Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом

  • Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  • Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 3 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В комментируемой статье 3 Закона О трудовых пенсиях, определяющей круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию, в ч. 1 установлено, что такое право имеют лица, одновременно соответствующие следующим требованиям: лицо имеет гражданство РФ, лицо застраховано в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании и соблюдены условия, предусмотренные комментируемым Законом.

Как наряду с прочим определено в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» , гражданство РФ — это устойчивая правовая связь лица с Россией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Согласно ст.

5 названного Закона гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Закона (т.е. на 1 июля 2002 г.); б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с данным Законом.

В статье 6 названного Закона в отношении двойного гражданства предусмотрено следующее: гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (п.

1); приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (п. 2).
———————————

СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

  1. В пункте 15 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотрено, что:
  2. в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица;
  3. в качестве документа, удостоверяющего личность и возраст солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, предъявляется военный билет;
  4. в качестве документа, удостоверяющего возраст и гражданство несовершеннолетних лиц, не достигших 14-летнего возраста, предъявляется свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, а также иные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству России.

Согласно ст. 7 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании застрахованные лица — это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с названным Законом. Там же (в ред.

Федерального закона от 28 декабря 2010 г.

N 428-ФЗ ) указано, что застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору;
———————————

РГ. 2010. 31 декабря. N 297.

  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 названного Закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с названным Законом.

В соответствии с п. 19 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (здесь и далее в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г.

N 141н/53п ), документом, подтверждающим регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное застрахованному лицу в соответствии с Законом 1996 г.

об индивидуальном учете в системе ОПС.
———————————

РГ. 2010. 22 сентября. N 213.

Речь идет о форме АДИ-7 «Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования», утв. Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» , которое издано на основании норм названного Закона.
———————————

БНА ФОИВ. 2006. N 48; N 49.

Условия назначения трудовой пенсии по старости определены в ст. 7 комментируемого Закона, условия назначения трудовой пенсии по инвалидности — в ст.

8 данного Закона, условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца — в статье 9 Закона О трудовых пенсиях. Это т.н.

специальные условия назначения трудовых пенсий в зависимости от их вида по отношении к общим условиям назначения трудовых пенсий, определенным в комментируемой статье.

Статья 9 комментируемого Закона предусматривает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца для нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении, а также для отдельных из таких лиц независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Соответственно, право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца не зависит от того, застраховано ли лицо, претендующее на такую пенсию, в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. Исходя из этого в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в ч.

1 данной статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 9 комментируемого Закона.

В части 3 комментируемой статьи 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. О соответствующих международных договорах РФ см. комментарий к ст. 1 Закона.

Как отмечалось в Определении КС России от 18 декабря 2007 г. N 961-О-О , данная норма носит гарантийный характер и не затрагивает права иностранных граждан, проживающих за пределами России. В Определении от 4 марта 2004 г. N 146-О КС России указал, что данная норма и аналогичная норма п.

1 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства.

———————————

СПС.

СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2806.

Согласно определениям, данным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (такие же определения содержатся в ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»):
———————————

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

  1. иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  2. лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Там же определено, что постоянно проживающий в России иностранный гражданин — это лицо, получившее вид на жительство.

Понятие же вида на жительство определено как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию.

При этом указано, что вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Как предусмотрено в п. 16 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РФ, предъявляется вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальными органами ФМС России;

в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, предъявляется вид на жительство для лица без гражданства, выданный территориальными органами ФМС России.

В письме ПФР от 26 декабря 2003 г. N ЛЧ-09-25/13577 «О соблюдении законодательства при назначении трудовой пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства» отмечалось, что нормы комментируемой статьи 3 и ст.

2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» являются исчерпывающими основаниями для вынесения положительного либо отрицательного решения по вопросу предоставления права на трудовую пенсию иностранным гражданам и лицам без гражданства; законность возложения на иностранных граждан и лиц без гражданства обязанности по предъявлению вида на жительство при установлении им пенсии (как документа, подтверждающего постоянное проживание на территории РФ) проверялась в ВС России, Определением Кассационной коллегии которого от 18 сентября 2003 г. N КАС03-407 признано соответствующим законодательству РФ данное требование и отмечено, что «получение вида на жительство (т.е. приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условие для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу закона».
———————————

СПС.

