Статья 44. внесение изменения в федеральный закон «об оценочной деятельности в российской федерации»

Федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом России, несмотря на многочисленные обращения оценочного сообщества к Владимиру Путину с просьбой отклонить подписание законопроекта. Документом вносятся существенные изменения в  закон N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Изменения, внесенные в закон об оценочной деятельности:

  • введен обязательный квалификационный экзамен;
  • отменена обязательная экспертиза СРО отчетов об оценке;
  • введена ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки;
  • изменены полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.

Принятие закона прокомментировала Ирина Вишневская, генеральный директорBerkshire Advisory Group, эксперт Рабочего органа по методическому обеспечению и экспертизе при Совете по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ, эксперт Рабочего органа по защите прав и законных интересов оценщиков и СРОО Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ:

«Это закон, который уже подписал президент РФ, и для его выполнения всем придется начать работать по-новому. Началась новая эпоха работы в отрасли. Перезагрузка».

Обязательный квалификационный экзамен. Для всех

Законопроектом для всех оценщиков устанавливается обязательный квалификационный экзамен.

К сдаче экзамена допускается оценщик, имеющий высшее образование и/или прошедший профессиональную переподготовку по направлению оценки. Периодичность сдачи экзамена – раз в три года.

После успешного прохождения испытаний оценщик сможет работать только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. 

Статья 44. Внесение изменения в Федеральный закон

«В соответствии с новым законом оценщик может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в его квалификационном аттестате. Таким образом, в оценочной деятельности будет выделено несколько направлений — оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса и т.д.

Раньше, к примеру, оценщик оборудования, который ни разу не оценивал бизнес, мог подписать отчет об оценке пакетов акций, не обладая необходимым уровнем компетенций.

С введением меры сертификации по направлениям оценщик вначале должен будет подтвердить свой экспертный уровень по оценке имущества определенного типа, после чего получит право подписывать отчеты об оценке».

Пересдать экзамен можно не раньше, чем через 90 дней. Пока у оценщика нет квалификационного аттестата, он не может стать членом СРОО, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке.  

«Обязательный экзамен означает, что государство предприняло меры по зачистке рынка, в результате которого ожидается сокращение числа оценщиков в стране с 20 тысяч до примерно 4 тысяч. Сдача экзамена превратится в многомесячный «бич», аналогично тому, как проходят экзамены у аудиторов», – комментирует Ирина Вишневская.

Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал экзамен, а также имеет стаж (опыт) работы в сфере оценки не менее трех лет. Причем из них минимум год — в должности помощника оценщика или оценщика.

Олейников Владимир оценивает введение требований к опыту работы оценщика положительно:

«Введение данной меры абсолютно оправданно и является показателем повышения статуса профессии.

Ранее выпускник Вуза, получивший диплом об оценочном образовании, не имеющий ни года практики в оценочной деятельности, мог получить членство в СРО и статус оценщика.

Ничего не мешало такому оценщику подписывать отчеты об оценке самого сложного имущества рыночной стоимостью свыше нескольких миллиардов рублей».

Какой именно орган будет проводить экзамен, как будет проходить оценка квалификации и по каким направлениям – в Федеральном законе не указано. Стоит отметить, что отсутствие указания конкретных направлений создает предпосылки для дробления профессии на узкие специализации.

Специалисты, практикующие оценку нескольких видов собственности, очевидно, будут вынуждены либо сдавать экзамены по всем направлениям, либо сузить поле своей профессиональной деятельности.

Следствием принятия данного законопроекта неизбежно станет увеличение финансовой нагрузки на оценщиков.

«К росту стоимости услуг это вряд ли приведет, – отмечает Ирина Вишневская, – скорее это означает предел рынка: фирмы из 1-2 человек, существующие как «витрины» в интернете, будут объединяться. Укрупнение коснется и компаний с именем. Скорее всего, в следующем рейтинге «Эксперт РА» мы увидим совершенно других игроков рынка оценки».

Введение обязательного квалификационного экзамена для оценщиков поддержала Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», муниципальный депутат Москвы:

«Я считаю, что государство как заинтересованная сторона имеет право предъявлять чёткие требования к людям, осуществляющим оценку. Обязательный экзамен позволит не только определить уровень квалификации, но и простимулирует получение соответствующего уровня знаний.

