Статья 200 БК РФ. Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой (действующая редакция)

Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета

  • Статья 200 БК РФ. Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой (действующая редакция)
  • Изучим порядок рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета.
  • Государственная Дума РФ рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях.
  • Причем до принятия федерального закона о федеральном бюджете в первую очередь должны быть приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по налогам и налогообложению, по тарифам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, о повышении минимального размера пенсий, о порядке индексирования и пересчета государственных пенсий и пособий, о повышении минимального размера оплаты труда работникам бюджетной сферы и другие показатели, влияющие на доходную и расходную части федерального бюджета.
  • В первом чтении ГД РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 30 дней со дня его внесения в Госдуму Правительством РФ.
  • В первом чтении проект федерального закона о бюджете подлежит обсуждению в комитетах, комиссиях и на пленарном заседании по следующим направлениям:
  • • концепции и прогнозу социально-экономического развития государства;
  • • основным направлениям бюджетной и налоговой политики государства на очередной год;
  • • основным принципам взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
  • • программе государственных внешних заимствований РФ;
  • • программе предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам;
  • • основным показателям федерального бюджета: доходам в размере групп, подгрупп и статей бюджетной классификации доходов;
  • • распределению доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
  • • размерам несбалансированности (дефицита) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета и источникам покрытия дефицита;

• общему объему расходов федерального бюджета в целом. При этом в течение 15 дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете законопроект обсуждается в комитетах и комиссиях Госдумы РФ.

  1. Свои предложения и дополнения комитеты и комиссии направляют в Комитет Госдумы по бюджету, который обобщает предложения и готовит проект постановления о принятии или об отклонении представленного законопроекта и свои предложения и рекомендации по вопросу рассмотрения законопроекта в первом чтении.
  2. При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Госдума РФ на первом заседании заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета ГД по бюджету, Комитета ГД по экономической политике, других комитетов и комиссий, доклад Председателя Счетной палаты РФ, на основании которых принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта о федеральном бюджете в первом чтении.
  3. Если законопроект принимается Госдумой в первом чтении, то это означает, что утверждаются основные показатели федерального бюджета и принимается постановление ГД РФ «О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на год в первом чтении».
  4. В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении ГД РФ:
  5. • может передать законопроект в согласительную комиссию, в которую входят представители Госдумы, Совета Федерации, Правительства РФ, с целью уточнения параметров федерального  бюджета;
  6. • может вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку.
  7. Согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает вариант основных показателей федерального бюджета на основании предложений и заключений, внесенных депутатами в первом чтении.
  8. По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение ГД РФ согласованные основные показатели федерального бюджета, законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, о размерах тарифов внебюджетных фондов, о повышении минимальных размеров пенсий, о порядке индексации и пересчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы.
  9. Если ГД РФ не примет решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, то проект федерального закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении и ГД РФ принимает одно из решений, указанных выше.

В случае возврата проекта федерального закона о федеральном бюджете на доработку в Правительство РФ оно в течение 20 дней дорабатывает законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключении Комитета Госдумы по бюджету, Комитета Госдумы по экономической политике, и вносит на рассмотрение ГД РФ повторно в первом чтении. ГД РФ рассматривает повторно законопроект в первом чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения.

