- Статья 20. Органы защиты государственной тайны
- К органам защиты государственной тайны относятся:
- межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;
- органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии сПоложением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.
Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.
В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.
- Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.
- Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
- Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
- Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
- Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
- согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
- определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;
- ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
- принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
- В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.
- Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
- процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
- преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
- Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
- Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
- Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.
- Статья 21(1). Особый порядок допуска к государственной тайне
- Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренныхстатьей 21 настоящего Закона.
- Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.
- Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.
- Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
- Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
- выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
- уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
- Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
- Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
- расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
- однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
- возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
- Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
- Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
- Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
- Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
- Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
- Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
- Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.
- Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне
- Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
- Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.
- Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.
- Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
- Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
- Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:
- выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
- наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
- наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
- Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации
- Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Организация сертификации средств защиты информации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Сертификация осуществляется в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защитегосударственной тайны.
Раздел VI. Защита государственной тайны
Статья 20. Органы защиты государственной тайны |
Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной |
тайне |
Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне |
Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в |
допуске к государственной тайне |
Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или |
гражданина к государственной тайне |
Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, |
допущенных или ранее допускавшихся к государственной |
тайне |
Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к |
сведениям, составляющим государственную тайну |
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства |
Российской Федерации о государственной тайне |
Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к |
проведению работ, связанных с использованием сведений, |
составляющих государственную тайну |
Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации |
Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной
ТАЙНЫ
Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной |
тайны |
Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты
- ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
-
Статья 30. Контроль за обеспечением
защиты государственной тайны -
Статья 31. Межведомственный и ведомственный
контроль - Статья 32. Прокурорский надзор
- __________________________________________________________________
Раздел I. Общие положения
—————————————————————— |
Постановлением Конституционного Суда
РФ от 27.03.1996 N 8-П статья 1
признана соответствующей Конституции
Российской
Федерации. |
—————————————————————— |
Статья 1. Сфера действия настоящего
Закона
Положения настоящего Закона обязательны
для исполнения на территории Российской
Федерации и за ее пределами органами
законодательной, исполнительной и
судебной властей (далее — органы
государственной власти), местного
самоуправления, предприятиями,
учреждениями и организациями независимо
от их организационно-правовой формы и
формы собственности, должностными
лицами и гражданами Российской Федерации,
взявшими на себя обязательства либо
обязанными по своему статусу исполнять
требования законодательства Российской
Федерации о государственной
тайне. (в ред. Федерального закона от
06.10.1997 N 131-ФЗ)
-
Статья 2. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе -
В настоящем Законе используются следующие
основные понятия: -
государственная тайна — защищаемые
государством сведения в области его
военной, внешнеполитической, экономической,
разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести
ущерб безопасности Российской Федерации; -
носители сведений, составляющих
государственную тайну, материальные
объекты, в том числе физические поля, в
которых сведения, составляющие
государственную тайну, находят свое
отображение в виде символов, образов,
сигналов, технических решений и процессов; -
система защиты государственной тайны
— совокупность органов защиты
государственной тайны, используемых
ими средств и методов защиты сведений,
составляющих государственную тайну, и
их носителей, а также мероприятий,
проводимых в этих целях; -
допуск к государственной тайне — процедура
оформления права граждан на доступ к
сведениям, составляющим государственную
тайну, а предприятий, учреждений и
организаций — на проведение работ с
использованием таких сведений; -
доступ к сведениям, составляющим
государственную тайну, санкционированное
полномочным должностным лицом ознакомление
конкретного лица со сведениями,
составляющими государственную тайну; -
гриф секретности — реквизиты,
свидетельствующие о степени секретности
сведений, содержащихся в их носителе,
проставляемые на самом носителе и (или)
в сопроводительной документации на
него; -
средства защиты информации — технические,
криптографические, программные и другие
средства, предназначенные для защиты
сведений, составляющих государственную
тайну, средства, в которых они реализованы,
а также средства контроля эффективности
защиты информации. -
Перечень сведений, составляющих
государственную тайну, совокупность
категорий сведений, в соответствии с
которыми сведения относятся к
государственной тайне и засекречиваются
на основаниях и в порядке, установленных
федеральным
законодательством. (абзац введен
Федеральным законом от 06.10.1997 N
131-ФЗ)
-
Статья 3. Законодательство Российской
Федерации о государственной тайне -
Законодательство Российской Федерации
о государственной тайне основывается
на Конституции Российской Федерации,
Законе Российской Федерации «О
безопасности» и включает настоящий
Закон, а также положения других актов
законодательства, регулирующих отношения,
связанные с защитой государственной
тайны. -
Статья 4. Полномочия органов государственной
власти и должностных лиц в области
отнесения сведений к государственной
тайне и их защиты
1. Палаты Федерального Собрания: |
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N
131-ФЗ)
осуществляют законодательное регулирование отношений в области |
государственной тайны; |
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N
131-ФЗ)
рассматривают статьи федерального
бюджета в части средств, направляемых
на реализацию государственных программ
в области
защиты государственной тайны; (в ред.
