Общественное движение второй половины xix века — история России

Россия во второй половине 19 века

Положение России во второй половине XIX века оставалось крайне тяжёлым: она стояла на краю бездны. Экономика и финансы были подорваны Крымской войной, а народное хозяйство скованное цепями крепостного права не могло развиваться.

Годы правления Николая I считаются самыми неблагополучными со времён Смутного времени.

Ярый противник каких-либо реформ и введения в стране конституции, российский император опирался на разветвлённый бюрократический чиновничий аппарат. идеология Николая I основывалась на тезисе “народ и царь едины”.

Итогом правления Николая I стала экономическая отсталость России от стран Европы, повальная неграмотность населения и произвол местечковой власти во всех сферах общественной жизни.

Необходимо было срочно решать следующие задачи:

  • Во внешней политике-восстановить международный престиж России. Преодолеть дипломатическую изоляцию страны.
  • Во внутренней политике-создать все условия для стабилизации внутреннего экономического роста. Решить наболевший крестьянский вопрос. Преодолеть отставание от западных стран в промышленной отрасли за счёт внедрения новых технологий.
  • При решении внутренних задач правительству невольно приходилось сталкиваться с интересами дворянства. Поэтому настроение этого сословия тоже приходилось учитывать.

После правления Николая I России нужен был глоток свежего воздуха, страна нуждалась в реформах. Новый император Александр II это понимал.

Начало правления Александра II было отмечено волнениями в Польше. В 1863 году поляки подняли восстание. Несмотря на протест западных держав, русский император ввёл на территорию Польши армию и подавил мятеж.

Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года обессмертил имя Александра. Закон уравнял все сословия граждан перед законом и теперь все слои населения несли одинаковые государственные повинности.

  • После частичного решения крестьянского вопроса были проведены реформы местного управления. В 1864 году была проведена Земская реформа. Это преобразование позволило снизить давление чиновничьего аппарата на органы местных властей и позволило решать большинство хозяйственных проблем на местах.
  • В 1863 году были проведены судебные реформы. Суд становился самостоятельным органом власти и назначался Сенатом и царём пожизненно.
  • При Александре II было открыто много образовательных учреждений, для рабочих строились воскресные школы, появились среднеобразовательные школы.
  • Преобразования коснулись и армии: государь изменил 25 лет службы в армии с 25-ти лет до 15-ти. Были отменены телесные наказания в армии и флоте.
  • В царствование Александра II Россия достигла значительных успехов во внешней политике. Был присоединён Западный и Восточный Кавказ, часть Средней Азии. Разгромив Турцию в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., Российская империя восстановила черноморский флот и овладела проливами Босфор и Дарданеллы в Чёрном море.

При Александре II активизируется развитие промышленности, банкиры стремятся вкладывать деньги в металлургию и в строительство железных дорог. Вместе с тем, в сельском хозяйстве наметился некоторый упадок, так как освободившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших хозяев. В итоге, большинство крестьян разорялись и уходили в город на заработки вместе со своими семьями.

Рис. 1. Русский император Александр II.

Преобразования Александра II способствовали пробуждению революционных и либеральных сил в русском обществе. Общественное движение второй половины XIX века делится на три основных течения:

  • Консервативное течение. Основоположником этой идеологии выступил Катков, позднее к нему присоединились Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Консерваторы считали, что Россия может развиваться только по трём критериям-самодержавие, народность и православие.
  • Либеральное течение. Основоположником этого течения выступал видный историк Чичерин Б. Н., позднее к нему присоединились Кавелин К. Д. и Муромцев С. А. Либералы ратовали за конституционную монархию, право личности и независимость церкви от государства.
  • Революционное течение. Идеологами этого течения изначально были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и В.Г. Белинский. Позднее к ним присоединился Н. А. Добролюбов. При Александре II мыслители выпускали журналы “Колокол” и “Современник”. Взгляды писателей-теоретиков основывались на полном неприятии капитализма и самодержавия как исторических строев. Они считали, что благоденствие для всех наступит лишь при социализме, причём социализм наступит сразу же минуя стадию капитализма и в этом ему поможет крестьянство.

Одним из основоположников революционного движения стал М.А. Бакунин, который проповедовал социалистическую анархию. Он считал, что цивилизованные государства следует разрушить, чтобы на их месте построить новую мировую Федерацию общин.

Конец XIX века принёс организацию тайных революционных кружков, самыми крупными из которых были “Земля и воля”, “Великоросс”, “Народная расправа”, “Рублёвое общество” и тд.

Пропагандировалось внедрение революционеров в крестьянскую среду с целью их агитации.

Крестьяне никак не реагировали на призывы разночинцев к свержению власти. Это привело к расколу революционеров на два лагеря-практиков и теоретиков. Практики устраивали теракты и расправлялись с видными государственными деятелями.

Организация “Земля и воля”, позднее переименованная в “Народную волю” вынесла смертный приговор Александру II. Приговор был приведён в исполнение 1 марта 1881 года после нескольких неудачных покушений.

Террорист Гриневицкий бросил под ноги царю бомбу.

Александру III досталось государство глубоко потрясённое серией убийств видных политиков и полицейских чиновников. Новый царь сразу же приступил к разгрому революционных кружков, а их основных руководителей-Ткачёва, Перовскую и Александра Ульянова казнили.

