Ссср в середине 1960 — 1980 гг. нарастание кризисных явлений — история России

Учебные материалы по Истории России

Середина 1960-х гг. — период, когда во всех сферах жизни общества проявляются негативные явления. Такие явления наблюдались в росте оппозиционных настроений среди населения, в постепенном падении авто­ритета СССР на международном уровне, а также в экономи­ке. На пленуме ЦК КПСС в октябре 1964 г. Н.С.

Хрущев был освобожден от должности Первого секретаря. Первым сек­ретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, который был одним из главных инициаторов и организаторов смещения Хрущева. Председателем Совета Министров СССР стал А.Н. Косыгин, Председателем Президиума Верховного Со­вета СССР был назначен Н.В. Подгорный.

Эти люди долгое время играли важную роль в жизни страны.

I960—1970-е гг. отмечены сложными процессами в общественно-политической жизни страны. В конце 1964 г. произошло объединение промышлен­ных и сельских партийных организаций. Вновь ужесточает­ся цензура печати. Был ограничен доступ к источникам на­учной информации по всем исследованиям. Естественно, подобные меры вызвали тяжелые последствия для развития науки в стране.

Коммунистическая партия руководила деятельностью го­сударственных и общественных организаций. К началу 1980-х гг. в КПСС было 19 млн человек. КПСС наметила пер­спективу развития общества и претворяла ее в жизнь при помощи общественных организаций.

Осенью 1965 г. было принято решение о начале ре­форм в промышленности. Ранее существовавшие совнархозы ликвидировались, а значение отраслевых министерств усиливалось. Фактически экономикой управля­ли несколько органов: Госплан, Госкомцен, Госснаб, ГКНТ.

Были начаты так называемые «косыгинские реформы» (по фамилии автора), направленные на некоторые изменения существующей плановой системы. Промышленные предпри­ятия переводились на хозяйственный расчет, что предостав­ляло некоторую экономическую свободу.

Однако сохранялся жесткий государственный контроль деятельности предпри­ятий, существовало ограничение уровня заработной платы. Это негативно отразилось на результате реформ: экономика продолжала развиваться экстенсивно. Постепенно увеличи­вается численность административного аппарата.

Значитель­но возросло количество общесоюзных министерств — с 29 до 160. К 1985 г. в таких министерствах работало около 18 млн человек.

В марте 1965 г. начались реформы в сельском хозяй­стве. Было принято решение ослабить контроль кол­хозов.

Были изменены условия реализации продукции: колхозам поступал план продажи продукции на 5 лет по ста­бильным ценам, а если оставались излишки сверх плана, то они закупались по цене выше 50%.

С одной стороны, был сделан шаг в сторону улучшения ситуации в сельском хозяй­стве, с другой — важнейший вопрос (вопрос собственнос­ти) по-прежнему игнорировался. Именно это было причиной слабой заинтересованности колхозников в высоких резуль­татах своего труда.

В октябре 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она зак­репляла главенствующую роль КПСС, провозглашала важнейшие права и свободы людей, предоставляла широкие полномочия для советов народных депутатов.

Под контролем советов находились учреждения здравоохранения, образо­вания, деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

На практике же Конституция не изменила ситуа­ции: по-прежнему власть была сосредоточена лишь в руках партийных органов, а права ограничивались интересами «со­ветского общества».

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=655

Нарастание кризисных явлений в середине 1960-1980-х гг

Уже в конце 1950-х гг. руководство страны убедилось в том, что существовавшая система управления хозяйством далека от оптимальной. Началась череда реорганизаций планирования и управления. К началу 1960-х гг.

, когда перестали действовать чрезвычайные факторы управления народным хозяйством, сложившиеся в 1930-е гг.

, в полную силу проявилась ограниченность возможностей хозяйственного механизма с жёсткой централизацией и плановым началом.

Хрущёвские реформы, носившие косметический характер, не придали динамизма развитию экономики. Неудачи экономических новаций были отнесены на счёт волюнтаризма и некомпетентности правительства Н.С.Хрущёва. Новое руководство во главе с Л.И. Брежневым, пришедшее к власти в октябре 1964 г., провозгласило курс на стабилизацию экономики, приоритет научных методов управления.

Реформа (1965–1967), автором которой был Председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин, дала импульс дальнейшему развитию экономики и предполагала предоставление определённой экономической самостоятельности на местах, сокращение директивно планируемых показателей, изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования.

Предприятию сверху спускались лишь пять показателей: реализация продукции, ассортимент основных изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность. В течение 1965–1967 гг. были повышены цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, увеличена прибыль производителей, проведено выравнивание уровней рентабельности отдельных отраслей. Однако дальше реформа не пошла.

Воссозданные в 1965 г. отраслевые министерства быстро подмяли появившуюся самостоятельность предприятий и восстановили всеобъемлющий контроль над трудовыми коллективами. Административная экономика обнаружила удивительную устойчивость и невосприимчивость к переменам. Она не допускала радикальных преобразований в хозяйственном механизме, стремилась сохранить отношения собственности.

В результате косыгинская реформа оказалась косметической.

Работа по совершенствованию хозяйственного механизма строилась в рамках традиционных представлений политэкономии социализма. С этой целью уже с 1973 г.

был взят курс на создание крупных промышленных объединений, которые должны были расширить возможности производства на основе его концентрации и специализации (гигантомания).

На волне укрупнения производственных единиц сформировались целые территориально-производственные комплексы (ТПК) – Западно-Сибирский нефтегазовый, Саянский, Канско-Ачинский, Экибастузский и др. На формирование крупных промышленных узлов уходило по 10–15 лет.

Во время создания ТПК они становились поглотителями крупных финансовых и материальных ресурсов. Положение в них служило экономическим барометром. Масштабное хозяйство оказывалось неразворотливым и слабовосприимчивым к научно-техническим новшествам. В итоге даже новейшие технические решения успевали устареть с момента проектирования до пуска производств.

