Статья 6. меры безопасности

  • Из этой статьи вы узнаете, как организовываются охрана труда и техника безопасности на производстве, кто отвечает за безопасность работников, зачем на предприятии создается служба охраны труда, как она работает и кто ее контролирует.
  • Статья 6. Меры безопасности
  • Охрана труда и техника безопасности на предприятии – это комплекс мер, необходимых, чтобы обезопасить трудящихся во время выполнения ими порученных работодателем задач. По направлениям работы они подразделяются на:

• обеспечение безопасности электрооборудования, кабельных линий, ЛЭП, молниезащиту; • защиту от пожаров, возгораний и задымления; • безопасную организацию всех категорий работ; • поддержание исправности оборудования (поверка, ремонт, своевременная замена); • содержание в надлежащем состоянии зданий различного назначения, сооружений, построек, а также территории; • нейтрализацию влияния на работников шума, запыленности, вибрации и других вредных факторов; • защиту людей, которые трудятся в опасных условиях: на высоте, под землей, в условиях повышенных или пониженных температур, различных излучений, контактируют с горячими или движущимися предметами и их частями и т.д.; • обучение работников, учащихся, управленческого персонала (инструктажи по охране труда и технике безопасности, специальные курсы, плакаты, схемы, рисунки и др.); • мониторинг показателей здоровья работников (предварительные, предсменные, ежегодные, внеочередные медосмотры и освидетельствования), организация санаторного лечения, выдачи лечебно-профилактическое питания, молока; • общественный мониторинг организации охраны труда и техники безопасности на предприятии: работа уполномоченных по ОТ, профсоюзов, других общественных объединений.

С учетом требований нормативной документации, которая регулирует деятельность конкретных организаций, ими разрабатываются собственные стандарты СУОТ. Вся нужная сотрудникам информация по безопасному ведению работ излагается в инструкциях по охране труда и технике безопасности по конкретным профессиям или выполнению определенных работ (погрузочно-разгрузочные, огневые и т. д.).

Почему нужно соблюдать технику безопасности на рабочих местах?

Ответ очевиден: «Чтобы не травмироваться». Но есть и другие причины.

Итак, 5 причин, почему Вам надо соблюдать технику безопасности а рабочих местах:

1. Чтобы работник оставался жив, здоров и не стал инвалидом. Задумайтесь, на предприятиях России гибнет около 2000 человек в год и становятся инвалидами порядка 4000 человек в год!

2. Причинение ущерба здоровью другим работникам. За причинение вреда здоровью гражданам предусмотрена как административная ответственность ( ст. 5.27 КоАП), так и уголовная (ст. 143 УК РФ).

3. Непредоставление различных льгот и гарантий, не предусмотренных коллективным договором. Так, на многих предприятиях не выплачивается 13-ая зарплата нарушителям трудовой дисциплины.

4. Снижение качества продукции и услуг.

5. Увольнение по инициативе работодателя. Администрация предприятия имеет полное право расторгнуть трудовой договор за неоднократное нарушение техники безопасности или за однократное грубое нарушение техники безопасности (статьи 81 и 192 ТК РФ).

Кто отвечает за безопасность работников?

Среди поверхностно ознакомленных с требованиями ОТ работников бытует мнение, что за их безопасность отвечает инженер по технике безопасности и охране труда. На самом деле это не так.

За безопасность конкретных работников отвечает их непосредственный руководитель.

За охрану труда и технику безопасности на производстве в целом отвечают руководители: предприятия, подразделений, отделений и т. д.

Ответственность за выполнение требований охраны труда и техники безопасности на предприятии также делится по направлениям надзора и возлагается на работников соответствующей компетенции.

Например, ответственность за электробезопасность несут назначенные приказами работники энергетической службы, за организацию системы инструктажей по охране труда и технике безопасности на рабочих местах и ее качественное функционирование – непосредственные руководители работ.

Заботиться о собственной безопасности обязаны и сами трудящиеся. Это – требование не только здравого смысла, но и ст. 214 ТК РФ. Чтобы остаться здоровыми и сохранить работоспособность, трудящимся необходимо:

• четко знать и постоянно соблюдать требования инструкций по технике безопасности и охране труда; • вовремя проходить обучение и медосмотры; • использовать СИЗ; • уметь оказывать первую помощь; • внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, анализировать производственные ситуации и немедленно сообщать руководителю работ о возможной или существующей опасности.

