Для эффективного развития подавляющее большинство развитых стран приветствуют привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, в свою экономику. Российская Федерация в этом отношении — не исключение.
Законодательное регулирование иностранного капитала в РФ
Россия, как и другие государства, проводит политику регулирования притока капитала иностранного происхождения в основном в сферы стратегических отраслей экономики (военную промышленность, например), в остальном предоставляя иностранным предпринимателям (инвесторам) широкие возможности для производимых ими вложений, подкрепленные рядом законодательно установленных гарантий их сохранности.
Основополагающим законом, регулирующим права иностранных предпринимателей на вложения и получение прибыли от них, а также условия ведения бизнеса в РФ, является ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Согласно гражданскому законодательству нашей страны (ГК РФ, ст.
2), его нормы прямо распространяются и на правоотношения, связанные с коммерческой деятельностью юридических лиц и граждан иностранных государств, с учетом ограничений, установленных ФЗ о иностранных инвестициях.
Этот закон регулирует практически все отношения, связанные с предоставлением и сохранением прав иностранного капитала при осуществлении инвестиций (то есть при внесении капитала в какой-либо бизнес-объект, расположенный на территории России). Это внесение может быть сделано в виде денег, ценных бумаг (см. Рынок ценных бумаг – все намного глобальнее), прав на интеллектуальную деятельность (выраженных в денежном эквиваленте), а также услуг и информации.
Важно: в отношении вложения капитала в кредитные, страховые организации, а также в некоммерческую деятельность, нормы указанного закона не действуют.
Зарубежные инвестиции: виды и особенности
Как осуществляются иностранные инвестиции в РФ
Согласно ФЗ-160 об иностранных инвестициях они могут осуществляться через:
- Создание совместных предприятий;
- Приобретения иностранным капиталом предприятий, недвижимости (за рядом исключений), акций, долей и облигаций;
- Создания предприятий, принадлежащих иностранцам в полном объеме;
- Предоставление других имущественных прав, займов, кредитов.
Наша страна применяет принцип национального режима для инвесторов из-за рубежа (то есть регулирует их деятельность так же, как и отечественных предпринимателей), но с учетом особенностей, установленных в целях безопасности государства.
Рост иностранных вложений в РФ в течение многих лет — положительный
Виды разрешенных инвестиций в экономику РФ
Иностранные инвестиции: ФЗ-160 определяет их как принадлежащие иностранному юридическому или физическому лицу (гражданину) капиталы, имеющие целью получение прибыли от вложения в экономику другого государства (в данном случае — РФ).
ФЗ об иностранных инвестициях в РФ подразделяет инвестиции на:
- Прямые;
- Портфельные (по-другому их называют кейсами).
На нашем ресурсе Вы можете подробней узнать о прямых и портфельных инвестициях.
Прямые инвестиции, в свою очередь, это один из вариантов деятельности иностранного предпринимательства:
- Покупка не менее 1/10 доли (части или вклада) в хозяйственное общество на территории нашего государства, существующего или вновь создаваемого;
- Деятельность по предоставлению финансовой аренды (лизинга);
- Вложения в создаваемые филиалы иностранных компаний.
Согласно ФЗ иностранные инвестиции портфельного типа, это:
- Приобретение акций предприятий в объеме, не дающем права контролировать их деятельность;
- Покупка облигаций и ценных бумаг государства;
- Участие в деятельности валютно-финансовых организаций с международным капиталом.
Отдельным видом вложения капитала иностранного происхождения считаются реальные инвестиции, представляющие вложения в строительство недвижимости, землю, оборудование, а также оборотный капитал.
Значение притока инвестиций в экономику РФ
На фото: пример развития успешной иностранной компании в РФ —IKEA
Важное значение для стимулирования притока иностранного капитала имеет решение двойственной проблемы: первая из которых состоит в том, чтобы определить те сферы экономики, куда приток его должен быть существенно снижен, и вторая — в каких формах приток необходимо поощрять.
Прямые инвестиции из-за рубежа способствуют росту производительности и состоянию техвооруженности отечественных предприятий, поскольку инвестируя капитал, зарубежный бизнес чаще всего приносит с собой обновленные технологии, эффективные методы организации производства и выход с продукцией на мировой рынок. Даже в случае, если товар будет реализовываться на внутреннем рынке, это также способствует росту экономики страны.