Федерального закона от 06.10.1997 N
131-ФЗ)
абзац исключен. — Федеральный закон от
06.10.1997 N 131-ФЗ;
определяют полномочия должностных лиц
в аппаратах палат Федерального Собрания
по обеспечению защиты государственной
тайны
в палатах Федерального Собрания; (в ред.
Федерального закона от 06.10.1997 N
131-ФЗ)
абзац исключен. — Федеральный закон от
06.10.1997 N 131-ФЗ.
- 2. Президент Российской Федерации:
-
утверждает государственные программы
в области защиты государственной тайны; -
утверждает по представлению Правительства
Российской Федерации состав, структуру
межведомственной комиссии по защите
государственной тайны и положение о
ней; -
утверждает по представлению Правительства
Российской Федерации Перечень должностных
лиц органов государственной власти,
наделяемых полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне, а
также Перечень сведений, отнесенных к
государственной тайне; -
заключает международные договоры
Российской Федерации о совместном
использовании и защите сведений,
составляющих государственную тайну; -
определяет полномочия должностных лиц
по обеспечению защиты государственной
тайны в Администрации Президента
Российской
Федерации; (в ред. Федерального закона
от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
в пределах своих полномочий решает иные
вопросы, возникающие в связи с отнесением
сведений к государственной тайне, их
засекречиванием или рассекречиванием
и их защитой. (в ред. Федерального закона
от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
- 3. Правительство Российской Федерации:
-
организует исполнение Закона Российской
Федерации «О государственной тайне»; -
представляет на утверждение Президенту
Российской Федерации состав, структуру
межведомственной комиссии по защите
государственной тайны и положение о
ней; -
представляет на утверждение Президенту
Российской Федерации Перечень должностных
лиц органов государственной власти,
наделяемых полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне; -
устанавливает порядок разработки
Перечня сведений, отнесенных к
государственной тайне; -
организует разработку и выполнение
государственных программ в области
защиты государственной тайны; -
определяет полномочия должностных лиц
по обеспечению защиты государственной
тайны в аппарате Правительства Российской
Федерации; -
устанавливает порядок предоставления
социальных гарантий гражданам, допущенным
к государственной тайне на постоянной
основе, и сотрудникам структурных
подразделений по защите
государственной тайны; (в ред. Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
-
устанавливает порядок определения
размеров ущерба, наступившего в результате
несанкционированного распространения
сведений, составляющих государственную
тайну, а также ущерба, наносимого
собственнику информации в результате
ее засекречивания; -
заключает межправительственные
соглашения, принимает меры по выполнению
международных договоров Российской
Федерации о совместном использовании
и защите сведений, составляющих
государственную тайну, принимает решения
о возможности передачи их носителей
другим государствам; -
в пределах своих полномочий решает иные
вопросы, возникающие в связи с отнесением
сведений к государственной тайне, их
засекречиванием или рассекречиванием
и их защитой. (абзац введен Федеральным
законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
-
4. Органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления во
взаимодействии с органами защиты
государственной тайны, расположенными
в пределах соответствующих территорий: -
обеспечивают защиту переданных им
другими органами государственной
власти, предприятиями, учреждениями и
организациями сведений, составляющих
государственную тайну, а также сведений,
засекречиваемых ими; -
обеспечивают защиту государственной
тайны на подведомственных им предприятиях,
в учреждениях и организациях в соответствии
с требованиями актов законодательства
Российской Федерации; -
устанавливают размеры предоставляемых
социальных гарантий гражданам, допущенным
к государственной тайне на постоянной