Статья 6. Меры безопасности

На время прохождения обучения, медосмотра, остановки работ из-за создавшейся опасной ситуации за трудящимся сохраняется средний заработок.

Если же он уклоняется от ответственности за собственное здоровье – не является на инструктажи по охране труда и технике безопасности, не проходит медосмотры, регулярно нарушает требования ОТ, – представители работодателя имеют право в соответствующем порядке отстранить его от выполнения работ. При этом заработная плата за это время не начисляется.

За что отвечает служба охраны труда?

  1. Сфера ответственности службы ОТ, представлять которую может даже один-единственный инженер, – организация охраны труда и техники безопасности на предприятии. Представители этой службы обязаны:
  2. 1. Организовывать расследование, учет НС, ПЗ, анализ причин их возникновения, разработку профилактических мероприятий;
  3. 2.

    Создавать и реализовывать программы, мероприятия для повышения качества условий труда;

  4. 3.

    Оказывать организационно-методическую поддержку подразделениям в области ОТ: помогать разрабатывать инструкции по технике безопасности и охране труда, хранить их контрольные экземпляры, обеспечивать подразделения и руководящих сотрудников инструкциями, журналами, карточками, другой документацией по ОТ, наглядными пособиями, правилами, нормативами;

  5. 4.

    Участвовать в проверке знаний трудящихся по результатам проведенного силами предприятия обучения по ОТ;

5. Помогать подготавливать любые документы, которые касаются охраны труда и техники безопасности на производстве: коллективного договора, различных соглашений, приказов на вызовы на работу в выходные дни, изменение графика и др.;

  • 6. Помогать составлять списки на:
  • • прохождение предсменных, предварительных и ежегодных медосмотров; • получение молока, спецпитания; • выдачу спецодежды и СИЗ; • получение компенсаций (льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск);
  • 7. Готовить и сдавать отчетность по ОТ;
  • 8. Хранить документацию по ОТ;
  • 9. Организовывать учебу по ОТ работников и руководителей;
  • 10. Регулярно проверять состояние ОТ в подразделениях;

11. Проводить вводные инструктажи по охране труда и технике безопасности.

Чтобы качественно контролировать выполнение требований охраны труда и техники безопасности на производстве, специалисты по ОТ могут в любое время:

• осматривать технику, оборудование, помещения; • проверять документацию по ОТ (ведение журналов, ознакомление работников с инструкциями по охране труда и технике безопасности, ведение карточек учета спецодежды и СИЗ, оформление нарядов-допусков и др.), обеспеченность СИЗ и их фактическое применение; • контролировать применение трудящимися безопасных приемов и методов работы.

Чтобы успешно выполнять поставленные перед ними задания, специалисты по ОТ сотрудничают с другими службами предприятия (кадрами, энергетиками, механиками, медпунктом и т. д.), а также комиссией по ОТ, уполномоченными трудового коллектива по вопросам ОТ, профсоюзом.

Предписания специалистов службы ОТ

Служба охраны труда контролирует безопасность всех видов работ, которые ведутся на предприятии. Инженеры по ОТ вправе останавливать любые работы, которые ведутся с нарушениями требований инструкций по технике безопасности и охране труда.

При этом они выдают предписания, в которых отображается суть нарушений и указываются сроки их устранения.

Игнорирование требований этих предписаний лицами, которым они были выданы, влечет дисциплинарную, материальную, а в особо тяжелых случаях – уголовную ответственность.

В предписание вносятся: • суть выявленных нарушений требований правил, инструкций по технике безопасности и охране труда; • ссылки на нормативную документацию, требования которой были нарушены; • сроки, в которые необходимо устранить нарушения; • ответственные за устранение выявленных нарушений лица.

Предписание оформляется на руководителя работ и составляется в 2 экземплярах, один из которых выдается ему под подпись. Если руководитель работ отказывается принять предписание, об этом составляется акт или на предписании делается пометка «Принять предписание отказался».

При отказе принять предписание работы все равно останавливаются, а выявленные нарушения подлежат устранению. Проверяющее лицо может настаивать на проведении внепланового инструктажа по инструкциям по охране труда и технике безопасности, требования которых были нарушены.

