Статья 6.1. права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ«О коммерческой тайне»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

ГАРАНТ:

  • См. комментарий к настоящему Федеральному закону
  • Президент Российской Федерации
  • 29 июля 2004 года

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан.

Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

  1. Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

  2. Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.
  3. Федеральный закон от 29 июля 2004 г.

    N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144

  • В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
  • Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
  • Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3
  • Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.
  • Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
  • Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
  • Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ
  • Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12136454/

Федеральный закон «О коммерческой тайне» 98-ФЗ

Принятый в 2004 году 98-ФЗ регулирует отношения связанные с коммерческой тайной. Все что касается конфиденциальной информации предпринимателей, которая имеет ценность вследствие ее неизвестности для третьих лиц, а именно установление, изменение и прекращение действия, находит отражение в этом нормативном документе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

  1. ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
  2. Это быстро и БЕСПЛАТНО!
  3. Разберемся, что при осуществлении предпринимательской деятельности необходимо знать о коммерческой тайне.

Основные положения и краткое содержание 98-ФЗ

В первую очередь закон определяет что такое коммерческая тайна, какую информацию можно считать конфиденциальной, а какую невозможно отнести к подобным сведениям.

О понятии

Коммерческой тайной называют конфиденциальную информацию, которая при определенных обстоятельствах позволяет получить ее обладателю коммерческую выгоду от ведения бизнеса, например, увеличить свои доходы или не допустить чрезмерных растрат.

Сама информация, которая составляет коммерческую тайну, может быть:

  • технической;
  • производственной;
  • экономического характера;
  • связанная с организационными моментами;
  • связанная с описанием способов ведения коммерческой деятельности.

В любом случае сведения о ведении профессиональной деятельности должны обладать определенной ценностью, в силу того что они неизвестны третьим лицам и доступ к ним заблокирован на законных основаниях.

Согласно ФЗ-98 от 29.07.2004 действия с информацией, содержащей коммерческую тайну, классифицируются следующим образом:

  • доступ к информации;
  • передача информации;
  • предоставление сведений;
  • разглашение сведений.

Различия в определениях весьма критичны. Так, доступом называют ознакомление с конфиденциальными сведениями с согласия обладателя, а передача должна производиться на материальном носителе согласно заключенному договору с контрагентом.

Предоставление сведений также производится на материальном носителе, однако получателями являются государственные органы, и информация необходима им для осуществления их деятельности.

Разглашение сведений — это какие-либо действия, или отсутствие действий, приведшие к тому, что конфиденциальная информация стала известной третьим лицам.

Разглашение информации подразумевает отсутствие согласия на это ее законного обладателя. При этом сведения могут быть переданы устно, письменно или с помощью технических средств.

Что можно рекламировать согласно закону «О рекламе» 38-ФЗ? Читайте список в статье.

Читайте так же:  Кредиты для малого бизнеса под залог недвижимости

Что не относится к коммерческой тайне

Для предпринимателей существуют ограничения, согласно которым следующие сведения не могут быть конфиденциальными:

  1. Сведения о государственной регистрации физических и юридических лиц, сведения, которые отражены в учредительной документации, различных государственных реестрах;
  2. Сведения, указанные в разрешающей документации.
  3. Данные об имуществе и трате бюджетных средств (для госучреждений).
  4. Информация, которая способны негативно влиять на безопасность жизнедеятельности (экологическая и радиационная обстановка, сведения об обеспечении противопожарной безопасности и т.п.).
  5. Об условиях труда, системе начисления заработной платы и численности сотрудников.
  6. О несвоевременном расчете с работниками и долгам по социальным отчислениям.
  7. О нарушениях действующего законодательства.
  8. О проведении конкурсов по приватизации имущества, принадлежащего государству.
  9. Информация о доходах, расходах, имеющемся имуществе.
  10. О сотрудниках, которые вправе представлять организацию без доверенности.
  11. Прочая информация, сокрытие которой недопустимо по действующему законодательству.

Охрана конфиденциальных данных

Слагаемые понятия безопасности включают в себя:

  • определение данных, которые представляют коммерческий интерес;
  • создание условий по ограничению к ним доступа;
  • ведение учета лиц, имеющих возможность обращаться с данными;
  • регулирование отношений по использованию конфиденциальных сведений;
  • обозначение материальных носителей специальным грифом «Коммерческая тайна» с указанием законного обладателя.

После того как владелец информации предпринял вышеуказанные действия, режим коммерческой тайны вступает в силу.

Стоит отметить, что владелец обязан ознакомить работников с этим режимом и предупредить об ответственности за его нарушение. Правила обращения с конфиденциальной информацией должны быть обозначены в трудовом договоре.

