Статья 6. Полномочия Судебного департамента

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председа­теля Верховного Суда, его заместителей и судей. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии боль­шинства членов Президиума.

Он рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, вынесенные судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам, Военной коллегией в качестве суда первой инстанции, дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесен­ные в кассационном порядке и в порядке надзора.

Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

27 Мировой судья, порядок избрания, полномочия.                                                                  Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

28 Понятие и компетенция арбитражных судов.                                                                        В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают, в основном, экономические споры.

Статьи 4 и 5 Закона об арбитражных судах относят к ведению арбитражных судов рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической и любой другой предпринимательской деятельности. Тем самым разграничивается компетенция арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Следует отметить, что новейшее законодательство об организации и деятельности арбитражных судов расширило круг дел, подведомственных арбитражному суду, передав в ведение этой системы ряд новых категорий дел: с участием иностранных организаций и граждан, дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о банкротстве предприятий.

Основными задачами арбитражных судов в настоящее время являются: 1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций в сферах предпринимательской и иной экономической деятельности. 2. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в этих сферах.

На Высший Арбитражный Суд, как было указано, возложены еще и задачи по руководству системой арбитражных судов (изучение результатов обобщения практики, подготовка предложений по ее совершенствованию, разработка предложений по улучшению законодательства, реализация законодательной инициативы, официальное разъяснение законодательства и т. д.).

29 Система арбитражных судов РФ.                                                                                                     Система арбитражных судов состоит из трех звеньев. Основное, первое звено — арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации.

Второе звено — федеральные арбитражные окружные суды. Высшее звено — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы— суды только первой инстанции.

В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного представления прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения.

Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции. Определенная специфика полномочий имеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражных судов имеет место не только слушание дел по первой инстанции, но и повторное их рассмотрение в апелляционном порядке.

Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной подсудности, а также проверяет в порядке надзора законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации. Законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационная палата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовным делам.

30 Судебные звенья арбитражных судов. .                                                                                       Система арбитражных судов состоит из трех звеньев. Основное, первое звено — арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации.

Второе звено — федеральные арбитражные окружные суды. Высшее звено — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы— суды только первой инстанции.

В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного представления прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения.

Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции. Определенная специфика полномочий имеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражных судов имеет место не только слушание дел по первой инстанции, но и повторное их рассмотрение в апелляционном порядке.

Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной подсудности, а также проверяет в порядке надзора законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации. Законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационная палата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовным делам.

Судебный департамент при Верховном суде РФ. — ОТВЕТЫ на вопросы к экзамену

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным  государственным  органом.

Правовой  основой  организации  его  деятельности  и  пределов  компетенции  является Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О Судебном  департаменте при Верховном  суде Российской Федерации»,  другие  федеральные  законы,  указы Президента  РФ,  постановления Правительства РФ, распоряжения Председателя Верховного Суда РФ, а также решения органов судейского сообщества, принятые в пределах их полномочий. 

  • Систему  органов  и  учреждений  Судебного  департамента  при  Верховном Суде  РФ  составляют: 
  • — сам Судебный  департамент  при Верховном  Суде  РФ,
  •          — управления (отделы)  Судебного  департамента  в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения. 
  • В  состав  Судебного  департамента  при  Верховном  Суде  РФ входят: 
  • 1) главное  управление  организационно-правового  обеспечения деятельности судов; 
  • 2)  главное управление обеспечения деятельности военных судов; 
  • 3) главное финансово-экономическое управление; 

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

  1. 4) управление  государственной  службы  и  кадрового  обеспечения; 
  2. 5) контрольно-ревизионное управление; 
  3. 6) управление делами; 
  4. 7) управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; 
  5. 8) отдел учебных и образовательных учреждений; 
  6. 9) отдел международно-правового сотрудничества; 
  7. 10) отдел  по  связям  со  средствами  массовой  информации.

В Судебном департаменте при Верховном Суде РФ могут быть образованы и иные подразделения. Решение об образовании таковых принимается  коллегией  Судебного  департамента  при  Верховном Суде РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ. 

Возглавляет Судебный  департамент  при Верховном Суде  РФ Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ  с  согласия Совета  судей РФ.

У Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ имеются  заместители,  которые  назначаются  на  должность  и  освобождаются от  должности  Председателем  Верховного  Суда  РФ  по  представлению  самого  Генерального  директора  Судебного  департамента  при Верховном Суде РФ. 

