Статья 6. Условия осуществления сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий

Задача 4.

| Задача 6 | Задача 7 | Задача 1 | Задача 1 | Задача 4 | Задача 1 | Проблема взаимоотношения компетенций Правительства и Гос думы | Каково место Федерального Собрания в системе федеральных органов государственной власти? | Какова цель создания двух палат парламента? |

Заместитель Председателя Государственной Думы РФ В. В. Жириновский во время заседания Совета Государственной Думы допустил высказывания, носившие националистический характер, направленные на возбуждение национальной вражды. Эти высказывания были воспроизведены им в интервью газете «Завтра». В связи с указанными фактами Генеральным прокурором РФ было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 282 УК РФ и материалы дела вместе с подготовленным обвинительным заключением были представлены в Государственную Думу для получения согласия на передачу дела в суд.

Что такое депутатский индемнитет и иммунитет, какова цель их юридического закрепления и правовое содержание? Может ли В. В. Жириновский быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 282 УК РФ?

1 часть вопроса:

Депутатский индемнитет — недопустимостью привлечения Рє ответственности депутата Р·Р° высказывания Рё действия, связанные СЃ выполнением депутатских функций.

Гарантии недопустимости привлечения парламентария Рє уголовной или административной ответственности Р·Р° высказанное мнение, позицию, выраженную РїСЂРё голосовании, Рё РґСЂСѓРіРёРµ действия, соответствующие статусу депутата, имеет четкие законодательно установленные пределы. Р’ частности, высказывания депутата РЅРµ должны содержать состава преступлений, предусмотренных СЃС‚. 129 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24 мая 1996 Рі. N 63-ФЗ (далее — РЈРљ Р Р¤) — клевета, С‚.Рµ. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь Рё достоинство РґСЂСѓРіРѕРіРѕ лица или подрывающих его репутацию, Р° также СЃС‚. 130 РЈРљ Р Р¤ — оскорбление, С‚.Рµ. унижение чести Рё достоинства РґСЂСѓРіРѕРіРѕ лица, выраженное РІ неприличной форме.

Депутатский иммунитет – согласно ст. 98 Конституции РФ, ст. 18 3-ФЗ от 08.05.1994 «О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦ�� � СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАН�Я РОСС�ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ��»:

«Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

РћРЅРё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, РєСЂРѕРјРµ случаев задержания РЅР° месте преступления, Р° также подвергнуты личному досмотру, Р·Р° исключением случаев, РєРѕРіРґР° это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности РґСЂСѓРіРёС… людей» — СЃС‚. 98 Конституции Р Р¤.

Цель их юридического закрепления, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ № 5-П от 20.02.1996 г.

«По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности.

РћРЅР° Эта функция РЅРµ является личной привилегией, Р° имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария РІ силу осуществляемых РёРј государственных функций, ограждая его РѕС‚ необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария Рё тем самым — парламента, РёС… самостоятельности Рё независимости.

РџРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата РїСЂРё осуществлении РёРј собственно депутатской деятельности (реализации депутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). Его нельзя привлечь Рє уголовной Рё административной ответственности Р·Р° высказанное мнение, позицию, выраженную РїСЂРё голосовании, Рё РґСЂСѓРіРёРµ действия, соответствующие статусу депутата. Если же РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ такими действиями депутатом были допущены нарушения, ответственность Р·Р° которые предусмотрена федеральным законодательством, возбуждение уголовного дела, проведение дознания Рё предварительного следствия, досудебное производство РїРѕ административным правонарушениям РјРѕРіСѓС‚ иметь место только РІ случае лишения его неприкосновенности. Это подтверждается Рё пунктом 9 раздела второго «Р—аключительные Рё переходные положения» Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РїРѕ смыслу которого без лишения депутата неприкосновенности для него РЅРµ может наступить ответственность Р·Р° действия (или бездействия), связанные СЃ выполнением депутатских обязанностей, РЅРѕ допускается осуществление судопроизводства РЅР° стадии дознания Рё предварительного следствия или производства РїРѕ административным правонарушениям вплоть РґРѕ принятия решения Рѕ передаче дела РІ СЃСѓРґ РІ соответствии СЃ положениями РЈРљ Рё РЈРџРљ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.В»

По 2-й части вопроса:

Генеральная прокуратура не могла возбудить уголовное дело до лишения В.В. Жириновского депутатской неприкосновенности, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ № 5-П от 20.02.1996 г.

