Статья 37. сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума

Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума

Ни одна из подписей, собранных в электронном виде, не была признана недействительной или недостоверной, – заверила Памфилова /Максим Стулов / Ведомости

Более 7000 подписей было собрано через «Госуслуги» в поддержку регистрации кандидатов на территории трех регионов, сообщила 29 июля на заседании ЦИК председатель комиссии Элла Памфилова. В Пермском крае, Чувашии и Челябинской области подписи в поддержку своего выдвижения кандидаты могли собирать через Единый портал госуслуг (ЕПГУ).

«В Чувашской республике и Пермском крае подписи, собранные через портал госуслуг, представили два кандидата [в губернаторы]. При этом они собрали максимально возможное для портала количество подписей.

В Челябинской области новацией воспользовались пять политических партий и три кандидата, которые были выдвинуты в одномандатных округах [на выборах в законодательное собрание]», – заявила Памфилова.

Она отметила, что ни одна из этих подписей, собранных в электронном виде, не была признана недействительной или недостоверной. В Челябинске кандидаты собрали через ЕПГУ не более 9% от максимально возможного числа подписей.

Электоральный юрист Гарегин Митин считает, что определенные трудности с доказыванием достоверности и подлинности подписей сохранятся и при внедрении новой электронной технологии – «ведь кто-то может получить доступ к учетной записи избирателя».

Процедура электронного сбора подписей для своего выдвижения стала возможной после принятия в мае 2020 г. закона, позволяющего проводить сбор подписей через «Госуслуги». Закон ограничивает сбор выборами на уровне субъектов Федерации. Число подписей, собранных таким образом, не должно превышать 50% от общего количества. Этот процент может быть дополнительно снижен по законам самих субъектов.

Комментируя эксперимент по первому сбору подписей через ЕПГУ, зампред ЦИК Николай Булаев отметил, что опыт этих трех регионов очень важен, чтобы понять, как можно усовершенствовать эту процедуру. «Все остальные регионы пока учатся и анализируют происходящее», – сказал он.

Митин считает, что если рассматривать это нововведение с технологической точки зрения, то «это уже совсем другой способ сбора подписей.

«С одной стороны, есть определенное облегчение работы организаторов выборов и сотрудников штабов. Не надо собирать команды, обходить людей, собирать подписи на местах, сидеть на улице с подписными листами.

Нет риска порчи подписных листов или неправильного их заполнения», – отмечает эксперт.

Требования к подписям в пользу кандидатов на выборы становятся невыполнимыми

2020-08-13T10:51:02+04:00

Партии столкнулись с новыми сложностями при сборе подписей.

Новые нормы избирательного законодательства, касающиеся сбора подписей, вызвали серьезные трудности у непарламентских партий.

Наибольшие проблемы в ходе нынешней кампании возникли с требованием к избирателям лично вносить в подписные листы свои данные: не все граждане оказались готовы тратить на это свое время. Кроме того, выросло число подписей, отбракованных из-за ошибок в личных данных и подозрений на подделку почерка.

Впрочем, и партии, и эксперты уверены, что на сбор подписей негативно влияет не только новая норма, но и ежегодно меняющееся выборное законодательство в целом, сообщает Коммерсант.

К выборам 2020 года в процедуру сбора подписей в поддержку кандидатов и партий были внесены изменения. Ранее подписной лист заполнял сборщик, а от гражданина требовалось лишь поставить дату и подпись. Теперь же избиратель лично вписывает свои данные, что нередко приводит к разночтениям.

Поскольку людей с хорошим почерком ничтожно мало, нововведения расширили для избиркомов возможности заявить о «двойном прочтении»,— говорит секретарь федерального совета Партии дела Алексей Лапушкин.

— Раньше подписи собирал специально обученный сборщик, который несколько дней тренировался писать четким почерком. Избиратель же может писать как угодно, в итоге вашу «К» читают как «Н» и говорят, что фамилия ваша не Кирова, а Нирова. А такой человек не значится в списках избирателей, и подпись ваша недействительна». Сборщикам приходилось тестировать граждан на черновиках и просить их переписывать до тех пор, пока почерк не станет разборчивым, рассказывает партиец: это затягивало и усложняло процесс, поскольку не каждый человек хотел тратить на это время.