Руководство страны в целом осознавало необходимость интенсификации производства: шло сокращение количества строящихся крупных предприятий, создавались новые научно-производственные объединения и отрасли промышленности (роботостроение, вычислительная техника, микроэлектроника и др.

), предпринимались попытки более гибкого планирования (вводились перспективные и комплексные планы). Однако эти тенденции не стали определяющими для развития экономики.

Важнейшие задачи экономического и социального развития решались преимущественно на экстенсивной основе, при вовлечении в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Вторая по численности населения держава мира постоянно испытывала нехватку рабочих рук.

Хозяйственная модель СССР приобретала ярко выраженный характер затратной экономики. По мнению экономистов, «золотым периодом» была VIII пятилетка (1966–1970) – последний всплеск коммунистической эйфории и иллюзии.

Предпринималось немало усилий и для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС.

Намечались меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, по решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельхозпродукцию, обосновывалась необходимость перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим и широкого внедрения хозрасчёта.

Однако новые условия хозяйствования не вписывались в прежнюю систему управления сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизации и мелиорации земель не принесли желаемых результатов. Не помогло и увеличение объёмов капиталовложений в сельское хозяйство. К началу 1980-х гг.

сельское хозяйство страны оказалось в тяжёлом положении. Необходимы были решительные меры. В этой обстановке было принято решение о разработке специальной Продовольственной программы, которую принял майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС.

Однако, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась: всё реже встречались в свободной продаже мясные продукты, сливочное масло, конфеты. Во многих местах вновь появились талоны и карточки.

Процесс изменения уровня жизни советского народа и во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. протекал противоречиво и неоднозначно. С середины 1960-х гг. руководство страны во главе с Л. И. Брежневым взяло курс на повышение денежных доходов населения, что сыграло определённую положительную роль в повышении жизненного уровня людей.

Значительные слои трудящихся обеспечили себе некоторый достаток. Увеличивалась гарантированная заработная плата колхозников, оклады низкооплачиваемых слоёв населения подтягивались к оплате среднеоплачиваемых. Всё более давали о себе знать уравнительные тенденции.

Расхождение в количестве денег, находящихся в обращении, и в количестве качественных товаров во второй половине 1970-х гг. привело как к официальному, так и к скрытому росту цен.

Стала расти социальная дифференциация, основанная на степени доступа к дефициту, которая усугублялась нарастанием привилегий для отдельных категорий партийно-государственного аппарата, что обостряло социальную напряжённость.

Недостаточное внимание к социальной стороне производства, быту, досугу населения не могло не привести к снижению заинтересованности трудящихся в результатах своего труда. В 1970-е – начале 1980-х гг. произошёл серьёзный сдвиг в обеспечении населения жильём, однако жилищная проблема оставалась неразрешённой и усугублялась т. н. проблемой «лимитчиков». Становилось очевидным, что плановая экономика окончательно разладилась, её резервы исчерпаны, а косметические реформы уже не приносят ощутимого результата.

Характерной чертой политической жизни советского общества этого периода была интенсивная законотворческая работа, нашедшая отражение в новых законах, указах, многочисленных постановлениях ЦК КПСС и Совмина СССР.

Были приняты Брачно-семейный кодекс, законы о правах местных Советов, о статусе депутата, о народном образовании, об охране окружающей среды и памятников культуры и многие другие.

При этом большинство законодательных актов имело декларативный характер, вследствие чего среди части населения страны получил распространение правовой нигилизм.

Важным событием в политической жизни страны стало принятие в 1977 г. новой (третьей по счёту) Конституции СССР, в которой, в отличие от Основного закона 1936 г., определение социальной базы советского строя было расширено: рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция.

В преамбуле Основного закона констатировалось, что в СССР «построено развитое социалистическое общество», которое характеризуется нарастанием темпов движения общества к коммунизму на основе соединения достижений НТР с преимуществами социализма, созданием материально-технической базы коммунизма, ростом благосостояния народа и т. д.

Конституция фиксировала общенародный характер государства (депутаты стали именоваться народными), закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС (6-я статья), провозглашала основные демократические свободы, подчёркивала важную роль общественных организаций в управлении, а также определяла политику государства в области экономической, социальной и культурной жизни.

Новым было включение в текст Конституции положений о принципах межгосударственных отношений. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью укреплялся.

Этот период породил и свою идеологию. Ещё в 1967 г. на торжественном заседании в честь 50-летия Октябрьской революции Л. И. Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом пути является построение развитого социалистического общества. Эта концепция давала советскому руководству тех лет три важных преимущества:

1)подтверждала вывод 1936 г. о построении основ социализма,

2)не снимала формально лозунг Программы партии, принятой на XXII съезде КПСС (1961 г.), о построении коммунизма в ближайшие годы,

3)позволяла отодвинуть обещанную коммунистическую перспективу на неопределённое будущее.

Однако в итоге разрыв между пропагандой и реальностью порождал массовый скептицизм, недоверие к партийным решениям, политическую апатию и цинизм. Все более обюрокрачивались государственные и общественные структуры. Роль Советов и их контролирующие функции ослаблялись. Нарушались взаимоотношения партийных, советских и хозяйственных органов.

КПСС не могла противостоять административно-командной системе, поскольку сама была её важным звеном, а в руководящем партийном аппарате также шёл процесс обюрокрачивания. Исподволь началось оправдание сталинщины. Из печати стали исчезать всякие упоминания о нарушениях законности, о репрессиях периода культа личности.

В рамках процесса ресталинизации искажалась правда о событиях 1930–1940-х гг. Одновременно началось возвеличивание Л. И. Брежнева, который к концу жизни имел звание маршала, 7 орденов Ленина, 4 звезды Героя Советского Союза и звезду Героя Социалистического Труда, около 200 других отечественных и зарубежных наград, а также являлся лауреатом многочисленных премий.

Под руководством главного идеолога страны М. А. Суслова создавался культ личности другого вождя – Л. И. Брежнева.