Сопротивление и возмущение экспертного сообщества в данном случае мне непонятно. Хотя бы даже потому, что недобросовестные участники рынка — как ложка дегтя в бочке с мёдом наносят ущерб имиджу оценщиков в целом.

Хотя я разделяю озабоченность некоторых специалистов, которые считают, что на квалификационный аттестат можно будет сдать «за деньги».

Напомним, что вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков последнее время активно обсуждались в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка,  действующего в целях выполнения поручений Президента России о создании системы независимой оценки квалификаций.  Разработан профстандарт «Специалист в оценочной деятельности». В настоящий момент идет апробация профстандарта, а также разработка оценочных средств центрами оценки квалификаций.

Независимая оценка квалификации будет регулироваться  специальным Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» (проект федерального закона № 1029618-6). В части 3 статьи 1 законопроекта указано:

В случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен настоящим Федеральным законом, то оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такая редакция противоречит позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлении от 29 июня 2004 года №13-П и устанавливающей, что приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Кроме того, эта норма проекта закона допускает приоритет иных нормативных правовых актов РФ перед законом, что не соответствует конституционному принципу верховенства федеральных законов.

Пока сложно сказать, в каком виде будут сосуществовать две системы оценки квалификации оценщиков: обязательная (предусмотренная новой редакцией 135-ФЗ) и добровольная (в рамках системы независимой оценки квалификаций).

Отмена обязательной экспертизы СРО отчетов об оценке

Решение отменить обязательную экспертизу СРО выглядит непоследовательным: в течение последних нескольких лет вводились изменения, направленные именно на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке.

2011-2013 гг. — разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, введен единый квалификационный экзамен для подтверждения их профессионализма;

2014 г. — ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями увеличена до 5 000 000 руб.;

2015 г. — изменен предмет экспертизы:  обязанностью эксперта стало  проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. 

Ирина Вишневская полагает, что отмена обязательной экспертизы неизбежно приведет к снижению качества отчетов об оценке:

«Из-за отмены обязательной экспертизы оценочных СРО я ожидаю ухудшения качества услуг, в силу теперь уже бесконтрольности оценщиков, особенно региональных, где качество экспертизы и ранее существенно отставало от стандартов лидеров рынка — крупных московских и питерских компаний.

Как следствие – мы увидим рост количества жалоб со стороны потребителей услуг и наложенных дисциплинарных взысканий, особенно в связи с ужесточение требований по линии дисциплинарного кодекса СРОО. С учетом масштабного плана приватизации на 2016 год, возникает новая угроза.

Экспертиза СРО, которая ранее была обязательной, более не требуется, и как следствие, давление госзаказчика на оценщиков, которое всегда было существенным, но ограничивалось аргументом, что СРОО не пропустят отчет, исчезнет.

Также система саморегулирования, помимо контрольных функций, обеспечивала обмен знаниями, обучение оценщиков. Теперь этого не будет».

Ольга Косец напротив, уверена в полезности отмены обязательной экспертизы:

«Моё мнение — институт СРО на сегодняшний день у нас не прижился, его создание является преждевременным. Мы не готовы объединяться в профессиональные сообщества ради достижения государственных целей.

Чаще всего СРО являются дополнительной прокладкой, в результате существования которой предприниматели несут дополнительные расходы.

Обязательная экспертиза хоть и является бесплатной, но имеет явные коррупционные признаки, поэтому её отмена будет положительным фактором».

Государство давно выражало неудовлетворение работой экспертов СРО, однако планомерно решало эту проблему, усиливая ответственность экспертов. Теперь обязательной экспертизы нет вообще. Кому это понадобилось? Действительно сложно игнорировать факт, на который указала Ирина Вишневская: отмена обязательной экспертизы совпала с предстоящей масштабной приватизацией государственного имущества.

Ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки

Законопроект содержит и позитивные изменения, в частности, вводит ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки.

Читайте также:  Статья 36. Права должностных лиц органов охраны

 Ранее за объективность оценки отвечал оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу.

Однако на объективность оценки, без сомнения, существенно влияет полнота и достоверность исходной информации, которую в ряде случаев было весьма проблематично поучить от заказчика.  

«Любая сделка предполагает ответственность двух сторон — заказчика и исполнителя, именно этот пункт теперь закреплен законодательно.

