Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни

Организациям и ИП, осуществляющим операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями

25 сентября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2020 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями», которым утверждены Положения о лицензировании деятельности:

  • по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
  • по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю).

Для получения лицензии необходимо представить в Федеральную пробирную палату непосредственно или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление с приложением необходимых документов. Также предусмотрена возможность подачи заявления путем обращения в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Лицензионные требования и перечень документов

1. Лицензия на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драг/металлов и драг/камней, лома таких изделий (далее – скупка)

Лицензионные требования:

  1. наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, в которых осуществляется деятельность;
  2. наличие не менее одного работника (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично), имеющего:
    • высшее образование по направлению подготовки «Товароведение»;
    • или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»;
    • или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области скупки;
    • или стаж работы в области скупки не менее одного года;
  3. наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
  4. наличие необходимого весоизмерительного оборудования (на праве собственности или ином законном основании).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению:

  1. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий и помещений;
  2. копию трудового договора, заключенного с работником, соответствующим квалификационным требованиям (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично);
  3. копии документов, подтверждающих наличие помещений, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
  4. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании весоизмерительного оборудования;
  5. опись прилагаемых документов.

2. Деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драг/металлов

Лицензионные требования:

  1. наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, в которых осуществляется деятельность;
  2. наличие необходимого весоизмерительного оборудования (на праве собственности или ином законном основании);
  3. наличие не менее одного работника (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично), имеющего:
    • высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Технологии материалов»;
    • или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности;
    • или стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года;
  4. наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению:

  1. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий и помещений;
  2. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании весоизмерительного оборудования;
  3. копии документов, подтверждающих наличие помещений, отвечающих специальным требованиям к технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
  4. копию трудового договора с работником, соответствующим квалификационным требованиям (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично);
  5. опись прилагаемых документов.

Кроме того, внесены изменения в Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444). Теперь указанные Правила распространяются на скупку любых изделий, а не только бытовых.

Напоминаем, что 13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г.

№ 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который отнес указанные виды деятельности к лицензируемым. Лицензию необходимо получить не позднее 1 января 2022 года.

Внимание! Компания Акцепт Групп оказывает консультационную поддержку по вопросам лицензирования деятельности:

  • по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
  • по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю).

Получить консультацию

  • Пакет документов по организации работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ювелирными изделиями)
  • Предоставление информации в Росфинмониторинг
  • Правила внутреннего контроля индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и первичная документация по ПОД/ФТ/ФРОМУ
  • Целевой инструктаж по ПОД/ФТ и повышение уровня знаний
  • Пакет документов по защите персональных данных
  • Пакет документов по охране труда
  • Пакет документов по противодействию коррупции.

Анализ закона о драгоценных металлах и камнях — Инвестиции в золото

Федеральный  закон « О драгоценных металлах и драгоценных камнях» состоит из восьми глав, которые включают в себя, в целом, тридцать две статьи.

Положения, закреплённые данными статьями, в целом, регламентируют ту группу общественных отношений, которая связана с взаимодействием с драгоценными металлами и (или) камнями.

  Об особенностях данного законодательного акта, последних изменениях, внесённых в него, а также об эффективности его действия поговорим в этой статье.

Содержание

  • 1 Основные положения
  • 2 Новости и изменения
  • 3 Эффективность

Основные положения

Основные положения Закона определяют различные аспекты функционирования рынка драгметаллов

Структура Федерального закона « О драгоценных металлах и драгоценных камнях», как уже было отмечено выше, подразумевает следующие компоненты:

В первой главе, которая имеет название «Общие положения» отражены основные понятия, которыми оперирует закон, фундаментальные положения относительно вопросов владения, пользования и распоряжения (то есть права собственности) драгоценными металлами и камнями. Здесь также затрагиваются вопросы правовой регламентации добычи такого сырья различными способами (из недр, посредством аффинажа и прочее).

Первой главой также урегулированы основные вопросы биржевой торговли драгоценными металлами, а именно:

  • предоставлен исчерпывающий перечень альтернативных предметов сделок, совершаемых на таких биржах;
  • приведено название основного нормативно-правового акта, которым регулируются вопросы биржевой торговли на территории Российской Федерации.

