Конституция ссср 1936 года — история России

Конституция ссср 1936 года. анализ с предшествующими конституциями

Конституция — (от лат. Constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина [6].

Конституция имеет отличительные черты в отличие от других правовых актов:

  • Обладание Высшей юридической силой. Её действия распространяются на всю территорию государства. Все законы и акты государственных органов издаются в соответствии с Конституцией и на её основе.
  • Стабильность. Это определяется тем, что Конституция консолидирует устои государственного и общественного строя. Она рассчитана на длительное время действия, также особыми порядками её принятия и изменения.
  • Содержание норм, имеющих прямое действие. Они действуют без утверждения других органов государственной власти или должностных лиц.

Конституция в нашем сознании не была популярна ни в древнем мире, ни в средневековье. Хотя, в главном городе Италии кое-какие акты императоров назывались Конституциями.

Однако ничего общего они не имели с легитимными правилами стран, появившимися в эпоху перехода человечества от феодализма к капитализму.

Начинаются закрепляться социальные взаимоотношения, основы устройства общества, формы его существования. Также Конституция служит правовой основой для законодательства.

Основной законодательный документ страны характеризуется своей стабильностью и долговечностью, это вызвано тем, что:

  1. жесткие процедуры по внесению корректив либо изменений, дополнений и служат её гарантом
  2. содержание положений абстрактное, что и не подвергается постоянным изменениям.

Таким образом, законодательные акты, должны приличествовать Конституции те, которые противоречат принципам и нормам Конституции, подлежат отмене.

Основная роль Конституции в обществе реализуется через её функции. Выделяются три основные функции:

  1. Политическая. Она закрепляет политическое многообразие, идеологического плюрализма и определяет структуру государственной власти.
  2. Правовая. Является ядром правовой системы, обеспечивают регламентацию и должное правовое координирование общественных отношений при помощи нормативных актов государства.
  3. Гуманистическая. Закрепляет права и свободы, которые характерны для развитого общества.

За период существования СССР было принято 4 Конституции: 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. соответственно. При принятии новой конституции начинались различные особенности, которые были присущи для каждой [5]. Развивались они в согласовании с принципом преемственности, имели классовый характер, утверждали советскую власть и диктатуру рабочего класса, а затем и руководящую роль.

Уже после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. перед большевиками стояли для разрешения вопросы по введению соответствующей идеологии в сознание людей.

Так как страна в отличие от иных западных государств имела непривычное государственное устройство (большие города, являющиеся центром политической экономики, культурной жизни и полное отсутствие дорог, и другой инфраструктуры в сельской местности).

10 июля 1918 г. постановление V Всероссийского съезда Советов была принята Конституция РСФСР. Эта 1-я конституция, которая не делала упор на принципы преемственности конституционного развития. Она закрепляла власть за Советами, за рабочим населением, устанавливала диктатуру пролетариата.

Следующая Конституция принятая в 1924 г., она фактически ни чем же не отличалась от 1-й. Причиной замены Конституции 1918 г. на новую стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г.

Однако осенью 1935 г. ЦИК СССР организовал Конституционную комиссию под председательством Иосифа Виссарионовича Сталина и 12 подкомиссий. В июня 1936 г.

проект Конституции был опубликован и дискуссировался в течение почти 6 месяцев на всех уровнях — от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов.

В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тыс. поправок, предложений и дополнений.

25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал рассмотрение программы. Редакционная комиссия приняла 47 поправок и дополнений более чем 30 статейным заметкам [3, с. 69-71].

Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы и равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936 г. ведущий проектный план Конституции СССР был единогласно утвержден съездом.

В окончательную версию Конституции 1936г. вошло 13 глав, 146 статей.

Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности [2, с. 17].

Политическую опору СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства [4, с. 370-372, 375].

Понимание классовых потребностей в заинтересованности, невозможности заслонять их какими-либо разговорами об общих задачах, о муниципальном или о патриотическом воспитании Сталина были неприемлемы.

Он всякий раз ставил на первый план организацию и осуществление корпоративной воли, правительство и потребностей в заинтересованности рабочего класса и руководимых им трудящихся масс.

Впервые в истории Советской страны Конституция 1936 г. давала всем гражданам одинаковые Электоральные права. Оно предоставлялось гражданам СССР с 18 лет.

Принятие новой Конституции СССР имело крайне большое значение. В прогрессивной печати некоторых государств был опубликован проект, а позже и окончательный текст Конституции 1936 г.

Миллионы трудящихся за рубежом оценили новую Конституцию СССР как документ всемирно-исторической значимости, закрепивший победу социализма в СССР, как воплощение своих сокровенных дум и упований, как программу борьбы за мир, демократию и социальный прогресс [1, с. 258].

Можно сказать, что все эти конфигурации так и остались только на бумаге. На самом же деле демократические принципы, полномочия и свободы, прописанные в Конституции, практически не соблюдались.

Конституция, послужила, быстрому укреплению культа личности Сталина, который, как видно из работы, принял в её создании естественно участие, также оказал на неё большое влиятельное действие.

