Статья 7. Регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту

Статья 7. Регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту

Аннотация. Настоящая статья посвящена правовым вопросам регулирования оборота наркотиков в России. Автор рассматривает основания наступления и характер ответственности за незаконные деяния в сфере оборота наркотиков: приводится официальная статистика преступлений, совершенных на территории России, по статье 228 УК РФ, а также внимание уделено пробелам современного законодательства в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, распространение, употребление, сбыт, борьба с незаконным оборотом наркотиков.

   Формирование отечественного законодательства, регулирующего оборот наркотических средств и психотропных веществ пришлось на конец 90-х годов прошлого века. Именно этот период связан с разработкой и принятием Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ. Закрепленные в Конституции в ст. 76,90, 104-105 принципы регулирования оборота вышеуказанных средств полностью отражены в упомянутом законе.   Если мы проанализируем нормы вышеназванного ФЗ, то несложно будет сделать вывод о приоритетности международно-правовых актов в современном правовом регулировании оборота наркотических средств и психотропных веществ в отечественном законодательстве.   На сегодня наблюдается довольно активный и постоянный процесс изменения законодательных норм, которые регулируют правоотношения в рассматриваемой нами сфере. Вместе с тем, несмотря на столь активные изменения, структура законодательства в области оборота наркотиков – четкая и иерархичная: она образована как нормативными актами РФ, так и международно-правовыми нормами, которые Россия ратифицировала.  Обращает на себя внимание то обстоятельство, что основой российской правовой базы в исследуемой нами сфере являются принципы и нормы международного права, что в значительной мере отражает положения ч.4 ст. 15 Конституции РФ [1], где указано, что составной частью правовой системы России являются нормы и принципы международного права, которые стали общепризнанными.   На основе анализа множества мнений исследователей данного вопроса можно утверждать, что все нормы права, регулирующие оборот наркотиков, выстроены таким образом:   Ведущее место занимает Конституция РФ как основной закон государства; далее следуют международные договоры, заключенные между Россией и другими государствами. Далее следуют антинаркотические НПА и НПА, которые призваны регулировать порядок наступления ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотиков; затем – НПА, которые устанавливают пределы деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.   Следующий уровень образован подзаконными НПА, которые могут издаваться органами исполнительной власти РФ, а также актами, являющимися межведомственными; также сюда можно отнести постановления Пленума Верховного Суда РФ.   Вышеприведенная иерархия правовых актов, касающихся регулирования оборота наркотиков выстроена по принципу отраслевой принадлежности, что позволяет говорить о ее практическом немаловажном значении. Это обусловлено тем, что юридическая сила, которой обладает тот или иной нормативный акт, определяет его место в государственной правовой системе. Как видим из вышеперечисленного, ведущая роль отводится Конституции РФ, однако это не единственный правовой документ, регулирующей на государственном уровне оборот наркотических средств. Кроме Основного закона, особую группу образую международные договоры, речь о которых шла выше. Наибольшую важность их них представляют: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г.,  а также Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.   Все вышеперечисленные документы призваны регулировать правоотношения, возникающие в сфере оборота наркотических средств. Следует обратить внимание, что за нарушение норм вышеуказанных правовых актов предусмотрена ответственность. В российском законодательстве за преступления, связанные с наркотиками, установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьей 228 Уголовного кодекса РФ [2].   Незаконный оборот наркотиков в России  — настоящий бич всего современного общества. Указанная категория преступлений относится к одним из самых опасных с точки зрения уголовного закона. Данные преступления причиняют вред как отдельно взятой личности (вред здоровью), так и в масштабах всей страны, нанося огромный ущерб экономике государства, а также общественной нравственности. Потребление наркотических средств приводит к деградации личности наркомана, а быстро формирующаяся зависимость провоцирует на совершение преступлений, связанных не только с наркотиками. Являясь практически самой опасной формой девиации, наркотическая зависимость – огромный фактор риска заражения ВИЧ-инфекцией, приводящей к непоправимым последствиям. Но самым страшным является то, что опасность распространения ВИЧ-инфекции существует не только для тех лиц, которые употребляют наркотики, но и для всего общества в целом, разрушительно сказываясь на социальном, физическом и нравственном здоровье нации.   Последнее время вопрос о наркотической преступности в России стоит особенно остро. За последние годы мы можем наблюдать стремительный рост числа преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ – их удельный вес в общей массе совершаемых преступлений довольно высок. На сегодня – это примерно 5% от всего количества преступлений в России, которые были официально зарегистрированы [4]. По самым приблизительным, средним подсчетам, каждый зависимый наркоман вовлекает в потребление наркотиков порядка 5-6 человек. Это дает основания полагать, что примерно за год наркотическая зависимость может охватить более половины населения России (!)   Согласно данным официальной статистики, которую представил судебный департамент при Верховном суде РФ, статья 228 УК РФ – это практически ¼ часть от всех вынесенных приговоров. Только за прошедший год всего было осуждено более 658 тыс. преступников, а  число осужденных по 228 статье УК (всем частям) составило почти 13,5 %. Сравнивая показатели с прошлым, 2017 годом, можно отметить снижение динамики как общих преступлений, так и долю наркопреступлений в них: от 697 тысяч осужденных по всем составам УК РФ доля осужденных по статье 228 УК составляла чуть более 14 %, а буквально каких-то пять лет назад, в 2014 году эта цифра превышала порог в 15 %, из общей массы осужденных почти 719 с половиной тыс.   Сопоставив совокупность всех составов преступлений, связанных с наркотиками, то осужденных к реальным срокам по ним примерно ¼ часть от всех. Наиболее распространена статья 228, предусматривающая ответственность за хранение и приобретение наркотиков, но при отсутствии цели сбыта. Только за 2018 год по данной статье было вынесено почти 80 % приговоров от общего числа, что в числовом выражении приблизительно составляет 70 тысяч. Второе место занимают преступления, связанные непосредственно со сбытом наркотиков, ответственность за которые уже наступает согласно ст. 228.1 УК РФ – это примерно пятая часть всех приговоров.   Что касается возрастных и социальных групп наркопреступников, то большую часть осужденных составляют лица мужского пола, средний возраст которых – от 18 до 30 лет.   Что касается наказания, которое наиболее часто применяется в практике российскими судами, то наибольшее распространение получило лишение свободы сроком от 3 до 5 лет. Весьма мал процент лиц, которые были освобождены от наказания – примерно 0,3%.[7]