  • Россия вместо почти подготовленной Александром II конституции, при правлении его сына, Александра III получила государство с полицейским режимом. Новый император начал планомерное наступление на реформы своего отца.
  • С 1884 года в стране были запрещены студенческие кружки, так как главную опасность свободомыслия правительство видело в студенческой среде.
  • Были пересмотрены права местного самоуправления. Крестьяне опять лишались голоса при выборе местных депутатов. В городской думе заседало богатое купечество, а в земствах местное дворянство.
  • Судебная реформа тоже подверглась изменениям. Суд стал более закрытым, судьи более зависимыми от властей.
  • Александром III стал насаждаться великорусский шовинизм. Провозглашался любимый тезис императора-“Россия для русских”. К 1891 году с попустительства власти начинаются погромы евреев.

Александр III мечтал о возрождении абсолютной монархии и наступлении эпохи реакции. Правление этого царя протекало без войн и международных осложнений.

Это позволило ускоренно развиваться внешней и внутренней торговле, росли города, строились заводы и фабрики. В конце XIX века увеличилась протяжённость дорог в России.

Было начато строение Сибирской магистрали, чтобы соединить центральные районы государства с побережьем Тихого океана.

Рис. 2. Строительство Сибирской магистрали во второй половине XIX века.

Преобразования, начавшиеся в эпоху Александра II, не могли не затронуть различные сферы культуры России во второй XIX века.

  • Литература. Новые взгляды на быт русского населения получили широкое распространение в литературе. Общество писателей, драматургов и поэтов разделилось на два течения-так называемых славянофилов и западников. К славянофилам себя причисляли А. С. Хомяков и К. С. Аксаков. Славянофилы считали, что у России свой особенный путь и никакого западного влияния на русскую культуру не было и не будет. Западники, к коим себя причисляли Чаадаев П. Я., И. С.Тургенев, историк Соловьёв С. М., утверждали, что Россия, наоборот, должна идти по западному пути развития. Несмотряя на различия взглядов, и западников и славянофилов одинаково волновала дальнейшая судьба русского народа и государственного устройства страны. На конец XIX- начало XX века приходится расцвет русской литературы. Свои лучшие произведения пишут Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. П. Чехов и Л. Н. Толстой.
  • Архитектура. В архитектуре во второй половине XIX века стал преобладать эклетизм-смешение различных стилей и направлений. Это сказалось на строительстве новых вокзалов, торговых центров, многоквартирных домов и т.д. Также получило развитие проектирование тех или иных форм в архитектуре более классического жанра.Широко известным архитектором этого направления был А. И. Штакеншнейдер, с помощью которого был спроектирован Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. С 1818 по 1858 год в Петербурге возводился Исаакиевский собор. Этот проект был разработан Огюстом Монфераном.

Рис. 3. Исаакиевский собор.Санкт Петербург.

  • Живопись. Художники, вдохновлённые новыми веяниями, не хотели работать под плотной опекой Академии, которая застряла в классицизме и была оторвана от реального видения искусства. Так, художник В. Г. Перов заострял своё внимание на различных сторонах жизни общества, подвергая острой критике пережитки крепостного строя. На 60-е годы пришёлся расцвет работ портретиста Крамского, В. А. Тропинин оставил нам прижизненный портрет А. С. Пушкина. В узкие рамки академизма не вписывались и работы П. А. Федотова. Его работы “Сватовство майора” или “Завтрак аристократа” высмеивали тупое самодовольство чиновников и пережитки крепостного строя.

В 1852 года в Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж, где были собраны лучшие произведения живописцев со всего мира.

Из кратко описываемой статьи можно узнать о преобразованиях Александра II, о возникновении первых революционных кружков, о контреформах Александра III, а также о расцвете русской культуры во второй половине XIX века.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: http://obrazovaka.ru/istoriya/rossii-vtoroy-poloviny-19-veka.html

Общественные движения в России во 2 половине XIX в

В общественном движении России этого пе­риода можно четко выделить три этапа: 50— 60-е гг., 70-е — начало 80-х гг. и 80—90-е гг. Не­обходимо выявить характерные черты этих эта­пов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.

Первый этап (50—60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Алек­сандра II.

Идет процесс становления либераль­но-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западни­ков и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской ти­пографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П.

Огаревым «Полярной звезды» и «Колоко­ла», их влияние на радикализацию общественно­го мнения, начало зарождения народничества, деятельнос­ть «Земли и воли» в 1860-е гг.

Второй этап (70-е — начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основ­ные идеи: теория некапиталистического разви­тия России, идея перехода к социализму. Главная цель — опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм  и  перейти  непосредственно  к  соци­ализму.

Движение народников прошло в своем разви­тии четыре этапа:

1)   середина 60-х — начало 70-х гг. — этап становления: деятельность разрозненных круж­ков (покушение Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г.)

2)   начало 1870-х — 1876 г. — пропаган­дистский этап. Главное событие — «хождение в народ» с целью поднять крестьян на борьбу с са­модержавием. Причины неудачи: непонимание крестьянами отвлеченных идей, их царистские иллюзии;

3)   1876—1879 гг. — бунтарский этап. Про­изошло организационное оформление движе­ния — была создана новая «Земля и воля» (1876);

4) 1879—1881 гг. — заговорщицкий, или ге­роический, этап. Раскол «Земли и воли» из-за разногласий по вопросу о методах борьбы на «Черный передел» (Г. В. Плеханов) и «Народную волю» (А. Д. Михайлов). Переход наро­довольцев к тактике индивидуального террора. Цель — цареубийство и дезорганизация прави­тельства, что должно было облегчить захват власти.

Читайте также:  Плюсы и минусы распада ссср - история России

Ключевые даты

Апрель 1879 г. — покушение народовольца на Александра II

Ноябрь 1879 г. — попытка взрыва царского поезда под Москвой.

Февраль 1880 г. — взрыв столовой Зимнего дворца, произведенный С. А. Халтуриным.

1 марта 1881 г. — убийство Александра II.