В статье 4 перечислены  основные субъекты добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, к которым относятся организации (юридические лица), получившие в установленном законом порядке специальные разрешения в форме лицензий на осуществление деятельности по добыче драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.

Вторая глава закона посвящена раскрытию основных положений относительно государственных фондов и запасов драгоценных металлов и камней, и состоит из таких статей:

  1. Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней.
  2. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
  3. Алмазный фонд Российской Федерации.
  4. Золотой запас Российской Федерации.
  5. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Третья глава Федерального Закона посвящена вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их добычи, производства, использования и обращения. В главе, в частности, обозначены полномочия государственных органов в данной сфере.

Четвёртая глава закона имеет название «Государственная разрешительная система», и касается вопросов лицензирования, в частности, таких видов деятельности как геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а  также их добыча. В законе отмечено, что данные операции осуществляются, исключительно, при наличии специальной лицензии. Лицензированию  подлежит деятельность, связанная с осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Организационное обеспечение лицензирования данного вида деятельность осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации, а также Федеральным органом управления государственным фондом недр и Центральным банком Российской Федерации.

В статье 19 Федерального Закона перечислены основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии, а именно:

  • истечение срока её действия;
  • если осуществляемая деятельность представляет угрозу для жизни и здоровья  людей, которые работают или проживают в зоне влияния;
  • нарушение условий, предусмотренных лицензией;
  • ликвидация организаций;
  • если деятельность не начала осуществляться в сроки, указанные в лицензии;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций.
  • Данный перечень не является исчерпывающим и подлежит расширенному толкованию.
  • Глава пятая Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» касается вопросов использования и обращения драгоценных металлов и камней.
  • Главой, в частности, урегулированы следующие вопросы:
  • распоряжение добытыми и произведёнными драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • порядок оплаты драгоценных металлов и камней;
  • использование и обращение драгметаллов и камней, а также их лома и отходов;
  • отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Основными аспектами, которые необходимо обозначить в контексте анализа данной главы, являются следующие:

  1. Все драгоценные металлы, кроме самородков, после их добычи и (или) производства в обязательном порядке должны подвергаться необходимой и переработке и поступать для аффинажа в организации, перечень которых утверждён Правительством Российской Федерации.
  2. Тем не менее, право собственности на драгоценные металлы, прошедшие процедуру аффинажа, сохраняется за первоначальным собственником.
  3. Все драгоценные металлы и камни подлежат обязательному учёту по следующим показателям: масса, качество при добыче, качество при производстве, качество при использовании, качество при обращении.
  4. Уникальные самородки не подлежат переработке.
  5. Оплата по сделкам с драгоценными металлами, разрешёнными законодательством Российской Федерации, осуществляется с учётом цен мирового рынка.
  6. Использование и обращение драгметаллов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  7. Обращение драгметаллов может осуществляться в нескольких альтернативных формах, в частности, в форме государственных ценных бумаг (облигаций).
Читайте также:  Статья 32. пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения

Также необходимо акцентировать внимание наших инвесторов на главе восьмой рассматриваемого нами закона, которая посвящена регулированию вопросов ответственности организаций и должностных лиц, а именно:

  • обеспечению охраны драгметаллов и камней, а также продукции из них, которое осуществляется путём проведения специальных мероприятий по укреплению объектов, где производятся операции с драгметаллами, оснащения таких объектов необходимым для охраны оборудованием и создания специальных охранных служб;
  • ответственности за нарушение порядка геологического изучения и разведки месторождений драгметаллов и камней, их добычи, производства, использования и обращения, которая может выступать в форме уголовной, административной или гражданской ответственности;
  • обжалованию в суд или арбитражный суд действий органов, которые осуществляют государственное регулирование в данной сфере.

В целом, Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» можно назвать системный нормативно-правовым актом, который практически в совершенстве регулирует основные вопросы в сфере оборота драгоценных металлов и камней. В то же время, он содержит в себе ссылки на другие акты российского законодательства, которые более детально рассматривают отдельные конкретные вопросы.

