«Начало гражданской войны и развитие белого движения»
Конспект урока по теме:
«Начало гражданской войны и развитие белого движение»
(9 класс)
учителя истории и обществознания
МБОУ ООШ № 19
Агафоновой Натальи Александровны
Цель урока:раскрыть причины гражданской войны, выявить причины возникновения белого движения, его характерные особенности и причины поражения.
Задачи урока:
1. В результате исследования источников сформировать представления о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа.
2. Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий Гражданской войны.
3. Учащиеся должны получить знания о причинах Гражданской войны и основных этапов, в результате работы с картой представлять общую картину боевых действий.
4. Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору.
Метод:лабораторный анализ.
Оборудование:эпиграф, рисунки по теме, документы времен Гражданской войны, презентация.
Введение.
Вводное слово учителя.
Учитель: ребята, на сегодняшнем уроке мы должны будем проделать очень сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – Гражданскую войну. Я сказала собственную, потому что она будет идти вразрез с тем, что возобладало в массовой печати последних лет. Для этого нужна гражданская смелость. Я думаю, нам будет под силу эта задача.
Итак, запишите в тетради тему урока, приготовьте творческие работы, выполненные по предварительному заданию.
Эпиграф: «Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка»
Ф.М. Достоевский
На уроке работают 3 творческие лаборатории (скрытая физкультминутка):
I. Ученые-историки, поддерживающие идеи Белого движения
II. Ученые-историки, стоящие на стороне советской власти
III. Историки, выражающие интересы крестьянства
Прежде чем мы приступим к исследованию темы, я предлагаю вам вспомнить и дать определение Гражданской войны.
Давайте обратимся к краткой историографии вопроса
(Выступление учащегося)
Обобщение учителя:Таким образом, Гражданская война – это внутри государственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, неспособными решить свои противоречия мирным путем. Гражданская война стала результатом столкновения сил с различными интересами – сторонников и противников советской власти.
Вопрос классу:при всей неоднородности разноликости белого движения, что объединяло их всех?
(При всей разноликости белого движения его сторонников объединяла ненависть к большевикам, которые, по их мнению, хотели разрушить Россию, её государственность и культуру. С самого начала они не приняли Октябрьскую революцию, не приняли советскую власть, недовольны были новым режимом).
Обобщение учителя: Итак, мы видим, что значительную часть Белого движения составляли люди, лично не связанные с интересами собственников. Трагедия этих людей именно в том, что их интересы объективно совпадали с интересами эксплуататорских слоев, со стремлением возвратить старую Россию с привычным для них укладом жизни, который отвергался народными массами.
Учитель:продолжая работу с источниками, дайте оценку программе Белого движения. Итак, несмотря на внешне привлекательную программу Белых, почему оно не смогло стать общенациональным движением против большевиков? (Каковы причины поражения Белого движения?).
Слабость Белых заключалась не в военной, а в политической области. Один из составителей программы Белого движения В.В. Шульгин вынес следующий приговор Белому движению: «Белое движение начали «почти святые», а закончили «почти бандиты».
Вопрос классу:что имел в виду Шульгин, давая такую характеристику Белому движению?
И в Белые уходили люди морально чистые, искренне верившие, что на той стороне они высоко понесут «национальную идею», идею спасения и восстановления государства. Но постепенно почва уходила из-под ног, «святая идея» стала выхолащиваться. «Белое дело» вырождалось в мстительную попытку классового реванша, разгул насилия, злобное торжество сознающей своё бессилие реакции.
Учитель:а теперь выступают ребята из второй творческой группы, стоящие на стороне советской власти. Опираясь на источники (документ «Из программы Российской коммунистической партии» март 1919 года) определите:
1. Какие социальные силы стояли на стороне Красных?
2. Почему большевиками был выбран именно этот цвет? Что он олицетворяет, символизирует?
3. Какие цели преследовало большевистское руководство в борьбе с Белыми? (разгром антибольшевистских сил, сохранение и укрепление советской власти).
4. Что было сделано большевиками? Какие экономические ,политические меры были приняты для победы в Гражданской войне?
(Документы А.И. Деникин о Красной армии, Приказ председателя революционного военного Совета от 24.11. 1918г.)
Обобщение учителя:таким образом, партии большевиков за короткий промежуток времени удалось создать эффективную социально-экономическую, политическую систему, направленную на борьбу с Белым движением.
Вопрос классу:важнейшим фактором, определившим исход Гражданской войны, была третья сила. Что эта была за сила?
Учащийся:крестьянство – большая часть населения России.
Учитель: почему крестьяне встали все-таки на сторону советской власти? Что повлияло на это решение? Какова была позиция крестьянства (Анализ документов «Из декрета о Земле», «Из резолюции третьего районного съезда с. Гуляй -Поле»).
