Статья 17. государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду байкальской природной территории

Постановка на учет объектов НВОС — словосочетание, которое, пожалуй, у большинства людей вызовет недоумение, а у бухгалтеров, инженеров и прочих должностных лиц, в чей круг обязанностей эта процедура входит, множество вопросов: зачем, как, на основании чего, в какие сроки. Рассказываем в нашей статье.

Как поставить объект НВОС на госучет

Вне зависимости от организационно-правовой формы абсолютно все организации обязаны поставить объекты НВОС на государственный учет, то есть внести их в реестр таких объектов в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Речь идет именно о тех объектах, на которых ведется хозяйственная либо любая другая деятельность.

Государственный реестр внутри имеет два уровня:

  1. К федеральному реестру относятся объекты, находящиеся в ведении Федерального государственного экологического надзора. Постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» от 28.08.2015 № 903 говорит само за себя. Поэтому определение уровня реестра необходимо производить, основываясь на содержимом именно этого постановления.
  2. Объекты, не вошедшие в этот перечень, учитываются в региональном реестре.

При включении в реестр объекту выдается свидетельство, в котором указываются соответствующая категория и код объекта, то есть не повторяющийся во времени уникальный номер, который необходимо сохранять до ликвидации данного объекта. Также в свидетельстве приводятся ИНН, ОГРН, ОКПО, наименование, адрес местонахождения, тип и дата ввода в эксплуатацию объекта.

Категории объектов НВОС

Статья 17. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории

К категории I относятся объекты, производящие выбросы веществ, наиболее опасных как для людей, так и для природы (вещества первого и второго классов опасности). Как правило, это объекты, на которых ведется добыча и переработка полезных ископаемых, химическое и металлургическое производство.

Объекты, занимающиеся теми же видами деятельности, что и объекты категории I, но производящие меньшее количество выбросов, относятся к категории II.

Например, это объекты предприятий нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, а также объекты, относящиеся к транспортной инфраструктуре (аэропорты, железнодорожные вокзалы, крупные морские и речные порты).

Если объект загрязнения имеет стационарный источник, производит свыше 10 тонн выбросов в год, при этом в их составе отсутствуют вещества первого и второго классов опасности, то такой объект относится к категории III.

Если предприятие использует воду для промышленных нужд, то ему тоже присваивается категория III.

Объекты первых трех категорий обязаны вести на предприятии программу производственного экологического контроля (ПЭК), то есть строгий учет всех сбросов и выбросов, и представлять отчетность.

Если объект использует воду только для бытовых потребностей и сбрасывает ее в городскую канализацию, а объем выбросов не превышает 10 тонн ежегодно, то такой объект относится к категории IV. В основном это офисные помещения, школы, больницы, детские сады.

Объект не нужно ставить на учет только при условии, что он не подпадает ни под один из критериев, перечисленных в постановлении Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» от 28.09.2015 № 1029.

Категория объекта НВОС может быть изменена в случае обновления данных об объекте:

  • замена юридического лица или ИП;
  • изменение наименования, адреса юридического лица;
  • изменение адреса, личных данных ИП;
  • изменение места нахождения объекта;
  • изменение характеристик технологических процессов;
  • изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

После изменения (обновления) данных об объекте выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Как заполнить заявление о постановке на учет объекта НВОС

Основанием для включения в реестр и постановки на учет является заявка. Ее необходимо подготовить на каждый объект НВОС, находящийся в эксплуатации юридического лица или индивидуального предпринимателя, вне зависимости от того, арендатор это или собственник.

Форма заявки состоит из вводной части и четырех разделов:

  1. Сведения об объекте.
  2. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду.
  3. Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды.
  4. Сведения о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды.

Во вводной части заявки указывается информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Для заполнения этой части потребуются выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, ИНН, уведомление о присвоении кодов статистики.

Нормирование

1.     Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.02.2020 № 104.

Государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора, а также уполномоченными органами исполнительной власти (п. 9 Административного регламента).

  • Плата за предоставление государственной услуги не взимается (п. 29 Административного регламента)
  • Согласно п. 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
  • а) при постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект НВОС) на государственный учет – выдача заявителю свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет в соответствии с выбранным заявителем способом получения свидетельства либо перенаправление сведений об объекте НВОС в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае если объект НВОС подлежит региональному экологическому надзору) либо направление заявителю уведомления об отказе в постановке объекта НВОС на государственный учет;
  • б) при актуализации сведений об объекте НВОС – выдача заявителю свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС в соответствии с выбранным заявителем способом получения свидетельства либо перенаправление сведений об объекте НВОС в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае если объект НВОС подлежит региональному экологическому надзору) либо направление заявителю уведомления об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС;
  • в) при снятии объекта НВОС с государственного учета – выдача заявителю свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета в соответствии с выбранным заявителем способом получения свидетельства либо извещение заявителя об отказе в снятии объекта НВОС с государственного учета;
  • г) при выдаче дубликата свидетельства – выдача заявителю дубликата свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, дубликата свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС или дубликата свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета в соответствии с выбранным заявителем способом получения дубликата свидетельства либо извещение заявителя об отказе в выдаче дубликата свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, дубликата свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС или дубликата свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета.
  • Предоставление государственной услуги в соответствии с п. 12 Административного регламента осуществляется в следующие сроки:
  • а) постановка объекта НВОС на государственный учет, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги, осуществляется в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в уполномоченный орган заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет;
  • б) актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр объектов НВОС (далее — федеральный государственный реестр), снятие объекта НВОС с государственного учета, выдача дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги, осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений, заявления о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС для снятия с государственного учета объекта НВОС или заявления о выдаче дубликата свидетельства;
  • в) отказ в постановке объекта НВОС на государственный учет, отказ в актуализации сведений об объекте НВОС, отказ в снятии объекта НВОС с государственного учета, отказ в выдаче дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги, осуществляется в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган соответствующих заявки, заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
  • Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги (далее — заявительные документы), в соответствии с п. 14 Административного регламента являются:

а) заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет, оформленная в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.

2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», содержащая сведения, необходимые для внесения в федеральный государственный реестр, предусмотренные пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572;

  1. б) заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, и документы, подтверждающие необходимость актуализации;
  2. в) заявление о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС для снятия объекта НВОС с государственного учета и документы, подтверждающие необходимость снятия объекта НВОС с государственного учета;
  3. г) заявление о выдаче дубликата свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, дубликата свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС или дубликата свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета.
Читайте также:  Статья 32.4. утратила силу с 1 января 2019 года. - федеральный закон от 29.07.2018 n 251-фз.

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность на двух и более объектах НВОС, заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет направляется заявителем в отношении каждого объекта НВОС отдельно (п. 15 Административного регламента).

В соответствии с п.п. 16.

17 Административного регламента для актуализации учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре объектов НВОС, заявитель направляет заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС и документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, в тот уполномоченный орган, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет.

  • Документами, подтверждающими необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, являются представленные заявителем сведения:
  • а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (местонахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • б) об изменении места нахождения объекта НВОС;
  • в) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • г) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Для снятия объекта НВОС с государственного учета заявитель. в соответствии с п. 18 Административного регламента.

направляет заявление о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС для снятия объекта НВОС с государственного учета и документы, подтверждающие необходимость снятия объекта НВОС с государственного учета, в тот территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет.

Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС, является акт о его консервации или ликвидации.

Для получения дубликата свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, дубликата свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС или дубликата свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета заявитель направляет заявление о выдаче дубликата свидетельства с указанием причины необходимости такой выдачи в тот территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет (п. 19 Административного регламента).

В соответствии с п. 20 Административного регламента заявительные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.fsrpn.ru с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» или через ЕПГУ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Достоверность сведений, содержащихся в заявительных документах, подтверждается заявителем (п. 21 Административного регламента).

В соответствии с п. 66 Административного регламента основаниями для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет являются:

а) представление документов, оформленных с нарушением требований Административного регламента;

б) несоответствие объекта Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029;

  1. в) установление факта представления информации лицами, не являющимися заявителями в соответствии с положениями Административного регламента;
  2. г) несоответствие заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет требованиям пункта 14 Административного регламента;
  3. д) представление заявки и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, необходимую для предоставления государственной услуги.
  4. В соответствии с п. 75 Административного регламента основаниями для отказа в актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, являются:
  5. а) установление факта представления информации лицами, не являющимися заявителями в соответствии с положениями Административного регламента;
  6. б) непредставление сведений, предусмотренных п. 17 Административного регламента;
  7. в) представление сведений и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, необходимую для предоставления государственной услуги.
  8. В соответствии с п. 83 Административного регламента Основаниями для отказа в снятии объекта НВОС с государственного учета являются:
  9. а) установление факта представления информации лицами, не являющимися заявителями в соответствии с положениями Административного регламента;
  10. б) представление документов, оформленных с нарушением требований пункта 18 Административного регламента;
  11. в) представление заявления и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, необходимую для предоставления государственной услуги.

Административная процедура фиксируется в системе электронного документооборота путем присвоения регистрационного номера сопроводительному письму о направлении свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, свидетельстве об актуализации сведений об объекте НВОС, свидетельстве о снятии объекта НВОС с государственного учета, дубликата либо соответствующих уведомлений об отказе в соответствии с п.п. 69, 77, 85, 94 Административного регламента.

2.     Выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты

Разъяснения по вопросу необходимости прохождения ГЭЭ проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к I категории

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 мая 2019 года № СР-04-05-32/14600 «О необходимости прохождения государственной экологической экспертизы»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направила разъяснения по вопросу необходимости прохождения государственной экологической экспертизы (далее также – ГЭЭ) проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к I категории.

В письме сообщается, что с 1  января 2019 года вступил в силу подпункт 7.

5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – ФЗ «Об экологической экспертизе»), согласно которому ГЭЭ подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории.

Так, к объектам I категории могут быть отнесены только объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС).

Понятие объекта НВОС определено статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Росприроднадзор отметил, что существуют два альтернативных признака объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих для отнесения к объекту НВОС):

  • единое назначение;
  • неразрывная физическая или технологическая связанность.
Читайте также:  Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

Следовательно, если объект будет неразрывно связан технологически с предприятием (без него функционирование предприятия будет невозможно или существенно затруднено) и (или) будет иметь с ним единое назначение, то объект будет являться частью объекта I категории, и, соответственно, проектная документация, предусматривающая строительство такого объекта, подлежит экспертизе.

Росприроднадзор также отметил, что положения подпункта 7.

5 статьи 11 ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

  • Если в проектную документацию объекта капитального строительства, являющегося составной частью объекта либо самостоятельным объектом I категории, внесены изменения, влекущие представление такой проектной документации на экспертизу с целью повторной оценки в объеме указанной экспертизы после 1 января 2019 года, такая проектная документация является объектом ГЭЭ федерального уровня.
  • Таким образом, Росприроднадзор указал, что в случае, если объект будет неразрывно связан технологически с предприятием (без него функционирование предприятия будет невозможно или существенно затруднено) и (или) будет иметь с ним единое назначение, то объект будет являться частью объекта I категории, и, соответственно, проектная документация, предусматривающая строительство такого объекта, подлежит государственной экологической экспертизе.
  • При этом в случае, если в проектную документацию объекта капитального строительства, являющегося составной частью объекта либо самостоятельным объектом I категории, внесены изменения, влекущие представление такой проектной документации на повторную экспертизу после 1 января 2019 года, такая проектная документация является объектом ГЭЭ федерального уровня.

Министерство природных ресурсов краснодарского края

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г.

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии со статьей 4.

2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Категория объекта определяется в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В соответствии со статьей 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии со статьей 69.

2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Категория присваивается объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 903.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2015 г.

№ 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» утверждены правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Основные методические разъяснения и документы по заполнению и подаче заявок о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, размещены по ссылке.

Как внести объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в государственный реестр? — ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» все объекты, наносящие вред экологической обстановке, подлежат постановке на государственный учет. Эта мера направлена на защиту экологического благополучия региона и страны в целом.

Внесение объектов НВОС в федеральный или региональный реестр определяется положениями Приказа Минприроды России от 23.12.2015 № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам».

Обратиться в государственные органы для регистрации объекта НВОС должны сами руководители предприятия или индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха, воды или почвы. В случае, если объект своевременно не зарегистрирован, природопользователю грозит штраф до 100000 рублей.

Читайте также:  Глава IV. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Классификация объектов НВОС

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» выделяют четыре категории объектов:

  • Объекты I категории – оказывают значительное негативное воздействие на экологию и относятся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ);
  • Объекты  II категории  — воздействие на экологию умеренно негативное;
  • Объекты III категории – воздействие на окружающую среду незначительное;
  • Объекты IV категории – объекты с минимальным влиянием на экологическое благополучие региона.

Категория опасности присваивается объекту хозяйственной деятельности непосредственно при его постановке на учет.

При этом учитывается уровень выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, загрязнение водных объектов и рельефа местности.

Еще один аспект, влияющий на определение категории опасности предприятия – уровень  вредных физических воздействий на окружающую среду. На присвоение категории влияние оказывает также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления.

Процедура постановки объектов, оказывающих НВОС на государственный учет

Согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ процедура постановки предприятия на государственный учет должна быть инициирована в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на экологию. Для этого необходимо подать заявку, оформленную по строго установленной форме в территориальные органы Росприроднадзора.

В течение 10 дней с момента подачи заявления, объект должен быть внесен в федеральный или региональный реестр учета объектов, подлежащих экологическому надзору.

Предприятию или организации при этом присваивается индивидуальный код и категория опасности.

На основании регистрации, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке объекта на государственный учет. Весь процесс регистрации предприятия производится бесплатно.

Необходимые для внесения в госреестр сведения

Для постановки объекта на государственный учет, руководство предприятия или ИП должны предоставить в природоохранные органы следующие сведения:

  • Наименование предприятия, организационно-правовую форму и фактический адрес расположения объекта. Если заявление подает индивидуальный предприниматель, указать следует фамилию, имя, отчество, место жительства и дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • Вся имеющаяся информация, описывающая вид хозяйственной деятельности предприятия, ее особенностей, объема производимой продукции и предоставляемых услуг;
  • Заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации.
  • Информация относительно всех стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, сбросе сточных вод и оказания негативного физического воздействия на окружающую среду;
  • Точные данные об объеме загрязняющих веществ и о фактической массе выбросов в окружающую среду;
  • Сведения о декларациях, об уплате экологических платежей;
  • Сведения о программе производственного экологического контроля;
  • Перечень мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на экологическую обстановку, реализуемых на объекте;
  • Достоверная информация о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ;
  • Сведения, касающиеся образования, оборота и утилизации отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
  • Информация относительно имеющихся очистных сооружений и других технологий и технических средствах по обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • Сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
  • Данные об изменении места расположения объекта, юридического лица, формы собственности и владельца предприятия, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Оказать всестороннюю профессиональную помощь в процессе постановки объекта, оказывающего негативное воздействие на экологическую обстановку, предлагает компания «Экобезопасность». Специалисты нашей компании соберут все необходимые документы и данные, составят и подадут заявление на регистрацию и получат свидетельство о постановке объекта на государственный учет в кратчайшие сроки.    

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

  • (Ст 69. ФЗ об оос)
  • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях:
  • 1) получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
  • 2)определения областей применения наилучших доступных технологий,
  • 3)применения программно-целевых методов планирования,
  • 4)а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
  • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе:
  • 1) государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
  • 2) вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха,
  • 3) а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
  • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
  • Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
  • Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Понятие, задачи и роль экономико-правового механизма охраны окружающей среды

Вопросы экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации выражают суть административных методов или мер охраны окружающей среды. Их характерной особенностью является то, что они основаны на административном предписании или приказе, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Административные методы природопользования и охраны окружающей среды имели доминирующее положение в природоохранном механизме России при социализме.

В рамках советского законодательства идея экономического стимулирования приживалась очень плохо потому что в условия планового хозяйства субъектом, получающим доходы от использования окружающей среды, и субъектом правонарушений было одно и то же лиц — государство.

Тем не менее, в середине 80-ых эта идея была воспринята законодателем и был реализована в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Документом, который был принят в 1988 году, предусматривалось совершенствование природоохранного механизма.

В рамках советского законодательства идея экономического стимулирования приживалась очень плохо потому что в условия планового хозяйства субъектом, получающим доходы от использования окружающей среды, и субъектом правонарушений было одно и то же лиц — государство. Тем не менее, в середине 80-ых эта идея была воспринята законодателем и был реализована в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Документом, который был принят в 1988 году, предусматривалось совершенствование природоохранного механизма.

Т.О. Существует организационно-правовой механизм (административные методы), он противопоставляется ЭПМ.

***Под экономическим механизмом охраны окружающей среды принято понимать совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Элементы

Одна из основных составляющих экономического механизма – стимулирование субъектов к сохранению окружающей среды путем создания условий экономической заинтересованности.

Так, в частности, стимулирующую роль играют платежи за пользование природными ресурсами (стимулируют к рациональному природопользованию) и за негативное воздействие на окружающую среду (применение различных коэффициентов при исчислении платы за НВОС).

  1. Учебник
  2. К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся:
  3. — планирование природопользования и охраны окружающей среды; (федеральные и региональные программы в области ООС);
  4. — финансирование охраны окружающей среды;
  5. — платежи за природопользование;

— экологическое страхование (в целях защиты имущественных интересов ю и ф.л. , на случай экологических рисков).

Ссылка на основную публикацию