Новости и изменения

Изменения в законодательство вносятся довольно часто

В последнее время ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не подвергался существенным изменениям. Однако время от времени в Государственной Думе Российской Федерации озвучиваются различные предложения по внесению изменений в данный законодательный акт.

В частности, не так давно группа депутатов разработала законопроект, касающийся внесения изменений в данный закон, а именно: уточнение функций пробирного надзора по опробованию, клеймению различных изделий из драгметаллов. Однако Министерство юстиции посчитало, что положения данного законопроекта не соответствуют нормам ныне действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем он был отклонён.

Эффективность

Эффективность закона определяется практикой его применения

Многие эксперты отмечают прогрессивность Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Так, например, ряд экспертов говорят о том, что данный законодательный акт в большей степени урегулировал взаимоотношения между производителями и потребителями рынка драгоценных металлов.

Однако тут же эксперты отмечают особенность российского законодательства, которая касается, в частности, налогообложения на сделки со слитками драгоценных металлов. В зарубежных странах, в основном, драгоценные металлы признаны ценностями, которые конвертируются также свободно, как и валюты, что обеспечивает наличие стабильного спроса на них.

В целом, данный Федеральный Закон выполняет возложенные на него функции. В остальном – вопросы к законодателю, который должен с течением времени и изменением тенденций, присущих рынку драгоценных металлов, вносить необходимые поправки в закон.

2015-05-19

Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни

Тема 4.1. Законодательство российской Федерации, регулирующее оборот драгоценных металлов и драгоценных камней.

План лекции

1. Основные положения Федерального закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

2. Положение о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы

1. Основные положения Федерального закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

  • Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установил правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).
  • Данный Федеральный закон не распространяется на порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).
  • Федеральным законом №41 установлены следующие понятия:

— драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом.

Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

— драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом;

  1. — производство драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;
  2. — аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам;
  3. — рекуперация драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов;
  4. — использование драгоценных металлов и драгоценных камней — использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально — культурных целях;
  5. — специальный учет — ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр;
  • — операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:
  • · действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;
  • · изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании;
  • · перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • · ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.
  • Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни
  • Вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  • Разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации собственности на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О недрах», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.
  • Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
  • Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.
  • Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

Как юридически оформить скупку ювелирных изделий с рук и в розничных магазинах (ИП и ООО) — вопрос №16557199 от 14.11.2019

Получение ювелирной лицензии или, иными словами, постановка на учёт в государственной инспекции пробирного надзора является обязательной в случаях, когда планируется следующая деятельность:

  • розничная или оптовая торговля ювелирными изделиями;
  • огранка драгоценных камней;
  • обработка отходов и лома драгоценных металлов;
  • производство, ремонт, скупка или транспортировка ювелирных украшений, драгоценных камней или металлов.

Таким образом, встать на учёт необходимо всем связанным с ювелирными изделиями компаниям и ИП: ломбардам, магазинам, производителям, оптовым поставщикам, ювелирным мастерским и т.д.

Инспекция пробирного надзора по Московской области размещается в г. Москве и курирует описанные выше направления деятельности не только в столице, но и в восьми близлежащих областях. Обращаться в этот орган следует не только для того, чтобы встать на специальный учёт, но и для территориального прикрепления, а также по вопросам, связанным с клеймением и опробованием.

будет рада помочь вам в получении ювелирной лицензии и решении всех сопутствующих задач! Мы не только поможем в формировании пакета документов, но и сами сдадим их в инспекцию на основании нотариальной доверенности, будем консультировать вас на всех этапах и продвигать ваше дело в ходе его рассмотрения инспекцией вплоть до успешного завершения – выдачи свидетельства.

Сроки рассмотрения и период действия лицензии

Юридическое лицо (или ИП), осуществляющее виды деятельности, указанные выше, обязано в течение 30 календарных дней с момента регистрации или добавления нового вида деятельности в учредительные документы встать на специальный учёт в государственной инспекции пробирного надзора.

  Звездный сапфир

После сдачи пакета необходимых документов рассмотрение длится не более 15 календарных дней! По истечении этого срока и в течение 3 дней с момента принятия решения заявитель должен получить свидетельство о присвоении ему учётного номера либо уведомление об отказе с обоснованием причин.