Читайте также:  Глава vii. ответственность за нарушение законодательства российской федерации об экологической экспертизе

Однако если все-таки судом назначено наказание, не связанное с лишением свободы, то в силу статьи 72.1 УК РФ,  суд вправе установить обязательное лечение от наркозависимости для осужденного. А статья 82.1 закрепляет для осужденного возможность отсрочки отбывания наказания в связи с его добровольным согласием на лечение.

   По данным, содержащимся в докладе Института проблем правоприменения, который был сделан в 2017 году, особенностью российского законодательства и практики является наибольший ориентир на наказание тех, кто потребляет, чем тех, кто распространяет наркотики. Было также выявлено со стороны правоохранителей умышленное, неправомерное искажение изъятых масс наркотических средств. Отмечается, что очень часто для выполнения планов по раскрытию преступлений сотрудниками изымались наркотики у потребителей именно «в нужном» количестве», т.е.  в таком объеме, с которого наступает уголовная ответственность, а не административная.   Весьма дискуссионным и требующим отдельного обсуждения вопросом ряд исследователей признали формулировку понятие «наркотик». Дело в том, что сотрудники правоохранительных органов часто считают наркотиком не отдельно взятое вещество, присутствующее в составе смеси, а смесь как таковую полностью. Отсюда – и нужный размер наркотической массы, необходимой для возбуждения уголовного дела.   Эксперты Института проблем правоприменения Европейского университета говорят об отсутствии официальных статистических данных по делам о привлечении к ответственности сотрудников правоохранительных органов за фальсификацию по наркотическим статьям. Тем не менее, со стороны СМИ в течение последних 5-ти лет были выявлены примерно 500 таких случаев, когда производились задержание, арест или вынесение обвинительного приговора в отношении сотрудников правоохранительных органов за фальсификацию.   Обращаясь к международному опыту в рассматриваемой нами сфере, мы можем прийти к выводу о существенных различиях в видах наказаний за преступления с наркотиками в разных странах. Приведем несколько примеров.   Так, наиболее строгим законодательством в области оборота наркотиков выделяется Сингапур. В данном азиатском государстве хранение, потребление, производство, торговля наркотиками являются незаконными, причем количество наркотика не играет роли. За указанные преступления в стране предусмотрены самые строгие наказания, даже смертная казнь.   Прямо противоположным, лояльным законодательством отличаются европейские страны – Голландия и Дания, законодательства которых вообще не предусматривают уголовной ответственности за потребление наркотиков.   Что касается Соединенных Штатов, то здесь мы можем видеть двухуровневую систему регулирования преступлений в сфере оборота наркотиков: федеральное и штатное законодательство. Основная масса штатов устанавливает уголовную ответственность за хранение, а не употребление наркотиков. Согласно статистике, за 2017 год в стране почти 96 % преступников были осуждены к реальному лишению свободы, самый распространенный срок составил 6 лет. Сегодня в тюрьмах США среди заключенных  — около 50 % отбывающих наказание за наркотические преступления. [5]   Но вернемся к текущей ситуации в России. На сегодняшний день имеется ряд нерешенных законодательных проблем. Сложившаяся ситуация позволяет делать вывод о решающей роли социального контроля и государственно-правового регулирования в противодействии наркобизнесу и употреблению наркотиков. Ключевыми аспектами данной роли являются действия, направленные на разработку и принятие новых, а также совершенствование действующих законодательных и других нормативно-правовых актов, цель которых – борьба с незаконным оборотом наркотиков. Учитывая тот факт, что сейчас в России являются действующими свыше 70 федеральных законов, а также постановлений Государственной Думы, Правительства и указов Президента, регулирующих оборот наркотиков, ситуация с наркопреступностью в стране оставляет желать лучшего [4].   