(Важнейшим фактором, определившим исход Гражданской войны была позиция российского крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили их поддержку: это облегчило утверждение советской власти на большей части территории России после Октября 1917 года).
Вопрос классу: почему в ходе Гражданской войны отношение крестьянства к советской власти стало резко ухудшаться? (С появлением комбедов и введением политики Военного Коммунизма)
Обобщение учителя:таким образом, решающей силой определившей исход Гражданской войны было крестьянство. Политическая программа большевиков была близка и понятна простому народу, в частности крестьянству.
Декрет о земле, принятый 25 октября 1917 года, дал крестьянам то, чего они так долго добивались – помещичью землю. На этом свою революционную миссию крестьяне посчитали оконченной. Они были благодарны советской власти за землю, однако сражаться за власть с оружием не спешили, надеясь переждать тревожное время возле собственного надела.
Чрезвычайная продовольственная политика была встречена крестьянами с недоумением. Они не могли понять, зачем нужна земля, если хлеб отбирают до последнего зернышка. В деревне начались столкновения с продотрядами. Только в июле-августе 1918 года в Центральной России таких столкновений было 150.
Большевики применяли к недовольным чрезвычайные меры – отдачу под суд, ревтрибуналы, тюремное заключение, заложничество, и даже расстрел на месте.
Крестьянские выступления вряд ли можно характеризовать как антисоветские и даже антибольшевистские. В сознании народных масс советская власть ассоциировалась демократическим этапом революции, давшим народам мир, землю, народовластие.
Таким образом, мы видим, что Гражданская война, приняв в России самые непримиримые формы, несла собой террор, насилие, взаимную жесткость и злобу. От белого и красного террора не был застрахован никто.
Учитель:обратимся к документам и попытаемся разобраться в причинах белого и красного террора.
Во всех известных истории революциях победившие революционеры возводили террор в ранг государственной политики. Революция в России не являлась исключением.
Итак, террор – это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм практически лишил народ легальных способов борьбы за свои права. Вековая ненависть к угнетателям вылилась в пугачевские методы борьбы.
Террор был и реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав, запрещалась деятельность буржуазных партий, не могли издаваться буржуазные газеты. (на эту тему Бухарин даже однажды пошутил, сказав, что у нас могут быть только две партии – одна у власти, другая – в тюрьме).
Духомнасилиябылапропитанавсяобщественно-политическаяатмосфераРеволюционнойРоссии.
Вопрос классу:
1. Опираясь на известные вам факты революции, подумайте: был ли неизбежен террор со стороны пришедших к власти сил и свергнутых классов: приведите примеры.
2. В чем состояло отличие красного террора от белого?
(Красный террор был возведен в ранг государственной политики как сознательно оформленная специальными декретами государственная политика).
Обобщение учителя:как мы должны относиться к фактам революционного насилия? С одной стороны, их нельзя отрывать от той исторической эпохи, в которой они стали возможны.
Но, с другой стороны, революционное насилие нельзя представлять как подвиг. Об этом сказала участница Гражданской войны Р.Б. Лерт: «Революция несла с собой не только добро, но и зло.
Романтизировав насилие, мы продлили ему жизнь, мы сохранили его даже тогда, когда оно стало уже совершенно излишним, стало абсолютным злом».
Ученик (делает вывод):М. Ганди, великий индийский мыслитель, как-то сказал: «Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно. И что те, кто придерживается иных взглядов, враги Отечества». Такая «скверная привычка» была и у большевиков и оппозиционных им партий, стала их идейной платформой.
Учитель:а теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушаем сообщения о тех, кто верил в идею «мировой» революции или в идею Белого движения и предано отдавал за идеи свои жизни.
Сообщения учащихся – Тухачевский, Блюхер.
Учитель:Спервой мировой войны стартовал марафон десятилетий физического уничтожения и распыления по миру российской интеллигенции. Этот процесс продолжился и в Гражданскую войну.
Первым канул в лету культурный исторический пласт – русские офицеры. Немногие выжившие из них, недотравленные газами, недоразорванные фугасами, недовешенные, недораспятые революционными солдатами, ушли в безвестие.
И даже само слово «офицер» официально не употреблялось в Красной армии до 1943 года.
Сообщение учащегося – А.В. Колчак
Заключение.
Учитель: завершая работу в нашей творческой лаборатории, я предлагаю вам выступить с проектами
Физкультминутка:
Задание:
представьте, что вас как специалистов-историков, исследующих тему Гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам Гражданской войны 1918-1920 годы.
Выступление учащихся с творческими работами.
I. Красные
II. Крестьяне
III. Белые
Выступление учащегося. У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой.
Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали.
В свою очередь — и не без основания – большевики были убеждены, что являются выразителями интересами всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.
Этот вывод можно оспорить. Но вот второй вывод едва ли: если история чему-либо способна научить потомков, то главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ».
Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.
(Приложение)
Памятник представлен композицией из фигуры женщины в черном символизирующем Россию, она склонилась над телами двух своих сыновей. Один из них – в буденовке с красной звездой, второй – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно.
Спасибо, ребята, за вашу работу.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/nachalo_ghrazhdanskoi_voiny_i_razvitiie_bielogho_dvizhieniia
Гражданская война в России | Тайны и Загадки истории
Гражданская война 1918-1920 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.
Тема гражданской войны занимает особое место в исторической и художественной литературе, брошюрах, статьях, документальных публикациях и художественных кинолентах, в театре, на телевидении, в песенном творчестве…
Достаточно сказать, что истории гражданской войны посвящено около 20 тыс. книг и научных статей. В то же время нужно заметить, что у многих наших современников сформировались неоднозначные и нередко искаженные представления об этой трагической странице истории России.
Для одних героем остается Павка Корчагин, для других — поручик Голицын. Одни знают войну по фильмам «Свадьба в Малиновке», «Неуловимым мстителям» и песням типа «Батька Махно смотрит в окно…», представления других — основаны на «Тихом Доне» М.А.Шолохова, мемуарах А.И.
Деникина, на более точных исторических фактах.
Поколения граждан СССР воспитывались на героике и романтике революции. Миллионы мальчишек СССР в 30-е годы видели любимого героя в Чапаеве, пели “Конармейскую песню” Алексея Суркова, где были слова:
“На Дону и в Замостье Тлеют белые кости. Помнят псы атаманы,
Конармейские наши штыки…”
Не сосчитать, сколько юношей и девушек вступили на пылавшие дороги Великой Отечественной войны под звуки полюбившихся песен о гражданской – “Каховка”, “Орленок ”, “Дан приказ ему на запад”, “Боевой 18-й год”…
А тем временем за рубежом писались воспоминания, научные труды, слагались оды в честь героев и мучеников белого движения. Воспевались их отвага, преданность долгу, верность несчастной Родине в борьбе с извергами-большевиками, готовность нести мученический крест через подвалы Лубянки и застенки Одесского губчека.
Князь Ф.Касаткин-Ростовский в 1919 г. написал стихотворение “Трехцветный флаг”, слова которого были положены на музыку. Есть там такие слова: “Подобно витязям варягам, Чтоб воедино Русь собрать, Идет на бой с трехцветным флагом Без страха смерти наша рать. Ей не страшны в пути лишенья, Смешон кровавых страхов бред, Она несет к нам возрожденье В сияньи радостных побед!
Итак, гражданскую войну видели, отражали, изучали с двух противоположных сторон – со стороны победителей и со стороны побежденных. С обеих сторон допускались искажения, тенденциозность. Это естественно и неизбежно. Мудрые римляне давно подметили простую истину: “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”.
Не случайно ряд историков считает, что «гражданская война еще не стала историей в полном смысле слова, примирение (в российском обществе) еще не наступило и время взвешеных суждений еще не пришло».
С развалом Советского Союза атмосфера гражданской войны витает в воздухе. Десятки региональных конфликтов ставили страну на грань войны: Приднестровье, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Чечня (декабрь 1994-октябрь 1996 гг.).
В странах бывшего социалистического лагеря, например в Югославии, гражданская война между Сербией и косовскими албанцами в настоящее время готова превратиться в новую большую войну.
Все это требует от нынешних политических лидеров всех стран выдержки, сдержанности, готовности идти на компромисс.
По-прежнему все, что говорится, пишется, поется, снимается, ставится о гражданской войне пронизано непримиримостью, т.е. психологией гражданской войны.
Цель данной работы: — раскрыть подходы к освещению истории гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии; — показать сущность, причины, состав противоборствующих сил и основные этапы и события войны; — выделить последствия и уроки гражданской войны, их значение для современного этапа развития России.Глава 1. Сущность, причины возникновения и основные этапы гражданской войны в России.
Источник: https://tayni.info/21601/
Trojden | Начало Гражданской войны и развитие Белого движения: Загладин Н. В. — 9 класс
1 С чем было связано обострение внутренних противоречий в России весной и летом 1918 г.?
2 Что вы понимаете под терминами интервенция и гражданская война?
Белое движение в России
В период с мая 1918 по май 1919 г. Гражданская война и иностранная интервенция охватывали всё новые районы страны.