  • В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет первый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после его сформирования.
  • Во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете в ГД РФ рассматривается в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении. При рассмотрении законопроекта во втором чтении ГД РФ:
  • • утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении;
  • • утверждает размер федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств по регионам;
  • • утверждает общий объем бюджета развития и бюджета текущих расходов.
  • Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет Госдумы по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, который разрабатывает и вносит на рассмотрение ГД РФ проект постановления Госдумы РФ о принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении и о распределении расходов бюджета по разделам функциональной классификации бюджета.
  • Если Госдума РФ при рассмотрении законопроекта во втором чтении не поддержит предложения Комитета по бюджету, то она может рассмотреть альтернативные варианты сбалансированного распределения расходов федерального бюджета, которые предварительно рассматривает Комитет по бюджету по имеющимся заключениям Правительства РФ.
  • Если Госдума отклонит проект закона о федеральном бюджете во втором чтении, то она передает законопроект в согласительную комиссию и процесс повторяется.
  • В третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете Госдума РФ рассматривает в течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.
  • В третьем чтении ГД РФ рассматривает:
  • • расходы федерального бюджета по подразделам функциональной бюджетной классификации и по всем уровням ведомственной классификации;
  • • расходы бюджета по целевым программам;
  • • расходы бюджета по федеральной адресной инвестиционной программе на планируемый год с учетом расходов, утвержденных по разделам федерального бюджета, принятого во втором чтении;
  • • перечень защищенных статей федерального бюджета;
  • • программы предоставления гарантий Правительства РФ на планируемый год;
  • • программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
  • • программу государственных внешних заимствований РФ;
  • • программу предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам.

В течение 10 дней Комитет Госдумы по бюджету проводит экспертизу поправок, полученных от субъектов права законодательной инициативы, готовит сводные таблицы поправок по разделам законопроекта, рассмотренного в третьем чтении, и направляет их в соответствующие профильные комитеты Госдумы РФ. Поправки проходят экспертизу в Комитете Госдумы по бюджету и в Правительстве РФ.

  1. На пленарном заседании ГД РФ при рассмотрении законопроекта в третьем чтении рассматриваются три блока поправок:
  2. • поправки, поддержанные Комитетом Госдумы по бюджету и соответствующими профильными комитетами Госдумы РФ;
  3. • поправки, отклоненные Комитетом Госдумы по бюджету и соответствующими профильными комитетами Госдумы РФ;
  4. • поправки, поддержанные хотя бы одним комитетом и отклоненные другими комитетами Госдумы РФ.

В четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете рассматривается Госдумой РФ в течение 15 дней со дня принятия в третьем чтении. В четвертом чтении рассматриваются поправки к законопроекту, квартальное распределение доходов и расходов, а также дефицита федерального бюджета.

Читайте также:  Глава 4. Претензии и иски

Принятый Госдумой РФ федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федераций РФ. Совет Федераций РФ рассматривает закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня его представления Госдумой РФ.

Одобренный Советом Федераций РФ закон в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

При отклонении закона Советом Федерации РФ он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумой РФ согласованный закон. Госдума РФ повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете лишь в одном чтении.

Вопрос № 30. Закон о федеральном бюджете: порядок рассмотрения и утверждения

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета начинается с того, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст.

192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ не позднее 26 августа текущего года (до 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ).

Совет ГД (в период парламентских каникул – ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение.

  • Например, по бюджету 2002 года Счетная палата сделала следующие замечания:
  • · отдельные статьи внесенного законопроекта не соответствуют требованиям БК РФ и иному действующему законодательству;
  • · БК РФ не предусмотрено создание финансового резерва;
  • · прогноз основных показателей социально-экономического развития на 2002 г. не основывается на надежной оценке ожидаемых параметров в 2001 году;

· прогнозируемые правительством темпы экономического роста и инфляции, заложенные в основу оценки размера ВВП (10600 млрд. руб.), представляются недостаточно обоснованными;

  1. · задача защиты федерального бюджета от внешнего воздействия в достаточной степени не реализована;
  2. · предусматриваемый рост расходов на оборону пока еще не приводит к качественным изменениям в Вооруженных Силах РФ;
  3. · правительством не создана единая система управления государственным долгом, не оптимизирована численность бюджетных учреждений и др.
  4. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении.

Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии, о размере тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о минимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

В первом чтении ГД обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. Комитеты ГД направляют в комитет по бюджету заключения по законопроекту, предложения и рекомендации о его принятии или отклонении. На основании заключений комитетов ГД бюджетный комитет готовит свое заключение по законопроекту и проект постановления ГД о принятии в первом чтении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и об его характеристиках.

Далее ГД заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении законопроекта. В первом чтении ГД не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета без положительного заключения Правительства РФ.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете ГД может:

Статья 200 БК РФ. Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой (действующая редакция)

· передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей ГД, СФ и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта;

· вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ).

