Статья 20.1. резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию

Обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом №167 «0б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. Финансовая система подробно раскрывается в 4 главе этого закона.

Все средства, находящиеся в ведении Пенсионного Фонда являются Федеральной собственностью, к тому же они не могут изыматься и подвергаться распределению на нужды, не относящиеся к деятельности ПФ РФ.

Свой бюджет страховщик (он же Пенсионный фонд) формирует на финансовый год, учитывая расходы и доходы. Правительство ежегодно запрашивает полный отчет об исполнении бюджета ПФ.

Бюджет ОПС является консолидированным, то есть он состоит из свода бюджетов всех уровней, а также участвует в прогнозировании и расчетах.

Принципы финансирования обязательного пенсионного страхования

Существует два принципа финансирования ОПС – распределительный и накопительный.

Распределительный принцип (или принцип солидарности поколений) – это те взносы, которые производятся из заработной платы трудоспособного населения и идут на выплаты пенсионных пособий нынешним нетрудоспособным категориям граждан. В данном случае нет индивидуального учета поступивших взносов.

Накопительный принцип – все средства, которые были получены от нынешних трудоспособных граждан, не расходуются на выплаты пенсий нетрудоспособному населению, а копятся и преумножаются за счет инвестиций, ожидая наступления страхового случая.

До 2002 года в России пенсии начислялись только по распределительному принципу. Позднее недостатки данной системы привели к ее сочетанию с накопительным принципом финансирования, который реализовался в накопительной части пенсии, а также в условном накоплении пенсионных баллов для получения страховой пенсии.

На 2018 год накопительная часть пенсии отменена, но увеличить свою пенсию можно за счет добровольного страхования в негосударственных пенсионных фондах.

Основы формирования бюджета ОПС

Формирование бюджета ПФ РФ происходит за счет:

  • страховых взносов по ОПС;
  • средств федерального бюджета;
  • средств, которые появились в результате различных финансовых санкций;
  • средств от инвестирования;
  • добровольных взносов, производимых физическими лицами и организациями;
  • денежных сумм, находящихся на счетах застрахованных лиц, которым назначена срочная выплата;
  • сумм выплатного резерва;
  • а также других источников, которые не противоречат законодательству РФ.

В бюджете ПФ происходит отдельный учет:

  • основных и дополнительных сумм, которые идут на формирование накопительной части пенсии;
  • сумм, которые работодатели перечисляют за своих подчиненных;
  • сумм взносов на софинансирование пенсионных накоплений;
  • частей материнского капитала, которые направлены на финансирование накопительной части пенсии;
  • сумм, получаемых в результате инвестирования;
  • средств выплатного резерва;
  • средств гарантийного возмещения;
  • расходов бюджета ПФ РФ, которые связаны с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Самая значительная часть этого бюджета – это страховые взносы, которые за своих сотрудников отчисляют работодатели. За всю трудовую жизнь гражданина работодатель производит за него взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Сумма этих взносов равна 22% от годового оклада застрахованного лица.

На что идет расходование средств

Все расходы, которые понес Пенсионный Фонд РФ, в результате выполнения возложенных на него функций, осуществляются за счет средств федерального бюджета и участвуют в общем расчете расходов ПФ за финансовый год.

Расходование средств идет на:

  • выплату страхового обеспечения по ОПС;
  • доставку пенсий;
  • материально-техническую поддержку деятельности страховщика;
  • оплату взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
  • другие цели, которые не противоречат пенсионному законодательству РФ.

Структура расходов пенсионного фонда.

Все расходы, которые не были предусмотрены бюджетом ПФ РФ при составлении плана на текущий год, могут быть осуществлены только в случае утверждения их в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Компенсация той части расходов бюджета, которая превышает количество средств, полученных от оплаты взносов, происходит за счет бюджетных ассигнований.

Все денежные средства ОПС учитываются на счетах, доступ к которым имеют территориальные органы федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ. Это делается для осуществления контроля всех операций, проводимых со средствами бюджета ПФ РФ.