В течение 1937 г. на квинтэссенции Конституции СССР 1936 г. были утверждены конституции всех союзных республик. Конституция РСФСР была подписана на XVII Всероссийским съездом Советов, который был 21 января 1937 г. Конституция РСФСР 1937 г.

зафиксировала административно-территориальное разделение республики. Каждая автономная республика имела свою собственную Конституцию, учитывавшую ее особенности и соответствующую Конституциям РСФСР и СССР — это будет основой не только для Конституции 1977 г.

, но и для современной Конституции Российской Федерации.

Читайте также:  Боевые действия летом – осенью 1941 г. причины неудач красной армии. - история России

Конституция СССР 1936 года вызвала большущий энтузиазм у иностранных государств. Она имела колоссальное историческое и интернациональное значение как 1-ая Конституция победившего социализма. Благодаря чему, после II мировой войны были приняты Конституции социалистического типа в государствах социалистической системы.

Если делать общий вывод: Конституция социалистической модели стала явлением интернационального характера, приобретением и достижением трудящихся масс, имеющее всемирно-историческое значение. До сих пор она остается идеалом для того периода времени и даже спустя большое количество времени у некоторых людей она вызывает восхищение или же споры.

Список литературы:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. 2-е изд. / М.В. Баглай. — М.: Юрид. изд-во «Норма», 1999 — 265 с.
  2. Бычков, А.И. Гражданин и право. / А.И.Бычков. Указ. изд.№8 С. 17-19; №9 С. 18-21.
  3. История Государства и права России: Учебник для вузов / под ред. Чибиряев, С.А., М., 1998 — 528 с.
  4. История отечественного государства и права : учебник / отв. ред. И. А. Исаев. — М.: Проспект, 2012. — 432 с.
  5. История развития Конституции Российской федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/17.htm (дата обращения: 18.06.2016)
  6. Конституция Российской федерации. Основы Конституционного строя РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://humanitar.ru/page/ch6_4 (дата обращения:18.06.2016)

Источник: https://sibac.info/studconf/social/xliii/56988

Учебные материалы по Истории России

Новая Конституция, принятая в 1936 году,  состояла из 13 глав и 146 статей. Из нее была исключена Декларация прав трудящихся и эк4сплуатируемого народа.

Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране.

Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступала в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое индивидуальное, основанное на личном труде хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом.

Труд рассматривался как обязанность.

Число союзных республик, входивших в состав СССР, с 1922 г. (образования СССР) возросло с четырех до одиннадцати. Закавказская советская федеративная социалистическая республика была ликвидирована в 1936 г, и каждая из входивших в нее республик самостоятельно вошла в состав СССР.

Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия остались за союзными республиками.

Последним предоставлялось право выхода из состава СССР; конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР; в случае расхождения союзного и республиканского законов действовал союзный закон.

Конституция провозглашала единое гражданство.

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей — по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам.

Обе палаты признавались равноправными, обе работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы.

Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы.

По сравнению с предыдущей Конституцией 1924 г. значительно расширилась компетенция союзного правительства (возросло число объединенных наркоматов в центре), особенно в сфере экономических задач.

Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета.

СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В Конституции давался перечень союзных  и союзно-республиканских народных комиссариатов.

По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.

Глава 9 была посвящена изменениям в избирательной системе.

Источник: https://istoria-russia.ru/full.php?article=254

Конституция СССР 1936 года

Конституция СССР 1936 года

Конституция СССР 1936 года(неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма»).

В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).

Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.

Главным при выработке проекта было приведение Конституции в соответствие с новой социально-экономической реальностью и закрепление принципа равных политических прав всех граждан.

К лету 1936 г. был подготовлен проект Конституции, опубликованный для всенародного обсуждения, а 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию и действовавший (с изменениями и дополнениями) до 1977 года.

Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР.

В новой Конституции экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.

Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления.

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР.

Предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло своё название — Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчётным Верховному Совету и его Президиуму.

Читайте также:  Ссср в середине 1960 - 1980 гг. нарастание кризисных явлений - история России

В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Изменилась конструкция местных советских органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой.

Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.

В главе II Конституции “Государственное устройство” закреплялись принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.

Ведению СССР подлежали: международные сношения и внешняя торговля, вопросы войны и мира; принятие в СССР новых республик; контроль за исполнением Конституции СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образования новых краев, областей и автономных республик в составе союзных республик; организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР; госбезопасность; народнохозяйственное планирование СССР, утверждение единого госбюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование всех бюджетов: управление банками, денежной и кредитной системой, учреждениями и предприятиями общесоюзного значения, транспортом и связью; установление основных начал землепользования, просвещения и здравоохранения; законодательство о труде, судоустройстве и судопроизводстве союзном гражданстве, браке и семье, уголовный и гражданский кодексы; издание общесоюзных актов об амнистии. Налицо — усиление тенденции на расширение прав Союза.

Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.