На территории от Урала до Дальнего Востока, где восстали части чехословацкого корпуса, бежавшие из Петрограда члены Учредительного собрания создали своё правительство (Директорию). Вскоре оно было свергнуто. Власть захватил пользовавшийся поддержкой офицерства адмирал А.В. Колчак (1873—1920). Он провозгласил себя Верховным правителем России.
На Дону и Кубани, где преобладали зажиточные казацкие хозяйства, политика опоры на бедноту, проводимая большевиками, вызывала недовольство. Летом 1918 г. атаман Войска Донского генерал А.М.
Каледин (1861—1918) объявил о независимости области. На юг бежали многие офицеры, не признавшие советской власти. Они и стали основой Добровольческой армии, возглавленной генералом А.И.
Деникиным (1872—1947).
После поражения в войне и капитуляции Германии в ноябре 1918 г. её войска начали постепенно выводить с оккупированных земель.
Там началось ожесточённое противоборство между сторонниками советской власти, национально-буржуазными силами и Белым движением. Литва, Латвия и Эстония провозгласили себя независимыми республиками. Однако в 1919 г.
их территория также стала ареной развёртывания Белого движения во главе с генералом Н.Н. Юденичем (1862—1933).
На землях с преобладанием польского населения, ранее входивших в состав Российской, Германской и Австро-Венгерской империй, было создано государство Польша.
Крайне сложной была обстановка на Украине. На её территории в 1919 г. находились советские и польские армии, войска Деникина, силы сторонников независимости Украины, отряды анархистов, десанты стран Антанты. В Бессарабию (Молдавию) вторглись румынские части. В Закавказье вступили англичане, на Дальнем Востоке высадились японцы и американцы.
Страны Антанты признали адмирала А.В. Колчака законным правителем России.
Англия и Франция не верили в выживание советской власти, поскольку она сохранялась лишь на территории центральных губерний России, охваченных голодом и экономической разрухой. В начале 1919 г.
у лидеров стран Антанты не оставалось сомнений, что правительство большевиков скоро падёт. Однако вскоре положение коренным образом изменилось.
Причины поражения белых
С марта 1919 по март 1920 г. Красная Армия одержала решающие победы над Белым движением.
Весной — летом 1919 г. ударные силы Колчака были разгромлены, Красная Армия продвигалась в Сибирь. Осенью потерпела поражение армия Деникина, к началу 1920 г. её остатки отступили в Крым. Провалилась и попытка Юденича взять Петроград.
Одной из важнейших причин поражения антибольшевистского движения было отсутствие в его среде политического единства. Лидеры белых соперничали друг с другом, каждый из них надеялся сыграть роль спасителя России от большевизма. Многие генералы и верхушка офицерства не скрывали своих монархических убеждений.
К сторонникам развития России по демократическому пути, меньшевикам и эсерам, Белое движение относилось с откровенной враждебностью, считая их виновниками потрясений 1917 г.
Националистические лидеры государств Балтии, Польши, Финляндии, Украины, Закавказья, Средней Азии опасались, что в случае победы белых генералов начнётся восстановление «единой и неделимой» Российской империи.
Не было согласия и между державами Антанты, чьи войска находились на территории России. Англия и Франция помогали Белому движению, но при этом опасались возрождения России как крупной державы, способной предъявить претензии на свою долю в послевоенном переделе мира.
С поражением основных сил Белого движения с территории России были выведены и войска интервентов.
По оценке военных экспертов Англии и Франции, для успешной войны с большевиками требовалось направить в Россию, самое меньшее, миллионную армию. Ни одна из стран Антанты не была готова к такой войне, они ограничивались поставкой оружия и боеприпасов Белому движению. Прибывшие в Россию силы были малочисленны и не принимали непосредственного участия в военных действиях.
Слабой стороной Белого движения было отсутствие у него программы решения насущных проблем России. Возглавлявшие его генералы рассматривали борьбу с большевиками прежде всего как военную задачу. Не предпринималось усилий привлечь массы па свою сторону.
Занимая города и сёла, белые устанавливали режим террора, бросая в тюрьмы и казня всех, кого подозревали в принадлежности к партии большевиков и сочувствии ей.
На Волге и Каме в качестве тюрем использовались баржи, которые затапливались вместе с заключёнными.
Попытки исправить допущенные ошибки предпринял в 1920 г. генерал П.Н. Врангель (1878—1928), который возглавил Добровольческую армию после её отступления в Крым.
Он обещал передать помещичьи земли крестьянам, обеспечить широкую автономию местным органам власти, гарантировал защиту интересов рабочих. Однако у Белого движения уже не осталось ни сил, ни возможностей для продолжения войны. В период с апреля по ноябрь 1920 г.
последние очаги сопротивления белых в европейской части страны были подавлены. В ноябре 1920 г. Крым был занят Красной Армией.