, если по завершении предварительного следствия Генеральный прокурор Российской Федерации придет к выводу о необходимости передать дело об уголовном или административном судебном преследовании в суд, он должен незамедлительно внести представление в соответствующую палату Федерального Собрания. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет на основании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может иметь места.

Вопрос о принципиальной возможности привлечения его к ответственности по части 2 ст.

282 Уголовного кодекса РФ может быть решен положительно, так как высказывания, носившие националистический характер, направленные на возбуждения национальной вражды, являются «нарушениями, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством» (ст. 18 3-ФЗ от 08.05.1994 «О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦ�� � СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАН�Я РОСС�ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ��»), то есть он в принципе может быть осужден, в случае лишения его депутатской неприкосновенности. � он может быть осужден по части 2 ст. 282 УК РФ, если в интервью газете «Завтра» он выступал как депутат Государственной Думы, то есть можно говорить об использовании служебного положения, если нет – то только по части 1 статьи 282 УК РФ

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1941 | Нарушение авторских прав

Читайте также:  Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны

mybiblioteka.su — 2015-2021 РіРѕРґ. (0.008 сек.)

Кто может стать сенатором

  • Президент внес новый пакет инициатив во исполнение Конституции, о чем незамедлительно сообщил председатель ответственного комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
  • Новый пакет включает в себя следующие законопроекты:
  • – «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», – «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
  • Разработана новая редакция закона о порядке формирования Совета Федерации, а также поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ».
  • В соответствии со статьей 95 Конституции указывается, что Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:
  • – по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ – на срок полномочий соответствующего органа;
  • – президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, – пожизненно;
  • – не более 30 представителей РФ, назначаемых президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Уточняется, что президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, приобретает статус сенатора с момента подачи в Совет Федерации заявления с приложением необходимых документов. Заявление может быть подано однократно в течение трех месяцев со дня прекращения исполнения полномочий президента. При этом президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу.

Сенаторы – представители РФ назначаются указом президента на 6 лет либо пожизненно (но не более 7 сенаторов). Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью президента, и может осуществляться по его усмотрению в любое время.

Предусматриваются требования к кандидатам в сенаторы Российской Федерации: сенатором РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Представителями РФ, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Предусмотрены исключения из ценза оседлости (срок обязательного проживания в регионе) для кандидатов в сенаторы – представителей субъектов РФ.

Согласно цензу оседлости, кандидатом в сенаторы – представители региона может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории данного субъекта РФ в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих такому выдвижению.

В настоящее время такое требование не распространяется на лиц, имеющих воинские звания высшего офицера, специальное звание высшего начальствующего состава или соответствующий им классный чин.

Законопроектом предусматривается аналогичное исключение из ценза оседлости для федеральных государственных гражданских служащих, имеющих классный чин, соответствующий воинскому званию генерал-полковника, адмирала, генерала армии, адмирала флота (например, классный чин действительного государственного советника РФ 1 класса).

Ценз оседлости не применяется к лицам, проходившим в течение пяти лет на территории субъекта РФ службу в войсках национальной гвардии РФ (в действующем законе перечислены все виды специальной государственной службы, за исключением этой).

Расширяется перечень лиц, которых избранный заксобранием губернатор может назначить сенатором.

В действующей редакции возможно назначение сенатором РФ только депутата Государственной Думы, избранного по партийному списку от соответствующего субъекта РФ. Перечень дополняется депутатом, избранным по одномандатному избирательному округу от соответствующего субъекта РФ.

