Статья 7. основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственной Думой

142. Мероприятия по защите населения и территории следует проводить по планам, утверждаемым техническим руководителем организации, эксплуатирующей ОПО МТТЖА, с учетом требований, установленных ст.

14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст.

5418; 2009, N 1, ст. 17; 2009, N 19, ст. 2274; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; 2010, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24; 2011, N 1, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610; 2013, N 27, ст. 3450; 2013, N 27, ст. 3477; 2013, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272; 2014, N 42, ст.

5615; 2015, N 10, ст. 1408; 2015, N 18, ст. 2622; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; 2016, N 7, ст. 919; 2016, N 26, ст. 3887).

В обычных условиях жизнедеятельности граждане самостоятельно обеспечивают свою безопасность.

Но в эта ответственность перекладывается на структуры гражданской обороны, которые также могут подключать к защите и другие ведомства в зависимости от конкретных задач.

Так или иначе, порядок действий базируется на основных способах защиты населения, затрагивающих самые разные аспекты поддержания достаточного уровня безопасности.

Принципы защиты граждан при ЧС

Независимо от проводимых защитно-спасательных мероприятий, службы обеспечения безопасности должны руководствоваться следующими принципами:

  • Заблаговременное планирование операций, направленных на защиту граждан, и проведение их во всех населенных пунктах, входящих в зону риска.
  • Предупреждение ЧС, а также минимизация ущерба и потерь при их возникновении.
  • Планирование и осуществление мероприятий по защите населения при ЧС производится с учетом местных экономических, природных и других характеристик, которые могут повлиять на эффективность осуществления работы.
  • Содержание и объем защитных мероприятий должны определяться исходя из принципов достаточности и физической возможности применения конкретных сил и средств с учетом имеющейся ресурсной базы.
  • В ликвидации ЧС участвуют силы гражданской обороны, выделяемые органами местного самоуправления с поддержкой исполнительной власти на региональном уровне.

При конкретных ЧС набор мероприятий и действий может быть разным.

Все они будут ориентироваться на недопущение и максимальное сокращение рисков поражения людей, однако способы, объем и характер защитных мер может отличаться в зависимости от обстановки и условий происшествия. Если говорить о тактике комплексного действия, то с большей долей вероятности будут применяться следующие способы и средства защиты:

  • Своевременное информирование. Применяются различные сигналы оповещения населения.
  • Укрытие людей в защищенных объектах.
  • Применение индивидуальных средств защиты.
  • Мероприятия по защите населения от биологических, радиационных и химических угроз.
  • Эвакуационные мероприятия.
  • Восстановительные мероприятия, оказание медицинской помощи и гуманитарной поддержки.

Вместе с этим по возможности может организовываться профилактическое обучение населения, разведывательные действия, создание резервных каналов поставки продовольствия и наладка коммуникационных сетей.

Своевременное оповещение населения

Целью информирования людей через средства оповещения является доведение распоряжений и оперативных сведений о разного рода угрозах и действиях (заражении, затоплении, радиационной опасности, эвакуации и т. д.).

Современные технологии дают возможность незамедлительного оповещения не только об угрозе как таковой, но и о времени, месте и темпах движения ее носителя.

По расчетам специалистов МЧС РФ, сигналы оповещения позволяют людям укрыться за 10-15 мин после информирования. Это снижает потери с 85% до 5% в среднем.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Что касается применяемых сигналов, то сегодня используются такие виды связи, как радиовещание, телевидение, специальная беспроводная аппаратура и другие средства донесения информации с помощью световых и звуковых источников.

В городах для целей массового информирования используют квартирную радиотрансляционную сеть и громкоговорящую связь, подключенную к единому пульту. Содержание оповещений может быть разным в зависимости от условий тревожной ситуации.

Как правило, даются конкретные указания о порядке действий, оговаривается время наступления опасности и т. д.