Как только нарушения устраняются, ответственное лицо информирует об этом службу ОТ в письменной форме.

После того, как инженер по ОТ проверит выполнение нужных мероприятий и сделает соответствующую отметку (+ дата, подпись) в предписании, работы можно продолжать. Предписания хранятся в службе ОТ.

Порядок их хранения в подразделениях организации устанавливают самостоятельно. Например, можно вносить информацию о выданных предписаниях (суть нарушений, сроки устранения, ответственные лица) в журналы проверок ОТ.

Может ли инженер по технике безопасности и охране труда работать неполный рабочий день?

  1. Статья 6. Меры безопасности
  2. Трудовой кодекс обязывает работодателя создать должность инженера по ОТ или целую службу, если на его предприятии насчитывается 50 и больше работников. Если их меньше, работодателю разрешено:
  3. • ввести должность инженера по технике безопасности и охране труда либо создать соответствующую службу; • выполнять эту работу самостоятельно; • возложить эти обязанности на другого работника (работник должен иметь образование по охране труда в соответствии с профстандартом); • привлечь стороннего специалиста.

При этом количество времени, которое отводится инженеру по ОТ на выполнение своей работы, работодатель определяет самостоятельно и фиксирует это в штатном расписании. Поэтому работать неполный рабочий день, неполную неделю или по совместительству инженеру по технике безопасности и охране труда не запрещено. Для оптимизации расчетов нагрузки, которую планируется возложить на одного человека, целесообразно использовать разработанные Минтруда РФ межотраслевые нормативы численности работников службы ОТ. Это – документ рекомендательного характера.

Кто контролирует работу служб охраны труда и техники безопасности на предприятиях?

Специалист службы охраны труда подчинен руководителю организации либо его заместителю, поэтому для профессионального контроля качества выполнения ими своих обязанностей нужны сторонние организации. По принадлежности они делятся на:

• государственные.

Это специально уполномоченные государственные организации: Минтруда, Минздрав, Госгортехнадзор, Госавтоинспекция, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госстандарт, Государственная противопожарная служба, исполнительные власти федерального и местного уровней. По технологии осуществления госконтроль – межведомственный. Организации, которые его осуществляют, могут проверять любые предприятия и объединения, в которых есть объекты из области их интересов;

• ведомственные. Это контроль подчиненных организаций вышестоящими. В качестве контролирующих органов могут выступать министерства, ведомства, головные предприятия, предприятия-заказчики по отношению к подрядным организациям;

• вневедомственные. Это контроль со стороны ФСС, пенсионного фонда, других фондов и страхователей;

Охрана труда и техника безопасности при коронавирусе

Охрана труда в условиях коронавируса — это список обязательных мер, направленных на профилактику распространения инфекции. Работодатель определяет их в соответствии с требованиями законодательства и рекомендациями Роспотребнадзора.

Юридическая ответственность за распространение COVID-19

Из-за угрозы распространения инфекции COVID-19 законодательство, устанавливающее наказание за нарушение эпидемиологических требований, заметно ужесточили. Теперь за невыполнение правил работы при коронавирусе на производстве, в соответствии с которыми обеспечивается ОТ в условиях пандемии, к нарушителям применяются следующие виды санкций.

Нарушение техники безопасности, не повлекшее серьезных последствий Нарушение техники безопасности, повлекшее последствия в виде заражения или гибели людей
Для граждан Штраф 15-40 тысяч рублей Штраф 150-300 тысяч рублей
Для должностных лиц Штраф 50-150 тысяч рублей Штраф 300-500 тысяч рублей или дисквалификация на 1-3 года
Для индивидуальных предпринимателей Штраф 50-150 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток Штраф 500 тыс. — 1 млн. руб. или остановка работы на срок до 90 суток
Для юридических лиц Штраф 200-500 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток Штраф 500 тыс. — 1 млн. руб. или остановка работы на срок до 90 суток

В исключительных случаях к нарушителям применяются меры уголовной ответственности, предусмотренные статьей 236 УК РФ. Максимальный срок наказания по ней составляет до 7 лет лишения свободы.

Система ОТ в условиях негативной эпидемиологической ситуации

Несмотря на активность государственных органов, работодателям дается возможность самостоятельно определять, какие меры техники безопасности необходимо создать на предприятии для безопасности сотрудников от коронавируса в сложившейся ситуации.