Заместитель председателя Партии роста Виктор Звагельский жалуется, что многие графологи бракуют подписи «не глядя»: «В Калининграде, Тамбовской и Владимирской областях они смотрели даже не на то, насколько правильно и какой рукой поставлена подпись, а не вышла ли она за квадратик.

Если вышла — подпись бракованная». Графологическая экспертиза в судах проводится не менее месяца, а в избиркомах ее делают за сутки, подчеркивает господин Звагельский: «Графолог смотрит на подписи и говорит: половина из них написана одной рукой, потому что я так решил».

При этом парламентские партии принимают «все более иезуитские законы», чтобы помешать оппонентам участвовать в выборах, негодует он: «Человек, какое-то время пишущий бумагу, несколько раз за это время меняет почерк.

К тому же одно дело убедить его расписаться и другое — заполнить целый подписной лист».

Заместитель председателя ЦК партии «Коммунисты России» Сергей Малинкович признается, что с учетом новой нормы и коронавируса сбор подписей оказался «практически невозможным»: «У каждого человека есть особенности почерка, грамотности, а некоторые просто не открывают двери, боясь заболеть». Так, в Воронежской области партия не успела собрать нужное количество подписей: не хватало людских ресурсов и времени, потому что почти каждый лист избирателям приходилось переписывать по три-четыре раза из-за неразборчивого почерка, говорит политик: «Изменения в подписной системе ухудшили положение партий, которым нужно собирать подписи. У нас есть отказы по очень маленьким муниципалитетам, где нужно собрать всего 60–80 подписей. Но требования ужесточили, комиссии стали требовательнее, а люди в этих поселках с документами почти не работают».

«Выбраковка подписей избиркомами — не юридическая, а политическая проблема,— уверен лидер «Яблока» Николай Рыбаков.— Неправильное прочтение подписных листов — известная технология фильтрации кандидатов и партий.

Мы всегда тщательно собираем автографы и проводим жесточайшую проверку, чтобы у избиркомов не было и малейшего повода придраться. Но если дано указание не пускать — никакая тщательность не помогает».

Из-за неверного прочтения подписей, говорят яблочники, их списки или кандидатов сняли в Дагестане, Архангельской, Челябинской, Калужской, Рязанской и Ивановской областях.

Заместитель председателя ЦИКа Николай Булаев «пока не видит» такой проблемы, чтобы у партий «массово браковались подписи»: «Если избиратель не помнит, как его зовут, или неправильно записывает адрес своего места жительства, у меня, естественно, возникает сомнение, что это он сам заполнял». Неразборчивые записи тоже засчитываются, если там нет фактических ошибок, уверяет он: «Если там вместо одной буквы читается другая — я не знаю, где это бракуется. В ЦИКе мы такие подписи возвращаем и рекомендуем это делать всем комиссиям».

Мнение о том, что подписи бракуют из-за почерка, в большей степени легенда, добавляет господин Булаев.

Сбор подписей в Москве: о чём спор

Не хотелось писать «в руку», но и не хотелось совсем промолчать о том, из-за чего сейчас в Москве разгорелся сыр-бор по подписям в поддержку кандидатов в Московскую городскую Думу. Данная публикация написана автором в личном качестве и не является чьей-либо ещё позицией, кроме позиции автора.

Попробую вкратце описать ситуацию со сбором подписей, чтобы было понятно и тем юристам, которые профессионально не занимаются избирательным правом.

Итак, кандидатам-самовыдиженцам и кандидатам, выдвинутым партиями-льготниками, необходимо собирать подписи в свою поддержку. Количество подписей определено в зависимости от избирателей, проживающих в округе и оно достаточно существенно, 3%, тут всё ясно.

Подписи можно собирать после выдвижения кандидата и открытия избирательного счёта, при этом печать листов оплачивается с избирательного счёта, номер счёта указывается на каждом листе.

