дней с момента истечения срока, установленного договором, — при подаче документов на бумажном носителе.

По нашей практике во избежание рисков по несоблюдению сроков регистрации нотариусы рекомендуют предусматривать в договоре специальный срок, в течение которого заявление должно быть подано на регистрацию.

Нотариат в Российской Федерации

Слово «нотариус» произошло от лат. — «notarius», что означало писец, «notta» — знак.

В России в XIV—XV вв. существовал так называемый «пронотариат», на рынках регистрировались сделки в присутствии свидетелей, называемых мытниками, позже — подъячими, за совершение таких сделок взыскивались пошлины и сборы.

В Российской империи правовое регулирование нотариата на уровне европейского нотариата произошло в 1866 г., при принятии Положения о нотариате, которое действовало вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Декрет «О суде» № 1 1917 г. упразднил судебные органы, прекратили свою деятельность российские нотариусы, хотя в тексте Декрета нотариусы не упоминались.

Декрет «О суде» № 2 1918 г. отнес совершение нотариальных действий к компетенции нотариусов. В этот период были утверждены Временное положение о нотариальных отделах при совдепах и Инструкция о порядке деятельности нотариальных отделов. В 1922 г.

Совет народных комиссаров РСФСР принял Положение о государственном нотариате РСФСР. В последующие годы — 1923, 1926, 1930, 1947, 1965 — принимались очередные Положения с аналогичным названием. В 1974 г.

был принят Закон РСФСР «О государственном нотариате», который действовал до 13 февраля 1993 г.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. «л» ч. 1 ст. 72). Основы законодательства о нотариате были приняты 11 февраля 1993 г., т.е. до принятия Конституции РФ, но по правовому статусу относятся к федеральному закону.

С введением в действие на территории РФ Основ законодательства о нотариате в Российской Федерации был возрожден небюджетный нотариат (нотариусы, занимающиеся частной практикой) Может быть сказать (см.

выражение в скобке) так — частный нотариат?, основанный на принципах законности, независимости, самофинансирования, национального языка нотариального делопроизводства, диспозитивности, активной помощи нотариуса в осуществлении прав, беспристрастности, обеспечении тайны совершения нотариальных действий, объективной истинности нотариальных актов, предупреждения правонарушений и споров, имущественной ответственности нотариуса за каждое нотариальное действие, строго фиксированной квоты членов профессиональной корпорации, запрете на конкуренцию.

В настоящее время на территории РФ только около менее 0,5% нотариусов работают в государственных нотариальных конторах. В большинстве регионов государственные нотариальные конторы закрыты в связи с переходом нотариусов на частную практику.

Правовое регулирование нотариальной деятельности в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ, Основах законодательства о нотариате, ГК, ГПК РФ.

  • При совершении нотариальных действий нотариусы также применяют нормы Налогового, Семейного, Жилищного и Земельного кодексов РФ и следующих федеральных законов: «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об оружии», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об актах гражданского состояния», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и др.
  • В соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами законодательства о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
  • Нотариальные действия в Российской Федерации совершают:
  • — нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;
  • — нотариусы, занимающиеся частной практикой;

Статья 1. Нотариат в Российской Федерации

— главы местной администрации поселения и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения или главы местной администрации муниципального района и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления муниципального района в случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса;

— должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации на территории других государств (ст. 1 Основ законодательства о нотариате).

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариат является составной частью правовой системы любого государства. В системе правоохранительных органов нотариат наиболее тесно связан с судом.

Судебный контроль за деятельностью нотариусов заключается в рассмотрении жалоб на действия их нотариусов и вынесения судами решений по искам об оспаривании нотариальных актов, вынесение решений о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью.

Основная задача нотариуса состоит в том, чтобы после совершения любого нотариального действия не возникало споров между сторонами, каждое нотариальное действие направлено на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем.