Этот подход обусловлен тем, что разные компании имеют свою специфику, параметры организации трудового процесса и прочие характеристики.

Руководство компаний вправе самостоятельно составлять список необходимых мер по ОТ и технике безопасности в сложившейся ситуации с учетом рекомендаций уполномоченных органов и актуальных требований законодательства.

В наиболее общем виде дополнительный блок мер в области охраны труда и техники безопасности, учитывающий параметры эпидемиологической обстановки,включает следующие шаги:

  • разработка локальной правовой документации, определяющей принципы политики против распространения вируса и техники безопасности. Внутренние нормативные документы должны учитывать требования вышестоящих законодательных актов и не противоречить им;
  • разработка руководящей документации для организации подготовки сотрудников к труду в негативных эпидемиологических условиях, включая инструкции по ОТ и выполнению отдельных видов задач;
  • подготовка сотрудников к труду в новых условиях с информированием о необходимости соблюдения основных мер по противодействию распространению инфекции;
  • формирование оптимального графика труда работников предприятия с учетом характера их должностных обязанностей и особенностей технологического процесса в компании;
  • регулярная уборки помещений с уделением особого внимания объектам, характеризующимся повышенным количеством контактов с потенциальными носителями вируса;
  • закупка спецсредств для обеспечения необходимого уровня гигиены и безопасности на производстве;
  • выполнение контроля за выполнением мер по ОТ и технике безопасности в условиях сложных обстоятельств.

Перечисленные меры должны носить комплексный характер, то есть дополнять друг друга. Это достигается продуманной политикой компании с учетом параметров ее технологического процесса и наличия ресурсов для осуществления запланированных действий.

Выбор оптимального графика работы

График работы коллектива в новых условиях организовывают несколькими способами. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора перечень мер безопасности при коронавирусе на предприятии включает перевод всех или части сотрудников на удаленный режим.

Такой подход становится целесообразным, поскольку сокращает возможности передачи вируса внутри коллектива. Кроме этого, он защищает сотрудников от риска заражения в связи со случайными контактами с носителями вируса в общественном транспорте, в столовых и других предприятиях общественного питания и проч.

В случае наличия соответствующей возможности такой режим становится оптимальным.

Однако на практике его введение сопряжено с существенными ограничениями. Для некоторых категорий компаний удаленный режим труда не подходит.

Это касается таких предприятий как производственные компании, сервисные службы, работающие с гражданами, и проч.

Такие предприятия продолжают работать в обычном режиме, но должны усилить меры техники безопасности внутри коллектива и внести изменения в ИОТ из-за коронавируса, чтобы обеспечить необходимый уровень профилактики заражения.

Организациям, которые не в состоянии полностью перевести коллектив на режим удаленной работы ввиду производственных ограничений, рекомендуется проанализировать возможности частичного перехода к дистанционному выполнению работниками своих обязанностей. Например, они переводят на такой режим только часть рабочего коллектива или дают сотрудникам возможность работать из дома несколько дней в неделю.

Принятие особых противоэпидемиологических мер

Организации, которые продолжают работать в обычном режиме, то есть не переводят сотрудников на удаленный график труда, согласно рекомендациям Роспотребнадзора должны обеспечить:

  • возможность гигиенической обработки кожи рук сотрудников при входе в помещение компании. Для этого используются разные типы антисептиков, специальные гигиенические салфетки и других материалов;
  • организацию регулярной уборки помещений в организации с уделением основного внимания поверхностям, которые становятся наиболее потенциально опасными в связи с риском распространения вируса. Речь идет о таких объектах как дверные ручки, перила, выключатели и т.д. В письме N 02/3853-2020-27 ведомство подчеркивает, что их обработка должна выполняться не реже одного раза в два часа;
  • регулярное проветривание помещений, в которых работают специалисты, не реже одного раза в два часа;
  • использование профессиональных средств для обеззараживания воздуха в помещении, таких как бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха и проч.;
  • другие меры гигиенического характера, которых требует охрана труда и техника безопасности при коронавирусе с учетом специфики предприятия.

При этом работодателю необходимо не только за свой счет обеспечить закупку нужных материалов и ресурсов для выполнения работ по охране труда и технике безопасности, но и следить за наличием их необходимого запаса.