В Судебном департаменте при Верховном Суде РФ действует коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Члены коллегии, за исключением Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его заместителей, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ. 

Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ распространяются  на  всю  территорию  Российской  Федерации.

  В субъектах же Российской Федерации создаются и действуют органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ — управления либо  отделы  Судебного  департамента  при  Верховном  Суде  РФ.

Они  подчиняется Генеральному  директору Судебного  департамента при Верховном Суде РФ и подотчетны совету судей субъекта РФ. 

Возглавляют управление (отдел) Судебного департамента при Верховном Суде РФ начальник управления (отдела) и его заместители.

Назначается начальник управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города  федерального  значения,  суда  автономной  области  или  суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации, а  также  с  органами  государственной  власти  субъекта  Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской  Федерации. 

  • Заместители  начальника  управления (отдела)  Судебного  департамента  при  Верховном  Суде  РФ  назначаются  на  должность  и освобождаются от должности по представлению самого начальника управления (отдела) Судебного  департамента  при Верховном Суде РФ Генеральным директором Судебного департамента. 
  • Определены полномочия Судебного департамента при Верховном суде РФ. Судебный департамент  при Верховном  суде  РФ  осуществляет  следующие  виды  деятельности: 
  • 1)  организационно  обеспечивает  деятельность  верховных  судов  республик,  краевых  и  областных  судов,  судов  городов  федерального  значения,  судов  автономной  области  и  автономных  округов,  военных  и  специализированных  судов,  органов  и  учреждений Судебного  департамента  при Верховном  суде  РФ,  а  также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; 
  • 2)  управляет  органами  и  учреждениями  Судебного  департамента при Верховном суде РФ; 
  • 3)  разрабатывает  по  вопросам  своего  ведения  проекты  федеральных законов и иных нормативных правовых актов; 
  • 4) разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные  с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов общей юрисдикции, мировых судей и квалификационных коллегий судей; 
  • 5)  изучает  организацию  деятельности  судов  общей юрисдикции и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; 
  • 6)  вносит  в  установленном  порядке  в  Верховный  Суд  РФ предложения  о  создании  либо  об  упразднении  судов  общей юрисдикции; 
  • 7) определяет потребность судов общей юрисдикции в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности  судей;  взаимодействует  с  образовательными  учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции; 
  • 8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ и работников  органов  и  учреждений  Судебного  департамента  при Верховном Суде РФ; 
  • 9)  разрабатывает  научно  обоснованные  нормативы  нагрузки судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции; 
  • 10)  перераспределяет  по  согласованию  с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения,  судов  автономной  области  и  автономных  округов,  военных  и  специализированных  судов  образовавшиеся  в  соответствующих судах вакансии на должности судей; 
  • 11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции, а также работников органов  и  учреждений Судебного  департамента  при Верховном Суде РФ; 
  • 12)  ведет  судебную  статистику, организует делопроизводство и  работу  архивов  судов  общей юрисдикции;  взаимодействует  с  органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; 
  • 13)  рассматривает  жалобы  и  заявления  граждан  в  пределах своей компетенции; 
  • 14)  принимает  меры  по  материально-техническому  и  иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента  при  Верховном  Суде  РФ;  организует  проведение  научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их; 
  • 15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое  оснащение  зданий  и  помещений  судов  общей юрисдикции, органов и учреждений Судебного департамента при Верховном Суде РФ; 
  • 16)  организует  разработку  и  внедрение  программно-аппаратных  средств, необходимых для ведения  судопроизводства и делопроизводства,  а  также информационно-правового  обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства; 
  • 17)  принимает  во  взаимодействии  с  судами,  органами  судейского  сообщества и правоохранительными  органами меры по  обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; 
  • 18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в  том  числе пребывающих  в  отставке,  работников  аппаратов  судов общей  юрисдикции,  а  также  принимает  меры  по  обеспечению  их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов общей юрис-
  • дикции в соответствии с федеральным законодательством; 
  • 19)  устанавливает  и  развивает  связи  с  государственными  и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными,  в  целях  совершенствования  организации  работы  судов общей юрисдикции  и  повышения  эффективности  деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ; 
  • 20)  взаимодействует  с  адвокатурой,  правоохранительными  и другими государственными  органами  по  вопросам  надлежащего обеспечения деятельности судов общей юрисдикции; 
  • 21)  осуществляет  иные  меры  по  обеспечению  деятельности судов общей юрисдикции, органов  судейского  сообщества,  а  также органов и учреждений Судебного департамента при Верховном Суде РФ. 
  • В связи с этим Судебный департамент при Верховном суде РФ в пределах своей компетенции вправе: 
  • 1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; 
  • 2)  контролировать  расходование  бюджетных  средств  судами общей юрисдикции,  а  также  органами  и  учреждениями  Судебного департамента  при  Верховном  Суде  РФ;  проводить  ревизии  их  финансово-хозяйственной деятельности; 
  • 3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций  научные  организации,  работников  государственных  и  иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов; 
  • 4) вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения  об  улучшении  условий  труда, материального  и  социального обеспечения  судей,  работников  аппаратов  судов  и  аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также работников органов  и  учреждений Судебного  департамента  при Верховном Суде РФ. 
  • Аналогичны  полномочия  управления (отдела)  Судебного  департамента при Верховном Суде РФ, который осуществляет организационное  обеспечение  деятельности  районных  судов,  органов  судейского  сообщества  субъекта Российской Федерации,  а  также финансирование  мировых  судей. В  частности  управление (отдел) Судебного департамента в пределах своей компетенции:
  • 1) осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии  с  требованиями  Закона  РФ «О  статусе  судей  в  Российской Федерации»; 
  • 2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи; 
  • 3) изучает  организацию  деятельности  районных  судов и принимает меры по ее совершенствованию; 
  • 4) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов общей юрисдикции; 
  • 5) осуществляет финансирование районных  судов и квалификационной  коллегии  судей  в  субъекте Российской Федерации;  контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; 
  • 6)  обеспечивает  районные  суды  программно-аппаратными средствами,  необходимыми  для  ведения  судопроизводства  и  делопроизводства,  а  также  информационно-правового  обеспечения  деятельности указанных судов; 
  • 7)  обеспечивает  районные  суды  материально-техническими, транспортными  средствами;  организует  строительство  зданий,  а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов; 
  • 8) ходатайствует по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников аппаратов районных судов государственными наградами и присвоении им почетных званий; 
  • 9) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению  независимости,  неприкосновенности  и  безопасности  судей,  а также безопасности членов их семей; 
  • 10) организует материальное и социальное обеспечение судей районных  судов, в  том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов, а также принимает меры по обеспечению их  благоустроенным  жильем;  организует  медицинское  обслуживание  и  санаторно-курортное  лечение  судей  районных  судов,  в  том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных судов в соответствии с федеральным законодательством; 
  • 11)  осуществляет  иные  меры  по  обеспечению  деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации. 