В случае одобрения заявитель получает не только свидетельство, но и заверенную инспекцией карту постановки на специальный учёт. К слову, свидетельство выдаётся на срок 5 лет. Затем нужно будет получить новую лицензию, то есть встать на спец. учёт заново.

Читайте также:  Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд

Получение ювелирной лицензии

Можно сделать 799 пробу и на бирке написать «металл, содержащий серебро» — это позволит избежать пробирования и соответствующего общения с пробирной палатой.

К драгоценным камням относятся алмазы, бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, природный жемчуг в естественном и обработанном виде. Искусственные и полудрагоценные камни закон не относит к драгоценным.

Украшение считается драгоценным, если в нем есть драгоценный металл или драгоценный камень. К примеру, с точки зрения закона пластиковое кольцо с бриллиантом — ювелирное изделие. Золотое кольцо с вставленной в него стекляшкой — тоже.

Ниже по тексту мы будем давать ссылки на соответствующие законодательные акты. Если вы хотите быть в курсе обновлений законов, подпишитесь на обновления по ключевым словам в системе Гарант.

  • Регистрация в пробирной палате
  • Итак, если вы решили, что будете заниматься производством или продажей украшений, которые закон считает драгоценными, вам нужно будет сделать вот что.
  • Шаг 1.

Зарегистрировать ООО или ИП — без этого у вас будет куча проблем с законом. При регистрации нужно указать определенные коды ОКВЭД.

Шаг 2.

После этого в течение 30 дней встать на учет в пробирной палате. Дело в том, что за теми, кто работает с ювелирными изделиями, государство наблюдает внимательнее, чем за теми, кто занимается, например, бижутерией. Пробирная палата станет основным госорганом, который будет следить за вашей деятельностью. Она будет проставлять пробы на ваши украшения.

Почему могут отказать в выдаче лицензии?

Инспекция пробирного надзора имеет право отказать в постановке на учёт в следующих случаях:

  • Представление не полного комплекта документов;
  • представление документов, оформленных неправильно или содержащих недостоверные, заведомо ложные сведения.
  • Недостовверность сведений у юридических лиц в отношении ( юридического адреса, директора, участников)
  • Отсутствие помещения для ведения деятельности

К слову, отказ можно попытаться обжаловать, потребовать проведения независимой экспертизы и пересмотра. Однако всё это займёт время. Если вы не желаете рисковать деньгами и тратить время на разбирательства, сделает всё, как надо и с первого раза!

Виды деятельности, требующие оформления ювелирной лицензии

Оформление разрешения на ювелирную деятельность необходимо на:

  Натриево-кальциевые полевые шпаты — плагиоклазы

  1. – производство ювелирных изделий и драгоценных камней
  2. – хранение и реализацию ювелирных изделий и драгоценных камней,
  3. – огранка драгоценных камней,
  4. – при переработке лома и отходов драг.

    металлов и камней,

  5. – розничную и оптовую продажу драг. металлов и ювелирных изделий,
  6. – ремонт ювелирных изделий и часов из драгоценных металлов,
  7. – чеканка (производство) памятных наград и монет из драгоценных металлов.

  8. Постановка на специальный учет производится в Государственной пробирной палате через пробирный надзор по месту нахождения предприятия.

На что ещё обращает внимание инспекция при рассмотрении заявления?

Для данного контролирующего органа немаловажно, чтобы у заявителя имелась:

  • железная дверь в помещении, где будут храниться ювелирные изделия;
  • кассовый аппарат (должен соответствовать требованиям, которые были утверждены с 01.01.2017 года);

Кстати, в рамках своих обязанностей инспекция может проводить проверку соответствия требованиям, а также запрашивать у лицензиата объяснения по возникшим в ходе проверки вопросам, составлять акты по нарушениям и устанавливать сроки по их исправлению.

Что входит в пакет нашей услуги?