Подписи собираются не абы кем, а сборщиками, подписи сборщиков удостоверяются нотариально (в отдельной форме, не на самом листе), сборщик вписывает свои данные и расписывается внизу каждого листа.

При сборе подписей в подписном листе вписываются ФИО подписавшегося, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, после чего ставятся, собственно, подпись и дата её внесения. При этом подпись и дата ставятся самим лицом.

После сбора подписи брошюруются и сдаются кандидатом вместе с другими документами в окружную комиссию, которая в 10-дневный срок принимает решение либо о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата.

Для решения об отказе в регистрации кандидата достаточно «забраковать» 10 процентов от числа сданных подписей (на выборах в Мосгордуму проверяются все подписи, поэтому увлекательной процедуры жеребьёвки не происходит).

Что такое «забраковать»? Вот тут начинается самое интересное. Подписи кандидатов могут быть признаны либо:

  • А) недостоверными
  • Б) недействительными
  • В) недостоверными и недействительными.
  • Поэтому «забракованные» подписи по закону так и называются: «недостоверные и (или) недействительные».
  • И, если недостоверные подписи, — это подписи, которые в действительности избиратели не ставили, то недействительные подписи — это достоверные подписи, по которым имеются те или иные изъяны самих подписей или подписного листа.
  • Тут и «зарыта собака», в том как именно и какие подписи считать недостоверными и (или) недействительными.
  • «Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи», — говорит нам статья 38 закона об основных гарантиях избирательных прав граждан.

То есть, законом прямо предусмотрено надлажещее средство доказывания — заключение привлечённого эксперта. С чем именно эксперт сравнивает подписи, если их он никогда не видел, вопрос спорный, но на практике эксперт сравнивает одни подписи в пачке листов с другими подписями в пачке листов.

Например, в заключении может быть написано «подписи 5 на листе 4, 2 на листе 8, 2 на листе 9 выполнены одним лицом».

И действительно, если подписи «рисуют», то как раз и используют такой метод, как проставление одной и той же «закорючки» в разных листах одним и тем же человеком, конвейер своеобразный: все подписи в одном листе написаны разными людьми, но если сравнить листы, то окажется, что «рисовало» пять или шесть человек.

При этом к той экспертизе, к которой мы привыкли в курсе криминалистике, эта экспертиза имеет поверхностное отношение как из-за небольшого объёма условно свободных образцов, так и из-за сокращённых сроков проведения.

К тому же, судебная практика не допускает подтверждения достоверности подписи самими подписавшимися: или назначенный эксперт или никак. 

С недействительными подписями всё ещё интереснее: перечень оснований признания подписей недействительными достаточно широк и включает в себя 14 пунктов.

 При этом каждый пункт имеет достаточно подробную судебную практику и, иногда, свои способы доказывания.

Например, внесение сведений об избирателей не самим сборщиком определяется в соответствии с заклоючением эксперта, неточность сведений об избирателе подитверждается справкой из МВД или заключением эксперта и так далее.

При этом суды трактуют эти пункты таким образом, что если сам избиратель будет ходить вокруг да около со своим паспортом, то его свидетельство будет не столь значимым, как заключение эксперта. Логика вполне ясна: непонятно, подписывал ли сам избиратель на дату простановки подписи или это он сам сейчас так замотивирован, к тому же не надо пугать людей лишними расспросами.

Но если в ранее существовавшей квоте в 25% недостоверных и (или) недействительных подписей все погрешности можно учесть, то при 10 процентах они уже вполне могут угрожать регистрации кандидатов, ведь погрешности можно разделить на погрешности баз МВД (а они не всегда полны и точны, как бы нам ни казалось обратное) и погрешности ошибок графолога (ведь им необходимо достаточно оперативно проверять тысячи подписей, запоминая их из листа в лист), не считая ошибок и описок сборщиков, работников штабов и типографий.

В итоге, подписной лист не просто стал сложнее векселя, но и механизм его проверки во многом превращается в лотерею.