2. Статус и полномочия Судебного департамента

Судебный
департамент при Верховном Суде Российской
Федерации (далее – Судебный департамент)
– федеральный государственный орган
специальной компетенции, действующий
в системе органов судебной власти и
обеспечивающий осуществление мероприятий
кадрового, финансового, материально-технического
и иного характера.

Его деятельность
направлена на создание условий для
полного и независимого осуществления
правосудия федеральными судами общей
юрисдикции, а также осуществление
организационного обеспечения деятельности
органов судейского сообщества и
финансирование мировых судей (ч. 2
ст. 30 ФКЗ «О судебной
системе РФ», ст.

 1
ФЗ «О
Судебном департаменте при Верховном
Суде РФ»).

Организация
и деятельность этого государственного
органа регулируется ФЗ «О
Судебном департаменте при Верховном
Суде Российской Федерации».
Учреждение и фактическое создание
Судебного департамента в современной
литературе оценивается как «одна
из действенных мер по укреплению судебной
власти»24.

Роль
Судебного департамента определяется
в ч. 1 ст. 30 ФКЗ «О
судебной системе Российской Федерации».

В
настоящий момент деятельность Судебного
департамента осуществляется на основании
внутренних документов (положений и
инструкций) Верховного Суда РФ,
утверждаемых его руководителями.
Обеспечением деятельности всех иных
судов общей юрисдикции занимается
Судебный департамент.

Деятельность
Судебного департамента тесным образом
связана с обеспечением независимости
судебной власти в целом и ее носителей
(судей), поскольку принцип адекватного
ресурсного обеспечения судебной власти
выступает одной из составляющих принципа
независимости судебной власти.