Крестьянство в годы Гражданской войны
На занятых белыми армиями территориях восстанавливались дореволюционные порядки и помещичье землевладение. На юге России был принят закон о том, что помещикам должна передаваться треть урожая с принадлежащих им земель. Кроме того, проводились насильственные реквизиции части урожая в пользу армии, принудительные мобилизации.
Белый террор привёл к недовольству горожан и крестьянским восстаниям. Крестьянское движение, в котором участвовали десятки тысяч человек на Украине, на Урале и в Сибири, стало «третьей силой» в Гражданской войне.
Лидеры крестьянских армий исповедовали различные взгляды. Среди них были как и анархисты, так и сторонники власти Советов (но без коммунистов). Они стремились противостоять как красным, так белым.
Отвечая террором и репрессиями на крестьянские выступления, белые ещё больше озлобляли население против себя.
Начав поддерживать большевиков с осени 1919 г., крестьянство помогло Красной Армии одержать победу над белогвардейцами.
§ 12 Вопросы и задания
1 Какие районы бывшей Российской империи стали центрами Белого движения? Почему?
2 Какую политику в отношении советской власти проводили страны Антанты? Покажите на карте районы, занятые войсками интервентов.
3 Почему Белое движение потерпело поражение? В чём состояли причины его слабости? Охарактеризуйте политику Белого движения и террора.
4 Назовите лидеров Белого движения. Используя текст параграфа и дополнительный материал к нему, подготовьте рассказ о том, как сложилась их судьба.
История в лицах
А.В. Колчак
Колчак Александр Васильевич (1873—1920). Родился в семье морского офицера, окончил Морской корпус. Участвовал в полярной экспедиции, пытавшейся отыскать легендарную Землю Санникова. В 1916—1917 гг. — вице-адмирал, командующий Черноморским флотом. После Февральской революции 1917 г.
отказался от сотрудничества и с избранными матросами революционными комитетами, и с Временным правительством. Эмигрировал за границу и поступил на службу в английский флот. По рекомендации англичан был назначен военным министром созданного в Омске эсерами и меньшевиками правительства. 18 ноября 1918 г.
провозгласил себя Верховным правителем России.
Армии Колчака (около 400 тыс. человек) не удалось сломить большевиков. В мае 1919 г. она понесла тяжёлые потери и откатилась в Сибирь. 4 января 1920 г.
Колчак отказался от титула Верховного правителя и пытался покинуть Россию. Однако в Иркутске его схватили восставшие против его власти эсеры и меньшевики и выдали большевикам.
По приговору Иркутского военно-революционного комитета Колчака расстреляли.
История в лицах
А.И. Деникин
Деникин Антон Иванович (1872—1947).
Сын офицера, поступил на военную службу, окончил Академию Генерального штаба. Первую мировую войну начал в должности командира бригады, закончил — командующим фронтом. Выступил на стороне Корнилова, был арестован и бежал на Дон.
Вместе с Корниловым создал Добровольческую армию Юга России, после его смерти стал её главнокомандующим. Летом — осенью 1919 г. возглавил поход на Москву. В январе 1920 г. провозгласил себя Верховным правителем России.
После разгрома белой армии Юга России бежал в Крым, где передал командование П.Н. Врангелю. Уехал в Стамбул, затем в Париж.
История в лицах
П.Н. Врангель
Врангель Пётр Николаевич (1878—1928).
Участвовал в русско-японской и Первой мировой войнах, командовал кавалерийским корпусом. В апреле 1920 г. после отставки Деникина принял звание Верховного правителя и возглавил остатки армии Юга России.
Воспользовавшись началом советско-польской войны, вторгся с войсками на Украину и завладел частью Донбасса. Однако усилившаяся Красная Армия быстро нанесла ему поражение и в ноябре 1920 г. прорвала оборону Крыма.
Врангель и остатки его армии эвакуировались в Стамбул (в это время он был оккупирован войсками Антанты), затем в Югославию.
Документальные материалы
Из ноты Верховного совета Антанты адмиралу А.В. Колчаку (26 мая 1919 г.):
Державы союзной коалиции желают формально заявить, что целью их политики является восстановление мира внутри России путём предоставления возможности русскому народу добиться контроля над своими внутренними делами при помощи свободно избранного Учредительного собрания, восстановить мир путём достижения соглашения в спорах, касающихся границ Русского государства прибегнув для этого к арбитражу Лиги Наций<\p>
Они готовы оказать помощь правительству адмирала Колчака оружием, военным снаряжением и продовольствием при условии, что оно гарантирует им уверенность в том, что политика правительства адмирала Колчака будет преследовать ту же цель, которую преследуют державы союзной коалиции.
Из воспоминаний У. Черчилля:
23 декабря 1917 г.