Виды сигналов тревожного оповещения

Помимо общих информационных сообщений, существует ряд тревожных сигналов, которые применяются для оповещения о непосредственной опасности использования химического, ядерного и бактериологического оружия. К таким сигналам относят следующие:

  • «Воздушная тревога». Сигнал предназначен для населения конкретного территориального пункта, который находится в зоне риска поражения противником. Оповещение осуществляется через радиотрансляционную сеть и сопровождается звуками сирен.
  • «Химическая тревога». Этот сигнал оповещает о конкретных угрозах бактериологического или химического нападения. Это значит, что необходимо надеть противогаз и немедленно найти укрытие. В случае угрозы бактериологического нападения в рамках оповещения даются дополнительные инструкции о дальнейших действиях.
  • «Радиационная опасность». Сигнал предназначается населенным пунктам, в направлении которых движется радиоактивное облако. Тем, кому адресуется данное оповещение, необходимо воспользоваться ватно-марлевой повязкой и респиратором, после чего укрыться в противорадиационном убежище.
  • «Отбой воздушной тревоги». Трансляция данного сигнала означает, что с разрешения комендантов убежище можно покинуть. В местах, пораженных оружием массового действия, передаются сведения о сложившейся ситуации, режимах поведения и мерах, направленных на ликвидацию атаки.

Виды мероприятий по защите населения

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Для начала стоит выделить две классификации мер, связанных с природой ЧС и характером применяемых средств защиты. В первом случае разделяют способы защиты в зависимости от техногенного или природного происхождения угрозы, а во втором делят их на принудительные и оперативные действия. В каждом случае выбор конкретных мероприятий производится в зависимости от расселения людей на территории, природно-климатических условий, экономических возможностей и других факторов. Комплексные системы защиты населения предусматривают выполнение следующих мероприятий:

Техническая организация укрытий

Фонды защитных сооружений наращиваются разными способами. Для размещения объектов хозяйственного, производственного и социально-бытового назначения с возможностью обеспечения внешней защиты могут осваиваться подземные городские пространства.

Ставятся на учет также подвальные и другие мелкозаглубленные помещения наземных сооружений.

Естественные полости, горные выработки и шахты метрополитенов после соответствующего дооборудования могут использоваться в организации защиты населения и материальных средств в угрожаемый период.

Для всех объектов из фонда защитных городских укрытий действуют определенные требования к условиям содержания людей, которые касаются санитарно-гигиенических правил. Также к основным требованиям относится возможность подготовки укрытия к приему населения за 12 ч с момента оповещения.

Задействование средств индивидуальной защиты

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В процессе осуществления эвакуации и обеспечения локальной защиты, в зоне угрозы необходимо использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Их может представлять один или группа предметов, которые служат для препятствования действия биологических, химических радиоактивных веществ на одного человека. К наиболее распространенным средствам защиты населения такого типа можно отнести противогазы, тканевые маски, респираторы и ватно-марлевые повязки. По защищаемым органам выделяют СИЗ для кожных покровов и органов дыхания. Для такого рода защиты могут использоваться и бытовые материалы. Например, одежда, изготовленная из прорезиненных изолирующих тканей, обеспечит защиту от вредных воздушных примесей.

Оказание медицинской помощи

В общем комплексе защитных мероприятий проводятся и медицинские действия. Они могут осуществляться в рамках лечебных, санитарно-гигиенических и профилактических мер, направленных на минимизацию влияния поражающего эффекта на людей.

Содержание и объем медицинских действий будет зависеть от условий текущей обстановки и характеристик поражающих факторов. Например, обеспечение защиты населения в рамках лечебно-профилактических мероприятий может выполняться с помощью радиозащитных препаратов, дезинфицирующих растворов, противобактериальных, обезболивающих и перевязочных средств.

В числе табельных медсредств также стоит выделить индивидуальную аптечку, противохимический пакет и перевязочный набор.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Заключение

Технологическое развитие коммуникаций и средств коллективной защиты на сегодняшний день позволяет эффективно справляться с выполнением в условиях ЧС.

Хотя основные способы защиты населения по-прежнему сводятся к своевременному оповещению, проведению эвакуации и применению СИЗ, появляются и модифицированные способы защиты от современных угроз и вызовов.

Например, разрабатываются новые требования к организации убежищ, предназначенных для изоляции от поражающего действия ядерных и химических факторов. Меняются и подходы к коммуникационной организации проведения защитных мероприятий, что позволяет экономить больше времени на оповещение население и подготовку инструктажей.