Формирование резерва ПФР по ОПС

Меры по формированию резерва Пенсионного Фонда направлены на обеспечение его финансовой устойчивости, а также сохранения платежеспособности всей системы ОПС. Формирование и расходование средств из резерва ПФР по ОПС происходит в соответствии с федеральным законом за счет:

  • доходов от инвестирования;
  • отчислений от пенсионных накоплений;
  • денежных сумм пенсионных накоплений, которые не получили правопреемники умершего пенсионера;
  • сумм, полученных от применения финансовых санкций, таких как штрафы, пени и другое;
  • сумм, которые не были учтены на индивидуальных лицевых счетах, спустя полгода после окончания финансового года.

За счет резерва ПФР происходит выплата средств правопреемникам пенсионера, не успевшего получить пенсионные выплаты; оплата доставки накопительных пенсий по старости, срочных выплат и единовременных выплат; гарантированное восполнение средств на счету гражданина.

Выводы

  1. Подробную информацию о финансовой системе ОПС можно найти в федеральном законе №167 «0б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г., а именно в его 4 главе.
  2. На данный момент при финансировании ОПС применяется сочетание распределительного и накопительного принципов.
  3. Формирование бюджета ОПС, в большинстве своем, происходит за счет страховых взносов, средств, полученных в результате инвестирования, а также средств федерального бюджета и сумм от различных штрафных санкций.
  4. Для сохранения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования ПФР создает резерв, из которого происходит выплата денежных средств правопреемникам пенсионеров, оплата доставки пенсионных выплат, а также восполнение средств на индивидуальных счетах граждан.

Пенсионные фонды стянули резервы

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) сконцентрировали более 60 млрд руб. резервов по обязательному пенсионному страхованию (РОПС) в рамках запущенной в 2015 году системы.

Читайте также:  Статья 52. рассмотрение заявлений о назначении пенсий

Эти отчисления уменьшают доходности граждан, а на их инвестировании зарабатывают сами фонды.

Эксперты считают, что обязательные отчисления в РОПС должны быть прекращены, а судьбу резервов призывают решить в рамках «общественной дискуссии».

Частные фонды, на которые приходится почти 93% рынка обязательного пенсионного страхования (свыше 2,3 трлн руб. пенсионных накоплений), к началу 2019 года сконцентрировали у себя РОПС на 63,4 млрд руб., свидетельствуют данные их отчетности. За год резервы выросли в 1,44 раза, в целом за четыре года после введения системы — более чем в 18 раз.

Резерв по ОПС является одной из составных частей системы гарантирования прав клиентов НПФ.

РОПС — первый источник средств в случае невозможности исполнения обязательств НПФ перед застрахованными лицами, включая гарантирование безубыточности пенсионных накоплений граждан на пятилетнем отрезке (см. “Ъ” от 3 апреля). Формируется он в основном (см.

“Ъ” от 13 июля 2018 года) в результате потери дохода клиентами фондов из-за досрочных переходов между страховщиками, а также за счет обязательных отчислений НПФ и невостребованных правопреемниками средств умерших граждан.

Согласно действующему законодательству, РОПС с начала 2018 года должен составлять не менее 1% от пенсионных накоплений по состоянию на конец года. Все крупнейшие НПФ на начало 2019 года с запасом проходили этот порог (см. таблицу).

Фонд должен прекратить обязательные отчисления в РОПС, если доля достигнет 10%. Согласно отчетностям фондов, их сообщениям, а также расчетам “Ъ”, обязательные отчисления в РОПС только семи крупнейших НПФ за 2018 год превысили 6 млрд руб.

Благодаря снижению с этого года отчислений в резерв взносы в 2019 году, по оценке “Ъ”, сократятся до 3 млрд руб.