Юристы нашей компании не только помогут вам в подготовке пакета документов, но и:

  • проконсультируют по вопросам получения, продления или переоформления лицензии;
  • проверят помещение на предмет соответствия требованиям;
  • осуществят сопровождение в ходе формальной и фактической проверки;
  • окажут всю необходимую бухгалтерскую и юридическую помощь;
  • будут сопровождать вас на всех этапах процедуры вплоть до её логического завершения – получения свидетельства о постановке на спец. учёт.
  • передадут вам комплект документов, полученных от инспекции.

Помимо помощи в постановке на учёт мы можем выступить в качестве посредника в процессе регистрации или перерегистрации именника – оттиска производителя на ювелирном изделии. Регистрация именника осуществляется в том же органе, что и постановка на учёт.

Какие документы нужны для пробирной палаты?

Для организации, связанной с драгоценными металлами лицензия на ювелирную деятельность крайне важна и ввиду чего организации необходимо собрать правильный пакет документов для пробирной палаты, в которые входят:

  • учредительные документы организации, о регистрации юридического лица ли индивидуального предпринимателя, устав, при наличии учредительный договор или иное решение о создании юридического лица, в данный перечень также относятся, выписка из ЕГРЮЛ, уведомления о постановке на налоговый учет, решение о назначении единоличного исполнительного органа организации
  • правоустанавливающие документы на помещение, где будет осуществляться ювелирная деятельность (договор аренды, договор купли-продажи помещения)
  • карта специального учета
  • заявление о постановке на учет в пробирную палату

Дополнительные услуги: что ещё мы можем вам предложить?

  1. ККТ (от 15 000 рублей) и всё необходимое кассовое оборудование с поддержкой технологии передачи данных через ОФД (в соответствии с новыми требованиями законодательства).
  2. Постановку ККТ на учёт в ИФНС (4 500 рублей).
  3. Регистрацию обособленного подразделения (3500 рублей при регистрации в Москве.

    Если вы открываете филиал в МО, то стоимость рассчитываем в индивидуальном порядке).

  4. Получение ЭЦП и Джакарты;
  5. Юридическое и бухгалтерское обслуживание.

Если получение ювелирной лицензии вам ещё только предстоит, поручите все связанные с этим хлопоты нашим специалистам: у них достаточно знаний и опыта, чтобы провести вас через всю процедуру и с первого раза добиться одобрения дела со стороны инспекции.

Как юридически оформить скупку ювелирных изделий с рук и в розничных магазинах (ИП и ООО)

Вопрос в какой организационно-правовой форме должно быть юридическое лицо ст 48 ГК РФ-здесь не играет принципиальной роли Вы можете зарегистрироваться и ИП. В этой деятельности много нюансов. Прочитайте нижеприведенные Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий

Для более полной консультации вам нужно обращаться персонально к юристу.

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"

Незаконный оборот драгоценных металлов в России и последующий вывоз их за границу рассматриваются как противоправные действия.

Это подрывает стабильное положение рынка Российской Федерации, обесценивает стоимость самих металлов и камней и приводит к колебаниям курса на бирже.

Для предотвращения таких действий добыча благородных металлов и камней фиксируются государством. В последующем для реализации такого товара необходимо получение специальной лицензии.

Любые операции с дорогостоящими элементами прибыльны, а потому привлекают большое количество мошенников, которые осуществляют нелегальный оборот драгметаллов. Такие манипуляции подпадают под уголовное дело и установлены ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях от 26 марта 1998 года No 41.

Специфика нарушений

Все действия с драгоценными минералами имеют некоторые особенности и зависят от вида области, к которой принадлежат материалы. В частности, алмаз больших размеров, который обладает товарным видом, можно перевозить, передавать и проводить другие действия при наличии обязательных документов.

Они подтверждают право собственности на камень. Только в таком случае можно избежать наказания за незаконный оборот драгоценных металлов. А если брать алмаз без огранки, то необходимо иметь лицензию, позволяющую проводить манипуляции с товаром.

Иначе все операции с таким ресурсом подпадают под статью УК РФ о незаконном хранении и перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней.

Такая же ситуация складывается и с оборотом не переработанной руды. Даже официально работающие добывающие компании не могут осуществлять оборот минералов, которые являются золотовалютным резервом страны.

Распространение даже небольшого количества руды, в которой есть золото или самородки, преследуется федеральным законом УК РФ.