Поиск в тексте

Действующий

Название документа:
Номер документа: 68-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 21 декабря 1994
Дата начала действия: 24 декабря 1994
Дата редакции: 23 июня 2016

В настоящий документ вносятся изменения на основании Федерального закона от 03.08.2018 N 320-ФЗ с 4 августа 2019 года.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  • Документ с изменениями, внесенными:

Ст. 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Федеральном законе РФ от 21.1.1994 года № 68 — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Нормативно-правовая база защиты населения.

Важное место в государственной политике отводится нормативно–творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

В Федеральном Законе Российской Федерации от 28.12.2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»,дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно–правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в

Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральный закон РФ от 21.1.1994 года № 68 — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Читайте также:  Глава III. Охрана объектов животного мира и среды их обитания

1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

4.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Защита населения в чрезвычайных ситуациях есть совокупность взаимосвязанных по времени ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное сокращение, снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС: прогнозирование; оповещение населения; веде­ние радиохимической и биологической разведки; использование средств индивидуальной защиты; ликвидация и локализация очагов ЧС (ГОСТ 22.0.02.- 94).

  • Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает в себя:
  • — своевременное оповещение об угрозе возникновения ЧС, радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, катастрофического затопления, а также о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
  • — комплексное применение основных способов защиты — укрытие в защитных сооружениях, проведением эвакуации рассредоточения, использование средств индивидуальной защиты и медицин­ских средств индивидуальной защиты;
  • — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
  • — обучение населения по гражданской обороне (УМЦ ГО, курсы ГО)
  • -укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
  • -эвакуацию населения из зон ЧС;
  • -использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;
  • -проведение мероприятий медицинской защиты;
  • -проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

Федеральным законом РФ от 22.08.

1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей»впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно–правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно–спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ от 12.02.

1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах.

К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно–эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в ФЗ от 21.11.

2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

Правовые основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
  • Законом РФ об охране окружающей среды от 1991 года предусматривалось выделение двух видов зон, в которых складываются неблагоприятные условия для проживания населения: зона чрезвычайной экологической ситуации и зона экологического бедствия (статьи 58 и 59).
  • Зонами чрезвычайной экологической ситуации предлагалось объявлять участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
  • Объявление тех или иных территорий зонами чрезвычайных экологических ситуаций предлагалось производить постановлениями органов исполнительной власти федерального уровня или указами Президента России по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.
  • В зонах чрезвычайных экологических ситуаций должна быть прекращена деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостановлена работа предприятий, учреждений, организаций цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничены отдельные виды природопользования, должны проводиться оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
  • Проведение восстановительных и других природоохранных мероприятий должно производиться в первую очередь за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций, непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального и региональных бюджетов.
  • Зонами экологического бедствия должны были объявляться участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
  • Статус таких зон должен был устанавливаться в том же порядке, что и зон чрезвычайных экологических ситуаций.
  • В зоне экологического бедствия должна была быть прекращена деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещено строительство, реконструкция хозяйственных объектов, должны существенно ограничиваться все виды природопользования, приниматься оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
  • Финансирование этих мероприятий должно было производится в том же порядке, что и в зонах чрезвычайных экологических ситуаций.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) изменил эти положения. Статья 57 указанного закона состоит из двух пунктов:

ü Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствии.

ü Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законодательство о зонах экологического бедствия до настоящего момента не разработано и не принято. Таким образом, это положение закона не работает.

Законодательство о чрезвычайных ситуациях состоит из федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ, от 21 декабря 1994 г.

) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов РФ. В настоящее время этот закон (№ 68-ФЗ) действует в редакции федерального закона от 28.10.2002 № 129-ФЗ.

Читайте также:  Статья 14. срок полномочий судей федеральных судов

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Указанный федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие этого закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
  2. ü Целями закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
  3. ü предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
  4. ü снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
  5. ü ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Как указано в ст.3 этого закона, не связанные с перечисленными выше целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, данным законом не регулируются.

  • В действующем законодательстве используются следующие понятия.
  • Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
  • Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
  • Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
  • Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
  • В статье 7 закона обозначены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

2. Планирование и осуществление и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

4.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов власти.