между Англией и Францией была заключена конвенция Конвенция предусматривала географическое разделение сферы действий этих двух держав на всём том протяжении, какое они были в состоянии охватить Французская зона должна была состоять из Бессарабии, Украины и Крыма, а английская — из территорий казаков, Кавказа, Армении, Грузии и Курдистана 13 ноября 1918 г. намеченное в конвенции и указанное выше разделение сфер действия было подтверждено вновь<\p>
Было бы ошибочно думать, что мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив, русские белогвардейцы сражались за наше дело.
На основании документов и текста параграфа определите, какие цели в отношении России преследовали державы Антанты.
Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-9-class-zagladin-2013/12
Гражданская война и военная интервенция в России. Причины, основные события и последствия
Гражданской войной называют ожесточенную борьбу за власть между различными социальными группами. В России Гражданская война вызывает споры, большинство вопросов ее истории не имеют общепринятых ответов.
Некоторые историки относят начало войны к весне — лету 1917г., считая июльские события и » корниловщину» ее первыми фактами; другие склонны связывать ее с Октябрьской революцией, приходом к власти большевиков. Но до лета 1918г. говорить о Гражданской войне в точном смысле этого слова нельзя: названные события были лишь ее пррлогом, предысторией. Причины:
1) обострение противоречий в обществе в результате смены власти и изменения форм собственности
2) установка на решение вопросов повседневной жизни силовым способом
3) крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания
4) Брестский мир, политика продовольственной диктатуры
5) иностранное вмешательство
Когда началась Гражданская война? Какие этапы в ней выделяются? Мнения историков расходятся: одни относят начало войны к весне— лету 1917 г., считая июльские события в Петрограде и «корниловщину» ее первыми актами; другие склонны связывать ее с Октябрьской революцией, приходом к власти большевиков. Большин-
ство исследователей полагают, что до лета 1918 г. говорить о Гражданской войне в точном смысле слова нельзя: названные события были лишь ее прологом, предысторией. Имеются разногласия в определении даты окончания войны. Чаще всего ею признают 1922 г., а весь период с конца 1920 г. оценивают как время ее последних вспышек. Выделяют четыре этапа войны: лето—осень 1918 г.
(стадия эскалации: мятеж белочехов, десанты Антанты на Севере и Японии, Англии, США — на Дальнем Востоке, формирование антисоветских центров в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе, Дону, расстрел семьи последнего русского царя, объявление Советской республики единым военным лагерем); осень 1918 — весна 1919 г.
(стадия усиления иностранной военной интервенции: аннулирование Брестского договора, усиление красного и белого террора); весна 1919 — весна 1920 г. (стадия военного противоборства регулярных Красной и Белой армий: походы войск А. В. Колчака, А. И. Деникина, Н. Н. Юденича и их отражение, со второй половины 1919 г. — решающие успехи Красной Армии); лето—осень 1920 г.
(стадия военного поражения белых: война с Польшей, разгром П. П. Врангеля).
JB чем причины Гражданской войны? Кто виновен в ее развязывании? Представители белого движения вину возлагали на большевиков, пытавшихся силой разрушить вековые институты частной собственности, преодолеть естественное неравенство людей, навязать обществу опасную утопию.
Большевики и их сторонники, советские историки виновными в Гражданской войне считали свергнутые эксплуататорские классы, которые ради сохранения своих привилегий и богатств развязали кровавую бойню против трудового народа. Сегодня историки пытаются преодолеть крайние точки зрения современников и участников событий.
Многие признают, что Россия в начале XX в. нуждалась в глубоких реформах, но власть и общество проявили неспособность их своевременно и справедливо решать. Власть не желала слушать общество, общество с презрением относилось к власти. «Возобладали призывы к борьбе, заглушившие робкие голоса в поддержку сотрудничества.
Вина основных политических партий представляется в этом смысле очевидной: согласию они предпочли раскол и смуту.
Какие социальные силы и программы столкнулись в Гражданской войне? Выделяют два основных лагеря — красный и белый. В последнем весьма своеобразное место занимала так называемая третья сила — «контрреволюционная демократия», или «демократическая революция», которая с конца 1918 г.
заявила о необходимости бороться как против большевиков, так и генеральской диктатуры. Красное движение опиралось на поддержку основной части рабочего класса и беднейшего крестьянства.
Социальной основой белого движения были офицерство, чиновничество, дворянство, буржуазия, отдельные представители рабочих и крестьян. Партией, выражавшей позицию красных, являлись большевики.
Партийный состав белого движения разнороден: черносотенно-монархические, либеральные, социалистические партии.