Негативные явления укреплялись и в сфере культуры (догматизм, парадность, уход от реальных проблем и пр.). Весьма невысокий культурный уровень брежневского руководства не мог способствовать расцвету культурной жизни.

Растущие противоречия между властью и обществом характерно отражались в диссидентском движении, включавшем в себя течение правозащитников, еврейское движение за свободу эмиграции, движение крымских татар за возвращение на родину и др.

Диссиденты блокировались с религиозным движением, издавали в рамках «самиздата» различные сборники и статьи.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1899;

Источник: http://poznayka.org/s36939t1.html

Нарастание кризисных явлений в советском обществе (середина 1960-х – начало 1980-х гг.)

Приход к власти Л.И. Брежнева.

В октябре 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. На нем Хрущев был освобожден от всех занимаемых должностей и отправлен на пенсию. Произошли перестановки в высшем партийно-государственном руководстве.

Первым (с 1966 г. — генеральным) секретарем ЦК КПСС был избран Леонид Ильич Брежнев.

Председателем Совета Министровбыл назначен Алексей НиколаевичКосыгин.

Экономические реформы середины 60-х гг. и их провал.

Новое руководство высказалось за продолжение реформ. Их проведение связывают с именем Косыгина. С конца 1964 г. было устранено разделение партийных органов на промышленные и сельские.

Мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение о реформах в сельском хозяйстве:

— увеличение капиталовложений в сельское хозяйство;

— повышение закупочных цен и поощрение сверхпланового производства – сверхплановую продукцию государство приобретало по повышенным ценам;

— списание долгов колхозам и совхозам;

— ослабление государственного контроля над колхозами и совхозами – до них доводился 5-летний план реализации продукции по стабильным ценам;

— укрепление материально-технической базы села – увеличение производства сельхозтехники, улучшение ремонтной базы, широкая электрификация и химизация, дальнейшее развитие мелиорации.

Все эти меры могли дать лишь кратковременный эффект, радикального улучшения дел в сельском хозяйстве не произошло. Причины:

Читайте также:  Боевые действия летом – осенью 1941 г. причины неудач красной армии. - история России

— цены на сельскохозяйственную технику, удобрения, услуги обслуживающих организаций росли быстрее, чем на сельхозпродукцию, и затраты не покрывались даже субсидиями;

— замена трудодней денежными окладами уменьшила материальную заинтересованность колхозников;

— отставала социальная сфера, поэтому молодежь стремилась в города;

— из всех видов мелиорации упор делался на орошение, что привело к засолению почв и снижению урожайности.

На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение о реформах в промышленности:

— восстанавливался отраслевой принцип управления, создавались министерства с широкими полномочиями;

— произошли изменения в планировании – сократилось число обязательных плановых показателей; первичное составление планов было перенесено на места, на предприятия;

— экономическое стимулирование производства – часть доходов предприятий отчислялась в три фонда: фонд развития производства и совершенствования техники; фонд материального поощрения работников; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

Однако и реформы в промышленности не дали ожидаемого эффекта. Частичная самостоятельность предприятий была несовместима с широкими полномочиями министерств. Министерства вскоре вновь «подмяли» под себя предприятия.

Увеличилось число обязательных плановых показателей, вернулись к практике планирования «от достигнутого». Техническое обновление предприятий шло крайне медленно. Проходило 6-8 лет от разработки новой техники до ее внедрения, за это время техника морально устаревала.

Фонд материального стимулирования был невелик и не мог по-настоящему стимулировать работников.

Немалое значение для неудачи экономических реформ имел и идеологический фактор. После событий 1968 г. в Чехословакии усилился партийно-государственный надзор за всеми сферами жизни, укрепилась командно-административная система:

— жесткий централизм;

— директивное планирование;

— детальная регламентация работы предприятий;

— строгое бюджетное финансирование.

Нарастание диспропорций, кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Неудача реформ привела к нарастанию кризисных явлений в экономике. Они стали следствием ряда факторов:

— неблагоприятная демографическая ситуация, поддерживать экономический рост за счет массового привлечения рабочей силы стало невозможно;

— истощение традиционной сырьевой базы и постоянное смещение добывающей промышленности на восток, что вело к росту себестоимости, обостряло транспортные и социальные проблемы;

— физический износ и моральное старение оборудования;

— кризис организации труда, то есть неспособность эффективно использовать даже имеющийся трудовой потенциал.

К началу 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета с США. Необходимо было поддерживать этот паритет. Это предопределило приоритетное финансирование военно-промышленного комплекса, тяжелой промышленности в ущерб другим отраслям экономики.

Как следствие отставание легкой промышленности и социальной сферы, что вело к диспропорциям в экономике. С 1970-х гг. хронический дефицит продовольственных товаров и предметов потребления стал обычным явлением.

В социальной сфере действовал так называемый остаточный принцип. Доля государственных расходов на просвещение и здравоохранение упала ниже уровня 1940 г.

Диспропорции наблюдались не только по отдельным отраслям экономики, но и по регионам: появились «колбасные электрички» и «колбасные поезда» (из Москвы везли колбасу, мясо и другие продукты и товары).

В первой половине 1970-х гг. разразился мировой энергетический кризис, повысились цены на энергоносители. СССР воспользовался благоприятной конъюнктурой и увеличил экспорт нефти и газа. Доходы от экспорта позволяли некоторое время сохранять видимость благополучия, поддерживать экономику «на плаву».

Состояние сельского хозяйства.

Обострение продовольственной проблемы в конце 1970-х – начале 1980-х гг. было связано с кризисным состоянием сельского хозяйства. Причины:

— с 1969 по 1984 г. 8 неурожаев;

— огромные потери урожая, до 20-40%, при перевозках и из-за плохих условий хранения;

— неэффективность сельскохозяйственного производства, основанного на коллективной собственности.

С 1978 по 1984 г. урожайность упала на 60 млн. тонн при постоянном росте населения.

Правительство пыталось исправить положение дел на селе:

— В 1979 и 1983 гг. повышались закупочные цены на сельхозпродукцию.

— Были увеличены капиталовложения в сельское хозяйство.