основе, и сотрудникам структурных
подразделений по защите государственной
тайны на подведомственных им предприятиях,
в учреждениях и организациях; -
обеспечивают в пределах своей компетенции
проведение проверочных мероприятий в
отношении граждан, допускаемых к
государственной тайне; -
реализуют предусмотренные законодательством
меры по ограничению прав граждан и
предоставлению социальных гарантий
лицам, имеющим либо имевшим доступ к
сведениям, составляющим государственную
тайну;
вносят в полномочные органы государственной власти предложения |
по совершенствованию системы защиты государственной тайны. |
(п. 4 в ред. Федерального закона от
22.08.2004 N 122-ФЗ)
- 5. Органы судебной власти:
-
рассматривают уголовные и гражданские
дела о нарушениях законодательства
Российской Федерации о государственной
тайне; -
обеспечивают судебную защиту граждан,
органов государственной власти,
предприятий, учреждений и организаций
в связи с их деятельностью по защите
государственной тайны; -
обеспечивают в ходе рассмотрения
указанных дел защиту государственной
тайны; -
определяют полномочия должностных лиц
по обеспечению защиты государственной
тайны в органах судебной власти.
Средства защиты информации государственной тайны
Определение 1
Государственная тайна – это защищаемые государство сведения из сферы его внешнеполитической, военной, разведывательной, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности, распространение которых наносит вред безопасности Российской Федерации.
- В соответствии с Уголовным кодексом РФ, государственная тайна – это предметы, познания и факты, которые доступны только ограниченному кругу лиц и содержатся в тайне от правительства иных государств с целью предотвращения опасности наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности Российской Федерации.
- В данном определении указаны категории сведений, что защищаются государством, и сказано, что распространение данной информации наносит ущерб интересам безопасности государства.
- Определение средств защиты информации государственной тайны и ее сущности, а также их нормативно-правовое регулирование осуществляется Законом РФ «О государственной тайне», Уголовным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Меры и средства защиты информации государственной тайны
В действующем законодательстве закреплены меры защиты информации государственной тайны, главными из которых являются:
- формирование специальных органов, которые обеспечивают защиту информации государственной тайны, а также возложение обязанностей по ее защите на другие государственные органы, должностные лица и организации;
- формирование специального порядка по допуску граждан и должностных лиц к той информации, которая находится в режиме государственной тайны;
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
- обеспечения надлежащего финансирования мероприятий, которые направлены на защиту информации государственной тайны;
- осуществление надзора и контроля за надлежащим обеспечением защиты государственной тайны.
К органами по защите государственной тайны можно отнести:
- межведомственную комиссию;
- Федеральную службу информационной безопасности РФ;
- Министерство обороны России;
- Служба внешней государственной разведки;
- Федеральная служба по экспортному и техническому контролю Российской Федерации, а также их территориальные органы;
- предприятия, государственные органы власти, организации, учреждения, а также их структурные подразделения по защите информации государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите сведений, что представляют государственную тайну, – это коллегиальный орган, который координирует деятельность государственных органов власти по защите государственной тайны в интересах реализации федеральных программ методических и нормативных документов, что обеспечивают реализацию действующего законодательства РФ в сфере защиты государственной тайны.
Замечание 1
Защита государственной тайны – это основной вид деятельности органов государственной власти, предприятий, организаций или учреждений в данной сфере.