Роспотребнадзор рекомендует при его формировании рассчитывать на период не менее 5 дней. При переводе сотрудников на работу в дистанционном режиме ответственность за выполнение таких мер возлагается на них самих.

Организация карантина

Общим требованием к компаниям всех организационно-правовых форм в сегодняшних условиях становится ограничение выездов сотрудников за рубеж, в особенности в государства с негативной эпидемиологической обстановкой. Это касается как рабочих командировок, так и планируемых отпусков: информацию об опасности таких поездок необходимо донести до всех членов коллектива.

При этом работники, которые по каким-то причинам вынуждены были поехать в такое путешествие и вернулись оттуда, обязаны самоизолироваться в домашних условиях на период, равный 14 дням.

Этот срок считают инкубационным периодом коронавируса: по его истечении человек становится безопасен для других людей, если у него не появилось симптомов заражения.

Работодатель не вправе препятствовать изоляции сотрудников в домашнем режиме: более того, если ему известно, что работник выезжал в «опасные» страны или имел контакты с носителями вируса, он обяжет его пребывать в карантине в течение установленного срока.

Документально такое пребывание оформляется больничным листом. Он предоставляется работнику вне зависимости от его самочувствия. Если работник заболел, то в больничном ставится код 01.

Если же он не проявляет симптомов заболевания и чувствует себя хорошо, в листке нетрудоспособности проставляется код 03.

В этой ситуации по соглашению между работником и работодателем нахождение в карантине не оформляется как период нетрудоспособности: сотрудник продолжает выполнять обязанности в удаленном режиме, выполняя приказы по охране труда в организации.

Одним из основных компонентов системы мер по противодействию распространения вируса в организациях должно стать информирование работников о правилах противоэпидемиологического режима.

Для достижения системного характера этой работы нужно дать оценку состояния охраны труда в условиях коронавируса и разработать отдельную инструкцию по охране труда.

Сегодняшняя ситуация, конечно, относится к категории нештатных, поэтому в таких условиях оправданной становится организация внепланового инструктажа для коллектива.

В этих обстоятельствах многое зависит от грамотных действий специалиста по охране труда. Он обязан в короткий срок разработать необходимую инструкцию по ох, представить ее на утверждение руководителю и организовать выполнение инструктажа для работников.

Организация подготовки сотрудников

Первым шагом в направлении достижения безопасности работников компании в условиях распространения новой вирусной инфекции должно стать издание приказа, содержащего план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в связи с коронавирусом на предприятии. В этом документе следует учесть положения новых указов президента РФ, рекомендации Роспотребнадзора и Минздрава.

Приказ может содержать прямое указание на список мер по технике безопасности, которые запланированы к осуществлению в компании, или утверждать дополнительное положение по ОТ в условиях сложной эпидемиологической обстановки. Документ подписывается руководителем предприятия и доводится до сведения всех сотрудников.

Каждый из них обязан подтвердить факт своего ознакомления с текстом документа личной росписью.

Основные положения такого документа обычно включают:

  • список мер техники безопасности, которые выполняются в компании для противодействия распространению вируса;
  • ограничения для сотрудников в связи с введением противоэпидемиологического режима;
  • порядок действий в случае обнаружения симптомов заражения у одного или нескольких работников;
  • условия организации труда специалистов предприятия;
  • другие положения.

В соответствии со статьей 196 ТК РФ выполнение всех противоэпидемиологических мер, включая внеплановый инструктаж в связи с коронавирусом, подлежит финансированию за счет работодателя. Вовлечение сотрудников в финансовое обеспечение профилактических и иных мер в рассматриваемой ситуации строго запрещено.

Как провести внеплановый инструктаж

Специального порядка проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции действующим законодательством не предусмотрено. Работодатель руководствуется стандартными правилами, описанными в совместном постановлении Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года № 1/29. В пункте 2.1.

6 этого нормативного документа указывается, что работодатель сам решает, надо ли проводить при коронавирусе внеплановый инструктаж по охране труда и технике безопасности для работников. Если такое решение принято, издается специальный приказ: в нем прописывается порядок организации такого инструктажа, лица, ответственные за его проведение, и другие аспекты.

С содержанием документа необходимо ознакомить всех работников под роспись.

Сейчас основными государственными органами, которые контролируют ситуацию в области распространения коронавируса, становятся Минздрав и Роспотребнадзор.