— Предпринимались попытки структурных изменений. Больше внимания уделялось частному сектору. Были сняты ограничения на поголовье домашнего скота, увеличены размеры приусадебных участков и т.д.

Но ставка по-прежнему делалась на колхозы и совхозы, большинство которых работало в то время неэффективно. С начала 1980-х гг.

начали создавать агропромышленные комплексы (АПК), которые интегрировали все предприятия, занятые производством, переработкой, перевозкой сельхозпродукции, вспомогательные службы. Но и эта мера не дала ощутимого эффекта. Возникли лишь новые бюрократические структуры.

Ситуация в сельском хозяйстве продолжала ухудшаться. Принятая в 1982 г. продовольственная программа так и осталась на бумаге. Ее суть – не повышение эффективности сельского хозяйства, а ограничение потребления основных продуктов питания, воспитание «культуры потребления».

Основные черты общественно-политической жизни.

Главным тормозом развития советского общества являлась политическая система. Основными чертами общественно-политической жизни были:

— Сосредоточение власти в руках коммунистической партии. Партийные организации имели право контроля за деятельностью администрации на предприятиях, в учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения и т.д.

— Формальный характер демократии. В различные государственные и общественные организации избиралась примерно треть взрослого населения страны, но важные государственные решения принимались узкой группой лиц. Выборы были безальтернативными и превращались в пустую формальность.

— Замкнутый характер советской политической системы. Ее составляли КПСС, советы, профсоюзы, комсомол, колхозно-кооперативные объединения, общественные организации, не преследовавшие политических целей (ДОСААФ, ОСВОД и т.п.). Другие политические партии не имели права на существование.

— Приспособление политической системы к выполнению указаний сверху, а не к организации жизни общества в рамках закона. Появился термин «телефонное право», отражавший подобное положение вещей.

— Во главе КПСС в это время стоял Брежнев. С 1977 г. он занял и высший государственный пост – председателя Президиума Верховного Совета СССР. Он же являлся и председателем Совета обороны.

При Брежневе прекратился пересмотр дел жертв репрессий, фактически началась реабилитация Сталина, вновь ужесточилась цензура.

В СМИ доминировал беспроблемный показ жизни, пропагандировались подлинные и мнимые достижения советского общества, замалчивались негативные стороны жизни – рост алкоголизма, преступности, наркомания, усиление социальной апатии. В конце 1960-х гг.

начинается кампания по возвеличиванию Брежнева, пик которой приходится на рубеж 1970-1980-х гг. Брежнев был единственным в СССР, кто имел 5 золотых звезд героя (Герой Социалистического Труда и четырежды Герой Советского Союза), он был лауреатом Ленинской премии мира и Ленинской премии по литературе.

Его произведения – «Малая земля», «Возрождение», «Целина» — вышли 15 млн. тиражами каждое. Закончив войну генералом, он в мирное время стал маршалом. Брежнев не стремился к серьезным политическим переменам, стабильность при нем превратилась в стагнацию, застой. Большинство партийных работников, особенно высшего звена, многие годы занимали свои посты. В 1980 г. средний возраст членов Политбюро составлял 71 год.

Сложившийся к середине 1970-х гг. общественно-политический строй был закреплен в новой советской Конституции.

Конституция 1977 г.

Еще в начале 1960-х гг. был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. Тогда же началась работа над проектом новой конституции, призванной закрепить изменения, произошедшие в стране после 1936 г.

Работа завершилась только к середине 1970-х гг. Весной 1977 г. Пленум ЦК КПСС одобрил проект новой конституции и она была вынесена на всенародное обсуждение.

Было внесено около 400 тысяч поправок, не затрагивавших основных положений конституции.

7 октября 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую конституцию.

В конституции содержалась преамбула, в которой говорилось о построении в СССР развитого социалистического общества и перечислялись его основные черты. Ключевой была статья 6 конституции.

КПСС провозглашалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

Нарастание оппозиционных настроений.

Застой в экономической и общественно-политической жизни вел к росту оппозиционных настроений. Они берут свое начало еще в 1960-е гг. Так, часть творческой интеллигенции открыто выступила против осуждения писателей Синявского и Даниэля. В 1968 г. 8 человек в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию вышли на Красную Площадь.

Оппозиционные настроения проявлялись в разных формах. Это и нарастание социальной апатии, и отказ от карьеры (лица с высшим образованием шли в дворники, лифтеры); своеобразной формой протеста были «разговоры на кухне», авторская песня.

Наиболее активной формой выражения оппозиционных настроений было участие в диссидентском и правозащитном движении. В 1969-1970 гг. возникли инициативная группа защиты прав человека и комитет в защиту гражданских прав (Сахаров, Ковалев, Плющ, Горбаневская). В 1975-1976 гг.

создана группа содействия выполнению Хельсинских соглашений (Орлов).

Власти боролись с диссидентами и правозащитниками по-разному: отправляли в лагеря (Ковалев), помещали в психиатрические больницы (Григоренко), сажали под домашний арест или ссылали (Сахаров), лишали гражданства и выгоняли из страны (Солженицын).

В 1982 г. умер Брежнев. Его преемником стал Андропов. Он попытался реформировать социалистическую систему, но мало что успел сделать. После смерти Андропова в 1984 г. высшие партийно-государственные посты занял старый и больной Черненко. Преодоление застоя во всех сферах жизни возможно было только с приходом нового руководства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a64230.html

Ссср в середине 1960-80-х гг.: нарастание кризисных явлений

В 1964 г. Н.С.Хрущев был обвинен в волюнтаризме и смещен со всех постов. Начался новый курс, который вошел в историю как «экономическая реформа 1965 г.

» В реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Повышалась роль экономических методов управления, но не затрагивались основы командно-административной системы.

Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки.

Восьмая пятилетка (1966–1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13 %, выпуск промышленной продукции – на 50 %. Было возведено 1 900 промышленных предприятий.