Читайте также:  Глава VIII. Государственная регистрация смерти

Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении» — Виртуальная школа пенсионера

Подробности Категория: Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166-ФЗ

  • граждане Российской Федерации

при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении» для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

  • иностранные граждане и лица без гражданства,

постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении» или международными договорами Российской Федерации.

2. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии

  • в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору,

если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

  • 1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
  • Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», и трудовая пенсия по старости;
  • 2) участникам Великой Отечественной войны.
  • Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», и трудовая пенсия по старости;
  • 3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву,
  • погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).
  • Им могут устанавливаться:
  • пенсия по случаю потери кормильца,

предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,

  • и трудовая пенсия по старости (инвалидности),
  • или пенсия по случаю потери кормильца,

предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,

предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или

  • пенсия по случаю потери кормильца,

предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,

  • и пенсия за выслугу лет (по инвалидности),
  1. предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  2. 4) вдовам военнослужащих, погибших
  3. в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться
  • пенсия по случаю потери кормильца,

предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,

  • и трудовая пенсия по старости (инвалидности),
  • или пенсия по случаю потери кормильца,

предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,

предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),

  • или пенсия по случаю потери кормильца,

предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,

  • и пенсия за выслугу лет (по инвалидности),
  • предусмотренная Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • 5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении».
  • Им могут устанавливаться
  • пенсия по случаю потери кормильца,

предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,

  • и трудовая пенсия по старости (инвалидности)
  • или пенсия по случаю потери кормильца,
  1. предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,
  2. предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»  (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
  3. 6) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  4. Им могут устанавливаться
  5. предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,
  • и трудовая пенсия по старости;

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов,

предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении». Им могут устанавливаться

  • пенсия по случаю потери кормильца,

предусмотренная статьей 17.1 настоящего Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»,

установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

4. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», устанавливаются и выплачиваются

  • независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» накопительной части трудовой пенсии.

5. Федеральные государственные гражданские служащие,

  • имеющие не менее пяти лет страхового стажа,

приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение

  • пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», и
  • доли страховой части трудовой пенсии по старости,

устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

  • исходя из расчетного пенсионного капитала,

сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет

  • за период не менее 12 полных месяцев работы

и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального.

6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

имеют право на одновременное получение

  • пенсии за выслугу лет
  • или пенсии по инвалидности,

предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»,

  • и страховой части трудовой пенсии по старости
  • (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  • 7. Граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
  • имеют право на одновременное получение
  • пенсии за выслугу лет
  • или пенсии по инвалидности,

предусмотренных настоящим Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении»,

  • и страховой части трудовой пенсии по старости

(за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

8. Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение

предусмотренной настоящим Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении»,

  • и доли страховой части трудовой пенсии по старости,

устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.2 указанного Федерального закона.

Читайте также:  Статья 60. Международные договоры

Пенсионное законодательство: с какого времени гражданин может воспользоваться правом на пенсию

Многие люди, едва достигнув пятидесяти лет, мечтают уйти на заслуженный отпуск по старости, но каждый год заветный рубеж постоянно отодвигают. Какие изменения в пенсионном фонде произошли в этом году и чего ожидать настоящим и будущим пенсионерам, попробуем разобраться на понятном языке.

Пенсия – своего рода компенсация за то, что человек в силу возраста не может работать и получать стабильный заработок. Возраст человека для получения пенсионного обеспечения по старости устанавливается государством. С этого года для госслужащих его увеличили, но указанные года будут добавляться поэтапно: каждый год – по полгода.

Общие положения

Формирование и выдача пенсий регламентируется Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ, где прописаны все положения касательно установления объемов и сумм выплат, назначения и начисления определенным категориям граждан, а также их реализация через уполномоченные органы.

