Формирование командной административной системы 1920 — 1930-е гг. — история России

Условия формирования командно — административной системы экономики в СССР в 20-30 гг

20-30-е годы — одна из самых страшных страниц в истории СССР. Было проведено столько политических процессов и репрессий, что еще долгие годы историки не смогут восстановить все детали страшной картины этой эпохи. Эти годы обошлись стране в миллионы жертв, причем жертвами как правило становились талантливые люди, технические специалисты, руководители, ученые, писатели, интеллигенция.

Политическая система этого времени, экономическое развитие СССР и его оценка, культурная жизнь страны — вызывает жаркие дискуссии.

Часть авторов до сих пор отстаивают точку зрения, что рассматриваемый период — время успешной деятельности коммунистической партии, борьбы с врагами социализма, «оппортунистами» и «вредителями» при отдельных, якобы, «упущениях» и ошибках.

В некоторых книгах погибших в результате репрессий деятелей партии и государства продолжают обвинять в организации заговоров. С противоположных позиций выступают те, кто считает 20-30-е годы временем неслыханных преступлений, уничтожения собственного народа, в котором нет ничего светлого.

Третий подход — стремление изучать исторический процесс 20-30-х годов как результат взаимодействия различных внутренних и внешнеполитических факторов, в котором переплетаются энтузиазм и насилие, героика и подлость, радость и трагедия.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДНО — АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

В декабре 1925 г. XIV съездом ВКП(б) был взят курс на индустриализацию. Целью индустриализации было превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую. Машинную технику планировалось внедрить во все народное хозяйство и на этой основе добиться ускоренного развития. Преимущественная роль отдавалась тяжелой промышленности.

Большевики отвергли экономическую концепцию «буржуазной» интеллигенции (видных экономистов А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.Н. Прокоповича, Б.Д. Бруцкуса), видевшей в сельском хозяйстве и рыночной экономике главный источник национального богатства. Их позиция, поддержанная наркомом финансов Г.Я. Сокольниковым, была расценена как «аграрная» и «народническая».

Внутри партии большевиков по вопросу об индустриализации столкнулись два направления. «Левое», наиболее последовательно отстаиваемое Л.Д. Троцким, Е.Л. Преображенским и Г.Л. Пятаковым, стояло за преимущественное развитие тяжелой промышленности. «Правое» направление, главным теоретиком которого был Н.И.

Бухарин, а проводником этих идей в ВСНХ — Ф.Э. Дзержинский, настаивало на продолжении нэпа. Заместитель председателя ВСНХ Пятаков выступал за планируемую, централизованную индустриализацию при абсолютном приоритете тяжелой промышленности.

Поддерживавший его Троцкий настаивал на установлении «диктатуры промышленности».

В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры.

Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров — Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В.

Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях советских органов.

В 20-30-е годы окончательно оформилась та командно-административная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране. В качестве основных факторов, способствовавших формированию этого режима можно выделить экономические, политические и социо — культурные.

Ограничения демократии, вызванные обстоятельствами военного времени, впоследствии привели к обвальному принуждению, насилию. Большевики вытесняют с политической арены России почти все партии и в 20-е годы остаются единственной партией.

Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии.

В первую очередь к концу 20-х годов в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 году 1200 тысяч человек.

Подавляющая масса принятых тогда в партию — люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине.

Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу против оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой же старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка была втянута в борьбу за власть и была расколота, а затем и вовсе уничтожена.

Становлению административно-командного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории.

Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т.д. (подданический тип политической культуры).

Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа.

Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата.

Усиления командно-административных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости.

Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф.

Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т.д.).

Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического, централизма была возведена съездом в закон, распространивший свое действие не только на партийную, но и на все другие сферы управления в условиях советской действительности. Такая система работала в едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла сама по себе быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов.

К ужесточению политического режима в стране привело и форсированное экономическое развитие. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы.

Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение.

В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировлся административно-командный режим, система личной диктатуры Сталина.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Командно-административная система – это режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

Основополагающей чертой командно-административной системы является то, что все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству.