Итоги: тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату — политике контрреформ Александра III. Сами на­родовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти у них не оста­лось. К тому же они недооценивали силу бюро­кратического аппарата.

Третий этап (80—90-е гг.): спад револю­ционной борьбы. Сказав о перерождении народ­ничества, необходимо охарактеризовать сущ­ность либерального народничества и взгляды лидера этого движения — Н. К. Михайловского: мирная пропаганда социалистических идей.

Также шел процесс рас­пространения марксизма в России: группа «Ос­вобождение труда» (1883—1893) Г. В. Плеханова и его критика народничества.

Причины особой попу­лярности марксистских идей в России: ост­рота рабочего вопроса, низкий уровень жизни на­селения, логичность и простота марксистских построений, их доступность для понимания прос­того человека, особенности менталитета русского народа — коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство.

Необходимо также рассказать о либераль­ном движении, связанном прежде всего с земст­вами, и консервативном течении обществен­ной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влиянии на выработку внутриполитического курса страны.

Вывод: общественную мысль в России вто­рой половины XIX в.

отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направле­ния — от реакционно-консервативного до ради­кально-демократического.

Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусло­вило оппозиционность большинства обществен­ных движений по отношению к власти.

Источник: http://uclg.ru/education/otechestvennaya_istoriya/8_klass/rossiya_v_80-90-e_godyi_XIX_veka/lecture_obschestvennyie_dvijeniya_v_rossii_vo_2_polovine_XIX_v___organizatsii___uchastniki__deyatelnost.html

Общественные движения второй половины XIX в

Возникновение общественных движений

Отмена крепостного права и реформы в 60-70-х гг. XIX в. привели к изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны.

Переходный характер экономики и социальной структуры этого периода активизировал различные общественные силы России на поиск пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу.

Русская интеллигенция превратилась после отмены крепостного права в главного участника общественного движения.

Основными направлениями общественного движения в России во второй половине XIX в. были консерватизм, либерализм, народничество, социал-демократия, марксизм.

Консерватизм

Крупнейшие представители этого течения — государственные деятели, литераторы и философы К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, В. П. Мещерский, А. А. Фет, Н. Я. Данилевский. Они опирались на русскую национальную идею.

Основным идеологическим принципом консерваторов была формула: «Самодержавие, православие, народность». Основная задача — сохранение самодержавия. Консерваторы подвергали критике реформы Александра II.

Печатными органами консерваторов были «Русский вестник», «Московские ведомости», «Гражданин».

Либерализм

Видные представители либерализма в России принадлежали к научной и творческой интеллигенции (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, М. М. Стасюлевич, М. Т. Лорис-Меликов, Н. А. и Д. А. Милютины).

Русские либералы занимались просветительской деятельностью, выступали сторонниками модернизации страны.

Либералами издавались журналы «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Русская мысль», газеты «Голос», «Русские ведомости».

Народничество

Основоположниками этого течения были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, которые в 50-х гг. XIX в. полагали, что крестьянская община («ячейка социализма») и качества крестьянина-общинника («прирожденного коммуниста») помогут России перейти к социалистическому строю, минуя капитализм.

В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы (социализм), и признававшие необходимость революции для достижения этой цели.

Теоретиком пропагандистского направления революционного народничества был П. Л. Лавров, считавший, что интеллигенция подготовит крестьянство к революции. Главная задача интеллигенции заключалась в пропаганде идей социализма в народе.

Теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества был М. А. Бакунин. Он считал, что главная несправедливость — социальное неравенство, а основным носителем несправедливости является государство. Цель борьбы — ликвидация существующего государства. Основное средство борьбы — революционный бунт народа.

Теоретик заговорщического направления П. Н. Ткачев предполагал, что крестьянство не готово к революции. Интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить переустройством общества.

В 60-е гг. XIX в. среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».

Под влиянием социалистических идей романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1862 г.) возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся путем развития коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества.

Подпольные организации народников возникли в конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э. Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861 г.).

В 1863-1866 гг. действовала революционная организация, возглавляемая Н. А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

В конце 60-х гг. XIX в. была создана организация «Народная расправа» во главе с С. Г. Нечаевым. Он написал устав организации «Катехизис революционера», в котором отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. В 1871 г.

российское общество было возмущено убийством студента И. Иванова, члена «Народной расправы», оказавшего неповиновение С. Г. Нечаеву. С суда над «нечаевцами» началась эпоха политических процессов, ставших частью общественной жизни 70-х гг.

XIX в.

В 1869-1874 гг. существовало «Большое общество пропаганды» («чайковцы»). Его возглавляли Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин. В 1874 г.

«чайковцы» участвовали в подготовке массовой акции — «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню для агитации и пропаганды социализма среди крестьян. «Хождение в народ» провалилось, т. к.

крестьянам были чужды социалистические идеи о свержении самодержавия.

Первой крупной организацией народников была «Земля и воля» (1876- 1879 гг). Организацией руководили М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров.

Землевольцы создавали поселения в деревне. Новое «хождение в народ» также не дало результатов, и в 1879 г. организация раскололась.

Социал-демократия

Сторонники пропаганды социалистических идеалов объединились вокруг Г. В. Плеханова. Их организация называлась «Черный передел» (1879-1882 гг.), руководители — Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич. Такое название она получила потому, что ее члены призывали коренным образом, «по-черному» поделить всю землю в России.

Сторонники тактики индивидуального террора образовали «Народную волю» (1879-1882 гг.), ее возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью революционный захват власти и построение общинного социализма. К власти они намеревались прийти с помощью политического переворота. 1 марта 1881 г. Александр II был убит членами «Народной воли». Ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, организация была разгромлена полицией, ее лидеры казнены.