Основные положения закона о пенсионном страховании

Законодательством предусмотрено несколько вид выплат пенсий в зависимости от типа начисления. Это трудовые, социальные и государственные. Каждый из них имеет подкатегории в зависимости от причины выхода на пенсию: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.

В данной статье рассматривается исключительно начисление пенсий по старости, т.е. трудовая по старости, социальная по старости, государственная по старости.

Согласно пенсионной реформе, начало которой датируется 1990-м годом и совершенстующейся до сих пор, единая выплата в размере 22% от ежемесячной заработной платы разделяется на накопительную и страховую, введены понятия индивидуального пенсионного коэффициента, пенсионных баллов и пр.

Кроме основных определений формирования пенсионных выплат законодательство регламентирует также и вопросы, которые относятся к:

  1. Условиям получения пенсионных начислений.
  2. Порядок начисления пенсий и условий доставки.
  3. Расчет.
  4. Формирование пенсионных выплат (суммы).

Раздел законодательства о пенсиях состоит из 7 глав и 32 частей. Помимо общих положений и механизма начислений пенсий, в нем также предусмотрено понятие страхового стажа, виды пенсионных отчислений, о которых упоминалось ранее и определяющие моменты, каким категориям граждан назначен тот или иной вид пенсии.

Основные понятия в Законодательстве

В Законодательстве РФ предусмотрены следующие понятия:

  1. Трудовая пенсия – это ежемесячная выплата лицам, которые производили отчисления на пенсионный счет во время активной трудовой деятельности и вышли на пенсию в связи со старостью, инвалидностью. (№213-ФЗ).
  2. Страховой стаж – суммарное количество отработанных лет на основании официального трудоустройства или деятельности по договору/контракту. В данный период и производились пенсионные отчисления в ПФ.
  3. Расчетный пенсионный капитал – общая сумма пенсионных отчислений в ПФ.
  4. Установление трудовой пенсии – назначение, перерасчет и корректировка размера пенсионных выплат, переход с одного вида пенсии на другой. (№142-ФЗ).
  5. Индивидуальный лицевой счет – это совокупность сведений по пенсионным отчислениям застрахованным лицом (будущим пенсионером). Данное положение регламентируется ФЗ “Об индивидуальном учете в системе пенсионного страхования” (№198-ФЗ). При оформлении пенсионного счета присваивается СНИЛС.
  6. Специальная часть индивидуального лицевого счета – это формирование выплат согласно разделению счетов на обязательное пенсионное страхование, накопительную часть пенсии, получение процентов от инвестиций по обеим частям в случае согласия застрахованного лица на оборот его средств, получение дохода от Материнского капитала, если средства были направлены на накопительную часть пенсии (Закон №256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”), и о произведенных выплатах за счет пенсии.
  7. Пенсионные накопления – все произведенные выплаты и отчисления с индивидуального пенсионного счета (№421-ФЗ).
  8. Ожидаемый период оплаты выплат трудовой пенсии по старости – показатель, который определяет выплаты по страховой и накопительной части пенсии.

Условия начисления

Условия начисления пенсионных выплат зависят от стажа работы, вида деятельности, состояния здоровья человека.

Согласно законодательству, выделяют следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Данные виды предусмотрены во всех формах пенсионных отчислений.

Трудовая пенсия может состоять из накопительной и страховой части.

Трудовая

Трудовая пенсия по старости назначается в случае, когда человек достигает определенного возраста (55/60 лет женщины и мужчины) и в случае наличия страхового стажа не менее 5 лет.

Трудовая пенсия может быть назначена по старости, инвалидности и потере кормильца.

Данное положение регламентируется законом “О трудовых пенсиях в РФ”, главой I “Общие положения”, ст. 3.

Категория лиц, имеющая право на получение страховой пенсии:

  1. Наемные работники, осуществляющие деятельность по трудовому договору.
  2. Самостоятельно обеспечивающие себя (ИП, нотариусы и пр.).
  3. Работники, которые самостоятельно производят взносы.
  4. Работающие заграницей и выплачивающие взносы в ПФР.
  5. Физические лица, осуществляющие рабочую деятельность на территории России и не являющиеся ее гражданами, но имеющие пенсионный счет и отчисляющие взносы.