Судебный
департамент, входя в структуру Верховного
Суда РФ, тем не менее, как и его управления
(отделы) в субъектах РФ, является
самостоятельным юридическим лицом,
имеет собственные печати и счета в
банках.

При этом четко определено, что
Судебный департамент, его органы и
учреждения, призванные способствовать
укреплению самостоятельности судов,
независимости судей, не вправе вмешиваться
в осуществление правосудия (ст. 4 ФЗ
«О Судебном департаменте
при Верховном Суде РФ»).

Некоторые сомнения может вызывать
правовой статус этого органа, но, как
справедливо отмечает ряд авторов25,
данный орган, несомненно, является
частью судебной системы Российской
Федерации, хотя и не обладает полномочиями
по осуществлению правосудия.

Правовой
основой деятельности Судебного
департамента, его органов и учреждений
выступают Конституция РФ, федеральные
законы, указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, распоряжения
Председателя Верховного Суда РФ, а также
решения органов судейского сообщества,
принятые в пределах их полномочий (ст. 3
ФЗ «О
Судебном департаменте при Верховном
Суде РФ»).

Судебный
департамент имеет официальный сайт в
Интернете.

Судебный
департамент для обеспечения исполнения
стоящих перед ним задач осуществляет
целый ряд полномочий, закрепленных в
законе.

Основным
и центральным полномочием Судебного
департамента выступает организационное
обеспечение деятельности верховных
судов республик, краевых и областных
судов, судов городов федерального
значения, судов автономной области и
автономных округов, военных и
специализированных судов, органов и
учреждений Судебного департамента, а
также Всероссийского съезда судей и
образуемых им органов судейского
сообщества (ч. 1 ст. 6 ФЗ
«О Судебном департаменте
при Верховном Суде РФ»).

Для
осуществления данного полномочия
впервые в практике судебных органов
реализована задача по введению института
администратора судов – совершенно
новой фигуры управленца, совмещающей
в себе функции как «хозяйственник»,
так и менеджера.

Администратор суда
призван непосредственно обеспечивать
деятельность соответствующего суда. К
компетенции администратора суда
относится осуществление целого ряда
мер, предусмотренных ст.

 19 ФЗ
«О Судебном департаменте
при Верховном Суде РФ»
(например, меры по
организации охраны зданий, помещений
и иного имущества суда, бесперебойной
работы транспорта, средств связи,
хозяйственной службы; меры по осуществлению
информационно-правового обеспечения
деятельности суда; организации ведения
судебной статистики, делопроизводства
и работы архива, для чего приказом
Судебного департамента при Верховном
Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 утверждена
Инструкция по судебному делопроизводству
в районном суде.

  • К
    важнейшим полномочиям Судебного
    департамента относится взаимодействие
    с адвокатурой, правоохранительными и
    другими государственными органами по
    вопросам надлежащего обеспечения
    деятельности судов, а также представление
    интересов судебной системы в Правительстве
    России, федеральных органах исполнительной
    и законодательной власти при решении
    вопросов, относящихся к компетенции
    этого федерального государственного
    органа. В рамках данного полномочия
    Судебный департамент:

  • разрабатывает по вопросам своего ведения
    проекты федеральных законов и иных
    нормативных правовых актов, а также
    вправе участвовать (в лице Генерального
    директора Судебного департамента) в
    обсуждении Правительством РФ проекта
    федерального бюджета на очередной
    финансовый год по вопросам, относящимся
    к компетенции Судебного департамента.
    Генеральный директор Судебного
    департамента также вправе участвовать
    в обсуждении федерального бюджета в
    Федеральном Собрании РФ по вопросам,
    относящимся к компетенции Судебного
    департамента;

  • разрабатывает и представляет в
    Правительство РФ согласованные с
    Председателем Верховного Суда РФ и
    Советом судей РФ предложения о
    финансировании судов, мировых судей и
    квалификационных коллегий судей
    (ежегодно Генеральный директор
    представляет такие предложения в
    Правительство РФ на очередной финансовый
    год);
  • — вносит в
    установленном порядке в Верховный Суд
    РФ предложения о создании либо об
    упразднении судов.
  • Кроме
    того, Судебный департамент устанавливает
    и развивает связи с государственными
    и иными органами, учреждениями и
    организациями, в том числе иностранными,
    в целях совершенствования организации
    работы судов и повышения эффективности
    деятельности Судебного департамента.