При портфельных вложениях инвестор заинтересован, прежде всего, не в руководстве предприятием или компанией, а в получении дивидендов в будущем. Оба вида вложений в итоге благоприятны для российской экономики при условии, что осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Гарантии для инвесторов в российскую экономику
Осуществляя вложения в экономику иностранного государства, инвестор должен иметь уверенность в том, что его права как субъекта экономических правоотношений будут должным образом защищены. Этому способствуют гарантии, предоставляемые законодательством страны-реципиента (принимающей капитал страны).
По ФЗ-160: закон об иностранных инвестициях, в РФ предусмотрены следующие гарантии иностранным предпринимателям:
- Правовая защита прав и интересов (например, компенсирование убытков, полученных в результате незаконных действий госорганов);
- Возможность использования разнообразных форм и видов вложений;
- Гарантии сохранения прав и обязанностей при переходе собственности или капитала от иностранного инвестора к какому-либо еще лицу (в соответствии с ГК РФ);
- Гарантирование выплат компенсаций, в случае реквизиций (или национализации) предприятий, а также на случай изменения законов;
- На разрешение споров, возникающих при ведении предпринимательства в РФ;
- Гарантии вывода за рубеж законно полученных средств и имущества;
- Права инвестора на приобретенные ценные бумаги и на участие в приватизации;
- Возможность приобретения земельных участков, другой недвижимости.
Кроме гарантий зарубежным инвесторам предоставляются законные льготы на уплату таможенных платежей, при осуществлении ими приоритетных инвест-проектов (чья цена от 1 млрд. рублей в совокупности). Также льготы по налогообложению вправе устанавливать местные органы власти при реализации совместных проектов.
Необходимо сказать, что, согласно законодательству об иностранных инвестициях в Российской Федерации: ФЗ-160, ФЗ-57, и нормам ГК РФ, приток капитала из-за рубежа ограничивается в отраслях, связанных с национальными богатствами РФ (леса, промысел рыбы и т. д.), инфраструктуре (энергосети, дороги), телекоммуникациях, а согласно 57–ФЗ О порядке осуществления иностранных инвестиций, установлено 45 видов деятельности, носящих cтратегический характер, куда ограничен доступ иностранному капиталу.
Практика аналогичных ограничений распространена повсеместно в международной инвестиционной деятельности и продиктована, прежде всего, соображениями государственного суверенитета и безопасности.
Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
иностранный инвестор – иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ, – См. предыдущую редакцию.);
приоритетный инвестиционный проект – инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд.
рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн.
рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
- срок окупаемости инвестиционного проекта – срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;
- реинвестирование – осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;
- совокупная налоговая нагрузка – расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 409-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
- контролируемое лицо – иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица – контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:
- (Абзац дополнительно включен с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года № 122-ФЗ.)
Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации
Дружинин, Д. В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации / Д. В. Дружинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63321/ (дата обращения: 05.07.2021).
В данной статье рассмотрены особенности правового регулирования иностранных инвестиций Российской Федерации. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, перспективы и тенденции формирования и развития инвестиционной политики страны.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, правовое регулирование.
Изучая вопрос правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации многими отечественными и зарубежными авторами ставился вопрос об определении понятия «иностранные инвестиции». Кстати, данный вопрос остается на сегодняшний вопрос дискуссионным по причине постоянно меняющихся экономических реалий на региональных и международном уровнях.
Данное обстоятельство присуще «иностранным инвестициям» по причине двоякости природы самого определения. Его изучением занимаются представители как экономических, так и юридических наук.
Но стоит отметить, что в самом общем понятии «иностранными инвестициями» принято считать долгосрочное вложение капитала или других средств, представляющих собой определенную ценность, в какие-либо организации, предприятия, инвестиционные проекты с целью извлечения прибыли.
Спектр экономических взаимоотношений, а также используемых в целях инвестиций средств и форм их осуществления, в наше время, настолько велик, что в современной экономической и юридической науке до сих пор нет унифицированного и однозначного определения категории «иностранная инвестиция».