Взносы в РОПС снижают доходность граждан (см. “Ъ” от 17 мая). «Если вы собрали в РОПС 2–4%, значит, клиент недополучил эти средства»,— говорил в прошлом году в дискуссии с НПФ представитель ЦБ. Также, по его словам, расчеты регулятора показали, что величина РОПС уже не пропорциональна рискам, которые он страхует, и даже его наличие серьезно не влияет на устойчивость фонда.

В то же время почти бесполезный для клиентов и снижающий их доходы РОПС выгоден самим НПФ. С резерва, как и с остальных частей пенсионных накоплений, фонды берут постоянную и переменную части вознаграждения. По оценке “Ъ”, при доходности в размере 6% годовых сформированный в семи крупнейших фондах резерв способен приносить им годовой доход более 1 млрд руб.

Национальная ассоциация НПФ и Ассоциация НПФ уже предложили уменьшить обязательные отчисления фондов в РОПС на величину дохода, полученного от инвестирования самого резерва (см. “Ъ” от 26 февраля). Но этого недостаточно, признают эксперты.

«Система гарантирования была создана по политическим соображениям, но по истечении пяти лет стало очевидным, что экономическая модель недостаточно эффективна, особенно в отношении интересов граждан»,— говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев.

«Экономическая цель создания РОПС как составного элемента системы гарантирования не была достигнута, и эта ошибка легла бременем на плечи граждан»,— солидарен управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

Но, подчеркивает господин Якушев, сохранение РОПС выгодно фондам и регулятору. Во-первых, это деньги без обязательств, увеличивающие показатель собственного капитала, во-вторых, наличие большого резерва позволяет НПФ проходить требования, которые к активам предъявляет ЦБ, поясняет эксперт.

При этом эксперты не выступают за полную ликвидацию РОПС. «Его размер и суммы отчислений должны быть экономически обоснованы и должны отражать актуарные и инвестиционные риски, которые берет на себя конкретный НПФ»,— считает господин Якушев.

«На первых порах можно хотя бы остановить отчисления в РОПС, чтобы он продолжал естественный прирост и не съедал и без того низкий инвестдоход граждан»,— добавляет господин Митрофанов.

В дальнейшем, полагают оба эксперта, нужно провести общественную дискуссию о судьбе этих резервов.

Илья Усов

открыть таблицу в новом окне

  • *Включая присоединенные НПФ.
  • **Без учета НПФ «Уралсиб» и «Русский стандарт».
  • РОПС — резерв по обязательному пенсионному страхованию (ОПС).
  • По данным отчетности НПФ.

Резерв пфр по обязательному пенсионному страхованию

По закону НПФ обязаны фиксировать инвестиционный доход каждые пять лет с момента заключения договора с клиентом.

Причем даже если фонд вкладывал деньги неудачно и получал не доход, а убытки от инвестиций, по итогам этих пяти лет в минусе человек точно не окажется.

В момент фиксации на его счете должна оказаться сумма не меньше той, которая была на начало этого периода, плюс все взносы, которые он сам или его работодатель перечислял на счет в течение этого времени.

Выплата в течение нескольких лет. Она еще называется срочной пенсией. Этот вариант доступен не всем.

Его могут выбрать те, кто сами делали добровольные взносы на свой индивидуальный счет, в частности перечислили на него материнский капитал, или за них дополнительные взносы делали работодатели.

Выплату именно этих добровольных пенсионных накоплений можно растянуть на определенный фиксированный срок. Вы определяете его сами, но этот период должен быть не меньше 10 лет.

Вы можете комбинировать срочную пенсию с пожизненной: часть этих накоплений пустить на выплаты в течение фиксированного количества лет, а часть — на пожизненные платежи. Если специального заявления в ПФР или НПФ вы не напишете, автоматически будет выбран один из предыдущих вариантов: единовременная или пожизненная выплата.

46 НПФ вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе ОПС

Система гарантирования создана в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и установления ответственности всех участников рынка обязательного пенсионного страхования за сохранность средств пенсионных накоплений.

Читайте также:  Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов

Для этого в Агентстве по страхованию вкладов создан фонд гарантирования пенсионных накоплений, куда все пенсионные фонды – участники системы гарантирования, отчисляют ежегодные взносы.