Они выпускают методические и другие рекомендации для работодателей относительно мер охраны труда и техники безопасности, которые способы остановить быстрое распространение инфекции.

Соответствующие памятки и рекомендации размещены на сайтах профильных ведомств, а также на отдельном портале стопкоронавирус.рф. Здесь можно найти:

  • общие рекомендации для всех типов организаций;
  • специальные указания по охране труда в соответствии с профилем работы предприятия, например, «Охрана труда в сельском хозяйстве в условиях коронавируса»;
  • рекомендации для работников компаний;
  • другие памятки.

Памятка о правилах поведения во время пандемии

Одной из основных памяток, выпущенных Роспотребнадзором с начала 2020 года, является памятка о технике безопасности и охране труда в период пандемии.

Статья 6. Меры безопасности

Образцы приказов по охране труда в условиях пандемии и карантина в организации

  • Скачать приказ об организации противоэпидемического режима
  • Скачать приказ о введении дополнительных противоэпидемических мер
  • Скачать приказ о переводе на удаленную работу

Инструкции и инструктажи в связи с коронавирусом

Проведение инструктажей по технике безопасности осуществляется на основании приказа руководителя предприятия, учитывающего требования постановления № 1/29. Разработку инструкций целесообразно осуществлять на основании рекомендаций Роспотребнадзора для соответствующих сфер деятельности: например, охрана труда в медучреждениях в связи с коронавирусом требует принятия специальных мер.

  1. Скачать общие инструкции
  2. Скачать инструкции для торговых организаций
  3. Скачать инструкции для предприятий общепита

Образцы журналов при коронавирусе

  • Перечень журналов по охране труда при коронавирусе составляется в соответствии с теми мероприятиями по технике безопасности, которые реализуются в компании.
  • Скачать журнал регистрации температуры
  • Скачать журнал выдачи масок

Организация защиты свидетелей

Данная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г.

№ 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

Кроме того, данная деятельность регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 21 сентября 2012 г.

№ 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 14 июля 2015 г.

№ 705 «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице».

Какие основания необходимы для применения в отношении участников уголовного судопроизводства мер государственной защиты?

 

  • Для применения мер государственной защиты необходимо наличие установленных органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, данных о реальной угрозе убийства участника уголовного судопроизводства, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве.
  • Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних – на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.
  • В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Кто принимает решение о применении мер безопасности в отношении участника уголовного судопроизводства?

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

№ 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, на основании письменного заявления участника уголовного судопроизводства.

В отношении кого могут быть применены меры государственной защиты?

 

  1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

    № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственной защите подлежат участники уголовного судопроизводства, к которым относятся:

  2. потерпевший;
  3. свидетель;
  4. частный обвинитель;
  5. подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
  6. эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
  7. гражданский истец, гражданский ответчик;
  8. законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
  9. Кроме того, государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного судопроизводства.

Могут ли применяться меры государственной защиты до возбуждения уголовного дела либо после постановления приговора?

 

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

№ 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Частью 5 статьи 2 Федерального закона установлено, что меры государственной защиты в отношении защищаемых лиц могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера

Каков порядок принятия решения о применении мер безопасности?

 

С целью применения мер безопасности суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства участника уголовного судопроизводства, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. Следователь принимает указанное решение с согласия руководителя следственного органа.

  • О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).
  • Меры безопасности, способы их применения избираются и определяются органом, осуществляющим меры безопасности.
  • Об избранных мерах безопасности, их изменении, о дополнении и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий меры безопасности, информирует суд (судью), начальника органа дознания, руководителя следственного органа или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.

Орган, осуществляющий меры безопасности, для избрания мер безопасности, предусмотренных пунктами 1 – 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

№ 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», заключает с защищаемым лицом письменный договор, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении.

Кроме того, орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица.

Можно ли обжаловать решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении?

 

Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Какие органы исполняют мотивированное постановление (определение) о применении в отношении участника уголовного судопроизводства мер безопасности?

 

  1. Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности.
  2. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда (судьи) или Следственного комитета Российской Федерации, осуществляются по решению суда (судьи), руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации или следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности, таможенными органами Российской Федерации или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенными по местонахождению защищаемого лица.
  3. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.
  4. Органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации меры безопасности осуществляются в отношении лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания.