Первоочередной проблемой, порождающей наркотический произвол, по нашему мнению, является наличие существенных пробелов в уголовном законодательстве, а также отсутствие программы противодействия данным преступлениям, которая была бы максимально эффективной и работающей в современных условиях. Исходя из вышеизложенного, деятельность по разработке предупредительных и нейтрализующих мер в отношении наркотических преступлений, становится крайне важной и значимой.   Говоря о конкретных пробелах, существующих в УК РФ в статьях 228-228.1, мы видим следующие недостатки, отрицательно влияющие на практику правоприменения.   Во-первых, это возраст, с которого наступает уголовная ответственность за преступления, связанные с наркотиками. Все чаще ученые и юристы-практики высказывают мнение о целесообразности снижения данного возраста до 14 лет, т.е. общего возраста уголовной ответственности. На данный момент пока что ответственность за данные преступления наступает только с 16 лет. Это связано с тем, что наркопреступность значительно «помолодела» в последнее время. Незаконные действия с наркотиками все чаще совершаются лицами в очень раннем возрасте — до14 лет. В последнем случае предлагается принудительно помещать таких лиц в специализированные учреждения, где они могли бы воспитываться и обучаться.  Но данная точка зрения, на наш взгляд, не совсем обоснована, поскольку снижение возраста уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, может дать совершенно обратный эффект: молодежь будет активно вовлекаться в совершение данных преступлений.   По нашему мнению, рациональным было бы решение о снижении возраста уголовной ответственности только за те наркотические преступления, в которых присутствовала цель сбыта, поскольку в данном случае степень общественной опасности преступного деяния значительно повышается.   Немало споров вызывает и такая проблема, как существующая уголовная ответственность за употребление наркотиков, если употребление происходит в немедицинских целях. Ряд ученых-правоведов видят обоснованным и верным решение о полном исключении уголовной ответственности за приобретение и личное потребление наркотиков (т.е. исключительно для себя) [6]. Однако мы полагаем, что такое решение в корне неверно, так как приведет к полной парализации деятельности правоохранителей в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Абсурдность данного положения видится в том, что при такой норме законодательства уйти от ответственности сможет любой, кто фактически осуществил сбыт наркотических средств: для этого только необходимо будет заявить об использовании наркотиков для личного потребления. Полагаем, что на сегодняшний день существует необходимость в применении более строгих мер в отношении тех лиц, которые неоднократно привлекались в административной ответственности за деяния, предусмотренные ст. 6.8 и 6.9 Кодекса об административных правонарушениях.

В заключение стоит отметить, однако, что на сегодняшний день множество вопросов, касающихся правового регулирования незаконного оборота наркотиков, по-прежнему остаются дискуссионными и нуждаются в скорейшем и рациональном решении.

  Список литературы

Модельный закон "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах"

  • Принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление от 16 ноября 2006 года №27-6)
  • О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах
  • Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы государственной политики в сфере законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, организации противодействия их незаконному обороту, а также организации профилактики наркомании.
Читайте также:  Статья 38. контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