Так, установление Советской власти в СССР сразу же сопровождалось целым рядом законов по экспроприации собственности, национализации банков, «Законом о социализации земли» (февраль 1918 года), «Декретом о национализации внешней торговли» (апрель 1918 года), введением продотрядов и комбедов, занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственных излишков у «кулаков» и т. д.

Следующей чертой командно-административной системы является то, что все управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр берет на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить.

Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своем роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве.

Здесь появляется государственный план, который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства – предприятиям, организациям народного хозяйства.

Упрощенно процесс планирования можно описать следующим образом: на самом верху государственной пирами­ды определяется, сколько данного продукта, предположим, авто­мобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год.

За­тем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рас­считывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и про­чих материалов для выпуска запланированного объёма автомобилей. Следующий этап — расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства исходных материалов.

Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Мини­стерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства.

Предположим, Министер­ство черной металлургии получает задание выпустить за год опре­деленное количество чугуна, стали, проката разных видов. Мини­стерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой про­дукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будуще­го года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до работника-сталевара.

К основным чертам командно-административной системы можно также отнести то, что она предполагает уничтожение рыночного механизма как децентрализованной системы связи на основе ценовых сигналов и ликвидацию денежной системы.

Отсюда вытекает и следующий принцип плановой экономики — определение доли каждого участника процесса производства осуществляется на основе трудовых затрат, что удостоверяется квитанциями, «трудовыми чеками» или другими подобными документами.

Такой порядок, по мнению теоретиков социализма, уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию.

Как пишет профессор Альберт Еремин в своей книге «Объективные источники экономического развития при социализме», «за годы строительства социализма экономический счет еще не пришел к естественному мерилу труда — времени (если не считать периода с 1930 года до середины 1950-х годов, когда в колхозах началось широкое распространение трудодней)», но «по сути процесс шел именно к этому: существовал прямой учет затрат труда на выпуск той или иной продукции непосредственно в рабочем времени, который был первичной основой для денежной формы учета. При установлении цены на изделие органы ценообразования исходили из трудоемкости его изготовления, а затем умножали ее на «цену» в рублях одного нормированного часа».

Если рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве отличительной черты командно-административной системы можно выделить монополию государственной власти, ее однопартийность и жесткий политический контроль с ее стороны, который «исключает любые несанкционированные формы массовой активности».

Читайте также:  Первопроходцы сибири - история России

Итак, к основным чертам командно-административной системы относятся:

1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;

2) сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;

3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;

4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;

5) централизованная система контроля и управления экономикой;

6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;

7) существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;

8) полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;

9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;

10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. РЕПРЕССИИ 20-30-х ГОДОВ
Главной характерной чертой политического режима в 20-30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы.

Решения XVII съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы.

Выстраивалась своеобразная пирамида партийно — государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б).

Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ).

Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В декабре 1932 г. в стране была введена особая паспортная система. Все сельское население страны за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-ти километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спискам сельсоветов.

Строгий контроль за соблюдением паспортного режима не позволял подавляющему большинству советских граждан самостоятельно решать вопросы о месте своего проживания. В июне 1934 г. ОПТУ было преобразовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в Наркомат внутренние дел.

При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/3372.html

Формирование административно – командной системы

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 10Следующая ⇒

После победы Октябрьской революции в партии большевиков встал вопрос о путях и методах дальнейшего развития страны. Социалистическая революция могла развиваться демократическим или административно – командным путем. Этот вопрос – вопрос о стратегии развития – стал главным во внутрипартийной борьбе в 20-е годы.

Эта борьба идей и взглядов внутри большевистской партии переросла в борьбу за лидерство и отразилась на дальнейшей судьбе советского общества. В 30–е годы в стране сформировалась административно – командная система. Она представляла собой: в политической области – полное отстранение народа от власти, управления.

Установление всеобъемлющей тоталитарной власти государства, формирование бюрократических централизованных методов управления обществом от армии до культуры и т.д., свертывание демократии, Советы как органы народного самоуправления становятся просто фикцией. Под лозунгом классовой борьбы ведется борьба с инакомыслием.