При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В комитет по бюджету направляются поправки, касающиеся расходов по разделам функциональной классификации, в соответствии с которыми комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение в ГД проект постановления о принятия во втором чтении закона и распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

  • В третьем чтении ГД рассматривает и утверждает:
  • · расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням этой классификации;
  • · распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государственного оборонного заказа;
  • · расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, государственной программы вооружения на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
  • · программу государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год, программу государственных внутренних заимствований РФ, программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год, перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
  • Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в Комитет по бюджету.

Статья 200. Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой

  • СТ 200 БК РФ
  • В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период профильные комитеты готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.
  • При подготовке заключений на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период профильные комитеты заслушивают доклады соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также аудиторов Счетной палаты Российской Федерации по соответствующим направлениям.
  • На основании заключений, в том числе заключений профильных комитетов и субъектов права законодательной инициативы, а также заключения Счетной палаты Российской Федерации Комитет по бюджету готовит сводное заключение по указанному законопроекту и проект постановления Государственной Думы о принятии или об отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и представляет их на рассмотрение Государственной Думы
Читайте также:  Статья 4. льготы по налогу

Комментарий к Ст. 200 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемой статьей решается несколько вопросов.

Во-первых, устанавливается предельный срок, в течение которого должна быть выполнена вся предварительная работа по подготовке к рассмотрению проекта бюджета нижней палатой парламента в первом чтении. Этот срок составляет 15 дней.

Во-вторых, определяется круг субъектов, участвующих в подготовке к рассмотрению проекта бюджета. Такими субъектами являются все комитеты Государственной Думы и «субъекты права законодательной инициативы».

Бюджет является единственным документом, который затрагивает все отрасли управления и все виды государственной деятельности. Он касается сферы интересов всех комитетов Государственной Думы. Поэтому все они привлекаются к его рассмотрению.

Согласно статье 104 Конституции Российской Федерации к субъектам права законодательной инициативы относятся Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения. Но в данном случае из установленного Конституцией перечня субъектов выпадают Президент и Правительство, поскольку их позиция отражена в представленном проекте бюджета. Более сложным является вопрос о возможности участия Совета Федерации и его депутатов в подготовке заключений, а следовательно, предложений и рекомендаций Государственной Думе по предмету первого чтения проекта бюджета. По буквальному смыслу закона это вполне возможно, тем более что Совет Федерации рассматривает поступающий к нему из нижней палаты парламента закон о федеральном бюджете только «на предмет его одобрения в целом» (пункт 1 статьи 208 Бюджетного кодекса). Бюджетный кодекс прямо допускает к тому же возможность рассмотрения Государственной Думой ее разногласий с Советом Федерации по поводу сметы его расходов (пункт 4 статьи 192). Но практически Совет Федерации и его члены реализуют свое право законодательной инициативы в отношении бюджета в других формах. Хотя Совет Федерации рассматривает закон о бюджете, принятый Государственной Думой, только «на предмет его одобрения в целом», он в случае отклонения этого закона указывает на «возникшие разногласия» с нижней палатой парламента, которые могут иметь и конкретный характер. Таким образом, используя эту процедуру, Совет Федерации как палата в целом может выдвинуть свои предложения и рекомендации по бюджету. Они передаются в согласительную комиссию, которая выносит согласованный закон о бюджете на повторное рассмотрение Государственной Думы. Что же касается отдельных членов Совета Федерации, то у них есть возможность реализовать свое право законодательной инициативы также через законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, которые они представляют.

В-третьих, комментируемой статьей Кодекса указывается комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение палатой проекта закона о федеральном бюджете.

По общему порядку, предусмотренному статьей 109 Регламента Государственной Думы , ответственный комитет или комитеты по принятому к рассмотрению палатой законопроекту всякий раз назначаются Советом Государственной Думы.

Но поскольку в палате есть специальный Комитет по бюджету, он указывается как ответственный за рассмотрение проекта закона о бюджете непосредственно в Бюджетном кодексе. Это, однако, не исключает возможности назначения второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения.