Программные цели красного движения: сохранение и утверждение советской власти на всей территории России, подавление антисоветских сил, укрепление диктатуры пролетариата как условие построения социалистического общества. Программные цели белого движения не были столь же четко сформулированы. Шла острая борьба по^вопросам о будущем государственном устройстве (республика или монархия), о земле (восстановление помещичьего
землевладения или признание итогов земельного передела) и др.
В целом белое движение выступало за свержение советской власти, власти большевиков, восстановление единой и неделимой России, созыв народного собрания на основе всеобщего избирательного права для определения будущего страны, признание права частной собственности, проведение земельной реформы, гарантия основных прав и свобод граждан.
Почему победу в Гражданской войне одержали большевики? С одной стороны, сыграли роль серьезные ошибки, допущенные руководителями белого движения (им не удалось избежать морального перерождения, преодолеть внутреннюю разобщенность, создать эффективную структуру власти, предложить привлекательную аграрную программу, убедить национальные окраины<\p>
Источник: https://cyberpedia.su/8x752d.html
План-конспект урока по истории (11 класс) на тему: Гражданская война и интервенция
Тема урока: Гражданская война и интервенция.
класс- 11
учитель: Волотовская Ю.А.
УВК » Школа- гимназия» № 17
Симферопольского городского совета
2014-2015 учебный год
Методическое обоснование темы урока:
предмет- история
класс- 11
место в учебной теме — 4 урок в теме «Россия в годы революций и Гражданской войны»
учебник- История России, Левандовский А.А., Москва- Просвещение, 2014
Планируемые результаты:
Предметные- продолжить работу с формированием гражданская война, определение причин, особенности, этапов и последствий гражданской войны в Росси.
Метапредметные — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной информацией ( анализировать и обобщать факты, составлять конспект, и обосновывать выводы), способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, готовность к сотрудничеству.
Личностные- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России, формирование целостного мировоззрения.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Обращаем внимание на тему прошлого урока, в качестве изученного события выделяем приход к власти большевиков, основные мероприятия в 1917-1918 годах, заключенные договора, методы, которыми пользовались для достижения целей.
используется прием- эвристическая беседа.
Актуализация знаний
Учитель: На данном уроке мы поговорим о событиях, которые развернулись в России в 1918-1920 годах . В чем их важность? ( предполагаемый ответ- от того, как они закончились зависело дальнейшее будущее России) . Что же это за событие? Каким же будет тема нашего урока? Чтобы ее определить проведем работу со стихотворениями белых поэтов- эмигрантов.
Учитель: ( Читаем первый стих) Прослушайте и определите событие о котором идет речь:
Сергей Бехтеев «Умирающая»
Если не умрет, не оживет!
Умирает отчизна моя: Нет спасенья, ужасен недуг, Злую радость в душе затая,
Смотрят недруги злобно вокруг.
Расплелась золотая коса, Распаялся алмазный венец; От страданий угасла краса;
С плеч свалился державный багрец.
Изможденное тело в крови; И в беспамятстве бредя войной, Умирает она без любви,
Без приюта, без ласки родной.
Скоро, скоро умолкнет она, И погаснет улыбка очей. Для последнего, вечного сна,
Без желаний, без слез, без речей.
Умирает отчизна моя: Нет спасенья, смертелен недуг. Злую радость в душе затая,
Смотрят недруги злобно вокруг.
( Предполагаемый результат) Ребята определяют- это интервенция, проговаривают определение термина, причины интервенции, ее участников.
( предполагаемые результаты- это военное, экономическое, информационное вмешательство во внутренние дела другого государства; причины интервенции- революция, приход к власти большевиков и их политика, выход их первой мировой войны; участники- страны Антанты).
Учитель: Назовите примеры интервенции в истории нашего государства?
Учитель: ( Читаем второй стих) Прослушайте и определите событие о котором идет речь:
Анна Баркова «МИЛЫЙ ВРАГ»
У врагов на той стороне
Мой давний друг.
О смерть, прилети ко мне
Из милых рук.
Сижу, грустя на холме,
А у них — огни.
Тоскующую во тьме,
Мой друг, вспомяни!
Не травы ли то шелестят,
Не его ли шаги?
Нет, он не вернется назад,
Мы с ним — враги.
Сегодня я не засну…
А завтра, дружок,
На тебя я нежно взгляну
И взведу курок.
Пора тебе отдохнуть,
О, как ты устал!
Поцелует пуля в грудь,
А я — в уста.
( Предполагаемый результат) Ребята определяют- это гражданская война, проговаривают определение термина, причины гражданской войны, ее участников. (предполагаемые результаты- это ряд конфликтов между различными социальными, политическими, этническими группами в государстве; причины- недовольство политикой большевиков; участники- белое движение и сторонники большевиков).
учитель: Назовите примеры гражданской войны в России.