Досрочные выплаты могут получать следующие категории граждан:

  1. Имеющие специальный стаж, т.е. работающие на неблагоприятных условиях труда.
  2. Имеющие определенный общий трудовой стаж (выслуга лет и пр.).

К таким категориям относят граждан, работающих по списку 1 и списку 2.

Социальная

Также есть социальная пенсия по старости. Условиями к получению относят постоянное проживание на территории РФ и принадлежность к категории “нетрудоспособных граждан”. Также социальная пенсия выдается лицам, проживающим в условиях Крайнего Севера.

Государственная

Государственная пенсия по старости назначается также в случае, если лицо является участником техногенных и радиационных катастроф. Государственная по выслуге лет назначается военнослужащим, госпредставителям, космонавтам, летчикам-испытателям.

Социальная пенсия по безработице выплачивается в случае, если человек в силу причин не имеет трудовой (страховой) стаж, и не имел никаких других пособий. В таком случае ему выплачивают прожиточный минимум.

Право на выбор пенсии

Согласно 4 статье закона “О трудовых пенсиях” гражданин РФ может претендовать на получение пенсии по государственному обеспечению согласно ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” и трудовую пенсию. Такое допускается в случаях:

  • размер социальной выплаты небольшой, он едва превышает минимальный прожиточный минимум, он устанавливается государством, тогда как размер страховой пенсии зависит от заработков человека и его стажа;
  • социальные пособия финансируются государством, а страховая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда.

Если данные условия не выполняются, то человек обязан выбрать тип пенсионного обеспечения согласно вышеупомянутой статье закона.

Некоторые лица, которые имеют особый статус, могут получать кроме страховых выплат по старости еще и пенсию за выслугу лет, к этим категориям граждан относятся:

  • военнослужащие, за исключением тех, кто проходил в службу в качестве рядовых солдат или матросов;
  • летчики -испытатели;
  • федеральные госслужащие;
  • космонавты.
  • Относительно государственных служащих федерального уровня нужно чтобы у них был стаж работы не менее 25 лет и на пенсию они выходили именно с этой службы, а если перед пенсионным возрастом они трудились на государственной гражданской службе, то такой срок должен составлять не меньше 7 лет.
  • Пенсия за выслугу лет оплачивается совместно со страховой по инвалидности или старости, которая назначается согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях».
  • Некоторые граждане могут претендовать на получение двух пенсий: социальной и страховой, обе эти пенсии положены:
  • родителям и вдовам (при условии, что они не вступили в новый брак) военнослужащих, умерших во время прохождения службы;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • членам семей погибших космонавтов;
  • тем, кто получил знак отличия “Житель блокадного Ленинграда”.

Финансовое обеспечение

Расходы на выплату пенсий, в том числе их доставка осуществляется межбюджетными трансферами из федерального бюджета, которые предоставляются Пенсионному фонду РФ в счет пенсионного обеспечения, установленного действующим Федеральным законом.

Накопительная пенсия выплачивается из ранее отчисленных взносов, которые поступали от работодателей, в эти выплаты учитывался и их доход от инвестирования.

Страховой стаж

Страховой стаж включает в себя период, когда работающий человек участвует в государственном общеобязательном пенсионном страховании, за него ежемесячно платятся определенные сборы, сумма которых не должна быть меньше минимальных страховых взносов. Подтверждением того, что человек участвует в таком страховании является документ, который можно получить в ПФР.

Что включает

В страховой стаж включаются только месяцы за которые были уплачены страховые взносы. При назначении пенсии учитывается только легальный доход гражданина. А его трудовой стаж подтверждается документально трудовой книжкой, поэтому стоит внимательно проверять все записи в ней переходя из одной работы на другую.

Правила подсчета трудового стажа описаны тут.

Стоит учесть еще один нюанс, если сумма взноса за один месяц была ниже установленной минимальной, то в стаж он не учитывается.