  1. Публично-правовые функции нотариуса, его место в гражданско-правовом обороте наиболее полно сформулированы в выступлении Луиджи Чимпи и Андре Армичо на Международном конгрессе нотариусов в Амстердаме в 1989 г. Основные функции нотариуса по латинскому праву, по их мнению, включают:
  2. — установление личности лиц, присутствующих при заключении договора;
  3. — установление легальной власти договаривающихся сторон на ведение переговоров;
  4. — исследование воли договаривающихся сторон;
  5. — толкование воли договаривающихся сторон;
  6. — проверка свободы и отсутствия постороннего влияния на волю договаривающихся сторон;
  7. — проверка возможности распоряжаться предметом контракта;
  8. — рассмотрение соответствия воли сторон с неукоснительными принципами действующего порядка;
  9. — переложение договариваемой воли в письменную форму, просто и ясно выражающую неоспоримое юридическое значение;
  10. — редактирование воли сторон в соответствии с экономической, юридической и социальной системой, для того, чтобы ее выполнение оказалось возможным в рамках установленного юридического порядка; данное соответствие обеспечивается также гласностью легальных актов, с полным соблюдением установленного порядка;
  11. — присвоение акту общественного доверия, в интересах общества, а также в интересах частных лиц, с целью удовлетворения требования уверенности в законности, со стороны граждан;
  12. — деятельность в качестве советника сторон;
  13. — сохранение профессиональной независимости[4].
Читайте также:  Глава iii. хранение, использование и уничтожение дактилоскопической информации

Нотариат в Российской Федерации является нотариатом латинского типа, т.е. это — публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, один из видов несудебной защиты прав граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия обеспечивают охрану и защиту прав и интересов граждан и юридических лиц, закрепление этих прав и интересов и предупреждение их нарушения в будущем.

Все нотариальные действия совершаются в соответствии с установленными законом нормами.

В системе латинского нотариата нотариус выступает как независимый представитель своего государства, наделенный в установленном законом порядке полномочиями совершать нотариальные действия, несущий личную имущественную ответственность за каждое совершенное им нотариальное действие.

В странах англосаксонской правовой модели нотариус и нотариальные документы не играют той роли, какая отведена им в странах латинского нотариата.

Основную группу профессиональных юристов в государствах, придерживающихся такой модели, составляют адвокаты, которые являются представителями конкретных лиц и не исполняют публичных функций.

При англосаксонской системе права основное внимание уделяется свидетельским показаниям как средству доказывания, в том числе и письменным доказательствам, судебному прецеденту, нотариусы же выполняют сугубо удостоверительные функции.

Нотариат

Вопрос о законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой необходимо руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия.

Круг нормативных правовых актов, регулирующих нотариальную деятельность, определен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ 1993 г., принятой после Основ.

К их числу относятся Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации, другие нормативные правовые акты.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство возрастает значение международных договоров по правовым вопросам.

Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.

), ряд других международных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения.

Непосредственно деятельность нотариата регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с изм. от 18 октября 2007 г.) и другими нормативными правовыми актами.

Основы являются важнейшим политико-правовым актом, призванным определять организационную структуру, сферы деятельности нотариата, права и обязанности нотариусов, порядок учреждения и ликвидации должности нотариусов, а также главные направления развития нотариата. Они содержат все ценное и положительное из прежнего законодательства о нотариате, вместе с тем в них есть значительное количество новых норм и институтов.

Наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариальные действия теперь совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой, и их количество неуклонно растет.

Утверждение двух категорий нотариусов — государственных и занимающихся частной практикой, имеющих равные права и обязанности, было объективной закономерностью. Возрождение института частных нотариусов — довольно сложный процесс.

На первоначальном этапе развития частнопрактикующим мог быть только государственный нотариус. Также предполагалось, что не все нотариусы сразу перейдут на частную практику. Кроме того, ведение наследственных дел требовало сохранения государственных нотариусов.

В силу этих причин сохранение в Основах законодательства РФ о нотариате двух категорий нотариусов было необходимо.