Обращаем внимание на доску, где графически воспроизведена, проведенная учащимися работа:
интервенция |
? |
гражданская война |
это военное, экономическое, информационное вмешательство во внутренние дела другого государства |
это ряд конфликтов между различными социальными, политическими, этническими группами в государстве |
|
революция, приход к власти большевиков и их политика, выход их первой мировой войны |
недовольство политикой большевиков |
|
страны Антанты |
белое движение и сторонники большевиков |
Мотивация
Учитель: Подведем итог- чем же ознаменовались события 1918-1922 в России?
(Предполагаемый результат — ознаменовались гражданской войной, которая была осложнена интервенцией) .
Учитель: Учитывая проделанную работу, определите тему урока, его задачи.
Тема урока фиксируется на доске.
Учитель: На данном уроке мы поговорим о событиях гражданской войны в Росси в 1918-22 годах. Датировка гражданской войны до сих пор спорный вопрос. Начало войны необходимо отнести к началу осуществления коммунистических лозунгов, а вышла страна к 1922 с изгнанием остатков белых формирований на Дальнем Востоке.
Рассматривая любой вопрос необходимо соотносить с тем как данные события отразились на дальнейшем развитии нашего государства. Для чего нужны нам знания о гражданской войне?
В результате обсуждения формируется проблемный вопрос : » Значение гражданской войны в истории нашего государства?»
III Освоение новых знаний
1) Классу предлагается разделиться на малые группы-пары , распределить между собой основные этапы гражданской войны и проработать самостоятельно этап по тексту учебника :
1- весна-октябрь 1918-стр. 106-107
2- ноябрь1918- начало 1919- стр. 107-109
3- весна 1919- весна 1920- стр.109-110
4- весна- осень 1920- стр.110
2) На доске зафиксирована заготовка для таблицы, которую необходимо заполнить после прочтения текста, при этом последняя колонка используется в качестве промежуточной рефлексии в классе.
3) группы озвучивают результат, он фиксируется в таблицу, третью колонку заполняем совместно. Возможный результат:
Этапы |
Главные противники |
события |
итог |
весна-октябрь 1918 |
Англия, Франция, США, Япония |
Май 1918- выступление Чехословацкого корпуса, в результате которого на Поволжье, Урале, Сибире, Дальнем Востоке- свергнута советская власть, образовался ряд правительств альтернативных большевикам. Лето 10-918- Добровольческая армия Деникина нановит поражение советским войскам на Северном Кавказе. Краснов продвинулся к Царьграду, а Дутов к Оренбургу Сентябрь 1918- советские войска переходят в наступление и прорываются к Уралу. |
Промежуточная рефлексия: В результате к концу лета 1918 3/4 территории России подчинено большевикам. |
Этапы |
Главные противники |
события |
итог |
ноябрь1918- начало 1919 |
Англия, Фрвнция. |
Ноябрь 1018- десанты английских и французских войск В правительствах устанавливается белогвардейская диктатура 18 ноября 1918- Колчак провозглашает себя Верховным правителем России Январь 1918- генерал Миллер и генерал Юденич Январь 1918 Деникин подчинил Донскую армию Краснова и создаются вооруженные силы Юга России Апрель 1919- Антанта эвакуирует свои силы Ноябрь-декабрь 1918 попытка атаки белогвардейцев на Восточном фронте, но были отбиты Конец 1918- начало 1919- советская власть утверждается на большей части Украины, Белоруссии и Прибалтики. |
Промежуточная рефлексия: ? |
3)
Этапы |
Главные противники |
события |
итог |
весна 1919- весна 1920 |
Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша. |
1919- ликвидирована советская власть в Прибалтике, в тоже время Юденич пытается овладеть Петербургом, но неудачно Март 1919- Колчак пошел на сближение с Деникиным для удара на Москву, но к началу 1920 были разбиты Лето 1920- южный фронт становится основным, Деникин движется на Москву, но был разгромлен Апрель 1920- генерал Врангель с остатком войск укрепляется в Крыму. |
Промежуточная рефлексия:? |
4)
Этапы |
Главные противники |
события |
итог |
весна- осень 1920 |
Польша |
25 апреля польская армия вторгается и 6 мая захватывает Киев 14 мая Контрнаступление Западного фронта и к июлю выходят к рубежам Польши Март 1921- мирный договор с Польшей Июнь 1920- десант из Крыма на Дон, Кубань, Донбасс 28 октября- Южный фронт под командованием Фрунзе овладевает Крымом. |
Промежуточная рефлексия:? |
V Рефлексия
1)Формируется ответ на проблемный вопрос : » Значение гражданской войны в истории нашего государства?»
2) Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/12/13/grazhdanskaya-voyna-i-interventsiya