При представлении конфиденциальной информации, например по запросу полиции, государственные органы обязаны создать условия, по которым она не станет известной заинтересованной стороне. При нарушении этих условий виновные должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Скачать действующую редакцию Федерального закона

Последние изменения закона о коммерческой тайне

Последние изменения коснулись ФЗ-98 в 2014 году. Из закона были изъяты понятия «ноу-хау» и «секрет производства», которые были отнесены к авторскому праву, регламентируемому Гражданским кодексом РФ.

Закон 127-ФЗ о несостоятельности: как получить статус банкрота. Читать далее.

На работе не выдают аванс по заработной плате? Что грозит руководству, узнайте здесь.

Также была создана статья 6.1, и стало обязательным установление режима коммерческой тайны.

Теперь возникновение прав на конфиденциальную информацию, ее изменение, отмена и прочие действия могут осуществляться только после установления данного режима.

Также согласно этой статье обладатель информации вправе требовать соблюдение конфиденциальности от лиц, имеющих к ней доступ.

Серьезные изменения коснулись 11 статьи Закона, регламентирующей охрану данных. Так, теперь работодатель вправе:

  • требовать от сотрудников соблюдать конфиденциальность после прекращения трудовых отношений;
  • требовать от работников возмещение убытков, связанных с разглашением коммерческой тайны, если эти данные были им защищены.

Также статья устанавливает обязанности работодателя по обращению со сведениями, содержащими коммерческую тайну (п. 1) и руководителя, работающего по трудовому договору (п. 6, 7).

Видео: Как установить конфиденциальный режим в организации

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://masterurist.ru/zakon-rf-o-kommercheskoj-tajne-98-fz/

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Коммерческая тайна

Помимо рассмотренных субъектов, обладатель коммерческой тайны взаимодействует с другими хозяйствующими субъектами в рамках гражданско-правовых отношений с контрагентами.

Отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, регулируются законом и договором.

В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.

В случае если иное не установлено договором между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и контрагентом, контрагент в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно определяет способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну, переданной ему по договору.

Контрагент обязан незамедлительно сообщить обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном контрагентом либо ставшем ему известном факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, переданной им контрагенту, до окончания срока действия договора не может разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, а также в одностороннем порядке прекращать охрану ее конфиденциальности, если иное не установлено договором. Сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором.

В соответствии с законом права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны, о чем было сказано выше. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

  • устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;
  • использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;
  • разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;
  • вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации;
  • требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;
  • требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;
  • защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Специфика режима коммерческой тайны предполагает и соответствующую ответственность за нарушения этого режима. В зависимости от характера нарушения и нарушителя ответственность может быть различная.

Во-первых, дисциплинарная. Согласно Трудовому кодексу, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя, в связи с разглашением охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Во-вторых, гражданско-правовая. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В-третьих, уголовная. Ст. 183 УК РФ предусматривает, что собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Об охране сведений, составляющих коммерческую тайну

  • Зачем нужна правовая система ограничения доступа к информации? Ответим от противного:
  • – отсутствие системы создает условия для нарушения прав граждан на доступ к информации и прав на ограничение доступа;
  • – отсутствие системы создает условия для злоупотреблений правами граждан на доступ к информации и правами на ограничение доступа;
  • – отсутствие системы не позволяет эффективно защищать информацию, а значит, и права субъектов.

В целом отсутствие правовой системы ограничения доступа к информации тормозит развитие демократических институтов информационного общества [5, с. 3].

Основная цель защиты информации конфиденциального характера — это предотвращение угрозы безопасности личности, общества и государства, то есть достижение и поддержание состояния информационной безопасности [10, с. 91].

В соответствии с ГОСТ Р 50922–2006 защита информации — это деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию [4].

Как пишет К. В. Пронин, охрана или защита информации с ограниченным доступом состоит в создании необходимых условий как для недопущения искажения информации, закрепленной на материальном носителе, так и предотвращения ее разглашения [8, с. 61].

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона об информации 149 [2] государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Основная цель защиты информации конфиденциального характера — это предотвращение угрозы безопасности личности, общества и государства, то есть достижение и поддержание состояния информационной безопасности [10, с. 91].

Вопросы использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну, регулируются нормами КРФ [1], Законом о коммерческой тайне [3].

Кроме того, что для защиты коммерческой тайны используются, как правило, общие законы, применимые к сделкам, санкции против недобросовестной конкуренции и так далее, в отличие от промышленных образцов, полезных моделей, изобретений, для защиты которых предусмотрены специальные нормы, предусмотрена прямая правовая защита [9, с. 87].