Какие меры безопасности могут быть применены в отношении участника уголовного судопроизводства?

 

  • В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» в отношении защищаемого лица могут применяться следующие меры безопасности:
  • личная охрана, охрана жилища и имущества;
  • выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  • обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  • переселение на другое место жительства;
  • замена документов;
  • изменение внешности;
  • изменение места работы (службы) или учебы;
  • временное помещение в безопасное место;
  • применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
  • Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4 – 7 части 1 статьи 6 Федерального закона, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. 

Каков порядок принятия решения об отмене мер безопасности?

 

Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, если защищаемое лицо отказывается от заключения договора об условиях применения мер безопасности, правах и обязанностях сторон при их применении, либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий данного договора, а также по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.

Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.

Постановление (определение) об отмене мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Что грозит тем, кто умышленно нарушает правила безопасности в период распространения коронавируса

Предусмотрены штрафы:

  • для граждан от 15 до 40 тыс. рублей;
  • для должностных лиц и ПБОЮЛ – от 50 до 150 тыс. рублей;
  • для юрлиц – от 200 до 500 тыс. рублей.

В качестве альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Если эти нарушения нанесли вред здоровью человека или стали причиной его смерти, но не содержат признаков преступления, предусматривается административный штраф:

  • для граждан от 150 до 300 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет;
  • для ИП и юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также вводится новая статья 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ) при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Уголовная ответственность

В соответствии с поправками в УК РФ нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Этим же законом введена уголовная ответственность за публичное распространение недостоверной
информации о коронавирусной инфекции. Вячеслав Володин отмечал неоднократно, что иногда слова не только ранят, но и убивают.

За публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств будут штрафовать на сумму от 300 тыс. до 700 тыс. рублей или ограничивать свободу на срок до трех лет.

Если в результате распространения фейка был причинен вред здоровью, штраф составит от 700 тыс. до 1,5 млн рублей, а срок лишения свободы – до трех лет.

Если распространение ложной информации повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, штраф составит от 1,5 млн до 2 млн рублей, а срок лишения свободы — до пяти лет. Ответственность для юрлиц регулируется в КоАП.

Заходите в раздел «Меры поддержки в условиях COVID-19»

COVID-19: введена уголовная и административная ответственность за нарушения в период действия особых правовых режимов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о включении в УК РФ и КоАП РФ специальных видов ответственности за нарушение режимов, которые введены или могут быть введены в условиях пандемии коронавируса.

Поправки включают административные штрафы[1]:

— до 40 тыс. руб. для граждан, до 150 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 500 тыс. руб. для юридических лиц,

— до 300 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или смерти;

до 3 млн. руб. – для юридических лиц,

до 5 млн. руб. – для юридических лиц, при наличии последствий в виде вреда здоровью, имуществу, нарушения порядка и безопасности,

до 10 млн. руб. – для юридических лиц при повторном совершении;

— до 30 тыс. руб. для граждан, до 50 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 300 тыс. руб. – для юридических лиц,

— до 50 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или имуществу;

Поправки предусматривают уголовную ответственность[5]:

  •  за нарушения санитарно-эпидемиологических правил[6]:

— которые повлекли (или создали угрозу повлечь) массовое заболевание или отравление людей – от штрафа от 700 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет,

— повлекли смерть человека – – от штрафа от 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет,

— повлекли смерть двух или более лиц – лишение свободы до 7 лет;

— от штрафа до 700 тыс. руб. до ограничения свободы на срок до 3 лет, если деяние не имело последствий,

— от штрафа до 1 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет, если деяние повлекло причинение вреда здоровью,

— от штрафа до 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет, если деяние повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.

Изменения вступили в силу 1 апреля 2020 года. Подробности – ниже.

1. Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

1.1. Введена административная ответственность [8] за допущенные в периоды режима чрезвычайной ситуации или карантина или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания

— нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических правил и противоэпидемических мероприятий),

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека

При отсутствии последствий При наличии последствий[9]
  • — для юридических лиц – штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • — для должностных лиц и предпринимателей – штраф в размере от 50 000 до 150 000 рублей (для предпринимателей также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • — для граждан – штраф в размере от 15 000 до 40 000 рублей.
  1. — для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. — для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  3. — для граждан – штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей.
Ссылка на основную публикацию