Ранее вся ответственность за объективность оценки была возложена на оценщика и СРО, выполнявшую экспертизу отчета.

Для создания прозрачной процедуры сделок с имуществом, особенно когда речь идет о государственном и муниципальном имуществе, исходные данные для оценки, полученные от заказчика, являются необходимым пунктом», – отмечает Ольга Косец.  

Изменения, касающиеся ответственности заказчика, без сомнения, являются позитивными. Алина Тухватуллина, юрист «Конструктор документов FreshDoc.ru» считает, что абсолютно новой эту норму назвать нельзя:

«Поправки в закон об оценочной деятельности в основном затрагивают вопросы ответственности оценщиков. Но предусмотрено кое-что и про заказчика оценки, ему наконец-то будет посвящена отдельная статья в законе (15.2). Оговариваются права и обязанности заказчика; выделяется, например, обязанность заказчика давать оценщику всю необходимую информацию и документацию.

Теперь оценщик сможет прямо апеллировать к обязанности заказчика всемерно содействовать проведению оценки. Абсолютно новой эту норму, скорее всего, назвать нельзя, речь идет об уточнении имевшихся ранее обязанностей. Ведь и сейчас оценщики направляют заказчику требование о предоставлении информации по объекту оценки, ссылаясь статью 14 закона об оценочной деятельности.

Но если сейчас предоставление доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, зависит от доброй воли заказчика, то в новом законе установлена прямая обязанность заказчика давать доступ к документам, хранящим коммерческую тайну.

Сейчас на практике наши клиенты прописывают доступ к коммерческой тайне в договоре об оказании оценочных услуг или в отдельном соглашении о конфиденциальности».

По мнению Ирины Вишневской,  изменения, касающиеся ответственности заказчика, вряд ли смогут применяться  в полной мере:

«Что касается попыток возложить ответственность на заказчика — я не верю в работоспособность данного механизма. Если это декларируется как способ снять с оценщиков возложенную на них ответственность за необходимость перепроверки фактов и данных, мы продолжим это делать».  

Полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России

Из полномочий Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России исключается полномочие по рассмотрению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и представлению рекомендации по их утверждению.

«Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России — теперь факультативный орган, – объясняет Ирина Вишневская. – Пока непонятны дальнейшие действия, вероятно СРОО предпримут попытку его сохранения и легитимизации материалов, которые там разрабатываются».

Оценочное сообщество опасается, что такие изменения могут привести к переходу от саморегулирования оценочной деятельности (принятия нормативных актов с учетом позиции как профессионального оценочного сообщества, так и мнения потребителей оценочных услуг) к государственному регулированию данной области.

Важно!

Большинство норм Закона вступает в силу с 01 июля 2017 года. Однако в документе имеется оговорка: для членов  СРОО (для лиц, являющихся членами по состоянию на 01.01.2017 года):

  • норма о том, что «оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате» будет применяться с 01 апреля 2018 года;
  • норма, устанавливающая обязательное условие членства в СРОО, помимо ныне действующих требований, а именно «наличие квалификационного аттестата», применяется с 01 апреля 2018 года.

Вернуться в раздел

Новые поправки в Закон об оценке

Заканчивая свою работу, Государственная Дума России 6 созыва в очередной раз «приятно» удивила оценочное сообщество, внеся неожиданные поправки в Закон об оценочной деятельности и иные законодательные акты, затрагивающие права профессиональных оценщиков.

По сложившейся странной традиции сразу во втором и третьем чтении 22 июня 2016 г. был принят Законопроект № 985767-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». И если в первом чтении текст закона умещался на 7 страницах, то в принятом виде законопроект содержит уже 50 страниц поправок в различные законы.

В настоящий момент законопроект направлен в Совет Федерации. НП «АРМО» проанализировало самые важные поправки, которые уже в скором времени могут затронуть права и интересы оценочного сообщества.