Закон гарантирует гласность и информирование населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Информацию в этой области составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Эта информация, а также информация о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Перечисленные выше органы и организации обязаны оперативно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

  1. от. N
  2. О классификации чрезвычайных ситуаций
  3. природного и техногенного характера
  4. 21 мая 2007 г Правительство Российской Федерации приняло постановление (№ 304), которым утвердило классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с этим Постановлением чрезвычайные ситуации подразделяются на:
  5. — а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  6. — б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  7. — в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

— г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

— д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

— е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Nbsp;   ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОПАСНОСТЕЙ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ     Санкт-Петербург 2019    

ВВЕДЕНИЕ

Еще на заре нашей цивилизации человек существовал в окружении различных опасностей и в первую очередь – природного происхождения. С развитием науки и техники, а вместе с ними – новых видов оружия, мощных промышленных комплексов, резко возросла угроза безопасности человека, так как появились новые виды опасностей для его жизни и здоровья.

  • Человеку приходится считаться с природными, техногенными катастрофами, с возможностью возникновения военных конфликтов и других опасностей.
  • В октябре 2007 года исполнилось 75 лет со дня образования основы действующей ныне системы гражданской обороны (ГО) – местной противовоздушной обороны (МПВО), главными задачами которой являлись защита объектов тыла от ударов с воздуха, а также проведение необходимой оборонно-массовой работы среди населения.
  • В современных войнах и вооруженных конфликтах проблема защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, остается актуальной.
  • Следовательно, гражданская оборона, призванная обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени, а ныне и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, была, есть и в будущем останется важнейшей государственной  функцией.
  1. Главным достоинством гражданской обороны является то, что она выступает как одна из форм участия всего населения страны, органов власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.
  2. Суть этих функций в следующем:
  3. решая проблемы сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны, гражданская оборона выполняет важную роль в оборонных мероприятиях;
  4. обеспечивая защиту и жизнедеятельность населения в военное время и при чрезвычайных ситуациях (ЧС), спасая и оказывая помощь пораженным и пострадавшим, ГО решает социальные задачи;
  5. повышая устойчивость функционирования объектов экономики, защищая материальные и культурные ценности, снижая опасность образования вторичных очагов поражения, а в конечном итоге — наносимый ущерб, ГО осуществляет значительный объем работ по сохранению экономики государства.
  6. В последние годы происходит постепенный процесс интеграции системы гражданской обороны и единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в направлении формирования единой системы гражданской защиты.

Федеральный закон РФ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов» внес существенные изменения в основные законы РФ в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС.

Наряду с этим МЧС России реализует перспективные программы в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой системы подготовки населения.

Читайте также:  Статья 31. Основания для государственной регистрации расторжения брака

В настоящее время качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже “ограниченного” применения ОМП, высокоточного оружия и оружия на новых физических принципах, современных обычных средств поражения, природных и техногенных катастроф, угроз международного терроризма, требует качественной подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС.

  • Глава 1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС –
  • ВАЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА
  • Правовые основы защиты населения и территорий от ЧС.
  • В начале 90-х годов в связи с ростом ЧС природного и техногенного характера, а также с развитием новых форм и методов хозяйствования, в РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), которая предназначалась для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий; обеспечения безопасности населения; защиты окружающей среды и уменьшения ущерба от ЧС.

С декабря 1994 года основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, целями которого являются:

  1. предупреждение возникновения и развития ЧС;
  2. снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
  3. ликвидация ЧС;
  4. разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
  5. МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, координацию и контроль в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением противником средств поражения.  

Во исполнение закона №68-ФЗ с учетом предложений МЧС России Правительство РФ приняло Постановление от 30.12.2004 г. №794, которым утвердило Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом №68-ФЗ. Единая система, состоящая из функциональных подсистем (они создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работ в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов) и территориальных подсистем (они создаются в каждом субъекте РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах его территорий и состоят из звеньев в соответствии с административно-территориальным делением субъекта), действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В соответствии с ФЗ №68 и в целях совершенствования подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера Правительство РФ приняло Постановление от 04.09.2003 г.

№547, которым утвердило Положение о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от ЧС, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в ЧС.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

Это достигается путем проведения в жизнь комплекса мероприятий защиты, умелых, разумных и быстрых действий населения в условиях воздействия на него поражающих факторов источников ЧС.