Из этих средств при наступлении гарантийного случая (аннулирования лицензии НПФ или недостаточности средств у страховщика на день, с которого застрахованному лицу устанавливается выплата за счет средств пенсионных накоплений и др.) Агентство по страхованию вкладов возмещает недостаток средств пенсионных накоплений.

Кроме того, в системе гарантирования предусмотрено формирование резерва по обязательному пенсионному страхованию фондом – участником, для восполнения недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованному лицу при наступлении гарантийных случаев, предусмотренных Федеральным законом № 422-ФЗ.

Гражданин, формирующий пенсионные накопления в Пенсионном фонде России, может выбрать одну из управляющих компаний для инвестирования пенсионных накоплений. Смена страховщика происходит только при переходе из одного НПФ в другой, а также при переходе между Пенсионным фондом России и НПФ.

При переводе пенсионных накоплений из государственной управляющей компании в частную, а также при выборе другой УК смены страховщика не происходит – им остается Пенсионный фонд России. Пользоваться правом на смену страховщика можно ежегодно.

Сменить страховщика можно в следующем году (досрочный переход) или через 5 лет путем подачи заявления о переходе.

Смена страховщика чаще одного раза в 5 лет может повлечь потерю инвестиционного дохода, а в случае отрицательного результата инвестирования – уменьшение средств пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка (исключение составляют застрахованные лица, подавшие заявление о досрочном переходе в год пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений текущим страховщиком).

20: 44 ПФР создаст страховой резерв

Как мы рассказывали ранее, президент подписал закон, который внес коррективы в систему обязательного пенсионного страхования. В частности, речь идёт о сокращении накопительной части пенсии.

В соответствии с изменениями, на финансирование накопительной части трудовой пенсии будет направляться 2%, еще 4% — в страховую часть. При этом граждане смогут выбирать, куда перечислять взносы.

Эти поправки вступят в силу через год.

Пенсионный фонд России создаст страховой резерв по обязательному пенсионному страхованию. Министерство финансов РФ разработало законопроект, который определяет порядок формирования и расходования резерва. Финансовое ведомство опубликовало документ на своем официальном сайте.

Рекомендуем прочесть:  Гк рф наследники по закону

  • привело к снижению величины резерва негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию ниже минимальной величины, установленной пунктом 4 статьи 20.1 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,
  • В случае превышения максимального размера резерва негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31 декабря очередного отчетного года негосударственный пенсионный фонд не осуществляет отчисление в резерв по обязательному пенсионному страхованию за расчетный период.
  • В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2007 г. № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:
  • отсутствия обращений правопреемников по заявлению и правопреемников по закону с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений до истечения срока, установленного для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений;

Постановление Правительства РФ от 25 июля 2014 г

ССЧА на 31.12.i года — средняя стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении по всем договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, за отчетный год;

В конце 2013 г. был принят Закон о системе гарантирования пенсионных накоплений. Так, каждый страховщик обязан формировать резерв по ОПС. Он является «спасательным кругом» на случай банкротства страховщика, аннулирование у него лицензии или недостаточность пенсионных накоплений (когда их сумма на счетах ниже номинального размера уплаченных страховых взносов).

Размер резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию нарастающим итогом по состоянию на 1 января

Таблица расходов по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушениями требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке (приложение к акту проверки страхователя по обязательному социальному страхованию)

Таблица расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушениями требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке (приложение к акту проверки страхователя по обязательному социальному страхованию)

Утвержденные Правила определения минимального размера резерва Пенсионного фонда России по обязательному пенсионному страхованию устанавливают механизм определения Пенсионным фондом минимального размера резерва.

В соответствии с Федеральным законом гарантийным случаем в отношении резерва ПФР, при наступлении которого недостаток средств возмещается Агентством по страхованию вкладов, определено уменьшение резерва ПФР ниже минимального размера.