Это связано с тем, что отдельный субъект не имеет права допуска к обороту благородных ресурсов, а значит, не может передавать, продавать или вывозить их за границу.

  Международная ювелирная выставка «Ару-Астана 2012»

Уголовный кодекс Российской Федерации подразумевает также привлечение к ответственности лиц, которые, зная о содержании в деталях технического оборудования драгоценных сплавов серебра, золота или платины, произведут манипуляции по их выпаиванию с целью дальнейшего извлечения из них драгметаллов. В этом случае из так называемого лома или деталей сплав переходит в область неотшлифованных благородных минералов. А это уже незаконный оборот драгоценных металлов, который регулируется статьей 191 УК РФ.

Описание Федерального закона 41

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы для регулирования, которые возникают в области:

  • Геологического исследования месторождения драгоценных камней;
  • Их добычи;
  • Производства;
  • Изготовления ювелирных украшений;
  • Гражданского оборота.

Кроме того, законодательные положения:

  • Определяют область действия государственной монополии;
  • Перечисляют основные цели и аспекты предпринимательской деятельности в области оборота драгметаллов;
  • Определяют полномочия органов государственной власти Российской Федерации;
  • Определяют условия, которые способствуют активному функционированию рынка драгоценных металлов и ювелирных изделий на территории Российской Федерации;
  • Определяют уровень заполненности драгметаллами Государственного фонда и измеряют размер золотого запаса РФ.

Закон был принят Государственной Думой 26 марта 1998 года, а одобрен Советом Федерации спустя 8 дней того же года. Законодательные органы Российской Федерации могут самостоятельно принимать нормативные правовые документы по вопросам государственного регулирования в области добычи и переработки драгоценных металлов на территории Российской Федерации.

Действие ФЗ-41 не распространяется на граждан РФ, которые не занимаются предпринимательской деятельностью в области обработки и переработки драгметаллов или купли/продажи драгоценных ювелирных изделий.

Изменения в ФЗ «О драгметаллах»

Последний раз закон был отредактирован 18 июля 2020 года. Изменения были внесены в пункт 3 статьи 11. В новой редакции говорится о порядке выдачи разрешения на деятельность в области добычи металлов.

Теперь каждая компания по извлечению драгметаллов должна обладать специальной лицензией. Так же при получении специального разрешения банковские организации смогут продавать или покупать драгминералы.

Подобные лицензии предоставляются в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом.

Ознакомьтесь Закон «О Правительстве РФ»

Перечень драгоценных камней по закону РФ

В статьей 2 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» представлен список названий драгминералов.

В список драгоценных камней входят:

  • Изумруды;
  • Рубины;
  • Природные алмазы;
  • Александриты;
  • Сапфиры;
  • Природный жемчуг в обработанном и сыром виде;
  • Другие янтарные образования.

Янтарное образование в некоторых случаях приравнивается к дорогостоящим минералам, которые описываются в постановлении №8 Российской Федерации. На основании законодательных положений собирается экспертная комиссия, которая определяет, относится ли янтарное образование к драгоценным камням.

Оборот драгоценных металлов в России

Оборот продаж драгоценных металлов на территории Российской Федерации контролируется, описываемым ФЗ.

При незаконном обороте подобных товаров с последующим вывозом за рубеж экономика страны подвергается серьезным рискам.

Для минимизации рисков Правительство Российской Федерации требует от каждого предпринимателя специальное разрешение на осуществление деятельности в сфере добычи и купли/продажи металлов.

Незаконный оборот драгминералов — это высокодоходный бизнес, который является привлекательным для преступных субъектов. Однако в отношении такой деятельности предусматривается уголовное преследование.

Правила добычи

Настоящий Федеральный закон определяет условия по добыче драгоценных металлов из недр земли. Драгметаллы добываются компаниями, которые имеют специальное разрешение — лицензию.

Предприятия добывают минералы своими силами или привлекают другие организации на договорной основе.

Основное условие при заключении контракта с подобными компаниями — наличие лицензии на осуществление таких работ.

При определенных условиях применяется старательная добыча драгметаллов и минералов. Старательная добыча — это работа с временным местом пребывания сотрудников. Срок нахождения в командировке работников — от 4 месяцев.