  1. Расширяются ограничения для назначения сенатором лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (по аналогии с действующим ограничением пассивного избирательного права).
  2. Вводится перечень преступлений средней тяжести, по которым не должно быть судимостей (в действующем законе содержатся только тяжкие или особо тяжкие преступления).
  3. Вводятся дополнительные сроки ограничения для назначения сенатором после снятия или погашения судимости: 15 лет за особо тяжкие преступления, 10 лет за тяжкие преступления и 5 лет за преступления средней тяжести.
  4. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает следующие изменения.
  5. Новым основанием для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы указывается установление фактов, свидетельствующих о несоблюдении требований, ограничений и запретов для лиц, претендующих на осуществление полномочий сенатора РФ, депутата ГД.
Читайте также:  Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

В действующей редакции закона соответствующая норма касается выявления фактов наличия иностранных счетов и вкладов. В предложенной редакции это может касаться выявления иностранного гражданства или несоблюдение сенатором РФ – представителем региона требований к сроку проживания на территории субъекта РФ.

  • Исключаются положения о приостановлении военной и правоохранительной службы на период осуществления полномочий сенатора РФ, депутата ГД, а также о предоставлении прежнего места работы после истечения срока полномочий сенатора РФ, депутата ГД.
  • Уточняется, что для сенатора РФ – экс-президента сохраняются социальные и иные гарантии, установленные Федеральным законом «О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
  • Лев МОСКОВКИН.

Лев Московкин

28. Основания и порядок роспуска Государственной Думы

Полномочия
Государственной Думы могут быть досрочно
прекращены вследствие ее роспуска.
Согласно
Конституции РФ Государственная Дума
может быть распущена Президентом РФ в
случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией РФ.
Конституция
РФ в ст.

111 , 117 содержит три основания
для роспуска Государственной Думы:
1)
Государственная Дума распускается
после трехкратного отклонения
представленных ей Президентом РФ
кандидатур Председателя Правительства
РФ;
2)
Государственная Дума может быть распущена
Президентом РФ, если Председатель
Правительства РФ поставил перед
Государственной Думой вопрос о доверии
Правительству РФ, а она откажет
Правительству РФ в доверии;
3)
Государственная Дума может быть распущена
Президентом РФ, если она в течение трех
месяцев повторно выразит недоверие
Правительству РФ.
В
случае роспуска Государственной Думы
Президент РФ назначает дату новых
выборов с тем, чтобы вновь избранная
Государственная Дума собралась не
позднее чем через четыре месяца с момента
роспуска предыдущей.
Государственная
Дума не может быть распущена в следующих
случаях:
1)
в связи с выражением ею недоверия
Правительству РФ в течение года после
ее избрания;
2)
с момента выдвижения ею обвинения против
Президента РФ до принятия соответствующего
решения Советом Федерации;
3)
в период действия на всей территории
Российской Федерации военного или
чрезвычайного положения;
4)
в течение шести месяцев до окончания
срока полномочий Президента РФ.29.
Основные гарантии деятельности депутата
Государственной Думы члена Совета
Федерации.

В
качестве социальных гарантий деятельности
депутата ГД законом установлены: а).
ежемесячное денежное вознаграждение
и иные выплаты, предусмотренные законом;
б). ежегодный оплачиваемый отпуск; в).
зачисление времени осуществления
полномочий депутата ГД в стаж федеральной
государственной службы; г).

медицинское,
санаторно-курортное обслуживание
депутата и членов его семьи; д). пенсионное
обеспечение, в том числе членов его
семьи в случае смерти депутата; е).
обязательное государственное страхование
на случай причинения вреда его здоровью
и имуществу; ж).

обязательное государственное
социальное страхование на случай
заболевание или потери трудоспособности
в период исполнения депутатом своих
полномочий, а также иные гарантии.

Срок
полномочий депутата ГД засчитывается
в общий и непрерывный трудовой стаж или
срок службы, стаж работы по специальности.

Депутату
ГД по окончании срока его полномочий
предоставляется прежняя работа
(должность), а при ее отсутствии — другая
равноценная работа (должность) по
предыдущему месту работы или с его
согласия на другом предприятии, в
учреждении, организации.