Правовой основой защиты населения и территорий от ЧС является Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с этим Законом функционирует «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)». В самом названии РСЧС заложена ее главная задача — предупреждение ЧС.

Да, аварии надо не ждать, а предупреждать!

В настоящее время разрабатывается проект государственной политики в области управления рисками. Этой же задаче служит Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации».

Законом о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера определены принципы, способы и основные мероприятия защиты. Рассмотрению этих вопросов и посвящена данная глава.

  • Принципы организации и способы защиты населения от ЧС
  • Принципы организации защиты от ЧС
  • Принципы защиты — это основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.
  • Основными принципами защиты населения являются:
  • мероприятия по обеспечению безопасности проводятся заблаговременно на всей территории России (во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах экономики), т. е. принцип заблаговременности (превентивности) проведения мероприятий защиты;
  • планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, т. е. принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам;
  • объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны определяться исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, т. е. принцип необходимой достаточности мероприятий защиты;
  • ликвидация ЧС должна осуществляться силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, т. е. принцип самостоятельности ликвидации ЧС. Только для ликвидации крупномасштабных ЧС привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
  • все мероприятия по защите в ЧС должны выполняться, по возможности, параллельно (укрытие в защитных сооружениях, обеспечение СИЗ и эвакуация людей, оборудование подъездных путей, тушение пожаров, перекрытие магистральных газовых и с ОХВ трубопроводов и т. д.) с привлечением максимально возможного количества сил и средств, т. е. принцип комплексности проведения мероприятий защиты.

Реализация принципов защиты населения должна проводиться под руководством органов исполнительной власти всех уровней и руководителей объектов экономики, которые несут за это ответственность. Обязательным является неукоснительное соблюдение персоналом ОЭ и населением правил поведения и действий в ЧС.

В соответствии с принципом заблаговременности проведения мероприятий защиты отделы (управления) ГОЧС всех уровней должны выполнить следующую работу:

  • создать, проверить и поддерживать в постоянной готовности систему связи и оповещения персонала ОЭ и населения о ЧС;
  • организовать непрерывное наблюдение и контроль за обстановкой на ПОО и окружающей средой с целью раннего выявления возможного развития ЧС;
  • накопить фонд защитных сооружений для персонала ОЭ и населения;
  • спланировать и подготовиться к эвакуации персонала ОЭ и населения;
  • подготовить пункты временного размещения и длительного проживания эвакуируемых;
  • накопить необходимое количество средств индивидуальной защиты для обеспечения ими персонала ОЭ и населения;
  • организовать обеспечение защиты продовольствия, воды от различных видов заражения;
  • спланировать и отработать медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;
  • спланировать и выполнить все мероприятия по обеспечению устойчивой работы ОЭ в условиях ЧС и другие работы.

Основные способы защиты от ЧС

Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС являются:

  • инженерная защита, т. е. укрытие людей в защитных сооружениях;
  • эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС;
  • использование средств индивидуальной защиты.

В зависимости от конкретных условий используется тот или иной способ защиты или несколько способов одновременно.

Однако следует заметить, что эффективность защиты не может быть достигнута только этими способами. Для их обеспечения проводится ряд мероприятий защиты как до выполнения этих способов, так и после их выполнения.

Весь комплекс мероприятий защиты ОЭ и населения в ЧС рассматривается в п. 4.1.2.

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения в ЧС

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

  1. предупредительные мероприятия;
  2. защитные мероприятия;
  3. аварийно-восстановительные мероприятия (работы).

К предупредительным относятся мероприятия, проводимые заблаговременно:

  • предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  • планирование защиты ОЭ и населения от ЧС;
  • создание фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;
  • обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС;
  • подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

К защитным мероприятиям относятся:

  • выявление и оценка обстановки в ЧС, в т. ч. путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;
  • оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;
  • укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;
  • эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • дозиметрический и химический контроль;
  • медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
  • определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением;
  • организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

К аварийно-восстановительным работам (мероприятиям) относятся первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории. Более подробно эти вопросы изложены в гл. 6.

Ссылка на основную публикацию