Драгоценные металлы, которые были добыты соответствующими организациями, являются их собственностью. Однако в договоре могут быть прописаны другие условия, согласно которым драгметаллы передаются заказчику. При добыче минералов, занимающаяся добычей компания должна учитывать массу, объем и качество драгметаллов.

Законодательные нормы

Чтобы понимать, в каком случае действия квалифицируются, как незаконное хранение и перевозка драгоценных металлов, необходимо иметь четкое представление о предметах, подпадающих под действие УК РФ.

Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях говорит о том, что к благородным минералам причисляются платина и элементы этой группы со схожими характеристиками, а также золото и серебро в следующем виде:

  • сплава, образованного в недрах земной коры, то есть так называемого самородка;
  • материала, из которого были удалены лишние примеси с помощью промышленного метода;
  • монет, которые не участвуют в официальном денежном обороте в странах, относящихся к мировым державам;
  • промышленного сырья, заготовки для применения в производстве, минерального состава, имеющем искусственное происхождение, в качестве отходов жизнедеятельности.

К благородным камням относится алмаз, сапфир, изумруд, александрит и рубин, некоторые образования из янтаря и жемчуга.

УК РФ выделяет следующие состояния камней и сплавов, при которых оборот не будет признан незаконным:

  • камень должен быть ограненным;
  • материал в состоянии, непригодном для изготовления ювелирных украшений;
  • камни, на которые действует закон как в отношении искусственно выращенных;
  • сплав в виде изделия для ювелирного производства или обихода.

Это значит, что в отношении фрагмента минерала, его хранения и транспортировки действия расцениваются как незаконная перевозка драгоценных металлов. Но если из этого же куска изготовить ювелирное украшение, то даже минерал самой высокой пробы перестает быть предметом уголовно-преследуемого действия. В таком случае его можно спокойно продавать, перевозить и осуществлять с ним любые сделки.

Понятие драгоценных камней по российскому законодательству

Драгоценные камни – это минералы (твердые природные тела, однородные по составу и свойствам, образующиеся в результате физико-химических процессов на поверхности или в глубинах Земли, главным образом как составная часть горных пород), обладающие красотой, долговечностью и редкостью[1].

В минералогии достаточно большое количество наименований камней относится к драгоценным, существуют различные классификации драгоценных камней[2]. Например, известный российский геолог проф. Е.Я.