Особенностью нового строительства являлось его смещение в районы добычи нефти и природного газа. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия-Центр протяженностью 2 750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Конфликт между арабскими государствами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На эти деньги закупались товары широкого потребления, что создавало иллюзию относительного благополучия.

Характерной чертой индустриального развития 70-х годов являлось увеличение масштабов нового строительства: Волжский автомобильный завод (ВАЗ), завод по производству автомобилей большой грузо­подъемности (КамАЗ), тепловые электростанции в Запорожье и Сургуте и др. Особое внимание уделялось развитию оборонной промышленности. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60 % от всей выпускаемой ими продукции.

В период десятой пятилетки (1976–1980 гг.) наметилось серьезное отставание во всех индустриальных отраслях. Низкие темпы развития сельского хозяйства вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами.

На рубеже 70–80-х годов наблюдалась неблагоприятная демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) привело к сокращению притока трудовых ресурсов.

Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей.

В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика .

Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных бюджетных средств, которые с большим трудом давала экстенсивная экономика.

Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата и вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международного авторитета СССР.

Уже в годы девятой пятилетки началось падение темпов экономического роста. За 15 лет (с 1970 по 1985 гг.) они упали до уровня экономической стагнации , противоречия приобрели предкризисные формы. Резко упали цены на нефть – важнейший предмет советского экспорта. Задания 11-й пятилетки (1981-1985 гг.

) не были выполнены ни по одному показателю. Меры, предпринятые в ходе хозяйственной реформы второй половины 60-х годов, не затронули в должной степени фундаментальных основ производства. Наравне с предлагаемым внедрением экономических рычагов управления продолжался процесс усиления централизованного руководства.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемо­кратическая. Они проявлялись и в сфере управления произво­дственными и государственными делами.

На рубеже 60–70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Но руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн. человек. B октябре 1977 г.

внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти про­возглашалось полновластие народа.

Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства – Советы народных депутатов. Ядром политической системы называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества.

В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало распространение выступлений диссидентов.

Диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против пре­следования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968 г.

) и Афганистан (1979 г.). К 1966-1967 гг. относятся первые выступления академика А.Д.Сахарова в защиту репрессированных.

Источник: https://studlib.info/voennaya-nauka/2219211-sssr-v-seredine-1960-80-kh-gg-narastanie-krizisnykh-yavleniy/

История шпорыi. 1. Восточные славяне в VIIX вв

59. Нарастание кризисных явлений в советском обществе (середина 1960- начало 1980-х гг.).

Вторая половина 60-х — середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества.

Они прояв­лялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений насе­ления, падении авторитета СССР на международной арене.

Принимае­мые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Смена политического курса. С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Пер­вым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. — Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-х — 70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под ви­дом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г.

состоялось объединение промышлен­ных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена тер­риториальная система управления народным хозяйством.

Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.

Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина. Вновь была ужесточена цензура. Огра­ничивался доступ к источникам научной информации для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.В начале 70-х годов Л.И.

Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу­ры и что национальный вопрос в стране решен. Одна­ко фактического равенства рес­публик достигнуто не было. В межнациональных отношени­ях возникали новые проблемы. Представители республик требовали расширения сети школ с пре­подаванием на родном языке.

Усилилось движение в защиту окружаю­щей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло внимания нарас­тающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального само­сознания народов, выступления в защиту национальных интересов рас­сматривались как проявление местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях.

Создавались организации народного контроля и технического творчества. Деятельность массовых объединений создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах.

На них принимались планы народно­хозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, ко­торые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность администра­тивного аппарата.

За два десятилетия количество общесоюзных мини­стерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников.

Правозащитное движение. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало широкое рас­пространение движения диссидентства.

На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеоло­гией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее — на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров.

Глав­ными формами деятельности диссидентов были демонстрации под пра­возащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения ин­формации, стремление правительства воспрепятствовать широкому раз­витию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали ак­тивизации оппозиции.

Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х — начала 60-х годов не привели к по­зитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения эко­номических реформ.

Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В мар­те 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование.

Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ог­раничения с их личных хозяйств.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей ра­боты предприятий объем реализованной продукции.

Сокращалось коли­чество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Упразднялись Советы народного хозяйства и восста­навливалось отраслевое управление. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления.

Но она не затрагивала основ ко­мандно-административной системы.

Индустриальное развитие. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее ста­бильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция — на 50%. В больших масштабах велись капитальное строительство и реконструкция производств. Было возведено 1900 про­мышленных предприятий.

Индустриальное развитие 70-х — начала 80-х годов характеризова­лось углублением тенденций, вызванных политикой формирования еди­ного народнохозяйственного комплекса. С целью «взаимодополнения» республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс разви­вались процессы общесоюзного разделения труда.

На рубеже 70-х — начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное раз­витие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная.

Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышлен­ность на путь интенсивного развития.

Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех инду­стриальных отраслях.

Тенденции аграрного развития. Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства. Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта.

Допускались нару­шения в политике планирования заготовок. Устанавливались дополни­тельные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупоч­ные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим сдаточным ценам.

Это стало одной из причин увеличения числа убыточных хо­зяйств.

С конца 60-х и особенно в 70-е годы создаваться интегрированныехозяйства — агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. Но интеграция в условиях нарастающего экономического кризиса не принесла ожидаемого эффекта.Принимались и другие меры для подъема аграрного производства. Периодически повышались заготовительные цены.

Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйствами в худших природных условиях. Был соз­дан Государственный агропромышленный комитет. Но это не улучшило положения дел в земледелии и животноводстве.На рубеже 70-80-х годов значительно ухудшились условия народно­хозяйственного развития.

Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке.

Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика.

Социальная сфера. Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий.

Массовое строительство жилья позволи­ло улучшить условия быта сотен тысяч горожан. Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.

Были увеличены размеры ежемесячной зарплаты низкооплачиваемым категориям работников. Одновременно велось неоправданное сближение оплаты труда инженерно-технического персонала и рабочих. Рост зар­платы велся без учета реальных результатов труда работающих.

В 70-х — начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по «остаточному» принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения.

Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслу­живания и общественного питания.

В социальную сферу, так же как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления.

В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе — так называемой «но­менклатуры». Руководители высшего и среднего уровня занимали осо­бое, привилегированное положение в системе распределения материаль­ных благ.

Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммуни­стической партии.

61. Перестройка в СССР (1985 — 1991 гг.)

На апрельском пленуме ЦК (1985) Горбачёв охарактеризовал состояние советского общества как предкризисное и провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития.

Это курс конкретизировал XXVII съезд КПСС в 1986. Была поставлена цель – увеличить темпы экономического роста и добиться к 2000 удвоения промышленного потенциала страны.

Основными путями достижения цели назывались:

-использование достижений научно-технического прогресса;-сосредоточение внимания на техническом перевооружении действующих предприятий вместо строительства новых (т.е. первоочередное развитие машиностроения);-активизация человеческого фактора;-изменение соц-ой политики (отказа от остаточного принципа выделения средств на нужды людей).

В то же время 17 съезд нацеливал на использование старых командно — административных методов – укрепление дисциплины, усиление работы с кадрами, улучшение партийного руководства экономикой. Это свидетельствовало о том, что Горбачёв пришёл к власти без чёткой концепции и программы обновления.

На первый план вместо «ускорения» выдвигалась «перестройка», а её главным направлением становилась демократизация. В июне 1987 пленум ЦК утвердил реформу управления народным хозяйством. Основная идея состояла в сочетании плановой экономики с самостоятельностью предприятий, т.е. создании «хозрасчётного социализма».

Основные недостатки реформ состояли в сохранении министерств с их стремлением диктовать свою волю предприятиям; во введении жёсткого госзаказа, мало отличающегося от плана; признании законным лишь государственный и колхозно-кооперативной форм собственности; в отсутствии организаций, обеспечивающих самостоятельность хозяйственников в приобретении сырья и реализации товаров. Т.о. разрушение старой системы экономических отношений не сопровождались созданием новой, что вело к ухудшению положения в народном хозяйстве. Ростки нового (кооперативы, передача в аренду магазинов, предприятий) не меняли общей ситуации. Огромные средства вложенные в развитие пром-сти и с/х в 1986-1988 гг. не дали ожидаемого результата. В 89-90 гг. резко уменьшились инвестиции в экономику. В 89 – сокращение объёмов промышленного производства, а 90-91 – этот процесс охватил практически все отрасли НХ.

Причины неудач экономической политики Горбачёва:1.руководители страны поддерживали только те программы, которые соответствовали их представлениям о социализме. Горбачёв лавировал между консерваторами и демократами, что отражалось на его экономической политике.

2.

политическая нестабильность в стране: возникновение и рост забастовок, противостояние республиканских и центральных органов власти, стремление республик к самостоятельному решению своих проблем, что способствовало разрушению хоз-х связей между регионами и предприятиями.

3.резкое сокращение валютных и рублёвых поступлений из-за снижения на мировом рынке цен на нефть и газ; ущерб от антиалкогольной кампании; безвозмездной помощи «дружественным режимам».

После неудач в экономической политики Горбачёв решил изменить полит-ую систему. В январе 1987 на пленуме ЦК КПСС были намечены меры по демократизации общества. После пленума началась «эпоха гласности». Были запущены в свет литературные произведения ранее не допускавшиеся к печати, перерассмотрены дела тех кто не был реабилитирован во времена правления Хрущёва.

Появились неформальные организации. В 1988 году на всесоюзной конференции КПСС было принято решение о новой политической реформе. Цель реформы – создание в СССР гражданского общества и правового гос-ва. Основные преобразования: переход к альтернативным выборам, проведение референдумов по вопросам общественной жизни, децентрализация управления.

Высшим законодательным органом стал съезд народных депутатов СССР. В 1990-1991 гг. развивался экономический и политический кризис. Особые надежды Горбачёв возлагал на заключение нового союзного договора, означавшего создание действительно нового федеративного государства.

Однако в результате путча 19-21 августа 1991 года, организованного консервативной частью руководства страны, подписание договора было сорвано. Августовский путч окончательно ослабил центральную власть страны, подорвал её авторитет и усилил стремление республик к самостоятельности.

В декабре 1991 в Беловежской Пуще состоялась встреча руководителей России, Украины и Белоруссии – республик учредивших СССР. Ельцин, Кравчук и Шушкевич заявили о прекращении действия договора о создании СССР(1922) и провозгласили о создании СНГ. Горбачёв ушёл в отставку.

62. Россия на современном этапе (1992 — 2000 г.).

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику.

Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса.

Продолжение курса реформ.

Источник: http://newrefs.ru/1-vostochnie-slavyane-v-vi-ix-vv/index19.html

Нарастание кризисных явлений в советской экономике в 1980-е гг

В лице Л. И. Брежнева и его окружения советская номенклатура — государственная, хозяйственная, военная и наиболее влиятельная партийная — нашла послушного проводника своей коллективной воли.

Новое высшее руководство страны добросовестно и, как правило, без ненужной «самодеятельности» проводило в жизнь принципиальные установки, формировавшиеся в этом узком и всевластном слое советского общества.

Как и десятилетие назад, в числе первых оказались решения, напрямую затрагивавшие интересы номенклатуры и снимавшие напряжение, ею испытываемое.

Так, уже в 1965 г. было ликвидировано разделение партийного аппарата по производственному принципу. Задуманное Н. С.

Хрущевым с целью повернуть КПСС «лицом к жизни», оно подводило партократию к опасной черте, за которой следовала личная ответственность за управление экономикой. В полном объеме продолжалась практика, когда партаппарат контролировал все, но ни за что конкретно не отвечал.

Он принимал решения, давал указания, в том числе нигде не фиксируемые устные и телефонные, а за неудачу отвечали руководители отраслей, предприятий и учреждений.