Стаж для начисления пенсии включает в себя время:

  • работы по трудовому договору, при этом обязательно должны взиматься все положенные государством взносы;
  • пребывания на больничном;
  • добровольно оплаченные трудовые взносы;
  • проведенное в декретном возрасте, по уходу за малышом до 3-х лет или ребенком до 6-ти летнего возраста, если для этого имеются медицинские показатели.
Читайте также:  Статья 23. плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

Порядок исчисления

Страховой стаж очень влияет на расчет конечной пенсии. Дело в том, что ежегодно пенсионные выплаты вырастают на определенный процент от заработка. Имеется не только минимальный их размер, но и максимальный. Все граждане, которые вступили в систему ОПС, считаются застрахованными Пенсионным фондом страны.

  1. Чтобы узнать размер страховой пенсии (СП), можно воспользоваться следующей формулой:
  2. СП = ФВ+ИПК х СПК,
  3. в ней:
  • ФВ — размер фиксированной выплаты;
  • СПК — стоимость персонального коэффициента;
  • ИПК — количество пенсионных баллов.

Последний показатель начисляется за отдельный год трудовой деятельности, на него влияют суммы страховых платежей, а также какой вид пенсии человек для себя выбрал.

Максимальное его значение равняется – 10, а при расчете накопительной пенсии сейчас он составляет – 6,25.

При его начислении имеются некоторые нюансы, ИПК может начислять в некоторых случаях, хотя граждене не платят взносы, к таким исключениям относится:

  • уход за малолетними детьми и ребенком-инвалидом;
  • служба в армии;
  • присмотр за инвалидом I группы.
  • Для вычисления этого коэффициента имеется специальная формула:
  • ИПК = СВ / СМВ х 10
  • обозначение составляющих формулы:
  • СМВ – сумма взносов с максимальной взносооблагаемой части зарплаты;
  • СВ – те взносы, которые были перечислены на пенсию.

При расчете страховой пенсии по инвалидности применяется несколько другой подход, минимальный ее размер устанавливается в полтора раза выше, чем минимальная соцвыплата в определенном регионе. накопительная часть таких пособий завист от отчислений и стажа, расчитывается она также, как и для других слоев населения.

Регламентация начисления, перерасчета и индексации

Новые законы о пенсии (Глава 5, статьи 18-26 закона “О трудовых пенсиях”) изменили признанные ранее показатели. Теперь минимальный стаж для получения страховой пенсии будет увеличиваться на год, после каждого года, а количества баллов будет расти до 2,4 за этот же период. При расчете пенсии нужно рассчитывать все показатели на момент ее установления.

Начисление

Расчеты страховых выплат проводятся по приведенной выше формуле, но имеются группы лиц, которые получают его с повышенной фиксированной доплатой:

  • людям старше 80 дет;
  • инвалидам I группы;
  • гражданам, рабюотающим или проживающим на Севере.

Если сразу не заявлять на опрределение выплат по старости, то их сумма будет повышаться и через пять может вырасти на 36%.

Социальная пенсия завивисит от суммы прожиточного минимума, но она может меняться благодаря индексированию. В 2017 году коэффициент индекции равен – 1,5, а в 2018 году правительство планирует сделать его 1,2%.

Если в результате вычислений социальная выплата получилась ниже минимальной, тогда пенсионеру начисляется доплата до установленного минимума.

Если пренсионер содержит иждивенцев, то ему предоставляется надбавка, за одного человека – 32%, за двоих – 64%, а вот за троих и более – 100%.

При расчете накопительной пенсии доходы делятся на 240 месяцев, а если оформлять е позже, то нужно будет делить их на меньшее количество месяцев и выплаты от этого будут больше.

Перерасчет

Государством предусмотрен повышающий коэффициент, он касается работающих пенсионеров, которые должны уже получать пенсию по возрасту, но откладывают ее получение, за определенное время отсрочки насчитываются дополнительные баллы и денежные средства.

Также читайте про то, что такое валоризация и на какую пенсию могут рассчитывать пенсионеры, отработавшие основной стаж при СССР.