  1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
  2. наркотические средства — вещества синтетического или природного происхождения, препараты, растения, классифицированные как таковые в соответствующих международных конвенциях и включенные в национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, гражданский оборот которых запрещен или ограничен и подлежит контролю на территории государства в соответствии с национальным законодательством государства;
  3. психотропные вещества — вещества синтетического или природного происхождения, препараты, а равно любые природные материалы, классифицированные как таковые в соответствующих международных конвенциях либо включенные в национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, гражданский оборот которых запрещен или ограничен и подлежит контролю на территории государства в соответствии с национальным законодательством государства;
  4. прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ — вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ, внесенные в списки прекурсоров в соответствии с национальным законодательством государства и Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;
  5. аналитические образцы наркотических средств и психотропных веществ — произведенные (изготовленные) специально уполномоченными организациями препараты наркотических средств или психотропных веществ, состав которых подтвержден сертификатом соответствия, предназначенные для калибровки аналитического оборудования;
  6. аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для гражданского оборота вещества, не классифицированные как наркотические средства или психотропные вещества в соответствующих международных конвенциях и не включенные в национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории государства, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;
  7. национальный список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — перечень подлежащих контролю наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, объединенных в определенные списки на основе соответствующих международных конвенций и национального законодательства государства;
  8. сводная таблиц установления количества обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ — перечень наркотических средств и психотропных веществ с установленными в целях уголовного законодательства размерами обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ;
  9. гражданский оборот наркотических средств и психотропных веществ — совокупность сделок и иных действий, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества, не изъятые из законного оборота;
  10. законный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — разрешенный и контролируемый в соответствии с национальным законодательством государства вид деятельности, связанной с культивированием растений, содержащих наркотические вещества, разработкой, производством, изготовлением, хранением, отпуском, реализацией, приобретением, перемещением (перевозкой и пересылкой, в том числе ввозом и вывозом), использованием, распределением, передачей образцов и уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, с целью удовлетворения медицинских, производственных, научных, учебных, экспертных и иных потребностей общества и государства;
  11. незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — осуществляемый с нарушением национального законодательства государства вид деятельности, связанной с культивированием растений, содержащих наркотические вещества, разработкой, производством, изготовлением, хранением, сбытом, приобретением, перемещением (перевозкой и пересылкой, в том числе ввозом и вывозом), использованием (в том числе потреблением) и уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  12. профилактика наркомании — совокупность мероприятий политического, правового, социального, культурного, медицинского, экономического, педагогического и иного характера, направленных на выявление, предупреждение и устранение причин и условий, способствующих возникновению у человека заболевания, обусловленного зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
  13. антинаркотическая пропаганда — распространение и разъяснение взглядов и знаний, направленных на профилактику правонарушений, которые связаны с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, на формирование у человека стремления к здоровому образу жизни и негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
  14. международная квота на наркотические средства и психотропные вещества — лимит наркотических средств и психотропных веществ, ежегодно утверждаемый Международным комитетом ООН по контролю над наркотиками для государств-участников Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года и Конвенции о психотропных веществах 1971 года на основании расчета потребностей в наркотических средствах и психотропных веществах, представленных правительствами государств;
  15. государственные квоты на наркотические средства и психотропные вещества — максимальное количество наркотических средств и психотропных веществ, устанавливаемое правительством государства в соответствии с международными договорами на основании рекомендаций уполномоченного государственного органа в области здравоохранения из расчета потребности государства в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах которого осуществляется их законный оборот;
  16. культивирование растений, содержащих наркотические вещества — действия, связанные с посевом или выращиванием растений, содержащих наркотические вещества;
  17. изготовление наркотических средств и психотропных веществ — действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и (или) растений получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств и психотропных веществ, в том числе лекарственные средства, содержащие наркотические средства и психотропные вещества;
  18. производство наркотических средств, психотропных веществ — действия, направленные на серийное получение наркотических средств, психотропных веществ из химических веществ и (или) растений;
  19. переработка наркотических средств, психотропных веществ — действия, в результате которых происходит рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами;
  20. распределение наркотических средств и психотропных веществ — действия, в результате которых в соответствии с установленным порядком конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления их законного оборота;
  21. ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства;
  22. перевозка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — действия по перемещению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров независимо от способа транспортировки и места хранения из одного места в другое в пределах территории государства;
  23. передача образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — предоставление образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров одним осуществляющим противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров уполномоченным государственным органом другому такому органу, в том числе во исполнение международных договоров, в научных, учебных целях, а также для осуществления оперативно-розыскной и экспертной деятельности;
  24. препарат — смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств и (или) психотропных веществ, включенных в национальный список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  25. наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
  26. больной наркоманией — лицо, которое находится в состоянии физической и (или) психической зависимости от какого-либо наркотического средства или психотропного вещества и которому по результатам медицинского обследования, проведенного в установленном порядке медицинским учреждением, поставлен диагноз «наркомания»;
  27. незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ — потребление наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, установленных национальным законодательством государства;
  28. медицинское освидетельствование — амбулаторный осмотр лица в медицинском учреждении с целью установления состояния наркотического опьянения;
  29. медицинское обследование — обследование лица в медицинском учреждении с целью установления диагноза «наркомания»;
  30. наркологическое учреждение — медицинское учреждение, которое в установленном национальным законодательством государства порядке оказывает наркологическую помощь больным наркоманией;
  31. добровольное лечение наркомании — лечение от наркомании, осуществляемое с согласия больного или его законного представителя;
  32. принудительное лечение наркомании — стационарное лечение на основании судебного решения в отношении больного наркоманией, который уклоняется от добровольного лечения;
  33. уклонение от медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения наркомании — умышленное невыполнение распоряжения компетентных (уполномоченных) органов и их работников относительно медицинского освидетельствования или медицинского обследования, а также невыполнение назначений и рекомендаций врача лицом, незаконно потребляющим наркотические средства или психотропные вещества.
Читайте также:  Статья 9. Право собственности инвестора на произведенную продукцию