В стране была создана обстановка страха, запугивания, проводилась практика постоянных доносов, репрессий. В концлагерях ежегодно сидело около 12 млн. человек, т.е. пятая часть всех занятых в то время в отраслях материального производства. Целые народы объявлялись врагами, сгонялись со своих территорий и переселялись.

Из «наказанных народов» первыми в ссылке оказались поляки. Еще в середине 20 – х годов были ликвидированы польские национальные районы в Белоруссии, в1936 г. поляков переселили с Украины в Казахстан. В 1937 г. 190 тыс. корейцев, 8 тыс. китайцев были вывезены из Бурятии, Хабаровского, Приморского краев, Читинской области в Среднюю Азию, Казахстан.

Перед войной из Карелии, Ленинградской области были выселены финны. Из Поволжья, Москвы, Воронежа, Тамбова и др. выселили 1 млн. советских немцев в Казахстан, Киргизию. В 1941 г. выселялись народы Прибалтики. В 1944 г. из Крыма и Северного Кавказа выселили крымских татар, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, карачаевцев, всего около 650 тыс. человек и т.д.

Этот процесс продолжался и после войны. Цель сталинских перемещений состояла в том, чтобы сломать общество, изменяя географию проживания людей, их статус, занятия, а также вселить страх.

Во внешней политике тоталитаризм проявлялся в навязывании своей точки зрения другим народам.

В экономике — была ликвидирована многоукладность и установлена так называемая единая общественная собственность на средства производства. При той обстановке, когда народ был отстранен от власти, от распоряжения этой собственностью эта собственность стала собственностью партийно – государственной бюрократии, но не народа.

Сформировались внеэкономические административно – командные методы хозяйствования. Хозяйственная политика основывалась на подстегивании экономики, на скачках, экономика развивалась за счет народа. Действовало жесткое централизованное планирование всей экономики. Проведена форсированная индустриализация за счет крестьянства.

Была проведена насильственная коллективизация в сельском хозяйстве.

В социальной сфере – осуществлялись массовые репрессии против людей, уровень жизни советского народа был низок.

Реальные доходы в первые 10 лет индустриализации снизились, ухудшилось качество жизни, особенно в деревне.

Быстрый рост денежных доходов, вызванный непомерной денежной эмиссией, перекрывался еще более быстрым ростом цен; в городах и на стройках распространилась карточная система снабжения.

В деревне, где карточное снабжение отсутствовало, каждый неурожайный год вызывал страшный голод, возросла смертность, замедлился естественный прирост населения. Советский Союз превратился в страну с сокращающимся населением.

В идеологии – сформировался культ вождя, режим личной власти, действовал классовый подход к идеологии, культуре, подавление свободной личности.

Долгие годы существования такой системы создали адекватный этой системе тип социальной психологии, специфическую систему жизненных ценностей и приоритетов. Сдвиги в массовом сознании – это, как считают некоторые историки, самое труднопреодолимое наследие административно-командной системы.

Можно ли было построить другое общество? Существует 2 точки зрения на данную проблему. Одни историки говорят, что если бы не Сталин, то такой системы не было бы.

Вторая точка зрения состоит в том, что другого общества в Советской стране быть не могло, что административно – командная система наиболее полно соответствовала тому уровню развития страны, тому типу политического мышления, которое называют казарменно-коммунистическим, авторитарным. На лекции подробно будет рассмотрен этот вопрос.

Необходимо выделить объективные условия, породившие административно-командную систему. Существовало враждебное внешнее окружение. Советской стране приходилось в одиночку строить социализм, не было опыта проведения социалистических преобразований.

Страна была экономически отсталой и пережила крупные политические потрясения – революцию, гражданскую войну, которые, несомненно, сказались на обществе. Рабочий класс, который должен был стать опорой новой власти, был немногочисленен, преобладало крестьянское население.

Стране необходимо было в короткие сроки дотянуться до уровня передовых развитых стран.

Но важнейшим фактором было отсутствие в России прочных демократических традиций. В условиях царизма у населения не могли сформироваться демократические навыки. У людей не было представлений о демократии, ценности демократии, потребности в демократии.