Киевленко разделял драгоценные (ювелирные) камни на 4 порядка: к первому порядку относятся алмаз, изумруд, рубин и синий сапфир; ко второму порядку относятся александрит, оранжевый, фиолетовый и зеленый сапфир, черный опал и благородный жадеит; к третьему порядку относятся шпинель, огненный опал, топаз, турмалин; к четвертому – циркон, бирюза, аметист, лунный и солнечный камень и ряд других наименований. Все классификации ювелирных и поделочных камней относят к драгоценным камням несколько десятков наименований минералов. В то же время статья 2 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»[3] (далее – Закон) устанавливает, что к драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и приравнивает к ним уникальные янтарные образования. Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 года № 8[4]: это образцы массой более 1 кг, фантазийной формы с включениями флоры и фауны размером более 1 см. Отнесение уникальных янтарных образований к драгоценным камням осуществляется экспертной Комиссией по уникальным янтарным образованиям при Министерстве финансов Российской Федерации. Соответствующее Положение утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.марта 1999 года № 71[5]. Между тем, отнесение янтаря «с мухами» к драгоценным камням называется «геммологическим недоразумением»[6]. А жемчуг и вовсе не является драгоценным камнем, поскольку создается живыми организмами.. В целом же необходимо отметить, что ни наука, ни международная практика вообще не признают закрытого перечня драгоценных камней. Дело в том, что все перечисленные в Законе цветные камни являются на самом деле драгоценными (имеют высокую стоимость) только в тех случаях, когда имеют соответствующее качество. И только алмазы, даже самые низкокачественные, всегда являются драгоценными. В зарубежных странах и международной торговле (например, Международные правила торговли Международной конфедерации по ювелирным камням, изделиям из серебра, алмазам и жемчугу, далее – Правила CIBJO[7]) выделяется более сотни наименований камней, которые при определенных условиях становятся драгоценными. Российское же законодательное решение влечёт существование камней «неювелирного качества, но драгоценного наименования». Кроме того, устанавливая перечень драгоценных камней, закон не указывает, что является сапфиром, что – рубином и т.п. Все термины и определения раскрыты в документах технического регулирования – старых ГОСТах и ТУ (принятых в 1979 – 2002 гг.[8]). Эти документы не соответствуют нормативным стандартам, применяющимся в международной торговле, хотя бы потому, что таких стандартов (кроме как на алмазы[9]) нет. Драгоценность иных, помимо алмазов, камней по-разному определяется различными школами, сформировавшимися в рамках геммологических институтов и торговых организаций. Поэтому за рубежом контрагенты по договору купли-продажи ювелирного камня свободны в определении предмета сделки: является ли им корунд (обычный минерал) или же его наиболее совершенная (драгоценная) разновидность – рубин (красный корунд) или сапфир (синий, фиолетовый, оранжевый или зеленый корунд). В России же понятие драгоценных камней урегулировано нормативно, причем государственное регулирование в этой сфере крайне нечеткое. Например, в Законе о драгоценных металлах и камнях к драгоценным камням относятся все сапфиры, которые в природе встречаются разных цветов. Однако в ТУ 9645-001-45866412-01 «Сапфиры природные обработанные (ограненные вставки)» указано, что сапфир имеет синий цвет (возможен фиолетовый или зеленый оттенок). Также в Законе сказано, что драгоценным является и обработанный, и необработанный рубин. Но технические условия приняты только в отношении обработанных рубинов. В связи с этим в правоприменительной практики возникают проблемы. Так, было возбуждено уголовное дело в отношении лица, пытавшегося продать под видом рубина (с поддельным геммологическим заключением) необработанный корунд. У специалистов возник вопрос, имеется ли в данном случае состав преступления, и если да – то какого: мошенничество (но рубин и корунд – один минерал, не существует «поддельных» рубинов) или незаконный оборот драгоценных камней (но нет определения понятия «необработанный рубин», поэтому неясно, является ли предмет сделки, которую намеревался заключить обвиняемый, драгоценным камнем или нет)[10]. Представляется, что вышеуказанная проблема связана с тем, что российское законодательство исходит из неверного деления камней на драгоценные и полудрагоценные, устаревшего ещё в ХIX веке. Ряд нормативных актов содержит термин «полудрагоценные камни», в то время как зарубежными и международными правилами использование этого понятия строго запрещено, поскольку оно вводит потребителя в заблуждение относительно ценности камня.

Существенным недостатком российского законодательства, приводящим к нарушению прав потребителей изделий из драгоценных камней, следует назвать отсутствие таких понятий, как облагороженные, синтетические, составные, реконструированные камни, камни-имитации.

98% обращающихся в России драгоценных камней являются облагороженными (т.е. их цвет, чистота и иные характеристики улучшены с помощью физического или химического воздействия)[11].

Многие крупные камни на самом деле состоят из нескольких, склеенных между собой (составные камни), либо образованы в результате плавления или прессования (реконструированные камни). Потребитель, приобретая изделие, не знает об этом.

В то же время, императивным требованием законодательства зарубежных стран о драгоценных камнях[12] и международных торговых правил[13] является информирование покупателя о видах воздействий, которым подвергся приобретаемый им камень.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что насущной потребностью практики оборота драгоценных камней является изменение их законодательного определения.

Одним из путей решения данной проблемы могла бы быть коренная ревизия системы нормативных правовых актов, регулирующих оборот драгоценных камней, с целью исключения норм, регулирующих оборот всех камней, за исключением алмазов, поскольку, как указывалось выше, лишь алмазы всегда являются драгоценными. При этом необходимо усилить юридические гарантии прав потребителей на рынке изделий с ювелирными камнями. Для определения камней, относящихся к группе ювелирных, можно предложить принять перечень наименований ювелирных камней, аналогичный существующим в международной и зарубежной практике.

Дмитрий Шнигер, юрист

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]