В 80-90-х гг. XIX в. в интеллигентской среде получили широкое распространение идеи реформаторского народничества (В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.). Теоретики либерального народничества доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством.

Тяжелое материальное положение, произвол предпринимателей заставляли рабочих вести борьбу за улучшение своего положения.

Первые рабочие выступления относятся к 60-м гг. XIX в. В 70-е гг. стачечное движение усилилось. В 1872 г. произошла одна из крупнейших стачек десятилетия — в Нарве бастовало около 6 тыс. рабочих Кренгольмской мануфактуры.

Прекратить стачку удалось только с помощью войск и ряда уступок рабочим. В 1885 г. произошла стачка на Николаевской мануфактуре близ Орехово-Зуева (Морозовская стачка). Суд над руководителями Морозовской стачки в 1886 г. выявил факты произвола администрации.

Рабочие были оправданы судом присяжных.

Рабочие выступления второй половины ХIХ в. носили стихийный и разрозненный характер, выдвигались преимущественно экономические требования.

В 1870-х гг. возникли рабочие организации, которые наряду с экономическими целями ставили перед собой и политические. Первой такой организацией был «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г.). Его возглавил Е. О. Заславский. В 1878 г.

в Санкт-Петербурге возник «Северный союз русских рабочих». Эта организация насчитывала около 200 человек. Ее руководителями были В. П. Обнорский и С. Н. Халтурин. «Северный союз» имел программу и устав. Ему удалось нелегально выпустить единственный номер газеты «Рабочая заря». В 1878 г.

после ареста руководителей организация распалась.

Рост рабочего движения в 80-х гг. XIX в. заставил правительство сделать первые шаги по оформлению рабочего законодательства. В 1885 г. был запрещен ночной труд подростков и женщин.

Революционное движение в 80-х — начале 90-х гг. ХIХ в. характеризовалось упадком народничества и распространением марксизма в России.

Марксизм

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Г. В. Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию.

В середине 80-х гг. ХIХ в. в России возникли социал-демократические кружки студентов и рабочих: «Партия русских социал-демократов» Д. Н. Благоева, «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» П. В. Точисского, группа Н. Е. Федосеева в Казани (1888-1889 гг.), «Социал-демократическое общество» М. И. Бруснева (1889-1892 гг.).

На рубеже 80-90-х гг. ХIХ в. социал-демократические группы существовали в Киеве, Харькове, Одессе, Минске, Туле, Иваново-Вознесенске, Вильне, Ростове-на-Дону, Тифлисе и других городах.

Начавшаяся в конце XIX в. модернизация экономики России привела к росту численности рабочего класса. Уже в начале ХХ в. насчитывалось около 14 млн рабочих.

Тяжелые условия жизни и труда, отсутствие рабочего законодательства заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие начали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. В 1901 г.

забастовали 1200 рабочих Обуховского завода в Петербурге. Современники событий назвали стачку «Обуховской обороной».

Летом 1903 г. весь юг России от Баку до Одессы был охвачен грандиозной стачкой, в которой приняло участие от 130 тыс. до 200 тыс. человек. В декабре 1904 г.

была проведена политическая стачка, закончившаяся подписанием первого в истории рабочего движения России коллективного договора между рабочими и нефтепромышленниками.

Этот договор закрепил 9-часовой рабочий день, увеличение зарплаты на 20 %, предоставление ежегодного отпуска и т. д.

В начале XX в. активизировалось крестьянское движение.

В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях Европейской России). Крестьяне не выдвигали политических требований. Они выступали против отдельных помещиков, требовали раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей.

Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте — апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях. В нем приняло участие более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу.

Свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод — слова, печати, собраний и других и выступала против полицейского произвола. Наибольшую активность проявляло студенчество.

Читайте также:  Русь перед татаро-монгольским нашествием - история России

Источник: https://istorikonline.ru/oge-po-istorii/oge-2-2-3-obshchestvennyye-dvizheniya-vtoroy-poloviny-xix-v.html

Презентация на тему «Общественное движение второй половины XIX века»

  • Слайд 1Общественное движение второй половины XIX векаЧупров Л.А. МКОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
  • Слайд 2
    • Либералы.
    • Тверской адрес.
    • Консерваторы.
    • Народничество.
    • Народнические организации.
    • «Охота на царя».
    • Появление социал-демократов.
  • Слайд 3

    Выявите основные причины зарождения революционного движения во второй половине XIX века.

    • Заполнить таблицу!!!
    • Вопрос урока!!!
  • Слайд 4

    — течение общественно-политической мысли, для которого характерна ориентация на ценности свободы личности, правового и политического равенства, частной собственности.

    — идейно-политическое, идеологическое движение, ставящее целью обеспечение свободы личности, её политических и гражданских прав, равенства всех перед законом.

    Либерализм (от лат. liberalis — свободный)

  • Слайд 5

    Реформы Александра II, их незавершенность, общий подъем на волне реформ, вызвал в стране рост либеральных и революционных настроений.

    От царя ждали более решительных действий, а когда их не увидели, решили действовать самостоятельно.

    Известные западники Кавелин, Чичерин, Герцен в «Голосах России» опубликовали программу русского либерализма

    • Герцен А.И.
    • Чичерин Б.Н.
    • Кавелин К. Д.
  • Слайд 6

    Программа русского либерализма

    • Свобода книгопечатания
    • Публичность и гласность суда
    • Свобода выражения общественного мнения
    • Публичность всех правительственных действий
    • Свобода преподавания
    • Свобода совести
  • Слайд 7

    После начала проведения реформ либералы в целом поддержали Александра II.

    Несмотря на поддержу они настаивали на введении конституции и парламенте.