Согласно ст.

1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечить в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. При этом они обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности, а оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.

В случае отсутствия в поселении нотариуса нотариальные действия совершают глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Статья I Основ устанавливает, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Данная деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата.

В разделе I Основ законодательства о нотариате определяется правовой статус, права, обязанности и ответственность нотариусов, гарантии и финансовое обеспечение их деятельности, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, правовой статус нотариальных палат, формы контроля за деятельностью нотариусов и др.

В разделе II Основ указываются виды нотариальных действий, совершаемых нотариусами (как нотариусами, занимающимися частной практикой, так и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах), главами местной администрации поселения и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселения и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации; определяются основные правила совершения нотариальных действий, а также регулируется совершение каждого нотариального действия. Всего Основами представлено 20 нотариальных действий, однако перечень не является исчерпывающим. Кроме того, в разделе II Основ определяется применение нотариусом норм иностранного права и норм международных договоров.

Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие законы, в том числе и кодифицированные. Так, Налоговым кодексом РФ1 регулируются вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Главой 25.

3 «Государственная пошлина» НК РФ установлены: порядок взимания государственной пошлины, размеры и особенности уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины и т.д.

Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ и др.

Гражданский кодекс РФ как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Множество процедурных норм нотариального производства содержится в разделе V «Наследственное право».

Вопросы обжалования отказа в совершении нотариального действия и его неправильного совершения регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ, главой 37 которого определяется порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах.

Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то по вопросам деятельности нотариата правовое регулирование может осуществляться субъектами РФ.

Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ.

В ряде статей Основ законодательства РФ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов РФ, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Однако пока на уровне субъектов Российской Федерации законов о нотариате принято не так уж много.

Читайте также:  Декларация при закрытии ИП - советы юриста

В частности, законы о нотариате приняты в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области.

Отдельные вопросы, касающиеся нотариата, регулируются подзаконными нормативными актами, например: Указом Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» и др.

Важное значение в деятельности нотариусов и других должностных лиц, совершающих нотариальные действия, имеют нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ, которые в некоторых случаях принимаются совместно с Федеральной нотариальной палатой РФ. Так, например, приказом Минюста России от 15 марта 2000 г.

№91 утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации; приказом Минюста России от 21 июня 2000 г. № 179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г.

утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Раздел I Организационные основы деятельности нотариата

Основы
законодательства РФ о нотариате

Глава 1. Общие положения

Статья
1. Нотариат в Российской Федерации

Нотариат
в Российской Федерации призван
обеспечивать в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Конституциями
республик в составе Российской Федерации,
настоящими Основами защиту прав и
законных интересов граждан и юридических
лиц путем совершения нотариусами
предусмотренных законодательными
актами нотариальных действий от имени
Российской Федерации. Нотариальные
действия в Российской Федерации совершают
в соответствии с настоящими Основами
нотариусы, работающие в государственной
нотариальной конторе или занимающиеся
частной практикой. Реестр государственных
нотариальных контор и контор нотариусов,
занимающихся частной практикой, ведет
Министерство юстиции Российской
Федерации.

В
случае отсутствия в населенном пункте
нотариуса нотариальные действия
совершают должностные лица органов
исполнительной власти, уполномоченные
на совершение этих действий.

Нотариальные
действия от имени Российской Федерации
на территории других государств совершают
должностные лица консульских учреждений
Российской Федерации, уполномоченные
на совершение этих действий. Нотариальная
деятельность не является предпринимательством
и не преследует цели извлечения прибыли.

Статья
2. Нотариус в Российской Федерации

На
должность нотариуса в Российской
Федерации назначается в порядке,
установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий
высшее юридическое образование, прошедший
стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе
или у нотариуса, занимающегося частной
практикой, сдавший квалификационный
экзамен, имеющий лицензию на право
нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен
совместным решением органа юстиции и
нотариальной палаты. Продолжительность
стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При
совершении нотариальных действий
нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо
от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные
нотариусами документы имеют одинаковую
юридическую силу.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной
палаты.