Был отменен и включенный в 1961 г. в Устав КПСС пункт об обязательной ротации: при каждых выборах полагалось менять одну треть членов парткомов от Президиума (с 1966 г.— Политбюро) ЦК до районных комитетов. Этим вводился принцип нестабильности партийных работников, с чем аппарат был категорически не согласен.

Принимались некоторые меры и для успокоения населения. Так, были свернуты гонения на личные подсобные хозяйства, затихли возобновленные Н. С. Хрущевым преследования церкви и религии.

Состояние дел в экономике.

С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная еще при хрущевской администрации.

В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда.

Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. Одновременно упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.

Реформа затронула и сельское хозяйство. Правительство вновь списало долги с колхозов и совхозов (к тому времени почти все они были убыточны), повысило закупочные цены. Кроме того, была установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Ощутимо повышалось финансирование аграрного сектора экономики. В 1966— 1980 гг. туда было направлено 383 млрд.

рублей, что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы советской власти. За счет этого мощного вливания средств началась реализация ряда программ: комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и их мелиорации.

В частности, вводятся в строй Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский каналы, оросившие живительной влагой десятки тысяч гектаров засушливых земель.

Эти новации благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Но их эффект оказался кратковременным. Прирост объема производства продукции, стабилизировавшийся в промышленности за годы восьмой пятилетки (1966—1970 гг.

) приблизительно на уровне предшествующего пятилетия (50%), а в сельском хозяйстве превысивший его на 21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться: соответственно до 43% и 13% в девятой пятилетке, 24% и 9% — в десятой, 20% и 6% — в одиннадцатой.

Объяснялось это двумя главными причинами.

Во-первых, директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать робкие и непоследовательные меры по реформированию хозяйственного механизма. Как это происходило в промышленности, наглядно прослеживается на следующих примерах.

Спускаемую сверху норму прибыли — важнейший показатель работы предприятия — в принципе можно было получить двумя путями: за счет или труднодающегося снижения себестоимости продукции (оптимизации производства), или искусственного завышения цен, особенно легкого в условиях, когда сохранялся «кабинетный», нерыночный порядок их назначения.

Происходило в основном последнее, ибо в этом были заинтересованы и министерства, и предприятия. Начался ползучий рост оптовых цен. Только в машиностроении за 1966—1970 гг. они увеличились на треть. И никакой контроль Госплана этого процесса остановить не мог, поскольку главный контролер — потребитель — к установлению цен отношения не имел.

Еще один пример. По инструкции, изданной Министерством финансов СССР, в госбюджет требовалось вносить плату не за фактически используемые производственные фонды, а за плановые.

Если предприятие в течение года избавлялось от ненужного оборудования, оно все равно платило за него налог до следующей ревизии, а в новом году не могло использовать значительную часть прибыли, автоматически уходившую в госбюджет.

В результате фондовооруженность в расчете на одного работника неуклонно ползла вверх, а фондоотдача (эффективность использования заводских помещений, станков, машин и т. п.) падала. За 1965—1985 гг. в два раза сократилась доля оборудования, заменяемого из-за технологического старения и физической ветхости.

Уже к концу 60-х гг. реформа промышленности выдыхается, так и не столкнув советскую экономику с наезженной колеи: расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли и жестким административным давлением на предприятия сверху (вместо пяти плановых показателей, предусмотренных реформой, их число к середине 80-х гг.

увеличилось до 1,5 тыс., благодаря чему министерства перетянули себе все без остатка продекларированные права предприятий). Попытки внедрить наукоемкие производства (микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология), развернуть сеть научно-производственных объединений не приносили ожидаемого результата.

Становым хребтом экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы (на последний работало до 80% машиностроительных заводов). Структура народного хозяйства приобретала все более нерациональный, перекошенный характер.

Являясь бездонным потребителем капиталовложений, советская экономика имела минимальный выход на человека, удовлетворение его потребностей.

Во-вторых, исключительно важную, по сути решающую роль в снижении темпов хозяйственного роста играло то обстоятельство, что сама директивная экономика, подавившая ростки нового, объективно подошла к пределу своих возможностей.

Причины тому — прежде всего обострившееся противоречие между колоссальными масштабами промышленного потенциала СССР (только за 1960—1985 гг. стоимость основных фондов увеличилась в восемь раз) и преобладавшими экстенсивными методами его развития.

На каждый новый процент прироста продукции приходилось затрачивать все больше и больше средств. Достаточно сказать, что в годы четвертой пятилетки народное хозяйство поглощало чуть более трети всех ассигнований госбюджета, а в одиннадцатой — уже 56%.

Соответственно сокращалось финансирование других государственных программ, в том числе социально-культурной (с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г.).

Практически полностью были исчерпаны свободные людские ресурсы, причем из-за снижения рождаемости от пятилетки к пятилетке уменьшалась доля молодежи, приходящей в общественное производство (с 12 млн. человек в 1971—1975 гг. до 3 млн.

в 1981—1985 гг.). Стоимость незанятых рабочих мест в народном хозяйстве страны достигла критического уровня — более 12% от общей стоимости основных производственных фондов.

На вновь строящихся заводах и фабриках уже физически некому было работать.

Из-за перемещения сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири лавинообразно нарастали некогда незначительные затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Началось сокращение пахотного клина в стране (за 70-е гг.

на 1%), что отягощало и без того сложное положение сельского хозяйства.

Это было следствием расползания вширь промышленных объектов, занимавших под производственные корпуса и обслуживающую их инфраструктуру плодородные земли, развертывания новых военных полигонов.

И наконец, последнее. Выше уже отмечалось, что директивная экономика постоянно «подпитывалась» за счет ресурсов аграрного сектора — жестко централизованного и интегрированного в общехозяйственный механизм.

Теперь и здесь обозначился предел.

Обессилевшее за долгие годы нещадной государственной эксплуатации сельское хозяйство приходило во все больший упадок, ограничивая возможности развития промышленности, особенно в выпуске товаров народного потребления.