Общество находилось на разломе, было недостаточно цивилизованно, т.е. было культурно и социально отсталым. Старые традиции разрушились, а новые еще не сформировались.

Все это предопределяло огромную роль государства, необходимость концентрации всей власти в руках государства.

Изменить или смягчить эти объективные условия мог субъективный фактор – партия, ее лидеры. В партии большевиков в результате борьбы за власть лучшие кадры были уничтожены.

В 20-е годы произошел резкий рост численности членов партии за счет притока новых членов с минимальным политическим опытом и теоретическим багажом. Именно они и поддержали Сталина, его вариант социализма.

Эти представления о социализме наиболее полно отвечали представлениям масс. Это был упрощенный вариант, быстрый, понятный.

Именно такой вариант социализма – административно – командная система — и был создан в Советской стране.

Оценивая это общество, необходимо иметь в виду, что существует точка зрения: именно административно – командная система обеспечила прогресс СССР, страна стала индустриальной, сформировался развитый научно-технический потенциал.

Другая точка зрения состоит в том, что эта система затормозила прогресс страны, она далась обществу дорогой ценой, ценой огромного числа потерянных человеческих жизней и сломанных судеб и можно было бы решить проблемы страны по-другому.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

7 апреля 1930 г.–Указ о расширении системы трудовых лагерей, переданных Главеому управлению лагерей (ГУЛАГу) в составе ОГПУ.

20 февраля 1932 г.– Л.Д. Троцкий лишен советского гражданства.

12 января 1933 г.–Решение ЦК о проведении частки партии (в результате ее численность сокращается на более 1 млн. человек).

26 января-10 февраля 1934 г.

Источник: https://lektsia.com/1x81e.html

Формирование командно-административной системы в СССР

Режим власти, созданный И.В.Сталиным в 1930-е гг., получил название тоталитарного. При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верной провозглашается та доктрина, которой придерживается лидер.

Но для существования тоталитарного режима необходимо было создать особую государственную систему. Сталин ее создал, и она получила название командно-административной.

Основу ее составлял бюрократический аппарат, номенклатура (круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа). Именно в руках номенклатуры сосредоточивалось управл всеми сферами жизни советского общества.

Административно-командная система напоминала пирамиду, на вершине которой находился вождь, окруженный пятью-шестью ближайшими соратниками, вместе с которыми он вырабатывал основные решения по вопросам внутренней и внешней политики страны, позднее оформлявшимися номенклатурой в виде законов и указов.

По некоторым данным, за все годы советской власти, с 1917 по 1991, число лиц, непосредственно участвовавших в принятии и оформлении таких кардинальных решений, не превысило 2-3 тыс. человек. В основании же пирамиды находились миллионы простых советских тружеников.

Читайте также:  Внутренняя и внешняя политика анны иоанновны - история России

1.Предпосылки становления командно-административной системы в СССР в 1920-30 гг.
Для возникшего в СССРв 30-е гг. политического строя был характерен тоталитаризм − режим, который полностью подчиняет, контролирует и регулирует все сферы жизни общества.
Одной из важных предпосылок становления этой системы являлась монополия на власть одной партии.

Внутри самой партии постепенно свертывались демократические начала, ослабевали коллективные принципы руководства. Все реже стали созываться съезды ВКП (б), партийные конференции.
В конце 1920-х гг. начался кризис нэпа. Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства.

Крестьянин-единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. Посевные площади стали сокращаться. Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. Преодолеть кризис можно было двумя путями. Экономический план, сторонниками которого были Н.И. Бухарин, А.И.

Рыков и другие их партийные единомышленники, предусматривал иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления).

Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. И.В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян.

С этой целью в 1928 г. было решено провести коллективизацию − политику советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств.

Целью коллективизации провозглашались: «ликвидация кулачества как класса», обобществление средств производства, централизованное управление сельским хозяйством, повышение эффективности сельскохозяйственного труда, получение средств на индустриализацию страны.

Насильственное проведение коллективизации обеспечило приток средств для проведения индустриализации − процесса создания крупного машинного производства, формирования новой социальной структуры и перехода на этой основе от аграрного общества к индустриальному.

Впервые лозунг перехода к индустриализации провозгласила ХIV Всероссийская партийная конференция большевиков в 1925 г.

Целями индустриализации определялись: преодоление технико-экономической отсталости СССР от развитых западных государств, превращение страны из аграрной в индустриальную, ликвидация отсталости аграрного сектора экономики, создание мощной оборонной системы и укрепление международного положения СССР .

Для успешного проведения коллективизации и индустриализации потребовалось держать в повиновении миллионы людей, не допускать никаких проявлений самостоятельности и инакомыслия.

С этой целью в нашей стране была создана могучая репрессивная система, возникшая еще в годы Гражданской войны и окончательно сформировавшаяся в 1930-х гг. Ее основу составили органы наркомата внутренних дел − НКВД, которые постепенно вышли из-под контроля не только государства, но и партийного аппарата, непосредственно подчиняясь лишь И.В.Сталину.

Нужно отметить, что сталинская политика находила одобрение у основной массы коммунистов, вступивших в партию в то время, когда И.В.Сталин был ее генеральным секретарем.

Это были в своей основной массе малообразованные, культурно отсталые, политически неграмотные люди, связывающие свое вступление в партию с возможностью сделать быструю карьеру, получить привилегированное положение.

Репрессии выдвигали на руководящие должности − первых секретарей обкомов, наркомов, директоров крупнейших заводов − молодых людей в возрасте тридцати с небольшим лет. Вот почему перед Великой Отечественной войной среди высшего руководства страны, командующих армиями и военными округами оказалось слишком мало опытных кадров.

После разгрома «правого уклона» в партии уже не было открытой организованной оппозиции. Правда, еще имели место отдельные проявления недовольства, несогласия с «генеральной линией». Но они уже не могли изменить ситуацию.

XVII съезд, названный «съездом победителей», прошел при отсутствии какой-либо критики в адрес Сталина, выступавшие всячески восхваляли его. К ним присоединились и присутствовавшие на съезде бывшие члены оппозиционных группировок.

При этом бывшие оппозиционеры каялись в своих ошибках, признавая тем самым свое окончательное поражение.

Впервые в истории партии съезд не принял по отчетуЦК развернутой резолюции, а просто предложил «всем парторганизациям руководствоваться в своей работе положениями и задачами, выдвинутыми в докладе товарища Сталина».

Т.о, диктатура партии все больше превращается в диктатуру ее вождя, формируется культ его личности.
2. Характерные черты общественно-политической жизни страны при сложившейся командно-административной системе.

Источник: http://arhivinfo.ru/1-100658.html

Образование СССР. Формирование советской политической системы 1920-1930-х гг

943 просмотров

Следствием Февральской и Октябрьской революций явился распад Российской империи. После окончания гражданской войны на ее бывшей территории существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г.

три последние республики образовали Закавказскую Федерацию).

В каждой республике были свои органы власти и управления, действовали свои конституции, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б), что значительно облегчало процесс объединения суверенных республик в единое государство. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства. Но самое главное, что идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии).

Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР.

Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти.

Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов.

Но это же одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920—1922 гг.

все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти.

Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества.

Нуждались в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения.

С другой стороны, участились требования работников некоторых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов. Предлагалось, в частности,— в связи с начавшимися в республиках аграрными реформами и отсутствием общего законодательства — объединить наркоматы юстиции и земледелия под эгидой Наркомюста РСФСР и Наркомзема РСФСР. Весной 1922 г.

высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. И. В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации».

В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения.

Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре — ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И.

Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В. И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР.

Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР.

Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободною выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления.

Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами—двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Источник: https://students-library.com/library/read/17243-obrazovanie-sssr-formirovanie-sovetskoj-politiceskoj-sistemy-1920-1930-h-gg

Формирование и развитие административно-командной системы управления

Формирование и развитие административно-командной системы управления в СССР в конце 1920-х–30-е годы. 

В рассматриваемый период завершилось становление тоталитарного режима и административно-командной системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки.

  Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В.

Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.

Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась  в  партийном аппарате.

Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной.

Читайте также:  Русская музыка 18 — 19 вв - история России

 Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления.

Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда. 

В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются (вплоть до физической ликвидации на основании сфабрикованных судебных дел) оппозиционно настроенные по отношению к Сталину лидеры. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина.

Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников. 

  Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком.  Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.

Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г.

была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г.

создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.

Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг.

проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян.

Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения  частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

Источник: https://www.istoriya.org/formirovanie-2/

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА В СССР В 1920 – 1930-е гг

В 1920-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров – Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д.

Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т.е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин – председатель Совета Народных Комиссаров (СНК); М.И. Калинин – председатель ВЦИК; И.В.

Сталин – народный комиссар по делам национальностей и т.д.

На Х съезде РКП (б) была принята секретная резолюция «О единстве партии», которая запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Однако это решение не прекратило внутрипартийной борьбы. Болезнь В.И. Ленина, а затем его смерть в январе 1924 г. осложнила ситуацию в партии.

Генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал И.В. Сталин. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции, стремление занять в партии и государстве руководящее положение Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева и др.

, их неприятие сталинских методов руководства – все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И.В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов. В 1929 г. Л.Д.

Троцкого выслали из СССР, Л.Б. Каменев, Г.В. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

Сталин И.В. сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Складывался культ личности И.В. Сталина.

В 1920-е годы большевистское руководство нанесло удар по сохранявшимся оппозиционным политическим партиям. В 1922 г. были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий.

Летом 1922 г. в Москве прошел публичный судебный процесс над лидерами эсеров, обвиненных в террористической деятельности. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

Через систему секретных сотрудников ВЧК – ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление – с 1924 г.) был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян.

Органы тайного сыска изолировали в тюрьмах и концлагерях всех активных противников большевистского режима, карательные меры коснулись всех слоев населения.

Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения.

В категорию «врагов народа» попали многие ответственные работники Госплана, ВСНХ, наркоматов, видные ученые Л.К. Рамзин, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов.

Репрессии сопровождались нарушением законности. Создавались внесудебные органы в системе госбезопасности, решение которых по вопросам репрессий не подлежало контролю. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения.

Усиливались командно-административные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации.

В середине 1930-х годов усилились репрессии против командных кадров Красной армии (М.Н. Тухачевского, И.Э. Якира, И.П. Уборевича, А.И. Егорова, В.К. Блюхера).

Десятки тысяч невинных людей приговаривались к заключению в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ). Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 996 тыс. в 1937 г.

К средине 1930-х годов в СССР сложилась административно-командная система. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, «захват государства партией», уничтожение гражданских свобод, унификация общественной жизни, культ национального вождя.

Источник: https://studlib.info/voennaya-nauka/2229251-administrativno-komandnaya-sistema-v-sssr-v-1920-1930-e-gg/

История России 1920-1930 гг. Образование СССР

История России 1920-1930 гг.

Образование СССР

Предпосылки образования:

  1. Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками.
  2. «Советизация» и «большевизация» национальных республик в ходе Гражданской войны.
  3. Стремление к единой внешней безопасности республик.

Проекты объединения:

  • Ленин — федеративное устройство – равноправие союзных республик в рамках нового государства
  • Сталин – автономизация – вхождение республик в состав РСФСР (подчинение центру – Москве).

30 декабря 1922 г. – образование СССР

РСФСР, УССК (Украина), БССР (Белоруссия),ЗСФСР (Закавказская: Грузия, Армения, Азербайджан).

^

— выборы в Советы многостепенные, открытые- равные законодательные права : съездов Советов, ЦИК (Центральный исполнительный комитет) СССР, СНК (Совет народных комиссаров) СССР- декларирование свободного, равного объединения республик с правом выхода из Союза- ограничение в правах бывших дворян, чиновников, священнослужителей, предпринимателей.

^ принята на 10 съезде РКП (б) 1921 г.

НЭП — новая экономическая политика – система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений.

^

— голод в Поволжье (умерло 5 млн.)- 7 млн. бездомных- карточная система- продразверстка- военный террор.