Статья 2. Законодательство о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах

Законодательство о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах основывается на конституции государства и состоит из национальных законов в области законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в сфере противодействия их незаконному обороту и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов государства, а также международных договоров, ратифицированных государством.

Статья 3. Национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю

  • 1. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю, включаются в национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории государства, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:
  • список наркотических средств и психотропных веществ, гражданский оборот которых запрещен на территории государства (Список I);
  • список наркотических средств и психотропных веществ, гражданский оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются особые (наиболее строгие) меры контроля на территории государства (Список II);
  • список наркотических средств и психотропных веществ, гражданский оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля на территории государства (Список III);
  • список наркотических средств и психотропных веществ, гражданский оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля на территории государства (Список IV);
  • список прекурсоров, подлежащих контролю на территории государства (Список V).

2. Национальные списки утверждаются и изменяются в порядке, установленном национальным законодательством, по представлению уполномоченных государственных органов и подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства.

Статья 4. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ

Гражданский оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ (далее — аналоги) на территории государства запрещается.

Допускается оборот аналогов в научных, учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства.

Статья 5. Сводная таблица установления количества обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ

Сводная таблица установления количества обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ — перечень наркотических средств и психотропных веществ с установленными в целях уголовного законодательства размерами обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ.

Глава II. Организационные основы деятельности

Статья
6. Органы, специально уполномоченные на
решение задач в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту

1.

В целях осуществления государственной
политики в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту
Президент Российской Федерации или
Правительство Российской Федерации
уполномочивает специально образованные
федеральные органы или иные федеральные
органы исполнительной власти на решение
задач в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту.

2.

Субъекты Российской Федерации могут
создавать соответствующие органы,
специально уполномоченные на решение
задач в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту.

Статья
7. Регулирование деятельности в сфере
оборота наркотических средств,
психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту

1.

Правовое регулирование деятельности
в сфере оборота наркотических средств,
психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту
осуществляют в пределах своей компетенции
федеральные органы государственной
власти.

2.

Федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, а также органы,
специально уполномоченные на решение
задач в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту,
в пределах своей компетенции организуют
исполнение законодательства Российской
Федерации о наркотических средствах,
психотропных веществах и об их прекурсорах.

3.
Негосударственные организации и
объединения не вправе осуществлять
регулирование деятельности в сфере
оборота наркотических средств,
психотропных веществ и в области
противодействия их незаконному обороту.

Статья
8. Общий порядок деятельности, связанной
с оборотом наркотических средств и
психотропных веществ

1.

Оборот наркотических средств и
психотропных веществ на территории
Российской Федерации осуществляется
только в целях и порядке, установленных
настоящим Федеральным законом и
принимаемыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.

2.

Деятельность, связанная с оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, подлежит лицензированию и
осуществляется в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации и законодательством Российской
Федерации.

(п.
2 в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N
15-ФЗ)

3.
Правительство Российской Федерации
устанавливает порядок допуска лиц к
работе с наркотическими средствами и
психотропными веществами.

4.

Правительство Российской Федерации
устанавливает перечень инструментов,
оборудования, находящихся под специальным
контролем и используемых для производства
и изготовления наркотических средств,
психотропных веществ (далее — инструменты
или оборудование), а также правила их
разработки, производства, изготовления,
хранения, перевозки, пересылки, отпуска,
реализации, распределения, приобретения,
использования, ввоза на таможенную
территорию Российской Федерации, вывоза
с таможенной территории Российской
Федерации, уничтожения.

Ссылка на основную публикацию