Напротив, назначение такого второго комитета прямо предусматривается статьей 201 Кодекса. Тем самым преследуется цель обеспечить более всестороннее рассмотрение проекта бюджета и внести в это рассмотрение начала состязательности.

———————————
СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.

В-четвертых, статьей 200 Кодекса устанавливается последовательность действий всех субъектов, участвующих в рассмотрении проекта закона о бюджете. Сначала свои заключения, предложения и рекомендации по проекту готовят непрофильные комитеты Государственной Думы и субъекты права законодательной инициативы, а затем на их основе готовит свое заключение Комитет по бюджету.

В-пятых, устанавливаются виды документов, которые составляются всеми субъектами, участвующими в рассмотрении проекта закона о бюджете.

Непрофильные комитеты готовят заключения по указанному законопроекту и предложения о его принятии или об отклонении, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

Комитет по бюджету готовит заключение по указанному законопроекту в целом, а также проект постановления Государственной Думы о принятии (или отклонении) в первом чтении этого законопроекта и об основных характеристиках рассмотренного федерального бюджета и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете палатами Федерального Собрания Российской Федерации

Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется:

  • — для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — БК РФ;
  • — бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов — законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ;
  • — местного бюджета — муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями БК РФ.
  • Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года.
  • Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года.
  • Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (в настоящее время — Комитет по бюджету и налогам), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям БК РФ (ст. 192). Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство Российской Федерации, если состав представленных документов и материалов не соответствует установленным требованиям.

  1. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в 10-дневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в установленном БК РФ порядке.
  2. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, внесенный с соблюдением требований БК РФ, в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
  3. Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и налогам и по предложению Комитета определяет профильные комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов, подразделов и государственных программ Российской Федерации (далее — профильные комитеты).
  4. Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
  5. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях.
  6. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально- экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной политики Российской Федерации, основные направления налоговой политики Российской Федерации и основные направления таможенно-тарифной политики Российской Федерации.
  7. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
  • — прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • — приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены БК РФ;
  • — общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • — условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
  • — верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, и верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
  • — нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • — дефицит (профицит) федерального бюджета.
  • При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).
  • Общий объем расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать суммы доходов федерального бюджета (без учета дополнительных нефтегазовых доходов) и расчетного (при базовой цене на нефть) дефицита федерального бюджета, не превышающего 1% прогнозируемого на очередной финансовый год и плановый период объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
  • После достижения нормативной величины Резервного фонда общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен на сумму, составляющую не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета с их направлением на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком их реализации, с одновременным уменьшением па указанную сумму объема дополнительных нефтегазовых доходов, перечисляемых в Фонд национального благосостояния.
  • Бюджетные ассигнования на осуществление инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком их реализации за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета подлежат утверждению федеральным законом о федеральном бюджете.
  • Общий объем расходов на очередной финансовый год не может быть уменьшен относительно общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
  • Общий объем расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных расходов в размере 2,5% общего объема расходов не может быть уменьшен относительно общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
  • Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено в очередном финансовом году и (или) плановом периоде использование дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета на замещение государственных заимствований Российской Федерации в размере, установленном указанным федеральным законом па соответствующий год.
  • В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период профильные комитеты готовят и направляют в Комитет по бюджету и налогам заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.
  • При подготовке заключений на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период профильные комитеты заслушивают доклады соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также аудиторов Счетной палаты Российской Федерации по соответствующим направлениям.
  • На основании заключений, в том числе заключений профильных комитетов и субъектов права законодательной инициативы, а также заключения Счетной палаты Российской Федерации Комитет по бюджету и налогам готовит сводное заключение по указанному законопроекту и проект постановления Государственной Думы о принятии или об отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.
  • При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету и налогам и комитета-соис- полнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты
Читайте также:  Глава ii. основные направления обеспечения прав ребенка в российской федерации

Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, определенные ст. 199 БК РФ.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:

  • — передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее — согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;
  • — вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;
  • — поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона

о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Ссылка на основную публикацию