Также, исходя из анализа теоретико-правового анализа, можно сделать вывод об отсутствии единого подхода в определении правовой природы понятия «правового режима» деятельности иностранных инвесторов.
Следуя логике в определениях правовых режимов, можно представить правовой режим иностранных инвестиций в самом общем виде, как совокупность условий инвестиционной деятельности, комплекс льгот и гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов [6].
- Стоит отметить, что многие авторы схожи во мнениях о использовании в юрисдикции многих стран определенных видов правовых режимов. К ним можно отнести:
- – режим наибольшего благоприятствования;
- – национальный режим;
- – специальный режим;
- – преференциальный режим;
- – специальный и дифференцированный режим;
- Говоря о классификации правовых режимов иностранных инвестиций, их принято подразделять на относительные и абсолютные.
- Абсолютный вид правового режима гарантирует полную защиту всех видов инвестиций иностранного инвестора, также сохранения его правовых гарантий и прав.
- Относительный правовой режим предоставляет различную градацию объема предоставления прав и гарантий инвестору относительно инвесторов своей страны или даже инвесторов третьих стран
160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Иностранные инвестиции подразумевают ценности имущественного и интеллектуального характера, которые вкладываются в предпринимательские виды деятельности с целью получения прибыли. В качестве вкладчиков выступают иностранные инвесторы.
Вклады могут быть направлены на развитие и модернизацию основных фондов в области народного хозяйства или в ценные бумаги, научно-технические объекты и др.
В Российской Федерации инвестиционную деятельность со стороны иностранных инвесторов регулирует Федеральный Закон № 160.
Описание федерального закона 160
Федеральный Закон № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» был принят 25 июня 1999 года работниками Государственной Думы. На очередном собрании Совет Федерации одобрил настоящий законодательный акт 2 июля того же года. Вступление в законную силу приходится на 9 июля 1999 года. Последние изменения закон претерпел 18 июля 2017 года.
Положения рассматриваемого закона не распространяются на:
- вклады, сделанные в банки и другие кредитные учреждения;
- вложения, сделанные в страховые учреждения;
- взносы, сделанные в некоммерческие учреждения определенного типа (образовательные, благотворительные, научные, религиозные — все подобные учреждения регламентируются иными законами о некоммерческих организациях).
В соответствии с 23 статьей настоящего закона, Правительство России создает правила ведения политики относительно иностранных инвестиций. Правительство РФ вправе:
- создавать законы, указывающие на запреты иностранных вкладов;
- осуществлять контроль за деятельностью заграничных инвесторов;
- разрабатывать список наиважнейших инвестиционных проектов;
- вырабатывать различные программы на федеральном уровне, которые поспособствуют привлечению заграничных инвесторов;
- налаживать отношения в области международного инвестиционного сотрудничества с субъектами России;
- проводить мероприятия надзорного характера за крупными инвестиционными проектами, и за заключением масштабных договоров о вкладах;
- контролировать процесс заключения международных договоров о взаимной защите вкладов.
В соответствии с правилами настоящего закона, иностранные инвестиции могут проявляться в форме:
- в осуществлении иностранных вкладов вместе с инвесторами Российской Федерации, преследуя цель приобрести предприятие;
- основания или покупки организаций, являющиеся собственностью иностранных инвесторов;
- основание или покупки филиалов юридических лиц заграничного государства;
- покупки имущества (движимого и недвижимого);
- покупки ценных бумаг (акции, облигации и другие);
- преимуществ пользования землей или природными ресурсами.
По закону, иностранные инвестиции направлены на достижение целей:
- экономическое развитие;
- конкурентоспособность;
- социальный эффект;
- максимальный доход;
- уменьшение рисков вложений;
- ликвидность;
- возможность реинвестировать полученные доходы;
- достигать прогнозируемого результата в установленный временной промежуток;
- финансовая устойчивость организации;
- платежеспособность;
- разработка методики, направленной на скорую реализацию программы инвестирования.
Каждый законодательный акт соответствует определенным принципам. И настоящий закон не исключение. В качестве трех главных принципов 160 Федерального Закона выступают:
- Первый принцип —инвестиционная деятельность зарубежных государств в Российской Федерации регламентируется на федеральном уровне.