Приведу конкретный единственный известный мне пример (я не занимаюсь этими выборами): Александр Ш.

, в отношении которого я видел одновременно подписной лист (он его выложил в Интернете), копию первой страницы паспорта (оттуда же) и сведения доступных баз данных — ГАС-выборы в сведениях о кандидатах прошлых лет, Единого госреестра индивидуальных предпринимателей и базы данных судебных приставов о каких-то неоплаченных штрафах.

Основание признания подписи недействительной — указание сведений, не соответствующих действительности (пп. «в» п. 6.4. ст. 38 Закона об основных гарантиях). Почему? Скорее всего потому, что ещё рукописный паспорт Александра и его подписной лист содержат точки над «Ё» в фамилии, а данные госреестров — не содержат.

При этом закон говорит о том, что сведения надо запрашивать в МВД, а не делать ксерокопию паспорта. Вполне вероятно и ошибочное указание адресов и номеров паспорта в базах, либо иные замечания, относящиеся не к кандидатам, избирателям и сборщикам, а к базам или особенностям экспертизы по таким делам.

При этом для одного вида подписей на выборах законодатель допускает их проверку путём опроса подписавшегося — это подписи муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов в губернаторы, что, с учётом того, что они ещё и нотариально удостоверяются, приводит количество недействительных подписей по основаниям содержащихся в них сведений приближающимся к нулю. Значит, и прецедент есть, и так работать с подписями действительно можно. 

От того и спор: по форме всё правильно, по существу — необходимо смотреть на каждую подпись и думать, реально кандидат подписывался, или это база кредитов или ещё чего.

Автор этих строк неоднократно и ещё несколько лет назад писал (например, здесь и здесь) о том, что существующие достаточно жёсткие процедуры подтверждения серьёзности намерений кандидатов необходимо смягчать, ведь гражданскому обществу достаточно сложно объяснить, почему всё вокруг переводят в электронный вид, а тут остаётся бумажно-скрупулёзная архаика. 

Но надо не митинговать, а по-научному, скрупулёзно разбирая основания отказа тем или иным кандидатам, определиться с истинными причинами отказов, возможностями их преодоления иными способами (аффидевитами, опросами или ещё чем), чтобы добросовестные избиратели были защищены, а недобросовестные сборщики (при «рисковке» подписей) не имели преимущества. Вплоть до отмены бумажного сбора подписей как архаичной процедуры и перехода на залоги и госуслуги. 

Подписан закон, позволяющий применять единые требования к оформлению подписных листов и проверке подписей избирателей на выборах любого уровня

События

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 5 июля 2011 года и одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливаются формы подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов и списков кандидатов на федеральных, региональных и местных выборах, формы подписных листов для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума, а также порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей и основания признания их недостоверными и (или) недействительными. Это позволит применять единые требования к оформлению подписных листов и проверке подписей избирателей, участников референдума на выборах любого уровня, региональном и местном референдумах.

Федеральным законом также уточняется перечень документов, представляемых политической партией (её региональным отделением или иным структурным подразделением) в избирательную комиссию при выдвижении кандидатов и списков кандидатов.

В частности, при выдвижении списка кандидатов не потребуется представления копии устава политической партии, поскольку она будет представляться в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, в пятидневный срок со дня государственной регистрации устава политической партии либо внесенных в него изменений. В случае выдвижения кандидатов по нескольким одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам нотариально удостоверенная копия устава политической партии, а также решение о выдвижении кандидатов представляются уполномоченным представителем политической партии (её регионального отделения или иного структурного подразделения) либо первым представившим в избирательную комиссию эти документы кандидатом, выдвинутым соответствующим избирательным объединением.

Указанные изменения вносятся в федеральные законы «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Сбор подписей на муниципальных выборах

Определение 1

Сбор подписей на муниципальных выборах – это процедура поддержки выдвижения кандидатов или их списка со стороны избирателей в порядке, регулируемом законодательством.