Статья
3. Лицензия на право нотариальной
деятельности

Нотариальной
деятельностью в соответствии с настоящими
Основами вправе заниматься гражданин
Российской Федерации, получивший
лицензию на право этой деятельности.
Данное требование не распространяется на должностных лиц, указанных в частях
четвертой и пятой статьи 1 настоящих
Основ.

Лицензия
на право нотариальной деятельности
(далее — лицензия) выдается уполномоченными
на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи
квалификационного экзамена на основании
решения квалификационной комиссии.

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской
Федерации. Отказ в выдаче лицензии
может быть обжалован в суд в течение
месяца со дня получения решения органа
юстиции.

Гражданин,
получивший лицензию, но не приступивший
к работе в должности нотариуса в течение
трех лет, допускается к должности
нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник
нотариуса повторного экзамена не сдает.

Статья
4. Квалификационная и апелляционная
комиссии

Квалификационная
комиссия принимает экзамен у лиц,
прошедших стажировку и желающих
заниматься нотариальной деятельностью.

Квалификационная комиссия образуется
при органах юстиции республик в составе
Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителей нотариальной
палаты.

Представители Министерства
юстиции Российской Федерации могут
принимать участие в работе любой
квалификационной комиссии. Решение
квалификационной комиссии может быть
обжаловано в месячный срок со дня
вручения его копии заинтересованному
лицу в апелляционную комиссию.

Апелляционная
комиссия образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.

Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение
апелляционной комиссии может быть
обжаловано в суд в месячный срок со дня
его вынесения.

  • Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной
    палатой.
  • Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной
    комиссией.
  • Законодательством республик в составе Российской Федерации могут
  • устанавливаться
    иные сроки повторной сдачи квалификационного
    экзамена.
  • Статья
    5. Гарантии нотариальной деятельности
  • Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется
    Конституцией Российской Федерации,
    Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими
    Основами, законодательными актами
  • Российской
    Федерации и республик в составе
    Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми
    в пределах их компетенции, а также
    международными договорами.
  • Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной
    конторе, запрещается разглашать сведения,
    оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением
    нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев,
    предусмотренных настоящими Основами.
  • Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только
    лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного
суда в связи с находящимися в его
разрешении спорами. Справки о стоимости
имущества, переходящего в собственность
граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных статьей 16 настоящих Основ. Справки о
завещании выдаются только после смерти
завещателя.

  1. Статья
    6. Ограничения в деятельности нотариуса
  2. Нотариус
    не вправе: заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной
    деятельностью, кроме нотариальной,
    научной и преподавательской; оказывать
    посреднические услуги при заключении
    договоров.
  3. Статья
    7. Государственные нотариальные конторы
  4. В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции
    республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев,
    областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  5. Статья
    8. Нотариус, занимающийся частной
    практикой
  6. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в
    любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные
    и личные неимущественные права и
    обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим
    доходом, выступать в суде, арбитражном
    суде от своего имени и совершать другие
    действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в
    составе Российской Федерации.
  7. Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения,
    медицинского и социального страхования
    в порядке, установленном законодательством
    Российской Федерации.
  8. Статья
    9. Нотариальное делопроизводство
  9. Нотариальное
    делопроизводство осуществляется
    нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с
    Федеральной нотариальной палатой.
  10. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной
    области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
    а в отношении нотариусов, занимающихся
    частной практикой, — органы юстиции
    совместно с нотариальными палатами.
  11. Статья
    10. Язык нотариального делопроизводства

Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов.

Если
обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное
делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему
нотариусом или переводчиком.

Статья
11. Личная печать, штампы и бланки нотариуса

Нотариус имеет личную печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной
нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные
бланки или бланки государственной
нотариальной конторы.

Ссылка на основную публикацию