- Второй принцип — суть данной позиции заключается в предоставлении защиты прав российским инвесторам наравне с иностранными.
- Третий принцип — говорит о том, что российское законодательство принимает нормы международных договоров, содержащих информацию о правовом регулировании иностранных инвестиций.
Скачать ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях в РФ»
В Федеральном Законе № 160 описаны гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Гарантии необходимы для привлечения вложений заграничных государств в России, что способствует развитию социально-экономической политики в стране.
Уверенность во вкладах гражданам и компаниям других государств регламентируют — настоящий 160 ФЗ, международные договора и иные правовые нормативные акты.
Все указанные законы свидетельствуют о предоставлении защиты интересов заграничных вкладчиков.
В соответствии с рассматриваемым законом, зарубежные инвесторы вправе рассчитывать на получение следующих гарантий:
- они вправе осуществлять вложения в любые отрасли, регулируемые законами России;
- заграничные инвесторы могут делегировать свои полномочия иному доверенному лицу;
- они имеют все законные основания на получение компенсации, в случае реквизиции всего имущества;
- они могут рассчитывать на предоставление льготных условий по таможенным платежам;
- они получают возможность стать участником приватизации;
- иные гарантии, указанные в 160 ФЗ.
Чтобы узнать весь перечень предоставляемых гарантий для иностранных инвесторов, и чтобы изучить все нюансы вложений зарубежными гражданами (компаниями), необходимо изучить полный текст закона. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями можно по ссылке.
Изменения в законе 160
В связи с меняющейся экономической ситуацией в Российской Федерации, возникает множество вопросов, касающихся иностранных инвестиций, поэтому члены Государственной Думы вносят изменения в 160 закон. Последняя редакция законодательного акта приходится на 18 июля 2017 года. Коснулись поправки 6 статьи.
Статья 6 160 Федерального Закона
Текст рассматриваемой статьи содержит информацию о том, что вкладчики зарубежных государств имеют право осуществлять вложения по всей территории России, имея при этом гарантии. Правила гласят, что иностранные граждане (компании) могут вкладывать свои средства в уставный капитал только в валюте Российской Федерации — в рублях.
В новой редакции были сделаны дополнения в виде пунктов — 5,6,7.
Пункт 5 гласит, что все сделки, осуществляемые на основании иностранных инвестиций, подвергаются контролю со стороны ФЗ № 57.
Пункт 6 обуславливает правила проведения контроля, указанного в 5 п. В тексте рассматриваемого пункта сказано, что компетентные федеральные органы исполнительной власти, которые проводят надзор, обязаны передать уведомление зарубежному вкладчику о необходимости обсудить сделку. Уведомление направляется в течении трех дней со дня его получения от главы Правительственной комиссии.
Пункт 7 содержит в себе сведения, что за заключенные договора с нарушениями инвестор будет привлечен к ответственности. Последствия совершения неправомерных сделок указаны в Федеральном Законе № 57.
Статья 22 160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»
Положения настоящей статьи содержат требования, предъявляемые к филиалу иностранного юридического лица. В соответствии с правилами рассматриваемой статьи, положение о филиале или представительстве должно отражать обязательную информацию.
В документе указываются:
- наименование иностранного учреждения;
- название филиала или представительства;
- организационно-правовая форма;
- место расположения — точный адрес в России;
- точный адрес расположения главного офиса в зарубежной стране, где была проведена регистрация учреждения;
- цель создания филиала или представительства;
- виды деятельности, которые вправе осуществлять филиал;
- процедура и порядок управления представительством;
- иные сведения, разрешенные по законодательству Российской Федерации.
При последней редакции в настоящую статью изменения не вносились.
20 статья ФЗ об иностранных инвестициях
Положения настоящей статьи регламентируют правила создания и ликвидации коммерческого учреждения, в устав которого входят зарубежные вклады. Ее положения при открытии и закрытии организации ссылаются, что необходимо соблюдать условия, описанные в Гражданском Кодексе России и в иных правовых актах.
В данную статью последние изменения были внесены в декабре 2003 года, при последней редакции она осталась без дополнений.
Бесплатная консультация юриста по телефону: