Русская музыка 18 — 19 вв — история России

Русская музыка 18 века — история, жанры, виды, первые композиторы

Вторая половина 17-го и 18-й век (петровская и послепетровская эпохи) являются переломным периодом в отечественной истории. Именно в 18 веке произошли многие значимые изменения в культурной и общественной жизни, на десятилетия предопределившие развитие государства.

  • «Прорубленное» окно в Европу,
  • укрепление абсолютизма,
  • окончательное закрепощение крестьян,
  • введение системы всеобщего образования, учреждение первых академий наук и университетов –

все это не могло не сказаться на культурном облике страны. Большое место в духовной жизни людей стали занимать музыка и литература.

Положение народной музыки до Петра I

Но так было не всегда. В 1648 году под влиянием церкви, считавшей скоморохов «богопротивными», был издан царский указ, который запрещал скоморохам участвовать в торжествах и повелевал уничтожать их маски и музыкальные инструменты. Поэтому, начиная с этого времени, музыканты, исполняющие народные песни, переходили на нелегальное положение и лишались всех привилегий.

А с приходом к власти Петра I в 1682 году положение музыкантов существенно изменилось. Реформы Петра I дали толчок развитию всего светского искусства в целом и музыкального в частности.

Русская светская музыка 18 века – ассамблеи, салоны, маскарады, зарождение романса

При императорском дворце, а затем и в домах вельмож, появились первые инструментальные капеллы. Знать и аристократы организовывали открытые музыкальные вечера, так называемые «ассамблеи», которые мог посетить любой желающий.

Прославились на весь Петербург концерты, проводившиеся еженедельно в доме тайного советника Бассевича. На них представляла репертуар европейских композиторов 18 века капелла герцога Голштинского. По негласному правилу молодым дворянам вменялось обязательное посещение ассамблей.

Там они могли не только слушать музыку, но и общаться, танцевать и даже играть в карты.

В салонах и аристократических домах развивалось любительское (или «салонное») музицирование. Молодые дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре, клавикордах, сочинялись и исполнялись лирические канты, так называемые «арии» – прообразы будущих романсов.

Именно с  распространением любительского («салонного») музицирования в русской музыке 18 века тесно связано развитие так называемой камерной музыки.

Самыми популярными на домашних концертах были различные танцевальные пьесы – менуэты, полонезы, экоссезы, аглезы, контрдансы и другие. Не меньшей любовью пользовались и вариации на темы народных песен.

Большое количество таких вариаций для скрипки написал и издал первый композитор  И.Е. Хандошкин (1747–1804).

В середине 18 века в русской музыке века возник еще один уникальный «салонный» жанр – российская песня. Эти песни, по стилистике и исполнению очень похожие на лирические канты и будущие романсы, создавались на стихи русских поэтов, таких как А. Сумароков, Г. Державин, Н. Львов и другие.

Помимо ассамблей, Петр I учредил также придворные маскарады, торжества и пиршества с музыкой. Специально для царского дворца он выписал из-за границы группу иностранных музыкантов и певцов.

В 1690-х годах царь утвердил Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор – шутовской «орден», пародирующий своей деятельностью католическое и православное богослужение. Собор просуществовал более 30 лет.

Все годы вдохновителем и организатором «ордена» был Петр I.

Возникновение русских военных духовых оркестров в 18 веке

После реформ армии в 1699 и 1705 годах в каждом полку появился свой оркестр, состоящий по большей части из труб, гобоев, литавр, валторн и барабанов.

В связи с победами русского оружия в солдатской среде зародился новый жанр в отечественной музыке 18: «панегирический кант» – приветственный гимн на три голоса с бравурными трубными мелодиями (иногда его называли виват-кант – со слова «виват!» («да здравствует!») начинался кант, посвященный окончанию в 1721 году Северной войны).

Часто виватические канты слагались в честь императора и его полководцев. Виват-канты породили особую поэтику, сопоставимую с одической, которая достигла своего расцвета в хоровых концертах, кантатах и ораториях в русской музыке конца 18 века.

«Любимая дочь русского народа» Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1741 году, продолжала прогрессивные реформы своего отца, особенно в области культуры. Ее эпоха вошла в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.

 Русская светская музыка 18 века при Елизавете Петровне – капеллы, симфонический и бальный оркестры

В 1763 году императрицей организована Придворная певческая капелла. Ее выпускники — первые русские композиторы М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский — полностью реформировали русскую хоровую музыку, связав национальные особенности русского многоголосного пения с достижениями прогрессивных европейских музыкантов.

Первый русский композитор-классицист Д.С. Бортнянский (1751-1825), вернувшись из заграницы после обучения у итальянских профессоров, был назначен капельмейстером (директором) Придворной певческой капеллы.

Именно при Бортнянском музыканты капеллы достигли новых вершин творчества.

Сам композитор прославился как автор опер на французский текст, квинтетов, концертных симфоний и большого количества сонат и пьес для фортепиано.

Параллельно с певческой капеллой при дворе существовал особый оркестр, играющий только для императорских и приближенных к ним особ. Из среды придворного оркестра выделились такие талантливые русские композиторы, как В.А. Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Постепенно в 1760-е года музыканты оркестра разделились на две принципиально различающиеся группы:

  • на исполнителей оперно-симфонической
  • и бальной музыки.

Исполнители оперно-симфонической группы принимали участие в театральных постановках, а исполнители бальной музыки играли популярные в то время мелодии на торжествах, пиршествах и балах.

 Запись нот музыки в 18 веке

Развитие книгопечатания позволило в 1730 году впервые в стране воспроизвести с гравировальных досок ноты на бумаге, а в 1766 году изобретатель С.И. Башковский разработал способ наборного воспроизведения нот. Теперь в российских типографиях возможность делать нотные записи народных песен.

Темы и жанры русской профессиональной музыки 18 века

Профессиональные музыканты при написании своих произведений – опер, симфоний, увертюр, вариаций часто использовали народные мотивы в своих работах. Поэтому сборники фольклорных песен сыграли значительную роль в творчестве первых русских композиторов.

Но все же народные песни чаще всего использовались в комических операх, которые в век просвещенного абсолютизма стали самым популярным жанром в русской музыке 18 века.

(Знакомство же с первыми операми произошло еще в 30-е годы 18 века, в эпоху царствования Анны Иоанновны, но эти оперы не получили широко распространения. В частности, из-за того, что они исполнялись на французском или итальянском языке.

Русской музыке 18 века требовался новый жанр —  национальная опера.

Первые русские национальные оперы

В 1755 г. на российской сцене была поставлена первая опера, написанная на оригинальный русский текст и исполненная только русскими артистами, под названием «Цефал и Прокрис». Музыку написал знаменитый в то время композитор неаполитанской школы Ф. Фрайя, либретто (текст) – «придворный» драматург-классицист А.П. Сумароков.

Другие первые русские оперы – это

Популярным автором русских опер  был Е. Фомин (1761–1800) – первый русский композитор-трагик. Он написал оркестровую увертюру к мелодраме «Орфей и Эвридика» (1792) на текст Я. Княжнина, которая оказалась первым примером русской драматической симфонии. Вообще, мелодрама «Орфей и Эвридика», по мнению музыкальных критиков, является

Концертная жизнь и гастроли в России 18 века

Концертная жизнь постепенно приобрела все более систематический характер. Для многих оркестров и театров, особенно крепостных, гастроли становились привычным делом. Помпезные оратории и хоровые концерты русской музыки  имели огромный успех у самой разной публики.

Одновременно набирала обороты и сольная деятельность исполнителей. Большой известностью пользовались клавесинисты и органисты В. Пальшау, И. Гесслер, А.

Сартори, которые выступали не только в частных домах для ограниченного круга гостей, но и на городских площадях, театральных подмостках, в расположениях воинских частей.

Многие из сольных исполнителей подрабатывали также музыкальными наставниками у детей обеспеченных дворян.

Значение периода 18 века для русской музыки

Музыка в России 18 века – особое явление в истории отечественной музыки. В этот период произошли имевшие большое значение события:

  • Появление, возрождение, реформирование и взаимопроникновение многих музыкальных жанров,
  • Широкое распространение домашнего музицирования и использования в быту многих музыкальных инструментов,
  • Возникновение первых капелл, оркестров и оперных трупп,
  • Становление системы музыкального образование,
  • Большой интерес общественности к национальным традициям русской музыки, намечающийся размах концертной деятельности,
  • Созревание национальной школы композиторов подготовили расцвет русской классической музыки в наступающем XIX веке.

Оркестры крепостных театров

Большое значение в культурной жизни России играл и крепостной театр. В стране и за рубежом был известен крепостной театр графа Нарышкина, конкурирующий по качеству исполнения не только с отечественными, но и европейскими театрами. Особенностью крепостных театров было использование роговых оркестров.

Оркестры насчитывали десятки исполнителей. У каждого из них был рог, способный извлекать только одну ноту определенной тональности.

Несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность исполнительских средств, роговые оркестры исполняли множество произведений из репертуара современной тогда музыки, включая симфонии Гайдна и Моцарта, а иногда принимали участие в оперных спектаклях.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/russkaya-muzyika-18-veka-istoriya-zhanryi-vidyi-i-pervyie-kompozitoryi

Русская музыка 18 века

В XVIII веке большинство европейских государств охватило просветительское движение. Благодаря реформам Петра I Россия активно включилась в этот процесс, приобщаясь к  достижениям европейской цивилизации.

Ее поворот в сторону Европы, породивший феномен «русской европейскости», произошел типично по-русски – круто и решительно.

Взаимодействие с более устоявшимися художественными школами Западной Европы позволило русскому искусству пройти путь «ускоренного развития», освоив в исторически сжатые сроки европейские эстетические теории, светские жанры и  формы.

Главное достижение русского Просвещения – расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси. Реализуется ломоносовская формула: «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».

Наступает время активного становления светского мировоззрения. Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция всемерно укрепляется.

Читайте также:  Система жалованных грамот великого московского князя - история России

В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому классицизму.

Новые формы великосветского быта  –  гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балы  и «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы  – способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петра  в каждом полку появились военные духовые оркестры.

Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором[1]. Примеру двора следовала петербургская и московская знать, которая  заводила у себя домашние оркестры.

Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах[2]. Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания.

В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов.

Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр, созданный российским императорским камер-музыкантом И.А. Марешом по поручению С.К. Нарышкина.

Мареш создал слаженный ансамбль, состоящий из 36 рогов (3 октавы). Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш»,  поскольку каждый рог мог издавать только один звук.

В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта[3].

В 30-х годах XVIII века в России была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики. В это время Петербург привлекает многих крупнейших европейских музыкантов,  преимущественно итальянцев, среди которых композиторы Ф.

Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза[4]. Франческо Арайя в 1755 году написал музыку к первой опере с русским текстом. Это было либретто А.П. Сумарокова на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Опера, созданная в итальянском жанре seria, называлась «Цефал и Прокрис».

В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и кант.

Канты петровского времени нередко назывались «виватами»[5], поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований («Радуйся, Росско земле»). Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза. Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.

На петровскую эпоху приходится кульминация в развитии хорового партесного пения. Блестящий мастер партесного концерта В.П. Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году («Рцы нам ныне» – за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству»).

Источник: http://musike.ru/rml/18th

Русская музыкальная культура XVII века

Особенности исторического развития

XVII век выделяется как один из важнейших этапов развития истории Русского государства. В XVII в. происходят крупные перемены и преобразования в русской общественной жизни и культуре.

Эти преобразования были обусловлены концом развития средневековой Руси и началом новой эпохи, связанной с западноевропейской культурой, что привело к столкновению двух различных систем мышления и последовавшим затем конфликтам. Изменения коснулись всех сторон жизни России XVII в., в том числе культуры и искусства. Путь развития русской культуры в XVII в. пересекся с западноевропейским.

В русском искусстве, развивавшемся изолированно на протяжении всего Средневековья до второй половины XVII в., появляются новые формы западноевропейского искусства. Постепенно меняется уклад русской жизни.

Процессы исторического развития в XVII в. характеризуются социальными конфликтами. В середине XVII в. Русское государство укрепляется и расширяется, но одновременно с этим постепенно происходит закрепощение крестьян, в результате которого утверждается крепостное право, на долгие годы легшее тяжелым бременем на русское крестьянство. Это вызвало недовольство, бунты, крестьянские войны.

XVII в. стал одной из наиболее драматических страниц русской истории.

Его началу сопутствовали неблагоприятные внешнеполитические события1 — «смутное время» — годы лихолетья, которые сопровождались непрерывными войнами, приведшими страну к разорению.

Голод и неурожаи, внутренние противоречия, восстания городских низов, крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова (1606), борьба с польской интервенцией характеризуют ситуацию начала века.

Не менее драматичные события связаны и со второй половиной XVII в., ознаменованной расколом русской церкви и движением старообрядцев, крестьянской войной под предводительством Степана Разина, бунтами стрельцов.

Реформы Петра I внесли в привычный уклад русской жизни самые крупные изменения. Успешные войны укрепили Русское государство, способствовали подъему национального самосознания русского народа и привели в середине XVII в. к укреплению мощи России.

В это время в состав России вошли Украина, Поволжье, значительная часть Сибири и Дальнего Востока. Многие события XVII в.

нашли отражение в народном творчестве, в исторических песнях — песнях вольницы, сложенных в память о крестьянском вожде Степане Разине, немало песен было о Ермаке, Гришке Отрепьеве и убиенном царевиче Димитрии, о Петре I.

Россия XVII в. переживала длительные войны, разруху и серьезные государственные преобразования. Подобная ситуация складывается в это время повсюду. В XVII в. идет борьба с контрреформацией, во многих европейских странах в борьбе за национальное освобождение разрастается народное движение. Особый размах оно приобрело на Украине, завершившись воссоединением Украины с Россией в 1654 г.

Музыкальная жизнь в XVII веке

Музыкальная жизнь этого времени многогранна и противоречива. В ней сплетаются и борются новые и старые явления, средневековые догматические представления — с новыми европейскими. Так, в 1648 г.

царь Алексей Михайлович издает указ об изгнании скоморохов и даже уничтожении их музыкальных инструментов: «Гудебные сосуды сжечь!» (Такого указания не давали князья даже в глубоком Средневековье.

) Но вскоре по повелению того же Алексея Михайловича в Москве открывается первый придворный театр, просуществовавший четыре года (1672—1676).

С Запада в Россию привозят музыкальные инструменты. Уже не только при дворе, но и бояре заводят у себя музыку на «немецкий лад», у просвещенных западников появляются орган, клавикорды, флейты, виолончели. В XVII в. в Московской Руси начинают развиваться внекультовые формы домашнего музицирования — псальмы и канты.

С начала XVII в. активизируется творчество русских распевщиков, появляется немало авторских распевов, песнопений местной традиции, распространяются северные напевы: соловецкий, тихвинский, новгородский, усольский и южные — киевский, болгарский, греческий. Дальнейшее развитие в XVII в.

находит теория знаменной нотации, приведшая к реформам, предпринятым сначала Иваном Шайдуром, а затем Александром Мезенцем.

Оба они работали над уточнением звуковысотного уровня знаков: Шайдур ввел киноварные пометы, Мезенец — признаки, благодаря которым стало возможным расшифровать знаменную нотацию в наше время.

В XVII в. активно развивается многоголосие, сначала на основе национальных русских традиций, а во второй половине века под влиянием западноевропейского многоголосия.

История музыки XVII в. делится на две половины; первая еще связана с традициями Средневековья, но в это время уже внедряются элементы, соответствующие новому духу времени. Со второй половины XVII в.

(с приездом в Москву в 1652 г. украинских певцов) начинается новый этап развития русской музыки, отмеченный появлением пятилинейной (киевской) нотации и многоголосия гармонического европейского типа.

Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с западноевропейской музыкальной культурой, с ее теорией и практикой, техникой композиции, новыми музыкальными жанрами. В жарких спорах формируется новая эстетика искусства. Рождаются полемические трактаты приверженцев старого и нового искусства.

Становление нового стиля происходило в рамках церковной музыки. Его утверждение оказалось непосредственно связанным с реформами патриарха Никона. Новое искусство западного образца для сторонников старых обрядов было чуждой, инородной культурой, оно противоречило исконному древнерусскому канону.

XVII век — это переломная эпоха; как и все переломные эпохи, она конфликтна. Новая эстетика искусства в XVII в. противопоставляется старой. Этот конфликт выражен в искусстве и даже в языке.

Проблемы богословские, языковые, лингвистические — споры по поводу новых переводов священных книг, сделанных при патриархе Никоне, — лежали в основе конфликта сторонников старого (староверов, старообрядцев) и нового обряда. К ним примыкал конфликт, вызванный столкновением старого и нового искусства.

Поборники старого обряда, утверждавшие старые идеалы, видели в партесной музыке экспансию идеологического противника — католицизма — католическое влияние2. Сторонники нового искусства утверждают новый эстетический эталон. Западное искусство становится ориентиром и для русских музыкантов конца XVII в.

Запад начинает осознаваться по-разному: для поборников нового искусства (Н. Дилецкий, И. Коренев, С. Полоцкий, И. Владимиров) западная культура становится эталоном. Лучшие западные образцы они стремятся использовать, повторять, копировать.

Для сторонников старой культуры, «ревнителей древнего благочестия», все западное чуждо, оно становится объектом отрицания и неприятия (протопоп Аввакум, Александр Мезенец и др.).

В эстетике и системе взглядов музыкантов и теоретиков западного направления развиваются принципы стиля барокко. Обличая своих противников в невежестве, отвергая знаменное пение, его теорию и нотацию, Дилецкий и Коренев утверждают новый ценностный ориентир.

Принципиально новым по сравнению со средневековым было понятие музыки (мусикии), которое употреблялось одинаково в отношении как инструментальной, так и вокальной музыки.

Дилецкий и Коренев признают необходимость использования органа в обучении музыкантов, особенно композиторов.

Читайте также:  Вопрос о престолонаследии - история России

Противопоставление этих культур и их открытое столкновение вызвало непримиримый конфликт, который последовал в скором времени. Этот конфликт эпохи, отраженный в старообрядчестве, потряс всю русскую культуру второй половины XVII в. Разрыв, произошедший в ней, проявил себя в музыке так же, как и в литературе, изобразительном искусстве, литургике, в укладе жизни.

Новая музыка была символом нового религиозного сознания, но борьба происходила не только в сфере идеологии, теологических споров, она предметно выражалась в художественном творчестве, в музыкальной полемике. Партесная музыка ассоциировалась с западной, католической культурой.

«На Москве поют песни, а не божественное пение, по латыни, и законы и уставы у них латинские: руками машут и главами кивают, и ногами топчут, как обыкло у латинников по органам»3, — так обличает протопоп Аввакум новое пение латинского, западного образца, распространившееся в московских церквах XVII в.

«Послушать нечего — по латыне поют плясавицы скоморошьи», — сетует он4.

Стремление сохранить и консервировать культуру старого времени вообще характерно для многих деятелей XVII в., придерживавшихся консервативно-охранительных тенденций. Д. С. Лихачев усматривает в такого рода «реставраторской» деятельности признак нового времени.

К этому типу «реставраторских» явлений относится и новая систематизация знаков знаменной нотации в Азбуках. Например, в «Извещении о согласнейших пометах» старца Мезенца введены уже не только пометы, но и признáки, упрощающие чтение крюков.

Исправление книг и певческих текстов «на речь» и борьба с многогласием тоже относятся к тому же типу явлений.

Особенность развития русского искусства XVII в. и заключается именно в диалогичности развития культуры. Старое, не умирая, сосуществует с новым.

Со стабилизацией художественно-исторических процессов оно в дальнейшем продолжает развиваться по двум путям: один — путь широких контактов с западноевропейской культурой, идущий синхронно с развитием стилей европейского искусства, другой — путь консервации древней традиции в общинах старообрядцев, ограждавших свое искусство и старые традиции от внешних воздействий на протяжении трех столетий5. В это время они оказались в исключительном положении, будучи носителями старой веры и старой культуры, в окружении бурно развивающегося нового искусства они явились хранителями древности.

Ситуация второй половины XVII в. близка к ситуации XI в. Так же как в Киевской Руси X—XI вв. столкнулись две разные культуры — языческая и византийская, в XVII в. старая русская средневековая культура приходит в столкновение с западноевропейской. В XVII в.

противоречия этих двух культур обнажаются, возникает оппозиция — «старое» и «новое». Со «старым» связана древняя, благословленная веками средневековая каноническая музыкальная традиция, с «новым» — стиль барокко, партесное многоголосие западного типа.

Старое монодическое, знаменное пение, подобно древней иконописи — как бы плоскостное, одномерное, противопоставлялось объемному, многоголосному искусству барокко. В нем возникает новое ощущение пространства.

Его фактура, пышная, многослойная, воздушная, передает ощущение движения, типичное для всех видов искусства эпохи барокко.

Под влиянием всех потрясений и перемен в XVII в. начинают расшатываться устои средневекового мировоззрения. В полемике сторонников старого и нового искусства постепенно формируется новая эстетика.

Замена одного стилевого направления другим происходила в острой борьбе, вызванной серьезной перестройкой в мировоззрении.

Переход от искусства Средневековья к искусству барокко связывался с усилением светского начала, активным развитием новых музыкальных жанров и форм, новым типом музыкального мышления.

Путь развития русской многоголосной музыки в эпоху барокко (с середины XVII до середины XVIII в.) поражает стремительностью. То, что западное искусство прошло за 700 лет, Россия осваивает за сто.

В России сразу прививаются традиции западноевропейского барокко, но в русском варианте. Молодое, энергичное, свежее искусство барокко увлекает своей красотой, богатством, полнокровностью красок.

Многохорные концерты, распространившиеся сначала на Украине, а затем и в Московской Руси, поражали слушателей небывалым великолепием.

Источник: https://portal-slovo.ru/art/36094.php

Презентация на тему «Музыка 17 — 18 веков»

  • Скачать презентацию (0.29 Мб)
  • 75 загрузок
  • 3.5 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Музыка 17 — 18 веков» о музыке. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов9
  • Аудитория7 класс 8 класс 9 класс 10 класс
  • Словамузыка история музыки 18 век
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 2В России в XVIII столетии произошли глубокие перемены. Реформы Петpa I (1682-1725 гг.) не только затронули политическое устройство страны, но и оказали серьёзное влияние на культуру. Стало развиваться светское искусство. Появились новые формы музыкальной жизни, заимствованные в Европе. Музыка сопровождала многочисленные маскарады и балы, которые устраивались в Петербурге. Пётр обычно въезжал в город с большой пышностью, под звуки оркестра и праздничные песнопения. Военные и придворные оркестры включали, как правило, несколько труб и валторн, струнные инструменты. Они играли на обедах, охоте, прогулке и т. п. Исполнявшиеся произведения были несложными. Особенно широкое распространение получили торжественные песни — канты (от лат. cantus — «пение», «песня»).
  • Слайд 3Впетровскую эпоху музыка стала обязательной частью европейского воспитания. Дворянских детей учили музыке наряду с другими «изящными» искусствами и правилами этикета. Со временем появилось любительское музицирование.
  • Слайд 4В 30х гг. была создана придворная опера, где играли итальянские артисты. На её сцене ставились оперы сериа. Постепенно в спектаклях стали принимать участие и русские певцы из придворной капеллы (здесь воспитывали профессиональных музыкантов). В России работали известные иностранные композиторы; именно они до середины XVIII столетия определяли музыкальную жизнь столицы. Итальянец Франческо Арайя (1709 — около 1770) сочинил первую оперу на русский текст — «Цефал и Прокрис». В 1755 г. состоялась премьера оперы; исполняли её русские певцы. В 60х гг. появились отечественные композиторы профессионалы, представлявшие национальную музыкальную школу. Они работали в области оперной, хоровой и инструментальной музыки..
  • Слайд 5Лучшие мастера хорового концерта XVIII в. — Максим Созонтович Березовский (1745-1777) и Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 – 1825). Концерты Бортнянского — выдающиеся образцы русской хоровой музыки. Секрет обаяния его сочинений — в возвышенной простоте и сердечности. Он создал большое количество концертов для разных составов: для одного и двух четырёхголосных хоров, для шестиголосного хора и др. Бортнянский был всесторонне одарённым композитором. Помимо духовной хоровой музыки им написаны оперы и сочинения для клавира. Один из выдающихся русских оперных композиторов XVIII в. — ЕвстигнейИпатович Фомин. Он получил блестящее образование в Италии; был членом Болонской филармонической академии. Самые известные его произведения — оперы «Ямщики на подставе» и «Орфей».
  • Слайд 6 Светское искусство, особенно театр, считалось греховной роскошью. В 1660 г. произошла реставрация (восстановление) монархии: на трон взошёл Карл II Стюарт. Художественная жизнь сосредоточилась (как и в других государствах в тот период) вокруг королевского двора. Карл II, вернувшись на родину из французской эмиграции, стремился подражать Людовику XIV. Возобновилась деятельность Королевской капеллы; при английском дворе давала представления итальянская оперная труппа, выступали известные певцы и инструменталисты. Английские музыканты вновь получили возможность знакомиться с достижениями итальянских и французских мастеров.
  • Слайд 7Французская музыка наряду с итальянской — одно из значительных явлений культуры XVII-XVIII столетий. Развитие музыкального искусства было связано прежде всего с оперой и камерной инструментальной музыкой. Французская опера испытала сильное влияние классицизма (от лат. classicus — «образцовый») — художественного стиля, сложившегося во Франции в XVII в. При дворе «короля солнца» Людовика XIV опера заняла важное место. Королевская академия музыки (театр, в котором проходили оперные постановки) стала одним из символов роскоши королевского двора и могущества монарха.
  • Слайд 8Духовые: Гобой Флейта Кларнет Труба
  • Слайд 9Струнные: Сямисэт Банджо Мандолина Скрипка

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/music/muzyka-17-18-vekov-191731

Русская музыка XVIII в

Народное музыкальное творчество было той плодородной почвой, на которой в каждой стране развивалась богатая и сложная профессиональная музыка.

На Руси зачатки профессионального музыкального искусства возникли во времена Киевского государства. Народные «умельцы», искусно игравшие на гуслях, гудках, дудках, сопелях, веселили и простых пахарей, и гостей на княжеских пирах.

Во время военных походов и сражений музыканты исполняли ратную музыку, поднимая боевой дух воинов.

Русская музыка до XI в. существовала только в устном виде. Позже стали записывать лишь церковную музыку.

Записи делались особыми значками — «знаменами», или «крюками», которые указывали только направление мелодии и характер исполнения (быстро или медленно, тихо или громко).

Для обозначения высоты и длительности звука не было специальных значков, и эти записи только помогали музыканту вспомнить знакомый мотив. Прочесть же неизвестную мелодию было совсем невозможно.

В течение нескольких столетий народные песни и сочинения бродячих музыкантов не записывали, их передавали из уст в уста. При этом каждый вносил что-либо новое: и напев песни, и слова ее изменялись.

Правители и церковь всячески преследовали народное песенное творчество и особенно скоморошьи представления, усматривая в них отголоски языческих верований, издевку над священнослужителями, дух свободомыслия (см. ст. «Истоки русского театра»). В XVII в, всех скоморохов выслали в самые глухие места русского государства, а инструменты их были свезены к Москве-реке и сожжены.

Читайте также:  Племена средней азии, закавказья и кавказа в 4 тысячелетии до н. э. - история России

Расцвет русской музыкальной жизни, начавшийся в XVIII в., был тесно связан с преобразованиями Петра I. На улицах и площадях больших городов в честь многочисленных побед русской армии и флота играли духовые оркестры, распевались торжественные хоровые гимны. В Москве и Петербурге выступали с концертами приезжие иностранные артисты.

На ассамблеях — парадных приемах, введенных Петром I, — дворянство знакомилось с модными европейскими танцами: менуэтом, гавотом, сарабандой. Из-за границы выписывали иностранных музыкантов. Многие из них оседали в России и становились учителями первых русских исполнителей и композиторов.

Ранее всего начала развиваться русская вокальная музыка: песня, романс. До нас дошли многочисленные музыкальные альбомы и рукописные тетради того времени. Они содержат разнообразные песни, так называемые «канты», исполнявшиеся на три голоса.

Попадали в сборники кантов и записи популярных народных песен (например, «За морем синичка», «Война грибов», «Что пониже было города Саратова»). В 1759 г. был напечатан первый «Сборник российских песен» на стихи русских поэтов, он носил характерное для того времени название — «Между делом безделье».

Составил сборник петербургский вельможа Г. Теплов, большой любитель музыки.

К концу XVIII в. появляются песни и романсы, по характеру образов и мелодий близкие народным. Сочинителем таких песен был рано умерший Ф. Дубянский. Проникнутая искренним сердечным чувством его песня «Стонет сизый голубочек» не забыта до сих пор.

Много романсов было написано слепым музыкантом Н. Жилиным. Превосходные «российские» песни и романсы создал талантливый композитор И. Козловский, поляк по происхождению, много лет живший в России («Прежестокая судьбина», «Милая вечор сидела» и др.).

Наряду с изданиями русских романсов публикуются сборники мелодий народных песен («Сборник простых русских песен» В. Трутовского, 1776—1795 гг.; собрание песен, составленное поэтом Н. Львовым и композитором И. Прачем, 1790).

Народные песни, собранные и обработанные Трутовским, впервые в России были изданы с нотами. Придворный гусляр, сочинитель песен и пьес для фортепьяно, Трутовский высоко ценил народное творчество. Он не побоялся включить в свое издание бунтарские песни и песни о Разине, хотя у всех были свежи воспоминания о крестьянской войне — пугачевщине.

Ведущим музыкальным жанром XVIII в. стала опера.

Еще при дворе царя Алексея Михайловича и позднее — во время царствования Петра I — устраивали театральные представления с музыкальными номерами и песнями. Назывались они «поючими действами». Это были первые музыкально-драматические театры в России.

В 30—40-х гг. XVIII в. в закрытом придворном театре происходили опорные спектакли иностранных трупп.

Первые дошедшие до нас русские оперы были поставлены в 1779 г. В январе того года внимание московских любителей театра было привлечено афишами, объявлявшими о представлении комедии А. Аблесимова «Мельник— колдун, обманщик и сват».

Успех был исключительным — спектакль сыграли 27 раз в Москве и 22 раза в Петербурге.

В музыкальной комедии изображались проделки плутоватого мельника Фаддея, который помог молодым влюбленным Анюте и Филимону, одновременно ухитрившись угодить и отцу невесты, крестьянину Анкудину, и ее матери Фетинье, бывшей дворянке. Все были довольны, когда оказалось, что жених — однодворец, т. е.

Сам помещик, сам крестьянин,И с крестьян оброк берет.

Успеху у зрителей немало содействовали исполнявшиеся по ходу спектакля известные народные песни, искусно переложенные для оркестра скрипачом театра М. Соколовским.

В их числе: «Вниз по матушке по Волге» (песня мельника), «Земляничка-ягодка» и «Как у нашего широкого двора» (песни Анюты), «Как ходил, гулял Ванюша» (бойкая песня Филимона) и многие другие. Популярность этой музыкальной комедии была так велика, что позднее даровитый композитор Е.

Фомин добавил к ней ряд новых вокальных номеров и увертюру на русские темы. Теперь музыкальная комедия «Мельник» приобрела облик настоящей оперы.

7 ноября того же 1779 г. на сцене петербургского театра была поставлена опера В. Пашкевича «Несчастье от кареты» (текст Я. Княжнина). В ней живо обрисовано бесправное положение крепостных людей, разлучаемых из-за прихоти помещика, которому нужны деньги для покупки модной французской кареты.

А в опере крепостного композитора М. Матинского «Санкт-петербургский гостиный двор» остроумно высмеиваются скупость и мошенничество купцов и взяточничество чиновников.

Эти первые русские оперы сочувственно показывали жизнь простых людей и прежде всего крепостных крестьян, обличали пороки дворян и помещиков, чиновников и купцов.

В ранних русских операх разговорные сцены чередовались с музыкальными номерами — песнями. Исполняли их обычно артисты драматического театра. В некоторых операх встречались и более развитые музыкальные сцены: ансамбли, хоры. Например, в опере «Гостиный двор» — комический секстет продавцов и покупательниц, трио и свадебные хоры.

Самые яркие и самобытные оперы XVIII в. были созданы композитором Евстигнеем Ипатьевичем Фоминым (1761 —1800).

Сын простого солдата, он рано обнаружил исключительную музыкальную одаренность и еще ребенком был принят в Академию художеств. Здесь Фомин получил основательное музыкальное образование. После окончания академии его послали на три года в Италию. Вернувшись в 1786 г.

на родину, Фомин создает оперу-балет «Новгородский богатырь Боеслаевич», где впервые вводит пантомиму (в сцене кулачного боя и других массовых сценах). Год спустя в петербургском театре ставят одно из лучших произведений композитора — хоровую оперу-сцену «Ямщики на подставе».

В ней использовано несколько народных песен — и лирических протяжных (песня ямщика Тимофея), и веселых плясовых («Из-под дуба, из-под вяза»).

Самые замечательные сцены оперы — хор «Высоко сокол летает», написанный в духе русской протяжной многоголосной песни, и трио с хором на тему песни «Во поле береза стояла».

Другое значительнейшее создание композитора — «Орфей», драматический спектакль, в котором речь актера сопровождалась симфонической музыкой.

«Орфей» Фомина произвел на современников громадное впечатление. Об этом рассказывает дошедший до нас отзыв: «В мелодраме сей сперва была музыка Торелли, а после нашего русского, г. Фомина, который превосходным талантом своим помрачил прежнюю музыку совершенно и… в «Орфее» оставил незабвенную по себе память».

В инструментальной русской музыке вплоть до конца XVIII в. преобладали развлекательные жанры: танцы, застольные песни, серенады на открытом воздухе. Излюбленным видом пьес были обработки народных мелодий для различных инструментов, вариации на темы популярных песен.

Очень своеобразное явление русской музыкальной жизни середины XVIII — начала XIX в.— роговые оркестры. Необычайно мягкое и вместе с тем сильное звучание их поражало современников. Первый роговой оркестр был создан в начале 50-х гг.

из крепостных людей графа Нарышкина чехом Марешем. Исполнитель мог извлекать из рога только один определенный звук.

Даже самая простая мелодия исполнялась большим количеством музыкантов, каждый из которых должен был вступить точно вовремя, чтобы не нарушить мелодической плавности.

А играли эти оркестры труднейшие виртуозные произведения, вплоть до оперных увертюр западных композиторов. Только крепостная палочная муштра могла создать такие ансамбли. Нечеловеческое напряжение нередко стоило музыкантам жизни, они рано погибали от чахотки, от тяжелых нервных заболеваний.

В последней четверти XVIII в. появились более крупные и сложные произведения оркестровой и камерной музыки: сонаты, концерты, камерные ансамбли. Их создатели — замечательные русские музыканты И. Е. Хандошкин, Д. Н. Кашин, Д. С. Бортнянский.

Скрипач-виртуоз, чье имя было известно далеко за пределами России, Иван Евстафьевич Хандошкин (1747—1804) был выдающимся сочинителем инструментальной музыки. Судьба этого крепостного музыканта типична для той эпохи.

После музыкального обучения в капелле графа Нарышкина Хандошкин за выдающиеся успехи был отправлен в Италию. Вернувшись в Петербург, 17-летний скрипач становится организатором и первым преподавателем скрипичных классов Академии художеств.

Широкая концертная деятельность, состязания с иностранными мастерами, всегда заканчивавшиеся победой Хандошкина, приносят ему славу.

Но жилось ему нелегко — русские артисты в то время получали очень небольшое жалованье, зато приглашенные иностранные музыканты оплачивались щедро.

Современники признавали Хандошкина «первым сочинителем и игроком (исполнителем) русских песен».

Они высоко ценили прекрасные его вариации на народные мелодии для фортепьяно («Выйду ль я на реченьку»), для альта и скрипки.

Хандошкин использовал вариации и в крупных произведениях: сонатах для скрипки-соло, концертах. Известно, что он писал и симфонии, и балеты, но эти произведения до сих пор не найдены.

Очень одаренным был крепостной музыкант Даниил Никитич Кашин (1769 —1841) — сочинитель фортепьянного концерта, многочисленных вариаций на темы народных мелодий и оперы «Наталья, боярская дочь». Превосходный пианист, дирижер, педагог и собиратель народных песен, он все свое творчество, все свои силы посвятил борьбе за самобытное развитие русского искусства.

Иначе сложились жизнь и творчество придворного музыканта Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 —1825). Он писал фортепьянные и скрипичные сонаты, струнные ансамбли, симфонию и оперы для узкого кружка аристократов — любителей музыки.

Став директором придворной певческой капеллы, Бортнянский целиком посвятил себя созданию церковной музыки.

Его духовные вокальные концерты, раскрывавшие светлые и глубокие человеческие чувства, мало походили на однообразно-унылые церковные песнопения и скорее всего напоминали оперную музыку,

Замечательные русские исполнители и композиторы XVIII столетия на благодатной почве народного творчества создали основные музыкальные жанры и подготовили расцвет и всемирное признание русской музыки в XIX в.

Источник: http://de-ussr.ru/literat/muzyka/russkaya-muzyka-xviii-v.html

Ссылка на основную публикацию