    Особенно ярко об этом писал «Русский вестник» под редакторством Каткова.

    Катков. М.Н.

  • Слайд 8

    Либералы-славянофилы отстаивали допетровские устои русской жизни, с сильным царем, но народным представительством.

    Это привело к разрыву Чичерина и Герцена.

    Лист «КОЛОКОЛА» издававшийся Герценым в Лондоне

  • Слайд 9

    В 1862 г. тверское дворянство направило Александру II открытое письмо в котором отказывалось от всех своих дворянских привилегий.

    В нем требовали созвать НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО.

    1862 — в Твери открылся Чрезвычайный съезд дворян Тверской губернии. Он проходил в здании Дворянского собрания. В течение трех дней на нем обсуждалась развернутая программа либеральных преобразований в России. Правда, эти преобразования показались царскому правительству слишком уж радикальными, и в конце концов тверской губернатор этот съезд своей властью закрыл.

  • Слайд 10

    «Мятежные профессора» основали журнал «Вестник Европы», который отстаивал идеи конституционной монархии.

    Эти действия не поддержали вчерашние либералы, в частности Катков и Чичерин.

    • Поддержали власть
    • Не поддержали власть
    • Чичерин
    • Катков
    • Кавелин
    • Салтыков-Щедрин
    • Л.Толстой

    В 1861 г. происходит разлад между либералами, вызванный осуждением части профессоров ПГУ подавления властями беспорядков в Университете.

  • Слайд 11
    • Князь Константин Николаевич
    • Военный министр Д.А. Милютин
    • Министр внутренних дел П.А. Валуев
    • М.Т. Лорис-Меликов
  • Слайд 12

    После реформы 1861 г.

    • Активизировались движения
    • Либералов
    • Консерваторов
    • Революционеров
    • Революционеры
    • Метод
    • «Русский бунт»
    • «Земля и воля» 1861-1864

    Чернышевский Н.Г. редактор журнала «Современник» и романа «Что делать?»

  • Слайд 13
    • А.И. Герцен
    • Н.Г. Чернышевский
    • К. Маркс
    • Ф. Энгельс
    • Идеологи народничества
    • Идеологи марксизма
    • идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом
    • Дворянский период
    • Разночинский период
    • Пролетарский период
    • декабристы
    • разночинцы
    • пролетариат
    • Народничество-
  • Слайд 14
    • Лавров П.Л.
    • Бакунин М.А.
    • Ткачев П.Н.
  • Слайд 15

    Бунтарское (анархическое)

    • М.А. Бакунин
    • Основные направления в народничестве
    • Крестьянин – бунтарь, готов к революции
    • Государство – источник эксплуатации, который надо уничтожить
    • Вместо государства – союз самоуправляющихся общин
    • Пропагандистское
    • П.Л. Лавров
    • Крестьянин не готов к революции.
    • Интеллигенция должна подготовить народ к революции
    • Для эффективности пропаганды нужно создать революционную организацию

    Заговорщическое

    • П.Н. Ткачев
    • Крестьянин к революции не готов, но агитация быстрых результатов не даст.
    • Самодержавие лишено опоры в народе.
    • Необходимо создать рев. организацию, которая подготовит захват власти.
  • Слайд 17

    Под влиянием Чернышевского, в России начали образовываться народнические организации, целью которых был революционный переворот.

    В апреле 1866 г. организацией «АД», было совершено покушение на Александра II, террористом Каракозовым, закончившееся неудачно.

    • Каракозов Д.В.
    • Покушение Каракозова.
    • Революционеры считали, что убийство царя, приведёт к началу революции.
  • Слайд 18

    Покушение Каракозова всколыхнуло революционное движение. На этой волне появились кружки Нечаева («Народная расправа» ) и Чайковского.

    Страну покрыла сеть революционно-народнических организаций, выпускавших запрещённую литературу, проводившую агитацию.

    • Нечаев С.Н.
    • Чайковский Н.В.
  • Слайд 19

    Основные идеи

    • Революционные народники
    • Будущее России – социализм, к которому Россия придет, минуя капитализм. Ячейка социализма – крестьянская община
    • Тактика
    • Бунтарское
    • Пропагандистское
    • Заговорщическое
    • Социальная революция – крестьянский бунт
    • Пропаганда среди крестьян – главное условие в подготовке к революции
    • Проще всего захватить власть путем заговора
    • Хождение в народ
    • Основная деятельность
    • Создание организаций народников
    • 1876 -1879 г «Земля и воля» раскололась
    • «Народная воля» А. Михайлов, А. Желябов, С. Перовская
    • «Черный передел» Г. Плеханов, В. Засулич
    • Террор, политический переворот при поддержке армии
    • Революционная пропаганда среди крестьян
  • Слайд 20

    1874 г – «Хождение в народ» революционеров-народников потерпело неудачу.

    • «Земля и воля» (1876-1879)
    • Организаторы и активисты: Г. Плеханов, братья Михайловы, В. Фигнер, С. Перовская и др. (до 150 чел)
    • Программа
    • Земля тем, кто её обрабатывает с правом общинного пользования.
    • Политические права и свободы
    • Отказ от захвата политической власти.
    • Тактика

    Пропаганда революционных социалистических идей в крестьянской среде с целью создания опорных пунктов восстания на селе.

  • Слайд 21
    • пытаются убить нового шефа жандармов Дрентельна.
    • «Земля и воля» почти сразу начинает с террора
    • Январь 1878 г.
    • Вера Засулич
    • мэр Петербурга Трепов
    • Август 1878 г.
    • Кравчинский С.М.
    • шеф жандармов Мезенцев
    • Февраль 1879 г. убивают харьковского генерал-губернатора Кропоткина.
    • Март 1879 г
    • мэр Петербурга Трепов
    • Шеф жандармов Мезенцев Н.В.
    • Харьковский ген-губернатор Кропоткин Д.Н.
  • Слайд 22

    Кружок «чайковцев» (Петербург 1871 – 1874 гг.)

