Статья 14. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики

  • Текст Ст. 114 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:
  • 1. Правительство Российской Федерации:
  • а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(24);
  • б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
  • в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
  • в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
  • г) осуществляет управление федеральной собственностью;
  • д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
  • е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  • е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
  • ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к Ст. 114 Конституции Российской Федерации

Конституция определяет роль Правительства в организации бюджетного процесса, т.е. в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета.

Часть 1 комментируемой статьи раскрывает компетенцию Правительства РФ. Правительство представляет собой орган государственной власти, выполняющий общегосударственные функции, созданный и действующий в рамках Конституции и развивающих ее положения федеральных законов и наделенный самостоятельными компетенционными полномочиями.

Вопросы, связанные с компетенцией, решаются в Конституции простым перечислением полномочий того или иного органа государственной власти.

При этом Конституция в отношении Правительства, определяя его компетенцию, использует выражение «иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации» (п. «ж» ч. 1 ст. 114).

Общие полномочия Правительства РФ установлены статьей 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ». В пределах своих полномочий Правительство РФ:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и
  • контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Статьи 14–21 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» устанавливает полномочия Правительства в сфере экономики, финансов, науки, культуры и образования, социальной политики, природопользования и охраны окружающей среды, обороны и государственной безопасности, обеспечения законности и правопорядка, международных отношений.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в часть 1 ст. 114 обновленной Конституции РФ в пункт «в» были внесены изменения о функциях Правительства, а также добавлены пункты «в2, е1, е2, е3, е4, е5, е6».

Так, Кабинет министров обеспечивает проведение в России единой социально ориентированной государственной политики, подчеркивается в обновленной ст. 114. В сферу ответственности правительства добавлены поддержка, укрепление и защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, политика в области охраны окружающей среды.

Кроме того, правительство:

  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Читайте также:  Статья 3. основные понятия и термины, применяемые в настоящем федеральном законе

Часть 2 комментируемой статьи предопределяет необходимость принятия федерального конституционного закона, который должен устанавливать порядок деятельности Правительства РФ.

Таким законом является Закон о Правительстве РФ, которым определяются основные принципы деятельности Правительства, порядок его формирования, полномочия во всех сферах общественной жизни страны, некоторые вопросы организации и обеспечения его деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и иными органами государственной власти.

Собственно порядок деятельности Правительства достаточно подробно регулируется Регламентом Правительства, принятие которого предусмотрено названным Законом (ст. 27, 28).

P.S. Закон о Правительстве РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 1997 г. и одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 г., однако Президент РФ, не обладая правом вето в отношении федеральных конституционных законов, отказался его подписывать, объявив противоречащим Основному Закону страны.

Суть возражений главы государства заключалась в том, что представленный закон изменял сложившийся баланс взаимоотношений между Правительством и Президентом (в частности, в сфере руководства так называемыми «силовыми» ведомствами) и усиливал влияние на него Федерального Собрания.

В итоге Президент не подписывал Закон, не мог обратиться в Конституционный Суд, так как последний проверяет только вступившие в силу законы, а палаты Федерального Собрания не могли отозвать свои решения.

Однако в декабре 1997 г. Президентом и палатами российского парламента была достигнута договоренность о том, что немедленно после подписания в Закон о Правительстве РФ будут внесены предлагаемые Президентом изменения. 25 декабря 1997 г. палатами Федерального Собрания эти поправки были одобрены, а 31 декабря вступили в стадию промульгации.

Из первоначального текста Закона исключались положения, согласно которым система федеральных органов исполнительной власти должна была устанавливаться федеральным законом (ст. 5).

Президенту были возвращены полномочия по руководству отдельными федеральными органами исполнительной власти (ст. 32). Правительство потеряло самостоятельное регулирование таких сфер, как экономика, валютный контроль, внешняя политика (ст. 14, 15, 21).

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти.

О результатах рассмотрения письменных обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и о принятых мерах члены Правительства Российской Федерации и руководители федеральных органов исполнительной власти сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.

Аппарат Правительства возглавляет его Руководитель, являющийся по должности Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или федеральным министром.

Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации*(635).

При этом, в отличие от отдельных подразделений Администрации Президента, ни сам Аппарат Правительства, ни его подразделения статусом федеральных органов исполнительной власти не обладают.