Одним
из существенных полномочий и направлением
деятельности Судебного департамента
стала работа по реализации ФЗ от 17
декабря 1998 г. «О мировых
судьях в Российской Федерации»
и дальнейшему обеспечению финансирования
мировых судей.

Несмотря на целый ряд
сложностей организационно-правового
характера, уже с января 2000 г. институт
мировой юстиции России начал
функционировать. К концу 2002 г. из 6470
мировых судей, численность которых
установлена законом, к работе приступило
более 5 тысяч человек.

Таким образом, во
многом была решена проблема большей
доступности правосудия для граждан
России.

Федеральный
закон «О мировых
судьях в Российской Федерации»
возложил бремя финансирования мировых
судей на федеральный бюджет, а
материально-технического обеспечения
их деятельности – на бюджеты соответствующих
субъектов Российской Федерации.

Вполне
объяснимо, почему по отношению к судьям
субъектов РФ – мировым судьям – Судебный
департамент выполняет только функцию
финансирования.

Должное
и полное финансирование судей, то есть
финансирование, которое обеспечивает
возможность независимого правосудия,
может рассматриваться как один из
составных элементов более общего понятия
– должного ресурсного (организационного,
материально-технического,
научно-аналитического, информационного,
кадрового) обеспечения судов с целью
успешной реализации последними идеи
справедливого правосудия.

Исходя
из того, что ФКЗ «О
судебной системе Российской Федерации»
(ст.ст. 4, 28) учредил этот вид судов как
суды субъектов РФ, субъект
федерации самостоятельно решает ряд
вопросов, касающихся порядка назначения
(избрания) мировых судей, полномочий и
порядка их деятельности.

С учетом местных
особенностей в различных субъектах РФ
могут различаться нормы нагрузки мировых
судей, порядок отбора кандидатов на эту
должность, наиболее рациональные формы
ведения делопроизводства и т.д.

Поэтому
и ресурсное обеспечение деятельности
этих судей должно осуществляться
самостоятельно соответствующим субъектом
РФ с учетом местных условий.

С
другой стороны, в соответствии со ст.
124 Конституции РФ и ст.

3 ФКЗ «О
судебной системе РФ»
финансирование как федеральных судов,
так и мировых судей производится только
из федерального бюджета, что позволяет
также исключить возможность материальной
зависимости мировых судей от местных
органов власти. Именно поэтому российский
законодатель разделил собственно
финансирование и иное ресурсное
обеспечение.

С
введением мировой юстиции (почти 7 тыс.
судей) численность судейского корпуса
Российской Федерации увеличивается
почти в 1,5 раза. В этих условиях
распределение бремени его содержания
между федеральным бюджетом и бюджетом
субъекта Российской Федерации
представляется вполне оправданным.
Необходимо, однако, отметить, что по
данному вопросу в научной литературе
нет единого мнения26.

В
самостоятельном ведении Судебного
департамента находится также ведение
судебной статистики, ее сбор и обработка,
организация делопроизводства и работы
архивов судов; взаимодействие с органами
юстиции при составлении сводного
статистического отчета.

При осуществлении
данных полномочий органы Судебного
департамента руководствуются временной
инструкцией по ведению статистической
отчетности о судимости и о деятельности
федеральных судов общей юрисдикции,
утвержденной приказом Судебного
департамента при Верховном Суде РФ от
21 октября 1999 г.

Значительное место
в деятельности Судебного департамента
занимают вопросы обеспечения кадровой
политики судебной деятельности, для
чего Судебный департамент:

  • определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов. Так, Конференцией трудового коллек-
    тива Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 февраля 2001 г. утверждены Правила внутреннего трудового распорядка Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
  • перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;
  • ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов.

Управления
(отделы) Судебного департамента в
субъектах Российской Федерации
осуществляют, кроме того, подбор
кандидатов на должности судей в
соответствии с требованиями Закона РФ
«О статусе судей в Российской
Федерации», а также организуют и
обеспечивают работу экзаменационной
комиссии по приему квалификационного
экзамена на должность судьи.

Приоритетной
задачей Судебного департамента на всем
протяжении его деятельности является
обеспечение социально-правовой защиты
судей и членов их семей, что, в первую
очередь, связано с организацией
материального и социального обеспечения
судей, в том числе пребывающих в отставке,
их медицинского обслуживания и
санаторно-курортного лечения, страхования
жизни и здоровья, имущества судей. Также
Судебный департамент принимает во
взаимодействии с судами, органами
судейского сообщества и правоохранительными
органами меры по обеспечению независимости,
неприкосновенности и безопасности
судей, а также безопасности членов их
семей.