Индексации

Они касаются пенсионного коэффициента, каждый год его денежный эквивалент растет, так как увеличивается прожиточный минимум. Индексирование пенсий проводится только для неработающих пенсионеров. С 1 февраля 2017 года этот показатель равен 4%.

Видео

Выводы

В статье затронуты главные моменты получения и расчета пенсий, с этого года увеличен возраст выхода на заслуженный отдых по старости для госслужащих, а в ближайший год планируется его увеличение и для остальных граждан.

Подробнее о пенсионной реформе, благодаря которой были сформированы страховая и накопительная части пенсии, можно прочесть в этой статье.

Как ПРАВИЛЬНО применять п. 3 или п. 4 ст. 30 №173-ФЗ при подсчете страхового стажа. Защита права в спорах с ПФ РФ

  • Одной из основных отмазок ПФ при отказе включать те или иные периоды иной общественно полезной деятельности зачастую являются пункт 3 и пункт 4 статьи 30 №173-ФЗ и по правде сказать я сам еще не до конца могу разложить по полочкам эти два пункта: 3 и 4 №173-ФЗ .
  • Но я печенкой чую что в этих пунктах скрыт какой то подвох, попробуем разобраться.
  • С одной стороны все доводы которые в защиту этих пунктов (якобы все надо рассчитывать в соответствии с этими пунктами) пытаются привести работники ПФ, выглядят убедительно но с другой стороны они достаточно запутанно выглядят и легко опровергаются.
  • ПФ и их союзники утверждают что по пункту 3 все периоды считаются в календарном порядке и только по пункту 4 в льготном.
  • Но во первых в пункт 3 ст. 30 №173-ФЗ не единого слова не говорится о службе в армии по призыву, в данном пункте в абзаце 22 лишь идет речь о:

«службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, ….» .

Другими словами о той службе которая является профессией, службе в иных воинских формированиях и за которую выплачивалось полноценное денежное вознаграждение.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, …

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, ….

  • Но самое интересное что абзац 1 пункт 1 ст. 12 №173-ФЗ гласит:

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

  • Из всего выше изложенного следует что исчисление продолжительности любых периодов трудовой и/или иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке.
  • «Календарный порядок» исчисления это самостоятельная правовая норма применяемая только непосредственно к расчету размера трудового — страхового стажа.
  • А исчисление непосредственно размера пенсии осуществляется в соответствии с собственными правовыми нормами прописанными в законах отдельно.

И да, расчет — исчисление размера пенсии, в денежном выражении:

«оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал»

могут производиться по №173-ФЗ (об этом говорится в пункте 3 статьи 36 №400-ФЗ). Но вот расчет самого размера страхового стажа в этом пункте (3 статьи 36 №400-ФЗ) не предусмотрен так как размер страхового стажа является иной правовой нормой.

  • Вместе с тем в пункте 4 ст. 36 №400-ФЗ говорится что:

«4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Другими словами условия и нормы старых законов (не противоречащих №400-ФЗ) необходимые для пенсионного обеспечения можно применять.

Однако, что касается Закона №173-ФЗ, то из содержания Закона №400-ФЗ, следует что можно применять лишь те нормы которые необходимы для вычисления размера, непосредственно, пенсии (ее конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал) .

То есть применять можно лишь формулы с помощью которых производятся математические действия при вычислении пенсионного капитала, валоризации, индексации и различные коэффициенты.

А правила исчисления размера трудового — страхового стажа это иная числоваяпроизводная. Так как «размер пенсии» и «размер страхового стажа» это две различные и каждая самостоятельные по себе правовые нормы.

Кроме этого в Законе №400-ФЗ отсутствует статья которая запрещала бы включение Службы в Армии по призыву в двойном размере при расчете размера страхового стажа. Ровно как и отсутствует статья которая обязывает Службу в Армии по призыву включать в страховой стаж в одинарном размере .

В силу выше изложенного можно с уверенностью утверждать:

что использование абзаца 8 статьи 94 Закона от 20.11.1990г. N 340-1 (который дает право считать армию по призыву в двойном размере), является правомерным при расчете страхового стажа

Ссылка на основную публикацию