Полномочия Правительства в сфере экономики:

  • а) обеспечивает единство экономического про­странства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • б) прогнозирует социально-экономическое разви­тие РФ;
  • в) осуществляет управление федеральной собст­венностью;
  • г) осуществляет общее руководство таможенным делом и др.
  • 3. Полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
  • а) обеспечивает проведение в РФ единой финансо­вой, кредитной и денежной политики;
  • б) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол­нение;
  • в) разрабатывает и реализует налоговую полити­ку;
  • г) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  • д) осуществляет валютное регулирование и валют­ный контроль и др.
  • 4. Полномочия Правительства в социальной сфе­ре:
  • а) обеспечивает проведение единой государствен­ной социальной политики, реализацию конституци­онных прав граждан в области социального обеспече­ния;
  • б) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
  • в) обеспечивает проведение единой государствен­ной миграционной политики;
  • г) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья;
  • д) содействует решению проблем семьи, материн­ства, отцовства и детства;
  • е) разрабатывает и осуществляет меры по раз­витию физической культуры, спорта и туризма и др.
  • 5. Полномочия Правительства в сфере науки культуры, образования:
  • а) разрабатывает и осуществляет меры государ­ственной поддержки развития науки;
  • б) обеспечивает проведение единой государствен­ной политики в области образования, развивает сис­тему бесплатного образования;
  • в) обеспечивает государственную поддержку куль­туры и сохранение культурного наследия и др.
  • 6. Полномочия Правительства в сфере природо­пользования и охраны окружающей среды:
  • а) обеспечивает проведение единой государствен­ной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • б) координирует деятельность по предотвраще­нию стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их послед­ствий.
  • 7. Полномочия Правительства РФ в сфере обеспе­чения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:
  • а) участвует в разработке и реализации государ­ственной политики в области обеспечения безопас­ности личности, общества и государства;
  • б) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и др.
  1. 8. Полномочия Правительства в сфере обеспече­ния обороны и государственной безопасности:
  2. а) осуществляет необходимые меры по обеспе­чению обороны и государственной безопасности РФ;
  3. б) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ;
  4. в) обеспечивает социальные гарантии для военно­служащих;
  5. г) принимает меры по охране Государственной границы РФ;
  6. д) руководит гражданской обороной и др.
  7. 9. Полномочия Правительства в сфере внешней политики и международных отношений:
  8. а) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;
  9. б) обеспечивает представительство РФ в иностран­ных государствах и международных организациях;
  10. в) заключает международные договоры РФ, обес­печивает выполнение обязательств РФ по междуна­родным договорам;
  11. г) защищает граждан РФ за пределами ее террито­рии и др.
  12. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента Прави­тельство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Читайте также:  Статья 4. Обязанности экспедитора

Согласованное функционирование и взаимодейст­вие Правительства РФ и других органов государ­ственной власти обеспечивается Президентом РФ, который имеет право председательствовать на заседа­ниях Правительства. Президент непосредственно ру­ководит деятельностью федеральных органов испол­нительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвида­ции последствий стихийных бедствий. Правовые ак­ты Правительства в случае их противоречия законам или указам Президента могут быть отменены последним.

16. Судебная система Российской федерации

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в России представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти.

Главная функция судебной властисвершение правосудия которое может осуществляться только судом в особой процессуальной форме.

Совокупность всех судов го­сударства, имеющих общие задачи и связанных между собой отношениями по осуществлению пра­восудия, называется судебной системой.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федера­ции» (1996 г.). В настоящее время судебная система РФ состоит из Конституционного Суда РФ, судов об­щей юрисдикции и арбитражных судов.Судебную систему субъектов РФ составляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Судебная система РФ состоит изтрех звеньев — высшего, среднего и основного. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные однород­ными полномочиями. Выполнение определенных функций характеризует суд как инстанцию.

Судеб­ная инстанциястадия рассмотрения дела в су­де с определенной компетенцией. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй (кассационной) и исключительной (надзорной) инстанции.

В арбитражном процессе с 1995 г. введена также апелляционная инстанция.

Суд первой инстанции — это суд, управомоченный на рассмотрение дела по существу (непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответ­ственно решения, приговора, определения).

В каче­стве кассационной инстанции суд в целях проверки законности и обоснованности рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, опре­деления судов первой инстанции до их вступления в законную силу. Кассационная инстанция, в качест­ве которой выступает суд, непосредственно выше­стоящий по отношению к суду, вынесшему решение, а) оставить приговор или решение без изменений;

  • б) отменить их (полностью или частично) и направить дело на новое расследование (как правило, в тот же суд первой инстанции, но с иным составом судей);
  • в) отменить приговор и прекратить производство по делу;
  • г) изменить приговор или решение.
  • Указания кассационной инстанции обязательны при вторичном рассмотрении дела, хотя она не впра­ве считать доказанными факты, которые не были установлены в суде первой инстанции, предрешать вопросы о доказанности обвинения, о достоверности того или иного доказательства.