Необходимость
постоянного совершенствования
материальной базы судебной системы
обусловливает активную работу Судебного
департамента на этом направлении.

На V
Всероссийском съезде судей было отмечено,
что средства, выделяемые из федерального
бюджета, позволяют обеспечить оснащение
судов основными материально-техничес-
кими
средствами в целом не более чем на 40
процентов.

Осуществляя полномочия в
этом направлении, Судебный департамент
организует строительство зданий, а
также ремонт и техническое оснащение
зданий и помещений судов, органов и
учреждений Судебного департамента.

Правовую основу этой деятельности
составляет Положение о капитальном
ремонте зданий и сооружений судов общей
юрисдикции и органов Судебного
департамента при Верховном Суде
Российской Федерации, которое утверждено
приказом Судебного департамента при
Верховном Суде РФ от 20 января 2000 г., и
Руководство по техническому обслуживанию,
текущему ремонту зданий и сооружений
судов и системы Судебного департамента
при Верховном Суде РФ, утвержденное
приказом Судебного департамента при
Верховном Суде РФ от 22 марта 1999 г.

Кроме
того, Судебный департамент изучает
организацию деятельности судов и
разрабатывает предложения по ее
совершенствованию; организует проведение
научных исследований в области судебной
деятельности и финансирует их; организует
разработку и внедрение программно-аппаратных
средств, необходимых для ведения
судопроизводства и делопроизводства,
а также информационно-правового
обеспечения судебной деятельности;
осуществляет работу по систематизации
законодательства; ведет банк нормативных
правовых актов Российской Федерации,
а также общеправовой рубрикатор
законодательства. Для реализации этих
задач была принята Концепция информатизации
судов общей юрисдикции и системы
Судебного департамента, одобренная
Советом судей Российской Федерации
29.10.99 г.

Немаловажным
аспектом деятельности Судебного
департамента является обеспечение
финансирования судебной деятельности.
Принципиальную роль в этом сыграло
принятие в январе 1999 г.

по законодательной
инициативе Верховного Суда РФ федерального
закона «О финансировании
судебной системы».

Он закрепил важнейшие позиции, защищающие
финансирование судов из федерального
бюджета, определил его четкий механизм,
вплоть до без акцептного списания
соответствующих средств в случае их
неперечисления в установленный срок.

Большая
работа проводится Судебным департаментом
по обеспечению реализации новых функций
судов, связанных с введением
Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В настоящее время органы Судебного
департамента прилагают серьезные усилия
по созданию условий для организации
работы судов присяжных.

Судебный
департамент управляет органами и
учреждениями Судебного департамента;
обеспечивает отбор и профессиональную
подготовку работников аппарата Судебного
департамента и работников органов и
учреждений Судебного департамента;
ведет статистический и персональный
учет работников органов и учреждений
Судебного департамента; принимает меры
по материально-техническому и иному
обеспечению деятельности органов и
учреждений Судебного департамента.

Объем
полномочий Судебного департамента,
определенный в законе, не является
исчерпывающим, он может осуществлять
также и иные меры по обеспечению
деятельности судов, органов судейского
сообщества, а также органов и учреждений
Судебного департамента.

Для
осуществления полномочий законодатель
предоставил Судебному департаменту
ряд прав и контрольных функций (ч. 2
ст. 6
ФЗ «О
Судебном департаменте при Верховном
Суде РФ»).

При осуществлении
своей деятельности Судебный департамент
рассматривает жалобы и заявления граждан
в пределах своей компетенции, для чего
разработана Инструкция о порядке
рассмотрения обращений граждан и ведения
делопроизводства по ним в Судебном
департаменте при Верховном Суде
Российской Федерации (от 23 декабря 1998
г.).

Главный
вывод, связанный с деятельностью
Судебного департамента, которая
осуществляется под непосредственным
руководством и контролем судебной
власти, можно свести к хорошо известному
тезису: настоящее правосудие дешевым
не бывает. Другими словами, государство,
ратующее за действительно независимый
суд, должно вкладывать в обеспечение
его деятельности такие средства, которые
необходимы, какими бы большими они ни
выглядели со стороны.

Ссылка на основную публикацию