  • Порядок сбора подписей на муниципальных выборах определяется статьей 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  • Назначение сбора подписей на муниципальных выборах состоит в обеспечении поддержки выдвинутых кандидатов или их списков со стороны избирателей, проживающих на территории муниципального образования.
  • Для осуществления регистрации кандидатов на муниципальных выборах, выдвигаемых по единому избирательному округу, или списка кандидатов требуется подписи в количестве 0,5% от общего числа избирателей, имеющих регистрацию на территории избирательного округа.
  • Для осуществления регистрации кандидатов на муниципальных выборах, выдвигаемых по одномандатным избирательным округам, требуются подписи в количестве 0,5% от общего числа избирателей, имеющих регистрацию на территории конкретного избирательного округа, входящего в схему одномандатных избирательных округов, но не менее 10 подписей.

Замечание 1

Законодательство запрещает установление квот на сбор подписей избирателей при проведении выборов в органы муниципального управления на части территории муниципального образования.

Порядок осуществление сбора подписей

Источником финансирования подписных листов выступает средства соответствующих избирательных фондов. При проведении выборов в органы муниципального осуществление сбора подписей может начинаться с того дня, который следует за днем уведомления избирательной комиссии относительно:

  • во-первых, выдвижения кандидата;
  • во-вторых, заверения списка кандидатов.

Сбор подписей на муниципальных выборах осуществляется только среди тех избирателей, которые обладают активным избирательным правом по соответствующему избирательному округу, по которому осуществляется выдвижении кандидата или списка кандидатов.

Федеральным законодательством установлен прямой запрет на участие органов государственного управления, органов муниципального управления, органов управления организациями различных форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий, имеющих решающий голоса, в сборе подписей.

Также недопустимо принуждение избирателей к участию в сборе подписей или предложение вознаграждение за внесение такой подписи. Запрет также установлен в отношении осуществления сбора подписей на рабочих местах, в процессе выплаты заработной платы, пособий, стипендий, пенсий и прочих социальных выплат.

Сбор подписей на муниципальных выборах не может осуществляться в процессе оказания благотворительной помощи. Сбор подписей, осуществленный с нарушениями, придает им статус недействительных.

Наделение гражданина Российской Федерации правом сбора подписей избирателей на муниципальных выборах требует выполнения следующих требований:

  • во-первых, достижения этим гражданином возраста 18 лет;
  • во-вторых, отсутствия признанной судом в отношении этого гражданина недееспособности.

Замечание 2

Сбор подписей осуществляется гражданином на основании договора о сборе подписей, заключаемого с этим гражданином кандидатом или избирательным объединением, а также представителем инициативной группы, уполномоченным на заключение договоров.

Формы подписных листов утверждается законодательно.

При сборе подписей по кандидатам в органы муниципального управления и на должности муниципального образования используются формы подписных листов, установленные законами регионального уровня.

Также региональные власти устанавливают порядок заполнения подписных листов, порядок измерения, порядок проверки подписи и основание для признания этих подписей недействительными или недостоверными.

При наличии у кандидата, в поддержку которого осуществляется сбор подписей, судимости, сведения о ней указываются дополнительно в подписном листе. Также в подписном листе указываются сведения о принадлежности кандидата к какой-либо партии или общественному объединению.

При заполнении подписного листа избирателям указываются следующие сведения:

  • во-первых, подписи избирателя;
  • во-вторых, дата внесения подписи избирателя;
  • в-третьих, фамилия, имя, отчество избирателя;

Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума | Студент-Сервис

Основной формой реализации прав избирателей при выдвижении кандидатов, списков кандидатов, инициировании референдума является процедура сбора подписей. Если иное не предусмотрено законом, наличие определенного количества подписей избирателей является необходимым условием выдвижения кандидатов, списка кандидатов, назначения референдума.

  • Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, а также в поддержку инициативы проведения референдума, устанавливается законом и не может превышать 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей (для референдума последнее требование не применяется).
  • Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, но не может быть менее 25 подписей.
  • Однако установление квоты на сбор подписей избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, – не менее 20 дней.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.

Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается.

Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет.

Кандидат, политическая партия, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей.

Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

Ссылка на основную публикацию