    • А. И Желябов
    • П. А. Кропоткин
    • С. Л. Перовская
    • М. А. Натансон
    • С. М. Кравчинский
  • Слайд 23

    Неудачи хождения в народ, привели к созданию в 1876 г. «Земли и воли».

    Идея — подготовка насильственного переворота.

    В 1875 г. в Одессе образовался «Южнорусский союз рабочих», а в 1878 г. в Петербурге «Северный союз рабочих».

    Вскоре эти союзы были разгромлены полицией.

    Начала проводиться пропаганда на заводах и фабриках, вылившаяся в стачки на Новой бумагопрядильне в Петербурге.

    6 декабря 1876 г. у Казанского собора в Петербурге

    марте 1878 г

  • Слайд 24

    Причина

    Тяжелые условия труда и эксплуатация рабочих на заводах и фабриках

    Лидеры

    • С. Халтурин
    • П. Алексеев
    • В. Обнорский

    «Южнорусский союз рабочих» (Одесса, 1875 г)

    Во главе – Е. Заславский

    Устав предусматривал свержение самодержавия и освобождение рабочих от гнета капитала

    «Северный союз русских рабочих» (Петербург, 1979-1880)

    Во главе – В. Обнорский, С. Халтурин

    Программа. Борьба за политические свободы и ликвидацию царизма; коренное изменение существующего экономического строя

    В целом рабочее движение России в конце XIX века носило ЭКОНОМИЧЕСКИЙ характер – борьба за улучшение своего материального положения и условий труда.

  • Слайд 26

    2 апреля 1878 г. школьный учитель Соловьев совершил очередное покушение на Александра II. 5 выпущенных пуль не достигли цели.

    • А.Соловьёв
    • Покушение Соловьева. «Охота на царя»
  • Слайд 27

    В июле 1878 г. в Липецке «Земля и воля» вынесла смертный приговор Александру II, начинается знаменитая «охота на царя». В исполнение его приводила уже «Народная воля». В ноябре 1879 г. группа террористов пыталась взорвать царский поезд следовавший из Крыма. Но взорвали багажный поезд, царь не пострадал.

    Взрыв царского поезда в 1879 г.

  • Слайд 28

    Исполнительный Комитет»Народной Воли»:

    С.Перовская, Н.Кибальчич, А.Желябов, М.Фроленко, Н.Морозов, В.Фигнер

  • Слайд 30

    Зимой 1879-1880 г. народовольцы готовили покушение на царя в Зимнем дворце. Народник Халтурин устроился во дворец на работу и приносил динамит. Взрыв произошел раньше и царь не пострадал. 10 человек погибло, 53- ранено.

    С.Халтурин

    Столовая Зимнего дворца после взрыва.

  • Слайд 31

    После ареста в 1881 г. народовольца Желябова, покушение на царя решили ускорить. 1 марта 1881 г. царь отправился в Михайловский замок на развод войск. На всем пути обратного следования царя ждали бомбометатели.

    На набережной Екатерининского канала Рысаков бросил первую бомбу.

    Однако царь не пострадал и выйдя из кареты подошел к схваченному Рысакову, в этот момент Гриневицкий подскочил к царю и бросил под ноги царю вторую бомбу.

    Гриневицкий погиб на месте, а истекающего кровью царя повезли в Зимний. Через 9 часов император умер.

    Рысаков Взрыв первой бомбы Рысакова.

  • Слайд 32

    Цареубийство однако не стало началом революции. Страна и народ были шокированы этим страшным делом. Народничество зашло в тупик, как и все общественное движение в стране.

    К.Маковский. Смерть Александра II.

  • Слайд 33

    Над «первомартовцами» состоялся суд. Все организаторы были казнены. Общество отнеслось спокойно к казни, несмотря на то, что оставшиеся на свободе народовольцы угрожали Александру III приговор был приведен в исполнение.

    Суд над «первомартовцами».

  • Слайд 34

    Подготовившие покушение А.Желябов, С.Перовская, А.Михайлов, Н.Кибальчич, Н.Рысаков, были повешены 3 апреля 1881 г.

    Казнь «первомартовцев»

  • Слайд 35

    С сер. 80-х гг. в России появляются социал-демократические кружки студентов и рабочих:

    • М.И.Бруснев
    • Д.Благоев
    • «Партия русских социал-демократов» (Д.Благоев).
    • Группа Н.Е.Федосеева.
    • «Социал-демократическое общество» (М.И.Бруснев).
  • Слайд 36
    • Усиление борьбы рабочих за свои права
    • Низкая оплата труда
    • Отсутствие безопасных условий труда
    • Отсутствие социальных гарантий
    • Высокие штрафы
    • 15-17 часовой рабочий день

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/obschestvennoe-dvizhenie-vtoroy-poloviny-xix-veka

Общественные движения в России второй половины XIX века. Зарождение организованной революционной деятельности и ошибки самодержавия

Прежде чем начать разговор об общественных движениях в России второй половины XIX века, следует строго обозначить, что в себя включает это понятие и чем общественное движение отличается от социального движения.

Социальное движение — это движение социальных групп, то есть рабочее движение, христианское движение, крестьянское движение и т.д.

Общественное движение — это движение общественных групп.

Население России XIX века, особенно второй его половины, можно грубо разделить на две основные части: безмолвствующий народ (98% населения страны) и остальные 2% — образованная интеллигенция.

В сегодняшнем разговоре под общественным движением мы будем понимать движение небольшой группы очень хорошо образованного и прогрессивного населения страны, представители которого рассуждали о судьбах Родины, на все имея какие-то взгляды и позиции.

Таким образом, общественное движение и социальное движение это далеко не одно и то же. Эти понятия ни в коем случае нельзя путать или объединять как одно.

Читайте также:  Семен буденный – советский военачальник и известный стратег - история России

Для понимания «природы» общественных движений данного периода российской истории я должен уделить немного времени характеристике того времени. Начало второй половины XIX века зачастую зовется в истории «периодом русской гласности». Именно гласность послужила толчком к возникновению общественных движений и вот ее основные, ключевые черты:

  1. Гласность — это явление, которое возникает после очень долгого и серьезного цензурного запрета. Во второй половине XIX перед нами появляются люди, которые вдруг почувствовали возможность выразить свою позицию, свои взгляды на многие вещи.

    Далее они, переполненные желанием сказать и прочитать то, что им интересно, начинают рассказывать об этом всем вокруг — «сколачиваются» кружки, где образованные молодые люди делятся друг с другом мнениями, в том числе и по отношению к действующей власти.

  2. Гласность всегда идет бок о бок с критикой. Все разговоры вышеупомянутых людей были переполнены критикой, которая зачастую носила оголтелый и неконструктивный характер.

    Период гласности — это когда все знают, как плохо, но не знают, как хорошо. Кончится он ровно в тот момент, когда люди придумают, как сделать лучше.

    Тогда начнут появляться сотни вариантов того, как правильно, и единство гласности распадется.

  3. Так как периоду всеобщей гласности предшествовал очень долгий период запрета, в каждом человеке по старой привычке сидел маленький цензор, который постепенно ослабевал по мере того, как за словами перестает следовать наказание. Смелость высказываний идет по нарастающей.

  4. В период гласности главной наукой становится история. В ней умные люди находят моменты и эпизоды, которые похожи на сегодняшний день. Эти эпизоды и становятся главной темой для разговоров — проводятся параллели и т.д.

  5. Период гласности очень короткий, так как нельзя вечно критиковать. Закономерно за критикой следовали конкретные предложения по улучшению ситуации, коих, естественно, было множество.

Так, начиная с 1859 года из гласности начинают формироваться общественные движения, которые характеризуются взглядами преимущественно интеллигенции на разные дискуссионные вопросы.

И тут сразу же возникает проблема: дискуссионных вопросов было не так много, как казалось изначально, но вариантов ответов на них было огромное количество у разных общественных групп.

Например, один из популярнейших вопросов того времени: близка ли смерть монархии и какая модель государственного устройства будет идеальной для России. Кто-то уверял, что России что нужна конституционная монархия. Другие — что республика, и т.д.

Таким образом, одной из главных характеристик общественных движений России второй половины XIX века можно назвать раздробленность. Члены различных кружков только спорили между собой и редко могли договориться. Единого движения не было, противники императорской власти выступали не как одно целое, и это вряд ли шло во благо по сути общему делу.

Но был один момент, на почве которого общественные движения почти не имели расхождений — ожидание революции. 1861 год, издан манифест об отмене крепостного права.

Каждый помещик вместе с мировым посредником и своими крестьянами должен был составить и подписать документ — уставную грамоту — в котором будут расписаны все условия, на которых крепостные будут «освобождены» (весьма условно, но об этом в другом посте).

В числе прочего, в уставной грамоте были описаны земельные наделы, полагающиеся крестьянам. За эту землю они потом очень долго расплачивались, ежегодно выплачивая выкупные платежи.

Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 год.*

На составление уставной грамоты государство дало помещикам время до 1863 года, и тогда среди крестьян начал блуждать слух, очень скоро принятый ими на веру: кто из крестьян не подпишет уставную грамоту сейчас, в 1861 году, тот в 1863 получит землю совершенно бесплатно! Естественно, этот слух дошел и до общественного движения, в том числе до ведущих идеологов того времени — Чернышевского и Герцена. Конечно, они понимали, что бесплатно землю крестьянам никто не даст, и пришли к выводу: вполне возможно, что в 1863 году начнется революция. Герцен считал революцию неминуемым исходом, однако не ждал ее и даже боялся, ибо знал, что революция — это кровь.

А.И. Герцен — русский публицист, писатель, философ, сторонник революционных буржуазно-демократических преобразований

Он начинает писать письма Александру II, чтобы тот предпринял какие-то действия, дабы дело не дошло до массовых крестьянских бунтов.

Само собой, Александр ему не отвечает и Герцен приходит к следующему выводу: власть бездействует, революция неизбежна, и нам, общественным деятелям, остается одно — сделать грядущую революцию минимально кровавой! Этого можно было добиться одним путем — попытаться, чтобы офицеры, которые должны будут выйти подавлять революцию, не вышли.

Большую роль играло также высшее чиновничество, поэтому по мнению Герцена и Чернышевского главной задачей становится попытка привлечь максимальное число образованных людей (гос. чиновников, офицеров, деятелей культуры) на сторону готовящейся революции.

В 1861 году была создана организация «Земля и Воля». Вдохновителями общества были, соответственно, Герцен и Чернышевский. Главная задача организации — подготовить мирную крестьянскую революцию.

«Земля и воля» представляла собой объединение раскиданных по городам 13-14 кружков, члены которых под каким-либо прикрытием промывали образованным людям (в большинстве своем молодежи) мозги, чтобы те не участвовали в подавлении революции, а наоборот примкнули к ней.