Не помогли и беспрецедентные в советской истории финансовые вливания в аграрное производство. Немалая их часть тут же выкачивалась обратно в казну через искусственно вздутые цены на сельскохозяйственную технику и строительство различных производственных объектов на селе (в среднем за 15 лет они возросли в четыре раза).

Дело доходило до абсурда: стоимость на ферме одного места на корову в отдельных случаях равнялась стоимости однокомнатной кооперативной квартиры. Другая часть финансовых средств в буквальном смысле уходила в песок — из-за коллективной безответственности, царившей в аграрном секторе, незаинтересованности сельских производителей в результатах своего нелегкого труда.

Деньги омертвлялись в грандиозных и малоэффективных животноводческих комплексах, тратились на непродуманную мелиорацию и химизацию почв, уходили на разработку и пропаганду очередных амбициозных и нереальных партийных программ «подъема сельского хозяйства» (вроде принятой в 1982 г. «Продовольственной программы»).

Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземами, превратилась в лидера по закупкам зерна за границей.

Нельзя сказать, что правящая элита СССР совсем не видела нарастающий упадок экономики и не предпринимала никаких мер. Однако практически все они лежали в стороне от магистрального русла уже прочно забытой реформы 1965 г.

В сельскохозяйственной политике с середины 70-х гг. упор делался (наряду с безуспешной попыткой обустроить вконец разоренное российское Нечерноземье) на агропромышленную интеграцию — организационное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности, транспорта, торговли, строительства.

Ретивые чиновники начали с насаждения РАНО (районных агропромобъединений) и закончили созданием в 1985 г. нового административного монстра — Госагропрома СССР, подмявшего под себя без какой-либо пользы для дела пять союзных министерств. Венцом бумаготворчества аграриев из ЦК КПСС явилась уже упомянутая «Продовольственная программа».

Она содержала обещание досыта накормить страну к 1990 г. через развитие сети агропромов, насыщение сельского хозяйства техникой, удобрениями, коренное улучшение социально-культурной сферы села и т. п.

Впервые в документ такого уровня был включен призыв повернуться лицом к личному подсобному хозяйству, что, впрочем, как и многое другое, осталось благим пожеланием и голым лозунгом.

В промышленном строительстве начиная с девятой пятилетки (1971—1975 гг.

) акцент переносится на создание десятков гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Павлодарско-Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского по обработке цветных металлов и др.

В целях ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974—1984 гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль. Вдоль нее предполагалось развернуть сеть новых ТПК, но на их закладку средств уже не хватило, и знаменитый БАМ до сего времени приносит сплошные убытки.

В 1979 г. брежневское руководство предприняло еще одну попытку оживить промышленное производство и ударить по заполонившей все центральные ведомства дутой отчетности с мест.

ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление, определившее, что отныне основным показателем эффективности работы предприятия становится так называемая «чистая продукция» — та, на изготовление которой конкретный завод или фабрика затрачивали собственные материалы, энергию и труд.

До реализации этого постановления дело фактически так и не дошло, ибо оно увязло в бесконечных бюрократических согласованиях и уточнениях.

Главный же способ избежать экономического краха власти усмотрели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей, тем более что цены на них возросли там только за 70-е гг. почти в двадцать раз. За 1960—1985 гг.

доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Внешняя торговля СССР приобретала отчетливо выраженный «колониальный» характер. Зато казна сказочно обогатилась за счет сотен миллиардов «нефтедолларов».

Это был прямой заем дряхлевшей брежневской администрации у будущих поколений нашей страны.

Колоссальные средства, получаемые в виде «нефтедолларов», использовались в народном хозяйстве с той же степенью эффективности, что и в рассмотренном выше примере с аграрным сектором.

Они замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве, тратились на закупку западного оборудования, немалая часть которого оседала затем на складах, поглощались быстрорастущим бюрократическим аппаратом (управленцев разного уровня в стране к 1985 г. насчитывалось около 18 млн.

человек — шестая часть всех занятых), наконец, просто «проедались», т. е. шли на импорт высококачественных товаров, призванных скрасить вид полупустых прилавков отечественных магазинов.

К середине 80-х гг. и этот живительный валютный поток стал иссякать. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и цены на нее на мировом рынке начали стремительно падать. В этих условиях уже ничто не могло удержать на плаву тяжеловесную и неповоротливую директивно-затратную экономику СССР.

К тому же существовавший в стране политический и экономический уклад отторгал все начинания по его модернизации, идущие снизу. В 70-е гг. на стройках и промпредприятиях началось массовое движение бригадного подряда.

В его основе лежало стремление трудящихся по-хозяйски распорядиться имеющимися у них ресурсами, отойти от уравниловки в оплате труда.

Формально этот почин власти всячески пропагандировали, но как только сторонники бригадного подряда вплотную подошли к необходимости реального сокращения раздутого управленческого аппарата и передачи его функций низовым трудовым коллективам, то сразу сработали чиновничьи тормоза и он был похоронен под грудой ограничительных инструкций. Та же судьба постигла широко известный в те годы «Щекинский эксперимент» (где рабочие крупного химкомбината старались добиться увеличения выпуска продукции при сокращении численности работников) и многие иные почины трудящихся.

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше давала о себе знать так называемая «теневая экономика». Этот феномен, стимулируемый условиями тотального огосударствления хозяйственных структур, был неоднороден по своей природе.

Он включал как различные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности (преимущественно в кустарном производстве, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения), так и чисто криминальный элемент (крупные хищения товаров и сырья, махинации в отчетности, изготовление на госпредприятиях неучтенной продукции с ее последующей реализацией через торговую сеть и т. п.). По неофициальным оценкам, к середине 80-х гг. в сфере «теневой экономики» более или менее постоянно было занято около 15 млн. человек. В стране шло формирование новой социальной группы — дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования.

Первые шаги политики «перестройки» после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС (стратегия ускорения социально-экономического развития страны, совершенствование хозяйственного механизма, приоритет человеческого фактора и др.).

Источник: https://megalektsii.ru/s146952t5.html

Ссылка на основную публикацию