Военнослужащие,
лица рядового и начальствующего состава
органов внутренних дел, работники
органов прокуратуры, избранные депутатами
ГД, приостанавливают свою службу в ранее
занимаемых должностях на период
осуществления депутатских полномочий,
по окончании срока депутатских полномочий
вправе продолжить военную службу (службу
в органах внутренних дел, органах
прокуратуры) или досрочно уволиться с
военной службы (службы в органах
внутренних дел, органах прокуратуры).
По окончании депутатских полномочий
им предоставляется прежняя должность
или с их согласия другая должность по
профилю либо с их согласия по иному
месту службы.

Депутат
ГД вправе иметь до пяти помощников: по
работе в палате (одного помощника) и по
работе в своем избирательном округе
(для депутатов, избранных по одномандатным
округам) или по работе в регионе,
определяемом соответствующими
депутатскими объединениями (для
депутатов, избранных по общефедеральному
избирательному округу). Депутаты сами
определяют общее число своих помощников
и распределяют обязанности между ними.
Они вправе иметь также помощников,
работающих на общественных началах.

Читайте также:  Объявление о предпраздничном сокращенном рабочем дне – образец - советы юриста

Парламентарии
имеют удостоверения, являющиеся их
основными документами, подтверждающими
их личность и полномочия, и нагрудный
знак «Депутат Государственной Думы»,
которыми они пользуются в течение срока
своих полномочий.

Удостоверения
депутатов Государственной Думы — это
документ, дающие право беспрепятственно
посещать все органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
присутствовать на заседаниях их
коллегиальных органов, а также
беспрепятственно посещать предприятия,
учреждения и организации, воинские
части, 

Какие полномочия и ограничения есть у депутатов Государственной Думы

 duma.gov.ruduma.gov.ruСтатус депутата ГД определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы».

В соответствии с ним формами деятельности депутата являются:

участие в пленарных заседаниях, работе комитетов и комиссий, а также в парламентских слушаниях; внесение законопроектов и поправок к ним; внесение парламентского и направление депутатского запроса; обращение с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания.

Также депутат имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».

Им может направить свой депутатский запрос и парламентарий.

При этом должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании ГД) или письменной форме не позднее чем через 15 дней. В свою очередь, на ответ на депутатский запрос закон отводит не более 30 дней.

Еще одно право депутата — на первоочередной прием. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

Наконец, в соответствии с Конституцией и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» депутат обладает неприкосновенностью — не может быть подвергнут обыску или допросу (за исключением случаев задержания на месте преступления) или привлечен к уголовной или административной ответственности. Решение о снятии депутатской неприкосновенности принимается на заседании ГД по представлению Генеральной прокуратуры.

Какие обязанности и ограничения есть у депутата

Депутатом не может быть гражданин, имеющий паспорт либо вид на жительство или иной документ, дающий право на проживание в другой стране, непогашенную судимость или признанный недееспособным.

Также он не может быть одновременно депутатом ГД и любого иного законодательного (представительного) органа власти и не может параллельно находиться на государственной или муниципальной службе.

Кроме того, ГД в конце сентября приняла закон, запрещающий депутатам всех уровней становиться членами Общественных палат.

В соответствии с обновленным текстом Конституции депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. За нарушение этого требования, а равно за непредоставление данных о своем имуществе и имуществе близких родственников депутату может грозить лишение полномочий.

Строгие ограничения установлены законом для парламентариев для ведения бизнеса: депутат не имеет права «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

При этом образовательная, научная или творческая деятельность не может финансироваться из за рубежа.

Также депутаты не могут «участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных НПО».

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

Еще два строгих требования закона: депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании как пленарном, так и в заседаниях комитетов и комиссий, и обязан поддерживать связь с избирателями.

В том числе депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

За систематическое неисполнение этих обязанностей депутат также может быть лишен своих полномочий.

Наконец, по закону «депутат обязан соблюдать этические нормы».

Ответственность за нарушение указанных норм устанавливается Регламентом.

Ссылка на основную публикацию