Но вот наступил 1863 год, и никакой крестьянской революции не последовало. Вместо революции произошло польское восстание.

Либералы, члены организации, отказались поддерживать польское восстание без «крестьянского продолжения». Кто-то сбежал, кто-то поверил в прогрессивность начавшихся в стране «великих реформ».

Так, в 1864 году «Земля и воля», сделавшая ставку на крестьянский бунт, теряет свой смысл и самоликвидируется.

В итоге, после распада организации молодые люди, которые туда входили и не отказались от своих идей, начали чувствовать внутри некую пустоту.

Они не знают, куда себя деть, и обращают свое внимание на опубликованное в журнале «Современник» в 1863 году произведение «Что делать?» Николая Чернышевского.

Там есть некая Вера Павловна, прогрессивная и «не такая как все» девушка, ратующая за справедливость и новый быт. Вера Павловна организовывает артели— организации людей, которые совместно живут и наравне работают.

Продукт, который изготавливается в артелях, дешевле продукта, изготавливающегося на капиталистических предприятиях. Как итог, по всей стране молодые люди, и мужчины и женщины, начинают организовывать такие артели.

Обложка первого издания романа в виде отдельной книги. 1867 год*

Наиболее крупная сеть артелей появляется в Санкт-Петербурге под руководством революционера, социалиста-утописта Николая Ишутина.

Молодые дворянские девушки селились вместе в квартире, с утра до обеда работали (в основном шили и ткали), после чего к ним приходили студенты и читали им университетские лекции.

Так, девушки не только сообща работали, но и образовывались — очень долго девушкам высшее образование было попросту недоступно, и просвещаться можно было только таким образом. Послушали лекции, пошли спать, а на следующий день все то же самое.

Бесспорно, социализм — идея прекрасная, однако неосуществимая, утопичная.

Все деньги членов артелей уходили на новое сырье и еду, ни один из них не получал денег на свои нужды, что со временем вполне закономерно привело к недовольствам и ссорам.

Идеализм столкнулся с человеческой природой и артели начали распадаться, просуществовав в среднем полтора-два года. Удивительно, но никто больше не хотел пахать как лошадь ради эфемерного «общего блага».

Не стоит думать, что артели были только женские. На фото — Санкт-Петербургская артель художников. 1863-1864 гг.

Двоюродный брат Ишутина Дмитрий Каракозов тоже занимался в одной из артелей, читал девушкам университетские лекции, а затем вместе с Ишутиным собрал группу из своих сверстников и назвал ее «АД».

По вечерам они собирались на квартирах и до глубокой ночи обсуждали, как они хотят убить царя! Честно говоря, эти собрания больше походили на обычные кухонные разговоры, однако за этими разговорами Каракозов реально убеждает себя, что он и в правду должен убить Александра II! 4 апреля 1866 года он приходит в Летний сад, где каждый день гуляет царь, и прямо у ворот стреляет в него, однако промахивается. По официальной версии, причиной промаха Каракозова стало то, что его руку оттолкнул проходящий мимо крестьянин Осип Комисаров из Костромской губернии, позже произведенный в дворянское достоинство.

Русский революционер-террорист Д.В. Каракозов

А теперь очень важный момент: когда власть разбирала дело Каракозова, был сделан вывод, что он — поляк, решивший отомстить за жестокое подавление польского восстания.

Царь наивно полагал, что произошедшее является банальной местью, и даже думать не думал в том направлении, что Каракозов — лицо общественного недовольства, но не Польши, а России! В итоге, поступок Каракозова был расценен не как сигнал к внутренним проблемам страны.

В глазах власти все было просто: поляк кинулся мстить Александру II за Польшу, а обычный костромской мужик — символ родины и отечества — царя-батюшку спас.

Великолепная картина: олицетворявший страну крестьянин готов отдать жизнь за императора, не дав подлому поляку убить его и нарушить царивший в стране «великий мир»! Александру была дана прекрасная возможность проанализировать ситуацию правильно и начать действовать, однако он ее упустил.

Итого, Каракозов и Ишутин были арестованы, а ишутинская организация, как и артели, была ликвидирована (это повлекло за собой «зачистку» и ликвидацию многих других кружков и артелей).

Каракозова казнили, Ишутина сослали на пожизненную каторгу, многие ишутинцы (особо радикальные) также были посажены в тюрьму.

Но что о членах артелей? Ведь толком, в чем они были виноваты? В том, что жили вместе и работали? Они тоже были наказаны, однако не каторгой, а ссылкой к каким-нибудь родственникам в глушь, или просто куда подальше в сельскую местность.

Так, прогрессивная молодежь, зараженная революционными взглядами, расползается по стране. Там они по понятным причинам начинают невероятно скучать, ибо даже пообсуждать будущее страны не с кем — кругом одни сельчане да крестьяне.

В раздумьях о том, куда себя деть, это образованное и несогласное студенчество начинает вести пропаганду своих взглядов среди местных, порой даже не осознавая этого.

От нечего делать они ходят по гостям, гоняют чаи и само собой ведут с хозяевами домов всяческие разговоры, тем самым заражая провинцию революционными мыслями о прогрессивном будущем страны.

Так начался фатальный, необратимый процесс, очередная ошибка императорской власти: революционная пропаганда развертывается там, до куда она никогда и не дошла бы, если б не массово ссылаемые на места «оппозиционеры».

Из этого вскоре вытекает движение народников, о чем мы поговорим в следующем посте!

Источник: https://golos.io/ru—istoriya/%40vood.one/obshestvennye-dvizheniya-v-rossii-vtoroi-poloviny-xix-veka-zarozhdenie-organizovannoi-revolyucionnoi-deyatelnosti-i-oshibki

Ссылка на основную публикацию