В статье 126 раздела «Основные права и обязанности граждан» Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

Источник: https://lib.lenobl.ru/konst/1936

Конституция 1936 года

Глава I

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Статья 3.

Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Статья 4.

Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Статья 5.

Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений). Статья 6.

Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом,
продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь — согласно уставу сельскохозяйственной артели.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно. Статья 9.

Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Статья 10.

Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом. Статья 11.

Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».

В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».

Глава II

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 13.

Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик: Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской Советской Социалистической Республики, Белорусской Советской Социалистической Республики, Узбекской Советской Социалистической Республики, Казахской Советской Социалистической Республики, Грузинской Советской Социалистической Республики, Азербайджанской Советской Социалистической Республики, Литовской Советской Социалистической Республики, Молдавской Советской Социалистической Республики, Латвийской Советской Социалистической Республики, Киргизской Советской Социалистической Республики, Таджикской Советской Социалистической Республики, Армянской Советской Социалистической Республики, Туркменской Советской Социалистической Республики, Эстонской Советской Социалистической Республики. Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами; б) вопросы войны и мира; в) принятие в состав СССР новых республик; г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР; д) утверждение изменений границ между союзными республиками; е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик; ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик; з) внешняя торговля на основе государственной монополии; и) охрана государственной безопасности; к) установление народнохозяйственных планов СССР; л) утверждение единого Государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями — общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью и строительством союзно-республиканского подчинения; н) управление транспортом и связью общесоюзного значения; о) руководство денежной и кредитной системой; п) организация государственного страхования; р) заключение и предоставление займов; с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами; т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения; у) организация единой системы народнохозяйственного учета; ф) установление основ законодательства о труде; х) установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского и уголовного законодательства; ц) законодательство о союзном гражданстве; законодательство о правах иностранцев; ч) установление основ законодательства о браке и семье; ш) издание общесоюзных актов об амнистии. Статья 15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик. Статья 16. Каждая союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР. Статья 17. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР. Статья 18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия. Статья 18а. Каждая союзная республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями. Статья 18б. Каждая союзная республика имеет свои республиканские войсковые формирования. Статья 19. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. Статья 20. В случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным, действует общесоюзный закон. Статья 21. Для граждан СССР устанавливается единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР. Статья 22. В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике состоят автономные советские социалистические республики: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская; автономные области: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Калмыцкая, Карачаево-Черкесская, Тувинская, Хакасская. Статья 23. Исключена. Статья 24. В Азербайджанской Советской Социалистической Республике состоят Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика и Нагорно-Карабахская автономная область. Статья 25. В Грузинской Советской Социалистической Республике состоят Абхазская и Аджарская автономные советские социалистические республики и Юго-Осетинская автономная область. Статья 26. В Узбекской Советской Социалистической Республике состоит Каракалпакская Автономная Советская Социалистическая Республика. Статья 27. В Таджикской Советской Социалистической Республике состоит Горно-Бадахшанская автономная область. Статья 28. Разрешение вопросов об областном, краевом административно-территориальном устройстве союзных республик относится к ведению союзных республик.

Читайте также:  Партийный состав 1-4 государственных дум - история России

Статья 29. Исключена.

Глава III

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Источник: https://back-in-ussr.info/konstituciya-1936-goda/

Конституция ссср 1936 г.: Общая характеристика

За период с1924 по 1936 годы в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующего отражения, прежде всего в конституционном законодательстве.

Были ликвидированы остатки “эксплуататорских классов”, большая их часть сидела по лагерям, поэтому конституционное ограничение их прав не имело смысла. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления народным хозяйством.

30 янв 34г Политбюро ЦК ВКП(б) вынесло вопрос о Конституции Союза ССР на рассмотрение Пленума ЦК партии. Пленум решил внести на обсуждение VII Всесоюзного съезда Советов предложение о необходимости изменения Конституции. Съезд Советов, рассмотрев вопрос, принял постановление, обязав ЦИК избрать конституционную комиссию, которой поручить переработку текста Конституции.

Конституционная комиссия вышла за рамки, предусмотренные решением VII Съезда Советов. Она не стала перерабатывать текст прежней конституции, а создала совершенно новый проект. В мае 1936 года проект был подготовлен. В ноя 36 г на чрезвычайном VIII Съезде Советов проект дополнительно подвергся редактированию. 5 дек 36 г.

Съезд Советов единогласно утвердил новый Основной Закон СССР.

Кон-ция 36г. Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране.

Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудие и средства производства.

Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.

Социальная глава под названием “Государственное устройство” была посвящена организации государственного единства. В ней закреплялся статус СССР как единого союзного государства, определялась его компетенция. Вместе с тем подтверждался суверенитет союзных республик.

Высшим органом власти был Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из 2-х палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Первый избирался по территориальным округам, второй—по союзным, автономным республикам, национальным округам.

Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировался на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом.

В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, тяжелой промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой промышленности, земледелия, финансов, гостиниц, здравоохранения) народных комиссариатов.

По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.

Источник: https://sdalna10.com/31033900

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]