Экономические меры:

  1. План ГОЭРЛО (электрофикация страны)
  2. Создание Госплана — государственная плановая комиссия.
  3. Замена продразверстки – на продналог (объявлялся заранее, в течение года не изменялся).
  4. Введение «золотого червонца» — свободно конвертируемой валюты.
  5. Отмена карточной системы, уравнительной оплаты труда.
  6. Разрешена частнопредпринимательская деятельность средних и мелких предприятий.
  7. Допуск иностранного капитала в страну.
  8. Перевод гос. предприятий на хозрасчет (после выполнения заказа — самостоятельная реализация продукции) и самоокупаемость.
  9. Отмена бесплатных услуг, трудовой повинности.
  10. Разрешение аренды земли и применение наемного труда в сх.

НО

  1. Сохранение гос. собственности на : землю, транспорт, банковское дело, крупные промышленные предприятия.
  2. Гос. монополизация внешней торговли – контроль государства над ввозом и вывозом товара.
  3. Монополизация политической власти (уничтожение оппозиции, создание однопартийной системы).

Итоги нпэпа: 1928 г. экономические показатели России вышли на уровень развития Российской империи в1913г.

^

1.Периодическое противоречие между:- общественно-государственным, индивидуально-крестьянским и частными секторами экономики- между директивно-плановыми методами и рыночными отношениями- обострения между социальными группами вследствие имущественного неравенства- негативное отношение к «нэпманам» как к «чуждо-классовым» элементам- между авторитарной политической системой и плюралистическими экономическими отношениями.2. Доминирование установки на временный и переходный характер нэпа.3. Внутриполитическая борьба за власть и победа сторонников с»свертывания» нэпа.4.Самоизоляция советской экономики и отсутствие широких экономических связей с мировым сообществом.5. Нежелание «нэпманов» вкладывать в затратоёмкие отрасли (машиностроение, металлургию).

Внешняя политика

Основные направления:

  1. Преодоление дипломатической изоляции, необходимость развития экономических связей:

1920 – мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией

1922 –^ о дипломатических отношениях

1922 — конференция со странами Антанты (Великобритания, Франция) в Генуе, Гааге взаимопретензии не привели к положительному результату.

  1. Идеология мировой революции

– поддержка национально-освободительной борьбы стран востока: Турция, Китай, Афганистан- поддержка коммунистического и рабочего движения в Западной Европе – создание Коминтерна.В 1920-е гг. во внешней политике СССР акцент с Мировой революции смещается на поддержку деловых отношений с государствами.

^

Индустриализация

Цели:

  1. Преодоление технико-экономической отсталости страны.
  2. Достижение экономической независимости (н-р, от машиностроения Германии).
  3. Создание мощной тяжелой и оборонной промышленности.
  4. Формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации.

«Превратить СССР из страны ввозящей технику, в страну – производящую технику».

Источники:

— перераспределение средств бюджета в пользу индустриальных (в ущерб легкой, пищевой промышленности)- получение доп.доходов за счет экспорта зерна, пушнины, золота, нефти, предметов искусства.- проведение гос.займов у населения- организация соц. соревнований, ударничества (стахановское движение)-повышение налогов-соблюдение режима строжайшей экономии в расходовании средств-бесплатная рабочая сила ГУЛАГ (политзаключенных)- «выкачка» средств из деревни- мировой кризис (1929-1931 – поставки по низким ценам).

Итоги:

— достигнута экономическая независимость страны- 2 место по выплавке чугуна, стали, производства электроэнергии, машиностроения (после США)- создана металлургическая база на востоке страны (Урал, Сибирь)- построены ТЭЦ, ГЭС- укрепление обороноспособности страны- ликвидирована безработица.СССР в результате «форсированной индустриализации» удалось за 10 лет «пробежать» расстояние в 50-100 лет.

Последствия:

— складывание административно-командной, сверхцентрализованной системы управления (1-я пятилетка 1928-1932 гг, 2-я пятилетка – 1933-1937 гг.)- «обескровлено сх»-отставание легкой промышленности- широкое использование бесплатного труда заключенных.

Коллективизация

Источник: http://www.userdocs.ru/ekonomika/79434/index.html

Ссылка на основную публикацию