Правилами предусматривается, что минимальный размер резерва определяется ПФР ежегодно до 1 апреля текущего года на уровне не менее 0,5% от суммы средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных фондом и переданных в доверительное управление по состоянию на 31 декабря отчётного года, включая средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, а также средств, не переданных в доверительное управление, за исключением средств пенсионных накоплений, выплаченных правопреемникам умершего застрахованного лица, средств на оплату услуг по доставке застрахованным лицам накопительной пенсии, и других видов поступлений в резерв Фонда. Постановление вступает в силу с даты вступления в силу статьи 6 Федерального закона – с 1 января 2015 года. Его текст можно посмотреть здесь.

Читайте также:  Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

Это, в частности, постановление от 22 июля 2014 года №686 «Об утверждении Правил инвестирования резерва Пенсионного фонда России по обязательному пенсионному страхованию»; постановление от 25 июля 2014 года №706 «Об утверждении Правил определения минимального размера резерва Пенсионного фонда России по обязательному пенсионному страхованию»; постановление от 24 июля 2014 года №703 «О дополнительных требованиях к порядку формирования и использования резерва Пенсионного фонда России по обязательному пенсионному страхованию».

Учета в системе обязательного пенсионного страхования

На практике могут возникать и такие случаи. Застрахованное лицо решило перейти из одного НПФ в другой НПФ. При заклю­чении договора об обязательном пенсионном страховании им дол­жен соблюдаться установленный законом порядок:

Согласно статье 32 закона об обязательном пенсионном стра­ховании застрахованное лицо вправе отказаться от получения на­копительной части трудовой пенсии в ПФР и передать свои на­копления в НПФ.

Это он может делать, начиная с 1 января 2004 г.

Таким образом, гражданин теперь имеет право сам распоряжать­ся своей накопительной частью трудовой пенсии: либо оставить ее у прежнего страховщика — ПФР, либо передать в НПФ.

Работодатель за счет своих средств перечисляет в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы – 22% от заработной платы работника. До 2014 года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%), с 2014 года накопительная пенсия «заморожена», и все 22% формируют страховую пенсию.

Рекомендуем прочесть:  Как Получить Субсидии Молодой Семье На Покупку Жилья

Следует отметить, что при подаче застрахованным лицом в ПФР в течение одного года более одного заявления о переходе без предварительной подачи уведомлений об отказе от смены страховщика ПФР откажет в удовлетворении второго и последующих заявлений.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

  • — на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • — на дополнительное повышение (индексацию) базовой части трудовой пенсии исходя из темпов роста инфляции на очередной финансовый год.

Субъекты обязательного социального страхования — это участники отношений по обязательному социальному страхованию.

Согласно Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования», к числу субъектов обязательного социального страхования относятся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Фонд пенсионного страхования рф

Правила инвестирования резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию

В соответствии с пунктом 9 статьи 30.1 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые Правила инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

 Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.07.2014.

Правила инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию

1. Настоящие Правила определяют порядок инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию, осуществляемого Пенсионным фондом Российской Федерации исходя из необходимости обеспечения принципов возвратности, надежности, доходности и ликвидности. 2.

Инвестирование резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию осуществляется в порядке, установленном для инвестирования сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступающих в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами. 3. Разрешенными активами для инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию являются активы, указанные в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», для инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступающих в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации. 4. Объем средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию, подлежащий инвестированию, и срок, в течение которого средства резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию подлежат инвестированию, определяются Пенсионным фондом Российской Федерации. 5. При определении объема средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежащего инвестированию, учитываются расходы по направлениям, установленным пунктом 7 статьи 30.1 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». 6. Доходы от инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию относятся на прирост резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию.

7.

Пенсионный фонд Российской Федерации ежеквартально нарастающим итогом одновременно с отчетом об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за соответствующий период текущего финансового года представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации отчет о направлениях, объемах и результатах инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию по форме, согласованной с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. 

Ссылка на основную публикацию