- Для защиты информации государственной тайны обычно применяются комбинированные способы защиты, которые включают технические средства, программные средства, организационные мероприятия и криптографию.
- К организационным мероприятиям можно отнести пропускной режим, хранение устройств и носителей в сейфе, ограничение доступа посторонних лиц в компьютерные помещения и другие методы защиты информации государственной тайны.
- Технические средства по защите информации государственной тайны включают в себя множество аппаратных способов защиты:
- экраны на аппаратуру;
- фильтры;
- ключи для блокировки клавиатуры;
- установка устройств аутентификации – для чтения форм руки, отпечатков пальцев, радужной оболочки глаз;
- электронные ключи на микросхемах.
К программным средствам защиты информации государственной относятся такие средства, которые создаются в результате разработки специального программного обеспечения, что не позволяет посторонним лицам получать информацию из системы. К программным средствам относятся:
- блокировка клавиатуры и экрана;
- парольный доступ-задание;
- применение средств парольной защиты BIOS на персональный компьютер.
Криптографическими средствами защиты информации государственной тайны является применение шифрования при вводе в компьютерную систему.
Противостоять угрозам информационной безопасности можно на основе формирования и внедрения эффективных систем защиты информации государственной тайны. Особое место занимают правовые меры.
В статье 8 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» говорится о трех степенях секретности сведений, которые находятся в режиме государственной тайны, а также соответствующих грифах секретности – секретно, совершенно секретно, особой важности. Присвоение грифа секретности регламентировано Правилами отнесения сведений, которые составляют государственную тайну, утвержденные Постановлением № 870 Правительства РФ.
Допуск граждан РФ и должностных лиц к государственной тайне реализуется в добровольном порядке. Данный допуск предусматривает:
- принятие обязательств на себя перед государством по нераспространению тех сведений, что составляют государственную тайну и что доверены им;
- согласие на временные, частичные ограничения их прав в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной тайне»;
- письменное согласие граждан и должностных лиц на проведение проверочных мероприятий уполномоченными органами;
- определение размеров, видов и порядка предоставления социальных гарантий, которые предусмотрены ФЗ «О государственной тайне»;
- ознакомление с законодательными нормами РФ, которые предусматривают ответственность за его нарушения в сфере государственной тайны;
- принятие решения руководителем предприятия, органа государственной власти, организации или учреждения о допуске оформляемого гражданина к тем сведениям, которые составляют государственную тайну.
Анализируя всю вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что усложнение информационного общения между людьми, автоматизация управления транспортом, энергетикой и промышленными объектами порождают новые возможности целенаправленного негативного влияния, что могут реализовывать, как отдельные группировки, так и недружественные государства.
Такие действия именуются информационным терроризмом. Даже один профессиональный хакер может нанести ущерб государственной тайне, который сопоставляется с боевой операцией, что проведена войсковым соединением.
При этом территориальные расположения стран, которые создают препятствия для проведения таких операций, при информационных атаках не является преимуществом.
Для того чтобы разработать информационное оружие не нужно строить заводы, его создание, как частными лицами, так и государствами, пока невозможно поставить под эффективный контроль.
Потому необходимо создать такую организационно-правовую систему, что смогла бы координировать развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации с целью предотвращения либо максимальной минимизации последствий отдельных эпизодов применения информационного оружия и информационной войны для получения сведений, что составляют государственную тайну.
Обеспечение защиты государственной тайны в организации
- Объем курса — 201 час (20 дней)Стоимость — 84 400 рублей
- Место проведения — Хабаровск, ул. Яшина, 40
Даты проведения:
Даты проведения курсов в 2021 году уточняются.
Для кого проводится курс:
- Руководители и специалисты РСО;
- Руководители организации и их заместители, на которых возложены обязанности по ведению секретного делопроизводства.
- Ответственные за ведение допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне.