  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ СТОИМОСТИ
  • Законопроект вводит в текст закона об оценочной деятельности понятия ликвидационной и инвестиционной стоимостей.
  • Под ликвидационной стоимостью понимается расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции объекта оценки для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.
  • Для целей настоящего Федерального закона под инвестиционной стоимостью понимается стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.
  • Напомним, что аналогичные определения уже содержались в текст ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости».
  • СВЕДЕНИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ ОЦЕНЩИКА
  • Законопроект предлагает, что договор на проведение оценки более не должен содержать сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 Закона об оценочной деятельности.
  • Эти сведения должны обязательно включаться в текст самого отчета об оценке.
  • ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАНДАРТОВ
  • Законопроект исключает необходимость обоснования использования стандартов оценки для определения стоимости объекта оценки при проведении оценки.
  • СВЕДЕНИЯ ОБ ОЦЕНЩИКЕ

Законопроект предлагает вместо сведений о месте нахождения оценщика указывать в отчете об оценке номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика. Раскрытие остальных данных (ФИО, членство в СРОО и т.д.) осталось неизменным.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Законопроект расширяет вторую часть ст. 12 Закона об оценочной деятельности.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

НОВЫЕ ЛИЦА РОССИЙСКОЙ ОЦЕНКИ

Законопроект предлагает расширить состав членов Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России. Напомним, что именно этот орган участвует в рассмотрении вопросов государственной политики в области оценочной деятельности и рассматривает проекты федеральных стандартов оценки.

  1. Законопроект предлагает дополнить персональный состав совета по одному представителю от Центрального банка Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера акционерного общества и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
  2. При этом законопроект предлагает закрепить норму, что член совета по оценочной деятельности может быть исключен из его состава по решению председателя совета по оценочной деятельности.
  3. В настоящее время председателем совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России является Министр экономического развития Российской Федерации Улюкаев Алексей Валентинович.
  4. ТАИНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Законопроект предлагает расширить полномочия таинственного органа, который будет проводить квалификационный экзамен оценщиков. Напомним, что эта норма была введена Федеральным законом от 02.06.

2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

И в настоящее время нет однозначного понимания, что это будет за орган: является ли он органом исполнительной власти или им может быть любая частная организация.

  • Законопроект предлагает, что полномочия органа, уполномоченного на проведение квалификационного экзамена, на основании его решения вправе осуществлять подведомственная ему организация.
  • Что это за организация, и какие критерии к ней будут предъявляться, законопроект не раскрывает.
  • ПРИВЕТ ОТ ФЕДРЕСУРСА

В течение 2015 г.

НП «АРМО» совместно с Ассоциацией «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков» боролись за отмену обязанности оценщиков размещать на платной основе сведения на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических (www.fedresurs.ru). Результатом подобной деятельности стало изменение ст. 8 Закона об оценочной деятельности и отмена поборов с оценщиков.

Однако теперь законопроект вносит изменения в Закон о саморегулируемых организациях, вновь устанавливая обязанность членов СРОО размещать на нем сведения о себе.

Законопроект предлагает, что каждый член СРОО обязан внести сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием наименования (фамилии, имени и, если имеется, отчества) члена саморегулируемой организации, его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета и, если имеется, идентификационный номер налогоплательщика для физических лиц), контактного адреса для связи с членом саморегулируемой организации, наименования саморегулируемой организации, ее идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер), видов деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в такой саморегулируемой организации.

НП «АРМО» в настоящий момент анализирует последствия принятия этой нормы. Вопрос об оплате размещения подобных сведений остается открытым.

ПРОЩАЙ, КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА

Читайте также:  Статья 31. члены семьи умершего, считающиеся иждивенцами

Законопроект предлагает приостановить действие статей 2412 — 2417 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Напомним, что эти статьи полностью посвящены вопросам организации, проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки, приводимой оценщиками.

  1. При этом законопроект устанавливает, что в отношении договоров на проведение работ по определению кадастровой стоимости, заключенных до дня вступления в силу закона, подлежат применению статьи 2415 и 2417 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» до исполнения соответствующих обязательств сторонами таких договоров.
  2. А ГДЕ ВЫ БЫЛИ В 2014 ГОДУ?
  3. Очень интересные и крайне запутанные поправки предлагаются законопроектом в части определения кадастровой стоимости в период с 2017 по 2020 годы.
  4. Законопроект предлагает установить, что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года:
  5. 1) в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;
  6. 2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после  1 января  года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

2.

В случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 2419 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

3.

Кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 2419 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января 2017 года, определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

НП «АРМО» напоминает, что в настоящее время этот законопроект еще не вступил в силу. Он только направлен на рассмотрение в Совет Федерации России, после которого, в случае утверждения, его должен будет рассмотреть Президент России Владимир Путин.

О внесении изменений в федеральный закон «об оценочной деятельности в российской федерации

  • 14 Июля 2021
  • ‎Российской Федерации
  • Проект
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О внесении изменений в Федеральный закон ‎«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ‎(в части создания апелляционного органа
  • ‎совета по оценочной деятельности)
  • Статья 1

На данном этапе проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта «О внесении изменений в федеральный закон «об оценочной деятельности в российской федерации» и антикоррупционная экспертиза. Вносится Правительством

Внести в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2002, № 4, ст. 251; № 12, ст. 1093; № 46, ст. 4537; 2003, № 2, ст. 167; № 9, ст. 805; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 2, ст. 172; № 31, ст. 3456; 2007, № 7, ст. 834; № 29, ст. 3482; № 31, ст. 4016; 2008, № 27, ст. 3126; 2009, № 19, ст. 2281; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6419, 6450; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7024, 7061; 2013, № 23, ст. 2871; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4082; 2014, № 11, ст. 1098; № 23, ст. 2928; № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4226; 2015, № 1, ст. 52; № 10, ст. 1418; № 24, ст. 3372; № 29, ст. 4342, 4350; 2016, № 1, ст. 11; ‎№ 18, ст. 2487; № 23, ст. 3296; № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4293, 4294; 2017,

‎№ 31, ст. 4823; 2018, № 32, ст. 5105) следующие изменения:

  1. 1) часть первую статьи 14 дополнить новым абзацем десятым следующего содержания:
  2. «осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.»;
  3. 2) часть первую статьи 15 дополнить новым абзацем пятнадцатым следующего содержания:
  4. «исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.»;
  5. 3) статью 16.2 дополнить новой частью второй следующего содержания:
  6. «Эксперт саморегулируемой организации оценщиков осуществляет права и исполняет обязанности, возникающие из оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.»;
  7. 4) статью 19.1 дополнить новой частью одиннадцатой следующего содержания:
  8. «При совете по оценочной деятельности также создается апелляционный орган совета по оценочной деятельности.»;
  9. 5) дополнить статьей 19.2 следующего содержания:
«Статья 19.2. Апелляционный орган совета по оценочной деятельности

Апелляционный орган совета по оценочной деятельности является постоянно действующим коллегиальным органом совета по оценочной деятельности (далее – апелляционный орган).

Количество членов апелляционного органа и его состав, а также составы комиссий апелляционного органа по направлениям оценочной деятельности утверждаются советом по оценочной деятельности. Член совета по оценочной деятельности не может входить в состав апелляционного органа и являться его членом.

  • Положение об апелляционном органе, включающее в себя ‎в том числе порядок формирования состава апелляционного органа ‎и определяющее порядок работы апелляционного органа, требования
  • ‎к содержанию апелляции, порядок и сроки рассмотрения апелляций утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
  • Апелляционный орган осуществляет следующие функции:
  • рассматривает письменные обращения физических и юридических лиц (далее – заявитель) о несогласии с результатом рассмотрения саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение членом и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков при составлении отчета об оценке или экспертного заключения на отчет об оценке требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики ‎(далее – апелляция);
  • принимает решение по итогам рассмотрения апелляций.
  • Апелляция может быть подана на рассмотрение в апелляционный орган, если предметом жалобы является нарушение членом ‎и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации ‎в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики ‎при составлении отчета об оценке или экспертного заключения на отчет об оценке объекта оценки, проведение оценки которого обязательно
  • ‎в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Апелляция может быть подана заявителем на рассмотрение ‎в апелляционный орган в случаях:
  • несогласия заявителя с решением дисциплинарного комитета ‎об отказе в удовлетворении заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы саморегулируемой организацией оценщиков;
  • несогласия заявителя с решением дисциплинарного комитета ‎об удовлетворении заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы саморегулируемой организацией оценщиков;
  • несогласия заявителя с результатом рассмотрения ‎или не рассмотрением коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков жалобы на решение дисциплинарного комитета в установленный срок.
  • Апелляция подается заявителем до оспаривания решения дисциплинарного комитета или результата рассмотрения ‎(не рассмотрения) коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков жалобы на решение дисциплинарного комитета в судебном порядке.
  • В ходе рассмотрения апелляции исследованию подлежат только факты, указанные в апелляции и прилагаемых к ней документах, ‎в соответствии с требованиями к содержанию апелляции, установленными положением об апелляционном органе.
  • Член комиссии по направлению оценочной деятельности не может участвовать в рассмотрении апелляции в случаях, если:
  • является заявителем, либо представителем заявителя;
  • является членом, экспертом, работником или должностным лицом саморегулируемой организации оценщиков, в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, или представителем члена и (или) эксперта саморегулируемой организации оценщиков, ‎в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба;
  • состоит в родственных или трудовых отношениях с заявителем, членом и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков, ‎в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба,
  • ‎или юридическим лицом, с которым таким членом и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков заключен трудовой договор;
  • подписывал отчет об оценке, рассмотрение которого необходимо ‎в связи с поданной апелляцией;
  • проводил экспертизу отчета об оценке, рассмотрение которого необходимо в связи с поданной апелляцией;
  • имеет имущественный интерес в объекте оценке, стоимость которого определялась в отчете об оценке, рассмотрение которого необходимо в связи с поданной апелляцией.
Читайте также:  Статья 9. Содействие федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении международных и внешнеэкономических связей

Заявитель, саморегулируемая организация оценщиков, ‎в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, член и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, обязаны представить в апелляционный орган для рассмотрения апелляции необходимые документы и информацию по запросу апелляционного органа в срок, установленный в таком запросе. Член ‎и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, обязаны также представить в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой ‎он является, необходимые для рассмотрения апелляции документы ‎и информацию по запросу саморегулируемой организации оценщиков ‎в срок, установленный в таком запросе. Член и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, вправе присутствовать на заседании апелляционного органа для предоставления дополнительных комментариев, уведомив об этом апелляционный орган ‎при предоставлении запрошенных у члена и (или) эксперта документов

  1. ‎и информации.
  2. Заявитель, саморегулируемая организация оценщиков, ‎в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, член и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, вправе представлять свои дополнительные письменные пояснения
  3. ‎по апелляции в апелляционный орган.
  4. Заявитель, саморегулируемая организация оценщиков, ‎в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, член и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, вправе заявлять отводы членам комиссии, рассматривающим апелляцию в случаях и порядке, установленных положением об апелляционном органе.
  5. Решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков по итогам обжалования результатов рассмотрения саморегулируемой организацией оценщиков жалобы ‎и (или) решений дисциплинарного комитета могут быть обжалованы ‎в апелляционный орган заявителем, в том числе членом саморегулируемой организации оценщиков, в течение тридцати дней ‎со дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления и (или) дисциплинарным комитетом саморегулируемой организации оценщиков такого решения, в порядке, установленном
  6. ‎в положении об апелляционном органе совета по оценочной деятельности, или оспорены в судебном порядке.
  7. По результатам рассмотрения апелляции апелляционным органом принимается одно из следующих решений:
  8. об удовлетворении апелляции (полностью или в части);
  9. об отказе в удовлетворении апелляции;
  10. об отложении рассмотрения апелляции;
  11. о продлении рассмотрения апелляции;
  12. о прекращении рассмотрения апелляции;
  13. об отказе в рассмотрении апелляции.
  14. В случае принятия апелляционным органом решения ‎об удовлетворении апелляции саморегулируемая организация оценщиков, в отношении результата рассмотрении жалобы которой подана апелляция, обязана обеспечить отмену и пересмотр ранее принятых коллегиальным органом управления и (или) дисциплинарным комитетом решений, обжалованных в апелляционный орган, в течение тридцати дней со дня, следующего за днем принятия апелляционным органом такого решения в соответствии с требованиями к рассмотрению жалоб и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, за исключением случаев, указанных в частях шестнадцатой и семнадцатой настоящей статьи.
  15. Решение апелляционного органа об удовлетворении апелляции может быть оспорено саморегулируемой организацией оценщиков, ‎в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, и членом и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба,
  16. ‎в судебном порядке.
  17. Заявление об оспаривании решения апелляционного органа ‎об удовлетворении апелляции может быть подано в суд в течение тридцати дней со дня, следующего за днем принятия апелляционным органом такого решения.
  18. Если в течение календарного года по рассмотренным апелляционным органом совета по оценочной деятельности в связи ‎с поданными апелляциями отчетам, по которым были приняты ‎не оспоренные в судебном порядке решения об удовлетворении апелляции, экспертами саморегулируемой организации оценщиков было подготовлено три и более положительных экспертных заключения ‎на такие отчеты, саморегулируемая организация оценщиков не вправе заключать с заказчиком договор на проведение экспертизы отчета ‎в течение ста восьмидесяти дней со дня, следующего за днем отмены ‎или пересмотра ранее принятого коллегиальным органом управления ‎и (или) дисциплинарным комитетом саморегулируемой организации оценщиков решения на основании поступления третьего решения апелляционного органа совета по оценочной деятельности
  19. ‎об удовлетворении апелляции.
  20. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обязан обеспечить надзор ‎за соблюдением саморегулируемой организацией оценщиков требований, установленных частями пятнадцатой и восемнадцатой настоящей статьи.»;
  21. 6) в статье 22.2:
  22. а) часть первую дополнить новыми абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
  23. «выдвигать в состав апелляционного органа своих членов в случаях и порядке, установленных положением об апелляционном органе;
  24. осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.»;
  25. б) часть вторую дополнить новыми абзацами ‎следующего содержания:
  26. «представлять в апелляционный орган отзыв на апелляцию, информацию о соответствии (несоответствии) представленных заявителем документов документам и материалам, имеющимся ‎в саморегулируемой организации оценщиков, иную информацию
  27. ‎по запросу апелляционного органа;
  28. на основании поступившего решения апелляционного органа ‎об удовлетворении апелляции обеспечивать отмену и пересмотр ранее принятых коллегиальным органом управления и (или) дисциплинарным комитетом решений, обжалованных в апелляционный орган, в течение тридцати дней со дня, следующего за днем принятия апелляционным органом такого решения в соответствии с требованиями к рассмотрению жалоб и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, за исключением случаев, указанных в частях шестнадцатой и семнадцатой статьи 19.2 настоящего Федерального закона;
  29. уведомлять апелляционный орган в течение трех рабочих дней ‎со дня, следующего за днем пересмотра результатов рассмотрения жалобы на основании, предусмотренном абзацем восемнадцатым части второй настоящей статьи о результатах такого пересмотра ‎за исключением случаев, указанных в частях шестнадцатой
  30. ‎и семнадцатой статьи 19.2 настоящего Федерального закона;
  31. уведомлять апелляционный орган и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору ‎за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков в случае оспаривания решения апелляционного органа о направлении заявления, указанного в частях шестнадцатой и семнадцатой статьи 19.2 настоящего Федерального закона, в срок не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем направления такого заявления;
  32. исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.»;
  33. 7) часть первую статьи 22.3 дополнить новым абзацем следующего содержания:
  34. «информацию о поступивших в апелляционный орган апелляциях, результатах их рассмотрения, а также оспаривания решений апелляционного органа об удовлетворении апелляции в судебном порядке.»;
  35. 8) в части седьмой статьи 24.2:
  36. а) абзац пятый дополнить словами «, а также отмена таких решений на основании поступившего решения апелляционного органа ‎об удовлетворении апелляции»;
  37. б) абзац седьмой дополнить словами «, а также отмена таких решений на основании поступившего решения апелляционного органа ‎об удовлетворении апелляции»;
  38. 9) в статье 24.4:
  39. а) часть первую дополнить новым абзацем следующего содержания:

«отменять и пересматривать ранее принятые решения на основании поступившего решения апелляционного органа об удовлетворении апелляции за исключением случая, указанного в части шестнадцатой статьи 19.2 настоящего Федерального закона.»;

б) часть вторую после слов «содержание указанных нарушений» дополнить словами «, а также поступивших решений апелляционного органа»;

10) в части третьей статьи 24.5 после слов «правоохранительных органов,» дополнить словами «апелляционного органа».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения абзацев 20, 26-36 пункта 5, подпункта б) пункта 6, пунктов 7-8, подпункта «а» пункта 9, пункта 10 статьи 1 настоящего Федерального закона применяются со дня формирования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, состава апелляционного органа.

Президент

Российской Федерации

https://regulation.gov.ru/projects#npa=83406

Ссылка на основную публикацию