Апелляционная инстанция, так же как и кассаци­онная, рассматривает не вступившие в силу решения суда первой инстанции.

Однако, выступая в качестве апелляционной инстанции, суд проверяет существо решения нижестоящего суда, повторяя заново иссле­дование имеющихся в деле и вновь представленных доказательств, после чего либо утверждает обжало­ванное решение, либо, отменив его, выносит новое, т. е. пересматривает решение суда первой инстанции не по отдельным вопросам, а по существу всего дела в целом.

В качестве надзорной инстанции суд рассматрива­ет дела по протестам на решения, приговоры, опреде­ления, постановления судов первой, кассационной и нижестоящих надзорных инстанций, вступивших в законную силу.

Особое место в судебной системе РФ занимает Кон­ституционный Суд РФ, статус которого регулируется Конституцией РФ, федеральными конституционны­ми законами «О судебной системе РФ» и «О Консти­туционном Суде РФ» (1994 г.).

Конституционный Суд РФ — судебный орган кон­ституционного контроля, самостоятельно и незави­симо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ — суд высшего звена (конституционная юстиция в России не имеет среднего и основного звеньев). В состав Конституционного Суда входят 19 судей, назначаемых Советом Федерации по пред­ставлению Президента.

Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче­ской специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области пра­ва. Предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Срок полномочий — 12 лет

Публичное право и экономика

Главным органом, формирующим экономическую политику страны, является Правительство РФ. Общая характеристика полномочий Правительства РФ дастся в ст. 114 Конституции РФ.

Из их числа к «экономическим» можно отнести разработку и представление федерального бюджета и отчета о его исполнении; обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в областях культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление управления федеральной собственностью.

Все перечисленные полномочия Правительства подробно регламентируются Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» перечислены уже конкретные полномочия Правительства в сфере экономики:

  • регулирование экономических процессов на нормативной основе;
  • обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • прогнозирование социально-экономического развития РФ, разработка и осуществление программ развития приоритетных отраслей экономики;
  • выработка государственной структурной и инвестиционной политики, принятие мер по ее реализации;
  • управление федеральной собственностью;
  • разработка и реализация государственной политики в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  • общее руководство таможенным делом;
  • принятие мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  • формирование мобилизационного плана экономики РФ, обеспечение функционирования оборонного производства РФ.

Реализуя свои полномочия. Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, на которые ложится непосредственная нагрузка в экономической сфере.

Их система довольно подвижна, тем не менее основным в экономической сфере можно отнести:

  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) и находящееся в его ведении Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Министерство финансов Российской Федерации с подчиненными ему Федеральной налоговой службой, Федеральной службой страхового надзора. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Федеральным казначейством;
  • Министерство транспорта Российской Федерации;
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
  • Министерство экономического развития Российской Федерации с находящимися в его ведении Федеральной службой государственной статистики. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством по государственным резервам, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;

а также находящиеся в непосредственном подчинении Правительству РФ:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Федеральная служба по тарифам;
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Каждый из этих органов обладает собственной компетенцией,

касающейся различных аспектов экономической жизни страны. Реализуя свою компетенцию, федеральные министерства осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, издавая в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты.

Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, а также издает индивидуальные правовые акты.

Статья 14. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики

  • Правительство Российской Федерации:
  • осуществляет регулирование экономических процессов;
  • обеспечивает единство экономического пространства исвободу экономи­ческой деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей эко­номики;
  • вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международ­ного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет общее руководство таможенным делом;
  • принимает меры по защите интересов отечественных производителей това­ров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обес­печивает функционирование оборонного производства Российской Федерации…

Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. М., 1998. Вып. 1 (55). С. 3-4, 8-9.

СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ПО КАТЕГОРИЯМ

Млн. человек В В процентах
Год Весь про- В том числе Весь про- В том числе
мышленно- мышленно-
производст- производ-
венный ственныи
персонал рабочие служащие персонал рабочие служащие
20,2 17,0 3,2
22,7 18,7 4,0
23,1 18,9 4,2
21,0 17,0 4,0
20,1 16,3 3,8
Год Млн. человек В процентах
Весь про-мышленно производст-венный персонал В том числе Весь про-мышленно-производ-ственный персонал В том числе
рабочие служащие рабочие служащие
1993 1994 20,0 18,9 П,4 16,3 15,6 14,2 3,7 3,2 3,2 100 100 83 81 17 19

Промышленность России. Статистический сборник. С. 54.

ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Ссылка на основную публикацию