Курс секретный
Необходимые документы:
- справка о соответствующей форме допуска к сведениям, составляющим гос.тайну;
- предписание на выполнение задания о командировании в НОУ ДПО «УЦБИ «МАСКОМ»;
- копия документа об образовании слушателя, имеющего среднее профессиональное и/или высшее образование либо получающего среднее профессиональное и/или высшее образование.
При отсутствии указанных документов сотрудник не допускается к занятиям.
Программа курса «Обеспечение защиты государственной тайны в организации »
Раздел 1. Организационно-правовое обеспечение защиты государственной тайны.
- Концептуальные основы системы защиты государственной тайны в Российской Федерации. Требования законодательных и иных нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и безопасности информации. Органы защиты государственной тайны, их функции и задачи.
- Порядок отнесения сведений к государственной тайне, их засекречивания и рассекречивания. Порядок изменения степени секретности сведений и их носителей. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Установление, изменение и снятие грифов секретности. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну.
- Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
- Ответственность за нарушение законодательства в области защиты государственной тайны. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.
Раздел 2. Обеспечение защиты государственной тайны в организации.
- Обеспечение режима секретности. Подразделения по защите государственной тайны, их задачи и функции.
- Организация работы режимно-секретного подразделения. Планирование работ и мероприятий по защите государственной тайны.
- Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
- Разрешительная система доступа работников и командированных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, в организации.
- Организация секретного делопроизводства. Задачи и функции секретного делопроизводства.
- Порядок документирования информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Требования режима секретности при создании, оформлении и использовании документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и работе с ними.
- Виды и способы учета документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
- Обеспечение режима секретности при работе с секретными техническими документами и особенности их учета.
- Классификация и систематизация секретных документов. Номенклатура особой важности, совершенно секретных и секретных дел и журналов. Оформление и формирование дел.
- Порядок размножения секретных документов.
- Порядок уничтожения носителей сведений, составляющих государственную тайну.
- Экспертиза ценности секретных документов. Подготовка документов для передачи на архивное хранение.
- Проверки наличия секретных документов.
- Особенности работы с мобилизационными документами. Организация защиты государственной тайны в период мобилизации и в военное время.
- Обеспечение режима секретности при обращении с секретными изделиями.
- Проведение совещаний по секретным вопросам.
- Обеспечение режима секретности при осуществлении международного сотрудничества.
- Учет и определение фактической осведомленности работника в сведениях, составляющих государственную тайну.
- Порядок выезда за границу лиц, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну.
- Экспертиза материалов, предназначенных для открытого опубликования.
- Порядок проведения служебных расследований по фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну, и утраты носителей, содержащих такие сведения, а также иных нарушений режима секретности.
- Организация и содержание аналитической работы РСП по выявлению и закрытию каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну.
- Организация и проведение контрольно-методической работы по обеспечению защиты государственной тайны в организации.
- Организация и содержание воспитательно-профилактической работы, направленной на предотвращение нарушения режима секретности.
- Порядок оказания услуг по защите государственной тайны сторонним организациям.
Раздел 3. Обеспечение проведения работ по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации в организации.
- Организация работ по противодействию иностранным техническим разведкам.
- Организация работ по технической защите информации на предприятии. Требования по технической защите информации на объектах информатизации. Аттестация объектов информатизации.
- Методы и средства защиты информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах.
- Обеспечение режима секретности при обработке информации с использованием средств вычислительной техники. Учет и обращение с машинными носителями информации.
Раздел 4. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в организации.
Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в организации. Организация охраны режимных объектов. Использование инженерно-технических средств охраны.
НОУ ДПО «Учебный Центр Безопасности Информации «МАСКОМ» включен Межведомственной комиссией по защите государственной тайны в список образовательных учреждений, документ об окончании которых дает право руководителям организаций, ответственным за защиту сведений, составляющих государственную тайну, считаться прошедшими государственную (итоговую) аттестацию. (п.6 Решения МВК по ЗГТ № 255 от 28.02.13).
По всем вопросам обращайтесь: