Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

Для сотрудничества меж организациями, персональными бизнесменами и физическими лицами заключается определенный сообразный договор.

Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25. Это быстро и бесплатно!

Обе стороны, меж которыми заключен контракт, возлагают на себя прописанные в договоре обязательства.

Что такое фрахтование

Фрахтование — это контракт на аренду всякого транспортного средства для перевозки пассажиров.

Автотранспорт, на который распространяется этот контракт:

  • Авиатранспорт;
  • Водный транспорт;
  • Автотранспорт;
  • Ж/Д транспорт.

Виды фрахтования

  1. Рейсовое — данный контракт даёт вероятность осуществить лишь только разовый рейс на арендуемом транспортном средстве, как вариант, перелет чартерным рейсом на развлечения заграницу.

  2. Поочередно рейсовый — данный контракт оформляется, когда потребуется большой тоннаж груза или же большая численность пассажиров препроводить по подходящему для вас предназначению.

    Во время применения такового варианта рейсового контракта, впоследствии первого рейса вы обязуетесь возвратиться к пункту отправки за оставшимся грузом/пассажирами. И так до окончательного шага перевозки.

    Неотъемлемое условие, собственно, что автотранспорт воротится за оставшимся грузом полностью разгруженным.

  3. Тоннажное — это контракт заключен на одновременную транспортировку на 2-ух и больше транспортных средствах.

Договор фрахтования ТС для перевозки пассажиров

Между кем заключается договор?

Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

  1. Фрахтовщиком, который в собственную очередь, обязуется дать автотранспорт в полном объеме или же отчасти для способности реализовать перевозку;
  2. Фрахтователем, который возлагает на себя ответственность абсолютной оплаты предложения по предоставлению фрахтовальщиком перевозки.

Особенности предоставленного контракта

  1. Вероятность применить транспортное средство, обозначенное в договоре. Вполне вероятно, по неожиданным происшествиям обозначенное транспортное средство не подлежит эксплуатации, к примеру, произошла непредвидимая неисправность, или же автотранспорт не возвратился с предшествующего рейса.

    То поменять транспортное средством считается вероятным лишь только впоследствии поощрения и согласия клиента, для сего, пишется отдельное дополнение к соглашению, которое преждевременное было заключено.

  2. Фрахтовальщик содержит абсолютное право при составлении контракта ставить собственную дату и адрес загрузки автотранспорта, но и например же сам определяет маршрут, по которому ему комфортно следовать и время, отведенное на выполнение перевозки. Данными пунктами заключается различие фрахтования от других видов и способов аренды транспорта для перевозок.

  3. В случае, если фрахтователь берёт в аренду лишь только подходящую ему долю всякого автотранспорта, то фрахтовщик имеет абсолютное право остальное свободное пространство наполнить другим грузом/товаром/пассажирами. Но все случается лишь только впоследствии согласования и извещения клиента.

Кто вправе заключать данный контракт?

  • Каждая организация, персональный бизнесмен и физические лица, при условии, собственно, что они в роли заказчиков;
  • Транспортные фирмы, персональные бизнесмены и физическое лицо, которое считается перевозчиком или же содержит личный автотранспорт для перевоза пассажиров. При данном контракте, в обязательном порядке необходимо присутствие лицензии на пассажирские перевозки. Для осуществления интернациональной перевозки по фрахтованию, у клиента должны быть все нужные разрешающие бумаги.

Необходимые документы

Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

Перечень клиента:

  1. Документ, подтверждающий название организации, юридический адрес и всю определенную исчерпывающую информацию;
  2. Целый детальный перечень пассажиров;
  3. Перечень мест, или же указать места, откуда вам нужно забрать пассажиров.

Перечень исполнителя контракта:

  1. Копии регламента организации и бумаги на право собственности;
  2. Копию и чудак лицензии на пассажирскую перевозку;
  3. Все реквизиты организации;
  4. Описание все имеющихся транспортных средств;
  5. Удостоверения водителя и копии трудовых книжек людей, которые имеют допуск к управлению автотранспорта.

Обязанность сторон

Во время решения фрахтования в неотъемлемом порядке прописывается обязанность обеих сторон.

Ответственность перевозчика:

  1. Препроводить пассажиров своевременно к месту прибытия. Но, в случае если случается кратковременная задержка в пути следования по вине клиента, то обязанность с перевозчика снимается;
  2. Причинение вреда здоровью перевозимых пассажиров во время пути.

Ответственность клиента:

  1. Осуществление посадки пассажиров в строго обозначенное время отправки, также касается и прибытие людей на место назначения;
  2. Культурное и адекватное поведение пассажиров во время перевозки;
  3. Плата услуг в строго обозначенное время.

В случае если обстоятельства контракта не были соблюдены, то обязанность, касающаяся обеих сторон, несет в себе:

  • Штрафы, предусмотренные законами РФ;
  • Аннулирование лицензии пассажирской перевозки;
  • Расторжение фрахтования до назначенного срока;
  • Сокращение суммы оплаты обозначенной в начале заключения контракта.

Всевозможные пререкания и неоднозначные факторы, образовавшиеся меж сторонами, составившими фрахтование, решаются в судебном порядке.

Что говорит закон?

Сам контракт фрахтования автотранспорта для осуществления пассажирской перевозки обязан заключать в себе урегулирование всех отношений меж заказчиком и исполнителем перевозки.

Для того, дабы составить этот контракт аренды транспортного средства для перевозки людей или же груза, надо ознакомиться с ведущими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, так как лишь только данный документ несет в себе внятно прописанную информацию о регламенте составления контракта.

Заинтересовавшимся лицам надо отлично выучить ФЗ № 259, называемый еще Уставом автотранспорта. Данный документ понятным языком разъясняет и регулирует вопросы, касающиеся порядка решения контракта и подписания сделки фрахтования автотранспорта для перевозки пассажиров. Все обязанности обеих сторон заключивших контракт, обстоятельства выполнения контракта.

Нюансы при заключении договора фрахтования

Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

В случае перевозки детей нужно заранее приготовить вспомогательные бумаги:

  • Перечень взрослых лиц, которые сопровождают несовершеннолетних, их данные и номера телефонов;
  • Перечень самих детей с указанием всех их данных, включая возраст;
  • Перечень порядка размещения не достигших совершеннолетия пассажиров в транспорте.

Все эти бумаги обязаны быть оформлены самим фрахтователем минимум за 2 рабочих дня до самой поездки. Копии всех документов нужно передать самому перевозчику совместно с контрактом фрахтования.

Разница между фрахтованием и арендой ТС

  1. Цели для аренды транспортного средства .Для чартерного рейса предоставленная услуга для доставки груза на транспорте, пассажиров или же багажа в четко прописанное в договоре место.

    Контракт аренды предполагает передачу транспортного средства в использование и право владения на конкретный срок.

    Впоследствии сдачи в аренду транспортного средства совместно с представителем его обладателя и сам арендодатель производит управление и эксплуатацию арендуемого средства передвижения или же не предоставляет данную услугу (ст. 632 закон № 14 ФЗ и ст. 642 предоставленного закона).

    В случае чартерного договорного рейса данный пункт исчезает, так как, все функции берет на себя арендодатель.

  2. Арендуемый автотранспорт.

     Здесь различия в том, собственно, что впоследствии заключения контракта фрахтования вы арендуете грузоподъемность и ёмкость транспортного средства, а при договоре об аренде — автотранспорт с представителем его обладателя или же без него.

Контракт о фрахтовании транспортного средства всякий раз заключается лишь только в письменном виде. Наиболее ключевым в договоре считается само транспортное средство и описание доскональных и наибольших сведений о нём.

Еще доскональное описание сути предоставления аренды ТС, обязательств обеих сторон, обязательства оплаты клиента, вид транспортного средства, временной срок предоставления фрахтования, место назначения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

Вам также может понравиться

Нужен ли договор фрахтования для собственных нужд?

В рубрике вопрос-ответ слушайте аудиоразбор интересного вопроса:

Требование инспектора УГАДН наличия договора фрахтования у юридического лица, которое перевозит своих сотрудников для собственных нужд. (докладчик К.В. Зворыгин)

Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

Вопрос от Юрия. Договор фрахтования. Законное ли требование инспектора МУГАДН

Привожу вопрос как есть.

Будьте внимательны. ВОПРОС С ПОДВОХОМ!!!

Подвох и ответ на него вы увидите в х к этой статье.

Константин Валентинович, добрый день! Помогите разобраться и как действовать! У нас гос. мед. учреждение, мы на нашем автобусе бесплатно возим наших сотрудников и пациентов от метро к нашему учреждению в определенное время. У нас лицензия на перевозку собственных нужд.

Инспектор МУГАДН говорит, что нам нужен договор фрахтования. Как нам действовать и как заключить договор фрахтования если у нас бесплатный автобус и он принадлежит нашему учреждению. И не получится же с каждым пациентом заключать договор на перевозку.

Что можно сделать?

Используемые мной нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
  • Ниже я цитатно обозначил моменты на которые опирался при ответе на данный вопрос.
  • Подробный разбор слушайте в самом подкасте (выше).
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ
    «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

ссылка на ГАРАНТ Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

  1. Главный момент, который берем на заметку — Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.
  2. Далее.
  3. Статья 27.
    «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

ссылка на ГАРАНТ Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

Цитирую, что должен содержать договор фрахтования:

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

  • 2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:
  • 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
    2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
    3) маршрут и место подачи транспортного средства;
    4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
    5) сроки выполнения перевозки;
  • 6) размер платы за пользование транспортным средством;
  • Смотрим для начала кто такие «фрахтователь» и «фрахтовщик».

7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

ссылка на ГАРАНТ

Цитирую:

фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

А вот теперь, когда мы говорим о договоре фрахтования, нам приходится оперировать следующими нормами:

  • физическое или юридическое лицо обязуется оплатить стоимость
  • Договор фрахтования должен включать в себя размер платы за пользование транспортным средством…
  • фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования…
  1. И здесь возникает логичный вопрос.
  2. Неужели у собственных сотрудников необходимо брать плату за то, что служебный автобус подвозит их от метро до места работы?
  3. Может инспектор МУГАДН что-то напутал?
  4. И заглянув в статью 20 пункт 2 ФЗ-196 «О БДД», мы окончательно понимаем, что инспектор МУГАДН действительно не законно требует наличие договора фрахтования там где нет коммерческой перевозки.
  5. Смотрим
  6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

ссылка на ГАРАНТ

Цитирую:

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)…

Подведем небольшой итог о договоре фрахтования

  1. Договор фрахтования нужен только при оказании услуг (коммерческие перевозки).
  2. Перевозки для собственных нужд автобусами осуществляются без договора фрахтования.

Оставляйте комментарии. Делитесь мнением, опытом, отвечайте другим на их комментарии, не стесняемся.

Если вы не прослушали подкаст (аудио) о новом порядке профессионального отбора и профессионального обучения работников (Приказ Минтранса 264), то прослушать можно здесь>>>

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.

Подробнее…

Юренкова К вопросу о правовой природе договора фрахтования

УДК 347.73/.76

К вопросу о правовой природе договора фрахтования

О.С. Юренкова

Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультетаУльяновский государственный университет432700, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 40/9

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Обозначены проблемы правовой квалификации договора фрахтования. Показаны отличительные черты чартера, позволяющие его отграничить от договора перевозки грузов и от договора перевозки пассажиров и багажа, а также от договора аренды транспортных средств.

Исследуется правовая природа услуги по фрахтованию. Определяются цели сторон договора и его направленность. Автор приходит к выводу о том, что фрахтование является разновидностью услуг по перевозке.

Поставлен вопрос о соотношение понятий бронирование и предоставление вместимости транспортных средств.

Ключевые слова: договор фрахтования; перевозка; аренда транспортных средств

Вопрос о правовой природе договора фрахтования является крайне дискуссионным. Одна из причин такого положения дел – несовершенство действующего законодательства.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) договору фрахтования посвящена всего лишь одна статья.

Транспортные уставы и кодексы не только не имеют общей платформы для унификации правовых норм в данной сфере правового регулирования, но и создают предпосылки для многочисленных научных дискуссий. 

На протяжении многих лет, а в последнее время особенно, часто поднимается вопрос о том, является ли чартер договором на оказание услуг либо на передачу имущества.

Если ставить вопрос более конкретно, то его суть будет сводиться к тому, является ли договор фрахтования разновидностью услуг по перевозке либо представляет собой разновидность аренды транспортных средств (тайм-чартер)? В действующем ГК РФ договор включен в гл.

40 «Перевозка», что формально позволяет его отнести к группе договоров на оказание услуг. Кроме того, экономической целью и того и другого является перемещение груза из одного пункта в другой.

Вместе с тем предмет чартера не совпадает ни с предметом договора перевозки грузов, ни с предметом договора перевозки пассажиров. Во-первых, договор фрахтования может быть связан как с перевозкой грузов, так и с перевозкой пассажиров.

Во-вторых, чартерные рейсы являются нерегулярными, а следовательно, не относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Это влечет определенные правовые последствия, которые отражены в судебной практике. Так, в определении ВАС РФ от 29 декабря 2010 г.

№ ВАС-17823/10 отмечено, что договор фрахтования не относится к договорам перевозки транспортом общего пользования и не является публичным договором для перевозчика, что лишает истца права на обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор в порядке предусмотренном статьей 445 ГК РФ [10].

В-третьих, отличие договора перевозки грузов и договора фрахтования можно обнаружить в том, что фрахтовщик не принимает на себя ответственность за груз. На данном этапе исследования мы не пытаемся дать оценку верности такой позиции.

Однако она берет истоки в ранее действующем законодательстве, предусматривающем, что товарно-транспортная накладная не оформляется при перевозке грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет замером, взвешиванием, геодезическим замером осуществлялась.

В советской юридической литературе подчеркивалось: «Поскольку в подобных случаях отпадают два основных элемента, определяющих правоотношения сторон как договор грузовой перевозки (вверенность груза перевозчику и обязанность последнего передать его управомоченному лицу), следует считать, что подобные отношения не являются договором перевозки.

Учитывая, что при таких условиях работа автотранспорта оплачивается обычно не по тоннам (кубометрам), а повременно, имеются все основания рассматривать его как договор имущественного найма» [1, с. 207].

Развитие подобных взглядов и нормативных установлений получило в современном транспортном законодательстве. В п. 1. ст. 18. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.

2007 №259-ФЗ установлено, что перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме [11].

В-четвертых, при чартере перевозчик (фрахтовщик) не принимает у отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить определенное количество мест в транспортном средстве в соответствии с приобретенным последним провозным билетом. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов [3, с. 898].

Несмотря на важность отмеченных отличительных признаков, определяющим является все же ответ на вопрос: что представляет из себя услуга по фрахтованию? Исходя из легального определения договора фрахтования, его предметом являются действия фрахтовщика по предоставлению другой стороне (фрахтователю) за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Данная формулировка стала источником многочисленных дискуссий. Неоднозначность толкования понятия «вместимость транспортных средств» позволила некоторым авторам отождествить его с имуществом, а именно с самими транспортными средствами, и, как следствие, отнести чартер к разновидности договора аренды.

Причем в некоторых публикациях такое смешение перевозки с арендой происходит неумышленно. Например, В.М. Коссак отмечает, что согласно КТМ Украины судно может быть укомплектовано экипажем (тайм-чартер) по договору фрахтования судна [3, с. 789].

При буквальном толковании чартер и тайм-чартер оказываются тождественными понятиями, хотя автор имел в виду совершенно иное. Но есть и более категоричные утверждения, которые не оставляют сомнений в позиции. Так, В.А.

 Косовская утверждает, что рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это ей дает основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна [5, с. 16]. Такого же мнения, но уже в отношении воздушного чартера придерживаются А.Ю.

Пиджаков и О.И. Аксаментов, которые полагают, что в тех случаях, когда ст.104 ВК говорит об обязанности фрахтовщика предоставить одно или несколько воздушных судов, то имеет место договор аренды воздушного судна [6, с. 19].

Более верной представляется все же точка зрения тех ученых, которые разграничивают чартер и тайм-чартер. Так, следует согласиться с Е.В.

Вавилиным в том, что договор аренды транспортных средств регулирует исключительно арендные отношения [2, с.

288], не противоречит конститутивным элементам, сущности гражданско-правового института аренды, а предоставление услуг арендодателя по управлению и технической эксплуатации – особенность данного договора [2, с. 311].

То, что фрахтование является разновидностью услуг по перевозке, а не предметом договора аренды, наиболее определенно отражено в морском законодательстве.

В литературе обоснованно отмечается, что «российское морское законодательство не признает самостоятельного существования договора фрахтования на рейс, а устанавливает лишь два вида договора морской перевозки груза…

При этом, устанавливается, что договор морской перевозки грузов может быть заключен: с условием предоставления всего судна, его части, или определенных судовых помещений (чартер); без такого условия» [8, с. 93]. Исходя из презумпции соответствия положений КТМ РФ ст.

787 ГК РФ следует констатировать, что и на остальных видах транспорта фрахтование и перевозка являются, если не совпадающими, то, по крайней мере, неразрывными понятиями.

Не в пользу признания чартера договора аренды выступает еще одно обстоятельство, на которое обращено внимание в литературе. Фрахтовщиком и отправителем могут быть разные лица в одном морском правоотношении. В.Ю.

Шемонаев отмечает следующее: «Так фрахтователем по некоторым условиям заключенного контракта может являться покупатель. В этом случае продавец товара будет обязан доставить и загрузить товар на борт зафрахтованного покупателем судна, т.е. выступить в роли отправителя.

И самому отправителю перевозчик выдаст коносамент на предъявление для перевозки груза. И сам он является ответственным перед перевозчиком за убытки, причиненные несвоевременным предъявлением груза… и за иные недостатки, в результате которых были причинен вред грузу.

Соглашение, заключенное покупателем товара с судовладельцем, в таком случае будет представлять собой договор фрахтования» [8, с. 93–94].

Это обстоятельство подтверждено практикой Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ, который в своем решении по делу №385/1998 от 18 октября 1999 г.

обратил внимание на следующее: «После отгрузки товара продавец совершал действия, направленные на выяснение судьбы товара, направлял своего представителя в место, где проходило судебное разбирательство в отношении спорного груза, а также информировал покупателя о возможных мошеннических действиях перевозчика.

Это свидетельствует о том, что продавец не считал себя освобожденным от ответственности за судьбу груза и его сохранность» [7].

Применительно к договору аренды такая ситуация с «раздвоением» контрагента владельца транспортного средства, на наш взгляд, представляется невозможной.

Основные отличия от договора аренды применительно к морскому чартеру назвал А.Г. Калпин:

  1. через подчиненных членов капитан судна осуществляет владение судном, не разделяя этого правомочия с фрахтователем;

  2. в отведенных для перевозки помещениях груз размещается по усмотрению капитана. Фрахтовщик должен поддерживать их в состоянии, обеспечивающем сохранность груза, следить за температурным и вентиляционным режимом этих помещений и т.п. Добиться всего этого он сможет лишь при условии, если будет владеть помещениями судна;

  3. убедительным подтверждением того, что фрахтовщику временно принадлежит правомочие владения грузом, может служить факт выдачи фрахтовщиком коносамента в подтверждение приема груза от отправителя;

  4. размеры доходов от перевозки (фрахт) не меняются в зависимости от того, какими оказались расходы фрахтовщика по перевозке. Коммерческая эксплуатация судна есть не что иное, как реализация фрахтовщиком правомочия пользования имуществом.

  5. провозная плата (фрахт) взимается за пройденное расстояние, в то время как арендная плата зависит от ценности и свойств сдаваемого в имущественный найм судна [4, с. 24–26].

Полностью разделяя мнение автора, обратим внимание на то, что при определении правовой природы чартера, прежде всего, стоит исходить из его направленности. На наш взгляд, данный договор все же направлен на перевозку, а не на передачу имущества во временное владение и пользование.

Фрахтуя такси, пассажир имеет цель попасть в пункт назначения, а не для того, чтобы использовать транспортное средство для сидения. Фрахтователь, владеющий грузом, также не имеет цели использования, например, воздушного судна для складирования. Целью фрахтования всегда является перевозка.

Договору аренды транспортных средств, присущи иные цели, о чем свидетельствует судебная практика.

Между ЗАО «Акрос» (судовладельцем) и ООО «Роскамрыба» (фрахтователем) заключен договор фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер БМРТ «Акрос»), по условиям которого судовладелец обязуется предоставить фрахтователю за плату во временное пользование (тайм-чартер) морское судно БМРТ «Акрос» с целью использования его для промышленного рыболовства [10].

В заключение отметим две важных проблемы, связанных с правовой квалификацией рассматриваемого договора. Во-первых, если предметом договора фрахтования является услуга, необходимо ответить, в чем она заключается.

Для того чтобы квалифицировать предоставление вместимости транспортного средства как услугу, следует произвести ее разграничение с передачей транспортных средств.

При этом необходимо ответить на вопрос о соотношении данной услуги с перевозкой.

Во-вторых, нужно исследовать соотношение понятий «бронирование» и «предоставление вместимости транспортных средств». При этом следует определить правовую природу бронирования: является ли оно услугой, предварительным договором или преимущественным правом? Однозначной позиции по данному вопросу нет.

Эти и иные вопросы ждут своего дальнейшего исследования. Тем не менее уже сейчас с определенностью можно сказать, что предметом договора фрахтования (чартера) является транспортная услуга, а не передача имущества. Несомненным является также необходимость совершенствования транспортного законодательства в данной сфере правового регулирования.

Библиографический список

  1. Александров-Дольник М.К., Лучанский Ф.М. Грузовые перевозки разными видами транспорта. М.: Юрид. лит., 1971. 306 с.

  2. Вавилин Е.В. Договор аренды транспортных средств по гражданскому законодательству России // Альманах цивилистики: сб. ст. / под ред. Р.А. Майданника. К. Алерта: ЦУЛ, 2011. Вып. 4. 430 с.

  3. Гражданский кодекс Украины: науч.-практ. коммент. 4-е изд., доп. и перераб. / под ред. д.ю.н., проф. Е.О. Харитонова. Х.: ООО «Одиссей», 2007. 1280 с.

  4. Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: дис. … д-ра юрид. наук. М., 1989. 401 с.

  5. Косовская В.А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. №3. С. 16.

  6. Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И. Договор фрахтования вместимости воздушного судна (воздушный чартер) // Транспортное право. 2004. №2. С. 19.

  7. Решение Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ от 18 окт. 1999 по делу № 385/1998. [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

  8. Харитонов Є.О., Харитонова О.I. Сафончик О.I.та in.. Правове регулювання перевезень в Україні: навчальний посiбник / за ред. Є. О. Харитонова. Харкiв: Одiссей, 2006. 560 с.

  9. Определение ВАС РФ от 29 декабря 2010 г. № ВАС-17823/10 [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

  10. Определение ВАС РФ от 27 нояб. 2009 г. №ВАС-15088/09 [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

  11. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: Федер. закон Рос. Федерации от 8 нояб. 2007 г. №259-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. №46, ст. 5555.

Договор фрахтования или договор аренды транспортного средства — Компания «АПИ»

Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

                Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:

  1. договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
  2. договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
  3. договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды

Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

                По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: «фрахтование на время». Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст.

787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ «Перевозка». В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

  1. Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.
  2. Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа
  3. Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 — 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества — транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как «фрахтование на время».

                При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г.

по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст.

8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

  1. В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X «Аренда судов» (ст. 60 — 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.

Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров

Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям.

На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг.

В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

                Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г.

по делу N А57-9445/2017, указывалось, что ООО «Стройтранссервис» (далее — Исполнитель) и ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (далее — Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом.

В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался «производить перевозку пассажиров — работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком» в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью.

Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.

                В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя).

Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа.

Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике.

Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство.

Во-первых, следует «с терминологической точки зрения привести в порядок» нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования.

Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: К вопросу о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования (Бажина М.А.) («Бизнес, Менеджмент и Право», 2017, N 3-4) {КонсультантПлюс}

Ссылка на основную публикацию