  1. Укажем, что может быть признано нарушением прав на коммерческую тайну:
  2. – использование неправомерных средств для получения коммерческой тайны;
  3. – получение коммерческой тайны другого лица, лицом, которое знает или имеет основания знать, что данная информация приобретается с помощью неправомерных средств;
  4. – разглашение или использование коммерческой тайны лицом, которое знало или имело основания знать, что данная информация была получена с помощью неправомерных способов, или приобретена при обстоятельствах, обязывающих соблюдать ее конфиденциальность или ограничения по ее использованию;

– разглашение коммерческой тайны или использование коммерческой тайны другого лица, без разрешения ее обладателя [13, с. 168].

М. Эпштейн считает, что нарушение права на коммерческую тайну — это несанкционированное ее использование, способ же получения информации значения не имеет, так как любой доступ к коммерческой тайне, прямо не санкционированный владельцем, нарушает принятый им режим охраны, а потому считается незаконным.

Также автор указывает, что охрана коммерческой тайны возможна:

– в рамках трудовых отношений;

– в рамках гражданско-правовых отношений [14, с. 26].

Закон о коммерческой тайне в ст.

10 предусматривает меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, которые включают составление перечня такой информации, ограничения доступа к ней, учет лиц, получающих доступ к такой информации, регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров, нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

Также меры по охране коммерческой тайны можно подразделить в зависимости от вида использования:

– меры, возникающие в связи с использованием коммерческой тайны лично, для собственных интересов;

– меры, возникающие в связи с передачей коммерческой тайны другим (третьим) лицам на основании гражданско-правового договора или по требованию уполномоченных должностных лиц [5, с. 87].

Согласимся с А. П. Сергеевым, который считает, что основная обязанность правообладателя — это принимать меры по охране коммерческой тайны [11, с. 683]. Е. В. Елютина также указывает на необходимость избегать использования незаконных средств охраны конфиденциальной информации [6, с. 16].

В. Ярочкин в своей работе пишет, что порядок сохранности коммерческой тайны устанавливает руководитель предприятия.

Ограничения в доступе к коммерческой тайней не должны превосходить разумных пределов и не могут быть использованы для сокрытия от общественности ошибок, некомпетентности должностных лиц, бесхозяйственности, расточительности, недобросовестной конкуренции и других негативных явлений в деятельности организации, а также уклонения от выполнения договорных обязательств и уплаты налогов [15, с. 52].

Э. Соловьев полагает, что меры по охране коммерческой тайны предпринимает именно ее обладатель, который сам решает, что именно надо засекретить.

От имени обладателя информации действует руководитель организации, на которого возлагается обязанность принятия мер по обеспечению конфиденциальной соответствующей информации в трудовых и гражданско- правовых отношениях.

При этом большое внимание уделяется техническим средствам защиты коммерческой тайны: сейфы, система сигнализации, средства выявления подслушивающих устройств и так далее [12, с. 12].

Патюхина А. пишет, что обязанность предпринимать меры по охране коммерческой тайны обусловлена также тем, что отсутствуют правоустанавливающие документы, не требуется проведение экспертизы на соответствие критериям охраноспособности, не нужна регистрация договора о передаче коммерческой тайны [7, с. 58].

Судебная практика подтверждает, что раскрытие конфиденциальной информации на предприятии чаще всего связано с ненадлежащей организацией внутренней защиты сведений, составляющих коммерческую тайну.

Так, к примеру, в соответствии с обзором судебной практики по защите коммерческой тайны в сфере информационных технологий в России за 2014–2017 г.г.

[16] основные проблемы, возникающие у компаний, связанные с раскрытием конфиденциальной информации связаны с нарушением режима коммерческой тайны сотрудниками этих компаний, противозаконным доступом, связанным со слабой системой внутренней защиты, и ситуациями когда лицензиар передает исключительные права на использование ноу-хау, а лицензиат раскрывает секретные сведения.

Таким образом, полагаем, что существует система самозащиты прав на коммерческую тайну, которая представляет собой совокупность мер, предпринимаемых обладателем информации для ее защиты.

Охрана информации, составляющей коммерческую тайну, зависит, прежде всего, от действий обладателя такой информации в процессе ее использования и передачи.

В системе самозащиты прав на коммерческую тайну, можно выделить следующие группы мероприятий:

  • – юридического характера: например, страхование риска раскрытия сведений и совершения иных незаконных действий с информацией, заключение соглашений о неразглашении информации и прочее.
  • – физического характера: например, меры физической защиты, такие как установка сигнализации, замков, паролей, наличие охранников; графические меры — шифрование сведений; административные меры — создание службы безопасности, пропускной режим, режим секретности и так далее.
  • Литература:
Ссылка на основную публикацию